Как видно из предыдущего, здесь речь идет не о праздниках ветхозаветных – новолунии и субботе, а о праздниках новозаветных вообще. 112 Пророк выражается только применительно к понятиям своих слушателей, для которых праздники суббота и новолуние были самыми частыми: первый еженедельно, в последний день недели, второй – ежемесячно, в первый день месяца. Мысль в этих словах пророка та, что с устроением нового неба и новой земли или, что тоже, с учреждением церкви Христовой на земле уже не одни иудеи, но все народы (всяка плоть – ср. выше Ис. 40:5 , Пс. 64:3 : к Тебе всяка плоть приидет – Пс. 85:9 : вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое), познавшие и принявшие истинную религию в установленные дни или праздники будут собираться в Иерусалим для молитвы и прославления Бога. В частности сказанное пророком о субботе и новолунии, которые, по апостолу, суть стень грядущих ( Кол. 2:16–17 ), можно понимать как пророчество о непрерывном праздновании христианами воскресного дня. В этот день для мира воссиял новый свет в лице Иисуса Христа, воскресшего из мертвых и настал покой от работы закону Моисея ( Рим. 7:1 : закон обладает над человеком во елико время живет – 4: вы умросте закону телом Христовым – 6: ныне же упразднихомся от закона); поэтому он в духовном смысле и может быть назван субботою (покоем – ср. Евр. 4:8–10 ) и новолунием, т. е. началом нового месяца или точнее – нового благодатного времени (ср. Ис. 61:2 : нарещи лето Господне приятно), когда, по словам того же пророка, вместо света луны и солнца, Сам Господь будет вечным светом ( Ис. 60:19–20 ). 2) Участь неверующих ослушников воле Божией, пророк изображает так: «Выйдут (члены церкви) и увидят трупы людей, преступивших волю Мою (преступивших Мне – ср. выше 65:2: непокоряющиеся и противуглаголющие, а также 66:4), ибо червь их не умрет (не скончается) и огонь не угаснет – и будут они (т. е. преступившие волю Божию) на удивление (в позор, ες ρασιν) всякому человеку» (24 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Так, апостол Павел Самого Христа называет образом Бога невидимого ( 2Кор. 4, 4 ; Кол. 1, 15 ), образом Божиим ( Флп. 2, 6 ), сиянием славы и образом ипостаси Его ( Евр. 1, 3 ). И напротив, о язычниках он пишет, что они славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся… Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1, 23–25 ). В Ветхом Завете читаем даже такое: И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями своими разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу ( Втор. 32, 15–17 ). Оказывается, поработившись страстям, можно наделить образ Бога сатанинскими свойствами, и тогда реальное поклонение дьяволу становится сущностью данной религии. Об этом предупреждает апостол Павел: Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами ( 1Кор. 10, 20 ). Ибо какое согласие между Христом и Велиаром? ( 2Кор. 6, 15 ). Таким образом, становится понятно, что мысль о единстве Бога во всех религиях не просто ошибочна, но и глубоко лукава и прямо склоняет к подмене Христа Его противоположностью – антихристом. Она ведёт к фактическому уничтожению всех религий, и прежде всего христианства, и торжеству такой религии, в которой каждый может верить, как хочет, но только в границах царства «земного рая». Но должен же быть образ Бога, являющийся откровением Самого Бога? Что отвечает христианство Я есмь путь и истина и жизнь. Ин. 14:6 Каждая религия для подтверждения своей истинности должна иметь объективные аргументы, указывающие на Божественность её происхождения и сверхъестественный характер её истин. Христианство предлагает целый ряд таких аргументов. 1. Исторический аргумент Возникновение христианства и особенно его сохранение в условиях беспрецедентных преследований остаётся большой загадкой. Такой авторитетнейший атеистический исследователь этого вопроса, как Ф. Энгельс, писал: «Христианство… возникло в Палестине, причём совершенно неизвестно, каким образом» 42 .

