Иосиф: „Скажи мне прямо, кто был тот чужестранец и предатель, который пришел в мой дом, как некий соглядатай, в мое отсутствие из града Назарета»? Богородица: „В то время как Я взяла сосуд, чтобы почерпнуть воды для питья, Я услышала тихий голос, говорящий: радуйся, благодатная, Господь с Тобою». Иосиф: „От века не было слыхано, чтобы от звука слов зачинала дева, дотоле не чревоносившая; да и отцы не возвестили нам, чтобы случалось подобное в древние времена». Богородица: „разве не написано у пророков: Дева во чреве зачнет и родит сына“ (Ис. 7:14)? Не скажешь ли Ты, что и пророки обманывают? Итак, Иосиф, ты ошибаешься, сильно возмущенный». Иосиф: „теперь я скажу, Мария, что Ты последовала по стопам Своей матери Евы; но та была отлучена от рая, как обратившая внимание на шептавшего ей; а Ты будешь изгнана из дома моего, как виновная». Богородица: „Я знаю, что Твой ум поражается преславным таинством чудесного чревоношения. Но не Я стала причиною случившегося события, ибо с детства Я навыкла служить Господу Творцу». Иосиф: „Не сказал ли я Тебе: покажи мне злодея дома моего, и я освобожу Тебя от подобной вины? Не сказал ли я Тебе: уходи скорее к возлюбленному Своему? На что же Ты еще надеешься»? Богородица: „Я не знаю хорошо, где пребывает он. Я, действительно, хотела бы встретиться с ним, – желала бы созерцать его достойную кисти красоту и беседовать с ним, ибо он сказал Мне: „радуйся“. Иосиф: „Не достоин ли я заплевания? я взял Тебя девой из дома Господа моего и не сохранил Тебя. Как же отныне я приближусь к Господу Богу моему и исполню повеленное законом»? Богородица: „Поверь пророкам Божиим и не предавайся печали: ибо найдешь написанное у них: се Дева во чреве имать и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил“. Иосиф: „жезл первосвященнический убедил меня взять Тебя из дома молитвы для хранения; и я оставил Тебя со всяким попечением в доме моем; почему же Ты не ожидала, Мария, пока (в моем отсутствии) я совершу дела»? Богородица: „Жив Господь! Скверны чуждого ложа и греха плотской похоти Я не знаю; но Я слышала ангельский глас, взывающий: не бойся, Мариам: обрела бо еси благодатъ у Бога“.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Когда день начинается, я предстою перед Господом и спрашиваю себя: чего Господь хотел бы от меня в этот день? Я прошу Бога, чтобы Он дал мне силы исполнить миссию, которую возложил на меня, а то, на что не хватит человеческих сил, сделал Сам. Вновь и вновь я убеждаюсь, что Господь через нас осуществляет дело, которое хочет осуществить на земле, – дело спасения людей. Мы только орудия в Его руках, и даже если бы мы не захотели исполнять Его послушание, Он все равно от нас этого добивается. Так, в книге пророка Ионы мы читаем о том, что Господь послал его в Ниневию: пророк не захотел идти, оказался на корабле, попал во чрево кита, прошел через трудные испытания, кит его выбросил на сушу. И чем все закончилось? Тем, что Господь сказал: «А теперь иди и делай то, что Я тебе сказал с самого начала». Бог ожидает от нас того, что мы будем исполнять Его поручения. Я эти поручения от Господа получаю через Вас, Ваше Святейшество. Поэтому всякий раз, когда предстою на молитве перед Господом, я прошу, чтобы Он помогал мне исполнять Ваши поручения так, как Вы этого ожидаете. И то дополнительное служение, связанное с богословием и духовным образованием, о котором Вы сегодня сказали, я стараюсь нести так, чтобы от этого была польза Святой Церкви в тех областях богословской науки, которые требуют своего развития, которые требуют, чтобы мы истины Божии говорили людям на современном языке. Ваше Святейшество, я счастлив быть не только Вашим помощником, но и Вашим учеником. И соприкасаясь с Вами в этом ежедневном труде на благо Церкви, я вижу, как Вы отдаете ей свои силы, не щадя живота, не щадя здоровья; вижу, как Вы преданно несете службу Божию. Я восхищаюсь Вами и по мере своих сил стараюсь брать с Вас пример».  В дар Святейшему Патриарху Кириллу митрополит Иларион преподнес изготовленный по древним образцам Первосвятительский посох. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/4571693.ht...

