Владимир Русак Скачать epub pdf Распространение веры Миссионерство Со времени петровской реформы отношение государства к религии определялись принципом свободы вероисповедания. В одном из своих указов в 1702 году Петр писал: “Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещися о спасении души своей”. Этот принцип был положен и в деле христианской миссии среди иноверцев империи. Сначала Петр хотел вообще отменить принятые до него поощрительные меры при обращении инородцев, но вскоре отказался от этой мысли и восстановил отписку крещенных крепостных от их не крещенных помещиков. В 1720 году всем новокрещенным дарована была трехлетняя льгота от податей и рекрутства. Петр повелел отбирать у мурз, как скоро они не хотят принимать христианство , их крестьян. Казанскому митрополиту Тихону (Воинову) (1699–1724) даны были пособия на устроение церквей для новокрещенных. Владыка Тихон создал в Казани школу с 32 учениками. Когда за недостатком средств школа была закрыта, он продолжал обучение новокрещенных при своем доме на свои средства. Митрополичий казначей иером. Алексий (Раифский) тоже завел при Свияжском Богородицком монастыре школу. Он был председателем учрежденной в 1731 году для казанской и нижегородской губерний Комиссии новокрещенских дел. Обращено было много язычников, особенно чувашей. Упорнее были магометане. В Нижнем Новгороде ревность о просвещении иноверцев, как уже было упомянуто, проявлял епископ Питирим (1719–1738). Особенно сильно развилась миссионерская деятельность в Казанском крае при епископе Луке (Конашевиче) (1738–1755). Иногда он насильно помещал иноверческих детей в школы, ломал остатки древних зданий, считавшихся у мусульман священными, чем сильно настроил против себя местное население. В 1740 году вместо Комиссии новокрещенских дел в свияжском монастыре была учреждена Новокрещенская контора с окладом на миссионерские расходы в 10.000 рублей. Во главе ее поставлен был архимандрит Димитрий (Сеченов). В ней работали два протоиерея и пять переводчиков. Округ ее обнимал Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую и Астраханскую губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ высшее духовное правосл. учебное заведение, действовавшее в г. Казани с 1797 по 1818 г. и с 1842 по 1921 г. В дореволюционной историографии было принято различать историю «старой» КазДА (1797-1818) и «новой» (с 1842). История «старой» КазДА (1797-1818) Учреждение «Старая» КазДА была образована в соответствии с указами имп. Павла I Петровича от 18 дек. 1797 г. и от 11 янв. 1798 г. на базе действовавшей с 1723 г. КазДС (с 1723 по 1732 в качестве Казанской архиерейской славяно-лат. школы). В имп. указе от 18 дек. 1797 г. сообщалось: «Признали Мы за благо следующее распоряжение: как просвещение и благонравие духовного чина способствует просвещению и утверждению добрых нравов и в мирских, повелеваем кроме бывших доныне Духовных академий в Москве и Киеве, учредить такие Духовные академии в С.-Петербурге при Александро-Невском мон-ре и в Казани, вместо находящихся там семинарий, снабдя их всем, соответствующим званию и для преподавания потребным» (ПСЗ. Т. 24. 