Обрезывайте крайнюю плоть вашу, и сие будет знамением завета между Мною и вами. Осьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан… Необрезанный же мужеского пола… истребится… ибо он нарушил завет Мой». В словах этого завета, – чтобы впоследствии люди или по малодушию, или по какой другой причине не перетолковали чего по своему, – указывается и возраст, с какого должно начинать обрезание, – т. е. всякий младенец мужеского пола должен быть обрезан у вас восьми дней от рождения ( Быт17:12 ). Как видим, – повеление ясное, точное и строгое; строгое настолько, что, в случае нарушения этого повеления, нарушитель оного подлежал угрозе истребления 17 . – А ведь, пожалуй, и в ветхозаветное время люди были такие же, как и теперь; пожалуй и тогда, только одни взрослые были способны сознательно вступать в договор (завет) с Богом и по своей греховности нуждались в видимых знаках очищения; и тогда, как и теперь, младенцы, ведь, пожалуй, не способны были обладать ни сознанием, ни свободным произволением. Но ведующий и всеблагой Господь судит не по человечески: Он и младенцев почел нуждающимся в видимом очищения для общения с Богом и для их спасения; обрезание Он положил обязательным не для взрослых только, но и для несмысленных и не могших веровать восьмидневных младенцев. А между тем ап. Павел прямо сопоставляет ветхозаветное обрезание с новозаветным христианским крещением, как прообраз с прообразуемым, говоря: в Нем (т. е. во Христе) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым, – быв погребены с Ним в крещении ( Кол.2:11–12 ). Очевидно, св. Апостол не увлекся, подобно нашим сектантам, философией и пустым обольщением, ко преданию человеческому, по стихиям мира, а рассудил об этом по Христу ( Кол.2:8 ), сообразно с здравым учением ( Тит.2:1 ). Т. е. иначе, другими словами: называя христианское крещение нерукотворенным обрезанием, ап.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

– Царство это уже и теперь пребывает в душах всех уверовавших во Христа (см.: Лк.17:21; 18:17 ), к какому бы народу они ни принадлежали; – оно есть также Церковь , или Тело Христово, Глава которого Сам Христос (см.: Рим.12:5 ; 1Кор.11:3; 12:27 ; Еф.1:22; 5:23 ; Кол.1:24 ); – доступ в это Царство открыт лишь через первое воскресение, которое есть не что иное, как крещение, и потому часто уподобляется в Писании воскресению со Христом (см.: Рим.6:5 ; Кол.2:12–13 ; 2Тим.2:2, 11 ). Сказав: встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф.5:14 ), божественный Павел разумел воскрешающее действие таинства воды и Духа. Сектант : Тысячелетнее царство Христово нельзя смешивать ни с каким другим, ибо оно: – будет основано лишь во Втором пришествии; – предваряется воскресением праведников, которым уготовано царствовать со Христом; – продлится ровно тысячу лет, после чего произойдет воскресение грешников, их осуждение и конец света. Священник : Ваше учение о «тысячелетнем царстве» плод глубочайшего заблуждения. Корень же его в том, что вы принимаете воскресение, которое переживает каждый христианин в таинстве крещения, за особое воскресение праведников, которое будто бы предшествует воскресению всех прочих людей. Уразумей же, что воскресение первое есть воскресение через крещение, а воскресение в собственном смысле (которое по отношению к первому можно условно назвать «вторым») воскресение всеобщее. Также и смерть вторая (в отличие от «первой» естественной и вызываемой разделением души и тела, от чего не избавлены даже святые) есть вечное мучение, или адово осуждение, именуемое так в противоположность вечному блаженству, которое есть жизнь (см.: Мф.18:8; 19:17 ; Мк.9:43 ; Ин.5:24 ). Сектант : Из того места в Откровении Иоанновом, которое ты привел в самом начале, явствует, что будет два воскресения: одно праведников в начале тысячелетнего периода, другое грешников в конце его (см.: Откр.20:4–5 ). Это подтверждается и другими местами Писания. Например, в Послании апостола Павла к фессалоникийским христианам: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то веруем также, что и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... потому что Сам Господь, при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес.4:14–16 ). И в другом его Послании: каждый оживет в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:23 ), или, иными словами, праведники воскреснут в сонме праведных, а грешники в сонме грешных. Итак, Господь сначала воскресит умерших в Нем, и это будет воскресение первое, которое наступит вслед за Вторым Его пришествием, то есть в начале тысячелетнего Царства Христова. После же того как ненадолго освобожденный диавол со всеми, кого он обманул, будет ввержен в ад, наступит конец света, а за ним воскресение грешников, которое и будет воскресением вторым, спустя тысячу лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в Смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам в Нем ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:3–4 ). Этот текст является откликом на Рим.5 , в котором сравниваются два Адама. Данное сопоставление продолжает начатое в 1Кор.15 сравнение человека душевного и духовного. Апостол Павел утверждает онтологическое единство между нами и Христом: «[Мы] общники корня и соки маслины» ( Рим.11:17 ). Для нас смерть уже в прошлом, как и для воскресшего Христа: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:11 ). Говоря о Крещении, апостол Павел может говорить о нашем воскресении в прошедшем времени: «...быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли» ( Кол.2:12 ). Апостол Павел продолжает: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ). Отрывки с тем же смыслом можно найти и в первой и второй главах послания к Ефесянам. Апостол Павел с большой силой утверждает крещальное измерение всей христианской жизни. 6. Пневматологическое измерение Крещения. Миропомазание Действие Святого Духа происходит постоянно: в незаметном движении поиска Бога, без возможности одновременно определить это движение в нас и его устремление. Предварительное помазание, предшествующее Крещению, было символически связано с Богопомазанием и с исповеданием веры, не исключая все же его заклинательной функции освобождения оглашенного. Помазание открывает дверь к богопознанию. «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ). Через освящение воды совершается в Духе подлинное освящение всего тварного вещества. Чин миропомазания после крещального погружения был введен довольно поздно. До конца IV века Сирия и Каппадокия не знали особого чина Святого Духа между Крещением и Евхаристией. Очень показателен тот факт, что в своих крещальных тайноводствах святитель Иоанн Златоуст совершенно о нем умалчивает, тогда как описание чина крещального тайноводства очень подробное. Таинство миропомазания начало развиваться в IV веке. Мы находим свидетельство о нем в одном из тайноводственных оглашений святителя Кирилла Иерусалимского (принадлежащем скорее даже его преемнику, Иоанну Иерусалимскому), а также в тайноводственных оглашениях Феодора Мопсуэстийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Обычно в богословии то и другое рассматриваются вне связи между собой. Поэтому оказывается, что всеобщность искупления вовсе не означает всеобщности спасения, и крестное «Совершишася» тем самым воспринимается в ограниченном смысле: совершилось спасение не для всех, но лишь для избранных, причем часть их во всем человечестве определяется различно, по усмотрению. Многими она, вслед за бл. Августином, определяется как меньшинство, и уж во всяком случае не большинство. Если сила искупительной жертвы определяется в нашем литургийном возгласе, как «о всех и за вся», 354 то она тем самым, напротив, истолковывается, как свободная от ограничений, вселенская. Но не так же ли она определяется и в соответствующих священных текстах, ветхо-и новозаветных? Из первых на главном месте стоит, конечно, 53 глава ветхозаветного евангелиста Второ-Исаии, посвященная искупительному подвигу Мессии: 2–12. «Господь возложил на Него грехи всех нас» (6), чрез «познание его (подвига Своего) Он оправдает многих (здесь разумеется не в ограничительном, но в расширительном смысле – всех ) и грехи их на Себе понесет» (11). Новозаветные же тексты согласно свидетельствуют о вселенском значении искупительной жертвы, – Христовой крови. «Мы имеем искупление кровью Его, прощение прегрешений по богатству благодати Его» ( Еф. 1, 7 ); «и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» (5, 2); «в Котором мы имеем искупление («кровью Его» – лишь в славянском и русском тексте, в греческом отсутствует) и прощение