http://azbyka.ru/bog-2

В 1749 году я спрашивал об этом всеблаженнейшего Патриарха Антиохийского кир Сильвестра, при светлейшем лице Его величества господина Константина Николаевича, князя Угровлахийского. И тогда Его святительство дал худости моей благословение говорить и писать против тех, кто учит монахов вкушению мяса. Основываясь на этом, я дерзнул, хотя и лишен всякого дерзновения перед Богом, собрать из Священного Писания и из книг учителей церковных и из типиков великих монастырей, которые Святая Соборная Церковь принимает и которых придерживается, доказательства того, что ныне вовсе не подобает монахам, оглядываясь на древность, есть мясо. И не для того, чтобы обличать или осуждать других, собрал я это, но только для того, чтобы поучать братьев моих, уверяя, и укрепляя, и отводя их от такого попрания совести и боясь праведного суда и отмщения Божия, постигшего того древнего архиерея Илия из-за сыновей его Офни и Финееса (см. 1Цар.1–4 ). Недостойный старец, Василий схимонах Исследование. О воздержании и невкушении монахами мяса: откуда пошло этому начало? Божественный апостол назвал все ветхозаветное тенью будущего и умопостигаемого (см. Кол.2:17 ; Евр.10:1 ), как говорит и священнейший Григорий Богослов : «потому и три этих города, созданные людьми израильскими в Египте: Пифон, Рамессин и Он, прообразовали три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие, первую из которых, то есть сластолюбие, словно некую плату за свою работу, израильтяне вынесли с собой из Египта и из-за нее много раз, более же побуждаемые ею, пытались снова возвратиться в Египет, как показывается во второй и четвертой книгах Моисеевых, называемых Исход и Числа». «Ибо возроптал, – говорит Писание, – весь сонм сынов Израилевых на Моисея и Аарона, говоря: О, лучше бы мы умерли, пораженные Господом в земле Египетской, когда сидели над котлами мясными» (см. Исх.16:2–3 ). И еще: «и сев, плакали сыны Израилевы и говорили: кто накормит нас мясом, ибо душа наша иссохла, ничего, кроме манны, нет пред очами нашими. И сказал Моисей: откуда у меня мясо, чтобы дать всем этим людям, ибо они плачут предо мной, говоря: дай нам есть мяса. И повелел Бог Моисею сказать им: очиститесь к утру, и будете есть мясо, ибо вы плакали пред Господом, говоря: кто накормит нас мясом? Как хорошо было нам в Египте! И даст вам Господь есть мяса, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и станет вам мерзостно» (см. Чис.11:4–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Ибо всяк, аще призовет имя Господне, спасется ( Рим.10:13 ). Посмотрим на Того, Кто оставил нам образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2.21 ), – если только желаем спастись, войти в Царство Его, получить жизнь вечную. Возведенный Духом в пустыню, чтобы искуситься от дьявола и победить его постом и молитвою, Господь наш провел сорок дней и ночей без пищи, будучи не иным чем занят, как молитвою. Хотя в Писании указана малейшая часть Его деяний (Ср. Ин.21:25 ), однако ж не однажды упоминается, как Он утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился ( Мк.1:35 ); то сказано еще: взошел Он на гору, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). И преображение Его было на горе, когда Он молился, и сущие с Ним бяху отягчени сном ( Лк.9:32 ). И тогда, когда душа Его скорбела смертельно, и Он, будучи в подвиге, падал на лице Свое – с воплем крепким и со слезами принес Свои молитвы ( Евр.5:7 ). Хотя и Божий Он Сын, но имел великое благоговение к Богу; потому и, будучи пригвожден ко Кресту, молился: Отче! отпусти им. Отче! в руце Твои предаю дух Мой ( Лк.23:34, 46 ). Итак, как говорил Он ученикам Своим: научитесь от Меня ( Мф.11:29 ), то наученные – вси бяху, – как сказано, – терпяще единодушно в молитве и молении ( Деян.1:14 ). Не напрасно же Писание убеждает нас: в молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением ( Кол.4:2 ). Непрестанно молитеся; о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (Фес.5:17). Как шествующие в землю обетованную питались манною, так и грядущие к вечному блаженству, укрепляют сердца свои молитвою к Богу. О тех сказано: хлеб ангельский яде человек ( Пс.77:25 ); но чем бесплотные силы укрепляют себя, как не Божиим славословием? И души живут и не умирают только молением – прошением, благодарением. Молитва благоговейная отстраняет душу от всего земного, делает человека высшим страстей мира сего: врага ли увидит он после молитвы, уже не смотрит на него как на врага; красивую ли женщину, не соблазняется при виде ее. Пламень, возженный молитвою, не допускает до сердца никакую греховную мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

