Вотъ первое слова „юродивый " и его смыслъ. Отсюда и „юродство " , если не принимать, покамстъ, во сакраментальной стороны слова, какъ длаетъ сразу о. опредляя „юродство " [XC] , будетъ означать не мнимое („буйство " ), а отдленность нкоторыхъ лицъ обществомъ и сознательная ихъ отршенность отъ общества для извстныхъ цлей Но въ нашей литератур, при словъ: „юродивый " , „юродство " оставляется въ сторон первое этихъ словъ, и дается только на внутренняго смысла, заключающагося въ указанныхъ словахъ; вотъ оно: „юродство есть мнимое " , а юродивые мнимые безумные (эта мысль проходитъ чрезъ все о. Ковалевскаго); иногда же пренебрегается и эта сторона, и слова „юродивый " дается съ одной стороны, не полное, а съ другой – нелпое, при всякихъ подобное встрчается въ энциклопедическомъ словар Павленкова [XCI] : „юродивые, читаемъ тамъ, это есть въ народномъ быту особымъ какъ прорицатели и ясновидцы, больныя лица, образъ жизни и неразвитыхъ людей странностями, причудами и нелпымъ бредомъ " . Почти тоже самое говоритъ и г. „въ жизни зачастую случается, что тамъ, гд рисуется передъ нами могучая сила, на самомъ дл таится жалкое Такъ, крестьяне готовы бываютъ видть особеннаго избранника неба въ лишенномъ разума юродивомъ, которому мсто въ больниц " [XCII] . или, точне говоря, характеристики, могутъ получаться тогда, когда человкъ совершенно не знакомъ съ извстнымъ и если иметъ о немъ какое-нибудь то очень поверхностное и судитъ больше о руководясь вншними качествами его, а не углубляясь во внутреннее его Современники св. юродивыхъ тоже считали ихъ безумными и, конечно, потому, что руководились въ своихъ о нихъ чисто вншняго характера: говорится въ св. Андрея [XCIII] , надругались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как псом смердящим, иные же считали его за одержимого бесом, а малолетние отроки глумились и били блаженного. Он же все претерпевал и молился об оскорблявших его. " [XCIV] . Ростовцы „мняху св. Исидора Твердислова умъ погубивша " [XCV] . народи Устюжскаго, мняху, яко цла ума не имуща " [XCVI] . Преп. Симеона „человцы яко юрода и бсна быти мняху даже до кончины его " , и постоянно говорили: „юродъ и бсенъ есть Симеонъ " [XCVII] . Длать о психическомъ разстройств юродивыхъ побуждало ихъ современниковъ то обстоятельство, что св. юродивые сами старались казаться безумными, бсноватыми. Такъ св. Андрей „Притворяясь лишенным разума, стал бегать по улицам " [XCVIII] . Св. Симеонъ „В новомесячие же притворялся бесноватым и падал, как одержимый бесом. И много иного, неприятного человеческим глазам и нелепого творил он, являя себя для всех безумным, чтобы никто не считал его святым. " [XCIX] . св. юродивыхъ и вызывали поверхностныя, неврныя ихъ и только т которые понимали сокровенный смыслъ этихъ мнимо ненормальныхъ воздерживались отъ подобныхъ хорошо зная, что все это св. юродивыми длается для того, „чтобы никто не считал его святым " [C] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Съ того времени, какъ въ Клопскомъ монастыр узнали о княжескомъ преподобнаго Михаила, то „вельми начаша чтити блаженнаго " , но онъ всего мене желалъ извстности у людей и потому больше прежняго сталъ юродствовать [CDLXXXV] . Св. „въ день творяшеся предъ человки аки юродъ, ристая по улицамъ, дабы его не познали " [CDLXXXVI] . Жизнь добродтельная св. Исидора Твердислова, „аки подъ спудомъ подъ образомъ юродства таима б " [CDLXXXVII] . Преп. „не хотя славы отъ человкъ, нача юродствотворити " [CDLXXXVIII] . Нежелая, чтобы добрыя дла св. юродивыхъ видли люди, они своими странностями прикрывали свои добродтели и совершали ихъ въ тайн. Св. Симеонъ, „покрыти хотя свое, многажды по семидневномъ ядяше мяса предъ всми, нарочно того ради, да не яко юрода, но и яко гршна мнятъ его вси быти " ; онъ же „на большее мнимаго своего юродства отлагаше человческое, и множицею обнаженъ по торжищу хождаше, овогда храмля, овогда скача, овогда же по земли ползаше, и текущымъ по пути запинаше ноз, и лежя на земли землю ногами и ина многая очесемъ человческимъ неугодная и нелпая дяше, всмъ себ безумна быти являя, да никтоже мнитъ его быти свята " [CDLXXXIX] . Однажды, пробывъ весь постъ безъ пищи, св. Симеонъ въ страстной четвергъ рано утромъ „на торжищи сдя ядяше " , чмъ приводилъ всхъ въ и получалъ „яко ни святаго четверга не почитаетъ, но рано ястъ " [CDXC] . Чтобы люди не могли знать о его чудесахъ, онъ „творяшеся бсенъ, и акибы отъ бсовскаго дйства всть демая въ тайн въ человцхъ, того ради съ бснующимися хождаше яко единъ отъ нихъ сый " [CDXCI] . Посл недльнаго поста одинъ разъ въ воскресенье утромъ св. Симеонъ взялъ колбасу, перекинулъ черезъ плечо, „аки орарь " , а въ лвую руку горчицу и, „омокая колбасу въ горчицу тако ядяше: приходящимъ же къ нему играти, уста горчицею помазоваше " [CDXCII] . Онъ же охотно принимаетъ на себя въ и вотъ по какому случаю: когда одинъ корчемникъ, раскаявшись въ томъ, что напрасно билъ св. Симеона, разбившаго сосудъ съ виномъ, куда выпустила ядъ сталъ почитать его, то св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Та сказала ему: «аще и хощу кому поведати, но не могу, честный светильниче и святче Божий, возбраняет бо ми невидимая сила Божия» 504 . Св. Андрей заповедует одному монаху, избавившемуся от страсти сребролюбия по его молитве: «блюди, да не повеси яже о мне никомуже: аз же поминати тя начну день и нощь в молитвах моих, да Господь Иисус Христос управит путь твой на доброе 505 . Он же, рассказав своему другу пресвитеру Никифору о восхищении его до третьего неба и о видении Иисуса Христа, «клятвами закля его, не поведати сего никомуже дóндеже от телесных уз разрешится 506 . Избавив от смерти одного ростовского купца, спущенного с корабля в море, св. Исидор Твердислов запретил ему рассказывать об этом чуде: «никомуже поведай о мне, но сказуй, яко божественная сила избави тя от глубины морския». Когда купец возвратился в Ростов, то увидел здесь св. Исидора юродствовавша; он снова «прещаше ему, да ни кому же повесть бывшего на мори, и храняше то в молчании купец оный даже до преставления угодника Божия, сице и другие чудодеяния его тайно совершахуся 507 . Св. Симеон Юрьевецкий, когда увидел его некто переходящим Волгу, как по суху, сказал ему не безумствуя: «именем Божиим заклинаю тебя – никому не сказывай, что ты видел, как я ходил по Волге, доколе я не отойду к Господу, иначе если ты об этом расскажешь, то вместо благословения, получишь от Бога наказание. Богу угодно, чтобы ты узнал о мне недостойном рабе Его, после же моей смерти объявишь это о мне, если будет на то воля Божия 508 . Какая то невидимая сила удерживала тех, которые думали рассказывать про дела св. юродивых. Так, избавленный от прелюбодеяния некий юноша, «не можаше исповедати Симеона, яко исцели его». Некто Балий тоже, не можаше изъявите целителя своей иссохшей руки, токмо глаголаше: «яко инок некий, носяй на главе своей венец от финиковых ветвей, исцели мя» 509 . Высшую степень смирения св. юродивых составляло то, что они отказывались не только от всех рассуждений самолюбивого разума, но даже и от доверия свидетельству чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вторый Твердислов в России показался еси, отче Феодоре, непокровенно тело имея,/покрый нас покровом молитв твоих,/да не уязвит нас уязвивый праотца преступлением. Богородичен: От корене Источник и Вину нетления Тя, Дево, вси вернии, хвалами почитаем,/Ты бо Ипостасное нам Безсмертие родила еси. Песнь 6 Ирмос: Очищение нам, Христе,/и спасение, Владыко,/возсиял еси от Девы,/да, яко пророка от зверя морскаго персей Иону,/от тли исхитиши/всего Адама всеродна падшаго. На безстрастия гору возшед добродетельми,/и на враги храборник чуден показался еси,/и ныне молися Христу Богу о стране нашей, на иноплеменныя пособствуя,/яко да твоими молитвами противнии побеждаются. Чудес источник мощи твои явися, Феодоре блаженне,/от нихже обильно вси притекающии/приемлют телесем здравие и душам спасение твоими молитвами. Премудростию разума объят, отче,/суетную мудрость буйством преминул еси/и утаенная от мудрых и разумных Тройческим благоволением познал еси. Богородичен: Моисей в купине Тя видев,/в горе приемлющу нестерпимый Божества Огнь неопально,/тем Тя вси песньми величаем. Кондак , глас 8: Вышния красоты желая,/нижния сладости и телесная одеяния тощно 65 оставил еси/и нестяжание паче суетнаго мира возлюбил еси,/ангельское житие проходя, скончался еси, Феодоре блаженне,/с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас. Икос: Како возмогу грешный аз и скверный душею вкупе и телом/исписати, еже во плоти сый, равноангельное житие твое и преславная чудеса,/аще убо мнози премудрии не достигнут исповедати много твоего терпениями смирения, и теплыя ко Христу любве?/Но обаче надеяся на твое беззлобие, о блаженне, сице вопию ти:/радуйся, пресветлая звездо,/от востока добродетелей возсиявшая и вселенную чудесы озарившая./Радуйся, возненавидевый родительскую любовь,/Христа же единаго, над всеми сущаго Бога, всем сердцем возлюбивый/и Тому невозвратным желанием последовавший еси./Радуйся, яко буйственное и юродственное, по апостолу, жительство избравый./Радуйся, пременивый тленная и нестоящая надеждею будущих благ./Радуйся, иже древнему Иову уподобивыйся терпением./Радуйся, страстотерпче Христов непобедимый,/но присно побеждаяй диавола твоим терпением и смирением./Радуйся, иже яко древний он Лазарь нищий, почивая ныне в лонех Авраамлих,/с нимиже Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся тот, кто в бедах и скорбях призывающим тебя охотно явился скорым наставником и заступником. Радуйся тот, кто, что пожелал, то и совершил, жизнь окончив и веру сохранив, и венец свой победный принял от всеобщего царя Христа Бога нашего, моли его за град свой, в котором добродетельно прожил и Господу угодил, и конца жития этого тленного достиг. О блаженный, помолись, как только ты смеешь, всеобщему царю Христу Богу нашему, чтобы избавились мы от грехов и бед, и напастей как душевных, так и телесных. Твоими молитвами и всех святых да удостоимся царства небесного, славя Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа ныне и вечно и во веки веков. Аминь. 