А мы, которые следуем евангельским словам, не говорим ни того, что Бог Слово сделалось плотью по естеству, ни того, что Оно превратилось в плоть, потому что Божество непревращаемо и неизменяемо. Поэтому и пророк Давид говорит: Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют (Пс.101:28). Эти слова великий Павел, проповедник истины, отнес к Сыну в Послании к Евреям (1:12). И в другом месте Бог говорит через пророка: Аз есмь, и не изменюся (Мал.3:6). Итак, если Божество непревращаемо и неизменяемо, то не способно к превращению и к изменению. Если же невозможно превратить непревратимое, то и Бог Слово не сделалось плотью так, будто превратилось, но приняло плоть и вселилось в нас, по евангельскому слову (Ин.1:14). И богодухновенный Павел ясно говорит об этом в Послании к Филиппийцам так: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим (Флп.2:5-7). Итак, ясно из сказанного, что образ Бога не превратился в образ раба, но, оставаясь тем, чем был, принял образ раба. Итак, Бог Слово не сделался плотью, но принял плоть живую и разумную; не родился от Девы естеством, зачавшись и образовавшись и с того времени получив начало существования, Тот, Который прежде веков есть Бог, и у Бога, и с Отцом вместе пребывающий и с Отцом познаваемый и поклоняемый; но образовавший Себе храм в девической утробе был вместе с образованным и рожденным. Поэтому и Святую Деву называем Богородицею не потому, что она родила Бога по естеству, но человека, соединенного с Богом, который образовал его. Если же образовавшийся в утробе Девы не человек, но Бог Слово, которое было прежде веков, то Бог Слово будет творением Духа: Рождшееся бо в ней от Духа есть Свята, говорит Гавриил (Мф.1:20). Если же единородное Слово Бога не сотворено, а соединосущно и совечно Отцу, то не есть образование или творение Духа; если же Дух Святой образовал во чреве Девы не Бога Слово, то остается думать, что и образовался, и принял вид, и зачался, и родился естеством зрак раба. Но как зрак (раба) был не без Бога, а был храмом жившего в нем Бога Слова, по слову Павла, ибо в нем, говорит, благоизволи всему исполнению Божества вселитися телесно (Кол.1:19; 2:9), то называем Деву не человекородицею, а Богородицею, прилагая первое название к образованию и зачатию, а другое к соединению. Поэтому и родившийся младенец называется Еммануилом и Богом, не отделенным от человеческого естества, и человеком, не чуждым Божества, потому что Еммануил толкуется: с нами Бог - по евангельскому слову (Мф.1:23). А выражение с нами Бог и означает зачатого от нас ради нас и проповедует воспринявшего (его) Бога Слово. Итак, младенец называется Еммануилом по той причине, что воспринят Богом, и Дева - Богородицею по причине соединения образа Божия с зачатым образом раба; потому что не Бог Слово превратился в плоть, но образ Бога принял образ раба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/645/...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 2 февраля 2013 г. ЖМП 3 март 2013 /  4 февраля 2013 г. 01:00 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, собравшимися в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя 2 февраля 2013 года. Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Пастыреначальник Господь Иисус Христос вновь собрал нас под сводами величественного Храма Христа Спасителя для того, чтобы в единстве мы могли обсудить насущные вопросы жизни нашей Церкви и соборно обратить к духовенству, монашествующим и мирянам слова назидания. Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1, 24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3, 15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2, 21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание. Церковь — не от мира сего (см. Ин. 18, 36), но она пребывает в мире и заботится о спасении мира. В ней соединяется Божественное и человеческое, вечное и временное, совершенное и стремящееся к совершенству. В своей человеческой стороне Церковь может не только возрастать, но и умаляться, быть гонимой и истребляемой. Внутри Церкви люди, пламенеющие верой и любовью, могут соседствовать с теплохладными и нерадящими о своем спасении. И Господь попускает Церкви различные испытания, чтобы помочь ее чадам избавиться от несовершенства и приблизиться к святости. Истекший межсоборный период стал временем таких испытаний. «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3, 13) — эти слова святого апостола Иоанна приходят на память в связи с событиями последних месяцев, когда Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившимися в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь.

http://e-vestnik.ru/church/doklad_svyate...

