Александр Волков: Ну, разумеется. И далее, мы должны представить себе, что в том, что нам говорят, имеется позитивное содержание и содержание для нас неприемлемое. И вот выделить и найти позитивное содержание в речи собеседника – важнейшая задача всякого, кто слушает. Ибо продолжение речи, обсуждение проблем, предполагает умение найти то нужное, что сообщает вам собеседник. Если мы будет все время говорить друг другу»нет,» мы перестанем разговаривать. Всеволод Твердислов: Это на самом деле уже переходит в область психологии. Вот то, что филология совершенно неразделима в этой части с психологией. Так вот я на самом деле все время задумываюсь, слушая наших экономистов, политических деятелей, вот о чем: нам несут то или знание, или то мнение, в которое нас хотят обратить. Но они затрагивают, в лучшем случае, очень слабые стороны мышления. Это могут быть или финансовые интересы, или социальные, какие-то, интересы. Но, почти, никогда это не бывают наши духовные интересы. И вот этот разрыв, когда мы смотрим телевизор или, когда мы слушаем радио, или, когда мы слушаем с высокой трибуны уважаемых нами вождей, то мы, чаще всего, не воспринимаем их, как людей, которые в нас заинтересованы. Александр Волков: Это, безусловно, так. Всеволод Твердислов: В чем, почему? Они не знают риторики или это просто, сейчас, бедность слов, бедность эмоций? В чем дело? Александр Волков: Мне кажется, это бедность образования и образ мыслей. Сегодня лучше всех публично говорит Святейший Патриарх Кирилл. Всеволод Твердислов: Да, он говорит замечательно. Александр Волков: Он говорит точно. Он говорит уместно. Он говорит правильно. Всеволод Твердислов: И он говорит мне. Александр Волков: И он говорит вам. Он обращается к собеседнику, он обращается к аудитории. Наши политики, по большей части, этой аудитории боятся. Всеволод Твердислов: Совершенно верно. Это видно по лицам. Александр Волков: По той простой причине, что говорить хочется, а сказать нечего. Всеволод Твердислов: Это видно по лицам. Александр Волков:

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

Всеволод Твердислов: Мне кажется, за этим вот, что еще, сейчас, стоит. У нас, сейчас, в обществе, а чаще всего в политических кругах и в средствах массовой информации, путают науку и технологии. Так вот, риторика – это наука. А нашими властными структурами руководят политтехнологи. Александр Волков: Это правда. Всеволод Твердислов: Так вот, замена технологиями глубокого понимания развития общества на самом деле, это- трагедия. Александр Волков: Аудитория формируется ритором. И вот от того, как говорят публично, от того, что говорят политики, очень, во многом, зависит не только их отношения с обществом, но и состояние самого по себе общества. К сожалению, мы действительно живем в не совсем приятное время, постольку, поскольку русское общество или, скажем так, российское общество всегда ориентировалось на высокие идеалы. Оно ориентировалось на религию, философию, науку, искусство. И об этом было принято говорить. Говорить о деньгах считалось просто неприличным. И в ученых кругах до сих пор считается неприличным. Но самое главное, мне кажется, в том, чтоб власть понимала, что без ученой среды, без среды образованных людей, которые общество формируют и охраняют культуру общества, жизнь общества невозможна и развитие общества невозможно. Здесь дело идет не о том, кто сумеет построить какие-то машины, просто. Человек может придумать что-то только тогда, когда окружен образованной средой, средой, которая его понимает. Всеволод Твердислов: У нас в науке и технике, в естественных науках, есть совершенно параллельная ситуация: выделение сигнала из шума. Александр Волков: Да-да. Всеволод Твердислов: Это то же самое, на самом деле. Александр Волков: Конечно, конечно. Всеволод Твердислов: Вот это сложная задача, но очень благородная. И я думаю, куда труднее выделять сигнал, полезный сигнал, из шума, который у нас бывает в голове, когда мы несем этот сигнал обществу и собеседнику. Александр Волков: О, да! В нашей голове бывает много шума. И все мы знаем, сколько удивительных и совершенно ненужных мыслей приходит нам в голову.

