Верою о Христе Иисусе: вера во Христа Иисуса поставила всех иудеев и язычников в состояние и права сынов Божиих; верующим во имя сына Божия дана власть быть чадами Божиими Ин. 1:12 . Воле Отца небесного благоугодно было открыть на земле с явлением сына Божия во плоти новое царство Божие; не от людей это зависело, Еф. 1:5 . Но и люди с своей стороны должны приблизиться к сему царству своими мыслями и сердцем, должны поверить во Христа Иисуса. По отношению к 25 ст. ст. 26 заключает такое доказательство: верующие не находятся под властию детоводителя, потому что по вере во Христа все они возрастные сыновья Божии. В ст. 27 доказывается, почему все верующие сыны Божии. Елицы бо во Христа крестистеся: креститься во Христа или во имя Христа значит погружением в воду торжественно объявить себя рабом и исповедником Христовым, членом общества Христова. См. 1Кор. 1:13. 10, 2 . Мф. 28:19. Рим. 6:3 . Апостол упоминает о крещении только во имя Христово, тогда как крестимся мы во имя Отца и Сына и св. Духа Мф. 28:19. это потому, что спасительное действие крещения зависит преимущественно от заслуг Христовых; апостол же самое действие крещения и хочет объяснить теперь. Во Христа облекостеся. Eνεδυσασθαι апостол употребляете и в собственном значении – об облечении в одежду Рим. 13:12 . Еф. 6:11 . потом прилагаете сие слово к будущему облачению тленной природы нашей в нетление 1Кор: 15:53. 54. καινον ανθρωπον ενδυσασθαι Еф. 4:22 . Кол. 3:10 . означает обновиться нравственно, принять новые духовные качества. В настоящем случае – облечение во Христа принимается не в нравственном, а в таинственном – догматическом значении; ибо не предписывается как заповедь, но представляется событием совершившимся; посему, облечься во Христа означает здесь вступление в такое тесное общение со Христом, что как бы соделаться одним лицом с ним, и потерять свою личность с ее греховностью. – Св. Златоуст говорит: «если Христос есть сын Божий, а ты облекся в него: то имея в себе самом Сына, ты пришел в единое сродство, в один вид с ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Отречение от веры из страха человеческого есть, по единогласному суду слова Божия и Церкви, тягчайшее преступление в священнике, делающее его недостойным даже общения церковного, и уже во всяком случае, чем бы и как бы ни оправдывалось, недостойным служения алтарю: аще отвержемся (Христа), и той отвержется нас, писал св. ап. Павел Тимофею ( 2Тим.2:12 ). «Аще кто из клира», гласит 62 правило апостольское, «устрашась человека, иудея или еллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от Церкви, и если покается, принят, как мирянин». Сила этого правила, по определению 1-го Всел. Собора 76 , не ослабляется и для тех из падших, которые вступили в клир уже впоследствии: и такие, по дознанию, извергаются из клира 77 . Отречение от имени служителя Церкви, из страха же человеческого, также ведет к извержению из клира 78 . Суд строг и наказание тяжко! Но страшно и преступление – изменить Богу, отречься от святого сана служителя Божия! По самому снисходительному суду, как быть ближайшим служителем Божиим, принимать на себя сугубое обручение Богу – обручение веры ( Ос.2:20 ; 2Кор.11:2 ) и служения, тому, кто не имел довольно силы соблюсти одно первое? Как быть предстоятелем людей человеку, опорочившему себя в глазах всех преступлением самым унизительным – изменой вере и своему званию? Во время веровать и во время напасти отпадать ( Лк.8:13 ) неизвинительно и опасно для всякого, но особенно непростительно и страшно для священника, который не может подобным образом явно согрешить, не соблазняя, не увлекая своим падением многих. Все это надобно помнить служителям престола Божия и в мирные времена Церкви, когда их вере не угрожают какие-нибудь открытые искушения, когда им не предстоит страха, который бы вынудил их к отречению от веры или своего звания. «Способ отречения», скажем