Марта 9 ч. дня, проехали через Владимир не выходя из повозок, так торопились. А текстами этого дня были опять слова Апостола Павла: И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одно тело, и благодарны будьте ( Кол.3:15 ). Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца н Господа Иисуса Христа ( Еф.6:23 ). Извольте прочитать Филип. гл. 4, ст. 6 и 7, и вы увидите, в каком согласии с этим текстом Кол. гл. 3, ст. 15−17, сказано: Да владычествует в сердцах ваших мир Божий. Это значит: предайтесь миру Божьему, дабы правительствовал в ваших сердцах, и управлял их в священный союз любви, в котором вы пребывая, были бы одно тело Христово, то есть, единая церковь Его. И благодарны будьте,·– прибавляет Апостол. Мудрое наставление, основанное на глубоком знании сердца человеческого. И кто же может знать это сердце, как Бог знает его, потому что Бог больше сердца нашего, и знает все ( 1Ин.3:20 ), а Св. Апостолы имели ум Христов, и были научаемы Духом Божьим (1 Kop.2:9−16). Итак, с каким намерением Св. Павел, руководствуя первых к единению в союзе мира и любви, говорит притом: и благодарны будьте? Разные противности разливают горесть по стезям взаимных соотношений и между верными. Отсюда возмущение против правительствующего мира Божия в сердце, а за этим что следует обыкновенно, о том горестно помышлять и говорить. Теперь видите ли мысль Духа Божия в словах Апостола? Благодарением услаждается все, огорчаемое противностями, благодарением погашается пламя вспыхнувшего самолюбия. Итак, учитесь быть благодарными и пред Богом, и друг пред другом. «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать» – говорил праведный Иов жене своей ( Иов.2:10 ). Видите, как в душе его чувствование настоящих скорбей и злостраданий было умеряемо и укрощаемо воспоминаниями о прошедших радостях жизни, как о милостях Божьих? «Но любящим Бога все споспешествует ко благу – провозглашает Апостол Павел, – посему они и Бога благодарят за все («Слава Богу о всем» – любил восклицать Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Он говорит: умертвите земные члены ваши (Кол 3, 5). Итак, прежде рассмотрения прочего исследуем, что такое члены, которые он заповедует умерщвлять. Блаженный апостол этой заповедью побуждает нас не руки или ноги, или детородные члены отсекать, но тело греха, которое также состоит из членов, как можно скорее разрушать ревностью к совершенной святости, о каковом теле он в другом месте говорит: да упразднится тел о греховное (Рим 6, 6). От него с плачем просит освободить его, говоря: бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим 7, 24). глава 2 О теле греха и членах его Итак, это тело греха состоит из многих членов — пороков, к его части относится всякий грех, совершенный делом, или словом, или помышлением, члены которого правильно называются земными. Ибо те, которые пользуются их услужением, не могут истинно исповедать: наше же жительство — на небесах (Флп 3, 20). Итак, в этом месте апостол, описывая члены этого тела, говорит: умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть , злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол 3, 5). Итак, на первом месте он поставил блуд, который совершается плотским совокуплением. А второй член он назвал нечистотою, которая, без всякого прикосновения к женщине, иногда случается во время сна или и во время бодрствования по беспечности неосмотрительного ума, и потому замечается и запрещается в законе Моисеевом, который всем нечистым не только не позволил есть священное мясо, но и повелел отлучать из среды лагерей, чтобы прикосновением своим не осквернили святыни, говоря: если какая душа (т. е. человек), имея на себе нечистоту, прикоснувшись к чему–нибудь нечистому, будет есть мясо мирной жертвы Господней, то истребится душа та из народа своего (Лев 7, 20, 21), и во Второзаконии говорится: если у тебя будет кто нечист от случившегося (ему) ночью, то он должен выйти вон из стана и не входить в стан, а при наступлении вечера должен омыть (тело свое) водою, и по захождении солнца может войти в стан (Втор 23, 10, 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

