Павел свидетельствует, что сатана несколько раз препятствовал ему прийти к Фессалоникийцам ( 1Фес.2:18 ). Сам Спаситель называл диавола врагом Своим, который сеет плевелы на том поле, где Он, Сын человеческий, сеет доброе семя ( Мф.13:37, 39 ). У одних он ослеплял умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор.4:4 ), у других, для кого уже воссиял сей свет, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись ( Лк.8:12 ), иных преследует бедствиями и ввергать в темницу ( Откр.2:10 ) и т. п. Гонения на церковь , расколы, ереси и другие бедствия постигают церковь, без сомнения, не без влияния диавола. Вообще он, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ), подобен волку, расхищающему овец и разгоняющему их ( Ин.10:12 ). Он вооружает и все свои начальства, власти и мироправителей тьмы века сего ( Еф.6:12 ), чтобы не только удержать в своей власти сынов противления Богу ( Еф.2:2 ), но чтобы похищать и покорять под свою власть сынов церкви Христовой. Но особенно он восстанет против церкви при конце мира и пред вторым пришествием Сына Божия, когда сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли ( Откр.20:7 ). Тогда он воздвигнет особенное, чрезвычайное орудие для борьбы с церковью в лице антихриста, пока благословенное семя жены – Господь Иисус, уже поразивший его крестом Своим, наконец, сокрушит смертоносную главу его ( 2Фес.2:8 ). § 52. Отношение злых духов к каждому человеку Близкое отношение имеют падшие духи и к каждому человеку порознь. По учению Писания, каждый человек, не просвещенный крещением, подлежит власти злого духа. Апостолы обращение язычников ко Христу называли избавлением от власти тьмы ( Кол.1:13 ), обращением от власти сатаны к Богу ( Деян.26:18 ). Посему-то церковь , вводя человека в христианскую веру чрез крещение, употребляет известные заклинания и запрещения на диавола и молится об освобождении человека из под его власти. Но и после того, усилия его овладеть человеком не прекращаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Мф.4:4 . «Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»» ( Втор.8:3 ). Объяснение. Если и Сам Иисус Христос взалкал ( Мф.4:2–3 ), то нельзя отвергать веществен. хлеб, как равно нельзя полагаться в деле спасения и на одно только чтение Писания, нужны и дела, с ним согласные: Рим.2:13 ; Иак.1:22 . Кроме хлеба естественного и кроме Священного Писания есть ещё хлеб жизни: Ин.6:48–55 . Ин.1:12–13 . «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Объяснение. Здесь разумеются уверовавшие во Христа и крестившиеся во Имя Его: Гал.3:26 , и соблюдающие заповеди Его: Ин.15:10 , а кто хотя и уверовал, и читает Слово Божие, но не творит того, что повелевает Господь, услышит: Лк.6:46 . Ин.12:48 . «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». Объяснение. Благодать Божия даётся не чрез одно чтение слова Божия, ибо Царство Божие не в слове, а в силе: 1Кор.4:20 . Господь дал нам быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит: 2Кор.3:6 ; Иак.2:22–26 ; да и чтение Священного Писания должно быть осмысленное: 2Кор.2:17 ; Сир.3:21–24:38:24–25 . Иак.1:5 . «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». Объяснение. Здесь говорится не о той мудрости, которая есть разумение Священного Писания: 1Кор.14:38 ; Сир.3:21–24 ; а о мудрости нравственной, т.е. истинно-христианской жизни, основанной на правильном познании высоты и назначения христианского звания: Иак.3:13–15 . Вот истинная мудрость, в которой нуждаемся и которую нужно просить у Бога: Иак.3:17 ; Еф.5:15–16 ; Кол.4:5 , но есть и ложная мудрость, ничтожная перед Богом: 1Кор.1:25 . 