Таким образом книга Ионы настойчиво указывает, что если среда, в которой жили язычники, была дурна и пагубна, – то с другой стороны среди них было много прекрасных человеческих душ, которые не были безвозвратно утрачены для вечного блаженства, ибо и они были спасены пришествием в мир Господа нашего Иисуса Христа, так как в душе их хранился священный огнь Божией правды и любви, возженный в душе человеческой при творении и не погасший еще окончательно 1111 . Следующие стихи еще яснее рисуют, сколько добра было в этих душах. Несмотря на выпавший на Иону жребий, обрекавший его на смерть, и несмотря на грозящую им гибель корабельщики не хотят исполнять над ним приговора, хотя Иона с полным убеждением – и в своей виновности, и в том, что с его погибелью буря утихнет, – требует исполнения приговора. А язычники все колеблются; им жалко этого человека, этого иноплеменника, потому что они лучше его знают, что он брат им по человечеству. Они начинают усиленно работать веслами, чтобы попытаться пристать к берегу, или выкинуться на него с судном. Они все еще надеются, что им не придется выкидывать в море Иону, так как мера эта возмущает их человеколюбивые души. Видя наконец, что силы их ослабевают и что им нет спасения, они возносят к Господу (ст. 14),-т. е. к Иегове, которого чтит Иона, – трогательную молитву, в которой они просят Его «не вменить им кровь невинную». В этой молитве они высказывают еще понимание, что одна воля Божия есть закон для материального и нравственного мира: «Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе». Иону выкидывают в море, и буря утихает. Это так поражает язычников, что они прославляют имя явленного им в сей день Всемогущаго Бога, имя Которого Иегова. Они приносят жертвы и дают обеты. Мы не знаем, в чем заключались эти обеты, но не невозможно, что они выражали обещание идти в Иерусалим и поклониться Иегове в знаменитом на всем востоке, – а тем более в Финикии – храме, построенном Соломоном. Вспомним молитву его при освящении храма: «Если и иноплеменник, который не от Твоего народа.... приидет из земли далекой ради имени Твоего, – ибо и он услышит о Твоем имени великом и приидет он и помолится у храма его: услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое!...».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Теперь перейдем к древнейшим пророкам, работавшим на ниве Господней в царстве Иудейском. Здесь также беспристрастный исследователь должен признать очевидные следы влияния Пятокнижия на речь священных авторов. Прежде чем говорить о текстуальной близости некоторых речений пророка Иоиля к изречениям Пятокнижия, отметим высокий взгляд пророка на так называемый «обрядовый закон». Преимущественным наказанием для Иуды, по нему, является прекращение жертвоприношений и плач священников: Рыдай, как молодая жена, препоясавшись вретищем, о муж юности своей! Прекратилось хлебное приношение и возлияние в доме Господнем; плачут священники, служители Господни (I, 8. 9). Ср. еще Uouл. I, 13 и др. места, предполагающие высокое уважение к развитому культу. Эта высота уважения всего понятнее при существовании письменного священного законодательства, наряду с другими сторонами жизни народной, и относительно внешнего культа. Но исследуем то, что наиболее ясно показывает текстуальное родство книги пророка Иоиля с Пятокнижием. Во II гл. 2 ст. пророк Иоиль начинает говорить о «народе многочисленном и сильном, какого не бывало от века и после не будет в роды родов». Если принять во внимание, что в I главе (4 ст. и дал.) пророк описывал народное бедствие от саранчи, что и во II главе неприятельский поход изображается чертами, взятыми от перехода саранчи с одного места на другое (ст. 3. 4. 5. 8 и пр.), – то станет понятным текстуальное сходство, которое имеет место между Uouл. II, 2 и Исх. Х, 14 , где читается: «и напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи и после сего не будет такой». Пророк Иоиль, по-видимому, делает в своей мысли сопоставление между тем наказанием, которое постигло Египет и между тем, которое должно постигнуть жестоковыйный народ; потому и заключительные слова приведенных мест почти тожественны: Uouл. II, 2 . В 3 стихе II главы пророка Иоиля находится указание на Быm. XIII, 10 : Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою как сад Господень, как земля Египетская – . Пророк Иоиль сравнивает судьбу своей страны с судьбою долины Сиддим когда говорит (II, 3): Пред ним земля как сад Едемский , а позади его будет опустошенная степь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Христианская аскетика дает ответы на то, как бороться со страстями, в том числе со страстью сребролюбия, как предотвратить превращение денег из «хорошего слуги» в «плохого хозяина», как противостоять «денежному рабству». 138 В. Катасонов. Христианство и социальное устройство человеческой жизни Бог для того и сделал настоящую жизнь нашу исполненной труда, чтобы избавить нас от… рабства и привести к полной свободе. Свт. Иоанн Златоуст Вас совесть не может упрекать за имение тленных денег, если вы будете ими владеть, а не они вами. Прп. старец Макарий А как дети причастны плоти и крови, так и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Евр.2:1415 1. Христианство и рабство Христианство возникло в недрах Римского государства и Римской империи. Еще на протяжении четырех с лишним веков христианство и Римская империи сосуществовали, причем на протяжении почти трех веков христианство было гонимо римскими императорами и находилось на нелегальном положении. Лишь в начале IV в. н.