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

Всеволод Твердислов: В России вы имеет в виду? Александр Волков: В России, во Франции, в Германии. Это было связано с романтизмом. И преподавание риторики было заменено преподаванием художественной литературы. Всеволод Твердислов: Это разные вещи. Александр Волков: Это разные вещи. Мы не воспроизводим тексты поэтов, которых мы изучаем, писателей — прозаиков, художников, которых мы изучаем. И поэтому, мы разучились правильно строить речь. Если говорить о практике и о тех, кому приходится строить речь, необходимо, наверное, представить себе, что всякая речь представляет собой тезис, который далее развертывается, одна и только одна мысль. Эта мысль, далее, обосновывается в максимально кратком выступлении. Далее, всякое выступление имеет, это-смешно, начало, середину и конец. О конце-то мы и забываем, поэтому продолжаем речь до бесконечности. Но заключение всегда предполагает побуждение аудитории к определенному решению или действию. Об этом мы тоже часто забываем. И вот тогда, когда мы строим речь по определенной схеме, памятуя о том, что мы говорим не для себя, а для других, тогда мы научаемся правильно говорить. Всеволод Твердислов: Ведь, на самом деле, искусство есть не только в том, чтобы уметь говорить, но и уметь слушать. Александр Волков: Слушать трудней, чем говорить. Говорить легко. А вот для того, чтобы слушать, нужно быть внимательным к собеседнику. Нужно помнить о некоторых правилах, которые, в сущности, задаются пословицами. Действительно, когда мы слушаем какую-то речь, мы должны помнить о том, что »в чем проврал, то с тем и простился». Мы должны помнить о том, что у человека один рот и два уха. Мы должны помнить о том, что »лиса знает сто сказок — и все про курицу». Стало быть, мы должны отделить человека от его предложения, от его слова. И должны, при этом, помнить, что »тонул топор, сулил вытащить – топорище жалко». Стало быть, в разных ситуациях один и тот же человек будет говорить разную речь. Всеволод Твердислов: Т.е. надо уметь анализировать в реальном времени то, что нам говорят.

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

Риторика как наука Всякая речь представляет собой тезис, который далее развертывается, одна и только одна мысль. Эта мысль, далее, обосновывается в максимально кратком выступлении. Далее, всякое выступление имеет, это-смешно, начало, середину и конец. О конце-то мы и забываем, поэтому продолжаем речь до бесконечности. 6 ноября, 2009 Всякая речь представляет собой тезис, который далее развертывается, одна и только одна мысль. Эта мысль, далее, обосновывается в максимально кратком выступлении. Далее, всякое выступление имеет, это-смешно, начало, середину и конец. О конце-то мы и забываем, поэтому продолжаем речь до бесконечности. russia.ru Беседа с профессором А.А. Волковым, заведующим кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факульетета МГУ. Скачать Всеволод Твердислов, профессор, заведующий кафедрой биофизики МГУ: Уважаемые посетители портала Russia.ru, мы продолжаем наши профессорские беседы. И сегодня в гостях у нашей передачи профессор Волков Александр Александрович, профессор филологического факультета Московского университета. А название кафедры он скажет сам, потому что я, так и, не смог его выучить, пожалуйста. Александр Волков, профессор, зав. кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания МГУ: Спасибо, Всеволод Александрович, за приглашение. Кафедра наша называется кафедрой общего и сравнительно-исторического языкознания. Всеволод Твердислов: Я знаю, что вы в своей узкой филологической профессии — ритор, преподаватель, учитель риторики. И вот, если мы построим вокруг этой науки и этого умения нашу беседу, не будет у вас возражений? Александр Волков: Разумеется, нет. Всеволод Твердислов: Ну, тогда и начнем. Все-таки, как риторика – умение вести диалог и монолог, как она стала наукой? Александр Волков: Дело в том, что риторика, как об этом писал Аверинцев Сергей Сергеевич, — »первая научная рефлексия языка». Всеволод Твердислов: Поясните, пожалуйста. Александр Волков: Дело было вот как. Греческое образование было первоначально образованием аристократическим. Что изучают аристократы? Естественно физкультуру, они изучает музыку и поэзию. Поэзия в то время была…

