К живому и вместе глубокому пониманию этого предмета слово Божие дает нам следующее руководство через Апостола Павла: «Ужели вы не знаете, – пишет Апостол римским христианам, – что все мы, крестившиеся в Иисуса Христа, погружались в смерть Его. И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мертвых, так и мы ходили в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). И еще другим христианам пишет тот же Апостол: «Быв погребены с Ним (Христом) в крещении, в Нем и с Ним вы воздвигнуты верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:12 ). Мысль этих мест для тебя, друг мой, не очень ясна, не правда – ли? Потому надо нам хорошенько раскрыть эту апостольскую мысль, что в крещении мы погружались в смерть Господа Иисуса так, как будто (и действительно так в самой силе дела) мы были с Ним и погребены. Видишь-ли в чем дело, мой друг? Для нашего спасения или, если угодно, для достижения нами существенного нашего назначения надо в нас вырвать с корнем все духовно-безжизненное, противное истине, добру, все мятежное и нестройное, в чем нет отсвета благоволения Отца Небесного; а вместо этого надо насадить или открыть в нас начало всего доброго, истинного, жизненного, стройно-прекрасного, на чем явно отпечатлена и успокаивается отеческая любовь Божия. И вот для этого самого Тот, в Ком одном существенно почивает и сияет все благоволение и любовь Отца Небесного и в Ком, потому, самое существо и источник истины, добра, жизни, гармонии и красоты, словом – единородный и единосущный Сын Божий стал Сыном человеческим. Мало того: Он на себя же принял и вполне вынес на себе безмерную тягость нашего духовного безобразия и безжизненности, нашего зла и лжи, нашего несоответствия и противления любви Божией, как будто именно Он был виноват во всем этом, и именно поэтому Он пострадал и умер за нас. Но, и за всем этим, надо нас еще ввести в действительное и живое соучастие такой любви Божией и Христовой к нам грешным и погибающим (иначе, понимаешь сам, все дело Христово для нас было бы напрасно). Кому же это сделать, Кому, если не Духу самой этой любви Божией и Христовой, Духу Святому, в силе Которого и действует Божественная любовь, Духу истины и жизни, Утешителю всеблагостному? Благодать Св. Духа, в таинстве крещения, и совершает то, что мы внутренне входим или, по апостольскому выражению, «погружаемся» в дух и силу смерти за нас Господней, именно в эту безмерную любовь к нам Господа, по которой Он не только стал человеком ради нас, но и умер за нас. Вот в каком смысле мы, в крещении, умираем и погребаемся с Господом, за нас умершим и погребенным, так что из купели крещения выходим, как прошедшие дверью смерти Господа нашего, в Его воскресение, или как воскресение с Ним, воскресшим из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

На годичном собрании духовенства Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся с докладом. На годичном собрании духовенства Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий обратился к собравшимся с докладом. Братья-архипастыри, отцы благочинные, настоятели мужских монастырей и приходов, матушки настоятельницы женских обителей! Братья и сестры! Завершается 2010 год и мы сегодня собрались вместе, чтобы подвести итоги нашего епархиального служения и поговорить о дальнейшем развитии церковной деятельности. В Московской епархии, помимо ставропигиальных храмов и монастырей, насчитывается 1435 храмов, из которых: 574 полностью восстановлены, 306 – вновь построены, в стадии строительства находятся 170 храмов. За прошедший год в 27 храмах был совершен чин великого освящения. Приходам и монастырям Московской епархии принадлежит 264 часовни и 759 церковных домов. На 1130 приходах совершают свое служение 1380 клириков, из которых 1271 – в священническом сане и 109 – в диаконском. В отчетном году было совершено 56 священнических и 57 диаконских хиротоний. В этом году отошли ко Господу 6 священнослужителей, о которых мы, только что совершили заупокойную молитву. Почислены за штат с правом перехода в другую епархию 4 священнослужителя, принято в клир Московской епархии – 7, запрещено в священнослужении 16 клириков, почислено за штат по болезни – 7, извержен из сана один священнослужитель. Прежде, чем переходить к обзору внутрицерковной деятельности, считаю необходимым сказать о том, что с беспокойством и болью привлекает наше внимание. Выражая позицию Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Кирилл неоднократно высказывался в отношении недавно произошедших в Москве беспорядков. Церковь никогда не оставалась в стороне в годины бед и испытаний нашего народа. Она обращает Свою любовь и к эллину, и иудею, варвару и скифу (Кол. 3:11). Не нужно напоминать, что исторически в России мирно жили люди сотней национальностей и разных вер, сохраняя свою культурную идентичность. Так было и на нашей памяти, особенно в период Великой Отечественной войны, когда народы многонациональной страны вышли победителями и многие миллионы отдали свою жизнь, защищая священные рубежи своей родной страны.

http://pravmir.ru/moskovskaya-eparxiya-i...

