Каприяна. Успенский Каприянский монастырь. Каприянский (Киприановский) монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1545. Адрес: Молдова, Страшенский район, с. Каприяны MD-3712, com. Cpriana, r-l Straseni Координаты: 47.116674, 28.50957 Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Николая Чудотворца Церковь Георгия Победоносца Церковь Успения Пресвятой Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Каприяны является одним из самых старых монастырей Молдовы, недаром его изображение можно встретить на купюре в один молдавский лей. Монастырь существует примерно с 1429 года. Расположен монастырь в 40 км северо-западе Кишинева, в одном из живописных мест Кодр. Первоначально монастырь был выстроен из дерева, но потом, примерно в 1545 г. была возведена каменная летняя церковь Св. Георгий, а в 1903 г. церковь Св. Николай. Монастырь, несомненно, обладает богатой историей. На протяжении долгого времени здесь находилась резиденция Митрополита Молдовы, ему покровительствовали господари, в том числе и Штефан чел Маре, здесь жил летописец Земли Молдавской Ефтимий и один из первых поэтов Молдовы Киприян. Монастырь открыт для посещения ежедневно. Окунитесь в историю Молдовы или просто насладитесь красотой здешних мест! Среди других туристических объектов, которые можно посмотреть в этой зоне находятся пейзажный заповедник " Каприна-Скорень " , дуб Штефана чел Маре и самый старый заповедник Молдовы – " Кодры " . Источник: Киприановский Успенский монастырь, заштатный, общежительный, в 28 верстах от Кишинева, в селе Киприанах, в 12 верстах от железнодорожной станции Страшены. По преданию, основан в 1545 году молдавским госпадарем Петром Рарешом и Стефаном VIII. С 1698 года зависел от Афонского Зографского монастыря; с 1813 года находился в владении Кишиневского архиерейского дома; с 1857 года снова передан Зографскому монастырю. Здесь хранится со времени основания монастыря рукописное на пергаменте славянское Евангелие в позолоченном окладе. К монастырю приписан Кондрицкий Николаевский скит , общежительный, в 25 верстах от города Кишинева. Основан в конце XVIII века.

http://sobory.ru/article/?object=19015

Содействовал работе комиссии в мон-рях Афона, затем занимался приемом в Одессе иноков-«имяславцев», вывезенных в Россию, причем 26 чел. из руководителей беспорядков оставались на Андреевском подворье до суда. Иером. Питирима вызывали в Москву для ознакомления с материалами дела и предоставления дополнительных сведений об афонских событиях. Для разъяснения по поводу нестроений в афонских мон-рях и восстановления в России доброго имени Свято-Андреевского скита настоятели Одесского и С.-Петербургского подворий скита иеромонахи Питирим (Ладыгин) и Макарий (Реутов) получили 30 янв. 1914 г. Высочайшую аудиенцию. В Царскосельском дворце в присутствии обер-прокурора Синода В. К. Саблера они были представлены имп. мч. Николаю II Александровичу . Весной того же года иером. Питирим был вновь вызван в С.-Петербург и в Гос. думе вступил в дискуссии по вопросу о судьбе вывезенных с Афона иноков. После начала первой мировой войны основал в Одессе на своем подворье лазарет для раненых воинов, в к-ром стал заведующим. Лазарету было присвоено имя наследника цесаревича мч. Алексия Николаевича . В действующую армию на средства подворья были отправлены 2 млн брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также мн. тысячи экз. Евангелий, священных изображений, крестиков. За свои труды иером. Питирим был награжден в 1915 г. наперсным крестом от Синода, в мае 1916 г.- орденом св. Анны 3-й степени, в нояб. 1916 г.- орденом св. Анны 2-й степени. С дек. 1916 г. и до нач. 1918 г. иером. Питирим по предписанию Синода управлял также и владениями афонского Зографского болг. мон-ря в Кишинёвском у. Бессарабской губ.: Киприановским Успенским заштатным муж. мон-рем и Кондрицким Николаевским скитом при нем, поскольку руководившие ими ранее болг. монахи с Афона были по случаю вступления Болгарии в войну с Россией удалены в Рязанскую губ. и в обителях остались лишь местные иноки. В нояб. 1917 г. иером. Питирим участвовал в Москве в торжественном богослужении в храме Христа Спасителя в связи с выборами патриарха, 21 нояб.