Скиты Валаамского монастыря: братство, разбросанное по архипелагу Слово «скит» известно многим, но не все представляют, как устроена жизнь монахов в скиту и зачем вообще скиты нужны. Есть свои скиты и в Валаамском монастыре. Валаамский монастырь состоит из центрального Спасо-Преображенского собора, четырнадцати действующих и двух строящихся скитов, а также двадцати одной часовни, не считая подворий и скитов вне архипелага. Что посмотреть на Валааме Скиты — это места жительства монахов, расположенные на удалении от центральной обители в разных концах Валаамского архипелага. Устройство скитской жизни несколько отличается от жизни в центральной усадьбе обители, где преобладает общежительный устав. В скитах у каждого насельника есть возможность получить б о льшую свободу в личном подвиге — посте, молитве и уединении. Здесь делается акцент на келейную духовную жизнь каждого монаха в отдельности. Коневский скит. Фото А. Лютова «В скитах есть возможность учитывать индивидуальные особенности каждого человека, видеть разный уровень одаренности у насельников монастыря, давать им некую свободу в образах духовного подвига, — рассказывает иеромонах Давид (Легейда), насельник Валаамского монастыря, скитоначальник Смоленского скита и регент братского хора Валаамского монастыря. — Как каждая личность человека уникальна, так существует и много разных путей и образов монашеского подвига». Ошибочно полагать, что скит — это самостоятельная обитель. Монахи, живущие в скитах, принадлежат к одному братству, вместе собираются в обители по праздникам на соборную праздничную службу и трапезу, а главное, находятся под началом одного игумена, который и является духовником всех насельников монастыря. «В церкви, в обители, как в армии: один главнокомандующий, одна священная задача, но разные рода войск и разные подразделения — как филиалы одной организации», — сравнивает отец Давид. Ильинский скит. Фото valaam.ru В скитах точно так же совершаются Божественные литургии и другие храмовые службы, но не каждый день и не для всех — туристов и паломников в эти часы не пускают. Желающие попасть на территорию скита могут сделать это в течении дня между утренним и вечерним богослужением.

http://sever.foma.ru/skity-valaamskogo-m...

Это самая высокая точка о. Коневец, высота горы составляет в самой высокой точке 34 метра. Как повествует нам житие преп. Арсения, Арсений по прибытии на о. Коневец в 1393 году вначале поселился именно здесь, прожив на вершине Св. горы около 3-х лет в уединении и лишь затем, в 1396 году, перешёл жить на берег Ладоги, на место, где сейчас находится Коневский скит, а до этого стоял первый основанный Арсением монастырь и церковь во имя Рождества Богородицы. Некоторое время спустя, ещё при жизни самого Арсения, на Св. горе состоялось явление Богородицы старцу Иоакиму, ученику Арсения. А было это так. В один из годов Арсений решил совершить второе путешествие на Св. гору Афон, с тем чтобы ещё раз посетить тамошние святыни и проведать братию, вместе с которой он прожил некоторое время, прежде чем придти на о. Коневец. Так получилось, что во время отсутствия Арсения на Коневце случился страшный неурожай. Братия стала терпеть большую нужду, так что некоторые из монахов стали роптать и вознамерились покинуть обитель. Один из преданных учеников Арсения, старец Иоаким, видя великое смущение среди братии, удалился на время из монастыря и уединился на горе в глубине острова, той самой, на которой жил и молился преподобный Арсений по прибытии на остров. Проведя некоторое время в посте и молитве, старец уснул. Во время сна ему явилась сама Богородица и сказала такие слова: «Не скорби, старче, но скажи братии, чтобы не расходилась с сего места, ибо вскоре будет к вам слуга мой Арсений с обилием всего нужного для обители». Старец поспешил вернуться назад к братии и рассказал о чудесном явлении ему Богородицы и передал сказанные Ею слова. На следующий же день приплыл и сам Арсений на двух больших судах из Новгорода, привезя с собой множество припасов. Видя такое чудесное явление братия возблагодарила Небесную Владычицу за явленное Ею чудо и по благословлению Арсения поставила в память об этом событии на месте явления Богородицы старцу Иоакиму крест и икону. Гора получила название Святой, позже на месте креста была поставлена небольшая часовня, а затем, в конце XVIII века, на вершине самой горы устроен скит во имя Казанской иконы Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00111

