LXX: Уста твои съедят и чрево твое наполнится главою этою, данною тебе.    Началом чтения и простого исторического понимания служит съедение свитка. Но когда чрез постоянное поучение мы заключаем книгу Господню в сокровищнице памяти, то духовно наполняется чрево наше и насыщаются внутренности, чтобы мы вместе с апостолом Павлом имели внутренности [полные] милосердия (Кол. гл. 3) и чтобы наполнилось то чрево, о котором Иеремия говорит: чрево мое, чрево мое болит мне и чувства сердца моего смущают меня (Иерем. 4:19).     И я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Давид говорит: кол сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Псал. 118:103).    И в другом месте: судьбы Господни истинны, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота. (Псал. 18:10-11). И Сампсон нашел сот меду в пасти льва (Суд. 14:8). И Господь после воскресения съел часть печеной рыбы и сот (Лук. 24:42). И в Притчах о пчеле говорится, хотя этого нет в еврейских списках: иди ко пчеле и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит, еяже трудов царие и простии во здравие употребляют (Притч. 6:8), что делали Моисей и пророки, и евангелисты и апостолы, чтобы всякий царь, сердце которого в руке Божией, пользовался сладкою нищею. А кто прост и без хитрости змия имеет невинность голубей, тот пусть верует простым сердцем и спасается. Ибо повсюду встречаются козни и часто диавол принимает вид ангела света (2 Кор. 11:14), и мед каплет из уст женщины-блудницы, обещая приятное, чтобы вливать яд.    Ст. 4. И Он сказал мне: сын человеческий, ступай и иди к дому Израилеву и говори им слова Мои.    Когда говорится: ступай и иди к дому Израилеву, то этим дается понять, что он не был вместе с народом грешным, хотя он, по-видимому, жил в тех же пределах при реке Ховаре. Ибо написано: и я был среди переселенных при реке Ховаре (1. 1), Но пророк не имел общения с ними и испытывал огорчение при виде беззаконных. Тоже делал и Моисей (Исх. гл. 33), поставив скинию вдали от стана народа, в которую когда он входил, то спускался столп облачный и становился пред входом в скинию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Апостол Павел после своего обращения ко Христу отправился в Аравийскую пустыню и там принес покаяние в своем прежнем образе жизни (Гал.1:17).    Будучи сведущим в этом внутреннем умном безмолвии, апостол дает много советов своим ученикам. Чувствуя, что христиане, соединенные со Христом, обретают ум Христов, он писал: «А мы имеемум Христов» (1Кор.2:16). В другом месте он призывает: «...умертвите земные члены ваши» (Кол.3:5). По благодати Божией, апостол видит в своих членах иной закон, противящийся закону ума (Рим.7:23).    Важное место в учении апостола занимает и трезвение, то есть духовное бдение ради того, чтобы сохранить ум от порабощения внешнею злою силою: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться... Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся...» (1Фес.5:6,8). А апостола Тимофея он призывает: «Но ты будь бдителен во всем» (2Тим.4:5).    Слова апостола о молитве также ясны. Молитва должна непрестанно совершаться в сердцах христиан. «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол.4:2). «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17).    Точно такие же заветы дает и апостол Петр, показывая тем общность жизни всех верных членов Церкви: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет.5:8).    Отсюда ясно, что все мы, христиане, поступая аналогичным образом, можем достичь безмолвия, а через него – созерцания Бога. Об этом святые отцы говорят четко и ясно.    Петр Дамаскин пишет: «Все мы, люди, должны держаться такого неделания, кто отчасти, а кто и всецело; и без него никто не может достичь духовного ведения и смирения» (Φιλοκαλα. Т.Г " . Σ.99. Στ. 17—20).    В этом поучении святого Петра Дамаскина необходимо выделить слова: «все мы, люди, должны держаться такого неделания». Если это относится ко всем людям, то тем более к монахам. Монахом не может считаться тот, кто не пребывает в неделании по Боге и не ведет безмолвного образа жизни. Мы говорим это, потому что в определенных кругах существовали на сей счет различные представления, так что монаха, подвизавшегося ради достижения этого «неделания» по Боге, могли назвать прельщенным. В следующем разделе мы выскажем ряд замечаний по этому поводу. Кроме того, важно отметить, что «без него никто не может достичь духовного ведения и смирения». Это, как мы уже отметили выше, единственный путь и единственный способ познания Бога и согласно учению святителя Григория Паламы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3151...