«По преданию человеческому». Под преданием человеческим разумеется учение, не основанное на учении Божественном, учение вымышленное человеками, или вновь вымышляемое и передаваемое от одних к другим 31 . Из содержания послания к Колоссянам ( Кол.2:10,15,18 ), можно заключать, что Апостол имел в виду какое нибудь таинственное, или справедливее, – мечтательное учение о душах, будто посредствующих между Богом и человеками. К этому же человеческому преданию можно отнести и множество иудейских преданий, которые так сильно обличает Иисус Христос в Евангелии ( Мф.15:56; 23:16–25 ; Мк.7:3–13 ; Лк.11:38–42 ). «По стихиям мира». Под стихиями или вещественными началами мира разумеется закон Моисеев и преимущественно закон обрядовый, который дан был Евреям, соответственно их детскому возрасту в духовной жизни для того, чтобы он, как пестун или детоводитель, постепенно приготовлял их к ожидаемому лучшему состоянию, т.-е. к обновлению чрез веру в Иисуса Христа; и потому, по пришествии Иисуса Христа, для верующих в Него этот закон обрядов, как начальное обучение, бывшее годным для детей, стал ненужным. Так учит, апостол Павел в послании к Галатам: «мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. Но когда пришла полнота времени, – Бог послал Сына Своего (единородного), который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» ( Гал.4:3–5 ). «Таким образом закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя (не под пестуном); ибо все вы сыны Божии по вере в Иисуса Христа» ( Гал.3:24–26 ). Так Апостол учит, что этот пестун, или эти стихии мира уже более не нужны для верующих в Иисуса Христа; а между тем иудействующие учители доказывали, что и для христиан необходимо соблюдать обрядовые предписания Моисеева закона, и с этим законом соединяли свои произвольные и суеверные правила. ( Кол.2:20–23 ), основанные на человеческом предании, которые были противны духу Моисеева закона, и потому так строго были обличаемы Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Сама Божественная Любовь , о Которой сказано: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Бог есть Любовь – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: «да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:22 ). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью » . Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... хотя в Них нет счета, как учат святые Отцы. Обратите внимание на следующий библейский стих: «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» ( Кол.2:2 ). Некоторые считают, что счет в Лицах есть, так как сказано: «…Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин.4:28 ). Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ), и другие тексты: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), и следующий стих: «Я не один, но Я и Отец» ( Ин.8:16 ). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существует, подтверждают и показывают два следующих текста: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин.14:9 ); и другой текст: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Об отсутствии счета в Лицах Святой Троицы (111) святой Иларий пишет: «Если мы допустим сотоварищество – то есть множественность, – мы исключим идею единичности и одиночества» . Святитель Амвросий добавляет: «Когда мы говорим, что Бог один, то единство исключает множественность богов и не предполагает количества в Боге» . То есть схема: 111 – недопустима; схема: 1-й, 2-й, 3-й – еще более недопустима. Приемлемо только: 1=3 или 3=1.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Человеку невозможно устранить страстные воспоминания, если он не приложит попечения о желательном и яростном [началах своей души]: первое ему следует истощать постом, бдением и сном на голой земле, а второе умерять долготерпением, прощением обид и милостыней. Из этих двух страстей образуются почти все бесовские помыслы, которые ввергают ум " в бедствие и пагубу " (1Тим.6:9). Никто не может одолеть эти страсти, если не пренебрежет он яствами, богатством и славой [мирской], а также если не пренебрежет он телом, ибо бесы часто пытаются нанести [свои] удары по нему. Необходимо подражать тем, которые, подвергаясь опасности на море от сильных ветров и вздымающихся волн, выбрасывают [за борт лишние] вещи. Однако, делая это, следует бдить, чтобы не быть на виду у людей, ибо иначе можно потерпеть более страшное, чем прежнее, кораблекрушение, попав под встречный ветер тщеславия. Поэтому и Господь наш, воспитывая ум - кормчего [нашего], говорит: " Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного " (Мф.6:1). Также: " Когда молишься, не будь как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою " (Мф.6:5). И еще: " Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою " (Мф.6:16). Но здесь следует внимать Врачу душ: как он посредством милостыни исцеляет яростное [начало души], посредством молитвы очищает ум, а желательное [начало души] изнуряет постом. Из этого и образуется новый человек, " который обновляется... по образу Создавшего его " (Кол.3:10), в котором, вследствие бесстрастия, " нет мужеского пола, ни женского " (Гал.3:28) и в котором, благодаря единой вере и любви, " нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос " (Кол.3:11). 4. Значение памяти в сновидениях

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/735/...