С наружной стороны кельи, у стены стоит деревянный крест, вышиной 4 арш., своеручной работы отца Дамаскина, а перед ним, в расстоянии одного аршина, как бы светильник, растет зеленый молодой клен и вблизи его липа, которые он, живя здесь посадил своими руками. В окрестности же кельи и по берегу озерка растут линиями кедры, лиственницы, дубы и пихты; деревья эти посадил отец Дамаскин уже будучи настоятелем. Достойно примечания, что на это Коневское озерко, вот уже, насколько помнят, более 50 лет, прилетает Бог весть откуда на летний сезон пара птиц, называемых гагара, которые, свив на голом камне, близ воды, свое гнездо, выводят двух птенцов. Птицы эти удивительно быстро свыкаются с людьми, свивая иногда свое гнездо около самой дороги близ моста. Проходящие посетители, невольно останавливаясь, долго любуются ими, а они, сидя на своем гнезде, мало обращают на зрителей внимания, как бы уверенные, что они живут под покровом общего Создателя, и что толико десятков лет хранивший их и теперь не попустит, дабы кто дерзнул обидеть их. К концу же лета пернатые странники, уже в виде двух пар, отлетают в далекие страны на зимовку, чтобы ранней весной снова возвратиться сюда, в пустынное свое обиталище, опять не более одной пары той же породы. В скит этот возят посетителей на лодках по весьма красивому проливу, разливающемуся среди острова. 7. Скит преподобного Авраамия Ростовского В 7-ми верстах от монастыря, на южную сторону, по дороге, проходящей лесом, достигши до обширного Ладожского озера, в расстоянии полуверсты от Монастырского острова, на отдельном островке стоит небольшая деревянная церковь с колокольней во имя преп. Авраамия Ростовского, нетленно почивающего во граде Ростове. Известно, что в древности, в 960-х годах, преп. Авраамий подвизался на горах Валаама 106 . Скит преп. Авраамия Ростовского Церковь эта сооружена и 9-го октября 1873 года освящена игуменом Дамаскином, возусердствовавшим почтить сим угодника Божия. Церковь небольшая, архитектуры весьма красивой. Внутренность ее, как-то: иконы, резной лакированный иконостас и прочие украшения, все сделано своей монашествующей братией. В алтаре на горнем месте иконостас и иконы пожертвованы купцом Ф.И. Тюменевым и были некогда украшением молитвенной его комнаты. Тут же близ жертвенника в иконе хранится значительная часть мощей преп. Иакова Боровицкого, поступившая сюда вместе с иконами тоже от Ф.И. Тюменева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасо-Преображенский собор Монастырь: центральная усадьба, скиты и подворья Монастырь имеет сложную структуру. Главный собор, основной корпус общежитий обители, хозяйственные постройки расположены в Центральной усадьбе острова Валаам, давшего название всему архипелагу. По островам разбросаны многочисленные скиты. Само слово скит произошло от названия пустыни в Северной Африке Шиит. Это форма монашеской жизни, более уединенная, чем общежительная, когда иноки живут по несколько человек (существует еще отшельническая форма жизни, на Валааме еще в XIX веке она была, теперь уже нет). До революции на Валааме было 13 скитов, сейчас после советского 50-летнего запустения восстановлено 9 из них и построен один новый. Всехсвятский, Предтеченский, Коневский и Святоостровский скиты были построены для монахов подвижнической жизни. Ранее и устав их был более строг, чем в Центральной усадьбе, а сейчас во всём монастыре он одинаков. Сергиевский и Германовский скиты связаны с хозяйственной деятельностью монастыря: они были построены в местах, где находились каменоломни и шла добыча красного и серого гранита. Есть на острове также Воскресенский и Гефсиманский скиты, которые свидетельствуют о местах, связанных с земной жизнью Спасителя. Свято-Владимирский скит был построен последним как патриаршая резиденция (Валаамский монастырь относится к типу ставропигиальных, подчиняющихся не епархии, а непосредственно Патриарху). Гости острова, даже паломники, не могут посетить все скиты: далеко не все открыты путешественникам. Предтеченский закрыт для всех, Всехсвятский открывает свои двери лишь раз в год на престольный праздник, Святоостровский посещают некоторые паломнические группы, Воскресенский осматривают почти все прибывающие группы. На материке в Сортавале, Приозерске, Петербурге, Москве и даже в Сочи открыты подворья монастыря. Воскресенский скит. Фото: Alexxx Malev Переменна судьба Валаама Существуют разные точки зрения о происхождении топонима Валаам . Но всё же большинство ученых сходятся во мнении, что название архипелага связано с финно-угорским топонимом Valamo , где valo – это «свет», «клятва», или с финским valaa – «отливать из металла», впоследствии под влиянием библейской традиции это название трансформировалось по созвучию с именем ветхозаветного прорицателя Валаама.

