166 Эпирот – уроженец Эпира, исторической области на западе Балканского полуострова (ныне территория Албании и северо-западной Греции), к XIX в. населенной в значительной мере албанцами. Термин «эпироты», обозначая без различия греческое и албанское население Эпира, мог применяться писателями-греками и специально к албанцам как нарочито архаизированное их наименование. 168 Пропущенное в оригинале имя восстановлено на основании «Афонского патерика», содержащего сокращенную версию жития (Афонский патерик. Киев, б.г. С. 624). 169 Имя Евдоким (греч. «благоискусный») созвучно, но не родственно греческому ευδοκα - " благоволение». 170 Имеется в виду скорее всего «Житие и деяния преподобного и богоносного отца нашего Саввы Нового, на Афонской Горе подвизавшегося», составленное во второй половине XIV в. Филофеем Коккином, впоследствии Патриархом Константинопольским (имеется русский перевод, недавно переизданный: Патриарх Константинопольский кир Филофей. Светило иноческих добродетелей. Житие преподобного отца нашего Саввы Нового Святогорца. Спб., 2002). Сохранившееся в трех списках, в том числе Ватопедском (который и читал, по-видимому, старец Даниил), оно было впервые издано в 1898 г. Некоторые его детали разнятся с нижеследующим пересказом. 171 Мессалиане, или евхиты,– секта древнего происхождения, родоначальником которой считается еретик Маркион. Отвергали Церковь , обвиняя ее в измене важнейшей заповеди Христа о непрестанном очищении души молитвой и постом. 172 Андроник Палеолог – Андроник III (1328–1341). Согласно житию преподобного Саввы, составленному Патриархом Филофеем, это произошло уже при его преемнике Иоанне VI Кантакузине (1341–1355). 173 Филофей Коккин занимал Константинопольский патриарший престол дважды: в 1354–1355 и 1362–1376 гг. 175 Прот (от πρωτος, – «первый») – выборный председатель сперва совета игуменов, затем Священной Эпистасии Святой Горы (см. прим. 34), в качестве которого стал называться и протэпистатом. Должность прота известна с Х в. 191 Величайшему подвижнику преподобному Кириллу Филеоту, достигшему глубокой старости, сатана представил ложное видение Божественной литургии, совершаемой посреди кельи, так что тот едва не причастился чаши бесовской.– Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. " Некогда не народ, а ныне народ Божий… "/Г.М. Прохоров. — СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010.—С.151. Прохоров Г.М. Византийская литература XIV в. в Древней Руси. – СПб: Издательство Олега Абышко, 2009. – С. 123. Прохоров Г.М. Византийская литература XIV в. в Древней Руси. – СПб: Издательство Олега Абышко, 2009. – С.158. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб: Издательство: Алетейя, 2000. – С. 26. Прохоров Г.М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. СПб: Издательство: Алетейя, 2000. – С. 26. Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)//Материалы международной конференции СПбГУ, 2005.– С. 88-100. Игумен Петр (Пиголь). Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М.:Издательство «Макцентр», 1999. –С.59-67. В 1342 г. на монастырском кладбище была похоронена Феодора, мать императора Иоанна Кантакузина В 1355 г. император Иоанн VI (1347-1355), вынужденный отречься от престола, принял постриг в Манганском монастыре. Известно, что к концу XIV в. монастырю удалось собрать немногие христианские святыни Константинополя, уцелевшие после разграбления города латинянами. Последний период существования монастыря связан с подвижнической деятельностью непримиримого борца с унией, святителя Марка, митрополита Эфесского. При захвате Константинополя турками в 1453 г. обитель подверглась жестокому разграблению и поруганию, ее территорию заняли мусульманские дервиши. Заброшенные здания со временем начали разрушаться, турки разбирали их на строительный материал для своих построек. Ульянов О. Г. Влияние Святой Горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)//Материалы международной конференции СПбГУ, 2005.– С. 88-100. Ульянов О. Г. Влияние Святой Горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя)//Материалы международной конференции СПбГУ, 2005.– С. 88-100.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/22/...

