Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет и не извергает; коροва их зачинает и не выкидывает. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры, и веселятся при звуках свирели. Проводят дни свои в счастье, и мгновенно нисходят в преисподнюю. А между тем они говорят Богу: «отойди от нас; не хотим мы знать путей Твоих» ( Иов. 21:4–14 ). Вместе с ним воспевает и долготерпеливый певец божественных судов Давид 757 . В согласии со сказанным: Милость и суд воспою Тебе, Господи. ( Пс. 100:1 ), он говорит: Как благ Бог Израилев правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги; еще немного – и поскользнулись бы стопы мои, ибо я возревновал на беззаконников, видя у грешников мир ( Пс. 72:1–3 ). В другом месте он вновь говорит, обличая их богатство: волы их толсты, овцы их многоплодны, умножаются при выходах своих, кладовые их полны, пересыпаются из одной в другую. Дочери их видом прекрасны, разукрашены по подобию храма. Но, удивляясь их порочному согласию и миру, он добавляет: Нет ни падения, ни пролома ограды, ни крика на улицах их, и затем, отвергая испорченное мнение многих, он говорит: Считаем счастливым народ, у которого это есть ( Пс. 143: 12–15 ), и добавляет: Блажен народ, которому Господь Бог Иакова – помощник его ( Пс. 145:5 ). И, чтобы, остановив на этом свидетельство, я не подверг бы свое слово упрекам в том, что оно не полно, послушай еще, что при тех же обстоятельствах говорит Аввакум, страдая и ударяя себя в грудь: Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, ибо он назвал обиды ближнего своими обидами, и, будучи братолюбив, добавляет: Буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть па бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный ( Авв. 1:2–4 ). В этом же духе и Иеремия, самый сострадательный из всех святых, высказывая недоумение за всех, взывает: Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и, однако же, буду говорить с Тобой о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, то есть они проводят жизнь без препятствий, – и приносят плод вовсе не от Духа 758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Епископ. Особенно, если толпа бесполезна и надоедлива. Таковым был сказавший Иисусу: Учитель, я пойду с Тобою, куда бы Ты ни пошел ( Мф. 8:19 ). Не избегая ли толпы, Спаситель сказал: Лисицы... ( Мф. 8:20 ) и так далее? Но ты меня не сможешь убедить, что Иоанн, с тех пор как был крещен, когда-либо клялся, или обязывал кого-нибудь к клятве, или клеветал, или лгал, или кого-то проклинал, или терпел любителей шуток. Диакон. Я говорю не об этих делах, но о том, что он превозносился. Епископ. О превосходнейший, не сделав ничего из перечисленного мною, как он мог превозноситься, будучи беспощаден к своему языку? Ведь грех одинаков и в великом, и в малом. Диакон. О чем же, я спрашиваю тебя, болтают люди иногда они перестанут об этом болтать? Епископ. Послушай обо всем и впредь не занимайся пустой болтовней, ибо ты никогда не получишь оправдания. Люди, не живущие право, не имеют и правых мнений, всегда измышляя то, что им кажется правдоподобным, и, проводя в этом досуг, особенно теперь, когда никто не дерзает сказать что-либо другое. Ибо даже про Спасителя Бога, Который был выше и человека, и пророка жизнью, словами и делами, рассказывали странные вещи, собравшись вокруг Него наподобие или свиней, или мух, поскольку тогда этого требовали обстоятельства, Ибо одни говорили: Он обольщает народ ( Ин. 7:12 ), а другие: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского ( Лк. 11:15 ); еще другие: Вот человек, Который любит есть а пить вино ( Лк. 7:34 ), а иные: Он самарянин, и бес в Нем ( Ин. 8:48 ). Но зачем же мне нужно говорить о собрании этого вздора? Ведь и Сам Спаситель, зная это, сказал апостолам: За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Ученики же передают Ему самые благоговейные о Нем предположения, рассказывая: Одни за Илию, другие – за Иеремию, а иные за Иоанна Крестителя ( Мф. 16:13–14 ), умалчивая, по большей части, о порочных словах. И вновь Он спрашивает их, отделяя их от людей, ибо по уму были они уже не люди, а сыны Божии, ибо дало нам Слово власть быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ): А вы за кого почитаете Меня? И ответили не все, но один Петр, который выражал мысль всех: Ты – Христос, Сын Бога Живого ( Мф. 16:15–16 ). Приняв этот ответ, Спаситель объявил его правильным, сказав: Ты – Петр, и на сем камне, – то есть исповедании 709 – Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Епископ. Совершенно правильно, о разумнейший, близ есть