протоиерей М. Вишневецкий Предисловие Всегда, а в настоящее время особенно, вследствие того, что появилось много тайных и явных врагов православной христианской религии, не только священнослужители, но и каждый член православной христианской Церкви, должны считать своей обязанностью защиту истин этой религии, которые получены от Самого Господа Иисуса Христа. Для этого, конечно, необходимо знание своей религии. О необходимости знания оснований своей религии говорит Святой Апостол Павел: «По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь; ибо я знаю в Кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим.1:12 ). Еще: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как ответить каждому» ( Кол.4:6 ). Св. Апост. Петр говорит так: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). При составлении настоящей книги мы имели в виду, прежде всего, законоучителей, которым приходится не только обучать истинам христианской религии, но и разрешать различные вопросы, касающиеся этих истин. Мы также имели в виду и светских образованных читателей, среди которых в настоящее время проявляется немалый интерес к религиозным вопросам. Предлагая только краткое положительное учение о главнейших истинах православной христианской религии, мы обращали особенное внимание на возражения, высказываемые в настоящее время со стороны неверующих, маловерующих и неправомыслящих по поводу этих истин. Мы старались, насколько возможно, показать несостоятельность этих возражений. Мы коснулись также многих вопросов, имеющих отношение к христианской религии, к которым в настоящее время замечается большой интерес в обществе и литературе: говорим о религиях, материализме, пантеизме, о духовности и бессмертии души человеческой, о свободе воли, о чудесах и т. д. О тех истинах нашей религии, на которые особенно сильно нападают неправомыслящие, мы говорим обстоятельнее и пространнее. В таких случаях мы ссылаемся на указания Слова Божия, на свидетельства Св. Предания, на очевидные доказательства здравого разума, на положительные данные естествознания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22887.html 15 ноября 2005 Архиепископ Афанасий (Евтич) Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru Протология и Эсхатология Св. Максима Исповедника – Опыт толкования 60-го Ответа Св. Максим Исповедник (580-662 г.) несомненно один из самых великих богословов, боговдохновенный Отец Православной Церкви. Особо же этот Святой подвижник и исповедник Евангелской истины, веры, жизни и мысли известен тем, что после Апостолов Иоанна и Павла, и потом Святителя Григория Богослова, глубже всех изожил основную богооткровенную истину, которую, следуя Апостолу Павлу (Рм.16, 25; Еф.1, 9; 3, 3.9; 5, 32; Кол.1, 26-27; 2, 2; 4,3 1Тим.З, 16), он называет Тайной Христа (τ μυστριν το Χρστο). Поэтому Максим известен как самый глубокий христологический и христоцентричный богослов. Для него, Таинство Христа – ключ и обяснение всего; этим таинством все в Божественном Откровении, и тем же самим в Христианстве, обосновывается и все объясняется. Как писал о. Георгии Флоровский: " Для преподобного Максима, Воплощение есть средоточие мирового бытия, – и не только в плане искупления, но и в изначальном миротворческом плане " (Восточные Отцы 5-8. веков, с. 200). И для Максима, нет другого обоснования и объяснения Тайны Христа кроме тайны Предвечного Великого Совета Пресвятой Троицы (Ис.9,6). Эта Тайна Христова для Св. Максима, Исповедника Христа Богочеловека, одновременно есть и тайна человека, его протологии и эсхатологии, т.е. тайна смысла творения и назначения человека и всей твари для вечного существования, для бессмертного благобытия и обожения со Христом и во Христе. Иными словами, Тайна Христова есть таинство вечного спасения человека и всего сотворенного, всего существующего. Поэтому у Св. Максима, в его глубинное христологическое и христоцентричное богословие, входит и содержится и антропология и сотериология.

