Эта мистерия, точнее, мистагогия: рождение новых сынов Божиих, «христованных – помазанных» Духом Святым подобно Помазаннику Божиему Христу. Это происходит потому, что всё вершится благодатью и действием Животворящего Духа Божия: «Это (нас Дух Святой) преображает; Он не даёт нам сообразоваться веку сему; Он – Творец такого христоподобного творения» 840 . «Божественная благодать Духа Святого, – добавляет святой Златоуст, – входя (в верных), пересоздаёт и преображает души, и делает их другими (иными), чем они были» 841 . Поэтому жизнь Церкви во Христе, дарованная и управляемая Духом Святым, – поистине «новая жизнь, совершенно изменённая ( ξηλλαγμνη) жизнь " 842 , жизнь, преображённая преображением от славы в славу, как от Господня Духа ( 2Кор. 3:18 ) 843 . 2 . Новая жизнь Церкви, по апостолу, – жизнь Христа в нас и нас во Христе. Верные прежде сораспинаются Христу ( Гал. 2:19, 5:14 ), умирают для греха и страстей, а затем воскресают с Христом в новую жизнь и тогда живут для Бога во Христе Иисусе ( Рим. 6:11 ). Ибо вы умерли, – говорит апостол, – и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол. 3:3 ). Парадоксально, но истинно, что только если мы умрём со Христом, только тогда жить будем с Ним ( Рим. 6:8 ; 2Тим. 2:11 ). И это не просто аскетический канон (правило), но мистический и онтологический закон новой жизни, закон самого нового бытия и нового образа существования в Церкви 844 . Это закон Духа жизни во Христе Иисусе, который освободил нас от закона греха и смерти ( Рим. 8:2 ) 845 . И значит, эта новая жизнь Церкви есть жизнь, которая берёт начало от Креста, Смерти и Воскресения Спасителя Христа 846 , и поэтому в этой жизни всё от Христа, от Него, Распятого, и во Христе, в Нём Воскресшем ( 1Кор. 2:2 ; 2Кор. 5:15 ; Фил. 3:10 ). Поэтому совершенно уместно замечает святой Златоуст: «Если бы кто-то испытал жизнь христианина, то нашёл бы, что его жизнь – Христос» ( Гал. 2:20 ; Фил. 1:21 ) 847 , как свидетельствует и сам апостол Павел: Когда же явится Христос, жизнь ваша ( Кол. 3:4 ; Фил. 1:21 ; 1Ин. 51:20 ) 848 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   «До воплощения Бога,— благовествует святой Златоуст,— существовал разлом, расселина, пропасть между небом и землей, но Господь Своим воплощением соединил небесный мир с земным и стал их общим Главой». «Воплотившись, Господь соединил Собой небо и землю, сочетав духовное, невидимое с вещественным, видимым, и созданную природу явив единой». Сочетав Собою всё, Господь Христос явился средоточием (центром, ντρον), вокруг которого обращаются все существа и вообще все создания. Воплощенный Господь связал воедино природу ангельскую и человеческую; Он — главное основание, «основа всех основ». С воплощением Бога миру дается новый центр: Бого-центр — вокруг которого обращаются все существа и всё вещественное, осуществляя Божий совет о мире.    В воплощении Слова открылась Божия тайна, дотоле сокрытая в Боге (см. 1Кор.2:7; Кол.2:2—3), неведомая для всех существ — от Ангела до человека и от человека до червя (см. Еф.3:10—11). «В тайне Христовой — тайна Божия». Когда великий апостол говорит:« тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» (Кол.1:26), — то подразумевает тайну Христову (т το Χρστο μυστριον). Очевидно, что эта тайна заключается в невыразимом и непостижимом ипостасном соединении Божества и человечества. Приводя апостольские слова (см. Еф.3:10—12), святой Кирилл Александрийский говорит, что тайна Христова есть воистину премудрость Божественная и отнюдь не человеческая; Божественная премудрость, сокровенная в неизреченных и непостижимых глубинах. Поэтому ее нельзя постигнуть никаким умом, но она открывается вере простой и непытливой.    