3:16) и в довершение всех болезней «умирать смертию» (2, 17). Таким образом, дух человека и весь человек, погрузившийся в себя, сколько бы своими силами ни возвышался в очах человеческих, есть земля «неустроенная» , и до тех пор останется землею, пока снова весь не покорится силам Вышнего; иначе снидет в бездну грехов последнюю. Навсегда сокрылось бы от нас блаженное небо, если бы Иисус Христос не приклонил его нисшествием Своим, и не открыл всемощным Крестом, «убив вражду на нем» . Во Христе «благоволил Бог всему исполнению» Божества «вселиться, и тем примирить с Собою мир, избавившего нас от власти- тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:13). Отец, почивающий в Сыне, почивает и там, где Иисус Христос вселяется, где «кровью Его» (Ефес.1:7) погашается пламень вечного гнева, течет во исцеление плоть, распятая и погребенная, приемлется в одежду нетления и святости. Ибо Иисусом Христом восстанавливаются святыня, правда, любовь, мир и радость божественные. Поэтому там отверзается и там есть небо, где Иисус Христос. Святые Божии, победив на земле мир под «завесою, то есть плотью» (Евр.10:20) Иисуса Христа, приступили ко Свету неприступному, взошли во Святая, во Христе и со Христом торжествуют ныне, и потому они — небо. Живущие на земле, когда собираются не во имя земли и человека, но во имя Господа Иисуса, тоже составляют небо. Тогда Он пребывает между ними: «ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди их» (Мф.18:20). В каждом собрании во имя Христово на земле есть небо. Сердце человека, если столько укрепляется в вере и возрастает в любви, что все открывается для Иисуса Христа, и Он, нисходя к нему, Своею святостию «творит обитель Себе» (Ин. 14:23), то и сердце человеческое есть небо. Слово Божие уверяет нас в тайне пребывания Христова на земле до скончания всех времен: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Поэтому и небо с нами и посреди нас, хотя бы мы не касались его. Если это божественное небо может открываться когда-либо в чувственных образах и для чувственного человека, то здесь, когда преломляется Хлеб небесный и подается Чаша жизни, некоторым образом часть этого неба открывается и для нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

4:9–10). А потом уже он писал к Коринфянам, как видно из слов: « ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих » (2 Кор. 9:2). Отсюда ясно, что Фессалоникийцам говорено было о том прежде. Но хотя послание к Римлянам позднее этих, однако, оно написано раньше тех, которые отправлены из Рима. Он еще не прибыл в город Рим, когда написал это послание, как открывается из слов: « я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное » (Рим. 1:11). К Филиппийцам же Павел писал из Рима, почему и говорит: « приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома » (Флп. 4:22). И к Евреям написано оттуда же, почему и сказано, что их приветствуют все от Италии (Евр. 13:24). Также и послание к Тимофею Павел писал из Рима, находясь в узах. Даже мне кажется, что оно есть последнее из всех его посланий, как видно из сказанного в конце: « ибо я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало » (2 Тим. 4:6). Всякому же известно, что Павел кончил жизнь в Риме. И послание к Филимону есть также одно из последних, так как Павел написал его в глубокой старости, о чем сам говорит: « я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа » (Фил. 1:9). Но, конечно, оно написано прежде послания к Колоссянам, что опять видно из сказанного в конце послания, так как Павел в послании к Колоссянам пишет: « все скажет вам Тихик, которого я послал с Онисимом, верным и возлюбленным братом » (Кол. 4:7–9). Онисим же этот был тот самый, о котором Павел написал послание к Филимону, а не другой, соименный ему, что доказывается именем Архипа, на которого Павел в послании к Филимону возложил труд ходатайствовать с ним за Онисима, и которого в послании к Колоссянам он поощряет такими словами: « скажите Архипу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе » (Колосс. 