Это является подтверждением его свободы от всякой необходимости и доказательством того, что в кафоличности православного богословия могут достичь спасения все» 16 . Молитва за мир, которую имели святые, и есть практическое выражение этого богословия. Будем ли мы по мере сил приближаться к такой любви, которая возвышает нас до созерцания новой реальности, где, по словам Апостола,  всяческая и во всех Христос  ( Кол.3:11 ), или нам будет достаточно нашей маленькой, частной любви, ограничивающей наш мир нашим родным домом? Сможем ли мы вместить в себя ту реальность, которую Воплотившийся Бог принес на землю и стать новыми людьми,  по образу Создавшего  нас Бога ( Кол.3:10 ), или же мы обречем себя на жизнь осужденных на смерть животных? Изберем ли мы своим главным жизненным ориентиром ту  страну живых  ( Пс.114:8 ), к которой направлено все наше земное странствование, или решим, что наша истинная жизнь совершается здесь, в этой «стране мертвых»? 17 Святые  говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то  земное отечество,  из которого вышли, то имели бы время возвратиться  — обустроить, «возродить», спасти его.  Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город  ( Евр.11:13-16 ). http://bogoslov.ru Примечания: 1 Аристотель.  Эвдемова этика , 1242a. 2 Старец Иосиф Ватопедский .  Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве.  Богородице-Сергиева Пустынь, 2005. С. 386. 3 Монах Диодор (Ларионов),  «В МИРЕ, НО НЕ ОТ МИРА»: К вопросу о богословии «социального служения». 4 Contr. Cels. VIII, 75. Перевод фразы — прот. Георгия Флоровского ( Антиномии христианской истории ). — Ред. 5 Св. Григорий Богослов .  Слово 6.  PG 35, 729A. Ср. рус. пер.:  Творения.  Москва: «Сибирская Благозвонница», 2007. Т. 1, с. 128. 6 Флоровский Г., прот.  Империя и пустыня. Антиномии христианской истории  //  Догмат и история.

http://azbyka.ru/pro-domo-sua-neskolko-s...

19, 10–11). А какой должен быть образ готовности сей, это разъясняет Моисей, так говоря: три дня, сказано, не прикасайтесь к женам (ст. 15). Ясно утверждал он также, что должно было омыть и самые одежды. Но когда говорится, что должно удаляться от супружеского ложа и сообщения с женами, то чрез это весьма ясно знаменуется умерщвление плотских удовольствий; а когда говорится, что должно очищать и самые одежды, то в сем написуется нам как бы очищение водою, а очевидно также и Духом, избавляющим от скверн. Ибо так пишет блаженный Павел: восхотевшие мудрствовать угодное Христу и ходящие Духом распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24; сн.: Рим. 8, 1; Кол. 3, 2), и умерщвляют земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть (Кол. 3,5). А светлою одеждою для себя они делают ниспосылаемую свыше благодать, или даже и самого Еммануила; потому что облекитесь, говорит Апостол, в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13, 14). Но это повелел делать тогдашним людям Моисей. Послушаем же мы также и самого закона, гадательно проповедующего угодное Христу, очищение водою и умерщвление плотских похотей. Ибо закон повелел оскверненным очищаться водою, для чистоты плоти, а также предписал высылать изливающего семя, как нечистого, из стана (Чис. 5, 2), порицая, как я думаю, порок невоздержания и объявляя скверным удовольствие плоти. Посему и мы, оправданные во Христе и освященные Духом, получили повеление ненавидеть даже и одежду плоти оскверненную. Итак, закон есть предуготовитель, и красоту дарований Христовых предобъявляет нам как бы еще в грубых образах. Но рассмотрим однако и самый образ явления. Сказано, на третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный (Исх. 19, 16); потому что пришел, как я сказал, и сошел с небес Единородный; не в первое время и не в начале века сего, а также и не во второе или среднее время; но как бы в третие и последнее и как бы утром и в начале дня, то есть уже по отгнании мысленной тьмы, присущей нам и как бы по прошествии ночи и исчезновении мрака.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