18273 (1797 г.)). Одним из инициаторов реформ духовного образования стал архиеп. Казанский и Свияжский Амвросий (Подобедов) , постоянный член Синода, оказавший большое влияние на имп. Павла I. Создание КазДА было обусловлено неск. причинами. Во-первых, к кон. XVIII в. КазДС считалась одной из крупнейших по количеству учащихся (напр., к сер. 50-х гг. XVIII в. общее количество учащихся семинарии достигало 600 чел.) и лучшей в России из духовных школ благодаря трудам как правивших архиереев Луки (Конашевича ; 1738-1755), Вениамина (Пуцек-Григоровича ; 1762-1782) и Амвросия (Подобедова; 1785-1799), так и ректоров, нередко малороссийского происхождения. По словам одного из первых историографов КазДА, «семинария... находясь под исключительным влиянием студентов киевской академии, приглашаемых казанскими иерархами на учительские должности, к концу XVIII века успела сравняться с главной Александро-Невской семинарией и учебными порядками походила на киевскую академию» ( Благовещенский. 1875. С. 4). Мн. дисциплины, преподававшиеся в КДА и МДА, были введены и в КазДС (философия - в 1739, богословие - в 1751, позже - англ. и франц. языки, историческая география). Во-вторых, согласно образовательной реформе, именно Казани отводилось значение духовно-образовательного центра восточной части Российской империи. Указом от 11 янв. 1798 г. в КазДА для продолжения образования направлялись воспитанники Астраханской, Тобольской, Нижегородской, Вятской, Тамбовской и Иркутской Духовных семинарий. С 1808(?) г. КазДА стала центром Казанского духовно-учебного окр. и осуществляла через внешнее академическое правление надзор за находившимися в округе семинариями.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Митрополит выделял средства на постройку церквей в деревнях новокрещеных марийцев. В 1707 г. он отобрал 32 мальчиков из числа представителей нерус. народов Поволжья для подготовки к священническому званию и миссионерской службе в основанной им тогда же казанской школе. Однако в 1709 г. по распоряжению гражданских властей школа была закрыта. После посещения в нач. 1719 г. марийских деревень митр. Тихон предложил царю Петру I Алексеевичу предоставить принявшим крещение мусульманам и язычникам ряд льгот. Они были дарованы сенатским указом от 1 сент. 1720 г. По инициативе Казанского еп. Луки (Конашевича ; 1738-1755) была создана Контора новокрещенских дел, открывались новокрещенские школы для подготовки инородческого, в т. ч. марийского, духовенства (одна из них недолго действовала в Царёвококшайске). При Казанском митр. Вениамине (Пуцек-Григоровиче ; до 1775 архиепископ) осуществлялась работа по переводу на марийский язык Свящ. Писания и духовной лит-ры. В 1775 г. в С.-Петербурге была издана разработанная под его руководством 1-я грамматика черемисского (марийского) языка. В XVIII в. были воздвигнуты первые каменные храмы в Козьмодемьянске и Царёвококшайске, на территории Спасоюнгинского мон-ря (1704-1707) и Мироносицкой пуст. (освящен ок. 1719), а также в селах Владимирское Козьмодемьянского у. (1713) и Цибикнур Царёвококшайского у. (1765). В связи с политикой секуляризации имп. Екатерины II во 2-й пол. XVIII в. были закрыты 6 из 7 существовавших в то время марийских мон-рей; Мироносицкая муж. пуст. была отнесена к заштатным обителям. В 1-й пол. XIX в. в Москве, С.-Петербурге и Казани было выпущено небольшое количество изданий на марийском языке. Гл. обр. это были краткие катехизисы на языках горных и луговых марийцев. В 1821 г. в С.-Петербурге было издано Евангелие на горном наречии, а в 1827 г. там же выпущен полный Новый Завет. Активизация миссионерской деятельности среди марийцев во 2-й пол. XIX в. связана с идеями и трудами Н. И. Ильминского и его сотрудников. В 1854 г.