э. оно было легализовано и стало официальной религией при императоре Константине Великом . Тем не менее с момента своего возникновения христианство оказывало свое невидимое влияние на состояние рабства в Римской империи. Именно невидимое. Поскольку христиане не оказывали явной поддержки рабству, но и не призывали к его немедленному насильственному свержению. Конечно, христианским идеалом было общество, основанное на любви и отсутствии эксплуатации человека человеком. Как говорил апостол Павел, «по пришествии же веры… нет раба, ни свободного». 139 Но ранние христиане были достаточно трезвыми и терпеливыми людьми, понимая, что для достижения такого социального идеала сначала необходимо внутреннее изменение людей. А это требует времени, сил и терпения. Были на первых порах попытки смягчить лишь наиболее жестокие формы рабства через смягчение сердец рабовладельцев. Рабы и господа как члены Христианской церкви не имели никакого различия. Они молились одному и тому же Богу, вместе пели священные песни, преломляли один и тот же хлеб и пили из одной Святой чаши. Господин уже не мог относиться к рабу как к бездушной вещи, как к бессловесному орудию. Раб без всякого ограничения делался полноправным членом общины. Он мог занимать даже должность епископа. Худое обхождение с рабами считалось достаточным основанием для отлучения от Церкви. «Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах», – учит апостол Павел. 140

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва, давно стремившаяся к церковной самостоятельности, наконец доросла до твердого сознания, что ей суждено заменить Византию и, будучи третьим Римом, по церковному устройству сделаться одинаковой с ней. При усилении Московского государства стремление к полной самостоятельности Москвы завершилось учреждением патриаршества на Руси по византийскому образцу. Патриаршество придавало новую силу и блеск первенствующему русскому иерарху. Но блеск этот был несколько слаб. У высокаго представителя русской церкви, сравнительно с византийским патриархом, было слишком мало подвластных митрополитов, архиепископов и епископов 83 . Это последнее обстоятельство одновременно послужило поводом и основанием впервые довольно серьезно затронуть вопрос об увеличении числа епархий на Руси. При учреждении патриаршества в 1589 году «на утверждение и совершенного ради благочестия святыя и непорочныя православныя христианския веры и в почесть превеликого престола патриарша царствующаго града Москвы» константинопольский патриарх Иеремия с московским и всероссийским Иовом на соборе определили – в великом русском царстве, в преименитых и богоспасаемых градах, помимо патриарха, быть четырем митрополитам – в великом государстве Новгородском, в царствующих городах Казани и Астрахани, в великом княжении города Ростова, близ царствующего города Москвы на крутицах; шести архиепископам – в великих княжениях на Вологде, в Суздале, Низовыя земли в Н.-Новогороде, в Смоленске, в Рязани и в Твери; восьми епископам – в государстве г. Пскова, в великих княжениях в Ржеве Володимирове, на Белоозере, в великом княжении (имя которого не названо), на Великом Устюге, в удельных княжествах на Коломне и в Дмитрове, осьмому епископу быть в Севере, Брянске и Чернигове. К одиннадцати старым епархиям проектировалось прибавить восемь новых – именно архиепископство в Нижн. Новгороде, епископства в Пскове, Ржеве Владимирове, Великом Устюге, на Белоозере, в великом княжении, имя которого не названо, в Брянске, Севере и Чернигове и последняя в Дмитрове 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Константин Островский Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. 20 марта, 2013 Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов? На эти и другие вопросы наших читателей о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский. Можно ли крестить ребенка в пост? Как подготовиться к соборованию? Как объяснить четырехлетке смысл поста? Надо ли смотреть на состав продуктов?  На эти и другие  вопросы наших читателей  о Великом посте отвечает протоиерей Константин Островский.  Мой младший сын (4 месяца) до сих пор по ряду причин не крещен. Окрестить ребенка получится только в апреле, а это время Великого поста. Для нас крещение ребенка – праздник, а во время поста ведь нельзя устраивать веселые застолья? Крещение – величайшее церковное таинство, в котором духовно рождается новый человек. Это именно праздник, а не повод для очередного застолья. Впрочем, ничего плохого не будет, если после крещения родители с друзьями и родственниками вместе потрапезничают. Из постных продуктов тоже можно приготовить вкусный обед. По церковному уставу даже Великим постом по большим праздникам благословляется употребление вина. И я считаю, что если люди, собравшиеся после крещения ребенка за столом, выпьют понемногу вина, в этом не будет греха. Что значит понемногу? Это не чувствовать ни малейшего опьянения. А пьянствовать грешно не только постом, но и на Пасху, и на Светлой седмице, и на Рождество, и на святках, и в любой другой день. Главное, чтобы и родители, и крестные, и гости понимали духовный смысл крещения. Поэтому я желаю вам всерьез подумать о Боге, о смысле жизни, исповедоваться и причаститься (могу ошибаться, но судя по вашему вопросу и по тому, что ребенок до сих пор не крещен, вы человек малоцерковный). А воцерковляясь, вы вскоре осознаете необходимость крещения ребенка и крестите его как можно быстрее.