23 . Теперь обратимся к упомянутым нами пророческим указаниям. Распят был Господь, ты имеешь на это свидетельства. Видишь место Голгофы и как соглашающийся взываешь с похвалой. Смотри, чтобы не отречься сего когда-либо во время гонения. Не только в мирное время увеселяйся Крестом, но и во время гонения ту же имей веру в него. Не будь другом Иисуса во время мира, а во время брани врагом Его. Ты получаешь теперь прощение грехов твоих и царские награды духовного дара. Когда наступит война, мужественно подвизайся за Царя своего; Иисус, будучи без греха, распят за тебя: не распнешься ли и ты для Того, Который распят за тебя? Не дар даешь, ибо ты прежде получил от Него, но воздаешь за дар, воздавая должное Тому, Который на Голгофе распят за тебя. Голгофа означает «лобное место». И не пророчески ли кто-нибудь наименовал Голгофой то место, на котором истинная глава Христос претерпел Крест, как говорит апостол: Сын есть образ Бога невидимого, и немного после: и Он есть глава тела Церкви ( Кол.1:15, 18 )? В другом месте: всякому мужу глава Христос (ср. 1Кор.11:3 ); и еще: (Он)... глава всякого начальства и власти ( Кол.2:10 ). Эта глава пострадала на лобном месте. Как знаменательно это пророческое наименование! Кажется, само имя убеждает тебя и говорить: не смотри на Распятого как на простого человека; распятая глава есть глава всякой власти, глава, имеющая Отца. Ибо глава мужу Христос, глава же Христу Бог ( 1Кор.11:3 ). 24 . Итак, Христос за нас распят, быв судим в ночи, когда был холод, и потому разложены были горящие дрова. Распят Он в третий час: В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (ср. Мф.27:45 ), а от девятого опять свет. Исследуем, не написано ли и об этом? Захария говорит на это: И будет в тот день: не станет света, светила удалятся ( Зах.14:6 ). Зима была, потому Петр грелся. День этот будет... ведомый только Господу ( Зах.14:7 ). Что же? Других дней не знает Он? Много дней; но этот день есть день страдания Господня; день, который сотворил Господь. День этот будет... ведомый только Господу, и не день и не ночь (ср. Зах.14:7 ). Что за загадка, которую предлагает пророк: день этот не есть ни день, ни ночь? Как же назовем его? Изъясняет Евангелие, повествуя об этом событии. Не был это день: ибо солнце не равно светило от восхода до захождения своего, но от часа шестого до часа девятого среди дня была тьма. Середину дня занимала тьма; а тьму Бог назвал ночью. Посему день этот не был ни день, ни ночь: ибо не во все продолжение его был свет, чтобы можно было назвать его днем; и не во все продолжение была тьма, чтобы назвать ночью: но после девятого часа взошло солнце. И об этом предсказал пророк; ибо, сказавши: и не день и не ночь, присовокупил: и при вечере будет свет ( Зах.14:7 ). Видишь точность пророческую, видишь истину того, что написано?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

79 . Что это за бегство? Конечно, не стопами телесными, потому что стопы принадлежность тела; когда они бегут, они бегут по земле и переходят с места на место. Мы будем спасаться бегством не на кораблях, или колесницах, или конях, которые запутываются и падают, но мы побежим духом, и очами, и внутренними стопами. Приучим наши глаза видеть светлое и ясное, созерцать лик воздержания и умеренности и все добродетели, в каковых нет ничего грязного, ничего мрачного и искаженного. И пусть каждый исследует себя и свою совесть, пусть он очищает свой взор, чтобы не было в нем ничего низменного, ведь то, что видимо, должно быть созвучно тому, кто видит, потому что Бог восхотел, чтобы мы были подобными образу Сына Его ( Рим.8:29 ). Итак, нам понятно, что благо это недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем... ведь