Иконография А. и. восходит к образцам итало-греч. искусства. Пресв. Богородица изображена со сложенными на груди в молении руками (в соответствии с католич. традицией), слева от нее - Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIX в., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). В честь А. и. были освящены храм в с. Чернетове Брянской обл. (построен в 1805 на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский жен. мон-рь в с. Гусевка Волгоградской обл. (основан в 70-х гг. XIX в., местночтимый список с А. и. был спрятан в 20-х гг. XIX в.), храм в дер. Ахтырка Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (построен в 1825 архит. А. С. Кутеповым в бывш. имении князей Трубецких, возвращен РПЦ в 1991), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000). Лит.: История явления Ахтырской чудотворной иконы Богоматери и соборного Покровского храма, где она ныне находится. СПб., 1903; Поселянин Е. Богоматерь. С. 410-414; Киселев А. , прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. Н.-Й., 1976. С. 135-138; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 15, 87; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesironen Russlands. Bonn, 1992. S. 25-26; Свод памятников истории и культуры России: Смоленская область. М., 2001. С. 197-198. Л. А. Щенникова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского

http://pravenc.ru/text/77220.html

Неизвестно, насколько иконография чудотворного образа, получившего распространение в эпоху позднего средневековья с названием «Богоматерь Коневская», соотносится с иконографией принесенной прп. Арсением древней иконы (возможно, не сохр.). Ее повторения XVI в., происходящие с разных земель, позволяют говорить о существовании устойчивого извода образа, почитаемого на Коневце. Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми. Кон. XV — 1-я треть XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми. Кон. XV — 1-я треть XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Самым ранним списком К. и. является чтимая монастырская святыня - икона с изображением на лицевой стороне Божией Матери с Младенцем, держащим на привязи птичку, на оборотной - Спаса Нерукотворного (ныне в Преображенском соборе Нововалаамского монастыря в Финляндии). Во время технико-технологических исследований (Хельсинки, Музей Атенеум) и реставрации (1969-1970, Москва, ВЦНИЛКР, ныне ВНИИР) иконы было сделано заключение, что она изначально задумывалась как двусторонняя; единое мнение о дате создания не достигнуто - живопись датировали от кон. XV до сер. XVI в. (результаты исследований, кроме частичного пересказа в работе А. Яяскинен, не опубл.). Однако данные выводы не соответствуют снимкам иконы в инфракрасных и рентгеновских лучах: небольшой размер иконы (43,5 ´ 32,5 см) и наличие широких шпонок на оборотной стороне не характерны для 2-сторонних выносных икон. Кроме того, авторская живопись на лицевой стороне (с многочисленными повреждениями и поновлениями) может относиться к кон. XIV в.; на это указывает ряд особенностей изготовления доски и левкаса, характер орнаментированной паволоки, видимой на рентгенограмме, наличие синего ультрамарина на фрагментах древнего мафория Пресв. Богородицы, типичного для визант. живописи позднего палеологовского времени. Тогда как изображение Спаса Нерукотворного на обороте несомненно является рус. работой нач.- 1-й четв. XVI в.; иконографические и художественные особенности изображения позволяют рассматривать его как произведение круга московского искусства эпохи вел. кн. Василия III (ср., напр., Владимирскую икону Божией Матери, с евангельскими сценами и со святителями на полях, 1515-1519, ГММК, Успенский собор Московского Кремля). Очевидно, что список К. и. c изображением Спаса Нерукотворного на обороте с нач. XVI в. и в 1-й четв. XVI в. находился не в иконостасе, а в киоте на солее ц. Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Прп. Арсений Коневский. Литография. Сер.— 3-я четв. XIX в. (ЦАК МДА) Пимен, архим. коневский и валаамский († 22 дек. 1910), автор описания мон-ря, сообщает, что мощи А. К. были обретены в XVI в., но во время Ливонской войны (1558-1583) их снова погребли близ зап. стены Рождественского храма, с левой стороны от дверей, где мощи оставались до возобновления обители в 1718 г. (С. 22). В 1577 г., после захвата Коневского мон-ря шведами, братия вместе с игум. Леонтием перешла в Деревяницкий мон-рь, взяв с собой чудотворный Коневский образ Пресв. Богородицы, покров на раку святого 1551 г., деревянный ковш, оправленный в серебро, к-рый, по преданию, принадлежал преподобному. В 1595 г., после заключения мира со Швецией, иноки вернулись в мон-рь. Однако вслед за подписанием в 1610 г. русско-швед. договора, по к-рому Россия уступила шведам г. Корелу и всю Корельскую землю, коневские иноки вновь были вынуждены уйти в Деревяницкий мон-рь. Шведы разрушили Рождественский собор Коневского мон-ря, кирпичи были использованы на постройку крепости в Кореле. В 1672-1673 гг. Россия вела переговоры со Швецией о передаче мощей А. К. в Деревяницкий мон-рь. Патриарх Московский и Всея Руси Питирим в грамоте от 14 дек. 1672 г. велел игум. Деревяницкого мон-ря Иоасафу ехать «для приему тех святых мощей... где те святые мощи ныне лежат» и принять их с подобающей честью (ЛЗАК. Т. 1. С. 28-29). Неизвестно, чем завершились эти переговоры и состоялось ли перенесение мощей. Архиеп. Филарет (Гумилевский) упоминает о переносе мощей А. К. 9 сент.; это упоминание заслуживает внимания, поскольку в месяцесловах XVII в. кроме дня преставления встречается еще сентябрьская память святого. В 1760 г. Коневская обитель, бывшая до этого приписной к Деревяницкому мон-рю, была признана самостоятельной, коневский строитель Игнатий вернул вывезенные ранее в Деревяницкий мон-рь святыни; Коневская икона Пресв. Богородицы была возвращена в мон-рь 3 сент.