http://pravmir.ru/valaam-ostrov-preobraz...

Во время настоятельства отца Авраамия значительно увеличились доходы Оптиной пустыни, были расширены ее имения, развернулось строительство. Построены новая каменная колокольня со святыми вратами, два братских корпуса, возведена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, больничная церковь в честь Владимирской иконы. В 1809 году по ходатайству игумена число братии было увеличено до 30 человек. По смерти игумена Авраамия на должность строителя монастыря был избран помощник его, иеромонах Маркелл. Более 20 лет прожил он в обители, но управлял Оптиной только два года и был освобожден от сего послушания согласно его желанию. В 1819–1825 годах настоятелем был игумен Даниил . Он ввел в Оптиной устав Коневского монастыря. Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита Своим духовным возвышением Оптина пустынь особенно обязана святителю Филарету, митрополиту Киевскому и Галицкому (Амфитеатрову; †21 декабря 1857/3 января 1858). В бытность свою Калужским епископом (1819–1825), в 1821 году, в настоятельство оптинского игумена Даниила, святитель Филарет основал Иоанно-Предтеченский скит (1820–1821) и положил начало старчеству в Оптиной пустыни, для чего привлечены были туда братья-подвижники — преподобные Моисей и Антоний (Путиловы), подвизавшиеся до того в рославльских лесах. Святитель Филарет сам лично имел беседу с отцом Моисеем, в которой и пригласил его в Оптину для строительства скита, а 17 июня 1821 года лично же утвердил план строительства скита, представленный ему отцом Моисеем и игуменом Даниилом, после чего и началось возведение первой келлии и постройка домовой церкви для архиерейского приезда во имя Собора святого Иоанна Предтечи Господня. Скит был устроен в 360 метрах к востоку от обители. Традиции старчества и умной молитвы были положены в основание духовной жизни скита, а потом и всей обители. Освящение храма в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни святитель Филарет совершил 3 июня 1822 года и в том же году возвел монаха Моисея в сан иеродиакона и иеромонаха, назначив его духовником обители. В дальнейшем перед началом Великого поста в понедельник сырной недели Преосвященный каждый год уезжал из Калуги в Оптину пустынь, в устроенный им же самим скит, и возвращался оттуда в субботу вечером. Как известно, святитель Филарет вел строго подвижническую жизнь и, несмотря на свои архипастырские труды, до конца своих дней оставался истинным монахом. Когда в Оптинском скиту ему пытались оказывать архиерейские почести, он возражал: " Митрополит там — в другом месте, а здесь, в ските, я просто инок " . Во время посещений владыкой " своего скита " настоятель скита отец Моисей заменял ему келейника, считая за честь послужить своему архипастырю в его невзыскательных и несложных нуждах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Доныне в Ново-Валаамской обители Финляндии обращаются к произведениям схиигумена Харитона как к энциклопедии духовной жизни. Паломники часто спрашивают: что значит быть монахом, что подразумевается под аскетизмом и религиозной жизнью? Чтобы ответить на эти вопросы, насельники обращаются к трудам схиигумена Харитона, опытного аскета и практика духовной жизни, который настаивал, что аскетизм необходим не только для монаха, но и для каждого христианина, «направляя его шаги на путях к величию Божию». Лучшего места для монаха не придумать Монах Лонгин (Алферьев) (1875–1952) Монах Лонгин (в миру Леонтий Иванович