Только Дух Святой вводит в море превечного знания (ведения) и Христовой премудрости. В воплощении Бога открыта предвечная Божия тайна о спасении мира (см. 1Пет.1:19—20; Деян.2:23, 4:27—28), о спасении, которое достигается освящением, святостью (см. Еф.1:4; 2Фес.2:13; 2Тим.1:9). Боговоплощением совершено домостроительство спасения. Собственно говоря, в Боговоплощении раскрыты и сущность, и путь, и средство спасения человека и мира от греха, зла и смерти. В нем заключены и весь замысел спасения, и все средства, и все пути человека к Богу, твари к Творцу, блудного сына к Отцу. В Богочеловеке преподан самым подлинным образом осуществленный божественный идеал человеческой личности; в Богочеловеческом организме, в Церкви, представлен наиболее реально свершившийся божественный идеал святого, благодатного общества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мне кажется даже, что это - последнее из всех его посланий, как это можно усматривать из сказанного в конце: аз убо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста (2Тим.4:6). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме. И послание к Филимону есть также одно из последних, как написанное Павлом в глубокой старости, о чем говорит в сем послании: якоже Павел старец, ныне же и узник Иисуса Христа (Филим.9), но послание к Филимону написано прежде послания к Колоссянам, что опять видно из того, что сказано в конце сего последнего послания: вся скажет вам Тихик, егоже послах с Онисимом верным и возлюбленным братом (Кол.4:7-9). Сей же Онисим есть тот самый, о котором написано послание к Филимону. Это даказывается именем Архиппа, на которого в послании к Филимону апостол возложил труд ходотайствовать за Онисима и которого, в послании к Колоссянам, он поощряет сими словами: рцыте Архиппу, блюди служение, еже приял еси, да довериши е (Кол.4:17) " - (И.Златоуст. Толк. посл. к Римл. Предисловие). Таким образом, в представленном обозрении Иоанн Златоуст делает только общее распределение посланий как написанных 1) до прибытия апостола Павла в Рим и 2) в самом Риме, не устанавливая строгого последовательного порядка их написания и некоторые послания опуская. На основании сего общего обозрения Павловых посланий и некоторых еще других соображений, и присоединяя сюда и все остальные послания апостола Павла, бл. Феодорит размещает их по времени написания в таком порядке: 1) Послание к Фессалоникийцам первое; 2) Послание к Фессалоникийцам второе; 3) Послание к Коринфянам первое; 4) Послание к Коринфянам второе; 5) Послание к Тимофею первое; 6) Послание к Титу; 7) Послание к Римлянам; 8) Послание к Галатам; 9) Послание к Филиппийцам; 10) Послание к Филимону; 11) Послание к Ефесеям; 12) Послание к Колоссянам; 13) Послание к Евреям; 14) Послание к Тимофею второе. " Послание к Римлянам поставлено на первом месте не по времени написания, а потому, что оно заключает в себе наиболее разнообразное учение и наиболее научает точности догматов " (Феодорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

868. Созомен. Церк. ист. IX, 17. 869. Иероним. Против Вигилянция, гл. 5. 870. См. месяцеслов 9 сент., 9 мая. 17 дек., 20 авг. и др. 871. Созомен. Церк. ист. II, 3. 872. Кол. 2. 18. Феодорит на Кол. 2. 18. 873. Лаод. Соб. Пр. 35. 874. Иоанн Златоуст. Бес. о муч. 49. Ср. например Злат. Бес. о Дросиде, о Варлааме. См. выше, стр. 174. 875. Сидоний Апол. Кн. 5, пис. 17. 876. Иоанн Златоуст. Бес. о Ювент. Мч. Вавиле тогда в Антиохии праздновали 23 сент. Болотов, Следы месяцесл. 187. 877. Феодорит, Слово о муч., 8. 878. Иоанн Златоуст. Бес. о Маккав. 44. 49. 879. Августин. Слово о Маккав. 109. 880. Там же. 881. Bingham, Prug. XX, 158. 882. Transtiberina prius solvit sacra pervigil sacerdos,//Mox huc reccurit duplicatque vota. (После бдения святитель совершает за Тибром священнодействие. Потом быстро устремляется сюда и повторяет службу.) Prudentius, Perist. XII, 2. 