2Кор.3:14–16 . «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся не снятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он есть упование всех концев земли. Как все святые от века в Нем едином чаяли спасения, так от Рождества Его доныне и отныне до конца веков надежды всех, ищущих спасения, прочно и необманчиво почивать могут только на Нем едином. «Един есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим.2:5—6). Им разорено средостение ограды (Еф.2:14) и водворен мир между Богом и человеком (Рим.5:10—11). Его предложил Бог в жертву умилостивления чрез веру в кровь Его, чтоб показать Правду Свою в прощении грехов — дабы познали, что Он праведен и оправдывает даром, но верующего во Христа (Рим.3:23—26). И таким образом правосудно примиряет в Нем мир с собою, не вменяя людям прегрешений (2Кор.5:19). В нем и мы — чада гнева по естеству — безнадежные (Еф.2:3, 12), избавясь от уныния, имеем дерзновение и надежный доступ к Отцу, до внутреннейшего, за завесу (Еф.2:12), имеем свободу входить во святилище — посредством крови «Его, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19—20). Ибо Христос «искупил» уже нас «от клятвы законным, быв по нас клятва» (Гал.3:13), и «истребил рукописание, бывшее против нас, взяв его от среды и пригвоздив ко кресту» (Кол.2:14). А для сего вот что Он сделал: 1) Приял «от семене Авраамова» (Евр.2:16), чтоб иметь что принесть Богу (Евр.8:3), во всем уподобился братии, чтоб быть за них Первосвященником для умилостивления за грехи (Евр.2:17). 2) Пострадал как «праведник за неправедники» (1Пет.3:18), претерпел смерть вместо предлежащей ему радости (Евр.12:2), «не ведев греха, соделался по нас грех, дабы мы были правда Божия» (2Кор.5:21). Ибо «таков и должен» был «для нас быть Первосвмщенник святой, непорочный, не причастный злу, отлученный от грешников» и превознесенный выше небес (Евр.7:26). 3) Не многократно приносит себя: иначе надлежало бы ему многократно и страдать, но единожды явился с жертвою своею для уничтожения греха (Евр.9:25—26), и сим, единократным приношением тела освящает всех (Евр.10:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

Объяснение. Здесь Иисус Христос говорил не о всяком Предании, а только фарисейском, которое назвал: «вашим», было и другое предание, не от старцев, но от отцов: Ин.7:22 ; фарисеи же соблюдали предания старцев, относящиеся не к религиозной, а к обыденной жизни: Мк.7:3–8 . Смешивать это предание с Священным Преданием нельзя, ибо оно есть Слово Божие: Гал.1:11–12 ; за соблюдение Священного Предания апостол хвалит: 1Кор.11:2–3 ; и просит держаться его: 2Фес.2:15 ; 2Тим.1:13 ; и передавать другим: 2Тим.2:2 . По Преданию апостол Лука писал Евангелие: Лк.1:1–4 . Есть новозаветные наставления святого Евангелиста Иоанна Богослова: 2Ин.1:1 ; но все они совершенно не сходны с фарисейским преданием: Мф.15:5–6 ; Мк.7:3–4 . Кол.2:8 . «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Объяснение. Апостол убеждает не всякое предание принимать к руководству и особенно не увлекаться мудростью века сего: ст.4; 1Кор.2:5–6 ; Деян.17:18 . Священное Предание не есть измышленная философия по стихиям мира, по нему первоначально научились люди познанию о Христе: Лк.1:2 ; по нему была устроена Церковь : Деян.16:4 ; в этом Предании апостол заповедал нам стоять и его держаться: 2Фес.2:15 . 