http://pravenc.ru/text/2562030.html

Кроме инородцев Поволжья и Сибири действия ея простирались и на новые племена, напр., калмыков, постепенно переселявшихся в Россию, и на племена вновь присоединявшихся к России местностей Средней Азии, Сибири и Кавказа. Царства Казанское и Астраханское пали в середине XVI в. Но магометанство и язычество в этих землях, вошедших в состав русского государства, держались еще крепко. Их поддерживали мурзы и князья. Имп. Петр Великий подтвердил прежния льготы обращающимся к св. вере. Им повелено было отобрать у мурз крестьян, коль скоро они не хотят принять господствующего в государстве исповедания. Казанскому митрополиту Тихону (Воинову), правившему с 1699 г. по 1724 г., ревновавшему об успехах веры, даны были пособия на устроение церквей для обращающихся ко Христу. Главными помощниками его были ключарь Феодор и архиерейский казначей иером. Алексий (Раифский). Последний должен был иметь надзор за новообращенными и обучать их. Им заведена была школа при свияжском Богородицком мон., в котором стал потом архимандритом. Он был председателем учрежденной в 1731 г. для казанской и нижегородской губерний комиссии новокрещенских дел. Обращено было много язычников, главным образом чувашей. Упорнее были магометане. Владыка Тихон первый обратил внимание и на образование крещеных инородцев; он создал в Казани школу с 32 учениками. Когда, за недостатком средств, школа эта закрылась, он продолжал обучение новокрещеных в духовной школе при своем доме. В Нижнем-Новгороде проявлял ревность епископ Питирим (1719–38, с 1724 – архиепископ). Особенно сильно развилась миссионерская деятельность в Казанском крае, когда епископом стал Лука (Конашевич), правивший с 1738 по 1755 г. «В своей ревности, пишет Знаменский, «он доходил иногда даже до крайностей, насильно помещал инородческих детей в свои школы, устроил в татарской слободе в Казани две церкви и завел там крестные ходы; в селе Болгарах сломал остатки древних зданий, считавшихся у мусульман священными, и сильно раздражил против себя некрещенных Татар»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

и Т. е. Яркое, красочное исполнение икон, лики с горящим румянцем, сочетание чистых тонов лазури, киновари, светлая, объемная живопись характерны для произведений этого периода (все - ГМИИРТ): «Арх. Михаил, с предстоящими» (посл. треть XVIII в.). На небольшой иконе «Вмц. Параскева Пятница» (посл. четв. XVIII в.) изображение святой помещено внутрь рамы рокайльных очертаний; влияние новых веяний стиля рококо проявляется на иконе «Собор апостолов» (1756), где расположенные на разных ярусах святые с атрибутами мучений напоминают фарфоровые фигурки. О создании иконостасных комплексов, сохраняющих приверженность европ. образцам, свидетельствуют иконы из праздничного чина с 2 сюжетами на одной доске - «Рождество Богородицы. Введение во храм» и «Сретение Господне. Богоявление» (2-я пол. XVIII в.). В сер.- 2-й пол. XVIII в. мастера повторяли иконные изводы, разработанные еще во 2-й пол. XVII в. московскими изографами, напр. «Спас Нерукотворный» (сер. XVIII в.), восходящий к иконам Симона Ушакова сер.- 2-й трети XVII в. Влияние укр. культуры сказывается в искусстве 1-й пол.- сер. XVIII в. Назначение в К. и Т. е. получают ряд выпускников Киево-Могилянской академии: Иларион (Рогалевский) (1732-1735), Лука (Конашевич) (1738-1755) и Вениамин (Пуцек-Григорович) (1762-1782). Возможно, что благодаря им мастера К. и Т. е. лучше узнали произведения зап. или укр. искусства, напр. гравюры («фряжские листы»). На нек-рых казанских произведениях появляются зап. мотивы: композиция «Коронование Богоматери» или сияние в виде языков пламени, окружающее фигуру воскресшего Христа на окладе Евангелия (1700, НМРТ). Не только сложные форматы икон (напр., трапециевидные), предназначенные для барочных иконостасов, но и выбор святых, напр. лики св. преподобных Печерских Феодосия, Антония и Никона на иконе из иконостаса (1-я треть XVIII в., ГМИИРТ) или характерный для малороссийских икон облик святой на храмовой иконе вмц. Варвары в одноименной церкви у Сибирской заставы (ныне территория Казани) (1-я пол.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