212 Не решаем окончательно вопрос о степени самостоятельности труда Афанасия Высоцкого, так как возможный оригинал ни в византийской, ни в южнославянской письменности пока не выявлен. 213 Список Син. 193 слова Симеона Нового Богослова «О молитве» действительно может считаться одним из самых старших. В самом Троице-Сергиевом монастыре рукописи Слова возникли намного позже: наиболее древний Троиц. 13 – рубежа XIV и XV вв., МДА 49 – первой трети XV в., Троиц. 181 и 183–30-х годов XV вв., Троиц. 180–1443 г. 214 АММС. М., 1984. 5. См. также: Назаров В Д. Генеалогия Кошкиных Захарьиных-Романовых и предание об основании Георгиевского монастыря//Историческая генеалогия. 1993. 1. С. 22–31. 216 Кстати, Романовская волость в начале XVI в. соприкасалась с землями Кир- жачского монастыря: АФЗХ. М., 1951. Ч. 1. С. 119–123. 217 Очевидно, это те же Герасим и Павел, которые в качестве митрополичьих послов ходили в 1363 г. в Нижний Новгород (вероятно, вместе с тем же Сергием). Но тогда Герасим был просто игуменом, а на Киржач он явился в качестве архимандрита – следовательно, в более позднее время по сравнению с 1363 г. 221 Тихонравов Н. С. Указ. соч. С. 60–61. Постригся Андроник вероятнее всего в 1355 г., поскольку память апостола Андроника (17 мая) приходится на воскресенье в 1355, 1360, 1366 гг. 222 Собственноручная запись Троицкого келаря Симона Азарьина (РГБ. Ф. 173/1. 203. Л. 264), собиравшего сведения о всех учениках преподобного Сергия Радонежского. О сочинениях Симона Азарьина см.: Клосс Б. М. Симон Азарьин: сочинения и автографы//Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения, 1995. М., 1995. С. 49–55. 225 Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. Л., 1968. Т. 23. С. 190–191. 226 В Житии Сергия описывается чудо с видением ангела, причем вместе с Сергием священнодействует Федор, а на службе присутствует князь Владимир Андреевич. Это означает, что в 1374 г., когда Троице-Сергиев монастырь перешел под патронат Владимира Андреевича, Федор находился в монастыре. Кроме того, Федор не мог по каноническим правилам стать игуменом ранее 1375 г., так как родился около 1342 г. С другой стороны, основание Симонова монастыря произошло не позже 1377 г., при живом митрополите Алексее (Алексей скончался 12 февраля 1378 г., но в середине зимы вряд ли логично было заниматься выбором места для строительства будущего монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сковородский Михайловский, 3-го класса, мужеский монастырь находится от Новгорода к югу в 4-х верстах 1423 на правом берегу реки Волхова, не далеко от истока оного за ручьем Шиловкою и Новгородской области, в Обонежской пятине, в Заонежской половине, в Деревяницком погосте 1424 . Наименование монастыря Сковородским объясняют различно 1425 ; но достовернее то, что местность, на которой построен монастырь, по своему углублению, отлогой высоте, плоскости и круглоте, зависящей от окружающих его холмов и вод, имеет вид сковороды. Основание монастыря, по сказанию Истории Российской Иерархии, относится к 1348 году 1426 , а по летописям к 1355 году. Если 1348-й год принять временем основания монастыря, то должно положить, что в этом году построена в нем первоначальная деревянная церковь , как большею частию и бывало при основании монастырей; а в 1355 году построена каменная церковь , о которой записано и в летописях. Основателем монастыря был ревностный святитель Моисей, уроженец новгородский 1427 , а постриженник Тверского-Отроча монастыря. Возвратившись в Новгород, он поселился на Колмове у пр. Макария, а после того был архимандритом новгородского Юрьева монастыря, и отсюда отшел на покой в близ лежавший Троицкий Коломецкий (па Ильмене) монастырь 1428 . Из этого монастыря Моисей в 1324 году был избран во архиепископа новгородского и хиротонисан в 1325 году св. митрополитом московским Петром 1429 . Но чрез пять лет в 1329 году, оставив епархию, принял на себя схиму и удалился опять на Коломцы (Колмово), а потом в Деревяницы 1430 . Здесь в схиме прожил он 13 лет; но по смерти преемника своего Василия, упрошенный Новгородцами и получивши благословение от св. митрополита московского Алексия, вторично принял кормило правления, продолжавшегося 8 лет 1431 . В это время (1354) ему пожалованы были от императора константинопольского Иоанна Палеолога и патриарха Филофея крестчатые ризы 1432 . В 1360 году св. Моисей, предчувствуя близкую кончину, оставил управление и удалился в Сковородский монастырь, где преставился и погребен владыкою Алексием 25 генваря 1362 года 1433 . Мощи его чудесным образом среди церкви обретены