1Тим.4 : 7 . «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии». Объяснение. Негодные басни содержатся не в Священном Предании, сохраняемом Православной Церковью, а в еретических общинах, извращающих Священное Писание к собственной своей погибели: 2Пет.3:15–17 ; от таких-то именно превратных толкователей предостерегает апостол: 2Фес.2:2 . Тит.1:13–14 . «Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины». Объяснение. В этих словах апостола Павла к Титу ничего не говорится против Предания. Иудейские басни, о которых говорит здесь апостол, – это иудейские толкования закона, которые и у Спасителя названы преступными преданиями: Мф.15:3 ; Мк.7:3–4 . О Священном Предании апостол учил: 2Фес.2:15:3:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Перечислим её неотъемлемое содержание: тело, плоть ( 2Кор.4:1011 ), члены тела ( 1Кор.12:12, 2324 ), отец ( Рим.4:1 ), матерь ( Гал.1:5 ), брат ( 1Кор.8:13 ), сестра ( Рим.16:1 ), сродники по плоти ( Рим.9:3 ), род ( Гал.1:14 ). В этом случае «я» сознает себя живущим во плоти и действующим в условиях любви: семейной, родовой, национальной ( Рим.11:1 ). Далее: душа живущая ( Рим.16:4 . Ср. 1Кор.15:45 ), ум ( Рим.7:23 ), сердце, совесть ( Рим.9:12 ), слово ( 1Кор.2:4 ), дело ( 1Кор.9:1 ). В этом случае «я» мыслит себя одновременно умным, чувствительным и деятельным. Далее: немощи ( Рим.8:26 ), неразумие, недостаток ( 2Кор.11:1, 9 ), нужда ( Флп.2:25 ), скорби ( Еф.3:16 ), гонения, страдания во плоти ( 2Тим.3:11 ; Кол.1:24 ), радости ( Флп.2:2 ), утешение ( 2Кор.6:5 ), свобода, не судимая чужою совестью ( 1Кор.10:29 ). В этом случае «я» сознает свою жизнь материально и душевно-ограниченной, но все же свободной, и воспринимает как положительные, так и отрицательные эмоции. Далее: дух ( 1Кор.14:4 ), любовь ( 1Кор.16:24 ), надежда ( Флп.1:20 ), вера, расположение, великодушие, терпение ( 2Тим.3:10 ). Здесь «я» сознает себя христианином: не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия ( Гал.2:19 ). Далее: все содержание жизни ( 1Кор.4:16 ), внешний человек, который тлеет, и внутренний, который со дня на день обновляется; земная хижина, которая разрушается, и нерукотворное, вечное, небесное жилище, в которое преобразится наше уничиженное тело силою вновь сошедшего с небес Спасителя, во всем уподобившись Христову телу славы; страдание, которое временно, и слава невидимая, которая вечна ( 2Кор.4:1617 ; 2Кор.5:12 ; Флп.3:20 ). В этом последнем случае «я» сознает себя переживающим свои противоположности, прозревающим в свою перспективу и идущим голгофою жизни к своему грядущему воскресению. Однажды начатая жизнь не прерывается ( 2Кор.5:1 ). Настоящее непрерывное движение к пневматической фазе и вместе непрерывная эволюция: я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе ( Флп.3:1314 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Евхаристия, совершаемая в Церкви, является ее средоточием и местом осуществления. Нет необходимости подробно излагать здесь новозаветное учение о Евхаристии. Наша цель – показать пневматологическое и троичное измерение Церкви. Напомним евхаристическую направленность посланий апостола Павла 34 : «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих» ( Еф.1:16 ); «Непрестанно благодарю Бога моего за вас» ( 1Кор.1:4 ); «Всегда благодарим Бога за всех вас» ( 1Сол.1:2 ); «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда, во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостью молитву мою» ( Флп.1:3–4 ); «Благодарю всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ); «За все благодарите... Духа не угашайте» ( 1Сол.5:18–19 ; см. также Кол.1:3 ; 1Сол.2:13 ; 2Сол.1:3; 2:13 ). Этот призыв апостола Павла к необходимости внутреннего непрестанного благодарения за все возвращает нас к библейскому понятию духовного служения ( Рим.12:1 ), или жертвы духовной ( Рим.12:1 ; Еф.5:2 ; Флп.4:18 ; Евр.13:15 ). Тут те же понятия: жизнь и апостольское служение апостола Павла целиком включены в приношение, которое совершается Духом Христовым. Это служение объемлет целые церкви, которые в своём служении, в своей внутренней «литургии» в Духе он «приносит» Богу через Иисуса Христа. Духовное служение в