http://pravenc.ru/text/76296.html

1799 г. по благословению Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) . 12 июня 1809 г. был освящен новый каменный собор Рождества Богородицы, построенный на месте разрушенного шведами, в 1817 г. в нижнем Сретенском храме собора над мощами А. К., находившимися под спудом, была устроена новая рака из красного дерева, украшенная серебряной чеканкой, на раке находился живописный образ преподобного в рост. В 1843 г. ее заменили новой серебряной ракой работы Ф. А. Верховцева. 21 авг. 1849 г. свт. Игнатий (Брянчанинов) освятил монастырскую ц. во имя А. К., устроенную в сев.-вост. угловой башне мон-ря. В кон. XIX в. в мон-ре помимо чудотворной Коневской иконы Пресв. Богородицы, деревянного ковша, принадлежавшего преподобному, и покрова 1551 г. хранились древний образ преподобного с его деревянной раки, крест с мощами А. К. и 2-го игумена Коневского мон-ря Иоанна. Коневская икона ныне находится в Преображенском храме Ново-Валаамского мон-ря (Финляндия), куда она была вывезена коневскими монахами в марте 1940 г. Ковш преподобного и покров 1551 г. хранятся в Музее правосл. искусства г. Куопио (Финляндия). В мае 1991 г. Коневский мон-рь был передан РПЦ, в нояб. того же года под полом Сретенского храма Рождественского собора были обретены мощи А. К. Имя А. К. внесено в Собор Карельских святых, установленный в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Ист.: ПСРЛ. Т. 3. С. 233; Служба, житие и слово похвальное Арсению Коневскому. СПб., 1850; Служба преподобному отцу нашему Арсению, коневскому чудотворцу. СПб., 1864, 1879; Описание о российских святых. С. 43; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 451-465; Kirkinen H. Bysantin Perinne ja Suomi. Joensuu, 1987. S. 97-118. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 624; Историческое изображение о начале Коневския обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении. СПб., 1822; Ключевский. Древнерусские жития святых. С. 357; Барсуков.