в этом монастыре 19 апреля 1686 года и положены на северной стороне под среднею аркою, и с этого времени открыто почивают тут между соборною и южною придельною церквами; в 1782 году митрополитом Гавриилом они переложены в бронзовую позолоченную раку 1434 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Когда-то митрополит Алексий задумал построить обетный монастырь в честь Нерукотворного образа Спаса (в память о чудесном спасении от бури при возвращении из Константинополя на Русь). Святитель испрашивает у Сергия его ученика Андроника, вместе с которым основывает монастырь на берегу реки Яузы вблизи Москвы. Об устроении Андроникова монастыря сообщают два источника: Житие Сергия (в переработках Пахомия Логофета) и Житие Алексия – того же Пахомия Логофета, но созданное позже (в 1459 г.). Самая первая Пахомиевская редакция Жития Сергия (написанная ок. 1438 г.) сохранила уникальную подробность об Андронике: он был постриженником самого Сергия и прожил в послушании у Преподобного 10 лет (Троиц. 746. Л. 244). Постригся же Андроник, вероятнее всего, в 1355 г., поскольку память апостола Андроника (17 мая) приходится на воскресенье в 1355, 1360, 1366 гг. Следовательно, ранее 1365 г. монастырь не мог быть создан. Скончался же Андроник 13 июня 1373 г. 47 Таким образом, Спасо-Андроников монастырь возник между 1365 и 1373 гг., причем наиболее благоприятным годом в указанном промежутке является 1366 г., так как именно в этом году храмовый праздник (16 августа) совпал с воскресным днем. По более позднему источнику, Житию митрополита Алексия, монастырь был основан при великом князе Иване Ивановиче – следовательно, до 1359 г. На самом деле, слова о князе Иване являются домыслом и представляют вставку в текст Четвертой Пахомиевской редакции Жития Сергия, что показывает сравнение текстов: Житие Алексия Житие Сергия По сих же и благочестивый князь Иоань помысли церковьвъздвигнути и в нем съставити общее житие. Помышляшеже в уме своем и на Бога всю надежю възлагааше, глаголя:Аще будеть Богу угодно се, можеть и на дела произвести.И тако ему помышляющу, прииде к святому Сергию в монастырьпосещениа ради… 48 Съй (Андроник) убо чюдный желанием побеждаем, ежеобитель сътворити и в немь обще житие съставити. Ипомышляше в уме своем и на Бога възлагая, глаголаше:Аще будеть Богу угодно се, можеть и на дело произвести.И тако ему помышляющу. Прииде некогда к святому митрополитАлексие в монастырь посещениа ради… (Троиц. 116.Л. 377–377 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– великий князь владимирский, при котором началось собирание русских земель вокруг Москвы. Иван Иванович Красный – второй сын Ивана Калиты, великий князь московский и владимирский (1353–1359 гг.). Мать Дмитрия Ивановича – Александра (ум. в 1364 г.). Семен Иванович Гордый княжил в 1340–1353 гг. 690 Нкоторый же от мних поропта... – Β житии заметна непоследовательность. Сначала говорится, что один монах возроптал, затем говорится ο монахах во множественном числе, а затем вновь об одном монахе. Возможно, это следствие компилятивности текста. 695 И яко же древле израильтяном нкогда в пустыни манна от Бога посылаема бяше... – Β Библии рассказывается, что когда пророк Моисей выводил израильтян из египетского плена, Бог чудесным образом накормил народ в пустыне и утолил жажду людей. 703 ...яко же премудрый Сирах рече... – Имеется в виду библейская «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова». 706 Аще бо непокоривым людемъ еврейскым от камене воду источилъ есть... – Когда, спасшись из египетского плена, израильтяне странствовали в пустыне и мучились жаждой, Моисей чудесным образом высек жезлом воду из скалы. 707 ...вънезаапу источникь велий явися, иже и донын всми видим есть... – Над источником, который, по преданию, возник по молитве Сергия близ Троице-Сергиевой лавры, сейчас находится Пятницкая часовня. 708 О съставлении общаго житиа. – Монастыри разделяются на особножительные (идиоритм) и общинножительные (киновия). Β последних не допускается никакой личной собственности монаха. 709 ...патриархъ Коньстянтиня града киръ Филофей... – Константннопольский патриарх Филофей занимал престол в 1354–1355 и 1364–1376 гг. Предполагают, что в действительности инициатива введения общежития исходила от митрополита Алексея, а послание Филофея было доставлено Сергию в 1355 г., когда митрополит Алексей вернулся из Константинополя. 710 ...