- в интронизации патриарха Московского и всея России свт.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Комельский-Корнилиев, Волог. г., II, 884. Комельский-Павлов-Обнорский, Волог. г., II, 1033. Комельский-Стефан. – Николаев. -Озерс., Волог. г., II, 1208. Кондинский-Троиц., Тоболь. г., II, 1269. Кондрицкий-Никол., Бессар. г., II, 882. Коневецкий-Рожд.-Богород., Выборг. г., I, 255. Константиновский, Ворон. г., II, 1222. Константино-Еленовский, Влад. г., II, 1350. Константино-Еленовский с Росткины улицы-Новгородский, II, 1135. Корельский-Арханг.-Михаилов, Арх. г., II, 629. Корельский-Николаев., Арх. г., II, 987. Коренная-Рожд.-Богород., Курс. г., II, 883. Корецкий-Воскрес., Волын. г., II, 745. Коржовецкий-Рожд.-Богор., Подольск. г., II, 1132. Корнилиева-пустынь, Ярос. г., II, 1157. Корнилиев-Комель., Волог. г., II, 884. Коровье-Рукьевская, Новг. г., II, 955. Коротоякский-Вознес., I, 119. Коротоякский-Казан., II, 849. Корочунский, Ворон. г., II, 655. Корсунский-Онуфриев.-Гуляницкий, Киев. г., II, 885. Коряжемский-Никол., Волог. г., I, 321. Косинский-Никол.-Рожд., Новгор. г., II, 886. Косоцкий-Спасо-Ник.-Змиев., II, 1000. Костельников Иоанно-Богосл.-Псковский, II, 836. Костромская-Казан.-Богор., II, 847. Костромской-Богоявл., I, 69. Костромской-Ипатиев-Троиц., II, 834. Костромской-Крестовоздв., I, 260. Котельниц. Иоан.-Богосл.-Пск., II, 836. Кочатковская – Владимирск. – Богород., Харьк. г., II, 714. Крапивенский-Троицк., II, 1255. Красноборская – Филиппова-Ирапская, Новг. г., I, 557. Красногородищенская-Введ., Смол. г., II, 887. Красногорская-Никол., Твер. г., I, 306. Красногорский-Богор., Арх. г., II, 888. Красногорск.-Богосл. – Преобр. – Спас., Полт. г., I, 259. Красногорский- Знам.– Богор. – Елецкий, I, 200. Красногорский-Гадяцкий, II, 889. Красногривский-Знам.-Гороховецк., II, 812. Краснокутский-Петропавл., II, 1049. на Красном Дворе Пантелеймонов- Псковский, II, 1037. Красно- Островский- Благов.-Назарет- Богород., Черниг. г., II, 637. Краснослободский-Покров., II, 1062. Краснослободский-Предтеч., II, 1080. Краснослободский-Спасо-Преображ. или Спасова пустынь, II, 1169.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНДРИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кондрицкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Кондрицкий во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. (Кишинёвской епархии Молдавской митрополии), расположен близ с. Кондрица (сектор Буюкань г. Кишинёва, Республика Молдова). Первоначально скит. 7 окт. 1517 г. правитель Молдавского княжества Штефан IV (1517-1527) господарской грамотой передал Романской епископии и еп. Макарию с. Азэпены с земельными угодьями на берегу ручья Катарга. Из этого документа следует, что угодья располагались там, где впосл. появилось с. Кондрица. В 30-х гг. ХХ в. свящ. Димитрий Микшунеску, посетив К. м., записал со слов архим. Феофана (Брагиша) легенду об основании обители: «Недалеко от монастыря в древности скрывался известный гайдук Кондря, который, вследствие совершенных преступлений, уединился в ближайшей пещере и от которого и взял монастырь имя Кондрица». Испрашивая в молитве прощения, Кондря получил ответ: нужно ежедневно поливать сухой пень водой, принесенной во рту. Через 3 года пень «ожил». Один из вариантов этой легенды зафиксировал и бессарабский фольклорист Г. В. Мадан. В грамоте господаря Молдовы Александру Лэпушняну (1552-1561, 1564-1568) от 11 апр. 1560 г. с. Азэпены (под названием Зэпены) было подарено мон-рю Кэприана . Это способствовало возникновению на берегах Катарги новой монашеской общины - скита, позднее названного Кондрица. В документе от 16 сент. 1616 г. упоминается о Мефодии Возияну из скита Кэприанского мон-ря, к-рый проводил