Первые литургии служили в деревянной «Красной» гостинице. Во время Великого поста 1994 г. были совершены первые монашеские постриги. Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. В нояб. 1991 г. состоялось обретение мощей прп. Арсения под полом Богородице-Рождественского собора, в склепе на глубине 2, 5 м. В 1996 г. археологами было подтверждено, что обнаружена гробница XVI в. (мощи преподобного были скрыты братией под спуд именно в кон. XVI в. при нападении шведов). В 1998 г. была проведена экспертиза мощей, для них устроена резная рака красного дерева, а в 2008 г.-резная сень. Трудами архим. Назария и братии проведены восстановительные работы, прежде всего в нижнем храме собора, на его завершениях и в гостиничных корпусах, в 1995-1996 гг.- в Казанском скиту. Наладилось сотрудничество с желавшими помочь мон-рю в России и Финляндии (в дек. 1991 было учреждено общество «Коневец»); появился реабилитационный летний лагерь для детей-инвалидов (общество «Кедр»); развивалось монастырское хозяйство. В Сретенском храме, где совершаются ежедневные богослужения, находятся неск. Коневских икон Божией Матери, в т. ч. точный список чудотворного образа, установленный на историческом месте 21 июня 1993 г. В К. м. из Воскресенской ц. с. Важины перенесена старинная Коневская икона в окладе, возможно, из К. м. К 1993 г. была подготовлена для богослужений Арсениевская ц. Торжество 600-летия мон-ря отметили 12 июня 1993 г. прибытием митр. С.-Петербургского Иоанна (Снычёва) и предстоятеля Финляндской Церкви архиеп. Иоанна (Ринне). 19 авг. 1998 г. К. м. впервые посетил предстоятель РПЦ патриарх Алексий II . Службы в праздничные дни неоднократно возглавлял митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) . В 1999-2001 гг. монастырскую братию окормлял наместник иером. (ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский) Мстислав (Дячина), с 2001 г.- игум. (ныне архимандрит) Исидор (Минаев).

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Израиля (у алтаря собора) был установлен металлический, а потом гранитный памятник (сохр. цоколь). В 1884-1894 гг. настоятелем был валаамский постриженик архим. Пимен (Гаврилов), церковный писатель и историк; число насельников увеличилось до 200 чел., порядки стали более строгими, что вызывало сопротивление части братии. Один из бывш. послушников, удаленный из обители, даже покушался на жизнь настоятеля. В 1892 г. была учреждена самостоятельная Финляндская и Выборгская епархия, которой управлял еп. Антоний (Вадковский) . 12 июля 1893 г. он вместе с архим. Пименом возглавлял торжественное богослужение и крестный ход по случаю 500-летия обители. Паломников прибыло ок. 2 тыс. чел. Позднее здесь часто бывали и молились епископы Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), Киприан (Шнитников), Серафим (Лукьянов) , буд. архиеп. Херсонский св. Прокопий (Титов) и др. В 1895 г. архим. Пимен был переведен настоятелем в Пафнутиев Боровский монастырь (впосл. пребывал на покое и умер в К. м.). Новым настоятелем (1895-1907) стал бывш. казначей иером. Макарий (Иванов), проживший на острове 30 лет. При нем была построена часовня Успения Пресв. Богородицы у места отдохновения прп. Арсения и отреставрирована икона Воскресения Христова на вост. ее фасаде. В 1896-1897 гг. на столичном подворье был сооружен дворовый каменный 3-этажный флигель (архит. П. С. Самсонов). В С.-Петербурге, на Охте (совр. Среднеохтинский проспект 21), в 1898 г. купец К. И. Чистяков подарил мон-рю еще один земельный участок. На нем началось строительство 2-го Коневского подворья; к 1907 г. были выстроены Коневская часовня, освященная как церковь 10 февр. 1902 г. с приделами в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, во имя мч. Адриана и прп. Арсения Коневского (1903), и новый храм, заложенный 15 авг. 1906 г. Приделы Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, свт. Василия Великого и главный престол Успения Пресв. Богородицы 7 окт. и 30 нояб. 1908 г. освятил архиеп. Сергий (Страгородский). Комплекс построек на подворье, включавший келейный корпус и переход, соединивший 2 церкви, был завершен при игум.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