крестъ, и парамантъ, и схиму... – Параманд – четырехугольный плат с изображением креста и других знаков страдания Иисуса, носимый монахами на груди и плечах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ризнице Московского Чудова монастыря хранится, как драгоценная святыня, пергаминный список всего Нового Завета, писанный, по преданию, в 1355 г. собственною рукою святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси 1 . В сем списке содержится новый перевод на славяно-русский язык как Евангелия, так и Апостола с Апокалипсисом. На страницах «Богословского Вестника» помещены были наши заметки о положении, какое занимает этот список среди массы славянских рукописей Евангелия и Апостола XI-XVI вв. и о значении его для нынешнего печатного славянского текста 2 . Сравнение Алексиевского списка Нового Завета с предшествующими ему рукописями Евангелия и Апостола показало, что в немногих относительно случаях перевод св. Алексия совпадает с древнейшим переводом юго-славянской редакции, а также – второй, древне-русской, отличаясь вместе с ними от нынешнего печатного текста; в большинстве же случаев Алексиевский список представляет исправления древнего перевода, принятые в нынешнее печатное Евангелие и печатный Апостол. Наконец, не мало имеет этот список и так сказать личных, только ему принадлежащих особенностей перевода, не встречающихся в предшествующих ему славянских списках и не принятых в нынешнюю печатную Библию . Дословная верность и близость к греческому тексту константинопольской рецензии составляет отличительную черту перевода св. Алексия. Что именно Алексиевский список оказал влияние на исправление печатного Евангелия и Апостола в XVII в., об этом свидетельствует историческая записка, найденная в архиве Коллегии Иностранных Дел, о переводе Библии Епифанием Славинецким и напечатанная в «Словаре историческом о писателях духовного чина Греко-российский церкви». Переводчики или исправители, трудившиеся под руководством Епифания, исчисляя рукописи, которыми Они пользовались, о Чудовском списке говорят так: «первая Славенская книга бе у преведения сего преводу и рукописанья святого Алексея митрополита всея России чудотворца, писанная в лето 6863 (т. е. 1355), до смерти его за 23 лета, яже и доднесь обретается в обители его в Чудове монастыре в кпигоноложнице блюдома и прочитаема бывает над болящими» 3 . Но имел ли этот список какое-либо влияние на списки Евангелия и Апостола ближайшие, конца XIV-XV в. и вообще на рукописные тексты Нового Завета? Этот вопрос учёные доселе решали отрицательно и поступали так с полным правом, потому что не было известно ни одного списка, в котором бы содержался текст такой-же, какой в списке Алексиевском. Ещё прот. А.В. Горский и К.И. Новоструев, знаменитые описатели Московской Синодальной библиотеки заметили, что труд св. Алексия, «совершенный келейно, не оставил видимого влияния на улучшение списков» (рукописных) 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

fecisse noscuntur; procul dubio idem Dominos Pontif., Ecclesia et fidele alii remanerent delusi et dici posset opprobrium non modicum, quod suos et fidei juverant et fortificaverant nimicos et hostes, participassentque scaudalosa cum eis. 264 Из письма к Роберту неаполитанскому, помещенного у Алляция, мы и заимствуем все вышеприведенные сведения. 265 В это время еще продолжались движения, сопровождавшие прибытие во Францию Петра Лувиньяна короля кипрского, который явился туда с просьбами о помощи против каирских султанов. 269 Annal. Eccles. Rayn. ad an. 1355 n. 33, 34, 35. Послы императорские латинский архиепископ, Павел смирнский и императорский придворный Сигерос прибыли в Авиньон в 1356 г. 270 Папа писал также патриарху Каллисту, не смотря на то, что но получил от него письма; писал кроме того многим знатным грекам. 271 Это письмо Иоанн Палеолог отправил с тем же Петром Томосом, еп. Патти, который принес папский ответ на знаменитую грамоту 1355 г. 273 Видно из письма Петрарки, которое мы уже два раза приводили выше, равно как из многих папских булл писем. 278 Ibid. Как видео из следующего письма, это были со стороны императора его придворный Георгий Магникарт, а со стороны Людовика Стефан еп. нитрийсуий. 281 Папа в это время, довольный уступчивостью императора, деятельно стал хлопотать о крестовом походе против турок. По свидетельству Рейнольда, Урбан возбуждал христиан в Германии, Богемии, Венгрии, Болгарии. «В окружных посланиях он старался, по словам Райнальда, воспламенять верных к последованию за знаменами короля венгерского обещанием индульгенций (ad. ап. 1366 n. 4). Но истинное положение дел раскрывает всего лучше письмо Петрарка к папе (писанное в том же 1366 г.), которым он убеждает Урбана возвратиться из Авиньона в Рим и между прочим деятельно заняться завоеванием Константинополя, исполнением важнейшего дела, которое давно стоить на очереди, покорением греков-схизматиков, которые, по его словам. хуже самых неверных (Ibid. n. 24). 