конец, согласно сказанному: Дети, последнее время ( 1Ин. 2:18 ), и еще: Вышел господин во единодесятый час нанять работников в виноградник свой ( Мф. 20:1 ). Последний же, двунадесятый час есть время уплаты долгов, Если же было сказано апостолом четыреста лет назад, что наступил последний час, насколько же это правильно сейчас благодаря тому, что произошло. Однако существует это с самого начала по попущению Господа для упражнения святых в подвиге, когда их требовал для себя диавол, как говорит Слово Спасителя: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ( Лк. 22:31–32 ). И вовсе не только о Петре молился Иисус, но обо всех, имеющих веру Петра, намекая образом решета не на что другое, как на круговорот жизни, исполненный удовольствий и страданий, посредством которых, словно через отверстия, выпадают в ад от питающего их хлеба, привязанные к земному, словно отделяемые посредством отверстий. Ибо одни просачиваются как бы через отверстия чревоугодия, их бог – чрево ( Флп. 3:19 ), другие – через сластолюбие. О них сказал пророк: дух блуда ввел их в заблуждение ( Ос. 4:12 ), ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9–10 ). Иные, стремящиеся к одному ярму с идолослужителями, – посредством сребролюбия, иные, возлюбившие скотовидную тьму 754 , – посредством гнева и вспыльчивости. О них говорит Иоанн: кто ненавидит брата своего, тот еще во тьме ( 1Ин. 2:9 ), ибо гнев, – говорит сочинитель притч, – губит и разумных ( Притч. 15:1 ).  Еще иные – через печаль и забвение, поскольку их память не пребывает постоянно в бдении, и взывают они: задремала душа моя от нерадения ( Пс. 118:28 ), к ним обращено слово порицания: Горе вам, потерявшим терпение, что будете вы делать, когда Господь посетит ( Сир. 2:14 )? Другие, о которых псалмопевец провозглашает: Бог рассыпал кости человекоугодников ( Пс. 32:6 ), – через бесстыдную любовь к славе, а еще другие – через бахвальство или надмение, которое является и презрением. Их пророк упрекает как отступников: Высокомерные до крайности преступали закон, но я от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Заблудившуюся не возвратили, погибшую не взыскали, за слабой не смотрели, сокрушенную не перевязывали, и, закалывая, едите откормленную ( Иез. 34:2–4 ). Об этом пишет и Павел: Вы терпите, тогда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает ( 2Кор. 11:20 ), и волною одеваетесь, а овец не пасете ( Иез. 34:3 ). Также и в книге Иеремии Господь говорит о нерадивых пастырях: Множество пастырей испортило Мой виноградник ( Иер. 12:10 ). Диакон говорит: Он мог бы попеременно и об этих делах иметь попечение, и о церковных заботиться, чтобы не иметь дурной славы, будучи великим в остальных делах, Епископ. Это как раз и является нашим стремлением, чтобы не иметь дурной славы, преизобильно предлагать слово, усердие, ревность и прочее священническое благомыслие. Разве ты не знаешь, почтеннейший Феодор, что и блаженство вследствие неразумной клеветы, вместе с другими блаженствами, устанавливается Господом, сказавшим: Блаженны вы, когда будут поносить вас и всячески неправедно злословить ( Мф. 5:11 ). Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Ибо так поступали со лжепророками отцы их ( Лк. 6:26 ). Как уста, изощренные в божественных словах, и уши в слышании божественных пророчеств могли перенести многословие трапез, когда и Господь говорит: Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6:24 )? 578 Так, значит, будем искать, кто есть Маммона, чтобы некогда не оказаться служащими не двум господам, а лишь Маммоне. Ибо «Маммоной» Он ныне называет не диавола, но суету мира сего, от которой Слово отвратило своих учеников. Диакон. Обратись, священнейший отче, к прочим делам, поскольку твое объяснение по поводу трапезы достаточно. И не сетуй на мои возражения, ведь я столь подробно вопрошал твое многознание, желая узнать больше. Епископ. Пусть тебе это будет мною объяснено еще яснее, ученейшелюбивый Феодор, ибо я один из тех, кто приложил усилие угодить толпе посредством трапезы. Потому что епископ, особенно большого города, оставивший служение слова 579 , не имеющий ни ночью, ни днем скрижалей закона в руках, совершающий заботу о нищих не за свой счет, а за счет других, будет далек от изрекших: вот, мы оставили все и последовали за Тобою: что же будет нам ( Мф. 19:27 ) и будет сопричислен к сказавшим: Господи, не от Твоего ли имени ( Мф. 7:22 ) мы то или это совершаем, услышав вместе с ними: Отойдите от Меня, проклятые, не знаю, откуда вы ( Лк. 13:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо для падших