После сдачи Корельского края шведам в 1610 г. коневские иноки вынуждены были покинуть обитель, взяв с собой «образа, и колокола, и книги», запасы хлеба, а также коров и лошадей. Оказавшись неподалеку от Орешка, они узнали, что в Деревяницком мон-ре им отказали в приюте: братия опасалась, что коневские иноки «возьмут там верх». В том же году в ответ на челобитную игум. Леонтия, к к-рой «приложил руку» архиеп. Варлаам, царь Василий Иоаннович Шуйский распорядился, чтобы коневские и деревяницкие старцы жили в Деревяницком мон-ре «в общем братстве, как они преж сего тут были». Под предлогом того, что в Деревяницкой обители «нет власти», крестьяне Грузинского погоста в 1617 г. отказались давать деньги «на монастырское строение». Но царь Михаил Феодорович повелел им находиться в послушании у деревяницких и коневских «старцев и слуг». Постепенно иноки 2 обителей, по слову архим. Пимена, «слились в одну семью» (Ист.-стат. описание. 1869. С. 7-12; Берташ, Арсений (Хейккинен). 1993. С. 8-9). В наст. время в Деревяницком монастыре находится ц. в честь Коневской иконы Божией Матери (первоначально трапезная палата; 1725), а в новгородской церкви ап. Филиппа хранится Коневская икона, предположительно происходящая из Деревяницкого мон-ря. До окончания Северной войны К. м. находился под шведским владычеством, ц. Рождества Пресв. Богородицы была разобрана, камень и кирпич использовались для постройки крепости и кирхи в Кексгольме (ныне Приозёрск). В 1672-1673 гг. по просьбе деревяницкого игум. Иоасафа царь Алексей Михайлович озаботился возвращением в Россию мощей прп. Арсения. Окольничий А. С. Матвеев обратился по этому поводу к посланнику швед. кор. Карла Х. 1672-1673 гг. датирована грамота по этому поводу патриарха Питирима, адресованная игум. Иоасафу (Ист.-стат. описание. 1869. С. 13-17). К 1679 г. относится надпись на новой серебряной оправе коневской реликвии - деревянного ковша прп. Арсения, в которой упомянут деревяницкий игум. Неффалим. 1716-1799 гг. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1799–1809 гг. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Когда престарелый и больной архим. Феодосий (1859-1864) удалился на покой, на настоятельскую должность были предложены 3 кандидата, в т. ч. казначей и духовник Рязанского архиерейского дома иером. Виталий (Виноградов), деятельный и энергичный пастырь. Хлудов подал Рязанскому архиеп. Иринарху (Попову) прошение об определении в настоятели иером. Виталия и предложил преобразовать И. Б. м. из штатного в общежительный. В случае удовлетворения прошения Хлудов обещал передать обители свою дачу с усадьбой и прилегающими к ней лесом и лугом и выстроить каменную гостиницу. 22 марта 1865 г. Синод утвердил иером. Виталия (впосл. архимандрит) в должности настоятеля обители, к-рой присваивался общежительный статус. В течение 15 лет обитель преобразилась. В мон-ре был введен устав по образцу Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря с очень строгими правилами. Прежде инокам выдавалась треть монастырских доходов, с введением общежития насельники все необходимое стали получать от священноначалия. Благодаря архим. Виталию в мон-ре практиковались более продолжительный чин богослужения, вечернее, с поклонами, правило, постепенно приучающее насельников к Иисусовой молитве. Строгость иноческой жизни и чудеса, явленные от иконы ап. Иоанна и на св. источнике, расположенном вблизи мон-ря, привлекали в И. Б. м. паломников со всех концов России. Обветшавшая Успенская ц. была разобрана (впосл. на ее месте поставили памятную часовню), и на средства Хлудова возведен новый теплый храм, освященный 23 и 30 авг. 1870 г. Рязанским архиеп. Алексием (Ржаницыным) . Квадратный в плане 4-столпный храм в русско-визант. стиле перекрыт крестовыми сводами и увенчан декоративной главкой. Центральные части всех фасадов оформлены ризалитами с 3 кокошниками в завершении. Храм имел 3 престола: центральный - в честь Успения Пресв. Богородицы, правый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя прп. Давида Солунского (небесного покровителя Хлудова), левый - во имя свт. Николая Чудотворца. В храме были установлены новые резные позолоченные иконостасы. На средний престол из старой Успенской ц. была перенесена цельная доска, сделанная, по преданию, из дуба, на к-ром явилась икона ап. Иоанна Богослова. В 1873 г. Успенский храм был расписан московскими художниками.