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

Всеволод Твердислов: Все, чем я занимался в науке, придумывал сам И кандидатскую, и докторскую диссертации я от начала до конца делал сам, даже темы сам придумывал. Когда кандидатскую подготовил, стали решать, кто будет моим научным руководителем — на титульном листе положено указывать. Решили, что профессор Блюменфельд, поскольку он всем на кафедре руководил. 20 мая, 2013 И кандидатскую, и докторскую диссертации я от начала до конца делал сам, даже темы сам придумывал. Когда кандидатскую подготовил, стали решать, кто будет моим научным руководителем — на титульном листе положено указывать. Решили, что профессор Блюменфельд, поскольку он всем на кафедре руководил. В интервью Правмиру заведующий кафедрой биофизики физического факультета МГУ Всеволод Твердислов рассказал о своих родителях, о детстве и студенческих годах, об учителях, о значении науки для будущего, перспективах ее развития, взаимоотношениях науки и религии. Всеволод Твердислов, доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой биофизики физического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, родился 7 января 1941 года в Москве, в 1964 году окончил физический факультет МГУ, был оставлен на кафедре биофизики. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию «Параметрический насос и активный транспорт ионов в клетках», в 1983 году — докторскую «Параметрические и структурные механизмы регуляции переноса ионов, молекул и молекулярных комплексов в мембранах». Заслуженный профессор МГУ (1999), дважды лауреат Ломоносовской премии, читает курсы: «Введение в биофизику», «Современные проблемы биофизики», «Биофизика мембран» на физфаке МГУ, а также курс «Биофизика» на факультете биоинженерии и биоинформатики МГУ, ведет передачи о науке на ТВ-канале «Просвещение» и в интернет-телевидении. — Всеволод Александрович, расскажите, пожалуйста, о своих родителях, о детстве. — Я родился за несколько месяцев до войны, 7 января 1941 года, на  Рождество Христово , хотя тогда, конечно, этот праздник не отмечался. Маму мою звали Мария. А отец мой родился в 1886 году — я поздний ребенок и он был поздним. Его отец, мой дед, родился в 1836 году, то есть еще при Пушкине! Поразительный разброс по времени!

http://pravmir.ru/vsevolod-tverdislov-fu...

Всеволод Твердислов: Лучше б о них и не знали наши собеседники. Александр Волков: Вот именно, лучше эти мысли как-то сразу отсекать. И говорить или писать только то, что нам нужно написать. Всеволод Твердислов: Спасибо. Александр Волков: Спасибо большое за замечательную беседу, потому что вы направляли эту беседу, вы определили ее содержание и вы прекрасно определили ее завершение. Всеволод Твердислов: Это абсолютно неверно, потому что я получал удовольствие, общаясь с вами. И ничего не вел, беседа текла сама. А элапентность, вам присущая, была для меня подарком. Спасибо, Александр Александрович. Александр Волков: Спасибо. Стало быть, это взаимное удовольствие. Всеволод Твердислов: Спасибо. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 7 ноября, 2022 27 октября, 2022 21 февраля, 2024 14 декабря, 2023 11 декабря, 2023 21 ноября, 2023 1 октября, 2023 15 мая, 2023 4 мая, 2023 7 ноября, 2022 27 октября, 2022 21 февраля, 2024 14 декабря, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Житие ростовского юродивого Исидора († 1474) составлено в значительной степени по устюжским и новгородским легендам. Живет он в «куще», на болоте, юродствует днем, а по ночам молится. Его гонят и смеются над ним, несмотря на чудеса и предсказания, исполнение которых заслужило ему его прозвище Твердислов. И этот юродивый «от стран бе западных, роду римского, языка немецкого». Эти слова – прямое заимствование из жития Прокопия – не являются надежным свидетельством. Выведение юродивых из немецкой земли могло быть выражением их чуждости окружающей жизни, их странничества на земле. Отвержение родины есть аскетический подвиг, особенно связанный с юродством.Федотов «Святые Древней Руси» «Память святого Сидора, юродивого… по прозвищу Твердислов…» — совсем небольшое сочинение, по видимому лишенное каких-либо исторических черт. Однако, «Память… Твердислова» замечательно своим характером как бы «общего места» юродства, рисует образец юродивого, в котором кроме «образца» мало что осталось (хотя такая важная черта юродивого как социальный протест здесь отсутствует). Совершенно чудно открывается этот текст: «Твердислов справедливо этим именем назвался, ибо укрепил твердостью ум вместе со словом, как обещал Богу. И, играючи, Исидор жизненный пусть свой прошел и небесного царства достиг». О Твердислове и юродстве вообще — Панченко «Смех как зрелище», Иванов «Блаженные похабы» Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/jitie-isid...

