Облечься в кротость по подобию кротости Христовой – значит облечься в нового человека. Без сомнения, кротость – самое ясное отличие истинных христиан, святых и праведных. Не есть ли она главное и всепобедное оружие святых мучеников, и святых исповедников, и святых подвижников, и всех святых, от первого до последнего? Ею новозаветный человек всегда нов. Это оттого, что предивная жизнь Владыки Христа на земле есть от начала до конца беспримерная кротость. Кротость – при Божественном всемогуществе. А святые Апостолы? Хотя и обладали они Божественно-всемогущей чудодействующей силой, но на грубости и прещения своих гонителей и мучителей всегда отвечали кротостью. Потому и заповедуют они христианам «оказывать всякую кротость ко всем человекам» ( Тит.3:2 ). Что есть основа всех евангельских добродетелей? Очевидно, «долготерпение». Нет такой евангельской добродетели, какую бы мог стяжать человек, если не вооружился он долготерпением. Ведь каждая из них представляет собой длительный и мучительный подвиг. Имеющему долготерпение уготован успех в новой жизни, в жизни по подобию Христа, так что постепенно облечется он в нового человека. Долготерпение – отличительный признак Бога Человеколюбца, Господа Иисуса Христа, и Его последователей (см. Рим.2:4 ; Иак.5:11 ; Еф.4:1–2 ; 2Кор.6:6 ). Без долготерпения нет спасения: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» ( 2Пет.3:15 ). Миллионами своих членов Церковь свидетельствует: человек, уподобивший себя Христу, весь соткан из святых добродетелей. Христиане достоверно об этом свидетельствуют, «снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил» их, так и они ( Кол.3:13 ). Нет сомнений, величайшая обязанность христиан – во всем быть, «как и Христос». Не смеют они руководствоваться никем и ничем меньшим, чем Богочеловек и Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Особенно в «прощении». Как и сколько прощать – вопрос апостольский (см. Мф.18:21 ). А вот и святой апостольский ответ: прощайте друг друга, «как Христос простил вас» ( Кол.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

2.3. А чтобы вернуться к обсуждаемой нами теме, представь себе, что нет той злобы нечестивого царя Валака, которая побудила его обратиться к Валааму с просьбой проклясть народ сей (ср. Чис.22:5–6 ), и ты также устранишь замысел Бога в отношении сынов Израилевых и благодать Его провидения; и никогда не были бы изречены устами Валаама пророчества и о сынах Израилевых, и о язычниках. 2.4. Если захочешь увидеть подтверждение этому в Новом Завете, если отнимешь злобу Иуды и уберешь его предательство, то вместе с этим устранишь и Крест Христа и Его страдания; а если бы не было Креста, не отнялись бы «силы у начальств и властей», и не восторжествовало бы над ними древо Креста (ср. Кол.2:15 ). И если бы не было смерти Христа, то, разумеется, не было бы и воскресения и никто не стал бы первенцем из мертвых (ср. Кол.1:18 ). А если бы не было первенца из мертвых, то и у нас не было бы надежды на воскресение. 2.5. То же самое следует предположить и в отношении самого дьявола. Если бы, например, он был принужден удержаться от греха или после того, как он согрешил, стремление ко греху было бы отнято у него, то с этим исчезла бы и наша борьба с дьявольскими кознями, и не осталось бы надежды увенчаться у того, кто подвизается законно (ср. 2Тим.2:5 ). Если бы не было тех, кто нам противостоит, не было бы ни борьбы, ни награды победителям, и одержавшим победу не было бы уготовано Царство Небесное (ср. Мф.25:34 ), и «кратковременное легкое страдание» не произвело бы «в безмерном преизбытке вечную славу» (ср. 2Кор.4:17 ), и никто из нас не ожидал бы великую славу в будущем за терпение скорбей. 2.6. Из всего этого следует, что для благих свершений Бог использует не только доброе, но и злое; и поистине удивительно, что Бог использует для добрых дел худые сосуды. Ибо «в большом доме» этого мира «есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим.2:20 ), однако и те, и другие необходимы. Но так как сосуды, о которых идет речь, должно понимать как наделенные разумом и свободной волей, то неслучайно один становится сосудом «для почетного употребления», а другой – «для низкого» (ср. Рим.9:20–23 ), и тот, кто удостаивается быть избранным, становится избранным сосудом для почетного употребления. Из того же, кто живет согласно постыдным и нечестивым устремлениям, получается «сосуд для низкого употребления», но делает его таковым не Творец, а он сам своим нечестием. Итак, соделывает их таковыми не Творец, но справедливостью Своего провидения и неким непостижимым образом Он распределяет подобные умы согласно их устремлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