14 МАЯ. В ТОЙ ЖЕ ДЕНЬ. ПАМЕТЬ СВЯТАГО СИДОРА, УРОДИВАГО ХРИСТА РАДИ, НАРИЦАЕМАГО ТВЕРДИСЛОВА, РОСТОВСКАГО ЧЮДОТВОРЦА Твердисловъ вправду тезоименно наречеся, утверди бо умъ и со словом вкуп, еже обща к Богу. И, играа, Исидоръ житие се преиде и небеснаго царствиа доиде. Сей блаженый, якоже поведають нции, от западных странъ, от латыньска языка, от нмецькыя же земля рожение има и воспитание, от славных же и богатых; якоже глаголють, от местьрска роду б. И возненавидвъ богомерскую отческую и латынскую вру, возлюби же истинную нашу христьяньскую и православную вру и помышляше же въ сердци своемъ Господне слово, глаголющее: «Аще кто хошеть по мьн ити, да отвержется себе и возметъ крестъ свой и по мн грядеть; иже аще хощетъ душу свою спасти, и погубить ю; и иже аще погубить душу сьвою мене ради, обрящеть ю. Каа убо полза человку, аще весь миръ приобрящеть, душу же свою отщетить? Или что дасть человкъ измну на души своей?» 634 И сиа словеса блаженый на сердци положи, утаився всх и тако исходить из дому своего и мало пришед и риз совлачит ся вкупе же и долу влекущих мудрованый и приемлеть уродственое же Христа ради житие и буйствено, еже мнимо человкы, по апостолу глаголющу: «Буая мира и избра Богъ, да премудрыя посрамить, и немощнаа мира избра Богъ, да посрамит крпкая. И безродная мира и укоренаа избра Богъ, да сущаа и не сущая упразнити». 635

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А возвращаясь к теории о свертывании крови Атауллаханова — глубокой теории, имеющей широкое прикладное значение, — я считаю, что открытие такого уровня заслуживает Нобелевской премии. И здесь ему цену знают. Он — директор Центра теоретических проблем физико-химической фармакологии РАН, заведует лабораториями в Гематологическом научном центре и в Центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Рогачева. Мешает печальная традиция нашей российской науки. Большинство наших исследователей не ссылаются в статьях на работы ученых из России, многие даже не знают друг о друге. Совершенно недостаточно внутренних конференций. На международных конференциях все ученые всегда отмечают работы своих соотечественников, но только не мы. Более того, сверху навязывается необходимость в первую очередь публиковаться в зарубежных журналах. В этом году Нобелевскую премию по биологии и медицине получил британский биолог Джон Гёрдон. Получил он ее «за работы в области биологии развития и получения индуцированных стволовых клеток». За замечательные работы! Уже в 1962 году он работал по переносу ядра из лягушачьих икринок, но ведь тем же самым наши биологи на кафедре эмбриологии занимались еще лет на десять раньше. Но был железный занавес. Думаю, с десяток верных Нобелевских премий мы упустили из-за того занавеса. Не помню, чтобы хоть раз кто-нибудь из наших докладчиков сказал на зарубежной конференции, что такой-то советский (российский) ученый раньше вас, американцев, доказал то-то и то-то. Нет этого, и если в пятидесятые-шестидесятые наших ученых не выдвигали, потому что мы были изолированы от мира, то сейчас просто каждый играет за себя, не интересуясь, что делают другие, не радуясь их успехам, открытиям. В тридцатые-сороковые годы началась эта разобщенность. До революции ученый мир был более единым, гуманитарии тесно контактировали с естественниками. Достаточно посмотреть литературу тех лет. И это несмотря на бушевавшие тогда политические разногласия! Многие естественники посещали философское общество, Блок — один из любимейших моих поэтов — женился на дочери Менделеева, великий композитор Бородин был одновременно известным химиком, философ отец Павел Флоренский  — математиком и инженером.

http://pravmir.ru/vsevolod-tverdislov-fu...