Всеволод Твердислов: Но вы думаете, столько дисциплин от человека, который говорит, поможет ему лучше вот эту коммуникативную способность развить или это еще и какие-то моральные критерии? Александр Волков: Риторика единственная филологическая наука, которая вводит этику в состав своих категорий. Существует специфическая риторическая этика. Всеволод Твердислов: Я- представитель народа. Мне крайне не нравится стиль общения со мной в пошлой манере. Мне не нравится, когда со мной говорят на темы, которые, абсолютно, недопустимы в культурном обществе. И я не могу этого не замечать. Так вот, на самом деле, вот та этическая сторона риторики, о которой вы говорили, она на самом деле для меня может быть иногда важнее, чем умение донести ту мысль, которую мне хотят сказать. Александр Волков: Разумеется. Риторика утверждает следующее: когда я говорю то, что я говорю – я думаю то, что я думаю. Человек, не обученный риторике, говорит то, что он думает в данный момент. А наши политики, как правило, думают о вещах, скажем так, материальных. Всеволод Твердислов: Вы знаете, из этого получается вот что. В истории России, насколько мне известно, и я думаю, это наше общее мнение с вами будет, были политики умные и не умные во главе страны, были жестокие и безвольные, всякие были, но в истории я не помню, чтоб была пошлость, обращенная к народу. Цинизм был, а пошлости я не помню. Сейчас происходят очень интересные сдвиги и в общественном сознании, и даже в общественных коммуникациях, буквально, последних месяцев сдвиги, когда я замечаю, как снова раскрепощается язык, раскрепощаются мнения. Потому что общение, как с гламурной публикой, как с болельщиками, как с просто, условно, простыми людьми, уже народ не устраивает. И вот сейчас, мне кажется, очень вовремя возникла наша передача и эта тема, как общаться. Александр Волков: Да. Человек, уважающий свою аудиторию, полагает, по крайней мере, полагает, что эта аудитория живет высокими нравственными соображениями. И естественно, что человек, который обращается к аудитории, должен прибегать всегда к высоким мотивам, как это называется. Сегодня же, постольку, поскольку наша речь не организована, постольку, поскольку наша речь не различима в своих жанрах. Постольку, поскольку человек говорит публично, примерно так же, как он говорит со своим приятелем, со своей женой или с кем-то еще, не представляет себе той ответственности, высокой ответственности, которая лежит на всяком, кто обращается к аудитории. И вот это неуважение, фактическое неуважение к аудитории- и есть главнейший способ нарушить риторическую этику.