Алферьев) родился 17 июня 1875 г. в селе Борок Ливенского уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Поступил в Валаамский монастырь 12 июня 1901 г. и по получении увольнительного свидетельства от общества зачислен в обитель послушником 11 марта 1908 г. Здесь Леонтий проходил общие монастырские послушания, был помощником огородника, привратником в монастыре, затем трудился на молочной ферме. Проживал в скитах Всех святых, Коневском, Германовском; был смотрителем Предтеченского скита, или, как называли в монастыре, хозяином скита. Интересные свидетельства сохранились в записях монахини Марии (Стахович), духовной дочери старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича), который был также духовником монаха Лонгина: « О. Лонгин – духовный сын старца Михаила, известен своей высокой духовной жизнью. В его роде было 18 монахов. Дядя его, иеромонах Рафаил, настоятель Тихоно-Задонского монастыря, был замучен большевиками». Предтеченский скит считался одним из самых строгих скитов. В подражание великому пустыннику и постнику святому Иоанну Предтече в этом скиту соблюдался строжайший устав постничества. Пища скитских насельников была исключительно растительной, в понедельник, среду и пятницу – без масла; а рыбных или молочных блюд здесь вовсе не вкушали. Женщинам вход не только в скит, но и на остров был запрещен, да и мужчины посещать скит могли только по особому благословению настоятеля монастыря. Рядом с церковью находился небольшой деревянный келейный корпус, где жили несколько послушников – для ухода за огородом и садом – и хозяин скита. «Монахи скита – их было немного, кажется, едва ли даже 10, а может быть, и меньше – жили в отдельных домиках, разбросанных там и сям по небольшому высокому островку – “на вержение камня”, – то есть на такое расстояние, что можно было добросить камень от одной кельи до другой». В Предтеченском скиту подвизались известные валаамские старцы: схимонахи Иоанн Молчальник и Никита, иеромонах Исаия, имевшие от Бога дар прозорливости и делания внутренней сердечной молитвы. Конечно, постоянное общение с такими подвижниками не могло не остаться бесследным для о. Лонгина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скит выстроен в 1870 г. на западной стороне от монастыря, расстоянием: сухим путём–шесть вёрст, проливом–три версты. Местность живописная, между двумя озерками, соединенными деревянным мостом. Церковь во имя Коневской чудотворной иконы Богоматери воздвигнута на каменной скале. Она деревянная, небольшая, с колокольней. Внутренность церкви отделана прекрасно. Здесь постоянно подвизаются два старца. Посетителей возят сюда на лодках по проливу. Скит замечателен тем, что здесь, в течете семи лет, уединенно подвизался о. Дамаскин, возведенный впоследствии в настоятели Валаамского монастыря и мудро управляющий им в течете сорока лет. Келью о. Дамаскина показывают в полуверсте от церкви. Келья разделена на несколько маленьких комнаток: в одной он занимался рукодельем, в другой–переписыванием отеческих книг, в третьей – совершал молитвенное правило и поклоны, в четвертой–поставлен деревянный дощатый гроб, работы его рук: гроб этот служил ему вместо постели. С наружной стороны кельи, у стены, стоит деревянный 4-х аршинный крест работы о. Дамаскина. Вблизи кельи растут линиями кедры, лиственницы, дубы и пихты: их посадил о. Дамаскин, будучи уже настоятелем. 