Слово архимандрита Пахомия (Брускова) при наречении во епископа Покровского и Николаевского 3 декабря 2011 г. 19:30 3 декабря 2011 года в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского. При наречении архимандрит Пахомий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Христолюбивые архипастыри! Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Покровским и Николаевским. Сознавая высоту и величие архипастырского служения, вспоминаю о том, как блаженнейший псалмопевец Давид, выслушав повеленное ему и став пред лицем Господним , вопрошал с болью: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17:16). Но еще более осознаю всю полноту ответственности, которая возлагается на продолжателей богоучрежденного апостольского преемства, домостроителей Церкви Божией. Как могу я, человек грешный, стать тем, кто по учению святых отцов являет собой образ Христов? Сознаю и всецело приемлю, что при возведении в архиерейское достоинство я призван взять на себя не только честь, подобающую святительскому сану, но гораздо более — евангельское иго Христово. Уже много лет, с того дня, как решил я принять монашество, нет у меня другого желания, кроме как идти за Христом. Господь мой и Бог мой сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мф. 16:24). Сам Великий Пастыреначальник не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28), и показал нам пример того, что епископское служение должно быть истинно смиренным. Верую несомненно, что вы, богомудрые архипастыри, возвестили мне волю Божию обо мне, что Сам Великий Архиерей вашими устами повелел мне принять жребий служения сего (Деян. 1:25). Внимая словам, сказанным с Божественной властью: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), я с полной покорностью предаю себя в руки Его, но искренне исповедую перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство понести высоту святительского сана. Следуя непреложному повелению Христову и апостольскому наставлению всё делать без ропота и сомнения (ср. Флп. 2:14), в ответ на ваше призвание, не надеясь на свои силы, но с упованием на Бога и искренним горячим желанием послужить Святой Церкви отвечаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

http://patriarchia.ru/db/text/1799725.ht...

Стучите, и отворят вам. Просите, и дано будет… о схиархимандрите Ипполите (Халине) 29 октября, 2006. Наталия Матвеева Много чудес происходило по батюшкиным молитвам к Господу. Мои родители повенчались по батюшкиному благословению, когда приехали навестить нас с сестрой в монастырь. Если бы я чаще прислушивалась к батюшкиным советам, и моя жизнь сложилась по иному, я не совершила бы столько ошибок, за которые мне теперь так стыдно и больно. «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5, 14-16) Справка Седмицы.Ru: Схиархимандрит Ипполит (Сергей Иванович Халин) Схиархимандрит Ипполит (в миру – Сергей Иванович Халин) родился 27 апреля 1928 г. в благочестивой крестьянской семье Иоанна и Евдокии Халиных в селе Субботино Солнцевского района Курской области. После окончания школы-семилетки трудился рабочим по ремонту шоссейных дорог. В 1948 г. был призван в ряды Советской Армии. В 1957 году поступил послушником в Глинскую пустынь, затем переехал в Псково-Печерскую обитель, где в 1959 г. от архиепископа Псковского Иоанна получил благословение его на постриг в мантию с именем Ипполит. Вскоре монах Ипполит стал иеродиаконом, а 14 июня 1960 г. был рукоположен в сан иеромонаха. Духовными наставниками отца Ипполита были знаменитые глинские старцы. После разгона Глинской пустыни в годы хрущевской «оттепели» отец Ипполит стал келейником иеросхимонаха Михаила, последнего валаамского старца. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1966 г. отец Ипполит был направлен для несения постоянного иноческого послушания на Святую гору Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где провел восемнадцать лет, подвизаясь в келье прп. Силуана Афонского. По-видимому, на Афоне отец Ипполит принял схиму. В 1983 г., возвратившись с Афона на Родину, отец Ипполит продолжал нести послушание в Псково-Печерском монастыре. В 1986 г. архимандрит Ипполит по благословению архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия был принят в клир Курской епархии. Отец Ипполит был настоятелем многих храмов Курской епархии, поднимал их из руин. В 1991 г. он был назначен настоятелем только что возвращенного Русской Православной Церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Архимандрит Ипполит принял управление обителью, находившейся в полуразрушенном состоянии. Ее храмы были поруганы и разорены в годы гонений на веру. Под руководством отца Ипполита обитель стала быстро возрождаться. За 11 лет своего служения в Никольском монастыре отец Ипполит сумел сплотить вокруг себя многочисленную братию, проделал большую работу по восстановлению обители.

http://pravmir.ru/stuchite-i-otvoryat-va...