межевание у с. Чучулены, располагающегося в том же районе, что и с. Кондрица. В 1743 г. в скиту останавливался на несколько дней прп. Паисий (Величковский) , направлявшийся в монастырь Пояна-Мэрулуй (совр. жудец Бузэу, Румыния). Впоследствии он вспоминал: «Я достиг одного скита Св. Киприанского монастыря, именуемого Кондрицким, где был предстоятелем отец иеромонах Николай, который меня принял с радостью, и я отдохнул с удовольствием». В 1745 г. иером. Николай подарил обители книгу «Апостол», напечатанную Иваном Фёдоровым в 1574 г. во Львове. По данным ревизии 1772-1773 гг., в скиту проживали духовник и 4 послушника. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. обитель пришла в упадок и была полностью разрушена, монахи переселились, вероятно в Кэприанский монастырь.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

В межвоенный период была построена Дмитриевская ц. Рудянского во имя Святой Троицы женского монастыря в с. Рудь в неорумынском стиле. Башня-колокольня с входными вратами Курковского монастыря (1927) была сооружена по образцу колокольни правосл. собора в Алба-Юлии (Румыния). Проводились работы по ремонту церквей, нек-рые из них были расписаны, напр. летняя церковь Курковского мон-ря (1937-1938). В советский период с трудом удавалось поддерживать старые, незакрытые или используемые в иных целях церковные здания. Документы свидетельствуют и об исключительных случаях. Так, в 1958 г. в с. Гринауцы Бельцкого р-на (ныне Гринэуць Рышканского р-на) на средства селян-колхозников была построена новая церковь. Это событие в следующем году послужило поводом для расследования, а здание церкви было отведено под складское помещение. После 1991 г. строительство церквей приняло масштабный характер. Стилистика архитектурных решений чрезвычайно разнообразна - от следования традиц. молдав. стилю эпохи средневековья до неорус. стиля периода эклектики. Монументальная живопись Евангелист Марк. Фрагмент росписи ц. свт. Николая Чудотворца Кондрицкого мон-ря. Нач. ХХ в. Евангелист Марк. Фрагмент росписи ц. свт. Николая Чудотворца Кондрицкого мон-ря. Нач. ХХ в. От периода 1812-1944 гг. сохранилось очень мало настенных росписей. Большая их часть безвозвратно утеряна в советский период, когда почти все мон-ри и мн. церкви были закрыты, а церковные помещения использовались в утилитарных целях. Уцелели фрагменты росписи летней Успенской ц. и зимней Никольской ц. Цыганештского мон-ря, зимней Успенской ц. Хынковского мон-ря. Здесь росписи коробового свода сохранились благодаря деревянной обшивке, появившейся после приспособления мон-ря под больницу ( Dragnev. 2013. P. 97). Даже немногие сохранившиеся росписи дают некоторое представление о стилевом разнообразии в стенописи. Так, в летней Никольской ц. Кондрицкого мон-ря сохранились фрагменты, в которых традиционная иконографическая программа росписей сочетается с иконографией стиля модерн. В зимней Успенской ц. того же монастыря сохранились несколько фрагментов стенописи «Иисус и самарянка», «Путь на Голгофу», образ евангелиста Марка. Стилистические особенности данной стенописи довольно необычны, ее авторы следовали разнообразным образцам-моделям. Колорит, весомые фигуры, лики, прописанные со скульптурной рельефностью, очень близки к живописной манере Джотто. Следует отметить и наличие иконографических мотивов зап. происхождения, как, напр., плат св. Вероники в сцене «Путь на Голгофу» (Ibid. Р. 98).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве. 1889–1891 гг. Архит. А. О. Бернардацци Церковь во имя вмч. Пантелеимона в Кишинёве. 