В 1707 г., при митр. Тихоне (Воинове), была предпринята первая попытка создания духовной школы при архиерейском доме, среди учащихся были не только дети духовенства, но и мальчики из семей крещеных татар и чувашей. В 1709 г. школа была закрыта гражданскими властями - выделяемые на нее средства архиерейского дома были взяты в казну. В 1723 г. в соответствии с «Духовным регламентом» при Зилантовом Успенском мон-ре начала работу славяно-лат. школа (с 1732 славяно-лат. уч-ще, с 1739 семинария). В 1722 г., направляясь в Персидский поход, в Казани остановился Петр I Алексеевич ; по его указанию на развалинах г. Болгар, к-рые царь посетил, был основан Успенский Болгарский мон-рь (единственный мон-рь, открытый при Петре вне С.-Петербурга). В память посещения Казани Петром I в городе был выстроен Петропавловский собор, ныне кафедральный. Во 2-й четв. XVIII в. Казанские архипастыри утратили титул митрополита. Митр. Сильвестр (Холмский) был противником синодального устройства Церкви, выступил против Синода и казанского губернатора А. П. Волынского и был лишен кафедры. В 1732 г. по обвинению в непоминании Синода за литургией были отстранены от должностей все настоятели мон-рей, протоиереи, служившие в жен. мон-рях, духовенство соборов сев. части епархии (Казанской, Свияжской провинций). Многие из них были лишены сана и монашеского звания, сосланы, сотни священников подверглись телесным наказаниям. Казанский еп. Лука (Конашевич ; 1738-1755) активно занимался миссионерством. По его инициативе была создана Контора новокрещенских дел. Официально она находилась в ведении Синода и действовала на территории неск. епархий, фактически ею руководил Казанский архиерей. На миссионерскую деятельность гос-во выделяло значительные средства, наряду с поощрительными применялись карательные меры - принудительное переселение, переложение податей и повинностей по рекрутским наборам с «новокрещеных» на их соплеменников, не пожелавших принять крещение. За 20 лет были крещены вся мордва, подавляющее большинство чувашей, удмуртов, значительное число татар. Для подготовки «инородческого» духовенства были открыты «новокрещенские» школы, правда практически не выполнившие своей задачи. Мн. чуваши и марийцы, не пожелавшие креститься, переселились в южную часть совр. Татарстана и в Башкирию, где их потомки до настоящего времени остаются язычниками. Под рук. еп. Луки Казанская ДС превратилась в учебное заведение высокого уровня. Репрессии, инициированные еп. Лукой против мусульман - массовое разрушение мечетей (более 500 только в Казанской провинции), попытки выселения мусульман из Казани,- привели к межконфессиональной и социальной напряженности, и по настоянию гражданских властей еп. Лука был переведен в Белгород.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

До 1917 г. особым почитанием пользовались не сохранившиеся до наст. времени святыни: чудотворная икона свт. Германа Казанского с частицей мощей в свияжском Успенском муж. мон-ре, чудотворный список Казанской иконы Божией Матери в г. Тетюши, чудотворная икона свт. Николая из г. Мамадыша (явилась в урочище Святая Чаша). В нач. 60-х гг. были уничтожены почитавшиеся св. источники с явленной Киево-Печерской иконой Божией Матери в дер. В. Девлизеры, с явленной иконой св. Иоанна Предтечи в с. Богородском. Архиереи архиеп. св. Гурий (Руготин; 7 февр. 1555 - 5 дек. 1563), архиеп. св. Герман (Садырев-Полев) (12 марта 1564 - 6 нояб. 1567), архиеп. Лаврентий (9 февр. 1568-1573), архиеп. Вассиан (14 февр.