Ин.17:3 ). Уподобити се Господу, испунити се сваком ( Кол.2,9–10 ; Еф.3:19 ), постати савршен као Бог ( Мф. 5:48 ), – то наш позив, у томе нада нашег: светог ( 2Тим. 1:9 ), небеског ( Евр.3:1 ), ( Фил.3,14 ; Еф.1,18 ; Рим.11:29 ). Тек у Цркви ми живо и бесмртно да смо и позвани у нади свога ( Еф.4:4 ). за све и нада за све То се живи, Црквом и у Цркви: са свима светима кроз свете и свете врлине ( Еф.3:18–19 ). И ми се онда и тело и дух са свима светима: Тако смо ми многи тело у Христу ( Рим.12:5 ); Духом ми се сви крстисмо у тело; и сви се Духом тело уд него многи. Многи су уди а тело ( 1Кор.12,13.14.20.27 .). Ви сте тело Христово, и уди собом ( 1Кор.12:27 ). Нада вером и носи нас ка и нашег нашег нашег позива: богосавршенства. Α тο се у границама Богочовечанског тела Христовог Богочовечанских сила и живе сви сутелесници тог светог и тела, у коме дух – Дух Свети. Дух Истине ( Ин. 15:26 ) као душа свих у душу – саборну душу, и свих срца у срце – саборно срце, и свих духова у дух – саборни дух Цркве, у веру – саборну веру Цркве. То уствари и тела и духа, у коме све бива од Оца кроз Сина у Духу Светом. Бог чини све у свему (1Kop.12,6; ср. Рим.11:36 ). Тако смо ми многи тело у Христу, – тек у Христу ( Рим.12:5 ). Кроз свете и свето у светим врлинама ми се у тело у Христу; и нама нема размака, сви смо собом и повезани животом, као што су уди тела човекова повезани собом. Мисао док у Христу, тело са мислима свих светих чланова Цркве; и ти заиста мислиш са свима светима, мисао ти благодатно органски мислима. Тако и док у Христу; тако и док у Христу; тако и живот, док у Христу. У нашем телу уди многи су тело ( 1Кор.12:12 ), тако и Христос. Духом ми се сви крстисмо у тело ( 1Кор.12:13 ), и Дух нас упути на Истину. У Своме Богочовечанском телу, од кога и у коме Црква, Господ Христос крстом све ( Еф.2:16 ). У вечнога и свебожанскога у том Богочовечанском телу дарови су различни, али Дух (l.Kop.12:4): Дух дела кроз свете дарове и обитава у свима члановима Цркве их у дух и у тело: Духом ми се сви крстисмо у тело (1Kop.12:13). Шта то тело? пита Злотоусти богомудрац; и одговара: Верни са свих сада живе, су живели, и живети. и они су до доласка Христова угодили Богу, тело. Зашто? Зато што су и они познали Христа. Откуда се то види? Речено Авраам, отац ваш, био рад да види дан и виде, и обрадова се ( Ин.8:56 ); и Да сте веровали веровали бисте и мени, он писа за мене и пророци ( Ин.5:46 ). Стварно, они не би писали ο ономе ο коме не би знали шта да кажу; но зато што су Га знали, они су Га и поштовали. Са тог разлога и они тело. Тело се не од духа, иначе оно не би било тело. Поред тога, за ствари се собом и велику везу, ми обично говоримо: су тело. Тако и ми у тело под главом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ведь не иначе, как только крестом совершено отъятие греха, о чем и Павел сказал: «Рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» ( Кол. 2:14 ). Также когда сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» ( Лк. 3:16 ), пророчествовал о том, что имело последовать по воскресении. Но говорят: Иоанн знал, что Христос воскреснет и даст Святого Духа; а что будет распят, того не знал. Но как же бы Он воскрес, не пострадавши и не будучи распят? Чем же бы Иоанн был более пророка, если бы не знал того, что знали пророки? 3. Что Иоанн был больше пророка, засвидетельствовал сам Христос ( Лк. 7:28 ), а что пророки знали о страдании Христовом, известно всякому. Исайя говорит: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис. 53:7 ); а прежде этого свидетельства говорит: «Будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» ( Ис. 11:10–11 ). Потом, говоря о страдании и о славе, за ним следующей, присовокупил: «И покой его будет слава». Этот пророк предсказал не только о том, что Христос будет распят, но и с кем: «И к злодеям причтен», – говорит он ( Ис. 53:12 ). Мало того, он предсказал даже и то, что Христос не будет оправдываться, когда говорит: «Он не отверзал уст Своих» ( Ис.53:7 ); и что будет осужден несправедливо, когда продолжает: во смирении Его суд Его взятся ( Ис.53:8 ). А прежде Исайи то же говорит Давид, и описывает самое судилище такими словами: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» ( Пс. 2:1–2 ). В другом месте говорит даже и об образе распятия: «Пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 ), и со всею точностью изображает наглость воинов: «Делят, -:говорит,– ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» ( Пс.21:19 ). И еще в другом месте даже говорит, что поднесли Ему уксус: «Дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» ( Пс. 68:22 ). Итак, пророки за столько лет описывают и судилище, и осуждение, и распятых с Ним, и разделение одежд, и метание о них жребия, и весьма многое другое, что все перечислять теперь нет нужды, чтобы не продлить слова, а Иоанн, больший всех пророков, не знал всего этого? Возможно ли это? Почему же он не сказал: «Ты ли Тот, Который должен прийти во ад?», но говорит просто: «Ты ли Тот, Который должен прийти»? Но это было бы еще смешнее прежнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Кор.8:8–9 . «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных». Объясн. Апостол Павел хотя и сказал здесь о пище, что «едим ли мы, ничего не приобретаем, и не едим ли, ничего не теряем», но в другом месте предостерегает от свободного выбора в пище: Рим.14:15:20 , и ясно указывает на различие пищи: Рим.15:21 . В стихе 9-м подтверждается апостольское внушение быть осторожными в свободе выбора пищи: ст.10–13. 2Кор.3:17 ; Гал.5:1:13 . «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Объясн. Апостол говорит здесь о свободе христиан от прообразовательного Моисеева закона, например от обрезания, кровавых жертв, новомесячий, суббот и прочего: Евр.7:18 ; Деян.15:24–28 ; и вовсе не говорится о свободе от постов, которые освятили своими примерами Христос и апостолы: Лк.4:1–2 ; Деян.13:1–3 . Свобода дарована нам не для угождения плоти, но любовью служить друг другу: Гал.5:13 . Флп.3:10–11 . «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых». Объясн. Вот высшая цель христианской жизни: участвовать в страданиях Христа, сообразоваться смерти Его и этим путём уготовлять для себя участие в славе воскресения Его. Отсюда подвиги самоотвержения и самоумерщвления: 2Кор.6:4:9 ; Евр.11:38 , отсюда времена поста, посвящаемые воспоминаниям осуждения и смерти Господа: Деян.13:2–3:27:9 , отсюда же и празднование дней, посвящённых воспоминаниям явлений и снисхождения на землю Господа: Деян.20:7–8 ; Кол.2:16 . Кол.2:16–17:20–23 . «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу; это есть тень будущего, а тело – во Христе. Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся (что всё истлевает от употребления), – по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела в некотором небрежении о насыщении плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объясн. Сказанную здесь величайшую истину апостол выражает почти в тех же словах, в каких изрек её Сам Господь: Ин.3:16 ; дальнейшее разъяснение величия Божественной любви к людям можно видеть у апостола Павла: Рим.8:32 ; любовь эта дарована людям совершенно незаслуженно с их стороны; Рим.5:8 ; чтобы не лишиться этой любви, необходимо принадлежать к истинной Христовой Церкви: Мф.18:17–18 , и стараться исполнять слово Божие: Ин.14:23 ; Откр.3:19–20 . О соблюдении заповедей 1Ин.3:23 . «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам». Объясн. Здесь говорится о двух главных заповедях: первая – чтобы мы веровали и крестились во имя Христово: Ин.1:12:3:18 ; Деян.2:38 ; вторая же – чтобы любили друг друга не словом и не языком, но делом и истиной: Лев.19:18 ; Ин.15:12 . Кто эти заповеди соблюдает или сохраняет: 1Ин.2:3–4 , тот пребывает в Нём (Иисусе Христе) и Он в нём – в полном внутреннем нравственном единении, таинственным единением: Ин.17:21:23, 15:7:14:17 . Рим.13:8–19 . «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». Объясн. Здесь апостол указывает на заповедь о любви как единственную в том смысле, что она объединяет в себе все остальные заповеди: ст.9; Мф.22:40 ; 2Ин.1:5–6 . Но нужно исполнять и другие заповеди: Мф.19:17:19, 28:20 . Еф.2:15 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир». Объясн. Здесь разумеются заповеди с одним преобразовательным характером, ибо о соблюдении других заповедей, необходимых для вечной жизни, есть прямое повеление: Мф.19:17 ; Иак.2:10 ; Ин.3:22–24 . Кол.2:6 . «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нём».