http://pravenc.ru/text/76296.html

3 сент. 1799 г. К. и. достигла обители и была поставлена в ц. свт. Николая Чудотворца. На следующий день торжественно праздновали возвращение святыни, отсутствовавшей на Коневце 189 лет. С этого времени ежегодно 3 сент. отмечали в монастыре всенощным бдением. После окончания строительства нового собора в честь Рождества Богородицы К. и. была поставлена в нижней, Сретенской ц. с левой стороны от царских врат, возле клироса, т. е. на то же место, что она занимала в ц. Рождества Пресв. Богородицы Коневского мон-ря. Для нее стараниями игум. Дамаскина (Кононова), строителя Валаамского мон-ря, был сооружен деревянный резной позолоченный киот. Паломничество к чудотворной иконе и случаи исцелений ускорили общецерковное установление в ее честь ежегодного праздника 10 июля. В нач. XIX в. строитель мон-ря иером. Иларион (Кириллов) написал службу К. и., а в 1819 г. по его прошению (РГИА. Ф. 796. Оп. 100. Д. 1815) и указу Святейшего Синода 2247 от 24.10. 1819) после общерус. канонизации прп. Арсения Коневского (12 июня) обе даты празднования были внесены в церковный календарь. Коневская икона Божией Матери. Икона. 1-я треть XVII в. (ЯХМ) Коневская икона Божией Матери. Икона. 1-я треть XVII в. (ЯХМ) В 1889 г. К. и. была поновлена (записана) возглавлявшим иконописную мастерскую Валаамского монастыря иером. Алипием (Константинов Алексей, 1851 - 17.08.1901), к-рый отмечал плохую сохранность древней живописи. Были добавлены перекрещивающийся орнамент на нимбе Божией Матери, псевдослав. текст по краю и складкам мафория, в руке Богомладенца появилась 2-я птица, цвет верхних одежд Пресв. Богородицы (первоначально синий) стал темным, полностью переписан золотой фон. В 1893 г. с.-петербургской фирмой братьев Грачёвых на обе стороны иконы был сделан новый серебряный чеканный оклад, украшенный бриллиантами, камнями, жемчугом. На полях оклада было размещено 7 живописных (масло на цинке) дробниц: с изображением 4 евангелистов (по углам), свт. Николая Чудотворца (слева), прп. Арсения Коневского (справа), 3 святителей (внизу).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Судя по дошедшим до нас иконам 1-й пол. XVII в., К. и. получила наибольшее распространение в мон-рях: одна из реплик нач. XVII в. происходит из Соловецкой обители, другая - из Толгского (или Спасского) мон-ря близ Ярославля (ЯХМ; Маленькие шедевры больших мастеров. С. 16-17). Возможно, все они были боярскими вкладами. Нек-рые отступления от прототипа, в основном выразившиеся в цветовом решении, объясняются не прямым копированием святыни, а использованием бумажных прорисей. В 1577-1589/99 гг. и повторно в 1610 г. братия Коневского мон-ря была вынуждена «со всем своим церковным строением и образами» перебраться в Деревяницкий мон-рь, поскольку правительство боярина Василия Шуйского уступило Швеции всю Корельскую землю. К. и. на долгие десятилетия суждено было стать святыней этой обители. Часть монахов нашли приют в Тихвинском мон-ре, что объясняет появление там в XVII в. списка К. и. Только в ходе Сев. войны территория Приладожья была возвращена России, и мон-рь на о-ве Коневец начал возобновляться. В 1-й деревянной ц. свт. Николая Чудотворца, освященной в 1719 г., слева от царских врат стоял список «иконы Пресвятыя Богородицы Святогорския» (Книги переписные церковные из Кексгольмскаго у. 1897. С. 305-306). Сама чтимая К. и. оставалась в Новгороде до кон. XVIII в. Коневская икона Божией Матери. Икона. Кон. XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Коневская икона Божией Матери. Икона. Кон. XVI в. (Музей русской иконы, Москва) Возрождение почитания К. и. связано с деятельностью строителя монастыря иером. Варфоломея (1798-1801). В 1799 г. он получил разрешение Гавриила, митр. Новгородского и С.-Петербургского, на возведение собора в честь Рождества Пресв. Богородицы и на перенос туда иконы. 3 июля святыня была торжественно доставлена в С.-Петербург (согласно изданиям, для устройства оклада, местонахождение к-рого неизв.), где пребывала в течение 2 месяцев, ее носили по домам верующих. Прославление иконы и создание ее списков (как «в меру и подобие», так и храмовых образов) связаны с совершением во время молебнов и шествий исцелений и чудотворениями.