Так ли христианину жить и действовать следует? Просящему у тебя дай ( Мф.5:42 ) – вот ясная заповедь Твоя, Господи! Подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все у вас будет чисто ( Лк.11:42 ). Сказано ясно и обещана за милостыню чистота души и тела. А я?.. Часто не подавал нищим или из жадности, боялся, что в моих сбережениях недостача будет, или разбирал, кому дать: стоит ли бедный, чтобы я его своей копейкой облагодетельствовал, часто находил их недостойными моего благосклонного внимания, называл их лентяями, бездельниками, толстою рожею и другими неподобными словами. Между тем Ты, Господи, Сам нищего послал и ждешь, как я исполню Твою заповедь: давать всем, кто просит, без разбора. Кроме того, Ты Сам, Господи, принимаешь милостыню. А я!.. Пощади меня, Господи! А сколько есть таких, которые не пойдут просить, а помощь им необходима, как воздух для жизни. Надо их найти мне самому и побывать у них, снести мне самому к ним... А я?.. На Страшном Суде Своем за что Господь ублажает праведных: Алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). Следовательно, милость эта – Господу Иисусу Христу оказана: Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). С какою же радостию я бы должен был совершать дела милосердия? А я?.. Пощади, Господи! Исповедь по восьми церковным заповедям, составленная протоиереем Борисом Николаевским Первая церковная заповедь Предписывает молитву дома (утром, вечером, до и после еды и проч.) и в храме во дни Богослужения (вечерню, утреню, литургию). В молитве всегда должны быть внимание (заключай ум в слова молитвы), благоговение и сокрушение. Ведь я во время молитвы стою один – с глазу на глаз пред Самим Господом Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего, Владыкой и Судией моим... Быть может, от этой минуты зависит вся моя участь, вся будущая жизнь, и земная и Небесная! А я стою небрежно, читаю слова молитвы без внимания, без страха и трепета. Часто прерываю молитву, чтобы сделать то или иное; читаю слова молитвы и слушаю радио или разговоры в квартире, часто даже сам вступаю в эти разговоры, скажу то или иное собеседникам и – снова (как ни в чем не бывало) читаю слова молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Те люди, которые не знают и не хотят задумываться о посмертном воздаянии, живут в состоянии самообольщения. Им кажется, что жизнь земная будет длиться и длиться, а между тем годы проходят, человек стареет, все меньше остается у него возможностей получать удовольствие от земной жизни, все ближе он приближается к порогу смерти. И только то скопленное человеком на земле богатство, которое нетленно, которое не ржавеет, которое невозможно украсть, переходит с ним в жизнь вечную, а материальное богатство остается здесь. В лучшем случае оно достанется его детям, а во многих случаях скопленное достояние просто исчезает, как дым. Господь призывает всех нас жить не для себя, а для других, и не потому что мы не заслуживаем счастья, а потому что подлинным счастьем является возможность помогать ближним и делать добро. Вместе с делегацией, которую я возглавляю, мы приехали в этот город, чтобы продолжить то, о чем говорили два года назад на встрече в Гаване Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск, — обсудить, как мы, православные и католики, можем вместе помогать нашим гонимым братьям и сестрам на Ближнем Востоке: в Сирии, Ираке, других странах, где они сегодня подвергаются жесточайшим гонениям. Может быть, неслучайно для нас сегодня прозвучал евангельский призыв к тому, чтобы делать добро: мы должны помнить не только о тех людях, кто находится рядом с нами, но и о тех, которые, может быть, географически отстоят от нас далеко, но духовно являются нашими братьями и сестрами. Они христиане, как и мы, но претерпевают жесточайшие скорби и гонения, и наш долг — помогать им, чем можем. Если мы будем обращать внимание на людей, которые нуждаются в нашей помощи, будем кормить голодных, давать воду жаждущим, предоставлять кров тем, кто не имеет крыши над головой, посещать тех, кто находится в темницах, как заповедует нам Господь Иисус Христос, то в день Страшного Суда услышим те слова, что прозвучали сегодня во время Евангельского чтения: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25:34). Задумаемся над этими словами. Царствие для каждого из нас и для всех нас вместе уготовано от сложения мира. От нас только требуется, чтобы мы этого Царствия возжелали, чтобы мы захотели жить так, как Господь Иисус Христос нам заповедал, чтобы мы делали те добрые дела, которые Он повелел нам делать, что мы приобретали это нетленное и неиждиваемое богатство, которое вместе с нами перейдет в жизнь вечную.