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ис.60:13 . «Слава Ливана придёт к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих». Объясн. Здесь под подножием должно разуметь святой Крест Господень, а не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала. «Проклята земля»: Быт.3:17 , а посредством Креста Христова и под крестом-подножием попраны враги Божии и человечества: 1Кор.15:25–27 ; Еф.2:16 ; Евр.2:14:10:12–13 ; крест был причиной особенной славы Господа Христа: Флп.2:8–9 ; Евр.12:2 . В Слове Божием кресту придаётся значение как орудию священному: «Кровью Креста Его»: Кол.1:20 , посредством Креста: Еф.2:16 , слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18 . Крест как подножие древесное Пс.98:5 . «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его, свято оно!». Объясн. В Писании говорится «о подножии из дерева»: Ис.60:13 ; крест считается за подножие, поправшее врагов Божиих: Пс.109:1 ; Мф.22:44 . О прославлении подножия – земли, ничего не сказано: прославление же древесного подножия ясно указано «прославлю»: Ис.60:13 ; подножие, сокрушившее врагов, обнаружило силу: Деян.2:35–36 . Присматриваясь к свойствам Креста Христова, мы видим, что на нём стояли («сойди») пречистые ноги Господа, т.е. крест был подножием ног Господних: Мф.27:40:42 . Он был причиной особенной славы Господа Христа: Лк.24:26 ; Флп.2:8–9 ; Евр.12:2 ; посредством Креста Христова и под крестом-подножием попраны враги Божии и человечества: 1Кор.15:25–27 ; Еф.2:16 ; Евр.2:14:10:12–13 . Только погибающим свойственно пренебрегать словом о Кресте 1Кор.1:18 . «Ибо слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия». Объясн. Словом крестным апостол называет всю евангельскую проповедь. В том и является величие креста, что он знаменует всё Евангелие, что он есть образ распеншегося на нём Господа, что считать юродством о кресте значит, по апостолу, считать соблазном и безумием и проповедь о крестной смерти Спасителя: ст.23, а это свойственно только погибающим: ст.18; Деян.17:18 ; сам же апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Господа: Гал.6:14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Но «живот вечный, который дал Отец в Сыне Своем», не есть дар внешний и не юридическая передача или ввод во владение на основании юридической правды, а дар внутренний, нравственно-индивидуальное всыновление через Иисуса Христа, есть «имение» в себе каждым верующим Сына Божия: «..живот вечный, – говорит евангелист Иоанн, – дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот» ( 1Ин.5:11–12 ). «Я есмь лоза, – говорит Иисус Христос, – а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не может делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет...» ( Ин.15:5–6 ); «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима» ( Ин. 14:23 ); «...Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:57 ). Таким образом, из свидетельства Св. Писания мы видим, что не дело только Иисуса Христа вменяется, но Сам Он усвояется человеку, через что верующий со Христом в Нем получает «сокровенный живот свой в Боге» ( Кол.3:3 ). Поэтому Апостол Петр свидетельствует, что в Иисусе Христе человек становится причастником Божественного естества: «...от Божественной силы Его, – говорит Апостол, – даровано нам все, потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам величия и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божественного естества...» ( 2Пет.1:3–4 ). Это «причастие Божественного естества» и усвоение человеку Христа есть уже действие благодати Духа Божия, благодати не Бога Творца, но Бога Творца и Спасителя человека: «...Аз умолю Отца, – говорит Иисус Христос ученикам, оставляя мир, – и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век Дух истины...» ( Ин.14:16 ). «Вы же знаете Его, яко в вас пребывает, и в вас будет»; «Утешитель же, Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам» ( Ин.14:17–26 ); «егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину.... Он Мя прославит, яко от Моего приимет» ( Ин.16:13–15 ). Поэтому рождение во Христе есть «рождение свыше – от Духа Божия»: «Аще кто не родится свыше, – говорит Иисус Христос, – не может видети Царствия Божия», поясняя, что «родиться свыше» значит родиться «водою и Духом» ( Ин.3:3–5 ). «...Все водимые Духом Божиим, – говорит Апостол, – суть сыны Божии. Потому что... приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу.., чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:14–17 ); «чрез освящение Духа и веру истине избрал вас ко спасению» ( 2Фес.