– Царство это уже и теперь пребывает в душах всех уверовавших во Христа (см.: Лк.17:21; 18:17 ), к какому бы народу они ни принадлежали; – оно есть также Церковь , или Тело Христово, Глава которого Сам Христос (см.: Рим.12:5 ; 1Кор.11:3; 12:27 ; Еф.1:22; 5:23 ; Кол.1:24 ); – доступ в это Царство открыт лишь через первое воскресение, которое есть не что иное, как крещение, и потому часто уподобляется в Писании воскресению со Христом (см.: Рим.6:5 ; Кол.2:12–13 ; 2Тим.2:2, 11 ). Сказав: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ), божественный Павел разумел воскрешающее действие таинства воды и Духа. Сектант : Тысячелетнее царство Христово нельзя смешивать ни с каким другим, ибо оно: – будет основано лишь во Втором пришествии; – предваряется воскресением праведников, которым уготовано царствовать со Христом; – продлится ровно тысячу лет, после чего произойдет воскресение грешников, их осуждение и конец света. Священник : Ваше учение о «тысячелетнем царстве» плод глубочайшего заблуждения. Корень же его в том, что вы принимаете воскресение, которое переживает каждый христианин в таинстве крещения, за особое воскресение праведников, которое будто бы предшествует воскресению всех прочих людей. Уразумей же, что воскресение первое есть воскресение через крещение, а воскресение в собственном смысле (которое по отношению к первому можно условно назвать «вторым») воскресение всеобщее. Также и смерть вторая (в отличие от «первой» естественной и вызываемой разделением души и тела, от чего не избавлены даже святые) есть вечное мучение, или адово осуждение, именуемое так в противоположность вечному блаженству, которое есть жизнь (см.: Мф.18:8; 19:17 ; Мк.9:43 ; Ин.5:24 ). Сектант : Из того места в Откровении Иоанновом, которое ты привел в самом начале, явствует, что будет два воскресения: одно праведников в начале тысячелетнего периода, другое грешников в конце его (см.: Откр.20:4–5 ). Это подтверждается и другими местами Писания. Например, в Послании апостола Павла к фессалоникийским христианам: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то веруем также, что и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес.4:14–16 ). И в другом его Послании: каждый оживет в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:23 ), или, иными словами, праведники воскреснут в сонме праведных, а грешники в сонме грешных. Итак, Господь сначала воскресит умерших в Нем, и это будет воскресение первое, которое наступит вслед за Вторым Его пришествием, то есть в начале тысячелетнего Царства Христова. После же того как ненадолго освобожденный диавол со всеми, кого он обманул, будет ввержен в ад, наступит конец света, а за ним воскресение грешников, которое и будет воскресением вторым, спустя тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: " Мощи святых аки (как) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают " . Как бы в объяснение этого он замечает: " Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог " (Точное изложение православной веры. Кн.4. Гл.15. С.3-4). 266. Церковь - Свята, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова): да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф.5,25-27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: " Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть... И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину (освящены истиной) " (Ин.17,17,19). 267. Церковь - Свята, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть Святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется Святой. Измите злаго от вас самех (из среды вас) (1Кор.5,13). Твердое убо основание Божие стоит, имущее (имея) печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий) имя Господне (2Тим.2,19). 268. Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает) (Кол.1,5-6) и что в Церкви христианской несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос (Кол.3,11), Сущии от веры (верующие) благословятся с верным Авраамом (Гал.3,9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Целомудрие. (стр. 237) а) заповедано: Не прелюбодействуй. Не желай жены ближняго твоего, ни рабыни его ( Исх.2:14,17 ). Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству ( Рим.13:13 ). Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бегайте блуда: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственнаго тела ( 1Кор.6:13,18 ). Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть ( Кол.3:5 ). Храни себя чистым ( 1Тим.5:22 ). б) заповедуется и во взглядах: Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф. 5:28 ); в) заповедуется в речах: сквернословие не прилично вам, а напротив, благодарение ( Еф.5:4 ). Отложите сквернословие уст ваших ( Кол.3:8 ); г) заповедуется сердцу: не пожелай красоты чужой женщины в сердце твоем ( Прит.6:25 ). Юношеских похотей убегай, а держись правды со всеми призывающими Господа от чистаго сердца ( 2Тим.2:22 ). Соблюдайте ваше тело в целомудрии: как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте: так ныне представьте члены ваши в рабы праведности, на дела святыя ( Рим.6:19 ). Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! ( 1Кор.6:15 ). Бог хранит верующих в целомудрии: добрый пред Богом спасется от женщины, а грешник уловлен будет ею ( Еккл.7:26 ). Мудрость соблюдает в целомудрии: когда мудрость войдет в сердце твое: тогда рассудительность будет оберегать тебя, дабы спасти тебя от жены другого, от чужой. Дом ея ведет к смерти ( Прит.2:10-11 ). Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои (- 7,4,5). Пьянство вредит целомудрию: не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии как змей оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Прит.23,31-33 ).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Здесь надо понять разницу между нашим восприятием Божественного Откровения и тем, как его принимали современники апостолов. Древний мир смотрел на божественное снизу вверх — как муравей, быть может, смотрит на человека, стоящего возле муравейника. Где-то там, далеко или близко, ходили боги и титаны, пребывая в постоянной череде симпатий и антипатий, поближе к человеку были духи мест, деревьев, источников и тому подобного, однако человек   обречён был проскальзывать «между ног» всей этой мощи — как насекомое пытается лавировать между стеблями растений и лапами более крупных существ. Такое виденье было свойственно отчасти даже богооткровенной ветхозаветной религии — вспомним пророка Давида, вопрошавшего » то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его ?»(Пс.8,5). Человек воспринимал непредсказуемо и свысока обнаруживающие себя божества, как неизбежность — мучительную неизбежность «стихий мира»(Кол.16,20): как щепку в бушующем море божественных страстей и возмущений. Отсюда, собственно, и родились понятия фатума и фортуны: благоволение божеств случайно и непредсказуемо, и лишь неумолимый ход событий являет тебе то, что замыслили о тебе боги. Неважно , какой ты — важна лишь суровая поступь богов, сотрясающая землю: это дрожание или двигает тебя вперёд, или отбрасывает назад. А может и обратить в небытие. В любом случае человек не ценнее той тины, из которой создан богами и выхода из этой порабощённости миру нет — как в известном фильме «Матрица»:   мир нашего восприятия — сон, за которым стоит ужас полнейшего ничтожества и рабства. И вот, среди этих муравьёв-насекомых является Некто. Само Его существование взрывает привычную для человека картину мира — оказывается, Бог не где-то в далеке. Это не далёкий Зевс или титан, а человек, во всём подобный нам, «кроме греха» (Евр.4,15) — то есть, само воплощение Сына Божьего показывает насколько близок нам Отец. Вернее, Бог открывается нам как Отец, благодаря воплощению и явлению Сына. Это — совершенно иное понимание божества и совершенно иная религиозность. Более того, сам факт явления Бога в людях в силе и славе — чудесен, ведь нет никакой лестницы снисхождения, никаких эманаций, никакой цепочки воплощений и богов — в людях является вся «полнота Божества телесно»(Кол.2,9). Причём является не в высоких и сильных, не в богатых и славных, а «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное»(1Кор.1,27) — Сын Божий открылся в бедности и уничижении (вспомним слова прор. Исайи: » Господи! К то поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его «(Ис.53,1-3))

http://pravmir.ru/bog-snova-i-snova-otkr...