http://patriarchia.ru/db/text/5145553.ht...

То же случилось непроизвольно и с юным атеистом Ваней. От страха он невольно стал креститься и… молиться Богу. И бесы еще не раз к нему являлись во сне, но каждый такой сон, видимо, по молитвам матери и тетушки, теперь лишь отрезвлял и укреплял его в вере во Христа Спасителя. Пройдет время, и некогда атеист Ваня станет монахом, священником и даже архиереем. Это из жизни митрополита Уральского и Николаевского Тихона (Оболенского) (1856–1926 гг.). А теперь подытожим все. В обоих случаях, что было со мной во сне при кончине Василия Федоровича и что привиделось тогда «вольнодумному» юноше, присутствовал дикий и необъяснимый страх. Страх — от встречи с падшими духами, или бесами, с которыми встретится душа в загробной вечности. Если апостол Павел писал о Рае, что невозможно человекам передать его красоту, просто нет таких слов и подобий, то и Ад в равной степени, мы не сможем ни описать, ни передать муки грешников. «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец не покоряющимся Евангелию Божию? — спрашивает апостол Петр (1Петр.4:17). «И если праведник едва спасется, то нечестивый и грешный где явится?» — дополняет он же (1Петр.4:17–18). Какой ужас, думаю, откроется человеку при его кончине, если он осознает, что умирает, и умирает без веры, покаяния и Святых Таинств, установленных Господом. И невидимый духовный мир ему уже откроется… В Библии, в книге «Бытие», есть такой эпизод, как однажды праотец Аврам во время крепкого сна испытал великий страх и ужас: «При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот напал на него ужас и мрак великий…» (Быт.15:12). Может, и на меня тогда ночью напал тот самый ужас и мрак великий, что и я пережил? Святой апостол Павел увещает нас: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их…» (Евр.13:7). Заметьте: взирая на их кончину. В моей пастырской практике было как минимум три случая благочестивой кончины скромных простых христиан, у которых с последним вздохом улыбка так и застыла на их хладных устах. Это Петр Павлович Васильев, Мария Петровна Оболешева и Инна Евгеньевна Горшкова — настоящая благочестивая христианская кончина.

http://azbyka.ru/life/strashnyj-son-rass...