   Пророк Даниил говорит о явлении ему Ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле» (Дан 10:9). И когда Ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред Ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел» (Дан 10:15). Было ли когда-либо поклонение людям праведным?   Пророку Елисею поклонились сыны пророческие. «Увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар 2:15). И страж темничный, увидевший, что Господь чудесно избавляет Апостолов из темницы, в «трепете припал к Павлу и Силе» (Деян. 16:29).    Спаситель говорил Отцу Небесному: славу, «которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17:22), то есть Апостолам и Угодникам Божиим. Богу мы поклоняемся; должны, следовательно, поклоняться и тем, кому дана Спасителем слава Его (т.е. слава Божия). Поклонялись ли люди переселившимся к Богу праведникам?   Да, поклонялись. Когда пр. Самуил явился к Саулу, «тогда узнал Саул что это Самуил и пал лицем на землю и поклонился» (1 Цар. 28:14).    е) В чем еще выражается наше отношение к небесной Церкви?   В том, что мы просим угодников Божиих молиться о нас. Почему мы обращаемся к ним с такой просьбой?   Потому, что невозможно представить христиан без их взаимной друг за друга молитвы. «Братия! молитесь о нас» (1 Фес. 5:25), пишет Апостол Павел; в другом месте он же говорит христианам: «не перестаем молиться о вас» (Кол 1:9; см о взаимной молитве христиан еще и следующие места: Деян 12:5; Еф. 6:18, 19, 1:16; Филим. 1:4; Кол. 4:3; 1 Фес 5:17; 1 Тим. 2:1; 1 Ин. 5:16). Но почему мы именно угодников Божиих просим молиться о нас?   Потому что молитва праведных многодейственнее, чем молитва многогрешных.    Ап. Иаков говорит: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак 5:16—18). Вот насколько действенна молитва праведного!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В другом месте он призывает: «...умертвите земные члены ваши» ( Кол.3:5 ). По благодати Божией, апостол видит в своих членах иной закон, противящийся закону ума ( Рим.7:23 ). Важное место в учении апостола занимает и трезвение, то есть духовное бдение ради того, чтобы сохранить ум от порабощения внешнею злою силою: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться... Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся...» ( 1Фес.5:6,8 ). А апостола Тимофея он призывает: «Но ты будь бдителен во всем» ( 2Тим.4:5 ). Слова апостола о молитве также ясны. Молитва должна непрестанно совершаться в сердцах христиан. «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» ( Кол.4:2 ). «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). Точно такие же заветы дает и апостол Петр, показывая тем общность жизни всех верных членов Церкви: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). Отсюда ясно, что все мы, христиане, поступая аналогичным образом, можем достичь безмолвия, а через него – созерцания Бога. Об этом святые отцы говорят четко и ясно. Петр Дамаскин пишет: « Все мы, люди, должны держаться такого неделания, кто отчасти, а кто и всецело; и без него никто не может достичь духовного ведения и смирения» ( Φιλοκαλα. Т.Г». Σ.99. Στ. 17–20). В этом поучении святого Петра Дамаскина необходимо выделить слова: «все мы, люди, должны держаться такого неделания». Если это относится ко всем людям, то тем более к монахам. Монахом не может считаться тот, кто не пребывает в неделании по Боге и не ведет безмолвного образа жизни. Мы говорим это, потому что в определенных кругах существовали на сей счет различные представления, так что монаха, подвизавшегося ради достижения этого «неделания» по Боге, могли назвать прельщенным. В следующем разделе мы выскажем ряд замечаний по этому поводу. Кроме того, важно отметить, что «без него никто не может достичь духовного ведения и смирения». Это, как мы уже отметили выше, единственный путь и единственный способ познания Бога и согласно учению святителя Григория Паламы .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

В этом случае церковь в Сардах кажется похожей на равнодушную и теплохладную церковь в Лаодикии, о которой речь пойдет далее: «ты ни холоден, ни горяч» ( Откр.3:15 ). Однако, Откр.3:4 («у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих») указывает совсем в ином направлении: оказывается, церковь, за несколькими исключениями, «осквернила свои одежды». На языке Иоанна это означает, что она предалась распутству (ср. Иуд.1:23 ). Так что и в Сардах появляется та же проблема, которая была актуальной для церквей Пергама и Фиатиры – проблема «блудодеяния». Иначе говоря, церкви в Сардах угрожало соглашательство с языческим образом жизни, которое оправдывало себя ложно понимаемой свободой во Христе. При этом всякое упоминание о лжеучителях отсутствует. Следовательно, церковь, за малым исключением, была единой в своем заблуждении. Поэтому она и мертва ( Откр.3:1 ) или близка к смерти ( Откр.3:2 ), и ей угрожает суд («найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя», Откр.3:3 ). Извне можно получить впечатление, будто речь идет о церкви, исполненной жизни. Но в действительности она мертва, поскольку в ней отсутствуют «дела»: «не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» ( Откр.3:2 ). Для Иоанна действительная жизнь проявляет себя в делах, то есть в христианских нравственных поступках. Отсутствие дел означает смерть или сон. Иудейская и раннехристианская традиция под этими образами понимала греховное состояние человека ( Рим.13:11–12 ; Кол.2:13 ; Еф.2:1.5; 5:14 ). Но почему церковь в Сардах «носит имя» живой церкви ( Откр.3:1 )? Видимо, она обладала какими-то преимуществами, которые могли создать ей хорошую репутацию. Она была уверена в том, что в крещении она получила всю полноту жизни ( Рим.6:4.11 ; Кол.2:13 ; Еф.2:5 ). Вовне такая уверенность могла действовать как проявление различных духовных даров, например языкоговорения. Пример такого заблуждения можно наблюдать в 1 Кор, где некоторые христиане видели свое совершенство в обладании экстатическими дарами и в свободе от всяческих нравственных предписаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Внешне в Чернобыле все спокойно. Но человек, пьющий тамошнее молоко - пьет смерть. Он дышит лесным воздухом - он вдыхает смерть. Он собирает грибы - он собирает смерть... Почему нельзя заниматься бегом в центре Москвы? - Потому что чем интенсивнее здесь дыхание, чем больше воздуха будет человек прогонять здесь через свои легкие - тем больше грязи будет осаждаться в них. Так и в мире после грехопадения: чем больше " космических энергий " человек пропустит через себя - тем больше продуктов распада будет оседать в его душе... Так все " космические откровения " и " экстрасенсорные пассы " , все подключения к " энергии космоса " и к " неизведанным ресурсам человечества " чреваты энергиями разрушения... Язычество поэтому имеет в Библии еще одно определение: рабство пустым и суетным стихиям мира. " Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира... Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь к немощным и бедным началам, которым снова хотите себя поработить " (Гал. 4,3-9). В греческом тексте " начала " - это στοιχεια, " стихии " , то есть, на языке греческой мысли, те первоначала, из которых сложен космос. " Стихии мира " (Кол. 2, 8 и Гал. 4, 3) - это στοιχεια του κοσμου. От сообщения с космическими стихиями надо уклоняться - ибо " вы со Христом умерли для стихий " (Кол. 2, 20). Для уклонения от игры со " стихиями " (то есть религиозно понимаемыми " космическими энергиями " ) есть весьма основательная причина: они не вечны. Однажды созданные, " разгоревшиеся стихии растают " (2 Пет. 3, 12). Значит, душа, пропитанная их энергиями и принявшая их вместо силы Божией, сгорит вместе с ними. Для стяжания бессмертия души надо прорваться сквозь легионы космических " энергий " и причаститься Единому Бессмертному (1 Тим. 6, 16). Так что для того, чтобы избежать печального будущего, надо в настоящем строить свою религиозную жизнь не по влечениям космоса. Вообще космос ни одной из своих частей не может дать бессмертие. Он может пониматься как бесконечный, как вечный в своей целостности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Вы, братия, призваны к свободе; только чтобы свобода ваша не была поводом к угождению плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотите ( Гал.5:18. 17 ). 3) Священные ветхозаветные уставы приготовляли людей к принятию Спасителя своим явным бессилием оправдать грешников пред правосудием Божиим. Прежде пришествия веры, говорит апостол, под законом стрегоми бехом, Закон пестун бысть во Христа ( Гал.3:23, 24 ). Подобно мудрому наставнику, который постоянными внушениями обширнее и глубже раскрывает в воспитаннике чувство высших благороднейших потребностей, закон древний непрестанно возбуждал и усиливал в людях духовные нужды и требования, не давая средств к удовлетворению их. Закон ничего не довел до совершенства ( Евр.7:19 ). Ибо он, «одними и теми же жертвами, которые каждый год приносят непрестанно, никогда не может сделать совершенными приносящих. Иначе перестали бы приносить их; потому что приносящие жертву, быв очищены в один раз, не имели бы уже никакого сознания грехов» ( Евр.10:1–2 ). Дары и жертвы не могли совершенно успокоить совести приносящего ( Евр.9:9 ); напротив, частым повторением своим они только постоянно напоминали приносившим о невозможности загладить грехов силою одних обрядовых установлений. Не возможно бо крови юнчей и позлей отпущати грехи (10:3, 4). Господь, пришедший на землю для нашего спасения, уничтожил рукописание постановлений против нас ( Кол.2:14 ). 4) Заповеди ветхозаветной Церкви служили для евреев стению грядущих благ ( Кол.2:17 ). В уставах древних, как в тени, предъизображены были многоразличные черты спасения мира Сыном Божиим. Правда, многие из потомков Авраама ( Ис.6:9, 10 . Мф.13:14, 15 ) неспособны были видеть под завесою обрядов божественную истину. Но недостаток духовного зрения одних восполнялся числом избранных, кои постигали тайну божественного смотрения ( Евр.11 ). Чрез них свет истины распространялся и озарял умы и сердца других. 