словами св. Златоуста, «не один, но многие и различные, которые и описывает нам Павел в следующих словах: Бога исповедают ведети, а делы отмещутся его ( Тит.1:16 ), и в другом месте: аще же кто освоих, паче же о присных не промышляет, веры отвергся есть и невернаго горший есть ( 1Тим.5:8 ), и еще: умертвите... лихоимание, еже есть идолослужение ( Кол.3:5 )» 79 . He один только страх служит основанием преступного вероотвержения. Точно так же, как его, если еще не больше, надобно бояться отречения от Веры из-за неразумного и крайне малодушного стыда, в котором указывает опасную причину преступного вероотречения Сам Господь, говоря: иже аще постыдится мене и моих словес, и Сын человеческий постыдится его пред ангелы своими ( Мф.10:32 ). Точно так же, как и словесного отречения от веры и Церкви, надобно бояться всего, в чем может обнаруживаться недостаток уважения к вере, преданности Церкви, в чем может проявляться холодность к святыне. По преимуществу, надобно оберегаться от грехов, оскорбляющих веру и Церковь , каковы: в) Кощунство 80

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

аломъ Двд, не надписанъ у а. Радйтес, гд: правымъ подобаетъ похвала. 1. Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. 1 . Тема псалма. Благочестивые верующие должны радоваться о Господе (ср. выше Пс.31:11 ). Эта духовная, святая радость, обыкновенно выражающаяся в хвалении или прославлении Господа, по преимуществу прилична им и составляет их всегдашний, непременный нравственный долг, потоку что «пребывая в Самом Господе и, сколько возможно, созерцая чудеса» Его (св. Василий В.) божественного величия и Им же Самим исполняемые духовною радостию ( Рим.15:13 ; Гал. 5:22 ) и возбуждаемые к выражению ее ( Деян.2:4 и 11; 2Кор.4:15 ), они всего более достойны и способны и естественно обязаны славословить Его ( Пс.118:7 и 171). От избытка сердца говорят уста ( Мф.12:34 ): посему любящее Господа сердца по необходимости должно благодушествовать я веселиться и «от восторга любви к Благому» порываться к хвалению Его (св. Василий В.) Напротив того, не красна похвала во устах грешника ( Сир. 15:9 ). в. Исповдайтес гдеви въ гслехъ, во алтири дестострннмъ пойте 2. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; г. воспойте пснь нов, добр пойте со 3. пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, Во 2–3 ст. указывается способ достойного прославления Господа. 2 . В церкви ветхозаветной со времени Давида, по его установлению, принято было при богослужении прославлять Господа пением псалмов с аккомпанементом различных музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16–28; 16:4–5; 25:1–6 )». Из числа этих инструментов наиболее любимыми самим Давидом были – струнные: гусли, иди арфа, евр. Киннор (, κινρα, κιθра=цитра, гитара), инструмент, состоящий из пустого внутри и, большею частью, треугольного (бл. Иероним) ящика, с натянутыми на нем струнами, на котором играли, ударяя по струнам прямо пальцами ( 1Цар.16:23; 18:10; 19:9 ), или особою палочкою (πλκτρω – И. Флавий – Древн. Иуд.7:12:3 ), – и Псалтирь (ψαλτριον, Пс.151:2 ), евр. Невел (, νβλα), также род арфы, большею частью с 10 струнами, только натянутыми не на ящик, а на металлический ободок, который своими изгибами придавал инструменту форму меха ( первонач. – мех: см. Якимова, толк. на Ис.5:12 ). Посему Давид и призывает верующих прославлять Господа пением псалмов, с игрою на гуслях и десятиструнной псалтири. Но прав. христ. церковь , по примеру Самого Иисуса Христа ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ) и апостолов ( Деян.16:25 ; Еф.5:19 ; Кол.3:16 ), славословит Господа только пением священных песней живым голосом, никогда не употребляя при этом никакой музыки. Поэтому 00. и учители церкви сказанное здесь музыкальных инструментах в применении к правосл. христианам толковали в «духовном смысле» о прославлении Господа «чувственными и умственными способностями души» (бл. Феодорит) и всеми членами нашего тела, удерживая их от грехов и направляя их действия к служению Богу (св. Афанасий, Василий В. и св. Иоанн Златоуста на Пс.143:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