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Что включает в себя богословие этого послания? Петр написал свое послание, как мы видели, с практическими целями, и, несомненно, было бы неверно искать в нем глубокое богословское содержание. В его цели не входило рассмотрение богословских вопросов (как у Павла, в Рим. или Кол.), но как пастор он основывал свои нравственные наставления на знании характера Бога. Таким образом, библейские учения, которые встречаются в послании, относятся к тем, которых лежат в основе принципов христианской жизни. Учение о Боге В 1:1,2 Петр касается практического аспекта взаимоотношений между тремя Личностями Божества. Бог – Властелин всего сущего, и, следовательно, Ему можно довериться (4:19). Он – свят, и потому мы тоже должны стремиться к святости (1:15,16). Он – Отец, и потому Его дети должны жить так, чтобы быть достойными носить Его имя (1:17), а тот факт, что Он искупил Свой народ, составляет фундамент нашей веры (1:18–21). Учение о Христе Христос безгрешен, преисполнен смирения и готовности страдать бесконечно. Он являет для нас пример для подражания (2:21–24). Он умер и восстал к жизни, потому и мы должны умереть для греха и жить Его животворящей силой (2:24; 4:1). Его свершения описываются в свете искупления (1:18,19), примирения и заместительной жертвы за грех (3:18), это Ему было предназначено от создания мира по Божьей любви Отца (1:20,21). Он также составляет фундамент Божьей Церкви, на котором зиждется вера и надежда ее членов, а также вдохновенное стремление к святости и любви (2:16; 1:21,22). Учение о Святом Духе Святой Дух рассматривается как посредник при освящении (1:2), автор Священного Писания (1:11), вдохновитель христианского служения (1:12) и утешитель христиан в годину испытаний (4:14). Учение о Священном Писании Авторитет Священного Писания удостоверяется характером ссылок Петра на Ветхий Завет в поддержку своего учения (напр.: 1:24,25; 2:6–8; 3:10–12; 4:18). Этот источник виден в водительстве и вдохновении его авторов Святым Духом (1:11; ср.: 2Пет. 1:21 ), и этот непреложный Его атрибут подчеркивается цитатой из Ис. 40:6–8 (1:23–25). Священное Писание также описывается как семя, которое возрождает человека по мере того, как он слушает и откликается на проповедь Благой вести (ср.: 1:23 с 1:25), и как путь духовного роста христианина (если опираться на перевод в 2:2 как «словесное молоко»). Учение о Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Дан.2:13, 3:10, 6:8–9 ; Есф.3:9 ), а с другой – заповеди Моисеева закона (см. Иез.20:24 ) либо предписания, относящиеся к религиозной жизни вообще (см. 2Мак.10:8, 15:36 ). В Новом Завете слово «догмат» (δγμα) употребляется пять раз в двояком смысле: в политическом – и означает царские указы и повеления (см. Лк.2:1 ; Деян.17:7 ) – и в религиозном, отражая предписания Моисеева закона, имевшие в свое время обязательную силу для каждого еврея (см. Кол.2:14 ), а также новозаветные постановления, обязательные для всех членов Христовой Церкви. Ибо в Деяниях Святых Апостолов говорится, что апостолы Павел и Тимофей «предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (φυλσσειν τ δγματα, т εριμνα π τν ποστλων α τν πρεσβυτρων τν ν ερουσαλμοις, Деян.16:4 ). Проводя различие между предписаниями Моисеева закона и новозаветными истинами, догматами, апостол Павел говорит, что Господь Иисус Христос «закон заповедей (Моисеевых) догматами упразднил» (τν νμον τν ντολν ν δγμασι αταργσας, (ср. Еф.2:15 ). Следовательно, еще с апостольских времен сформировалось церковное значение слова «догмат» как Божественной, неоспоримой, абсолютной и общеобязательной истины веры. Великий ревнитель богоданного, апостольского Предания святой Кирилл Иерусалимский основные истины веры, содержащиеся в Символе Иерусалимской Церкви, называет необходимыми догматами (τν ναγαων δογμτων), догматами благочестия (δογμτων εσεβν – букв. «благочестивыми догматами». – «Примеч. пер.»), а подвиг веры, которым они усвояются, именует догматическим образом веры (εδος τς πστεως τ δογματιν). Всецелое новозаветное учение о Боге он называет догматами о Боге (τ περ Θεο δγματα), а личное и животворящее усвоение этих догматов деятельной верой считает необходимым условием спасения, делая вывод: «Величайшая польза – изучение догматов». Перечислив все новозаветные истины о Боге, Божием Сыне, Святом Духе, о добре и зле и вообще о домостроительстве спасения, святой Григорий Богослов призывает оглашенных свое благо, свое спасение, свою новую жизнь утверждать «на основании этих догматов (π τοτ τ ϑεμελ τν δογμτων)».