У христиан-бизнесменов не должно быть особого кодекса чести – достаточно быть христианином и просто честным человеком, не обманывать ближнего, жить по-христиански. Я сам некоторое время занимался бизнесом в конце 1980-х — начале 1990-х годов, еще до того, как крестился. И всегда старался быть честным до конца. Но часто из-за этого проигрывал. Несколько раз я стоял перед искусительным выбором — «обмани и станешь миллионером». В конце концов я вылетел из бизнеса, как пробка. Но это уже моя личная, особенная ситуация. Дело в том, что когда, наконец, придя к Богу и встретившись с человеком святой жизни, старцем Ипполитом, настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря Курской губернии, поговорил с ним, то он мне дал понять, что не было воли Божией лично мне быть бизнесменом. Но есть люди, о которых есть воля Божия, чтобы они были богатыми людьми. Я убежден, что если такой человек будет исполнять заповеди Божии, если он будет честным и добрым, то Бог покроет его: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь (Пс 1). Бог раздает людям различные таланты. Так есть и люди, которым Бог дал дар имения, чтобы они служили Ему своим имением. И эти люди тоже должны исполнять заповеди Божии. Допустим, что такой человек не украл и не приобрел по этой причине лишние 20 миллионов, но Господь даст ему в другом месте, там, где он не ожидал. Только нельзя забывать о Боге. Когда мы подходим к любой ситуации с духовной точки зрения, то все складывается, все управляется как нельзя лучше. Может быть, нет Божьего благословения, чтобы некий человек стал миллиардером, а оставался бы миллионером. Но перед ним вдруг встает искусительная ситуация: если сейчас «немножечко» обмануть, то я получу громадную прибыль и стану миллиардером. Обманул и стал, но его деньги уже не праведные — он подпадает под проклятие Божие. В Церкви есть много святых, которые обладали большим богатством.

http://pravmir.ru/mozhno-li-vesti-biznes...

Во Пскове была соборная поповская изба. Псковичи не мало тяготились зависимостью от новгородского владыки, но лишь с 1589 г. Псков получил особого епископа. С этого времени новгородская половина Гдовского уезда управлялась митрополитом новгородским, а псковская – епископами псковскими. В 1781 году, января 11 дня, именным указом императрицы Екатерины II, весь Гдовский уезд причислен к губернии и след. епархии с.-петербургской. Вот этот указ: «Уважая наместное положение, выгодность сообщения и другие обстоятельства, Мы признали полезным от Новгородского наместничества область Олонецкую и уезд Новоладожский, а от Псковского округа – Гдовский и Лугский уезды присоединить к С.-Петербургской губернии, составя сим оную в двух областях: С.-Петербургской и Олонецкой, из коих к первой принадлежать будут прежде учрежденные в сей губернии уезды да вновь причисляемые Гдовский, Лугский и Новоладожский, а вторая останется в своем настоящем положении». Указ этот был разослан святейшим синодом в том же году в подведомственные ему учреждения 15 . Во исполнение сего указа к с.-петербургской епархии были причислены от псковской епархии следующие церкви: 1) Гдовская соборная Дмитриевская; 2) гдовская Афанасьевская; 3) гдовская Пятницкая; 4) Ветвеницкая Петропавловская; 5) Петропавловская Куневского погоста; 6) Петропавловская погоста Рудницы; 7) Моцкая Георгиевская; 8) Озерская Покровская; 9) Ремядская Николаевская; 10) Кобыльегородищенская Архангельская; 11) Полновская Николаевская; 12) Гвозднинская Космодамиановская; 13) Мельницкая Архангельская; 14) Мыслогостицкая Николаевская; 15) Бельская Рождественская; 16) Кяровская Покровская; 17) Каменская Николаевская; 18) Павловская Воскресенская; 19) Доможирская Троицкая; 20) Ольгинская Николаевская; 21) Польская Николаевская; 22) Черновская Троицкая; 23) Сиженская Архангельская; 24) Руднинская Георгиевская; и 25) Вейнская Воскресенская. От новгородской же епархии отошли следующие церкви: 1) Быстреевская Николаевская; 2) Лосицкая Успенская; 3) Лядская Преображенская; 4) Прибужская Преображенская; 5) Щепецкая Михаилоархангельская; 6) Осьминская Георгиевская; 7) Доложская Архангельская; 8) Песейская Воскресенская; 9) Рельская Николаевская; 10) Ложголовская Георгиевская; 11) Пенинская Рождественская; 12) Старопольская Ильинская; 13) Дубягская Введенская; 14) Заянская Николаевская; 15) Ктинская Димитриевская; и 16) Бобровская Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Такое редкое для приенисейских храмов решение вероятнее всего появилось вследствие замечаний духовных властей, высказанных еще в 1842 году при рассмотрении проекта Николаевской церкви. Следы фрагментов этой лестницы сохранялись до конца 1980-х годов и были зафиксированы в обмерном чертеже плана здания в учетном паспорте на памятник архитектуры. В интерьере Николаевской церкви пространство храмового объема через широкие арочные проемы соединяется с пространствами боковых приделов и трапезной. Арочный проем между храмом и алтарной апсидой имеет меньший размер. Помещения церкви по данным описи 1851 года отапливались тремя печами «на железных связях с железными дверцами и чугунными закрышками или вьюшками». Судя по сохранившемуся проектному плану Николаевской церкви в селе Конторском архитектора П.А.Шарова, одна из печей должна была находиться у северной стены в алтарной апсиде, две другие печи предполагались в трапезной, примыкая к восточным стенам помещений сторожевской и лестничного блока. В ходе натурных исследований здания Большекемчугской церкви были обнаружены следы печей в алтарной апсиде и в помещении трапезной у восточной стены сторожевской. Место размещения третьей печи необходимо установить дополнительными натурными исследованиями памятника. Опись имущества Николаевской церкви за 1851 год сообщает о портике с четырьмя колоннами, сложенными из кирпича, у западного фасада колокольни. Судя по ближайшим аналогам – Троицкой церкви в Красноярске, Николаевской церкви в Каменском винокуренном заводе, Николаевской церкви в селе Конторском, этот ныне утраченный портик завершался треугольным фронтоном. Кровля портика Большекемчугской церкви по данным указанной описи была выполнена из деревянного теса, крашенного в зеленый цвет. «Лицевая сторона» крыльца церкви в Большом Кемчуге была выкрашена в голубой цвет, карнизы портика в белый цвет. Размеры треугольного фронтона, завершавшего портик крыльца Николаевской церкви, могут быть восстановлены по сохранившимся на западном фасаде колокольни следам его примыкания (в том случае, если при перестройке колокольни в начале 1880-х годов, портик был сохранен в первоначальном виде).