- 21 мая 1575), архиеп. Тихон (Хворостинин; 15 июля 1575 - 14 июля 1576), архиеп. Иеремия (1576-1581), архиеп. Косма (29 дек. 1581-1583), архиеп. Тихон (1583 (?) - 1589), митр. св. Ермоген (13 мая 1589 - 3 июля 1606), митр. Ефрем (июль 1606 - 26 дек. 1613), митр. Матфей (7 февр. 1615 - 13 янв. 1646), митр. Симон (7 февр. 1646 - 26 сент. 1649), митр. Корнилий (13 янв. 1650 - 17 авг. 1656), митр. Лаврентий (26 июля 1657 - 11 нояб. 1672), Корнилий (16 марта 1673 - 6 авг. 1674; в управление епархией не вступил), митр. Иоасаф (6 сент. 1674 - 30 янв. 1686), митр. Адриан (21 марта 1686 - 24 авг. 1690), митр. Маркелл (8 сент. 1690 - 21 авг. 1698), митр. Тихон (Воинов, 25 марта 1699 - 24 марта 1724), еп. (с 1727 митрополит) Сильвестр (Холмский; 25 июля 1725 - 2 марта 1732; фактически до авг. 1731), архиеп. Иларион (Рогалевский; 26 марта 1732 - 29 марта 1735), архиеп. Гавриил (Русской ; 17 сент. 1735 - 9 марта 1738), еп. Лука (Конашевич; 9 марта 1738 - 9 окт. 1755), еп. Гавриил (Кременецкий; 8 окт. 1755 - 25 июля 1762), архиеп. (с 26 янв. 1775 митрополит) Вениамин (Пуцек-Григорович; 26 июля 1762 - 17 марта 1782), архиеп. Антоний (Зыбелин; 25 апр. 1782 - 5 марта 1785), архиеп. Амвросий (Подобедов; 27 марта 1785 - 16 окт. 1799), архиеп. Серапион (Александровский; 21 окт. 1799 - 11 дек. 1803), архиеп.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Синод и определён епископом в Рязанскую епархию 3 . Но возвратимся к книге Н. Чернавского. По его словам, дело миссионерства было поставлено так, что производило сильное возбуждение среди инородцев. Ещё в 1748 г. Казанские татары думали было произвести поголовную резню русских «до малого ребёнка», сначала в Казани, а потом и в уездах, чтобы «тем погублением избыть крещения и несносного платежа»; но вовремя принятые меры предупредили опасность. Под влиянием того же возбуждения в пределах Оренбургского края в 1755 г. вспыхнул кровавый Батыршин бунт. Сам предводитель и виновник бунта, Мещерякский мулла Абдулла Мязгильдинов по прозванию Батырша, в числе главных побуждений к поднятому им мятежу указывал на принудительное обращение инородцев в христианскую веру. Немало был виновен сам вдохновитель и руководитель миссии епископ Лука Конашевич, который действовал иногда чересчур круто и даже с изуверством, вовсе несвойственным христианству. Известный историк Казанской иерархии, епископ Платон Любарский, отдавая дань заслугам Луки Конашевича в деле просвещения казанской паствы, беспристрастно замечает о его миссионерских подвигах. «Как особливо татары не столь преклонны к благочестию, то он иногда убеждал их к тому и некоторыми утеснениями, созидая насильно в средине их церкви и часовни, забирая против воли их детей в заведённые им новокрещенские училища, учреждая мимо домов их крестные хождения и другие многие причиняя им противности, чрез что сильно их так огорчал, что они нередко от нетерпимости едва удерживались от всеобщего смятения». Усердие своё Лука Конашевич простёр даже до того, что приказал уничтожить развалины древнего города Булгары. Правительство, наконец, сознало крайности его деятельности, и он в октябре 1755 г. переведён в Белогородскую епархию, как замечает Любарский, «в предварение всеобщего смятения, а также в прекращение часто случавшихся по той же причине с светскими правительствами несогласий». После Луки Конашевича дела Новокрещенской конторы шли более и более тише.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Частая смена лиц, управлявших Новокр. Конторой, также не способствовала успехам христианской миссии: так, в 1749 г. был назначен новый управл. Новокр. Конторой (Евгений Соколовский), не оставивший воспоминаний о своей деятельности. Но при нём заметно выдвинулся своей энергией епископ Казанский Лука Конашевич, который построил несколько новых христианских храмов и, что особенно важно, – учредил в Казани особую новокрещенскую школу для приготовления кандидатов в священники в инородч. приходы. Зорко следившие за христ. миссионерами татары не замедлили возбудить против епископа разные обвинения, и в 1750 г. был издан Св. Синодом особый указ, затруднявший обращения в христианство, так как требовал от желающих креститься подачи прошений на русск. языке, которого инородцы не знали и потому должны были платить писцам и чиновникам особые деньги. Сами дела затягивались от обыкновенной чиновничьей волокиты. Вскоре (в 1755 г.) и сам ревнитель