См. к Римлянам – 12: 4-5; 1 Кор. 6: 15; 10: 17; 12: 13-27; Ефес. 1: 23; 4: 4-12-16-25; 5: 23-30. Кол. 1: 18-24; 2: 19; 3: 15. В этих посланиях ап. Павел утверждает, что Церковь – есть Тело Христово и прекрасно раскрывает, что значит образ " тела " в приложении к Церкви. Петр 2: 9. Прот. Н. Афанасьев. Служение мирян в Церкви . Издание Религиозно-педагогического кабинета при Православном богословском институте. Париж, 1955 г., стр. 64-65. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. X , кн. 2. С. 663. Мф. 18: 6; 10-11.. Греческий православный священник Арис Метракос, бывший морской пилот, утверждает, что 85% всех церквей можно уподобить туристическим кораблям, которым следовало бы стать военными: " Туристические корабли и военные: что может быть проще и яснее? Подумайте о том, что происходит на туристическом корабле. Мы не делаем никакой работы. Кто-то другой заботится о всех наших нуждах. Мы не несем никакой ответственности и никакой отчетности. Не так ли большинство людей подходит к Церкви? Проводить богослужения и разные церковные мероприятия лежит на чьих-то других плечах. Мы время от времени посещаем богослужения и называем себя членами церкви. Вся работа выполняется либо церковным клиром, либо добровольцами (как, например, сестричество), и поэтому на нас не лежит никакой ответственности. Иное дело военный корабль. У военного корабля задание жизни или смерти. Каждый член экипажа имеет работу, которую он должен максимально выполнять. Все должны работать друг с другом, т.к. вынуждены надеяться друг на друга для успеха задания и для совместного выживания. Здоровый приход должен видеть себя в роли военного корабля. Задание Церкви является вопросом жизни или смерти. Мы призваны пронести Евангелие по всему миру и помогать нуждающимся. Никакая другая работа не является такой критической или значимой. Каждый член церковного экипажа имеет божественное призвание определить и занять свое собственное место в жизни прихода. Когда же члены церкви перестают работать вместе, то они ставят под угрозу и работу Церкви и свое спасение.

http://religare.ru/2_29356.html

Самое существенное в этом понятии, как мне кажется, можно выразить следующим образом. Слава Божия – это отражение в сотворенных вещах тех или иных совершенств Божиих. Когда же речь идет о людях, т.е. о существах свободно-разумных и нравственно ответственных, то под славой Божией нужно разуметь победоносное, торжествующее действие любви Божией, «пленяющей всякое помышление» ( 2Кор.10:5 ) и делающей человека «соработником» Божиим ( 1Кор.3:9 ), желанным и необходимым соучастником Бога в достижении Его творческих, промыслительных и спасительных целей, в созидании царства Божия или мира, высочайшего духовного совершенства и святости. Согласно такому представлению, «прославление» Бога состоит, очевидно, не только в изливающихся от полноты любящего и благодарного сердца нашего славословиях Богу, но – преимущественно – в том, чтобы, будучи «сосудами ведения славы Божией (явленной) в лице Иисуса Христа» (σκεη τς γνσεως της δξης του θεου ν προσπ ησου Χριστου – 2Кор. 4: 6–7 ), действительно представить Богу себя и свои члены (παραστσαι αυτος κα τ μλη μν) в свободно-действующие «орудия праведности» (πλα δικαιοσνης – Рим. 6:13 ), прославляющие Бога чрез выполнение Его воли, непосредственно к нам обращенной. В акте грехопадения мир (ερνη) – этот нормальный богоустановленный порядок мировой жизни – был глубоко поврежден и нарушен. Изменился весь облик космоса. Но с наибольшей силой это повреждение отразилось на самом человеке. Диавол не только вверг человека в мучительное рабство греху, в постыдное служение страстям и похотям ( Рим. 