грехов» ( Кол. 1, 14 ); «предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2, 6 ); «примирение с людьми смертью Его» ( Кол. 1, 19 ); «все согрешили и лишены правды Божией и оправдываемся даром по благодати искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру»... ( Рим. 3, 23–25 ); «как преступлением одного всем человекам осуждение, так правда одного всем человекам оправдание жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались грешны многие, так и послушанием одного сделались праведны многие» (5, 18); «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего», «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор. 5, 15 ); «не знавшего греха Он сделал по нас жертвой за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом» (21); «не тленным сребром или златом искуплены... но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена» ( 1Петр. 1, 18–20 ). (Ср. Откр. 5, 9–13 ). (О предназначении Агнца прежде создания мира по определенному совету и предведению Божию ср. 1Кор. 2, 7 ; Еф. 3, 9–11 : «домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом по предвечному определению» ( Деян. 2, 23; 4, 27–8 ; Откр. 13, 8 ; Еф. 1, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Она есть, таким образом, то же самое, что возвещенное Христом Спасителем Царство Божие, что и видно, как из замены слова „ Церковь “ словом „Царство“ ( Деян.19:8, 20:25, 28:23 . Кол.1:13 ), так равно из уподоблений ее, совершенно одинаковых с уподоблениями, данными Христом Спасителем Своему Царству. Она есть, по их учению, тело Христово, глава которого Сам Христос, а члены – верующие в Него ( 1Кор.12:27 . Еф.5:23–30 ). Она есть здание или храм, краеугольный камень которого Христос, строители·– Апостолы и учители, а камни, составляющие здание, – верующие ( Еф.2:20–22 . Сравн. 1Пет.2:4–7 ). Она есть поле, или нива Божия, на которой один насаждает, другой поливает, а произращает все Бог ( 1Кор.3:6–9 ). Все такие уподобления, почти тождественные с уподоблениями Христа Спасителя, показывают, что и Апостолы, как и Христос, понимали под Церковью общество, имеющее основателем своим Христа Сына Божия и стоящее в самых близких отношениях как к Нему, так и к Богу Отцу, и к Богу Духу Святому. То же самое видно и из тех названий, какие усвоились ими Церкви. Она есть Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею ( Деян.20:28 ). Она есть Церковь Христова ( Еф.5:25–27 ), жилище Святого Духа ( 1Кор.3:16 ), единая по единству духа, веры, крещения и Бога Отца всех ( Еф.4:4–6 ), святая и непорочная ( Еф.5:27 ), столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Будучи открыта каждому, кто призовет имя Господне ( Рим.10:13 ), будет ли он Иудей или Еллин, раб или свободный ( Кол.3:11 ), она, по учению Апостолов, имеет назначением своим то же самое, какое указано Христом Спасителем в притче о лозе виноградной ( Ин.15:5 ), а именно: освящение человека чрез приобщение его жизни Божественной и взаимную поддержку одного члена другим и особенно младшего старшим. Христос, говорит апостол Павел, возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее ( Еф.5:25–26 ). Он поставил, говорит тот же апостол по поводу руководства, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Пусть выскажет это Апостол язычников, бывший их предводителем. Хощу вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть ( 1Кор.11:3 ). И затем: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание его: просвещаема очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы его в нас верующих по действу державы крепости его, юже содея о Христе, воскресив его от мертвых, и посадив одесную себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе его: и того даде главу выше всех церкви, еже есть тело —261— его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф.1:17–23 ). И: тем же и Бог его првознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9 ). И: в том живет всяко исполнение божества телесне. И да будете в нем исполнени, иже есть глава всякому началу и власти ( Кол.2:9–10 ). И еще: истинствующе же в любви, да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос: из него же все тело составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единения коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию ( Еф.4:15–16 ). И: зане муж глава есть жены и Христос глава церкве ( Еф.5:23 ). Показав, что Христос есть глава и власть над всеми, святой Апостол выставляет Его царем и представляет раздаятелем царства уверовавшим в Него, когда говорит: тем же царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:28 ). И: благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве своея, о нем же имамы избавление кровию его и оставление грхов ( Кол.1:12–13 ). А как сыны, собратья и сонаследники, сами мы должны иметь в виду, яко ныне открыся святым его апостолам и пророкам Духом: яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе благовествованием, емуже бых служитель ( Еф.3:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Объяснение, почему Писание приписывает святым участие в последнем суде, можно видеть в том обстоятельстве, что оно всегда представляет святых тесно соединенными с их духовным Главою, действующими с Ним и в Нем. Верующие сраспинаются со Христом ( Рим.6:6 ; Гал.2:19 ), умирают с Ним и в Нем ( 2Тим.2:11 ), спогребаются ( Рим.6:4 ), оживают, или воскресают с Ним ( Еф.2:5–6 ; Кол.2:13 ; Кол.3:1 ), спрославятся ( Рим.8:17 ) и будут царствовать вместе с Ним ( 2Тим.2:12 ); поэтому нет ничего удивительного, если Писание утверждает, что они будут также во Христе и со Христом судить мир. Относительно того, кто будет подлежать суду, учение Церкви таково, что все люди, независимо от степени их нравственного совершенства или несовершенства, должны будут предстать на последний суд Христов, который определит участь каждого на целую вечность, Учение о таковой всеобщности последнего суда всецело подтверждается многочисленными изречениями Писания. В частности оно говорит нам, что суд будет простираться и на праведников, которые только после засвидетельствования их праведности на суде наследуют небесное царство ( Мф.25:34 ). Сам Апостол Павел ожидает себе и всем, возлюбившим явление Христа, венец правды в день оный ( 2Тим.4:8 ), каковым наименованием всегда обозначается день Второго Христова пришествия и Страшного Суда над миром. Относительно неверующих ясно говорит Апостол Петр, что они дадут ответ имеющему вскоре судить живых и мертвых ( 1Пет.4:3–5 ). Последнее выражение: живых и мертвых ясно указывает также, что суду будут подлежать не только те, кого пришествие Христа застанет живыми, но и умершие прежде Его пришествия, которые воскреснут для суда. Не смотря, однако, на ясность приведенных выражений, в Писании встречаются другие, по-видимому, решительно противоречащие приведенным места, которыми всеобщность суда как бы до известной степени ограничивается. Таковы относительно неверующих слова Псалма: не воскреснут нечестивии на суд ( Пс.1:5 ) и слова Иисуса Христа: верующий в Него (Сына Божия) не судится; а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:18 ); слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), и сказал по поводу возлияния мира на Его ноги Марией Магдалиной: «истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире (ν λ τ κσμ),сказано будет в память её и о том, что она сделала» ( Мф.26:13 ). Когда наступит реализация спасения, то в Царство Божие придут с различных сторон, т. е. невзирая на национальные, этнографические и иные особенности; «и придут от Востока и Запада, и Севера и Юга, и возлягут в Царствии Божием» ( Лк.13:29 = Мф.8:11 ). Универсальна природа Церкви, универсально её назначение, универсально её распространение. Универсальна и самая вера, исповедуемая Церковью, потому что при новом религиозном сознании Бого-поклонение не связывается с определённым местом, определённой нацией или определённой эпохой, но совершается в духе и истине ( Ин.4:23 ), на всяком месте ( 1Тим.2:8 ), а не в одном только Иерусалиме ( Ин.4:23 ) и, следовательно, доступно всякому, независимо от его положения и состояния, от его ума и способностей, но вместе с тем способно удовлетворить человека всякого состояния и положения, всякого ума и всяких способностей. Но мало того, Спаситель велел ученикам своим: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» 682 (Πορευθντες ες τν κσμον παντα κηρξατε τ εαγγλιον πσ τ κτσει. – Мк.16:15 ), «и благовествовать возвещено всей твари поднебесной» на самом деле ( Кол.1:23 ) 683 . Если, таким образом, задачею является проповедь Евангелия по всей