православия был заменён преосв. Гавриилом (Кременицкий). И что же оказалось при вступлении его на Казанскую кафедру? Оказалось, что новокрещённые не знали даже главных христ. молитв, почему преосвященный был вынужден предписать приход. духовенству обучать новокрещен молитвам и обрядам. Но и этот епископ, принимавший более своих предшественников личного участия, трудов и времени в миссионер. деле, в 1762 году был переведён в Петербург, а в 1764 г. сенат, указом от 6 апреля Новокрещ. Контора была упразднена. Этому миссионер. учреждению были поставлены в вину разные злоупотребления и насилия и чисто внешнее, поверхностное обращение инородцев в христианство, доходившее до крещения преступников, которым за принятие христианства давалось помилование и др. Одновременно с закрытием Новокрещ. Конторы, правительство действовало в духе, более благоприятном для магометанства. Указом 17 июня 1773 г. было окончательно отменено вмешательство епархиального начальства в дела, касавшиеся постройки мечетей; в 1782 г. был обнародован новый указ от 25 февр. о постройке мечетей в киргиз. Средней Орде; в 1784 г. указом от 2 мая подтверждалось о скорейшей постройке этих мечетей, а в 1785 г. указом от 4 сент. предписывалось построить при тех же мечетях школы, обвести мечети каменной оградой, приискать учителей для школ, завести караван-сарай и, в случае надобности, увеличить число мечетей; в 1788 г. было учреждено в Уфе Оренбургское Магомет. духовное собрание для центрального управления делами магометан с высшим представителем магометанства – муфтием..

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инородческих школ тоже было мало. В 1745–1749 гг. было заведено две школы в Свияжске и по одной в Елабуге и Царевококшайске, но в 1753 г. Лука Конашевич соединил их в одну – в Казани, а после него и эта единственная школа пришла в упадок. Между тем слишком энергичная деятельность миссионеров возбудила против себя волнение среди инородцев – татар и мордвы. В 1745 г. терюшевская мордва Нижегородской епархии за разорение языческого кладбища в с. Сарлеях едва не убила архиерея Димитрия Сеченова и была усмирена только вооруженной силой. В Казанском крае волнение татар грозило тем большею опасностью, что по соседству между башкирами в 1750-х годах кипел сильный бунт. В 1755 г. правительство поэтому сочло нужным перевести Луку Конашевича в другую (Белогородскую) епархию и смягчить свои указы о мечетях и переселениях татар. После этого миссионерская деятельность стала слабее, а при имп. Екатерине II пришла в полный упадок. В 1764 г. закрыта была самая контора новокрещенских дел; для проповеди св. веры в восточных епархиях и в Сибири велено выбрать только особых «проповедников». Несмотря на ослабление всех стеснений для иноверцев, татары не переставали волноваться, особенно когда архиепископом Казанским сделался известный им своею ревностью Вениамин Пуцек-Григорович и восстал против постройки у них новых мечетей. При известном тогда предубеждении в правительственных сферах против «фанатизма» духовенства жалобы татар имели большой успех. В 1773 г. вышел указ, устранявший архиереев от всяких дел об инородцах и о построении их молитвенных домов, и предоставлявший этого рода дела одной светской власти. После Пугачевского бунта, в котором инородцы принимали самое деятельное участие, правительство стало смотреть на их обращение в христианство еще неблагосклоннее. В 1789 г., по случаю нового волнения между башкирами, запрещено было посылать к инородцам и проповедников без особого сношения о том архиереев с губернаторами, а в 1799 г. упразднена и сама должность проповедников. Пользуясь своей неприкосновенностью, усиленное учреждением иерархии муфтиев и мулл, мусульманство еще более развило свою пропаганду среди язычников, в чем помогало ему иногда само правительство; например, оно содействовало утверждению ислама между шаманствовавшими еще киргизами, строя у них с помощью казанских мулл мечети и школы, а в конце XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010