Беседа 2. Евангелие от Матфея, глава 1, 18–25. «Рождество Иисуса Христа» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея. Окончив разбор Родословия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы переходим к описанию самого Рождества и событий, с ним связанных. И сегодня мы продолжим изучение 1-й главы от Матфея с 18-го по 25-й стих, и изучим всю 2-ю главу Евангелия от Матфея. И мы читаем: Мф.1:18 . «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание некая двойственность повествования. Сначала, в начале главы говорится: «Родословие Иисуса Христа…» ( Мф.1:1 ), то есть говорится о Рождестве в общем смысле (вневременном) и лишь потом в частном (во временном). На эту двойственность обращает свое внимание и святитель Иоанн Златоуст . Он, пишет: «В чем же разница между рождением и происхождением? И каким образом оба (эти понятия) употребляются применительно ко Христу?... Происхождение и рождение различаются. Происхождение есть первоначальное создание Богом, а рождение – появившееся от осуждения на смерть… происхождению свойственны нетление и безгрешность, а рождению страстность» . Этими словами Иоанн Златоуст говорит о том, что в Богочеловечестве Иисуса Христа есть то, что Божественно и никак не зависит от временного, и есть Человеческое, связанное с временными обстоятельствами Его, Христа Иисуса, рождения. Поэтому, говоря о Сыне Божием, мы должны говорить о Его предсуществовании, то есть предвечном Его бытии до Его же боговоплощения на Земле. В Библии достаточно часто говориться о божественном предсуществовании Сына Божия до Его рождения в городе Вифлееме, например, сказано: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» ( Притч.3:19–20 ). Эти слова можно понять и так: Бог премудрым Словом (Логосом), то есть Сыном Своим, создал небо и землю. В Новом Завете мы находим и такие слова о Сыне Божием: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:15–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 2. Чье откровение получил Иоанн Богослов? «Нечто неудобовразумительное». Единственный Свидетель. Читающий и слушающий. 70-летние девочки. «А где об этом сказано в Писании?» Семь Асийских церквей – это все христиане. Итак, сегодня мы приступаем к изучению книги «Апокалипсис» Иоанна Богослова. У нас была предварительная беседа, сегодня будем говорить по существу. Глава 1. С 1 стиха и ниже. Откровение начинается следующими словами: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог , чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» ( Откр.1:1 ). В истолковании Андрея Кесарийского мы находим такое объяснение: «Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарения ума, или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи божественного сияния. Если Апостол говорит, что это откровение дано Христу от Бога, то употребляет выражения применительно к природе человеческой, ибо в своем Евангелии он более всех других евангелистов изображает Его в чертах возвышенных и выражениях божественных». Книга Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис по-древнееврейски, очевидно, должна называться ???? «Хазо?н» или ????? «Хизайо?н» – «видение», так именуются произведения (или отдельные отрывки) апокалипсической литературы в ветхозаветном каноне. Итак, Откровение начинается словами о том, что это Откровение Иисуса Христа. То есть мы не должны связывать этот текст непосредственно с личностью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Это не его собственное откровение – это Откровение Иисуса Христа, которое Христос получил от Отца небесного. Поэтому в основном весь текст Откровения – это есть таинственное собеседование Христа с нами, читающими это Откровение. Надо заметить, что в этом нет ничего удивительного, потому что и древние ветхозаветные пророки тоже говорили Духом Христовым, как сказано: «…как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:4 ). Мы прочитали: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» . Что означают эти слова? Иисус Христос пришел в этот мир во имя Отца Своего. Он проповедовал не во имя Свое собственное, а во имя Отца Своего. Этим самым Господь научает нас все делать во имя Божие. Как сказано: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ). И единственный, который будет проповедовать свое имя, – это антихрист, хотя его отец дьявол . Но антихрист будет ненавидеть дьявола, своего отца, потому что от ненависти рождается ненависть. И будет проповедовать даже не отца своего дьявола, а себя будет проповедовать. Антихрист – эта та личность, которая замкнута сама на себя. Поэтому в любом проявлении