http://pravenc.ru/text/1841920.html

После сдачи Корельского края шведам в 1610 г. коневские иноки вынуждены были покинуть обитель, взяв с собой «образа, и колокола, и книги», запасы хлеба, а также коров и лошадей. Оказавшись неподалеку от Орешка, они узнали, что в Деревяницком мон-ре им отказали в приюте: братия опасалась, что коневские иноки «возьмут там верх». В том же году в ответ на челобитную игум. Леонтия, к к-рой «приложил руку» архиеп. Варлаам, царь Василий Иоаннович Шуйский распорядился, чтобы коневские и деревяницкие старцы жили в Деревяницком мон-ре «в общем братстве, как они преж сего тут были». Под предлогом того, что в Деревяницкой обители «нет власти», крестьяне Грузинского погоста в 1617 г. отказались давать деньги «на монастырское строение». Но царь Михаил Феодорович повелел им находиться в послушании у деревяницких и коневских «старцев и слуг». Постепенно иноки 2 обителей, по слову архим. Пимена, «слились в одну семью» (Ист.-стат. описание. 1869. С. 7-12; Берташ, Арсений (Хейккинен). 1993. С. 8-9). В наст. время в Деревяницком монастыре находится ц. в честь Коневской иконы Божией Матери (первоначально трапезная палата; 1725), а в новгородской церкви ап. Филиппа хранится Коневская икона, предположительно происходящая из Деревяницкого мон-ря. До окончания Северной войны К. м. находился под шведским владычеством, ц. Рождества Пресв. Богородицы была разобрана, камень и кирпич использовались для постройки крепости и кирхи в Кексгольме (ныне Приозёрск). В 1672-1673 гг. по просьбе деревяницкого игум. Иоасафа царь Алексей Михайлович озаботился возвращением в Россию мощей прп. Арсения. Окольничий А. С. Матвеев обратился по этому поводу к посланнику швед. кор. Карла Х. 1672-1673 гг. датирована грамота по этому поводу патриарха Питирима, адресованная игум. Иоасафу (Ист.-стат. описание. 1869. С. 13-17). К 1679 г. относится надпись на новой серебряной оправе коневской реликвии - деревянного ковша прп. Арсения, в которой упомянут деревяницкий игум. Неффалим. 1716-1799 гг. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1799–1809 гг. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Согласно тексту Жития, Арсений, инок новгородского Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , совершил паломничество на Афон, где провел 3 года. Когда он пожелал вернуться домой и основать на сев. землях обитель во имя Пресв. Богородицы, игум. Иоанн вручил Арсению «Устав Святой горы» и по древней афонской традиции благословил иконой Божией Матери, «которую и доныне в обители блаженного все видят, называемую Святогорская» (Житие. 2005. С. 162-163). В 1393/94 г. Арсений возвратился с иконой в Новгород и основал мон-рь на о-ве Коневец на оз. Нево (Ладожское). Память о Лисицком мон-ре сохранилась в посвящении возведенной в 1398 г. ц. Рождества Пресв. Богородицы (НовгорЛет. С. 233), а поставленная в ней афонская икона Божией Матери служила залогом процветания обители. Автор Жития не описывает ее вид и извод, но называет икону по месту происхождения «Святогорская»; он также не говорит о ней как о чудотворной. Прп. Варлаам в Житии подчеркивает, что именно эта икона находилась на Коневце в годы его игуменства (в сер. XV в.): «...доныне в своей обители сохранили Божией благодатью целой и невредимой» (Житие. 2005. С. 154-155). Автор неоднократно упоминает древний образ Богоматери и всякий раз отмечает его происхождение со Св. Горы: видимо, в мон-ре были и др. Богородичные иконы. Однако именно К. и. участвует в молебнах вне храма, что подтверждает первоначальную функцию образа как иконы «личного моления» (а возможно, и ее процессионное назначение): «…взяв икону Пречистой Богородицы, принесенную от Святой горы, которой благословил его святогорский игумен Иоанн... и пошли они к камню, и пели молебен Пресвятой Богородице» (Там же. С. 166-167); «…блаженный Арсений повелел облачить его в священническую одежду, и взял икону Пресвятой Богородицы, которую принес со Святой горы, и пошли на то место, и обошли его, начертав монастырь, как было ему явлено» (Там же. С. 174-175). Традиция именования иконы «Святогорская» сохранялась и впосл., о чем свидетельствует надпись на дощечке, к-рая была прикреплена сначала к чудотворной К. и., находившейся в XVII-XVIII вв. в иконостасе ц. в честь Воскресения Господня в Деревяницком в честь Воскресения Христова монастыре близ Новгорода (освящена в 1699/1700), а после возвращения ее на Коневец в 1799 г.- на сделанном тогда же и оставленном здесь списке: «...в нем же и образ сей пресвятой Богородици Святогорския и около ея кондаки и икосы» - указанный извод был характерен для афонских икон Богоматери Акафистной, напр. для чудотворного образа мон-ря Хиландар ( Акафистная Хиландарская икона Божией Матери ).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