http://pravmir.ru/ritorika-kak-nauka/

Я развивался медленно. Среди студентов физфака было много ребят из академической среды, они уже курсу к третьему знали, куда пойдут работать, чем конкретно в науке будут заниматься. А я… Учиться всегда любил и школу закончил с золотой медалью, но в университете некоторые предметы — математика, теоретическая физика — давались мне трудно, получил несколько троек, поэтому в аспирантуру меня взять не могли, оставили лаборантом. Видимо, интуитивно мои учителя почувствовали, что Сева Твердислов хоть и не отличник, перспективный студент. Надеюсь, что я не обманул их надежд. До сих пор люблю учиться, слушать других, но все, что сделал в науке, придумывал сам. — А чем еще, кроме учебы, запомнились вам студенческие годы? — С первого дня меня назначили старостой. Я был застенчивый мальчик, но хороший физиономист — заходя утром в учебную часть, по глазам инспекторов точно определял, что именно сегодня нашу группу будут проверять. Всех срочно обзванивали, предупреждали, и сколько ни приходили с проверками на лекции, группа всегда сидела в полном составе. Видимо, за талант физиономиста меня и взяли в агитбригаду. Начинал я там как конферансье, потом Сергей Никитин позвал к себе в ансамбль песни — ему как раз тенора не хватало. В кукольном театре играл, чаще всего поросят: в «Трех поросятах», в «Винни Пухе». Агитбригада — одно из самых моих светлых воспоминаний. Диплом каменщика 4 разряда Сейчас уже мало кто помнит, что первые в стране студенческие стройотряды появились на физфаке. Я ездил в самый первый стройотряд — в 1959 году, после первого курса, мы поехали в Казахстан не на уборку урожая (на сельхозработы студентов и раньше посылали), а строить жилье. Тогда как раз началось освоение целины, а жить целинникам было негде — даже бараков на всех не хватало. — Когда студенты-физики успели освоить строительные специальности? — Нас готовили к стройотряду — комитет комсомола договорился с одним ПТУ в барачном поселке Раменки, и там организовали вечерние строительные курсы для первокурсников физфака МГУ. Днем мы грызли гранит науки в университете, а вечером учились каменщицкому делу в ПТУ. Я получил диплом каменщика 4 разряда. До сих пор могу сложить простую печь, просто времени на это нет.

http://pravmir.ru/vsevolod-tverdislov-fu...

апостолъ Павелъ: „аще терпимъ, съ Нимъ и воцаримся " [CDXXXVI] . скорбей, говоритъ преп. возводитъ трудящихся на седьмое небо " . Вотъ какъ достигается это по словамъ св. „прежде всего къ человку приходитъ св. Духъ, научаетъ его всему, и тому, какъ надлежитъ смиренномудрствовать; потомъ, наставляемый этимъ первымъ восходитъ онъ на первое небо, и такъ дале по мр даже до седьмого. И тамъ удостоивается видть неизрченныя и страшныя вещи, коихъ никто не можетъ слышать, кром достигающихъ этой мры. Совершенно и многими скорбями могутъ придти въ нее " [CDXXXVII] . Св. авва говоритъ: „желаешь ли избавиться отъ скорбей и не тяготиться ими? ожидай большихъ и успокоишься; святыхъ, и утшится духъ твой " [CDXXXVIII] . Св. замчаетъ: „если не претерпишь не можешь взойти на крестъ. Когда же перенесешь сперва то войдешь и въ пристанище покоя Его, и потомъ будешь безмолвствовать безъ всякихъ заботъ, имя душу, утвержденную въ Господ и всегда прилпляющуюся къ Нему, врою соблюдаемую, радующуюся " [CDXXXIX] . Вотъ почему св. Исидоръ Твердисловъ всегда съ плачемъ говорилъ себ: „о Исидоре, многими скорбьми подобаетъ ти внити въ небесное, нуждно бо есть и нуждницы восхищаютъ е " [CDXL] . При свт этихъ святоотеческихъ можно сдлать выводъ въ св. юродивыхъ такой: оно служило для нихъ искусствомъ въ борьб съ грхомъ и облегчало ихъ нравственный трудъ. Кром добровольнаго позора и св. юродивые терпливо переносили и вс погоды и сознательно увеличивали свои тмъ, что не жили въ домахъ, носили рубища, ходили босикомъ, такимъ образомъ, – голодъ, жажда, стужа, зной и вс неразлучныя съ жизнью скитальческою ихъ сопровождали. Св. Исидоръ Твердисловъ, говорится въ его „егда мразу, или снгу или дождю бывати тло и хижу непокровену имяше и тако пребываше во вся дни живота своего и показа отъ студени и отъ вара солнечнаго " [CDXLI] . Св. „егда приспваше зима и мразы бяху люты, то стояше на утрени въ плесницахъ тако раздранныхъ, яко многажды примерзаху ноз его къ каменю, и не подвизаше ногами, дондеже отпояху утреню [CDXLII] .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010