4:17). Мне еще кажется, что послание к Галатам написано прежде послания к Римлянам. Если же послания Павла имеют в книгах порядок другой, то это нисколько не удивительно, так как и двенадцать пророков расположены последовательно, в известном порядке книг, хотя по времени они и не следуют один за другим, но разделены между собой большим промежутком времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

  Да пребудет слава Богу, Спасителю нашему, во все века непреложною.     МОЛИТВА ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ “Боже, Ты знаешь безумие мое, и грехи мои не скрыты от Тебя” (Пс. 68: 6)… Ныне я живу в уничиженном виде, Ты же, Христе, зовешь меня к вере и принятию Откровения, что Отец любит нас, как любит Он Тебя, Своего Единородного Сына: “Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня… и возлюбил их, как возлюбил Меня” (Ио. 16: 27; 17: 20–23).   Безмерно велико дерзание наше по вере во Христа. Недаром блаженный Павел говорит, что “безумие Божие сильнее человеческой мудрости”. Что плотскому рассудку кажется совершенным безумием — то для верующих есть премудрость и сила, жизнь и свет (ср.: 1 Кор. 1: 18–30; Кол. 2: 14; 3: 18–19).   Но если для всякого человека дерзание быть христианином есть акт, превосходящий меру человека, то что скажу я о себе? Мне от детских лет усвоилось сознание моего ничтожества; я даже пред людьми бездерзновенен. И все же: посетил меня малый Свет, и я поверил во Христа–Бога. Затем последовало более обильное излияние Света в связи с моей в Него верой, и вера моя углубилась новым познанием.   Как бы ни был я воистину “ничто”, но Нетварный Свет являлся мне именно за веру во Христа. Мой ум преодолел стену рассудка, недоумевавшего, бессильного понять, что Персона–Ипостась обладает всеобъемлющим познанием настолько, что от Него не скрывается ничто во всем космическом бытии: “ни один воробей не упадет на землю без (воли) Отца нашего… у нас же и волосы на голове все сочтены… и нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано” (Мф. 10: 26, 29–30)… “И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его” (Евр. 4: 13).   Мои отношения с Богом носят исключительно личный характер. Вне личных отношений нет понятия о грехе; вне сего нет любви между человеком и Богом; вне сего нет и не может наличествовать бытийное познание Бога; вне сего все поглощено смертью, все утопает в самом настоящем не–бытии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Псал. 89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Иоан. 17:5 ), и в словах апостола Павла: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..., так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф. 1:3–4 . См. также Кол. 1:17 ; Сир. 23:29 ; Притч. 8:23 ). б) что мир имел свое начало. в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Map. 10:6). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); 1057 в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Псал. 101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и дру­гой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Иоан. 1:1 ; Притч. 8:23 ). в) наконец, что и самое время, подобно миру, никогда не су­ществовало и сотворено Богом. От века я помазана, говорит Ипостасная Премудрость Божия, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов ( Притч. 8:23–25 ). А святой Апостол присовокупляет, что этой-то Ипостасной Премудростью Бог Отец и веки сотвори ( Евр. 1:2 ). Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители упо­требляли преимущественно следующие рассуждения: а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине про­изводящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит; 1058 б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо никогда не существовал; 1059 в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. 1060 Вместе с тем защитники истины не остав­ляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были от­носительно ее в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Возражения. 