чистоте сердца возможно благодаря тому, что изначала человеку дано было задание в цельности его психофизического бытия стать членом Христовым и храмом Святого Духа. «Разве не знаете, что тела ваши члены Христовы... Разве не знаете, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеем все от Бога» ( 1Кор.6:15, 19 ). Апостол находит выражение дерзновенное и труднопредаваемое нашими современными категориями, чтобы выразить способ и полноту единения человека со Христом: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.6:17 ). Как понимать слова «один дух»: как архаическую и двусмысленную формулировку или, наоборот, как выражение величия Дара Божьего? «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Рим.5:14 ), Он был принесен в жертву «за грех». И Он – Тот, Кто страдал «вне стана» (ср. Лев.4:12 ; Евр.13:12 ); я думаю, вне того стана, который видел Иаков, небесного стана Божьих ангелов, о котором написано в книге Бытия: «И, взглянув, увидел [Иаков] стан Бога. И встретили его Ангелы Божии. Иаков, увидев их, сказал: это стан 8 Божий» ( Быт.32:1–2 ). Таким образом, вне этого небесного стана находится все, в чем мы живем, земное пространство, где Христос страдал во плоти. Когда сказано, что сжигают «всего тельца» «и внутренности его и нечистоту его» (ср. Лев.4:11 ), посмотри, не названо ли здесь иносказательно нечистотой тело человеческой природы по сравнению с небесным телом. Ибо оно – прах и в прах возвратится (ср. Быт.3:19 ). Но что означает эта корзина с нечистотами, поставленная на корни срубленной смоковницы (ср. Лк.13:7 ), как не тайну промысла, принятого в тело? Однако не сказано, что в нем отсутствуют внутренности. Ибо хотя Он и принял «образ раба» (ср. Фил.2:7 ), «в Нем обитает вся полнота Божества» ( Кол.2:9 ). И хотя все это мы с дерзновением обсуждаем, все же слух всех верных всегда должен питаться чем-то большим. Те же толкования должно также принять и в отношении тельца общества Израилева (ср. Лев.4:13 ). 4 . В нравственном смысле первосвященника можно рассматривать как праведность и благочестие, которые через молитвы и прошения, изливаемые нами Богу, и он совершает в нас как бы некое священническое служение. И если он в чем-то допустит погрешность, то сразу понуждает народ грешить (ср. Лев.4:3 ) против того доброго, что есть внутри нас. Ибо мы не делаем ничего хорошего, когда наше понимание – водитель наших добрых дел – сворачивает с верного пути. И поэтому для того, чтобы исправить это, требуется не просто любое приношение, но жертва самого «откормленного теленка» (ср. Лк.15:23 ). То же и с виной общества; иными словами, исправление всех добродетелей, находящихся в нас, совершается не чем иным, как смертью Христа. Сказано: «Если согрешит начальник пусть приведет он в жертву козла от стад» ( Лев.4:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Возрадуется и Господь о них: и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:5). Будут видеть Бога Отца своего лицем к лицу (1 Кор. 13:12) и узрят Его как Он есть (1 Ин. 3:2). Будет и Бог на них смотреть, как Отец чадолюбивый на возлюбленных сынов Своих. Будут видеть Христа, Сына Божия, искупившего их Кровью Своею. Будут видеть в божественной славе Его, Которому здесь смирением, любовью и терпением последовали, как Сам Он об этом молился: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне (Ин. 17:24). Исполнятся всяких даров, утешения, радости и сладости Духа Святого, как живого и животворящего источника. Будут иметь дружбу со святыми Ангелами и с ними вместе во веки веков восхвалять Господа. Тогда будут славно и весело в радости духа торжествовать над смертью, адом и дьяволом: Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? (1 Кор. 15:55). Будут