и мы Его род ( Деян.17:28 ), как предполагал апостол о язычниках 233 . Само благо, которое мы ищем, единственное благо, ведь никто не благ, как только один Бог ( Мк.10:18 ) 234 . Вот тот взор, который созерцает эту великую и истинную красоту. Лишь здоровый и полный сил взгляд может смотреть на солнце, так и благо может увидеть лишь благая душа. Итак, пусть явится благим, кто хочет увидеть Господа и то, что благо. Давайте уподобимся этому благу и, следуя ему, будем совершать то, что благо. А благо – это то, что превыше всякого действия, превыше всякого ума и разумения Оно то, что всегда пребывает, и к Нему все обращено, в Нем обитает вся полнота Божества ( Кол.2:9 ), и через Него все примиряется в Нем. и, чтобы мы лучше определили, что является благом, скажем, что жизнь является благом, потому что Он всегда пребывает, давая жизнь и бытие всем, потому что источник жизни всех – Христос, о Котором говорит пророк: Под тенью Его мы будем жить ( Плч.4:20 ), теперь же жизнь наша 235 сокрыта со Христом. Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе ( Кол.3:3–4 ). Поэтому не будем бояться смерти, ибо она отдых для тела, а для души или свобода, или отпущение. Не будем страшиться того, кто плоть может убить, а душу не может 236 , потому что мы не боимся того, кто может унести одежду, не боимся того, кто может украсть наши вещи, а нас украсть не может. Итак, мы – души, если мы хотим быть евреями из спутников Иакова 237 , то есть подражателями его. Мы – души, а наши члены – покровы. Эти одежды мы должны хранить, чтобы они не порвались, не обветшали, но тот, кто ими пользуется, должен лучше беречь и хранить себя самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В ветхом завете не было изображений Божества, подобных христианским изображениям. Бог не открывался целому еврейскому народу, вследствие склонности этого народа к идолослужению, в каком-либо телесном образе, а потому невозможно было и изображение Божества. Тайна о Св. Троице также не была открыта в ясном свете. Во время законодательства на Синае Бог явил Свое присутствие этому народу не в определенном образе, а в пламени, дыме, громах и молниях, так что народ в страхе отступил от горы и стал вдали ( Исх. 19:16–17 ; Втор. 4:10–12 ). Но и страх мало действовал на этот чувственный народ. Вскоре после синайского богооткровения евреи слили себе золотого тельца и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской ( Исх. 32:4 ), и потом часто отступали от единого Бога. Моисей, напоминая евреям о явлении Бога при даровании законов, говорил им: твердо держите в душах ваших, что не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор. 4:15–16 ), т. е., чтобы вообще не стали представлять Его подобным человеку. Вместо изображения лица Божия дано было евреям изображение имени Божия ( Исх. 28:36–38 ; Прит. Сол. 18:24) 713 ). Но во времена новозаветные в лице Иисуса Христа Бог явися во плоти ( 1Тим. 3:16 ; сн. Кол. 2:9 ), обитало и жило с нами Слово ипостасное, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца ( Иоан. 1:14 ). Будучи сиянием славы и образом ипостаси Отца ( Евр. 1:3 ), Он показал в Себе и образ Отца, Бога невидимого ( Кол. 1:15 ; 2Кор. 4:4 ). Видевый Мене, виде Отца, говорил Он ап. Филиппу ( Иоан. 14:9 ). Равно и Дух Святой открылся, когда нисшел на И. Христа при крещении телесным образом, яко голубь ( Лук. 3:22 ), и на апостолов – в виде как бы огненных языков ( Деян. 2:3 ). Такие откровения и явления Бога людям в новом завете самым делом показали, что настало время чтить Его и чрез иконы и изображения, что люди настолько духовно созрели, что для них изображение Божества в определенных образах, в каких Он открылся, не послужит поводом и основанием к сближению единого Бога, троичного в лицах, с богами языческими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010