и жалких, которые необдуманно согрешают, Господь полагает закон, как для любящих дух рабства ( Рим. 8:15 ), согласно псалмопевцу Давиду, Господь даст закон согрешающим в пути ( Пс. 24:8 ) для исправления преступающих заповеди. Праведный же, перейдя меру рабства закону, спеша к уделу сыновства через любовь к Господу, является самому себе законодателем, каковым и был Иов в делах и словах: Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице ( Иов. 31:1 ). Каков же был этот завет? Таков, чтобы непослушных приучить к целомудрию. Подобное говорит и Давид: Я поклялся и поставил сохранить суд правды Твоей ( Пс. 118:106 ), принуждая клятвой сомневающуюся и колеблющуюся мысль. Иоанн, будучи подражателем тех отцов, как законный, а не незаконнорожденный сын, стремясь к более строгому уделу жизни, чтобы исцелить расслабленную различными страстями людскую паству, был самому себе судией и законодателем, утесняя себя непреложным осуждением, держась в стороне от пиров, собрания шутников, пустословов и смехотворцев, прикрывая щитом во всеоружии Святого Духа око своей души, чтобы невоздержание, обретя вход посредством пиров или неуместного слова, не уничтожило целомудрия, согласно сказанному: Худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор. 15:33 ). Поэтому он и был обвинен в заговоре, ибо он был обременителен для них, как блистающий светильник для больных глаз, Таков был и сострадательный Иеремия 687 , который со слезами жаловался на неверие находящихся у власти и священников, прибавляя: О, кто даст голове моей воду и глазам моим источники слез! Я плакал бы день и ночь ( Иер. 9:1 ) о народе моем. И вновь: О, кто даст мне в пустыне пристанище путников! Оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи ( Иер. 9:2 ), называя «собором беззаконных» собрание лжепророков и лжесвященников. Так же и в другом месте он обращается к Богу не как не знающий Его, но как показывающий нам пример для подражания. Господи, не сидел я в собрании, когда они смеялись, но боялся пред лицом Твоим, я сидел одиноко, ибо был исполнен горести ( Иер. 15:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо если и почил блаженный Иоанн, но бодрствует истина, ради которой и будет проведено расследование. Когда же скончался великий вселенский учитель, прибыли два епископа и диакон, бывшие с ним в ссылке, в Рим, к папе Иннокентию и рассказали обо всем произошедшем с блаженным Иоанном в ссылке, и как он страдал от сопровождавших его от места к месту солдат, и о народе, спасенном от поклонения солнцу благодаря помощи Божией, произошедшей через него, и об уверовавшем в Бога, а еще – о видении Петра и Иоанна, святых апостолов, и о сказанном ему ими, и о кончине его, и о видении мученика Василиска 1326 , предупредившего его о ней. Папа, услышав об этом, изумился и, одновременно, опечалившись, говорит присутствующим: «Вы видите, какой столп Церкви и светильник веры незаконно изгнали восточные епископы. Что будет с ними в нынешнем веке и что ожидает в будущем? И какое приемлемое оправдание они могут дать Судии в страшный день, когда они предстанут перед непреклонным судейским седалищем Христовым?» Сказав это, он идет к императору Гонорию и возвещает ему все то, что сказали ему клирики, и еще об императрице Евдоксии, как она не оставила памятозлобия, которое имела против Иоанна, вплоть до того времени, когда, наконец, не сделала его явным, низложив Иоанна с епископского престола с помощью тех негодных людей, которые ей в этом помогали, поскольку он изобличил ее в том, что делал, неудержимо похищая деньги и имущество ближних, совершая убийства и многочисленные беззакония. Император, услышав это, сильно опечалился душой, ибо он был весьма благочестив, проводя все время своей жизни в молитве, посте, бдении, чтении Священного Писания, весьма стремясь к спасению души. И, отвечая, он сказал папе: «Вся земля и все море поражены злыми делами этой женщины, ибо по большей части [известия: о них] дошли до моего слуха, и мы, заткнувши уши, отвернулись в отвращении от этого, не желая вовсе слушать таковые порочные слова. И что делать, я не знаю. Ибо я много раз писал о ней моему брату Аркадию, чтобы он отвратил ее от этих дел, дабы не навлечь на нас и на детей ваших ее грехов, как на священника Илия и на дом его и отца его – гнев Божий ради грехов Офни и Финееса, детей его 1327 , но он не послушал меня, как, впрочем, не слушал и тот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо научил вас Господь не потому, что ненавидит [вас], но потому, что желает спасения ваших душ через наилучшее обращение к Нему и