http://sobory.ru/article/?object=12885

Кроме социально полезной и миссионерско-просветительной деятельности, Павел Россиев от лица возглавляемого им Сочинского Свято-Николаевского братства заботился о сохранении исторического наследия: древних храмов, могил героев Отечества, занимался краеведением, ратовал о создании исторического музея в Сочи, был инициатором празднования памятных дат, установления патриотических памятников. Нет никаких сомнений в том, что участие гражданского общества в жизни государства имеет большое значение. Видный государственный деятель Российской империи И. Л. Горемыкин, почетный член ИППО, закончивший трагически свои дни жизни в Сочи на заре разбушевавшейся революции, некогда писал о земском самоуправлении, сторонником которого он являлся: «Основой действительной силы государства, какова бы ни была его форма, есть развитая и окрепшая к самостоятельности личность; выработать в народе способность к самоустройству и самоопределению может только привычка к самоуправлению, развитие же бюрократии и правительственной опеки создает лишь обезличенные и бессвязные толпы населения, людскую пыль» [цит. по: 2, с. 85] . (В декабре 1917 года в Свято-Николаевском храме священник Евгений Ивановский отпевал семью Горемыкиных, убиенных в Сочи. Есть воспоминания, что люди при отпевании зажигали свечи, а потом некоторые на домашних дверях выжигали ими кресты, так как считали страстными.) Значение деятельности Сочинского Свято-Николаевского братства трудно переоценить. Его просветительная работа и благотворительное служение вполне отображены в журнале «Известия Сочинского Свято-Николаевского братства», издававшемся братством один-два раза в месяц с декабря 1914 года. Темы публикаций этого журнала остаются актуальными и сегодня, они лишены сугубо идеалистического восприятия церковной жизни, будучи не только благоповествовательными, но и на «злобу дня». Годовые комплекты номеров «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства» (1914–1916) сохранились в фондах Российской национальной библиотеки (РНБ). В журнале описываются все значимые исторические события становления и деятельности братства. Первый номер «Известий Сочинского Свято-Николаевского братства»

http://azbyka.ru/missionerskaja-dejateln...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010