Сщмч. Иувеналий Аляскинский. Икона. 2007 г. Иконописец Хитер Маккин (миссия сщмч. Иувеналия в г. Каилуа, Гавайи) (Говорухин Иаков Фёдоров; 1761, Екатеринбург - 1796, близ сел. Квингагах (Куинагак), Аляска), сщмч. (пам. 7 авг.- в Соборе Валаамских святых, 2 июля, 24 сент.- в Соборе всех святых Аляски, 12 дек.- в Соборе первомучеников Американской земли), иером., миссионер. Род. в семье шихтмейстера (горного чиновника 14-го класса), работавшего на Нерчинских заводах. В 1784 г. Говорухин был зачислен в армию в чине «инженерного прапорщика», служил на Колывано-Воскресенских заводах и рудниках. В 1791 г. был уволен «на собственное пропитание», поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь . После учреждения в 1793 г. Северо-американской кадьякской духовной миссии во главе с архим. Иоасафом (Болотовым) И. был рекомендован для участия в ней в сане иеродиакона, но митр. Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) указал рукоположить его во иеромонаха. 25 мая 1793 г., вероятно в Александро-Невской лавре, пострижен в монашество с именем в честь свт. Иувеналия , патриарха Иерусалимского. В состав миссии вошел также родной брат И. Михаил Фёдоров Говорухин, послушник Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря , ранее служивший «унтер-шихтмейстером» на Нерчинских заводах. Путь к месту расположения миссии проходил через Иркутск, где по просьбе архим. Иоасафа послушник Михаил 20 апр. 1794 г. был пострижен в монашество с именем Стефан и 30 апр. рукоположен во иеродиакона. По отзыву архим. Иоасафа, «Ювеналий… довольно рачителен, а брат его… отец Стефан, хотя и молодой человек, но такой добрый, простонравный, услужливый и умный, что хотя бы из Валаамского братства выбрать, так и днем с огнем наищешься столь способного по здешнему месту». В др. письме архим. Иоасаф называл И. «добрым человеком» ( Деменков. 1842. С. 229; Письмо Иоасафа, преосв. Кадьякского, к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281). Из Иркутска миссионеры отправились по Лене до Якутска, а затем до Охотска, откуда отплыли в Америку.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010