вселенной, всей твари, то ясно, что правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих; ибо нет различия (δικαιοσνη δ θεο δι πστεως ησο Χριστο ες πντας κα π πντας τος πιστεοντας ο γρ στιν διαστολ), потому что все согрешили... получая оправдание даром ( Рим.3:22:24 ). Здесь, в Церкви, нет различия между иудеем и еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его ( Рим.10:12 ); тут нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В существование Царства Божия следует верить с такой же непреложностью, как в самого Господа Бога, сошедшего на землю и сказавшего: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Иеговисты со своим учением появились только в конце XIX в., и не кощунство ли утверждать, что до появления некоего Ч.Рассела этого Царства не было? И разве неверны более слова Спасителя о том, что Святая Церковь стояла и стоит непоколебимо от дней святой Пятидесятницы? О всем этом неведомо лишь стоящим вне Церкви, а значит – и вне спасения. Сам Господь научил нас молиться: «Да приидет Царствие Твое» ( Лк. 12:2 ). О том, что в Царствии Божием пребывали иные уже в первом веке от Христова Рождения, нам известно из слов Самого Спасителя: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого грядущего в Царствии Своем» ( Мф. 16:28 ). Для достижения Царствия Христова всякому потребно первое воскресение. В Церковь Христову, в это Царство Божие, нельзя войти, не родившись прежде свыше от воды и Духа Святого, т.е. принять святое Крещение. Именно Крещение и называет Священное Писание нашим воскресением. Крещаемый умирает для земной греховной жизни и воскресает для духовной, для царства со Христом. В послании к Коллосянам апостол Павел говорит: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых» ( Кол. 2:11–12 ). В послании к Ефесянам также читаем: «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатию вы спасены – и воскресил с Ним» ( Еф. 2:5–6 ). Все истинно верующие ныне пребывают в состоянии воскресения и духовного обновления, для них тысячелетнее царство Христово уже давно наступило. Хотя диавол и «ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Петр. 5:8 ), но для «совоскресших» со Христом ( Кол. 2:12 ) и ставших «царями», «священниками», благодаря победе над своей природой и над страстями ( Откр. 1:6 ), обновляющих себя Духом Святым, его козни совершенно не опасны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

«И имя их да перейдет к сынам их в прославлении их!» ( Сир.46:15 ). Христос передал славу Свою угодникам: «Отче, – молился Христос, – славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» ( Ин.17:22 ). Праведников почитает даже Бог Отец: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Угодников прославляют люди: «мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). »народ прославлял их» ( Деян.5:13 ). Апостолам воздавали славу, как Христу, или Ангелам: Апостолов еще при жизни прославляли: «Вы, – пишет ап. Павел Галатам, – приняли меня, как ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» ( Гал.4:14–15 ). Ангелов всегда прославляли люди. Ап. Павел восхваляя Стефана, Фортуната и Ахаина, говорит: «почитайте таковых» ( 1Кор.16:18 ). Поклонение Ангелам: Лот поклонился Ангелам ( Быт.19:1 ). Валаам поклонился Ангелу ( Чис.22:31 ). Иисус Навин поклонился Ангелу ( Нав.5:14, 15 ). Праведный Маной поклонился Ангелу ( Суд.13:20 ). Пророк Даниил, павши на лицо свое, поклонился Ангелу ( Дан.10:9, 15 ). Поклонение угодникам: Ученики поклонились Елисею ( 4Цар.2:15 ). Христос дал славу Свою угодникам: если Христу положено поклоняться, то и угодникам ( Ин.17:22 ). Страж темничный – Павлу и Силе ( Деян.16:29 ). Поклонение преселившимся угодникам: Саул поклонился Самуилу ( 1Цар.28:14 ). Просьба молитвы Апостолы заповедовали взаимную молитву, просили молиться за них, и сами молились за всех христиан: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). «молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 , ср. Кол.4:3 ). «не перестаем молиться о вас» ( Кол.1:9 ). Значение молитвы угодников Божиих: «много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» ( Иак.5:16–18 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Господь простил Авимелеха только за молитву Авраама ( Быт.20:7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010