3 . Свое отношение Лука выражает фразой «о совершенно известных», то есть словом πεπληροφορημνων, означающим понятие, которое на латинском языке невозможно раскрыть одним словом. Его твердая вера и ясный ум позволили ему нисколько не сомневаться, следует ли понимать это как-то иначе. И только тот, кто глубоко верит, исполняет то, к чему настойчиво призывает пророк, когда говорит: «Укрепи меня по слову Твоему» ( Пс.118:116 ). Так и Апостол говорит о сильных и стойких, что они «укоренены и утверждены в Нем [во Христе] и укреплены в вере» ( Кол.2:7 , ср. Еф.3:17 , Кол.1:23 ). Если человек укоренен и укреплен в вере, то хотя бы и разыгралась буря и поднялся ветер и полил дождь, не поколеблется он, не упадет, ибо дом его построен «на камне» и имеет прочное основание. Не следует, однако, думать, что укрепленность в вере приходит к нам через наши телесные очи – ею наделяют рассудок и разум. Пусть неверные верят знамениям и чудесам, являемым им человеческим зрением. Верного, рассудительного и сильного направляют разум и слово, и, таким образом, помогают ему отличать правду от заблуждений. 4 . «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк.1:2 ). В Книге Исход сказано: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный» ( Исх.20:18 ). Очевидно, звук был скорее слышен, нежели виден, но так говорится, дабы показать нам, что тот, кто сподобился «видеть глас Божий», созерцает его иным взором. В Евангелии, однако, виден не голос, а слово, которое прекраснее голоса. Потому здесь и сказано: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова». Сами апостолы видели слово не потому, что созерцали тело нашего Господа и Спасителя, а потому что они видели Слово. Если увидеть тело Христа значит увидеть Божье Слово, то тогда Пилат, осудивший Иисуса, увидел Слово Божье; увидели Его и Иуда-предатель, и все те, кто кричали: «Распни Его! Истреби от земли такого!» ( Ин. 19:15 ). Нет, не может быть, чтобы какой-то неверный мог видеть Слово Божье. Видеть Божье Слово означает то, что говорит Спаситель: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

10 . Итак, этими словами утверждаем будучи, трезвися. Ибо противник ваш диавол, как недавно читано, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). Да и подлинно в прежние времена смерть господствовала, но при святой бане пакибытия отъял Бог слезы со всех лиц ( Ис.25:8 ). Ибо ты более не будешь плакать, совлекшись ветхого человека, но возрадуешься (см. Ис.61:10 ), облекшись в ризу спасения, во Христа Иисуса (см. Рим.13:14 ). 11 . И это произошло с вами в преддверии Церкви. Когда же Божиим изволением в последующих тайноводствах внидем во Святая Святых, тогда познаем образы вещей, совершающихся там. Богу же Отцу слава, держава и величество, с Сыном и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение второе [О Крещении. На слова апостола из Послания к Римлянам, от места: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? До места: вы не под законом, но под благодатью ( Рим.6:3–14 ).] 1 . Полезны нам повседневные тайноводства и новейшее учение о вещах новейших, а особенно вам, обновленным из ветхого человека в нового. Почему я, как нужда требует, предложу вам следующее за вчерашним тайноводством, чтобы вы уразумели, какие вещи изображаются тем действием, которое совершено вами во внутреннем притворе. 2 . Итак, немедля по входе вашем вы сложили с себя ризу, и это значило: совлечься ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ). По сложении ризы вы были наги, подражая и в этом Христу, на Кресте обнаженному, через обнажение совлекшему Начала и Власти и с дерзновением на Кресте восторжествовавшему над ними (см. Кол.2:14–15 ). А поскольку в членах ваших таились противные силы, то и не подобает вам более носить ветхие ризы, не эти, говорю, всеконечно, чувственные, но ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). В этого человека да не облекается вновь душа, единожды этого совлекшаяся, но да повторяет слово, которое в Песни Песней говорит невеста Христова: Я скинула хитон Мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). О дивная вещь! Вы были наги перед очами всех – и не стыдилися. Подлинно вы носили образ первозданного Адама, который был наг в раю и не стыдился (см. Быт.2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