Иеромонах спросил: «Какие искушения бывают в Иисусовой молитве у новоначальных, а какие у людей, имеющих опыт в молитве?». Схимник отвечал: «Новоначальные обычно совершают ошибки, впадая в две крайности. Первая – это леность и нерадение; с молитвой происходит то же, что и со светильником: без елея она угасает. Вторая крайность более опасна – это разгоряченное воображение, которое рисует картину собственных подвигов. Человеку кажется, что скоро он начнет исцелять больных, проявлять дары прозорливости, что через него обратятся к Богу тысячи людей, что после его смерти тело не истлеет, а станет нетленными мощами. Таким образом человек витает в бесовской высоте; обычно такой монах избегает послушания, скрывает свою жизнь от старцев и в глубине души презирает их, как невежд, и смотрит на них свысока. Такое состояние оканчивается или падением в плотские грехи, или душевным расстройством, а иногда явным помешательством. Поэтому святые отцы сказали: “Если молодой лезет на небо, то сдерни его за ногу вниз – это ему полезно”. Что касается искушения для продвинувшихся в духовной жизни, то здесь чаще всего действует скрытая духовная гордость. Человек считает, что он может добиться непрестанной молитвы и благодатного состояния своим трудом, а не милостью Божией. Господь сказал: Без Меня не можете творить ничего 104 . Поэтому благодать отступает от возгордившейся души, чтобы дать возможность человеку почувствовать свое бессилие. Человек внутренне падает, как бы катится с горы. Тепло молитвы покидает его сердце, опять он чувствует в себе темноту и сухость, он продолжает молиться, но молитва идет как повторение заученных слов, а то и даже звуков, так как сами слова не доходят до его сознания. Из молитвенника он превращается в «твердислова». Раньше его сердце было похоже на светлую комнатку, где было радостно пребывать его уму, а теперь оно похоже на заброшенный дом с пустыми окнами, в котором холод и мрак. Единственная возможность выйти из этого состояния – покаяться в своей гордости и самоуверенности и начать все заново, с послушания».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Общественная жизнь св. юродивых характеризуется, как самоотверженная деятельность на пользу ближних, совершаемая в духе евангельской любви, без которой человек бывает мертв духовно: «не любяй брата, в смерти пребывает» 529 . Любовь св. юродивых к ближним прежде всего выразилась в их незлобии и прощении наносимых им со стороны общества обид, сопровождавшимся молитвою за врагов. Так, св. Андрей «вся терпяше и о пакостящих ему и биющих его моляшеся: да не будет им греха о сем, иже ми биение творят, в неведении бо сия содевают, и неведения ради отпущение приимут» 530 . Когда св. Исидору оскорбляли сестры монастырские она: «не сотвори оскорбления какового никомуже, ниже сама когда прогневася или опечалися, ни поропта о чесом либо, но всегда молчаше, никомуже отвещавающи словесе какового, ни мала ни велика» и, когда сестры, раскаявшись преподобному Питириму в своих обидах, нанесенных ими св. Исидоре, «припадающе к блаженней, просяху прощения», то она вместе с преподобным Питиримом «молитву к Богу о сестрах сотвори прилежну, еже проститися согрешениям их» 531 . Св. Исидор Твердислов, когда поселился в Ростове, то от здешних жителей терпел страшные гонения и побои, но сам «яко в чуждем телеси все с благодарением терпяше, и никако же досадителем воздаваше, но токмо в уме своем глаголаше к Богу: Господи, не постави им в грех сего» 532 . Св. Аврймий Смоленский «вся с кротостию и смирением терпяше, благодарящи Бога о напущенном на него искушении, и моляшеся о ненавидящих и обидящих его» 533 . Св. Прокопий Устюжский «в день оскорбляемь и озлобляем бываше, а в нощи ни мала покоя себе приимаше, но по граду хождаше по всем св. церквам, и моляшеся Господеви со слезами за град и люди и за озлобителей своих, глаголя: Господи, не постави им греха сего» 534 . Св. Симон Юрьевецкий не только не отвечал злом на оскорбления, но смиренно молился за обижавших его 535 . Таким образом, св. юродивые твердо держались одной цели, – чтобы, подвергаясь разным обидам от людей, радоваться, а не скорбеть; и они радовались, но радовались не бессмысленно, а на том основании, что обретали благоприятный случай к получению прощения своих грехов, прощая ближнему, в чем и заключается, по мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие же и другие неисчислимые чудеса происходят от святого его гроба. Многие же иные верующие берут частицу от гроба его или от покрова