1:25–27 ), но и всеял в общественную жизнь семена раздоров, вражды, ненависти и братоубийства. Чрез преслушение воли Божией мы стали «отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» ( Кол.1:21 ) и, естественно, оказались «лишенными славы Божией» ( Рим.3:23 ), т. е. неспособными участвовать в делах Божиих, строить Его Царство. Однако, как говорит св. Иоанн Златоуст , «не Бог враждует против нас, но мы – против Него. Бог никогда не враждует» (На 2-е послание к Коринфянам беседа 11-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Христианская духовная жизнь и нравственность в Православной Церкви являются не какими-то «imitatio Christi», неким внешним или психологическо-пиетистическим «подражанием», а жизнью во Христе (ср. Ап. Павел, Н. Кавасила, Иоанн Кронштадтский), христожизнью («χριστοβωμα») и христоуподоблением, богочеловеческим сожительством и симбиозом, подобно лозе и ветвям (Иоан. 15, 2–5). Православная духовно-нравственная жизнь есть всецелое облечение во Христа, начавшееся в святом крещении и продолжающееся до тех пор, пока Христос не станет для нас «все и во всем и вовне и внутри» (Кол. 3, 10–11 и Св. Златоуст). Затем, эта жизнь есть евхаристическое воплощение Христа в верных и вочленение верных во Христа, или – «вохристовление», как говорит отец Иустин Попович. Согласно же Симеону Новому Богослову, духовная жизнь Святых состоит в том, что они имеют «всецело приобретенного в себе всецелого Христа – на деле, в опыте, в чувстве, в познании и в видении» (Катехизическое слово 8). Совершенный христианин, по Преп. Анастасию Синайскому, является «истинным домом Христовым, созданным из добрых дел и благочестивых (=правых, православных) догматов (PG 89, 329). Все богочеловеческое домостроительство Спасителя Христа ради нас и нашего спасения – Его рождение, крещение, преображение, распятие, воскресение и т. п. –  повторяется в Православной Церкви и жизни христиан, сколь литургически, в каждой святой Литургии, столь и подвижнически и на деле, в жизни каждого христианина. Из этих двух нераздельных сторон одной и той же реальности именно и состоит литургическо-подвижническая нравственность Православия, поскольку Христово домостроительство спасения мистериологически и благодатно повторяется и продолжается и в каждой святой Литургии, и в каждом святом христианине. Ибо Христос, как говорит Св. Николай Жичский, явился в мир не только для того, чтобы научить нас, что есть жизнь, или для того только, чтобы исправить нашу жизнь, но и для того, чтобы стать и быть нашей жизнью («Молитвы на озере»). «Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него», говорит Апостол и Евангелист Иоанн (1 Ин, 4, 9). Это «чрез Него» Апостола Иоанна тождественно выражению «в Нем», «во Христе» у Апостола Павла. И то и другое апостольское выражение указывают нам на одну и ту же реальность Христовой жизни в верных и жизни верных во Христе.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-vera-i-z...

Примечания 354. Мк.12:30; Мф.22:37-38; Лк.10:27. 355. Св Иоанн Лествиничник. " Scala Paradisi " , Gradus XXVI, Migne, P.G., t.88, col.1028B. 356. 1Ин.4:8,16. 357. Св. Симеон Новый Богослов. " Divinorum amorum liber " . Cap. XXXVII, P.G., t.120, col.502B. В своем Oratio XXV (ib. col.423C) святитель говорит: " Charitas Deus est, et non creatura " . 358. П.А. Флоренский. " Столп и утверждение Истины " , с.71. 359. 2Пет.1:4. 360. Еф.3:5; 1Кор.2:11. 361. Мф.22:39,38. 362. Мф.22:40. 363. " Братья Карамазовы " , с.701. 364. Кол.3:14. 365. Bemardi Carevaiensis. " Opera, ed Maballon " , 17,19. De dil. Dei. 1,1. 366. П.А. Флоренский, op. cit. c.84. 367. 1Ин.4:7-8. 368. Св. Авва Дорофей. Doctrina VI; Migne, P.G., t.88, col.1698B-D. 369. " Братья Карамазовы " , с.295. 370. Там же, с.62-63. 371. Кол.3:14. 372. 1Кор.13:1-2. 373. Ср.: там же, с.12. 374. Ср.: там же, с.8. 375. Ср.: там же, с.10. 376. " Letters of Dostojevsky " , р.222. 