883. Лев I папа, Слово 84 (81). 884. Иоанн Златоуст. Похвальное слово (γκμιον) святым всем, в целом мире пострадавшим. Migne. Patr. s. gr. 50. col. 706. 885. См. выше стр. 129. 886. Августин. Слово о словах апостольск., 17. Bingham, Orig. XX, 145. 887. Апостольские Постановления V, 30. 888. Апостольские Постановления VIII, 42. 889. Амвросий. О кончине Феодосия, гл. 3. 890. Lubker, Reallexicon des classisch. Alterthums, 1877. p. 186. 891. Августин. На Быт. вопр. 172. 892. По свидетельству Феодора, чтеца в Vita Theodosii. Funk Didascalia et Const. Ap. 553. 893. Ефрем Сир. Tesam., ed Assemani II, 401. 894. О 3, 9 и 40 дне Исидор Пелус. Ер. 114ю Юстиниан, Novella 133 c. 3. Иоанн Дамаскин, Oratio de fidelibus defunctis c. 15. 22. Eustaphius apud Photius Bibl. cod. 179. О 40 дне кроме того — Лавсаик, гл. 26, Феодор Чтец, Vita Theodosii, ed. Usener 1890, p. 22. Дни 7 и 30 в сакраментарии папы Геласия (Migne, Patrol. s. I. 74, col. 1242). о годовом дне уже Тертуллиан: О венце воина 3. О единобрачии 10, об увещании к чистоте 11. Funk, там же. 895. Созомен. Церк. ист. VI, 2. 896. Евсевий. Церк. ист. X, 9. =Евсевий. Жизнь Конст. II, 19.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкования на Еф., Фил., Кол. В первую книгу одиннадцатого тома собрания творений свт. Иоанна Златоуста вошли : Толкования на Послания к Ефесянам, Филиппийцам и Колоссянам. ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ТОМ ОДИННАДЦАТЫЙ КНИГА ПЕРВАЯ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ   Набор и обработка текста Юрия и Юлии Кобыльник, Наталии Бурда, Тернополь.   ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ ПРЕДИСЛОВИЕ БЕСЕДА 1 на Еф. 1:1–2. Что требуется для святости. — Благость — источник благодати. БЕСЕДА 2 на Еф. 1:11–14. Почему проповедь называется благовествованием спасения. — Грех не есть дело необходимости. — Добродетель согласна с природой, а порок противоположен природе. — Клятвы не нужны. — Лихоимство бесполезно. БЕСЕДА 3 на Еф. 1:15–20. На какую высоту Господь возвел человека. — Лишение царства небесного хуже геенны. — Как и в какое время нужно приступать к причащению Тела Христова. БЕСЕДА 4 на Еф. 2:1–3. Опровержение манихеев. — Без милосердия нельзя войти в царство небесное. БЕСЕДА 5 на Еф. 2:11–12. Что значит мудрование плотское. БЕСЕДА 6 на Еф. 2:17–22. О доблестях ап. Павла. БЕСЕДА 7 на Еф. 3:8–11. Обилие смиренномудрия ап. Павла. — Как должно любить врагов. БЕСЕДА 8 на Еф. 4:1. Быть узником за Христа славнее сидения одесную Его. — Страдание за Христа выше всех благ. — О страже темницы, в которую заключен был Павел. — Почему попустил Бог погибнуть тем, которые стерегли Петра в темнице. — Оковы и страдания послужили к прославлению Павла. — Против одержимых жадностью и любостяжанием. — О трех отроках. БЕСЕДА 9 на Еф. 4:1–4. Высокое достоинство Павла, выходящего из темницы. — Что значит достойно ходить звания. — О любви. — Таинственность — следствие охлаждения любви. БЕСЕДА 10 на Еф. 4:4. Губительность тщеславия. БЕСЕДА 11 на Еф. 4:4–7. Почему в церкви один получает больше, а другой — меньше. — Смирение необходимо для единства тела церкви. — Епископ поставлен для научения словом. — Производить разделения в церкви — не меньшее зло, чем впадать в ереси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О возлюбленнем) ( Мф.3:17 ). Не прилагается более ничего: один Возлюбленный, для Которого, и через Которого облагодати нас. И мы поэтому возлюблены, но по милосердию. По себе мы бедны, во Христе блаженны. Еф.1:7 . Избавление πολτωσιν) искупление, оставление. Цена внесена, и подается оставление долгов. Не туне для правосудия Божьего, но по богатству благодати, по отношению к нам ( Рим. 5:21 ). По богатству благодати) Мысль о избавлении Кровью Христовой вдруг открывает представление преизобильной благодати, высочайшей милости. Понятие о благодати господствует в этом послании. Еф.1:8 . Преумножил) богатство благодати преумноженное. Выражение обилием своим показывает неизреченное богатство. Во всяцей премудрости и разуме) σοφα и φóνησις (благоразумие), мудрость и предусмотрительность в познаниях и действиях. Таковые дары подает благодать, возводящая нас к высшему совершенству духовному. Можно также разуметь: с величайшею мудростью преумножил, по премудрому совету ( Рим.11:33 ). Златоуст находит здесь оба понятия. То и другое − величайшее обилие сил, во Христе нам дарованных. Б.) О соединении всех под главою Христом ( Еф.1:9–14 ). Обилие этой премудрой благодати, преимущественно видно в открытой нам тайне всеблагой воли Божьей ( Еф.1:9 ). Еф.1:9 . Сказав) Так обильна благодать, что стремлением своим как бы вынесла к нам тайну Божью. Тайну воли Своей) Она же тайна Христова ( Еф.3:4 ) благовествования ( Еф.6:19 ), неисследованное богатство Христово ( Еф.3:8 ), многоразличная премудрость Божья ( Еф.3:10 ). Тайна Бога и Отца и Христа ( Кол. 2:2 ), предвечное определение. В Нем) в Себе или в Нем − Христе. а) Соединение небесного и земного, под Главою − Христом ( Еф.1:10 ). Бог положил в Свое время соединить все под Главою Христом: небесное и земное, ангелов и людей. Еф.1:10 . В смотрение) οχονομα домостроительство, образ действования и учреждения чего-либо нового. «Дабы явить это новое устройство. Называет экономией, ибо в этом видны премудрые средства для спасения человека, который не мог спастись ни законом, ни пророками, ни ангелами» (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

1 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140. 2 О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398. 3 Булгаковский Д., священник Молитва – царица добродетелей. СПб., 1893. С. 4. 4 Остроумов С., протоиерей. Жить – любви служить. М., 1900. С. 53. 5 Размышление о молитве Господней. «Христиан-ское Чтение» (Дальше: «Хр. Чт.»). 1822. Ч. 6. С. 340. 6 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против аномеев VII. СПб., 1895. С. 557. 7 Мф. 14:23; 26, 36—45; 27, 46; Лк. 2:42; 5, 16; 6, 12, 22, 41—42; Евр. 5:7. 8 Мф. 26:41; Лк. 21:36. 9 Мф. 6:9. 10 Еф. 6:18; Фил. 4:6; Кол. 4, 2 и др. 11 Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 233. 12 Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послания и слова. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 337 13 Там же. С. 349. 14 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве 1. СПб., 1896. С. 831. 15 Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу и истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1889. С. 149 (преподобный Иоанн Лествичник). (Дальше: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении); «Хр. Чт.» 1829. Ч. 34. С. 17 (святитель Иоанн Златоуст). 16 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев V. СПб., 1895. С. 532. 17 Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 1. Против Аномеев VII. СПб., 1895. С. 558. Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 3. Сл. 64. М., 1849. С. 285. Григорий Нисский, святитель. Творения. Ч. 1. О молитве. Слово 1. М., 1861. С. 384—385. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Сл. 28. Гл. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 232. 18 Письма о христианской жизни. СПб., 1880. С. 361. 19 Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 57. 20 Письма о христианской жизни. Указ. изд. С. 361. 21 Цит. по книге: Схимонах Иларион. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников. Баталпашинск, 1910. С. 19.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3553...