покаяние». И, таким образом, он отпустил его. 19. Исцеление маркионитки, жены губернатора Антиохии. В те дни была расставлена диавольская западня в Антиохии и во всей окрестной стране, и многие попадались в нее. Ибо тогда открыто проповедовалась ересь маркионитов 1161 , и приверженцы этой ереси имели молитвенные собрания, вовлекая многих из самых простых людей в свой соблазн. И даже правитель города принадлежал к их нечестивой секте, и через него многие, отрекшись от православной веры, подчинились им. Бог же, желающий, чтобы все пришли к познанию Его 1162 , и всегда спасающий человеческий род, используя любой повод, сотворил им это знамение через святого своего Иоанна, чтобы вырвать многие души из их ереси и заблуждения. Ибо жена упоминаемого правителя заболела дизентерией и очень страдала поносом, вовсе не имея облегчения ни ночью, ни днем. Осматривали же ее все врачи в городе, показав на ней все усердие и попечение своего искусства, чтобы вылечить ее. Ей же день ото дня становилось все хуже и хуже. Врачи, таким образом, находясь в недоумении и более не зная, что делать, чтобы победить болезнь, отказались от нее. Супруг же ее, увидев неудачу врачей, пригласил в свой дом последователей ереси, которой он придерживался, умоляя помочь ей и попросить исцеления. И они делали это с большим старанием, молясь о ней непрестанно в течение трех дней. Когда же оказалось, что и они не смогли ничего сделать своими напрасными молитвами, женщина призывает своего мужа и говорит ему: «Благодарю тебя, господин мой, за то, что ты старался спасти меня. Ведь ты собрал и множество врачей, и призвал большое число маркионитов, но я не чувствую себя лучше, Теперь же я боюсь, чтобы ты не отказался от того, о чем я прошу тебя, ибо я воистину уверена, что, (если) ты выслушаешь рабу твою, я буду полностью исцелена». Он же, отвечая, сказал ей: «Если ты попросишь меня дать все имение мое для того, чтобы ты выздоровела от этой болезни, не презрю просьбы твоей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо, по благодати Божией, он обнаружил, что некоторые из них знают греческий язык, и подготовил их для перевода Нового Завета и Псалтири на их собственные языки, чтобы они получили знание Божественных Писаний 1294 . Приказал он им изучить и Псалтирь, чтобы в церквах они воспевали ее песни, сказав: «Они частично содержат в себе Ветхий Завет , чтобы сделать его понятным для вас». В течение немногих дней они расцвели для спасительной веры, чтобы превзойти многих уверовавших раньше. Блаженный же Иоанн радовался, видя их ревность и усердие в вере. И привели к нему многих, охваченных различными болезнями, и он, исцелив всех именем Господа нашего Иисуса Христа, отпустил их.  60. Гонения на сторонников Златоуста, После того, как блаженный Иоанн был сослан в Кукуз, епископы из числа его сторонников и борцы за истину 1295 , как вначале ходила молва, были утоплены в море А вот это мы написали о том, о чем не имели возможности узнать. Смогли кто-нибудь рассказать со всей точностью, сколь многие из числа других епископов ради блаженного Иоанна были изгнаны из церквей и поселились в самых отдаленных местах вселенной и сколь многие из возлюбивших подвижническую мудрость подверглись таким же несчастьям? Ибо они были высланы не из одного или из другого места, чтобы можно было точно написать о том, что произошло с ними, но почти изо всей вселенной.  61–63. Друзья и враги Иоанна пишут папе. Короткий епископат Арсакия, незаконного наследника Иоанна. Аттик заменяет Арсакия. Низложение Ираклида. Порфирий Антиохийский 1296 . Акакий и Антиох 1297 , увидев, что народ уходит от них, и испугавшись, что император разгневается и призовет Иоанна из ссылки, смогли убедить некоторых царедворцев подготовить императора издать указ по всему городу против тех, кто избегал общения с Арсакием, Феофилом и епископами 1298 , которые были их сторонниками. Итак, когда они были изданы, полные устрашений и угроз, имевшие вражду к Иоанну возрадовались и устремились в церковь , а те, кто воистину был противником зла, будучи преданы правителям, держась веры святых мучеников и их исповедания, остались непреклонными, получив с ними равные венцы веры; иные же, склонившись перед страхом пыток, предались бегству и в этом были верны тому, что возвещено Спасителем: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф. 10:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо я не перестала считать тебя отцом и почитать как отца. Впрочем, хотя бы теперь, взирая на лучшее из двух, выбери подобающее, предстательствуя за церковные дела и не ввергая