эгоизма в нашей жизни тоже мелькают эти антихристовы искорки, которых надо опасаться. Сегодня надо проповедовать о бескорыстии добра. Добро – это не товар. Мы должны очистить свою нравственную жизнь от системы товарно-рыночных отношений. Это очень важно сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вознесение Господне Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя. Горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол.3:1–2 ). Воскресший из мертвых, Господь наш Иисус Христос вознесся от земли на небо – ко Отцу Своему, и седя одесную Его. Теперь, казалось бы, нам можно уже обратиться к нашим земным делам и погрузиться в наши обыденные занятия. Но Апостол Христов выводит отсюда совсем иное заключение. По его заключению, теперь-то нам и нужно – преимущественно искать вышних, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствовать, а не земная. Почему так? Потому что и воскрес, и вознесся на небо не Один Господь Иисус Христос; с Ним и в Нем воскрешены и превознесены и мы: Бог, богат сый в милости, говорит Апостол, за премногую любовь Свою, ею же возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми сооживи, Христом, и с Ним воскреси, и спосади на небесных во Христе Иисусе ( Еф.2:4–6 ). В этом-то и состоит истинно христианское празднование праздников Господних, когда и в нас, как истинных и живых членах Тела Христова, совершается тоже, что совершилось во Христе. Для того и торжествует св. Церковь все великия и спасительные дела Искупителя нашего, да мудрствуется и в нас, еже и во Христе Иисусе... С Ним нам должно распинаться миру и распинать плоть свою со страстьми и похотьми, с Ним воскресать покаянием от смерти греховной к лучшей – богоугодной жизни, с Ним возноситься духом на небо, где живот наш сокровен со Христом, в Боге. Аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седяй, – горняя мудрствуйте, а не земная. Видите ль, как воскресением и вознесением Господним рассеевается для нас мрак видимого чувственного, и сквозь отверстое небо является мир новый – невидимый – духовный? Взирая с Апостолами на небо, вслед Вознесшагося Господа, видимо и осязательно удостоверяемся, что ни наша жизнь, ни наша деятельность, ни вся судьба наша – не ограничивается пределами временной жизни нашей во плоти, – что весь видимый нами порядок дел продолжается только до гроба, а за гробом начинается новый, – где поруганный, уничиженный, распятый на Кресте Сын Человеческий является на престоле славы, одесную Бога Отца, а мнимое торжество неверия и нечестия вождей иудейских, и подобных им, обращается в вечное посрамление, погибель и мучение, – где все величие земное, вся слава мира является яко ничто, а открывается слава Божия всесовершенная и всеблаженная, никогда не умаляющаяся и никогда не померкающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Глава 9 1–13. Преображение Господа Иисуса Христа. – 14–29. Исцеление бесноватого отрока. – 30–32. Повторение предсказания о смерти и Воскресении. – 33–50. Об отношении учеников друг к другу: смирение, любовь. Беседа о соблазнах. Мк.9:1 .  И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Ср. Мф. 16:28 .) Эти слова представляют собой заключение к речи Господа, содержащейся в Мк.8:34–38 . Евангелист Матфей выражается гораздо конкретнее, чем Марк (и с ним Лука). Он говорит именно о пришествии Христа как могущественного Царя, а Марк – о наступлении Царствия Божия вообще. Об исполнении этого пророчества Христова нужно сказать следующее. Царство Божие «в силе», т.е. распространение Евангелия во всем тогдашнем мире ( Рим.1:8 ; Кол.1:6 ; 1Фес.1:8 ), увидели некоторые из тех, которые были слушателями Христа. Они видели, как Царство Божие проникло в сердца людей, обновляя их и снабжая новыми жизненными силами, – словом, обнаруживая всю свою чудодейственную силу. Мк.9:2 .  И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Начинающееся здесь повествование о Преображении Христа в общем сходно с повествованием Евангелия Матфея ( Мф.17:1–13 ), но имеет и некоторые особенности. Мк.9:3 .  Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Не упоминая об «изменении лица Христова» (ср. Мф.17:2 ), евангелист Марк особенно обстоятельно говорит об одеждах Христовых, которые были озарены необычайнейшим светом. Сам свет этот был небесного происхождения, как видно из того, что с ним, говорит евангелист, нельзя было сравнить блеск одежды, вычищенной белильщиком «на земле». Мк.9:4 .  И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. Евангелист Марк на первом месте ставит Илию (а не Моисея, как Матфей), может быть, потому, что далее идет беседа об Илии (стих 11 и сл.). Мк.9:5 .  