7. Скит Преподобного Авраамия Ростовского. Находится на отдельном островке, в расстоянии полуверсты от Монастырского острова и в семи верстах от самого монастыря, на юг. Церковь сооружена в 1873 г., она небольшая, красивой архитектуры, с колокольнею. Сооружена во имя препод. Авраамия Ростовского потому, что здесь, на Валааме, в 960 годах, на его горах, подвизался сей преподобный. 24 Не в дальнем расстоянии от церкви жилые дома, колодезь, сад и огород. Здесь братии шесть человек. Окрестность Авраамиевского островка весьма живописная; вокруг расположились небольшие островки, поросшие лесом. На одном из островков построен деревянный дом для рыбаков. В полуверсте от Авраамиевского островка виднеется, так называемый, остров Дивный. Он с версту в окружности и имеет вид неприступной крепости, да и в самом деле неприступен, потому что со всех сторон поднимается отвесно. На вершине его еловый лес и среди него деревянный крест. IX. Кладбищенская церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии дал характеристику основных типов церковного душепопечения о наркозависимых 30 августа 2006 г. 12:17 В связи с многочисленными вопросами священнослужителей и мирян из различных епархий о том, в каких формах может организовываться помощь наркозависимым людям, Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии представил всем заинтересованным лицам краткую характеристику существующих ныне в Русской Православной Церкви основных типов душепопечения о наркозависимых. Протоиерей Сергий Бельков, руководитель Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии, так определил основные формы церковной работы с наркозависимыми: 1. Монастырь, где проживают наркозависимые. Пример: Коневский монастырь, Валаам , Казанская Площанская пустынь в Брянской епархии . 2. Государственные реабилитационные или лечебные учреждения, имеющие молельную комнату, часовню и окормляемые православным духовенством, например: больница им. Боткина, Военно-Медицинская академия в Санкт-Петербурге. 3. Загородные приходы, где проживает священник с семьей и наркозависимые при храме, например, Епархиальный центр «Саперное», Красноармейское (Ленинградская область); Спасо-Преображенская община ( Ставропольская епархия ). 4. Скит (монастырский), где совместно с монашествующими проживают и проходят реабилитацию наркозависимые: Валаам, скит Всех Святых; Покрово-Тервенический монастырь, скит в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». 5. Общественная организация или коммерческая, где есть храм или молельная комната в своей основе имеющая православное вероучение и обряды (утренние молитвы, исповедь, паломнические поездки и т. п., которые окормляет священник). Пример: Фонд «Возвращение» (Лениниградская область) «Камень» (Псков). 6. Амбулаторная помощь наркозависимым: Крутицкое подворье (Москва), Епархиальный центр «Воскресение» (Санкт-Петербург). 7. Городские приходы, в основном окормляющие наркозависимых (ранее прошедших реабилитацию) и их родителей, например храм Спаса Нерукотворного образа, храм св. Илии Пророка (Санкт-Петербург). 8. Центры, основанный православным братством), сестричеством или другой епархиальной структурой (монастырь, приход), который окормляет священник, периодически приезжая: центр Братства прп. Серафима Вырицкого (Пошитня, Псковская обл.). 9. Приход (община), состоящая из нескольких монашествующих, где совместно с ними проживают и проходят реабилитацию наркозависимые, например: Ивановская епархия , село Георгиевское и др. Патриархия.ru/ Санкт-Петербургская епархия Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/137003.htm...