Многие докучали ему из-за одного клирика, весьма дурного поведения, по имени Харисия. Призвав клирика, патриарх пытался вразумлять его, но вразумления нисколько на него не действовали. Тогда приказал наказать по правилам отеческим и церковным. Но наказание не принесло ни малейшей пользы: дело доходило до волхования и убийства... Вот патриарх призывает к себе одного из апокрисиариев, посылает его к св. Елевферию (Харисий был чтецом при его храме) и поручает ему сказать: «Св. Елевферий, один из твоих воинов много грешит. Или исправь его или отлучи!» Апокрисиарий отправился в храм св. мученика Елевферия и стал пред жертвенником. Обратясь к гробнице мученика, простер руки свои и воскликнул: «Святый мучениче Христов, патриарх Геннадий объявляет тебе чрез меня, грешного: «Твой воин много грешит. Или исправь его, или отлучи!» И на другой день нечестивец был найден мертвым... Все были поражены ужасом и прославили Бога. 146. Видение Евлогия, патриарха Константинопольского. Мы были в Еннате, в киновии «Тугара». Настоятель киновии авва Мина рассказывал нам о св. папе Евлогии: однажды ночью, совершая у себя в домовом храме епископии правило, он увидал стоявшего близ него архидиакона Юлиана. Увидав его, он изумился, что он дерзнул войти без доклада. Однако промолчал. Окончив псалмопение, папа сделал земной поклон. Сделал то же самое и явившийся ему в образе архидиакона. Поклонившись, папа встал, но тот оставался простертым на полу. – Доколе же ты будешь лежать? – сказал папа, обратившись к посетителю. – Если ты не прострешь руку и сам не поднимешь меня, – отвечал он, – я не могу встать. Тогда авва, протянув руку и взяв его, поднял. Потом продолжал славословие. Немного спустя оглянувшись, он уже никого не увидал. По окончании утренних молитв, он позвал своего келейника и спросил его: – Почему ты не сказал мне о приходе архидиакона, и он без доклада пришел ко мне и притом ночью? Келейник уверял, что он никого не видал, и никто не входил. Не поверив ему, папа сказал: – Поди – позови сюда привратника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Но Бог открывается лишь через веру. Вера, и только вера, есть для нас залог приближения к Богу и самого богообщения. Ибо по благодати Божией «все возможно верующему» ( Мк. 9, 23 ). Гуманизм, пытаясь упразднить веру и в ней одной укорененное боговедение, водружает на их месте нового идола – «позитивное», или «научное», знание и отводит ему самое почетное место в пантеоне лжебогов. Пренебрегаемый гуманистическим мудрованием, Бог попускает ему утвердиться, чтобы затем предоставить собственной судьбе – неизбежному поруганию от былых ревнителей, которые рано или поздно «возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» ( Откр. 17, 16 ). И поскольку именно через «знание» – конечно, не благое и душеполезное, но сатанинское и ложное – люди, обоготворив себя, отпали от Бога, то справедливо ожидать, что продолжающееся поклонение этому «божеству» станет для их потомков источником окончательной катастрофы. Вот в каких словах описывает гнев Божий – гнев, от которого, согласно позднейшему предсказанию Мефодия Патарского , «вол возревет и камень сухой восплачет», – святой апостол Иоанн Богослов: «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий... И увидел я одного Ангела... и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысячеиачальников... и трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» ( Откр. 14:19–20, 19:17–18 ). Оплакать эти грядущие бедствия под силу лишь пророку Иеремии, а мы умолкаем, не дерзая ничего добавить. ПРОРОЧЕСТВО СВЯТОГО ТАРАСИЯ, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО Сей святой муж, занимавший Константинопольский патриарший престол в 784–806 годах, известен, среди прочего, как инициатор VII Вселенского Собора и как автор следующего пророчества: Воздвигнется междоусобная брань, и погибнет весь род неверный. И восстанет тогда святой царь, в имени которого [буква] Ι – начальная, а Σ – конечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Но воздух не всегда бывает благорастворен и живителен. Часто слышатся громы, от которых сотрясается и трепещет земля, появляются молнии, поражающие людей, поднимаются тлетворные ветры, заражающие своим смертоносным дыханием все живое, растущее и дышащее. И в этих грозных явлениях природы есть Господь, но