http://pravmir.ru/velikij-post-na-vopros...

Неожиданная кончина юношей, полных сил и надежд, только еще начинавших жизнь свою, не представляет ли нам собою самый лучший урок при начале нового года? Быть может и они мечтали в кругу близких и любящих радостно встретить этот год, но иначе судил Господь. Зачем же и нам отгонять от себя эту грозную мысль о возможности каждый день и каждый час встретиться с роковым исходом?! «Поминай последняя твоя», говорит Премудрый, «и во веки не согрешиши». ( Сир.7:39 ). Чем чаще ты будешь помнить это, тем будешь лучше и чище, ибо мысль о предстоящем тебе конечном расчете с жизнию и самого легкомысленного человека способна заставить призадуматься над своим нравственным строем. Поминай последняя твоя не тогда только, когда силы ослабеют и болезнь привяжет тебя к смертному одру; по поминай тогда, когда тебе все улыбается, когда ничто вокруг не напоминает тебе о смерти. Поминай и тогда, когда, при встрече нового года, бьет двенадцать часов, когда вокруг тебя наряды и веселье, когда оркестр гремит и бокалы искрятся вином. В потоке общего веселья, поднимая бокал свой, «поминай последняя твоя» и ты наверное воздержишься от многого дурного. В. Соколов Лебедев А.П. Новая немецкая книга о Константине Великом [Рец. на: Dr. F. М. Flasch. Constantin der Gross, als erster christlicher Kaiser. Würzburg, 1891]//Богословский вестник 1893. T. 1. 2. С. 376–387 (2-я пагин.). —376— Как ни богата немецкая церковно-историческая литература, в которой находится много сочинений относительно замечательнейших христианских личностей, тем не менее в ней не было до последнего времени церковно-исторической монографии о Константине Великом . Это впрочем не значит того, что бы в этой литературе не обращалось должного внимания на изучение личности первого христианского императора и что бы в ней недоставало способов к ознакомлению научным путем с названною личностию. В немецкой светской литературе очень много писано о Константине Великом как такого, что служит к уяснению этого императора и что совершенно необходимо, так и такого, что не представляет собой научной необходимости и является плодом гиперкритики источников и ненаучного педантизма; в этой светской исторической литературе встречаем и монографии, часто большие, и брошюры и журнальный статьи, изображающие жизнь и деятельность Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2 . Проповедь патр. Евтихия, первое свидетельство о пении на Великом входе Святой Софии, называет гимн «псалмическим песнопением», что указывает скорее всего на Пс.23 . 3 . Свидетельства из других византийских источников, таких как Типикон Великой Церкви X в. и византийская антифонная псалмодия, указывают, что гимн Великого входа, возможно, был некогда антифонным псалмом. 4 . Совершенно невероятно, чтобы в Константинополе вообще не было никакого гимна на перенесение даров до введения в 573574 гг. тропаря, известного как Херувикон. Поскольку аллилуйя приставлена в конец современного тропаря Великого входа, и на основе бесспорного свидетельства из литургии Иерусалима об использовании аллилуйи в качестве припева Пс.23 на Великом входе, мы заключаем, что данный псалом с аллилуйей и был, вероятно, исконным византийским антифоном Великого входа. 5 . То, что Херувимская является позднейшим дополнением к аллилуйе, проистекает из текста самой песни, что в свою очередь демонстрирует, что теория Баумштарка, основанная на сходных восточных песнопениях, которые обычно заканчиваются Трисвятым, не может быть применена к византийским гимнам Великого входа. Этот аргумент подтверждается присутствием единой аллилуйи в армянском Херувиконе, где должно было бы находиться библейское Трисвятое. 6 . Хотя наши аргументы о позднейшей истории этого антифона могут показаться неубедительными, все же они не безосновательны. Подобное увядание псалмодии произошло в большинстве других обрядов. И сходные места из византийской литургической традиции, которые мы представили, плюс бесспорный факт, что Пс.23 продолжает постоянно выскакивать в византийском Великом входе и в других обрядах, требуют некоторого объяснения. Надо полагать, наше мнение не уступает всем прочим, известным на сей день. Глава III. Молитва Херувимской Песни 448 По завершении синапты диакон входит в алтарь южной (правой) дверью иконостаса. Когда священник возглашает экфонезис второй молитвы верных, диакон открывает центральные алтарные врата, и хор начинает исполнение Херувимской песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" Дело о «законных детях» и положение православной