3. Богословский вестник. 1900. Т.3. Ноябрь. С.543. 4. См.: Рим.12:4-5; 1Кор.6:15; 10:17; 12:13,27; Еф.1:23; 4:4,12,16,25; 5:23,30; Кол.1:18,24; 2:19; 3:15. 5. Творения блж. Феодорита, епископа Кирского. Ч.7. М, 1861. С.134. 6. Беседа на Посл. к Еф. (11:1). - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., 1905. Т.11. Кн.1. С.96. 7. Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С.289. - Прим. изд. 8. Ср.: Филад. XI,2; Смирн. XII,1. - Там же. С.301,306. См.: P. Battifol. L " eglise naissante et le catholicisme. P. 1909. P.168-169. 9. Гл.8-9. - Библиотека творений святых отцов и учителей Церкви западной, издаваемая при Киевской духовной академии. Кн.1. Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Киев, 1891. Ч.2. С.183-184. 10. См. об этом: Dr. A. Seitz. Die Heilsnotwendigkeit der Kirche nach der altchristlichen Literatur bis zur Zeit des hl. Augustinus. Freiburg im Breisgau, 1903. S.84-87,154-156. 11. Писания мужей апостольских. С.287. - Прим. изд. 12. Там же. С.82. - Прим. изд. 13. Против ересей. IV.33,7. Сочинения святого Иринея, епископа Лионского. М., 1871. С.527. - Прим. изд. 14. Selecta in Psalmos. Psalm.4. PG. T.12. Col.l148D. 15. Epist. ad Rogatian. 4. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.1. С.111.) 16. Epist. ad Pupian. 54. (Там же. Ч.1. С.304.) 17. De unitate Eccles. Cap.10. (Там же. Ч.2. С.184.) 18. Epist. ad Cornel. 47. (Там же. Ч.1. С.256.) 19. Cfr.: A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. 1. Freiburg im Breisgau, 1886. S.311. Amn.4. 20. De unitate Eccles. Cap.14. (Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского. Ч.2. С.188,189.) 21. Epist. 43 ad Antonian; Epist. 59 ad Stefan. (Там же. Ч.1. С.234,330.) 22. Epist. 62 ad Magnum. (Там же. Ч.1. С.360.) 23. Epist. 55 ad Stefan. (Там же. Ч.1. С.312.) 24. Epist. 62 ad Magnum. (Там же. Ч.1. С.361.) 25. De unitate Eccles. Cap.15. (Там же. Ч.2. С.190.) См. еще: De orat. Dominica (Там же. Ч.2. С.217-218). Epist. 43 ad Antonian. (Там же. Ч.1. С.239.)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

868.  Созомен. Церк. ист. IX, 17. 869.  Иероним. Против Вигилянция, гл. 5. 870. См. месяцеслов 9 сент., 9 мая. 17 дек., 20 авг. и др. 871.  Созомен. Церк. ист. II, 3. 872. Кол. 2. 18. Феодорит на Кол. 2. 18. 873. Лаод. Соб. Пр. 35. 874.  Иоанн Златоуст. Бес. о муч. 49. Ср. например Злат. Бес. о Дросиде, о Варлааме. См. выше, стр. 174. 875.  Сидоний Апол. Кн. 5, пис. 17. 876.  Иоанн Златоуст. Бес. о Ювент. Мч. Вавиле тогда в Антиохии праздновали 23 сент. Болотов, Следы месяцесл. 187. 877.  Феодорит, Слово о муч., 8. 878.  Иоанн Златоуст. Бес. о Маккав. 44. 49. 879.  Августин. Слово о Маккав. 109. 880. Там же. 881.  Bingham, Prug. XX, 158. 882. Transtiberina prius solvit sacra pervigil sacerdos,//Mox huc reccurit duplicatque vota. (После бдения святитель совершает за Тибром священнодействие. Потом быстро устремляется сюда и повторяет службу.) Prudentius, Perist. XII, 2. 883.  Лев I папа, Слово 84 (81). 884.  Иоанн Златоуст. Похвальное слово (γκμιον) святым всем, в целом мире пострадавшим. Migne. Patr. s. gr. 50. col. 706. 885. См. выше стр. 129. 886.  Августин. Слово о словах апостольск., 17. Bingham, Orig. XX, 145. 887. Апостольские Постановления V, 30. 888. Апостольские Постановления VIII, 42. 889.  Амвросий. О кончине Феодосия, гл. 3. 890.  Lubker, Reallexicon des classisch. Alterthums, 1877. p. 186. 891.  Августин. На Быт. вопр. 172. 