При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Христос - жертва умилостивления Учение о Спасителе по Посланию апостола Павла к Евреям 12.06.2008 1102 Время на чтение 11 минут Послание к Евреям в своей заключительной части является наиболее цельным и последовательным учением о подвиге Спасителя, именно как об искупительной жертве. Здесь прямо говорится, что Сын Божий как первосвященник Нового Завета принес наилучшую жертву для искупления людей - " не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление " (Евр.9:12). Продолжая здесь сравнение страдальческого подвига Христа с ветхозаветным первосвященническим служением, апостол Павел называет Сына Божия " жертвой " (Евр.7:27, 9:28, 10:12), говорит о " умилостивлении за грехи " (2:17), о " вечном искуплении от преступлений " (9:12, 9:15,). Он учит, что Бог Отец послал Сына своего, " чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное " (Кол.1:20). И в другом послании пишет, что во Христе " мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его " (Еф.1:7). Подобными выражениями изображается спасительная жертва Христа и в других посланиях апостола Павла [ 1 ], встречается в посланиях апостола Петра [ 2 ] и апостола Иоанна Богослова [ 3 ], в Евангелии [ 4 ]. Несмотря на согласие апостолов в изображении крестного страдания Христа как искупительной или умилостивительной жертвы за грехи людей, а также на преобладание подобной терминологии в трудах святых отцов, отношение к нему у некоторых современных богословов в большой степени критическое. В обоснование неприятия образа искупительной жертвы часто приводятся слова святителя Григория Богослова: " Кому и для чего пролита эта излившаяся за нас великая и преславная Кровь Бога, и Архиерея, и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех, сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не кому иному, как содержащему все в Своей власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает не только от Бога, но и Самого Бога; за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить нас! А если Отцу, то, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине Кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна " [ 5 ]?

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

И.Л. Тузов Вместо предисловия I. Изображение Господа нашего Иисуса Христа в ветхом завете Великая картина эта рисована в продолжении пяти тысяч лет. Станем y заключенных врат Рая эдемского и устремим взор свой вперед до Вифлеема, Голгофы, Элеона, и увидим дивный Лик Спасителя нашего. Живописавшие лик Спасителя, до явления Его по плоти, восходили от простейших черт к более сложным, от общих к частным, от многообъемлющих к подробнейшим; но самыми яркими красками изобразили все, что нужно было для полноты Образа, на который нельзя не засмотреться с благоговением. Первая черта – спасительное семя жены имевшее стереть главу змия. 1 Слышанное прародителями, оно пережило долговечных патриархов, потоп, смешение языков, и обновлено в обетованиях Аврааму, Исааку и Иакову – всем одними и теми же словами: благословятся о семени твоем все люди, – все языцы, – все концы земли. 2 Вскоре за тем патриарх Иаков видит уже нового скипетродержца-Примирителя 3 ; далее, ходатай израильского народа – Моисей указывает ему Пророка с заповедью – слушать Его; 4 a Царь Давид указывает нового Иерея, по чину Мелхиседекову. 5 В ряд с этими изречениями шли разительные прообразы. Вот жертвоприношение сына отцом в Исааке ( Быт.22:1–19 ), указавший на крестную смерть и воскресение Мессии ( Ин.8:56 ), – вот союз неба с землею – в лествице Иакова ( Быт.28:10–22 ) – вот спасение чрез отверженного и проданного – в Иосифе; далее – купина, горевшая, но не сгоравшая, столп облачный, переход чрез море, и услаждение древом горьких вод Мерры, манна, источение воды из камня, медный змей, все устройство скинии – все это сень грядущих благ, как уверяет Апостол ( Евр.10:1 ; снес. Кол.2:17 ). См. Догм. Богосл. Антония § 167. Таковы общие и таинственные черты, указывающие Образ будущего Избавителя! Просвещенное и согретое верою сердце способно было ощущать сокрытую в них силу; как ощутил это Авраам ( Ин.8:56 ). Но нельзя было не желать яснейшего истолкования таинственного и подробнейших очертаний для многообъятного. И вот, когда народ Божий образовался уже в царство и успел войти в славу при Давиде и Соломоне; воздвигается пророк за пророком и прилагается черта за чертою к изображению Лика Христа Спасителя; так что все предсказания в совокупности составляют полное Евангелие, преднаписанное в ветхом завете.