иерархии в Великом княжестве Литовском в первой половине XVI века " Б. Н. Флоря   На фоне средневековой Европы конфессиональные отношения в Великом княжестве Литовском отличались существенным своеобразием. Православие не являлось здесь господствующей конфессией, но одновременно признавались законность существования православной Церкви и наличие у нее определенных прав. Некоторые особенности юрисдикции православной Церкви в таких условиях отразились в судебном решении короля Сигизмунда I от 1528 г. Дело было начато по жалобе Ульяны, жены полоцкого боярина Яцка Сенкевича. После смерти мужа Ульяны его племянник князь Семен Одинцевич отобрал имение покойного у детей вдовы, утверждая, что они незаконные («неправые») и потому не могут наследовать. Как разъясняла в своей жалобе Ульяна, они с Яцком вступили в брак «не водле закону греческого», хотя и были православными. Когда об этом узнал Киевский митрополит Иосиф II (Солтан), он осуществил их развод («того доведивъшися... в том нас розвел»). Согласно привилею 1511 г. короля Сигизмунда I, за митрополитом признавался «духовный суд» по делам, касающимся православного общества, в том числе и регулирование в нем семейных отношений . Данный пример показывает, что митрополит Иосиф II использовал это право. Вместе с тем, как отмечено в жалобе, митрополит, приняв во внимание, что «Яцко со мною ся венчал и тые дети в законе прибыл», «оставил тых детей при чти, иж они суть правые законные дети»; был выдан митрополитом и соответствующий «лист судовый» — судебное решение. Как видим, православный иерарх обладал правом регулирования разных сторон семейных отношений и активно его использовал. Князь Семен Одинцевич, очевидно, не желая потерять захваченное имение, стал оспаривать такое решение после смерти Иосифа II. Его жалобы были предложены на рассмотрение нового Киевского митрополита Иосифа III (Русина), который подтвердил решение своего предшественника. Тогда князь Семен Одинцевич обратился с жалобой к Константинопольскому патриарху Иеремии I. К патриарху обратились и дети Яцка, и патриарх «своим листом» признал их «законными» детьми. Этот пример показывает, что, хотя связь между патриархией и Киевской митрополией была непрочной, она и в первой половине XVI в. не была формальной, возникали ситуации (вероятно, не часто), когда патриархия выступала в качестве верховного авторитета в духовных делах.

http://sedmitza.ru/lib/text/10098620/

Но это прошение не всегда использовалась с одной и той же целью. В славянских списках XIV в., так же как в восточной рукописи Paris Gr. 324 и константинопольском архиератиконе Гемиста (оба источника того же XIV века), «Благословите, святые» вводит диалог «Помяни мя, брате» после поставления даров на престол. 884 В древних итало-греческих памятниках это происходит во время входа, когда диаконское призывание перед Пс. 117, 26a возглашается священником после вхождения в алтарь, хотя есть некоторое разнообразие в подобной практике. 885 Какая формула или призыв является изначальной: «Возмите врата» или «Благословите, святые»? Вероятно, ни та, ни другая. Многочисленные рукописи содержат на Великом входе только Пс. 117, 26а(27а) без диаконского призыва вообще. 886 И реформа славянских книг, произведенная собором 16661667 годов, показывает, что в те времена Пс. 117, 26a пребывал без призыва по греческому обычаю. 887 Как указывает Жакоб, Пс. 117, 26a используется в различных местах литургии без призывательного стиха, чтобы сопровождать «прибытие или движение» во имя Господне. 888 Двойное призывание кодекса Sinai 1020 по реконструкции Жакоба (Ελογετε γιοι. Ελγησον) близко к прошению из списка Петербург 226, но второй член (Ελγησον) совершенно неуместен на Великом входе, где в формуле благословения нет вопроса. 889 Жакоб предложил, что формула «Благословите, святые» могла быть адаптирована к Великому входу, когда вышла из употребления в заключительных чинах литургии. 890 Но ее наличие в конце литургии не очень стабильно и может свидетельствовать о том, что это местный итало-греческий обычай. Фактически, есть больше свидетельств в пользу использования этой формулы в службах суточного круга или на Великом входе. Это прошение на разрешение или введение в молитву благословения было привлечено в Великий вход Пс. 117, 26a, инципит которого (ελογημνος...) предоставляет собой традиционную форму византийских благословений: прошение (Ελγησον) сопровождаемое формулой, начинающейся с глагола Ελογεν. 891 8. Поминовение служителей при входе в алтарь

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010