петь пресладкую песнь: «Аллилуия! Возрадуемся и возвеселимся и воздадим славу Ему!» Тому слава, честь и благодарение да будет и от нас, недостойных, ныне, и присно, и во веки веков, аминь! О Боже Отче, Сыне Божий Единородный, и Святый Душе, Триипостасный Боже, Творче, Спасителю и Промыслителю мой, немерцающий Свете, неложная Истино, Любы вечная, Благосте бесконечная, непостижимое Всемогущество, непостижимая Мудросте, всегда сущая Вечносте, Начало безначальное, Сило вся действующая, Животе всех живущих! Живи мя, просвети мя и вразуми мя, да узрю любовь и благость Твою, которую Ты явил роду человеческому. Аминь! notes Примечания 1 Лик – собрание поющих и пляшущих, а также сама песнь, сопровождаемая пляской. Тимпан – музыкальный инструмент наподобие бубна (прим. ред.) 2 В псалмах: 5:7,15-16; 9:26-32; 11:3-5; 35:2-5, 36:12, 14, 21, 32, 35; 49:16-21; 51:3-6; 58:2-4, 8, 13; 63:4-7; 72:6, 7, 11; 93:5-7; 139:2-6, и в прочих. В апостольских посланиях: Рим 1:21-32; 1 Кор 6:9-10; 2 Кор 12:27; Гал 5:19-21; Еф 5:3-5; Фил 3:18-19; Кол 3:5, 8; 1 Тим 1:9-10; 2 Тим 3:2-7; Тит 1:10,16; Откр 21:8; 22:15 и в прочих местах. 3

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Дар Божий не может быть несовершенен, и предчувствия победы Ж. над смертью запечатлены уже в ВЗ: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26. 19); «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Новый Завет Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Воскрешение Лазаря. Икона. Сер. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Основанием веры в буд. вечную Ж. в НЗ служит факт воскресения Иисуса Христа (2 Кор 13. 4). Верующий во Христа имеет Ж. вечную (Рим 6. 8-11), потому что Христос есть Тот, Кто принес Ж. и нетление (2 Тим 2. 10). Он - «Начальник жизни» (ρχηϒς τς ζως - Деян 3. 15), в Его Ж., преодолевающей смерть, спасение человека (Рим 5. 10), Он - данная уже сейчас верующим Ж., к-рая сокрыта с Ним в Боге (Кол 3. 3-4), Ж. в Нем (Ин 5. 11; Рим 8. 2; 2 Тим 1. 1), Он есть «воскресение и жизнь» (Ин 11. 25), «путь и истина и жизнь» (Ин 14. 6), «истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин 5. 20). В языке НЗ понятие «Ж.» передается греч. словами ζω, ζ, βος, βιω, ψυχ (см. ст. Душа ) и др. Как и в ВЗ, в новозаветных текстах Ж. сопоставляется со смертью и противопоставляется ей. Ап. Павел пишет: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь...» (Рим 8. 38); «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть...» (1 Кор 3. 22); «...возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп 1. 20). В согласии с ветхозаветным языком о Ж. говорится и как о явлении, имеющем протяженность во времени: «Но Авраам сказал: «чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое...» (Лк 16. 25; cp.: 1. 75; 2. 36; 12. 15; Деян 8. 33 (Ис 53. 8); Евр 2. 15). У Ж., понимаемой т. о., есть естественный предел: «Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак 4. 14; ср.: Евр 9. 17; 1 Кор 7. 39; Рим 7. 1-3). Важнейшим признаком Ж. является способность к действию. Поэтому, так же как и в ВЗ, «жить» может иметь значение «быть здоровым»; исцелив сына царедворца, «Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров» (ζ - букв. живет - Ин 4. 50; ср.: Мк 5. 23). Соответственно предметы и явления, лишенные действия или не приводящие к результату, могут быть названы «мертвыми», как грех в отсутствие закона (Рим 7. 8), неправедные дела, которые очищает кровь Христова (Евр 9. 14) или бездеятельная вера (Иак 2. 17). Напротив, живы истинные и потому действенные слова (Деян 7. 38; Евр 4. 12; Ин 6. 63, 68), надежда (1 Петр 1. 3) и жертва (Рим 12. 1).

http://pravenc.ru/text/Жизнь.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010