892. По свидетельству Феодора, чтеца в Vita Theodosii. Funk Didascalia et Const. Ap. 553. 893.  Ефрем Сир. Tesam., ed Assemani II, 401. 894. О 3, 9 и 40 дне Исидор Пелус. Ер. 114ю Юстиниан, Novella 133 c. 3 . Иоанн Дамаскин, Oratio de fidelibus defunctis c. 15. 22. Eustaphius apud Photius Bibl. cod. 179. О 40 дне кроме того — Лавсаик, гл. 26, Феодор Чтец, Vita Theodosii, ed. Usener 1890, p. 22. Дни 7 и 30 в сакраментарии папы Геласия ( Migne, Patrol . s. I. 74, col. 1242). о годовом дне уже Тертуллиан: О венце воина 3. О единобрачии 10, об увещании к чистоте 11. Funk, там же. 895.  Созомен. Церк. ист. VI, 2. 896.  Евсевий. Церк. ист. X, 9. = Евсевий. Жизнь Конст. II, 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

  разделы   рассылка  распечатать Иерей Владимир Хулап Непрестанно молитесь Благодарение как призвание Источник:  Вода живая (3,2008) Согласно апостолу Павлу, каждый христианин призван стать εχριστος (Кол. 3, 15) – человеком, совершающим благодарение. Тем самым вся христианская жизнь по сути – это Литургия, приношение Богу всего себя. Именно поэтому апостол говорит, что верующий может и должен " непрестанно молиться " (1 Фес. 5, 17), молиться " ночью и днем " (1 Фес. 3, 10), " всегда " (2 Фес. 1, 11). Эти слова были обращены к обычным людям, жившим в семьях, ежедневно ходившим на работу, воспитывавшим детей. Как же отвечали на этот призыв верующие древней Церкви? СЕМЬЯ КАК ЦЕРКОВЬ Несмотря на существенные культурные различия между иудейской и греко-римской средой, в которых распространялось молодое христианство, семья была не только общественным, но и религиозным институтом. Новорожденный ребенок становился не только новым членом социума, но в семейных рамках он вступал и в религиозное сообщество своего народа (обрезание восьмидневного ребенка в иудаизме, обнесение новорожденного вокруг священного домашнего очага в Греции). В семье совершались и многие другие религиозные обряды: празднование совершеннолетия, вступление в брак, проводы умерших родственников. Отец семейства (οκοδεσπτης, paterfamilias) обладал неограниченным авторитетом, в том числе и религиозным; поэтому чаще всего все члены семьи исповедовали одну и ту же веру, иногда " всем домом " меняя ее вместе со своим главой (напр., Деян. 10, 6; 16, 33). Читая новозаветное описание качеств епископа и диакона (1 Тим. 3, 1-13; Тит. 1, 7-9), мы видим традиционный идеал главы семьи ( " одной жены муж " , " хорошо управляющий домом своим " , " детей содержащий в послушании со всякою честностью " ). Именно то, как он проявляет себя в семье, свидетельствует о его способности пасти Церковь: " ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? " ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ ДОМ Неудивительно, что именно христианская семья – " малая Церковь " , по выражению святого Иоанна Златоуста, – была тем местом, где ежедневно возрастала и углублялась христианская жизнь, в том числе ее главная аскетическая составляющая – молитва. И это вполне понятно, ведь верующие собирались на совместное богослужение только по воскресным дням, а все остальное время они реализовывали евангельские заповеди в своей повседневной жизни, прежде всего в своих семьях. Очевидно, что между семейной и церковной общиной, между богослужением малой и большой Церкви возникала тесная связь.

http://religare.ru/2_51771.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010