В скиту целые дни трудился на послушаниях, имея молитву в устах и сердце. Скитская и монастырская братия относилась к нему с особенною любовью, находя в нем наставника в духовной жизни и утешителя в скорбях. Отец Иоанникий как сам к себе чрезмерно был строг, так требовал этого и от других. А потому в скиту, находящемся под его руководством, царило благочиние и мир. Однажды, при корчевании пней в скитском лесу, отец Иоанникий надорвался и получил грыжу, которою потом страдал до конца жизни. Оправившись немного от болезни, он пожелал перейти в другой скит, более строгий по уставу. На это последовало благословение с назначением в скит в честь Коневской иконы Божией Матери. В этом скиту о. Иоанникий усугубил подвижнические труды. Пища здесь полагалась самая постная, часто безъелейная. Рыбы или молочных продуков не дозволялось даже в самые великие праздники. Несмотря на болезнь, усиливающуюся к старости, несмотря на ослабевание телесных сил, отец Иоанникий по особому благословению своих духовных отцов игуменов Дамаскина и Иоанафана полагал ежедневно тысячи поясных и сотни земных поклонов. Ввиду того, что в скитах церковное богослужение бывает редко, он ежедневно совершал полную службу келейно. Наконец, болезнь совершенно обессилила его, и ввиду этого с 23 сентября 1891 года отец Иоанникий зачислен за штат. В этих условиях он счел благовременным принять великий ангельский образ. 16 января 1892 года, ровно через 30 лет жизни на Валааме, он был пострижен в схиму с именем Илия Приобретение молитвенного духа составляло главнейший его подвиг. Но отец Илия был украшен и телесным подвигом. Никто не знал, когда и как он спал: никакого ложа в его келье не было. Потом выяснилось, что спал он в сенях на дровах. Одевался очень просто и легко, даже в холодное время. Ему предлагался священный сан, но он по смирению решительно отказался от него, не желая оставлять пустынное житие. Вскоре о. Илия перешел в еще более строгий скит Иоанна Предтечи на острове. Все условия здесь были чисто пустыннические, а устав постнический. Это-то и влекло сюда подвижника-пустыннолюбца, который вошел уже в старческий возраст. Старец о. Илия был постоянно углублен в духовное делание, в молитвенный подвиг, сторонился суетного, избегал малейшей возможности употребить время впустую.

http://pravoslavie.ru/8255.html

Тихвинский скит при Валаамском монастыре расположен на острове, посвященном Тихвинской иконе Божией Матери, которая, как гласит предание, проходила по воздуху через Ладожское озеро вблизи этого островка. Тихвинский остров находится в 25 верстах от монастыря и в 70 верст. от финляндского берега. Поверхность его низменная, частью песчаная, частью торфяная, покрытая почти сплошь хвойным лесом. Валаамский игумен Гавриил построил здесь храм в честь Тихвинской Божией Матери и при нем основал скит. Невдалеке от скита по берегу расположены несколько избушек для рыбаков, которые приезжают сюда в осеннее время для рыбных промыслов. Коневский Рождественский монастырь в Кексгольмском уезде. Рождественский Коневский монастырь расположен на острове Ладожского озера Коневце. Этот остров лежит в северо-западной части озера, отделяясь проливом в 5 верст ширины от финляндского берега. Вся окружность его около 14 верст. В самом центре Коневца возвышаются два холма, покрытые зеленеющим лесом: Святой и Змеиный. Особенно красива Святая гора, с вершины которой открывается живописный вид на блестящую зеркальную поверхность Ладожского озера и на синеющий вдали финляндский берег. Святая гора, названная так потому, что здесь было явление Божией Матери старцу Иоакиму, служила и служит здесь центром иноческой жизни и потому является как бы сердцем Коневца. Тут подвизался прп. Арсении, положивший начало иночеству на Коневце и создавший знаменитую Коневскую обитель. Прп. Арсений был родом из Новгорода. Посвятивши себя с детства на служение Богу, он сначала довольно продолжительное время подвизался в одной из новгородских обителей, откуда затем ушел на Афон. После трехлетнего подвижничества на Афоне прп. Арсений задумал возвратиться на родину и основать свою обитель. Получивши благословение от игумена и Св. образ Святогорской Богоматери в напутствие, прп. Арсений после трудного и продолжительного путешествия прибыл, наконец, на остров Коневец в 1393 году. На горе в дремучем лесу он водрузил крест и поставил келию. Проведши в ней год в пустынном уединении, он затем спустился отсюда к юго-западному берегу и здесь у залива, именуемого «Владычная лахта», основал скит, при котором вскоре, когда набралось достаточное количество братии, соорудил церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Так получила начало Коневская Рождественская обитель. Но вскоре место, первоначально выбранное для монастыря при Владычной лахте, оказалось неудобным, так как, по причине низменного положения, обитель часто заливало водой; поэтому в 1421 году она была перенесена на другое, более высокое место, где находится и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010