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Огласительное поучение четвертое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. ( Кол.2:8 )]. 1 . Порок подражает добродетели, и плевелы стараются показаться пшеницей. По виду, правда, похожи они на пшеницу, но способные различать узнают их при вкушении. И диавол преобразуется в Ангела светла не для того, чтобы прийти в первобытное свое состояние, но чтобы обольстить людей (ибо имея сердце твердое, как наковальня, он и волю имеет, не могущую уже раскаяться), чтобы ведущих равноангельскую жизнь облагать мраком слепоты и смертоносным распространением неверия. Много ходит волков в одежде овечьей; одежду овец имеют они, но не имеют их копыт и зубов. Будучи покрыты кожей кроткого животного и наружностью обольщая простых людей, они испускают из челюстей своих гибельный яд нечестия. Итак, нужна нам благодать Божественная, мысль бодрая и очи осмотрительные, чтобы по неведению не съесть вместо пшеницы плевел и не потерпеть нам вреда, чтобы не попасть на волка, приняв его за овцу, и чтобы не сделаться пищей злотворного диавола, приняв его за благодетельного Ангела. Ибо он, по словам Писания, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). Для того предлагает наставления Церковь , для того и делаются настоящие поучения, для того бывает чтение Священного Писания . 2 . Образ богопочтения заключается в следующих двух вещах: в точном познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не принимает Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно любодействовать? С другой стороны, что пользы быть воздержным как должно и нечестиво богохульствовать? Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение. Поскольку много прельщающих философией и тщетной ложью: язычники увлекают обращающихся сладостью языка, мед каплет из уст жены блудницы (см. Притч.5:3 ); обрезанные обольщают превратным изъяснением Божественного Писания, с детства до старости трудясь над этим и состареваясь в невежестве; последователи еретиков словами льстивыми и красивыми обольщают сердца простых людей, под именем Христовым, как под медом, скрывая яд злочестивых правил, – о всех них говорит Спаситель: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас ( Мф.24:4 ). Для этого и бывает наставление в вере, для этого делаются ее изъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

прот. Иоанн Недзельницкий Скачать epub pdf Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Церкви на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Тропарь). Христиане всех времен всегда почитали Св. Крест Христов по следующим причинам: 1) Т ак как Христос есть жертва за грехи мира, а жертва не мыслима без жертвенника, то крест есть жертвенник . А все жертвенники во всем мире всегда считались святынею; поэтому и крест есть святыня . 2) К рест есть орудие божественного прославления Спасителя ( Лук. 24, 26 ; Филипп. 2, 5–11) и орудие победы Господа Иисуса Христа над диаволом ( Иоан. 12, 31–33 ; 1Кор. 15, 53 ; Колос. 2, 14–15 ). 3) К рест – орудие спасения нашего ( Галат. 3, 13 ; Кол. 1, 20 ) и слава наша. 4) К рест – видимое знамя христианина, поднятое ради истины. Разсмотрим, каким образом Христос является всемирною жертвою за грехи мира, а Крест Его – жертвенником. Бог создал людей по образу Своему, заключающемуся в душе человека. Душа человека обладает умом, сердцем и волею. Умом он стремится познавать Бога, сердцем – любить Творца и ближних, волею – исполнять заповеди Божии. Но люди согрешили. Грех извратил всю природу их: помрачил разум, испортил волю, в тело внес семена всяких болезней и смерть. Чрез свое падение люди лишились духовной радости, света и блаженства. Своим грехопадением человек оскорбил своего благого Создателя и подвергся проклятию; заразил грехом все свое существо: произвел гибельныя последствия в природе потомков и внешней природе. Избавиться от всех сих зол, возстать из такого глубокого падения человек своими силами не мог. Не мог избавить его и спасти никто из высших духов, потому, что они, будучи ограниченными существами, не могли удовлетворить правде Божией. Это мог сделать Сам Бог. Он мог изобрести и принести вполне удовлетворительную жертву правде Божией за грехи людей, потребить грех во всем существе человека и уничтожить все гибельныя последствия греха как в природе людей, так и в видимой природе. Дело нашего спасения было делом совета Божия от вечности, Бог предвидел падение человека и от вечности же Он избрал и средство для возстановления его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010