282 Rayn. ad. an. 1367 n.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Такие переговоры происходили в 1339 году между императором Андроником младшим и папой Бенедиктом XII, в 1350–1355 годах между Иоанном Кантакузеном и Климентом VI и Иннокентием VI, затем в 1355–1378 гг. между Иоанном Палеологом V и папами Иннокентием VI, Урбаном V и Григорием XI и в конце XIV, а также и в начале XV вв. между Мануилом Палеологом и Бонифацием IX и его ближайшими преемниками. Но все они не достигали своей цели. Папы не могли уговорить западных государей оказать помощь византийской империи, падавшей под ударами турок, а этой помощи, собственно, и искали византийские императоры в своих переговорах об унии. Между тем положение византийской империи становилось всё более и более критическим. Турки подбирались к Константинополю. Отразить своими силами завоевателей Константинополь не мог. Оставалась одна надежда – на влияние пап на западных государей. Император Иоанн VI Палеолог вступает с папой Мартином и, затем, с Евгением IV в решительные переговоры о соединении церквей, надеясь найти здесь средство для спасения погибающей империи. Долго шли эти переговоры. В конце концов, они привели к созванию ферраро-флорентийского собора (1438–1439), на который во главе с императором прибыли представители от константинопольской церкви и других восточных патриархатов. На этом соборе папе, после многочисленных прений греков с латинянами, после стеснений первых в материальном отношении, удалось вынудить у многих из них согласие на унию под условием признания папского главенства во всей Церкви. Формула единения церквей, которую подписали греки, гласила, между прочим, следующее: «мы определяем, что святая апостольская кафедра и архиерей римский имеют первенство во всём мире, что он есть преемник блаженного Петра, представителя апостолов, и истинный наместник Иисуса Христа, глава всей Церкви, отец и учитель всех христиан, и что Иисус Христос дал ему в лице блаженного Петра полную власть пасти, учить и управлять вселенской Церковью» 443 . Впрочем, не все представители греческой Церкви на флорентийском соборе согласились на такую унию и не все подписали выработанное на соборе соглашение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

е. в независимых патриархатах Болгарском и Сербском, но особенно — на Руси, где митрополит «Киевский и всея Руси» назначался, как и прежде, из Константинополя.    Наметившаяся в конце XIII в. тенденция вела к установлению своего рода «монашеской монополии» на патриаршество. Если у Иоанна Калеки — патриарха, выступавшего противником Паламы в 1341—1347 гг., — не было ни иноческого прошлого, ни прочных связей в иноческой среде, то окончание гражданской войны и победа паламитов открыли доступ на патриарший престол непрерывному ряду монахов и к тому же почти сплошь афонитов: Исидору (1347—1350), Филофею Коккину (1354—1355,1364—1376), Каллисту (1350—1353, 1355—1363), Нилу (1380—1388), Антонию (1389—1390, 1391—1397). Конфликт между Филофеем и Каллистом (оба афониты и паламиты) по всё еще острому вопросу о лояльности Палеологам не мешал всем вышеперечисленным патриархам полностью разделять церковно-политическую идеологию Кантакузина, в которой присутствовали как минимум следующие три аспекта.     А. Константинополь, «новый Рим», должен сохранять свое положение как вселенский центр православного мира. В прошлом эту традицию римского универсализма широко поддерживала сама империя. Но безнадежный упадок имперских политических структур требовал, чтобы миссию эту подхватила Церковь. Подобная тенденция, продолжавшаяся затем в течение веков османского господства в форме «этнархии», сопоставима в широком смысле с той, что проявилась начиная с V в. на Западе, где папство после падения римской императорской власти постепенно вошло в роль хранителя вечной Romanitas.    Приводимый далее текст вышел из-под пера патриарха Филофея Коккина в 1374 г. Почти дословно цитируя Эпанагогу (IX в.), автор вместе с тем определяет функции Константинопольского престола в выражениях, оспорить которые было бы не под силу любому папе:    С тех пор, как Бог поставил нашу мерность предстоятелем (προστατην) всех сущих где-либо на обитаемой земле христиан, ходатаем и блюстителем их душ, все они вверены мне (παντες εις εμ ανακενται), отцу и наставнику их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010