В прославлении человеческой природы Христа Иларий различает две степени, или два элемента. Первый связан с воскресением Христа из мертвых. Иларий основывается на словах Евангелия Иоанна: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты дал Мне для совершения; и ныне прославь Меня, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя до создания мира» ( Ин. 17:4–5 ). Совершив на земле все, что было предопределено совершить для спасения людей, прославив Отца Своими делами и учением, перед приближающейся смертью Христос молится о том, чтобы воспринятому Им человеку была дана та же слава, которой Он обладал, как Бог Слово, до создания мира. Сын, ставший теперь плотью, молился, чтобы плоть для Отца начала быть тем, чем было и Слово, чтобы то, что было во времени, получило славу той светлости, которая вне времени, чтобы преобразованная тленность тела была поглощена силой Божией и нетлением Духа» 2673 . Такое прославление воспринятого человека Иларий относит к моменту воскресения Христа и, приурочивая на основании Деян. 1352–33 слова псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» ( Пс. 2:7 ) – к этому именно моменту, называет прославление Воскресшего третьим рождением Слова Апостол Павел, имея в виду предвечное рождение Единородного Сына, называет Его «Перворожденным всей твари, потому что в Нем было создано все, что на небе и на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:15–16 ), а потом Его же называет Перворожденным из мертвых в воскресении (Кол. :Щ И Сам Господь указывает на этот же момент в словах: «Отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией» ( Мф. 26:64 ), показывая этим, что «тогда Сын Человеческий, рождаемый силой воскресения в совершенного Сына, т. е. к возвращению и дарованию телу славы Своей вечности, которую просил у Отца, будучи телесным... И этот день воскресения Его есть день получения славы, через которую Он рождается в то, чем был прежде времени» 2674 . Прославление же плоти состоит в поглощении ее смертности бессмертием и в Божественной славе, В этом прославленном состоянии видели Иисуса Христа избранные Его ученики на Фаворе, апостол Павел – на пути в Дамаск, первомученик Стефан – во время побиения его камнями и увидят все в день последнего Суда 2675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в Смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам в Нем ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). Этот текст является откликом на Рим.5 , в котором сравниваются два Адама. Данное сопоставление продолжает начатое в 1Кор.15 сравнение человека душевного и духовного. Апостол Павел утверждает онтологическое единство между нами и Христом: «[Мы] общники корня и соки маслины» ( Рим.11:17 ). Для нас смерть уже в прошлом, как и для воскресшего Христа: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). Говоря о Крещении, апостол Павел может говорить о нашем воскресении в прошедшем времени: «...быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол.2:12 ). Апостол Павел продолжает: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ). Отрывки с тем же смыслом можно найти и в первой и второй главах послания к Ефесянам. Апостол Павел с большой силой утверждает крещальное измерение всей христианской жизни. 6. Пневматологическое измерение Крещения. Миропомазание Действие Святого Духа происходит постоянно: в незаметном движении поиска Бога, без возможности одновременно определить это движение в нас и его устремление. Предварительное помазание, предшествующее Крещению, было символически связано с Богопомазанием и с исповеданием веры, не исключая все же его заклинательной функции освобождения оглашенного. Помазание открывает дверь к богопознанию. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). Через освящение воды совершается в Духе подлинное освящение всего тварного вещества. Чин миропомазания после крещального погружения был введен довольно поздно. До конца IV века Сирия и Каппадокия не знали особого чина Святого Духа между Крещением и Евхаристией. Очень показателен тот факт, что в своих крещальных тайноводствах святитель Иоанн Златоуст совершенно о нем умалчивает, тогда как описание чина крещального тайноводства очень подробное. Таинство миропомазания начало развиваться в IV веке. Мы находим свидетельство о нем в одном из тайноводственных оглашений святителя Кирилла Иерусалимского (принадлежащем скорее даже его преемнику, Иоанну Иерусалимскому), а также в тайноводственных оглашениях Феодора Мопсуэстийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010