самого себя в дела государственные и общественные. Ибо я не буду препятствовать тебе в этих делах». Блаженный же Иоанн, услышав это, сильно опечалился и стал рассуждать сам с собою, говоря: «Итак, что будет с ней, столь бесстыдной и своими делами совершающей поругание Христа?» И, тяжело вздохнув, он, отвечая, сказал посланным: «Если бы я угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ). И вновь он говорит: «Обличай, запрещай, увещевай» ( 2Тим. 4:2 ), и еще: «Говорить для меня не тягостно, а для вас назидательно ( Флп. 3:1 ). Кроме того, я весьма тщусь, чтобы мне не подвергнуться разнообразным насмешкам или порицаниям, но чтобы охранял меня Божественный Промысл незапятнанным вплоть до моего последнего вздоха. И если даже я обличил ее в проповедях, не должно ей ни оскорблять, ни притеснять меня. Ибо я вижу, что она пребывает вне того, как подобает поступать, и вне заповедей Христа. И хотя в лицо я ни ее, ни кого другого не порицал, ибо этого мне не позволено от Господа, но я не переставал и не перестану обличать тех, кто одержим сребролюбием. Если же она свободна от этой страсти, тем более следовало бы ей, поскольку эта страсть ей чужда, радоваться. Если же она подвержена названным страстям и одержима ими, то пусть знает, что я обличаю или оскорбляю не ее, а ее дела. Ибо всякий, делающий грех, есть раб греха, как вас научил апостол ( Ин. 8:34 ), Ибо что мешает ей творить добро? Или какую она получит пользу, если приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16:26 ). Таковыми многочисленными словами поучения изумив [этих] людей, он отпустил их с миром, чтобы они возвестили ей то, что услышали от него. Они же, услышав и записав все сказанное, возвестили ей: «Мы слышали сегодня слова человека, который не страшится ни смерти от меча, ни потопления в море, но все это почитает за ничто и имеет лишь одну заботу: обличать и порицать тех, кто поступает не так, как подобает.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иди же, дорогой Константин Иванович, с миром в путь твой, ибо веруем, «яко уготовася тебе место упокоения»! И чувствуя нашу искреннюю, братскую молитву о тебе, помолись и ты о нас всех перед престолом Божьим твоей любящей душой, так умевшей и любившей находить для себя отраду в молитве здесь на земле! Печ. по: Ромашкевич А. Д. Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1-го октября 1908 г. по 1-е октября 1909 г. Год шестой. – Полтава. Электрическая типография Г. И. Маркевича. Панский ряд. 1909. С. 9–11. Памяти о. Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). Сказано 28 января 1909 года перед панихидой Сегодня исполнилось сорок дней со времени кончины славного русского пастыря отца Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского). И мы собрались для молитвы о нем. Имя отца Иоанна известно всем в России, известно и за границей. Где же причина его известности? Причина эта заключается не во внешних особенностях его положения, не в его талантливости, не в его красноречии, она заключается в том, что он внутри себя, в своем сердце, носил то великое сокровище, которое Иисус Христос именует «Царствием Божьим»: «Се бо Царствие Божие внутрь вас есть». Как часто мы думаем, что сила человека заключается в том внешнем могуществе, которым он иногда владеет: в деньгах, власти и тому подобном. Говорят, если бы я был богат, если бы я был знатен, если бы я был даровит, я бы то-то и то-то сделал, я бы всех осчастливил, я бы помогал бедным. В этих словах заключается глубокое заблуждение, и не напрасно сказано в Евангелии: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мр. 10:29–30 ). Отец Иоанн не искал ни славы, ни богатства, и к нему пришли они сами только потому, что он всего себя, все свое сердце отдал Богу. С раннего детства он имел сердце, согретое крепкой верой и горячей любовью к Богу. Вспомните случай из его учебных годов: он поступил в школу, по бедности своего отца-псаломщика, совершенно неподготовленным к занятиям. Учебное дело давалось ему с большим трудом, и он очень отставал от своих товарищей. Но он не упал духом, не опустил рук. В своей родной семье он научился верить, что Бог дает человеку силы и способности. И вот он стал горячо, всем сердцем просить Бога о помощи. И Бог помог ему. Его учебные дела пошли хорошо. И он окончил курс духовной семинарии первым воспитанником и был послан в Академию на казенный счет. Таким образом, отец Иоанн еще в раннем детстве собственным опытом постиг силу веры и действенность молитвы. И этот опыт запечатлелся в душе его навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010