1889–1891 гг. Архит. А. О. Бернардацци Среди церковных памятников периода эклектики сочетанием геометризма и особой массивностью размеров выделяется новая летняя церковь Жабского мон-ря с посвящением престолов в честь Вознесения Господня и Преображения Господня, во имя апостолов Петра и Павла (1916, проект гражданского инженера М. С. Сероцинского). План имеет вид вписанного креста, 3-гранная апсида. Свод, поддерживающий цилиндрический низкий барабан и купол, опирается на 4 столпа. Грандиозное строение в архитектурном ансамбле занимает все свободное пространство. Следование стандартным архитектурным проектам архит. К. А. Тона с сочетанием черт неовизантийского и русского стилей наблюдается в архитектуре летней Успенской ц. (1894-1897) Кондрицкого монастыря - в плане это вписанный триконх с 5 луковичными главами, из к-рых боковые совсем небольшие, расположены на фасадах и ориентированы по сторонам света. Неовизантийский и русский стили совмещены и в летней ц. в честь Сошествия Св. Духа (1870) Гербовецкого монастыря. В результате перестроек (последняя в 1891) сходный облик приобрел и собор во имя вмч. Феодора Тирона (по фамилии основателей церковь называют Чуфлинской) кишинёвского во имя великомученика Феодора Тирона женского монастыря : 2 крупные луковичные главы - над нефом и нартексом, шатровая колокольня и многочисленные декоративные главки на фасадах. Собор Преображения Господня в Кишинёве. Кон. 1902 г. Архит. М. Сероцинский Собор Преображения Господня в Кишинёве. Кон. 1902 г. Архит. М. Сероцинский Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы Кондрицкого мон-ря. 1894–1897 гг. С использованием элементов декора в стиле барокко была построена летняя ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (1872-1880) Курковского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , напоминающая о творениях архит. Б. Ф. Растрелли , Андреевском соборе в Киеве и соборе санкт-петербургского Смольного в честь Воскресения Христова монастыря . В духе проектов Тона возведены Успенская (1891) и Дмитриевская (1890-1902) церкви Кишинёва. Оригинальным сочетанием различных форм рус. архитектуры XVII в. с полосатой кладкой, характерной для средиземноморской строительной традиции (греческой или турецкой), отличается Феодоровская ц. (1895, архит. Бернардацци) при бывш. жен. гимназии Кишинёва, ныне с престолом во имя вмч. Феодора Тирона и св. Феодоры из Сихлы. Также по проекту Бернардацци была построена ц. св. кн. Александра Невского в Унгени (1905) в виде ротонды с примыкающей с зап. стороны колокольней. Традициям молдав. средневек. зодчества следует церковь в Кухурештий-де-Сус, спроектированная архит. А. В. Щусевым (1912-1914). В кон. XIX - нач. XX в. каменное зодчество оказало значительное воздействие на деревянное, напр. в формах деревянных кокошников на фасаде Троицкой ц. в Ларге (Бричанский р-н, 1897).

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Богородицы (мужской, в с. Косэуць р-на Сорока, основан в 1729), Циганештский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Цигэнешть р-на Стрэшень, основан как мужской скит в 1741, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Жабский в честь Вознесения Господня (женский, в с. Жапка р-на Флорешть, основан в 1770), Курковский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в с. Куркь р-на Орхей, основан в 1773, закрыт в 1953, возрожден в 1992), Сахарнянский во имя Св. Троицы (мужской, в с. Сахарна р-на Резина, основан в 1776, закрыт в 1957, возрожден в 1991), Кондрицкий во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в с. Кондрица муниципия Кишинёв, основан в 1783, закрыт в 1947, возрожден в 1993), Георгия Победоносца (женский, в с. Суручень р-на Яловень, основан в 1785 как муж. скит, закрыт в 1959, возрожден в 1991 как жен. мон-рь), Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Кушелэука р-на Шолдэнешть, основан в 1786, закрыт в 1960, восстановлен в 1988), Таборский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Табора р-на Орхей, основан как мужской скит в кон. XVIII в., преобразован в женский в 1815, закрыт в 1960, возрожден в 1989), Хировский (Чуровский) во имя прп. Симеона Столпника (женский, в с. Никулэеу р-на Орхей, основан в 1803 как мужской скит, преобразован в жен. мон-рь в 1805, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Успения Пресв. Богородицы Городищенский (мужской, в с. Ципова р-на Резина, основан как скит в нач. XX в. на месте древнего пещерного Городищенского мон-ря, закрыт в 1949, возрожден в 1994), арх. Михаила (мужской, в с. Киштелница р-на Теленешть, основан в 1991), Илии пророка (мужской, в с. Никорень р-на Дрокия, основан в 1992), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Бутучень р-на Орхей, основан в 1996), Иакова Персиянина (мужской, в с. Сирець р-на Стрэшень, основан в 1998), Хаджимусский во имя святых Марфы и Марии (женский, в с. Хаджимус р-на Кэушень, основан в 1998), Куйзовский во имя свт. Василия Великого (женский, с. Куйзэука р-на Резина, основан в 1999), Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Роспись купола ц. свт. Николая Чудотворца. 90-е гг. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Роспись купола ц. свт. Николая Чудотворца. 90-е гг. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новый настоятель (апр.-авг. 1944) иером. Августин (Орбу) после освобождения Молдавии от фашистов ушел в Румынию. Насельники, уплатив 14 тыс. р. военного сбора, остались в мон-ре. При настоятеле иером. Севастьяне (Бошкэняну) (1944-1947) в обители проживали 21 монах и 4 послушника, 9 чел. были нетрудоспособными. В 1944 г., после возвращения советской администрации, финансовые органы попытались изъять у К. м. инвентарь для изготовления вина - дробилки, пресс, а также 50% вина, однако по распоряжению уполномоченного Совета по делам РПЦ все имущество было немедленно возвращено насельникам. Спустя год также безуспешно наркомат просвещения Молдавской ССР пытался добиться выделения части помещений К. м. для открытия детдома на 100 чел. В это время в пользовании братии находилось 55 га земли, в т. ч. 20 га пашни, 22 га под садом, 10 га виноградников и 3 га огорода. Их обработка приносила братии доход в размере 40 тыс. р. В 1945 г. земельные угодья обители сократились до 36,12 га. Однако мон-рь приобрел лошадь, свинью, 10 кур; в хозяйстве появились повозка, 2 плуга, 2 бороны и проч. инвентарь. Из-за неблагоприятных погодных условий продуктивность хозяйства упала, и К. м. смог сдать гос-ву лишь 1315 кг зерна вместо 7650 запланированных. 7 иеромонахов перешли в др. приходы епархии. В 1946 г. часть монастырских построек была передана лесоводческой школе. Вскоре на основании решения Совета министров МССР от 18 янв. 1947 г. К. м. был закрыт под предлогом того, что насельники вовремя не платят налоги. Настоятель и ок. 60 насельников были переведены в Хынковский во имя великомученицы Параскевы Пятницы монастырь (по др. данным - в мон-ри Кэприанский и Георгия Победоносца великомученика женский в с. Суручены), немощных монахов отправили в дома престарелых, а некоторых молодых иноков определили на работу в колхозы. Никольская ц. была переоборудована под клуб, Успенская ц.- под склад ядохимикатов. В 1947 г. по просьбе еп. Кишинёвского и Молдавского Венедикта (Полякова) иконостас Никольского храма был передан в ц. арх. Михаила с. Ст. Дубоссары. В 1960 г. в монастырском комплексе был устроен детский лагерь отдыха им. Зои Космодемьянской.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

К 1816 г. в скиту проживали 23 насельника (13 монахов, 5 послушников и 5 рабочих), к 1819 г.- 5 иеромонахов, иеродиакон, 7 монахов, в 1835 г.- 6 насельников (3 иеромонаха, 2 монаха, послушник). Впосл. мон-рь возглавляли иеромонахи: в 1828-1829 гг. Феофилакт († дек. 1829), в 1828-1833 гг. Иаков, в 1833-1836 гг. Виталий, в окт.-дек. 1836 г. Феодосий (Перетяткевич; † 12 дек. 1836), в 1836-1837 гг. и 1846-1850 гг. Сильвестр (Данилов). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В окт. 1837 г. на основании Высочайшего указа, данного Синоду 6 марта 1837 г., скит вместе с имением был приписан к мон-рю Зограф. В 1837(1838?)-1839 гг. скитоначальником был иером. Димитрий, в 1850-1867 гг.- иером. Варсонофий (Фуртунэ), в 1867-1870 гг.- иером. Никодим (Хайту), в 1870-1878 гг.- Паисий (Василицэ). В 1851 г. в скиту проживали 2 иеромонаха и послушник, к нач. 60-х гг. XIX в.