надгробного до сего дня и приносят в дома свои, и на болящих зубами или глазами, или лихорадкой, или горячкой с верою кладут, и те вскоре выздоравливают. Чудо 5 святого Сидора. О человеке, потерявшем рассудок Похвально вспоминать вечно Божие человеколюбие и чудеса святых, угодивших ему. Из многих, совершившихся в последнее время, особенно сильных чудес святого это – новейшее чудо, которое видели очи наши. Человек один из городского пригорода, называемого Соли, от многого пьянства сошел с ума и стал безумным, и людей избивал. С трудом же многие люди укротили его, связали и привели ко гробу блаженного Сидора. Он же кричал и бранные слова говорил, дико поводил очами и всех бывших с ним напугал. Когда же насильно притащили его к чудотворному гробу и когда начали петь канон святому, и тут понемногу стал в чувство приходить. И когда спрашивали его, он разумно им отвечал. После того как развязали его, припадает ко гробу святого и, образ его целуя, многие слова благодарные произнес, как будто никакой напасти не перенес, радуясь, возвращается в дом свой в сопровождении домочадцев. И все, кто тогда там был, видели дивное чудо это. И все шли весело и так разошлись по домам своим, славя Бога и угодника его, творящего столь славные чудеса. Чудо 6 святого Сидора. О больном, страдающем глазами и головой Немного дней спустя другой человек из пригорода того же града по имени Федор глазною болезнью заболел. Страдал он долгое время, и от тяжкого того недуга отекли даже у него глаза, так что почти ничего не мог он видеть, а голова была для него как гиря тяжелая, и из-за этого не мог он ни уснуть на ложе, ни ходить спокойно, но метался с места на место, ночь и день кричал и стонал беспрестанно. Приводят его ко гробу святого поздним вечером, и проводит он ночь здесь у гроба святого. Когда же стало рассветать и после заутрени начинает иерей петь канон святому, тут понемногу начала болезнь отступать, как сам он рассказывал. При чтении же святого Евангелия прозрел человек тот. Когда спросили его там стоящие, видит ли он что-нибудь, он ответил: «Вижу людей как столбы, а огонь как кровь». Когда закончили петь канон святому, внезапно открылись глаза его и увидел он все ясно, как и прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никакие достижения науки не могут непосредственно опровергнуть существование Бога, а религиозные догматы не могут отрицать научного знания — противоборствуют только трактовки этих положений людьми. Наука и религия друг друга не опровергают, они лежат в разных измерениях, диалог между ними нужен и полезен. Я сам этой весной по просьбе Московского Патриархата прочитал лекцию по биофизике священникам, которые ведут в семинариях и академиях занятия по концепциям современного естествознания. Человек тридцать молодых батюшек сидело, слушали с интересом и с пониманием. У нас на физфаке с середины девяностых проходят встречи по проблемам физики и духовной культуры. В отзывах я слышал, что многим эти встречи были интересны, помогли людям лучше узнать и понять друг друга. Научный атеизм наизнанку — Как в связи с этим вы относитесь к открытию в МИФИ кафедры теологии? — Осторожно отношусь. Нелепо отрицать значение религии в мировой истории и культуре. И такой предмет, как основы религиозной культуры, в высшей школе в качестве факультатива желателен. Именно культуры. Вопрос только в том, кто будет его преподавать. Когда в вузе, готовящем физиков, открывается кафедра теологии, возникает опасение, не произойдет ли подмена, не будут ли вместо того, чтобы знакомить студентов с религиозной культурой, агитировать за религию, не превратится ли предмет в «научный атеизм» наизнанку. Тот научный атеизм, который изучали и сдавали все советские студенты, не имел никакого отношения к гуманитарной науке, а был чистой агитацией. В наше время всюду очень много профанации, а нет ничего хуже, чем профанировать образование. Могу ошибаться, но пока не понимаю, зачем нужно было открывать в МИФИ кафедру теологии. — Насколько я понимаю, в молодости вас философские вопросы мало интересовали? — Почти не интересовали. Хотелось исследовать что-то конкретное, сделать открытие, не до философии было. То же самое замечаю сейчас у своих студентов. Когда я им рассказываю общие вещи, которые считаю достижением лучших умов человечества, многие начинают скучать. Им это ничего не говорит. Понимание таких вещей приходит с возрастом, с опытом.

http://pravmir.ru/vsevolod-tverdislov-fu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010