377. " Братья Карамазовы " , с.67. 378. Ср.: Кол.2:19. 379. Св. Симеон Новый Богослов. " Divinorum amorum " , liber I, cap. XXXVII; Migne, P.G., t.120, col.592B. " Sine essentia est nihil est " . 380. " Die Atomistik des Willens " , Bd. II, S.164(1891). 381. П.А. Флоренский, op. cit. c.92. 382. 1Ин.3:14. 383. " Братья Карамазовы " , с.383-384. 384. " Дневник писателя " . Сон смешного человека. T.XI, с.141. Ср.: Рим.13:8-10: " Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя " . (Лев.19:18) 385. Курсив Достоевского. 386. Там же, с.140-141. 387. Там же. 388. " Дневник писателя " , m.XI, с.470. 389. См.: Ин.13:34-35. 390. " Дневник писателя " , m.XI, с.470. 391. " Бесы " , m.VII, с.638. 392. " Дневник писателя " , m.XI, с.390. 393. Св. Макарий Великий. Homil XXXVII, 3; Migne, P.G., t.34, col.752C. 394. Ср.: Ин.3:16. 395. " Братья Карамазовы " , с.429. 396. Св. Иоанн Златоуст. In: Epist. ad Ephes, cap. Vi, Homil. 3. 397. Св. Афанасий Великий. " De Incarnat " , 54. 398. Св. Иоанн Златоуст. Exposition in Psalm. VIII, 1. 399. " Братья Карамазовы " , т.12, с.70. 400. Там же, с.380. 401. Там же, с.69-70. 402. Там же, с.280-281. 403. Там же, с.83. 404. " Подросток " , m.VIII, с.220,219. 405. 1Кор.2:16. 406. Курсив Достоевского. 407. " Дневник писателя " , m.VIII, с.369. 408. " Подросток " , m.VIII, с.369. 409. Св. Иоанн Златоуст. Ad. Ephes. Homil. IX,3. 410. E.C. Mayne. " Letters of Dostojevsky " , р.135. 411. " Идиот " , m.VI, с.412. 412. Христолюбивая душа православного христианина в восхищении молится чудесному Господу Иисусу: " Иисусе, всея твари Украсителю, помилуй мя " . - Акафист Иисусу Сладчайшему, икос 4. 413. Ср.: Прем.2:23. 414. " Дневник писателя " , m.XI, с.476. 415. " Братья Карамазовы " , m.XII, с.372. 416. E.C. Mayne. " Letters of Dostojevsky " , р.135.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Служба святителя 26. Св. Иннокентия, епископа Иркутского Служба святителя. ДЕКАБРЬ 6. Св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца На утрени Ев. Ин. 10, 9 - 16. На литургии Евр. 13, 17 - 21. Ев. Лк. 6, 17 - 23. Неделя Святых Праотец (Воскресенье между 11 и 17 декабря) Кол. 3, 4 - 11. Ев. Лк. 14, 16 - 24. Неделя пред Рождеством Христовым, святых Отец (Воскресенье между 18 и 24 декабря) Евр. 11, 9 - 10, 17 - 23, 32 - 40. Ев. Мф. 1, 1 - 25. 24. Навечерие Рождества Христова На первом часе Евр. 1, 1 - 12. Ев. Мф. 1, 18 - 25. На третьем часе Гал. 3, 23 - 29. Ев. Лк. 2, 1 - 20. На шестом часе Евр. 1, 10 - 2, 3. Ев. Мф. 2, 1 - 12. На девятом часе Евр. 2, 11 - 18. Ев. Мф. 2, 13 - 23. На литургии Ев. 1, 1 - 12. Ев. Лк. 2, 1 - 20. Если в субботу или воскресенье: Гал. 3, 15 - 22. Ев. Мф. 13, 31 - 36. 25. Рождество Господа нашего Иисуса Христа На утрени Ев. Мф. 1, 18 - 25. На литургии Гал. 4, 4 - 7. Ев. Мф. 2, 1 - 12. 26. Собор Пресвятой Богородицы Евр. 2, 11 - 18. Ев. Мф. 2, 13 - 23. Неделя по Рождестве Христове (Воскресенье между 26 и 31 декабря) Гал. 1, 11 - 19. Ев. Мф. 2, 13 - 23. ЯНВАРЬ 1. Обрезание Господне На утрени Ев. Ин. 10, 1 - 9. На литургии Кол. 2, 8 - 12. Ев. Лк. 2, 20 - 21, 40 - 52. 1. Св. Василия Великого Евр. 7, 26 - 8, 2. Ев. Лк. 6, 17 - 23. Неделя пред Богоявлением (Воскресенье между 1 и 5 января) 2 Тим. 4, 5 - 8. Ев. Мк. 1, 1 - 8. 2. Преподобного Серафима Саровского Служба преподобных. 5. Навечерие Богоявления первом часе Деян. 13, 25 - 32. Ев. Мф. 3, 1 - 11. На третьем часе Деян. 19, 1 - 8. Ев. Мк. 1, 1 - 8. На шестом часе Рим. 6, 3 - 11. Ев. Мк. 1, 9 - 15. На девятом часе Тит. 2, 11 - 14; 3, 4 - 7. Ев. Мф. 3, 13 - 17. На литургии 1 Кор. 9, 19 - 27. Если нет поста - 1 Кор. 10, 1 - 4. Ев. Лк. 3, 1 - 18. 6. Богоявление или Крещение Господне На утрени Ев. Мк. 1, 9 - 11. На литургии Тит. 2, 11 - 14; 3, 4 - 7. Ев. Мф. 3, 13 - 17. Неделя по Богоявлении (Воскресенье между 7 и 13 января) Еф. 4, 7 - 13. Ев. Мф. 4, 12 - 17. 30. Свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1372...