1) Спаситель сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие, т. е. разумение Св. Писания, от мудрых и разумных, а открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Ап. Павел также говорит: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» ( 1Кор. 1:27 ). Значит, Господь открывает Свое учение людям простым и незнатным, каковы, напр., сектанты. Отв. «Мудрыми» и «разумными» называются здесь превозносящиеся своей мудростью и потому не могущие принимать в простоте сердца премудрого слова Божия, а младенцами – смиренные, доверяющие ему. Если же разуметь под первыми людей вообще мудрых, ученых и думать, что мудрость может служить помехой для усвоения учения Христова, то тогда совсем непонятны будут слова ап. Павла: «Которого (Иисуса Христа) мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости» ( Кол. 1:28 ); «о сем надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать…вас снова нужно учить первым началам слова Божия» ( Евр. 5:11–12 ). Затем, несогласно будет такое понимание и со словом Божиим, которое во многих местах свидетельствует, что Господь открывал Свое учение и людям ученым и знатным, каковы, напр., ап. Павел, «римский гражданин» ( Деян. 22:25 ), «воспитанный при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (–22:3), Иосиф Аримафейский ( Лк. 23: 50–51 ), «вельможа Кандакии, царицы Эфиопской» ( Деян. 8:27 ), «Корнилий сотник» (–10:1), «проконсул Сергий–Павел» (–13:7), «Крисп, начальник синагоги» (–18:8) и др. 495 2) «Если у кого из вас не достает мудрости, говорит ап. Иаков, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему» ( Иак. 1:5 ). Значит, каждый может толковать Св. Писание. Отв. Апостол говорит здесь не о той теоретической мудрости, которая нужна для уразумения и истолкования Св. Писания и «приобретается в благоприятное время досуга» ( Сирах. 38:24 – 26 ), а о практической, которая выражается в добром поведении, скромности, послушании и милосердии ( Иак. 3:13–17 ). 496

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Истинно говорю». Утверждение непреложности сказанного. Доколе не прейдет и прочее. Доколе стоит этот мир, то есть до конца веков. Или: скорее прейдет небо и земля, скорее миру настанет конец, нежели Закон в его духе и существе останется неисполненным. «Йота». Самая малая, по начертанию, буква еврейского алфавита, черта – малый изгиб, которым отличается одна буква от другой, сходной с ней по начертанию. Этими словами обозначается, что и самое малое, по-видимому, и незначительное из Закона не прейдет – не останется без исполнения как непреложное слово Божие, которое не может быть праздным и остаться без исполнения. «Пока не исполнится». В духе и существе, а не по букве. Весь Закон был сенью будущего ( Евр.10:1 ; Кол.2:17 ); когда явилось самое тело, сень утратила свое значение, но вместе с тем осуществилось то, на что указывала сень. Отменен изветшавший древний Завет, но заменен совершеннейшим, которого он был только тенью. Исполняющий Новый Закон исполняет вместе с тем и Ветхий, только не по мертвой букве, а в высшем совершенстве, в духе. Мф.5:19 . Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. «Нарушит.» Преступит, сделает противное заповеди или превратным толкованием отнимет обязательную силу у заповеди, например представив заповедь маловажной и нарушение ее не греховным делом, а виновного не подлежащим взысканию или подлежащим малой ответственности ( Мф.23:23 ). «Заповедей сих малейших.» Фарисеи разделяли заповеди Закона на два класса – большие и малые, и о последних говорили, что нарушать их не грех , хотя между ними поставляли заповеди, относящиеся к самой сущности Закона – к любви, милостыне, правосудию ( Мф.23:23 ). О них-то и говорит Господь, называя их малейшими по ложному только понятию фарисейскому. Святые Златоуст и Феофилакт, впрочем, толкуют так, что малейшими Господь называет не заповеди Закона Ветхозаветного, но те, которые Он Сам намеревался дать, и называет их так по смирению; как Он смирил Себя Самого и во многих местах говорит о Себе скромно, так говорит и о Законе Своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010