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В этих словах Спасителя, как видно из всей 15 главы, отнюдь не воспрещается хранение постов, а лишь выражается та мысль, что нужно обращать главное внимание на злые помыслы, гнездящиеся в сердце, а не на мелочи, как наприм., можно ли держать при еде хлеб умытыми или неумытыми руками (см. ст. 2). Господь Сам постился 40 дней и этим дал пример к установлению постов Его последователям: Мф. 4:1–2 . Лк. 4:2 . Мф. 4:1 . Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола. 2 . И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Лк. 14:2 . Там сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в сии дни, а по прошествии их, напоследок взалкал: 1Кор 8:8 . Пища неприближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Рим. 14:2 . Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 3 . Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. 14 . Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. 17 . Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во СвятомДухе. Кол. 2:16 . Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. 20 .Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: 21.Не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся: Все приведенные места св. Писания сектанты изъясняют в смысле запрещения постов православной Церкви. Но если так, то почему тот же апостол неоднократно и разнообразно свидетельствует о своих собственных подвигах поста, как, например, он пишет коринфским христианам: 2Кор. 6:4–5 и 2Кор. 11:27 . Если вышеприведенные места из послания ап. Павла, на какие ссылаются сектанты в отвержение постов, изъяснять в сектантском смысле, то выйдет, что с одной стороны апостол повелевает нам поститься, а с другой запрещает то же самое, но такого противоречия апостол не мог допустить; да никакого противоречия здесь в действительности и нет, так как смысл означенных изречений ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Павел говорит, что «все для Христа создано» (курсив автора). Иными словами, все творение существует только ради Христа. Все должно исполнять Его волю и содействовать Его славе 182 . Воистину Христос выше всего и всех. Есть и другие библейские отрывки, где Христос изображен Творцом: Ин.1:3 ; Евр.1:2, 10 и Откр.3:14 . Роль Сына как Творца – стержень новозаветного откровения. Это обстоятельство важно потому, что оно указывает на божественную природу Христа: «Ветхий Завет, несомненно, изображает Творцом Вселенной одного только Бога ( Быт.1 ; Ис.40 ; Пс.8 ). И когда ученики Христа провозглашают Иисуса Тем, через Которого было создано все, они недвусмысленно приписывают Ему божественную природу» 183 . Но Христос – не только Творец Вселенной. В Кол.1:17 Он также назван Хранителем Вселенной: «...Он есть прежде всего, и все Им стоит» (курсив автора). Стихи Кол.1:16 и Кол.1:17 , если их читать вместе, ясно показывают, что Творец собственноручно поддерживает жизнь в том, что Сам создал. Слово «прежде» («прежде всего») показывает, что Христос уже существовал до того, как все было сотворено. «Первенство бытия принадлежит великой ПЕРВОпричине. Сотворивший все, естественно, существовал раньше всего. Прежде чем приступить к творению, Он наполнил огромные пространства безначальной вечности. Материя не вечна... Он был раньше материи и создал ее» 184 . Некоторые богословы придают большое значение обстоятельству, что фраза «Он есть прежде всего» стоит в настоящем времени. Если бы Христос просто существовал дольше всего остального, можно было бы сказать, что Он «был прежде всего». Настоящее время глагола, по всей видимости, указывает на вечное, бесконечное существование. Смысл этой фразы состоит в том, что «Он вечно существовал прежде всего» 185 . А затем Павел делает поразительное заявление: «И все Им стоит». Афанасий Великий (296–373 гг. н.э.), один из отцов Церкви и поборник ортодоксии, комментируя этот стих, высказал предложение, что Слово (т. е. Христос) ...повсюду распространило силы Свои, озарив и видимое, и невидимое, в Себе все содержит и скрепляет, ничто не оставив лишенным силы Своей, но оживотворяя и сохраняя все и во всем, и каждую вещь в особенности, и вдруг все в совокупности... держа вселенную, как лиру, и что в воздухе сводя с тем, что на земле, а что на небе – с тем, что в воздухе, целое сочетая с частями и обращая Своим мановением и изволением, прекрасно производит единый мир и единый в мире порядок...» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010