5) Установления ветхозаветные располагали народ Божий к чаянию благодатной новозаветной свободы и тягостным чувствам отчуждения его от прочих народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Извлечем из апостольского чтения и другое для себя назидание о том, сколь много милостей и сколь велики милости, которые явил нам Бог в деле устроения нашего спасения. «Только помысли о безнадежности нашего положения, – говорит один святитель-богослов, – и противопоставь ему, в какое благобытие и какую славу возведены мы, ничего не чаявшие и ничего не достойные, и каким дивным притом домостроительством, и прими все это в чувство; то не найти тебе слов для выражения своих благодарных чувств: будешь только взывать: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Если б от зол только были мы избавлены, и каким-либо служебным духом; и то было бы величайшее благо. А то Сын Божий нисходит, принимает на Себя бедное естество наше и, проведя чрез искупительные страдания и смерть и воскресивши, посаждает одесную Бога и Отца; за тем последовала благодать Святаго Духа, которая всех верующих делает сынами и дщерями Богу с обетованием, что и они все будут там же, идеже есть Христос одесную Бога седя ( Ин.12:26 ; 2Кор.6:18 ; Кол.3:1 )» (см. ссылку 158). Слава Тебе, Боже, сотворившему нас. Слава Тебе, Господи, искупившему нас. Буди благословен Ты, Господи, во веки. Аминь. Как нам облечься в нового человека. Объяснение апостольского чтения из Послания к Колоссянам, глава 3, стихи 4–11. Беседа в Неделю 29-ю по Пятидесятнице 159 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. ( Кол.3:4–11 ). В настоящую неделю чтение апостольское взято из Послания к Колоссянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Может ли автор привести другие примеры, доказывающие, что смертная казнь еретиков была " канонической практикой " в Византии? И не путает ли православный священник Православную Церковь с католической инквизицией? +Христос имел право и власть прощать своих распинателей. Мы, естественно, этого права не имеем, мы призваны молиться лишь о прощении наших личных обидчиков. Но никому еще из христиан не приходила мысль молиться об царе Ироде, Пилате или Иуде.+ У Лк. 23, 34 читаем: " Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают " . Кол. 3, 13 (ср. Еф. 4, 32): " снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы " . Лк. 6, 37: " Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете " . Жена Пилата -- святая в Православной Церкви, а Эфиопская Церковь (пусть и не православная, но все же ХРИСТИАНСКАЯ) почитает и ее мужа (см., напр.: или Симпатии к Пилату зафиксированы средневековыми апокрифами ( " Акты Пилата " и " Евангелие Никодима " ). Стыдно устраивать " охоту на ведьм " , тем более Великим Постом и в Страстную неделю. Как Вы будете читать на Пасху: " И ненавидящим нас простим вся Воскресением " ? Алексей Зюков 12 апреля 2012г. 00:59 Уважаемый г-н Дунаев, прочитал Ваш комментарий, как-то Вы странно выдергиваете цитаты из Евангелия и придаете им, по моему, несколько иной смысл! У Лк. 23, 34 читаем: " Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают " - это Он говорил от Своего имени. Но где Вы видите пример в Евангелии, где Христос указывает нам, что мы должны прощать от имени Бога или Церкви? Насколько я знаю, Дмитрий Донской получил благословение преп. Сергия на битву с Ордой, когда та приняла мусульманство, т.е. начала борьбу против православия. Это конечно хуже богохульства или кощунства, но все начинается с малого... Кол. 3, 13 (ср. Еф. 4, 32): " снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы " - прощая друг другу взаимные обиды совершенные против человека, друг против друга, а не против Церкви.

http://bogoslov.ru/article/2528433

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: " Мощи святых аки (как) спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают " . Как бы в объяснение этого он замечает: " Яко посредством ума и в телеса их вселися Бог " (Точное изложение православной веры. Кн.4. Гл.15. С.3-4). 266. Церковь - Свята, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, через Его учение, через Его молитву и через Таинства. Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе (посредством слова): да представит ю Себе славну Церковь, неимущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф.5,25-27). В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: " Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть... И за них Аз свящу Себе (Я посвящаю Себя), да и тии будут священи во истину (освящены истиной) " (Ин.17,17,19). 267. Церковь - Свята, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием не препятствуют Церкви быть Святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и в этом отношении сохраняется Святой. Измите злаго от вас самех (из среды вас) (1Кор.5,13). Твердое убо основание Божие стоит, имущее (имея) печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй (исповедующий) имя Господне (2Тим.2,19). 268. Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире и есть плодоносно и растимо (возрастает) (Кол.1,5-6) и что в Церкви христианской несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь: но всяческая и во всех Христос (Кол.3,11), Сущии от веры (верующие) благословятся с верным Авраамом (Гал.3,9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010