http://religare.ru/2_22887_1_21.html

священник Владимир Зноско Скачать epub pdf Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     К читателю Памяти святых совершати Апостольская заповедь есть. Жития же их и подвиги списовати и во общую чтущим и послушающим предлагати пользу воистину хвально есть и спасительно. (Из жития святых). Имя блаженного старца иеросхимонаха Феофила настолько популярно среди киевлян и многих чад Православной Церкви, что, несмотря на пятидесятитрехлетнюю давность со дня его кончины, свято и благоговейно чтится в памяти всех близко знавших его. Правда, немного уже осталось свидетелей его иноческих подвигов, Христа ради юродства и духовной славы. Но и среди потомков этих людей сохраняется немало изустных преданий о Богоугодной жизни и даре прозорливости блаженного, слышанных ими из уст своих отцов и матерей. С лишним тридцать лет служил старец ярким светильником правды и Евангельской истины для всех православных христиан, и целое десятилетие являлся лучшим украшением иночества Киево-Печерской Лавры. Как великий учитель благочестия трудился он над улучшением нравов ближнего своего,  вразумляя и научая премудрости всякого человека, чтобы представить совершенным во Христе.  ( Кол.1, 28 ). Духовным оком, проникая в тайники человеческого сердца, блаженный Феофил видел многое. Видел, как бушует во мраке нашего невежества гордость, самообольщение, ненависть и кровавое насилие. Видел, как, погружаясь в этот страшный хаос бушующих страстей, в который не проникает ни один луч божественного света, люди забыли Бога и, пресыщаясь грехами, только по имени нарицаются христианами, делами же далеко отстоят от того... Да, многое видел старец Феофил и втайне болел за всех душой. И чтобы поддержать в нас упавший дух веры и любви к ближнему, он воспринял на себя высший подвиг христианского благочестия – Христа ради юродство и целую жизнь посвятил врачеванию нравственных недугов, грозно обличая своими притчами людей жестоких, несправедливых, забывающих Бога, и кротким внушением и лаской утешая и поощряя людей верующих и богобоязненных. Так  благоугодно Богу юродством, проповеди спасти верующих.  ( 1Кор. 1, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 1: гл. 9–10 (Ин.1:14–18)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1899. Т. 3. 10. С. 145–160 (1-я пагин.). (Продолжение) —145— высоцыи к тебе преидут, и тебе будут раби, и в след тебе поидут связани узами ручными 2424 , и поклонятся тебе, и в тебе помолятся, яко в тебе Бог есть, и 2425 несть Бог разве тебе ( Ис.45:14 ). Вот говорят, что и Бог в нем есть, не отделяя плоть от Слова, и с другой стороны утверждают, что нет другого Бога кроме Него, объединяя со Словом носимое (Им), как собственное Его, то есть храм от Девы, ибо Един из обоих Христос. ( Ин.1:14 ). И вселися в ны. Для нашей пользы Евангелист подробно изъясняет сказанное им и яснее раскрывает смысл своего рассуждения. Поскольку сказал, что плотью стало Слово Бога, то, дабы кто по великому невежеству своему не предположил, что Оно вышло из собственной своей природы и превратилось в плоть, претерпев то, что было (для Него) невозможно, ибо Божество чуждо всякого изменения и превращения во что-либо другое, в отношении образа бытия, – весьма хорошо Евангелист тотчас же присоединил, что и обитало в нас, дабы, разумея два обозначаемые предмета – того, кто обитает, и то, в чем обитание, – ты не подумал, что Оно (Слово) превратилось в плоть, но Оно только обитало во плоти, пользуясь, как собственным телом, воспринятым от Святой Девы храмов. В Нем вселилась вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ), как говорит Павел. Весьма, однако же благополезно утверждает, что обитало Слово в нас, открывая и здесь нам весьма глубокую тайну. Ведь все мы были во Христе, и общее —146— лицо человечества восходит к Его лицу 2426 , почему Он и назван последним Адамом , как обогащающий все к благополучию и славе общностью Своей природы (с людьми), подобно тому как и первый Адам – к тлению и бесславию ( 1Кор.15:47–49 ). Итак, во всех (нас) Слово обитало чрез Одного, дабы достоинство Одного нареченного (определенного) Сына Божия в силе по духу святыни ( Рим.1:4 ) переходило на все человечество, – таким образом и на нас благодаря Одному из нас простиралось сказанное: Аз рех: бози есте и сыны Вышняго вси ( Пс.81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тайноводственные поучения → Аудио Содержание Предисловие Поучение предогласительное, или Предисловие к огласительным поучениям святого отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского Огласительное поучение первое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, вводящее приступающих ко крещению, на слова Исаии пророка: омойтесь, очиститесь и проч. (Ис.1:16).] Огласительное поучение второе. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления о покаянии, отпущении грехов и о противнике, на слова Иезекииля: Правда праведного при нем и остается (Иез.18:20).] Огласительное поучение третье. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из Послания к Римлянам: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть и проч. (Рим.6:3–4).] Огласительное поучение четвертое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. (Кол.2:8)]. Огласительное поучение пятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о вере, на слова из Послания к Евреям: Вера же есть осуществление ожидаемого и проч. (Евр.11:1).] Огласительное поучение шестое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о единовластительстве Божием, на слова: Верую во единого Бога, и о ересях; также на слова Исаии: Умолкните предо Мною, острова; Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков и проч. (Ис.41:1; 45:16–17).] Огласительное поучение седьмое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова из Послания к Ефесянам: Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа и проч. (Еф.3:14).] Огласительное поучение восьмое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 22. О священничестве Христа Далее мы исследуем священничество Христа, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) приличествует ли Христу быть священником: 2) о приносимой этим священником жертве: 3) о следствии этого священничества: 4) относилось ли следствие Его священничества к Нему или же только к другим: 5) о вечности Его священничества: 6) можно ли называть Его «священником по чину Мельхиседека» . Раздел 1 Приличествует ли Христу быть священником? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествует быть священником. В самом деле, священник ниже ангела, в связи с чем читаем о том, что Господь показал «великого иерея, стоящего пред ангелом» ( Зах. 3, 1 ). Но Христос возвышеннее ангелов, согласно сказанному [в Писании]: «Будучи столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» ( Евр. 1, 4 ). Следовательно, Христу не приличествует быть священником. Возражение 2. Далее, вещи, о которых сказано в Ветхом Завете, являются образами Христа, согласно сказанному [в Писании]: «Это есть тень будущего, а тело – во Христе» ( Кол. 2, 17 ). Но Христос не произошел от священников Старого Закона, в связи с чем апостол говорит: «Известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина (о котором Моисей ничего не сказал относительно священства)» ( Евр. 7, 14 ). Следовательно, Христу не приличествует быть священником. Возражение 3. Далее, в Старом Законе, который является образом Христа, законодатели отличаются от священников; так, Господь говорит законодателю Моисею: «Возьми к себе Аарона, брата твоего, ...чтобы он был священником Мне» ( Исх. 28, 1 ). Но Христос есть законодатель Нового Закона, согласно сказанному [в Писании]: «Вложу закон Мой во внутренность их» (Мер. 31,33). Следовательно, Христу не приличествует быть священником. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что «мы имеем первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия» 307 ( Евр. 4, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Христианство Вечное, существенное, духовное достоинство наше заключается в том, что мы – христиане. Цена, которою приобретено нам это достоинство, бесценна. Говорит нам апостол: «Куплены бо есте ценою, превысшею всякой цены: дрожайшею Кровью Христовою. Прославите убо Бога в телесех и в душах ваших, яже суть Божия» ( 1Кор. 6, 19–20 ). Как за каждого из нас дана одна цена, то духовное достоинство каждого из нас равно. «Несть Еллин ни Иудей, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» ( Кол. 3, 11 ). «Велико ми есть, – сказал священномученник Петр Дамаскин , – яко нарекохся христианин и инок, якоже рекл еси, Господи, единому от раб Твоих, яко велико ти есть, яко наречеся на тебе имя Мое. Больше же ми есть сие, паче всех царствий земных и небесных, точию да не отлучен буду от наречения сладчайшего Имени Твоего». Это достоинство требует, чтоб мы благоговели к нему, чтоб по причине его мы благоговели к самим себе, как к сосудам, в которых хранится неоценимое и бесценное сокровище, как к храмам Божества. Мы должны тщательно охранять себя от всякого зла, как от унизительной для нас скверны, презирать все плотские преимущества, как ничтожные пред нашим духовным достоинством и несвойственные для него. Такова должна быть святая гордость естества обновленного , как сказал преподобный Исаия Отшельник: она да ограждает это естество от нравственного уничижения! Прекрасное, возвышенное природное свойство презрения ко греху превратилось в падшем естестве в презрение к ближним, в порочное самомнение, самолюбие и гордость. 4. 396–397 Христианства состояние Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар человекам – удаляется неприметным образом для невнимающих своему спасению из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия ; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтобы не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, т.к. милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись. 6. 761

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Христос и самарянка. Фреска женского исихастирия св. Иоанна Богослова в Суроти, Греция/ Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Ин. 4:23). Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмъ путь и истина и живот (Ин. 14:6). Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть (Ин. 17:17; Кол. 1:16). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог, это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого . Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1:16-17). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества . Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины . Он — Дух, от Отца исходящий .

http://pravoslavie.ru/35058.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010