http://pravenc.ru/text/471597.html

9 (22) июля Колочская икона Пресв. Девы Марии явилась в 1413 году, в княжение Василия I Димитриевича, в области брата его, князя Андрея Димитриевича, в пределах Можайска, верстах в 15 от этого города, на берегах реки Колочи, в Смоленской губернии. Здесь обрел ее некто Лука – житель селения Колочь – и с благоговением принес в дом свой. В доме его был расслабленный с давних уже лет. Услышав о явлении св. иконы, он с верою приложился к ней своим челом, очами и устами и получил совершенное исцеление. Об этом чудесном исцелении сделалось известно в окрестностях, и многие, особенно страждущие, с верою начали притекать к явленной иконе на поклонение Заступнице и получать от нее благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где встретил ее сам князь Андрей Димитриевич с многочисленным народом. Из Можайска она перенесена была в Москву и встречена митрополитом Фотием со священным собором и множеством народа. При сретении многие больные получили здравие. От усердия православных собраны были значительные приношения, и на месте явления иконы построена во имя Богородицы церковь для пребывания в ней явленной и чудотворной Ее иконы. Впоследствии при этой церкви, из имения Луки и на собранные им пожертвования православных, благоверным князем Андреем устроен монастырь, именуемый Колочским или Можайским; Лука принял в сем монастыре иноческое пострижение 629 . День Коневской иконы Богоматери 10 (23) июля Коневская икона – письма греческого, изображает Богоматерь с Предвечным Младенцем Христом, держащим в шуйце двух птенцов голубиных. Этою иконою напутствовал преподобного Арсения, возвращавшегося в Россию после благочестивых его подвигов в Афонских горах, преподобный Иоанн – игумен одной из обителей афонских. Знамение своего напутствия Арсений в 1393 году принес с Афона в свое отечество – в Новгород при архиепископе Новгородском Иоанне. Прияв от сего святителя благословение, Арсений удалился со св. иконою на остров Коневец и освятил его в жилище благочестивых иноков. Здесь св. икона прославилась многими благодатными знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В церковном искусстве XIX - нач. XX в. образ Е. встречается в иконописи и монументальной живописи. Известна нагробная икона святого («гробовая доска») 2-й пол. XIX в., находящаяся в наст. время на вост. стене придела Рождества Богородицы Трехсвятительского собора Елеазарова мон-ря. Ростовое прямоличное изображение выполнено в традициях академической живописи: Е. с длинной седой бородой, в схиме, с прижатой к груди десницей и развернутым свитком с текстом молитвы в опущенной левой руке («Помощника имуще Г[оспо]да не убоимся...»). В притворе придела во имя прмц. Елисаветы Феодоровны собора на вост. стене - образ Е. и прп. Серапиона, поддерживающих икону Божией Матери Одигитрии (Цареградская?), на фоне лесного пейзажа с церковью (кон. XIX - нач. XX в.). Е. с Цареградской иконой Божией Матери в руках (в типе Коневской) изображался на иконах избранных Псковских чудотворцев, учеников Е. (кон. XIX в., ц. Св. Духа погоста Толбицы под Псковом). Образ Е. был введен в ряд русских святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова в приделе блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 77); в группу подвижников XV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.); в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1883-1907) на сев. стене в верхнем ярусе (худож. Ф. С. Журавлёв, см.: Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. СПб., 2000. С. 86). В программу росписи псковской ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга, выполненной масляной живописью в академической манере в посл. трети XIX в., тоже включен образ Е.: расположенное в верхнем ярусе свода арки при входе в храм, среди псковских подвижников (равноап. кнг. Ольги, блгв. князей Всеволода и Довмонта, блж. Николая Саллоса, мч. Иоасафа Снетогорского и прп. Саввы Крыпецкого), изображение является поясным вариантом нагробной иконы из Елеазарова мон-ря с небольшими отличиями (ладони скрещены на груди, на левой - четки).

http://pravenc.ru/text/187848.html

храм во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в нём же и образ сей Пресв. Богородицы Святогорской поставлен, и около неё Кондаки и Икосы, также прочие Иконы при Игумене Антонии с братией. Сия Икона, однако же, несмотря на возобновление Коневской обители, оставалась в Деревяницком монастыре до 1798 года; а в сем году уже, по дозволению Гавриила, Митрополита Новгородского, Строителем Варфоломеем возвращена на Коневский остров и поставлена в великолепно устроенном киоте в Николаевской церкви. В Деревяницком же монастыре оставлен с неё список и оклад серебряный. Происшествий достопамятных, кроме вышеупомянутых, в монастыре сем никаких не случилось. Замечательно, впрочем, относящееся к жизни Преп. Арсения, предание о Коне камне, от которого получил остров название своё. Камень этот лежит на поверхности земли, в северо-западной стороне острова, в 1½ вёрстах от нынешнего монастыря, а близ самой Святой горы, на коей Преподобный Арсений первоначально поставил свою обитель. Окружён он отовсюду лесом и раскиданными дикими камнями, от которых отличается он своей величиной; потому что в окружности своей имеет с лишком 12 саженей, а в вышину от земли до поверхности его 7 аршин. Он имеет вид пирамидального треугольника; но как поверхность так и бока его неровны по причине горбов и впадин. Изображение сего камня видеть можно в путешествии Академика Николая Яковлевича Озерецковского во II таблице. Громада сия есть отрывок серого гранита, коего целый кряж, вероятно, во всей Святой горе, близ него возвышающейся, сокрыт обретается. Приезжающие на остров ходят его смотреть из любопытства, которое возбуждает в них следующая преданием сохранённая повесть. Когда Преп. Арсений поселился на сем острове, который нашёл он пуст; то спрашивал у набережных жителей, почему называется он Коневцем? Тогда сказали ему, что так называется он по Коню камню; а камень получил сие название от старожилов набережных в язычестве ещё бывших обывателей; потому что каждое лето приносили они ему в жертву по лошади, за сбережение их скота, который для корму перевозили они с берега на остров, и без пастуха оставляли его там на целое лето, по прошествии которого покидали одного коня на острове у камня в знак благодарности к невидимым жителям, кои, по их мнению, под камнем находились, и скот их летом охраняли. Оставленный на острове конь зимой обыкновенно пропадал; но тогдашние жители думали, что пожирают коня нечистые духи, под камнем обитающие.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