- 8 насельников. В кон. 1900 г. под началом иером. Самуила (Дамианова) братия скита состояла из 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов, 3 монахов, схимонаха и 8 послушников. В 1873 г. была осуществлена инвентаризация имущества и доходов Кэприанского мон-ря и скита, приписанных к Зографскому мон-рю. Согласно документу от 17 июня 1873 г., скит управлял владениями сёл Кондрица и Скорены Кишинёвского у., общей площадью 3828 дес. и 495 саж. (пахотной и сенокосной земли - 236 дес. 1660 саж., крестьянских наделов - 1386 дес. 1302 саж., лесов - 2118 дес., садов - 32 дес., церковной земли - 33 дес.; «чересполосицы» - 18 дес. 2333 саж.). Кроме того, имение включало дом с подсобными помещениями, 2 др. дома, корчму, хутор Гура-Маловатей. В 1874 г. в скиту проживали 6 иеромонахов, иеродиакон, монах и 3 послушника. В том же году в обитель перешли 19 монахов (молдаванин, серб, поляки). Языком общения в скиту был молдавский, и богослужения совершали также на молдав. языке. Насельники занимались земледелием, садоводством, выращивали виноград, а также производством вина. Виноградник занимал площадь 2,5 га и состоял из 2 тыс. кустов. Земельные угодья были переданы К. м. из владений Кэприанского мон-ря. Из лесов той же обители скит получал дрова для отопления. Питьевую воду брали из ручья Катарга, на к-ром иноки устроили 2 пруда и мельницу.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

В 1993 г. по распоряжению главы Бессарабской митрополии Румынской Православной Церкви Петра (Пэдурару) К. м. был возобновлен, настоятелем являлся архим. Филарет (Панку; 1993-2005). В нач. марта 1995 г. иером. Филарет с братией обратились к митр. Кишинёвскому и всея Молдовы Владимиру (Кантаряну) с просьбой принять их под омофор РПЦ. Решением Свящ. Синода РПЦ от 5 мая 1995 г. К. м. перешел в юрисдикцию РПЦ. В 1995 г. в К. м. проживали настоятель, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, монах и 6 послушников, в 1998 г.- 4 иеромонаха, иеродиакон и 6 послушников. С 2005 г. администратором К. м. является прот. Вячеслав Шпак, духовником - игум. Владимир. Средства на содержание братии дают доходы от фермы и пожертвования прихожан. В 1996 г. были восстановлены и освящены Успенская и зимняя Никольская церкви, в к-рых совершаются богослужения на молдав. языке. Средства на ремонт Успенской ц. внес посол Франции в Республике Молдове, посетивший обитель в 1997 г. Построены 2 одноэтажных корпуса - келейный и дом настоятеля. 21 нояб. 1996 г. дом настоятеля сгорел до фундамента. Пожар уничтожил старые книги и иконы, архив мон-ря, церковную утварь. Среди реликвий К. м.- древний камень с высеченным на нем крестом, стоящий во дворе обители, предположительно на месте деревянного храма XVIII в. Арх.: ГАРФ. Д. 6991. Оп. 2. Д. 689. Л. 1, 3; НАРМ. Ф. 205. Оп. 1. Д. 2865. Л. 20 об.- 21; Ф. 208. Оп. 2. Д. 1207. Л. 21 об.- 22; Д. 3284. Л. 180-180а об., 181а об.; Д. 3311. Л. 15-15 об.; Д. 3315 (I). Л. 172-172 об.; Ф. 3046. Оп. 1. Д. 2. Л. 2; Д. 6. Л. 20. Д. 13. Л. 86; Оп. 2. Д. 352. Л. 1, 4, 4 об., 25 об. Лит.: Крушеван П., ред. Бессарабия: Геогр., ист. и справ. сб. М., 1903. С. 147-148; Anuarul Eparhiei Chiinului i Hotinului (Basarabia). Chiinu, 1922. P. 3; Locasuri sfinte din Basarabia. Chiinu, 2001. P. 28, 29; Mnstiri basarabene: Culegere. Chiinu, 1995. P. 42, 47; Иосиф (Павлинчук), иером. Кишинёвско-Молдавская епархия в период с 1944 по 1989 г. Ново-Нямецкий мон-рь, 2004. С. 227; Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие. 1940-1991: Собр. док-тов в 4 т./Отв. ред., сост. и авт. предисл. В. Пасат. М., 2009. Т. 1. С. 302, 310; Ciorb V. Biserica ortodox din Basarabia i Transnistria (1940-2010). Chiinu, 2011. P. 219, 433; Mnstiri si Schituri din Republica Moldova: studii enciclopedice. Chiinu, 2013. P. 227-244; ornicov P. Moldova în anii celui de-al doilea rzboi mondial. Chiinu, 2013. P. 321.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010