60. " и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос " (Кол. 3, 10-11). 61. " все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись " (Гал. 3, 27). 62. У читателя здесь может возникнуть вопрос: " так что же? брак тогда упразднится? " Ответ однозначен: Никак. Вместо того, чтобы " упразднять " брак, мы возвращаем ему его подлинную основу. Не из-за забвения ли этих оснований современным обществом брак в нем вообще претерпевает сейчас глубочайший кризис? Но и по поводу осмысления в этой перспективе многих частных вопросов, связанных с браком (таких, например, как связь между зачатием и целью супружеских отношений и проч.), многое могут прояснить следующие отрывки из св. Иоанна Златоуста: О девстве 19, 1.PG48, 547; Беседы на послание к Римлянам 13,1, PG 60, 508; и PG 51, 213. 63. Св. Никита Стифат. Сотница 3-я, 10, PG 120, 957D-980A; Русское Добротолюбие. Т. 5, М., 1900. С. 147. 64. Св. Григорий Палама. Омилия 31, PG 151.388С. Рус. пер.: М., 1993. Т. 2. С. 57. 65. Св. Иоанн Златоуст. О девстве 15, PG 48, 545. Рус. пер.: СПб., 1898. Т.1. С. 309. См. также его: Беседы на Первое послание к Коринфянам 17, 3. PG 61,143; О девстве 14, PG 48, 544; Беседы на книгу Бытия 16, 1-5, PG53, 126-131. 66. См. напр., О статуях 19, 1.PG49,188 67. Св. Григорий Ниссхий. Oratio funebris in Placiilam imperaticem. PG 46. 888D-889A. 68. Ca. Григорий Богослов. Слово 45-е II Творения. Т. 1. Св.-Троицкая Сергиева Лавра. 1994. С. 666. 69. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1352В-1356А. 70. Сходное явление – разделение человечества на расы и народы. См. Св. Григорий Богослов. Слово 7-е. 23, PG35. 785С; ср. Евагрий. Гностические главы 1,63, PG 40, 1237. 71. Св. Григорий Нисский. О Блаженствах 3. PG44, 1228AS. 72. Св. Епифаний. Панарий 70, PG 42, 344 В; ср. Св. Григорий Нисский. О Блаженствах, PG 44, 1272А; О девстве 12, PG46. 373С. 73. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на восьмой псалом 7, PG 55, 11 8; О статуях 11, 4-5, PG49. 124-126.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

Конечно, говоря, что мир непосредственно создан Богом, св. отцы на основании Св. Писания под словом Бог разумеют всю Божественную Троицу. Так св. Максим Исповедник говорит: «Творцом суши от вечности Бог по безпредельной Своей благости творит, когда восхощет единосущным Своим Словом и Духом». 10 А св. Фалассий учит, что «тварей же всех Творец, Промыслитель и Судия есть Триипостасный Бог , – Отец чрез Сына во Св. Духе. Ибо говорится, что из Того, и Тем и в Нем всяческая; Тому слава во веки. Аминь. ( Рим. 2:36 )» 11 . Св. же Симеон Новый Богослов , имея в виду изречение Божественного Писания: Словом Господним небеса утвердишася и духом уст сила их ( Пс. 32:6 ), под Словом разумеет Сына, под Духом уст – Духа Святаго, под Господом же – Бога Отца. 12 Поэтому сей св. отец говорит: «Отец Собственного Слова и Сына, Господа нашего Иисуса Христа и Бога, Им же все сотворил Он во Святом Своем Духе; 13 Св. Троица все создавшая» 14 . Впрочем, в Божественном Писании и Ветхого и Нового Завета мы находим много свидетельств, указывающих на то, что Бог сотворил мир посредством Своего Слова, Второй Божественной Ипостаси, Сына Божия. На этом основании св. отцы учат об Иисусе Христе, как о посреднике при творении Богом мира. «Бог, – говорит св. Афанасий Александрийский , – будучи Отцом Слову, чрез Него все творит... Из всего, что существует и бывает, ничего нет такого, что произошло бы и состоялось не в Слове и не Словом как говорит и Богослов: Вначале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово... Вся тьма быша и без Него ничтоже бысть ( Ин. 1:1,3 ) " 15 . Так, в неизменном согласии с Божественным Писанием смотрит на Слово или на Сына Божия и св. Иоанн Златоуст в своем объяснении изречения евангелиста Иоанна Богослова: Вся тьма быша и без Него ничтоже бысть ( Ин. 1:3 ) и слов ап. Павла: Яко Тем (в греч. тексте Евангелия сказано: чрез Него) создана быша всяческая яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти – всяческая Тем и о Нем создашася. ( Кол. 1:16 ) 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010