Сергия Радонежского и Киевских угодников свв. Антония и Феодосия, Алимпия иконописца, Кукши, преп. Нестора Летописца  и других. На южной стене: вверху – Похвала Пресв. Богородицы, жизнь Божией Матери, рождество и ласкание родителями; еще ниже – посвящение св. Николая во епископа и явление его некоему князю; на западной стене: бегство в Египет, ниже – Введение во храм богоматери, еще ниже, в кругах – св. Герман и св. Елисавета, на столпе: св. великомученик Георгий Победоносец и св. Иоанн Воин. В своде над ними – брак в Кане Галилейской и Христос на вечери в доме Симона и грешница с алавастром мира; в полукружиях, по шести на каждом, изображены св. Апостолы и Палестинские святые. Лестница, ведущая на хоры, занята изображениями жития и чудес св. Николая: рождение Святителя Христова, обучение грамоте, освобождение колодников, спасение утопающего, спасение корабля, чудо с ковром, спасение ребенка, утонувшего в Днепре (Никола Мокрый) и чудо у колодца. На лестнице, ведущей с улицы в храм, у дверей изображены: ангелы, записывающие входящих и выходящих богомольцев, и из жизни св. Николая – тайная милостыня отцу бедняку, решившемуся предать своих трех дочерей гнусному пороку. Против входной с улицы двери ктиторская икона: св. Николай, архиепископ Мирликийский, и св. благоверный великий князь Александр Невский в воинских доспехах, держащий в руках изображение Николо-Александровского храма. На станах и в кругах размещены северно-русские святые: св. Никита, арх. Новгородский, св. Иоанн, арх. Новгородский, преп. Зосима и Савватий Соловецкие, Герман и Сергий Валаамские, Арсений Коневский, Довмонт, князь Псковский, Евфросим Псковский, Нил Сорский , епископ Леонтий ростовский и друг. Живопись боковых кораблей и обеих лестниц принадлежите кисти художника В. С. Щербакова. Оба названные художника пользовались услугами и сотрудничеством товарищей, чем и объясняется надпись на окне в западной стене паперти: «Храм сей сооружен иждивением и тщанием Императорского Православного Палестинского Общества в лето от Рождества Христова 1915-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1799 г. по благословению Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) . 12 июня 1809 г. был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 г. в нижнем Сретенском храме собора над мощами А. К., находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился живописный образ преподобного в рост. В 1843 г. ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева. 21 авг. 1849 г. свт. Игнатий (Брянчанинов) освятил монастырскую ц. во имя А. К., устроенную в сев.-вост. угловой башне мон-ря. В кон. XIX в. в мон-ре помимо чудотворной Коневской иконы Пресв. Богородицы, деревянного ковша, принадлежавшего преподобному, и покрова 1551 г. хранились древний образ преподобного с его деревянной раки, крест с мощами А. К. и 2-го игумена Коневского мон-ря Иоанна. Коневская икона ныне находится в Преображенском храме Ново-Валаамского мон-ря (Финляндия), куда она была вывезена коневскими монахами в марте 1940 г. Ковш преподобного и покров 1551 г. хранятся в Музее правосл. искусства г. Куопио (Финляндия). В мае 1991 г. Коневский мон-рь был передан РПЦ, в нояб. того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи А. К. Имя А. К. внесено в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Ист.: ПСРЛ. Т. 3. С. 233; Служба, житие и слово похвальное Арсению Коневскому. СПб., 1850; Служба преподобному отцу нашему Арсению, коневскому чудотворцу. СПб., 1864, 1879; Описание о российских святых. С. 43; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 451-465; Kirkinen H. Bysantin Perinne ja Suomi. Joensuu, 1987. S. 97-118. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 624; Историческое изображение о начале Коневския обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении. СПб., 1822; Ключевский. Древнерусские жития святых. С. 357; Барсуков.

http://pravenc.ru/text/76296.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010