уже не Господь милующий и услаждающий Свои создания, а Бог Судия праведный. Во всемогущей деснице Божией громы и молнии, ветры и бури служат средствами для смирения и исправления грешников ( Исх. 10, 22–23 ) и для явления Божественного всемогущества ( Исх. 14 ; Мф. 8, 26–27 ). Церковью принята молитва от злорастворений ветров и бури морския (Требник, гл. 87). Эта молитва – творение Константинопольского патриарха Филофея (1362–1365, 1369–1375). В молитве на прещение (прекращение) громов и молний Церковь просит Господа, чтобы не попалил нас огнь ярости Его и не уничтожила нас ярость молний и громов Его. «Покажи нам обычную величия сея пучины тишину, и належащую бурю, и смятение воздуха рассеки, – молится Церковь , – заповеждь ветрам временное и согласное дыхание: да станет дух бурный, и к тишине мятежная да преложатся…». В этой молитве содержатся прошения ко Господу не только о том, чтобы утихли ветры и бури, но и о том, чтобы предотвратить беды от действия молний – «небесного огня». Церковь освящает огонь, используя его в своих храмах во время Богослужения. В Скинии был священный огонь, который Сам Бог заповедал хранить неугасимым: «Прикажи сынам Израилевым, – сказал Господь Моисею, – чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освящения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это – вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ( Лев. 24, 1–4 , Исх. 27, 20 ). От этого неугасимого светила заимствовался огонь для всех жертв, совершаемых с огнем. Новозаветная Церковь , отменив строгий закон о хранении огня, тем не менее освящает огонь постоянным употреблением его при своих священнодействиях, необходимыми принадлежностями которых являются свеча и кандило.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Но вы не хотите... He кричите и не шумите; лучше было бы спокойно благодарить (Бога) за то, чего мы еще не потерпели, а не кричать неистово, не ужасаться страданий, которые следует терпеть жившим неправедно тогда, когда обильными потоками текли к нам житейские блага, но пытаться бежать от великого множества бед, уже висящих над самою головою ( επ ξυρο βεβηκτα). 6. Но остановите ваши слезы, перестаньте плакать; будьте бодрыми стражами; с дерзновением говорю вам: я ручаюсь за ваше спасение; говорю это, полагаясь на ваши обеты, а не на свои дела, – на ваши уверения, а не на свои слова. Я ручаюсь за ваше спасение, если вы сами твердо сохраните свои обещания; я – за отвращение бедствий, если вы – за твердое исправление, я – за удаление врагов, если вы – за удаление от страстей; или лучше, не я поручитель за это, но и за меня и за вас, если вы будете неуклонными исполнителями ваших обещаний, вы сами будете порукою, сами окажетесь ходатаями. И Господь человеколюбивый и сожалеющий о бедствиях человеческих ( Иоил. 2, 13 ), скажет вам: вот «изглажу беззакония твои как туман, и грехи твои как облако; обратись ко Мне и избавлю тебя " ( Ис. 44, 22 ); и еще: «обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам» ( Мал. 3, 7 ); и еще: «иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что ...сокрушу и погублю его, но если народ этот... обратится от своих злых дел, то и Я отлагаю все зло, которое помыслил сделать ему» ( Иер. 18, 7–8 ). 7. Наконец, возлюбленные, настало время прибегнуть к Матери Слова, единой нашей Надежде и Прибежищу. К Ней воззовем с благоговением ( ποτνιμενοι): спаси город Твой, как сама знаешь, Владычица! Ее поставим ходатаицею пред Сыном Ея и Богом нашим, и Ее сделаем свидетельницею и порукою наших обетов, чтобы она возносила наши моления и низводила (на нас) человеколюбие Рожденного Ею, разсеяла тучу врагов и озарила нас лучами спасения. Ея молитвами да избавимся от настоящего гнева, да избавимся и от будущего нескончаемого осуждения, во Христе Иисусе Господе нашем, которому подобает слава и благодарение и поклонение с Отцем и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Источник: Е. Ловягин. Две беседы святейшего патриарха константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь./Журнал " Xpucmiahckoe чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии " . - 1882 г. - Часть II. - с. 419-430. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Но именно это-то «обвинение» и есть высшая похвала для нашей Церкви и верное свидетельство «от внешних» об ее истинности. К большой нашей скорби, однако, многие поместные церкви, в лице некоторых своих иерархов и даже своих возглавителей, не говоря уже о священнослужителях и рядовых верующих, начали отступать от Православия, хотя и не перестают называть себя «православными». Вы все, конечно, слышали и читали о встречах константинопольского патриарха Афинагора с папой римским Павлом VI, об их взаимных объятиях и лобзаниях, о том, что патриарх Афинагор, по его собственному заявлению, уже поминает папу на первом месте, прежде всех восточных патриархов. И вот почему теперь уже недостаточно именоваться нам просто «православными», ибо и отступники от Православия продолжают себя лицемерно именовать так, а «истинно-православными христианами». Братья и сестры! Может быть, недалек тот день и час, когда и нам в этом, так называемом «свободном мире», придется, спасая чистоту своей истинно православной веры и Церкви, уйти в катакомбы. Не позволим себе прельститься диавольской ложью, тем «действом льсти», которое уже победно шествует по всему миру, как предрекал об этом св. Апостол Павел, говоря, что настанет время, когда люди «Будут верить лжи» ( 2Сол. 2, 11 ). Будем тверды и непоколебимы в исповедании чистой и неповрежденной веры Христовой, сохраним верность истинной Церкви, постоянно напоминая себе предостерегающие слова св. Апостола, которые мы также слышали сегодня за Божественной литургией: «Итак, смотрите, поступай те осторожно, не как неразумные, но как мудрые» ( Ефес. 5, 15 ). Аминь. Кто же ведет себя иначе, к тому в полной мере относится страшная угроза Христова: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих, и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов» ( Матф. 24, 48–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но, как замечаю я, вы простираете слово и далее этого: если же вы – нуждницы ( Матф. 11:12 ); а царство принадлежит именно употребляющим усилие, то я прибавлю нечто к сказанному. Кто-либо из иудеев скажет: „зачем вы, христиане, объявляете новое и хвалитесь вешами недоказанными? Виден ли был когда-либо Бог на земле? никогда – только при Моисее». Но и при Моисее Он не был виден: свидетель этому – сам Моисей, который говорит: „вонми себе, и снабди душу твою зело, и не забуди всех словес, яже видеста очи твои, и да не отступят от сердца твоего вся дни живота твоего; и да, наставиши сыны твоя и сыны сынов твоих, в день, в он же стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве в день собрания, егда рече Господь ко мне: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя,.. и сыны своя да научат. И приидосте, и стасте под горою: и гора горяше огнем даже до небесе. И глагола Господь к вам на горе: глас словес Его слышасте, и образа не видесте» (Второзак. 4:9–12). Зачем же ты говоришь что видел то, чего не видел? „А зачем, продолжает иудей, ты высказываешь мне, что жена может родить Бога“? На это я скажу тебе: я говорю не то, что жена может родить Бога, а то, что Бог воплотившийся мог родиться от жены, ибо у Него вся возможна ( Марк. 9:8 ). Впрочем, если ты не веришь моим словам, то постыдись книг пророческих: вникни в них, и исследуй все богословствуемое таинство; рассмотри девственное чудо, описанное под сенью. Пророк говорит: „в день оный, глаголет Господь Вседержитель, созовете кийждо искреннего своего под виноград, и под смоковницу. И обратися ангел глаголяй во мне, и возведе мя, якоже егда востанет человек от сна своего, и рече ко мне: что ты видиши? и рех: видех, и се свещник злат весь, и светильце верху его, и седмь светильник верху его, и седмь чашиц светильником верхним его; и две маслины верху его.... И вопросих, и рех ко ангелу глаголющему во мне, глаголя: что суть сия, Господи? И отвеща ангел глаголяй во мне, и рече ко мне, глаголя: не разумееши ли, что суть сия? и рех: ни, Господи. И отвеща, и рече ко мне, глаголя: сие слово Господне“ ( Захар. 3:10; 4:1–6 ). О, глубина богатства, премудрости и разума Божия ( Римл. 11:33 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

о которых говорится в отделах или предложениях, соединяемых этим словом. «Ревекка, читаем мы в 27-й гл. книги Бытия (стт. 6–9): сказала (меньшему) сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи, и приготовь мне кушанье: я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертию моею. Теперь (в подл. – ), сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе. Пойди в стадо, и возьми оттуда два козленка» и т. д. Если бы употребленное здесь говорило o том, o чем это слово, стоящее в Аг.2:15 , говорит Rothstein’y и Поповичу, то нужно было бы думать, что Ревекка, давая известное поручение Иакову, и раньше вела речь о своем младшем сыне. Однако, контекст ясно показывает, что жена Исаака, прежде чем сделать Иакова исполнителем своего замысла, говорит с ним об Исаве. Таким образом, мы решительно против того, чтобы вместе с Romhsmein’oм и солидарным с ним в данном случае Поповичем видеть в слово, препятствующее понимать притчу в отношении к самарянам, и находим, что для нашего отечественного исследователя это слово не может служить сколько-нибудь грозным оружием против оспариваемого им взгляда на смысл пророческого иносказания. Другое дело, конечно, что Аггей говорит о самарянах символически или, по словам Поповича, «в таких общих, в смысле обозначения народности, выражениях, что создавалась в виду 15-го ст., возможность понять отдел 10–14 ст. только в приложении к иудеям» 289 . Однако, и это возражение‚ направленное по адресу Rothstein’a, – не из сильных. О значении 15-го ст. мы уже сказали, a иносказательная речь пророка о самарянах без ясного указания на них вполне допустима, если принять во внимание, что и Исайя, например‚ пророчествует o «пустыне приморской» (21, 1–10), «О Думе» (11–12 ст.), o пустыне и сухой земле (35, 1 и дал.), о неплодной, нераждающей (54, 1 и дал.), не обозначая народности, к которой относится каждое из этих пророчеств. При чем, излишнее опасение вместе с г. Поповичем думать, что лаконичность и прикровенность, несвойственные пророку

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О том, что богослужебное пение уподоблено пению ангельскому, существует немало упоминаний в Священном Писании и предании. Так в книге пророка Исаии упоминается о небесном престоле, окруженном ликом ангелов непрерывно воздающих хвалу Богу. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы, у каждого из них по шести крыл. И взывали они друг ко другу и говорили: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). В Новом Завете рождение младенца Иисуса Христа также сопровождалось пением ангелов которому сподобились внимать Вифлеемские пастухи. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!» ( Лк.2:13–14 ). Из преданий христианской церкви вспомним видение ангелов св. Игнатию Богоносцу , воспевавших Святую Троицу попеременно звучащими песнями. А также о видении ангелов отроку, в молитвенном порыве вознесенному на воздух во время землетрясения в Константинополе в 439 г. Отрок слышал пение «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» и по возвращении на землю поведал, чему был научен, и когда народ воспел эту песнь, землетрясение прекратилось. Неземное происхождение церковного пения, как бы его «дарованность свыше», подтверждается и тем, чтο составителями как текстов церковных песнопений так и их древних напевов были люди, просиявшие мудростью, благочестием и святостью жизни, получившие различные духовные дарования. Вспомним имена преп. Ефрема Сирина, преп. Романа Сладкопевца – творца кондаков и икосов, Анатолия патриарха Константинопольского – первого песнописца стихир, Космы и Феодора Студита – творцов канонов, и конечно же – Иоанна Дамаскина , с именем которого связывается установление в восточной церкви системы осмогласия. Так, к примеру из жития прп. Романа Сладкопевца нам известно, что прп. Роман поначалу не обладал даром пения и чтения, но имел искреннюю веру и вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание св. Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий, что вызывало зависть у некоторых клириков. Однажды в Навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили св. Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими св. Роман не ушел из храма после окончания службы а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала св. Роману свиток (листки, свертываемые в трубочку) и повелела его съесть. Так прп. Роман получил поэтический дар, а также красивый и певучий голос. На Всенощном бдении праздника Рождества Христова прп. Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак «Дева днесь Пресущественного раждает».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010