Как бы то ни было, несомненно, что в этом отрывке, который принадлежит к самым важным свидетельствам Нового Завета о последних временах, ап. Павел, пользуясь образами своей эпохи, дает учение об Антихристе, явление которого будет знаком скорого пришествия Христова.    Гл. 3 начинается с просьбы о молитве (ст. 1—2), содержит отдельные практические указания (стт. 3—16) и кончается собственноручной припиской или, по-нашему, подписью (стт. 17—18). Наибольшее внимание Апостол уделяет вопросу о бесчинных, т. е. о людях, которые были склонны уклоняться от труда и жить на чужой счет (стт. 6—13). Павел ставит в пример самого себя (стт. 7—9), напоминая предписанное им общее правило: кто не хочет трудиться, тот и не ешь (ст. 10), и ссылается на дошедшие до него слухи (ст. 11). Очевидно, сказанного в первом послании (ср. 4:9—12) было недостаточно. В науке существует мнение, связывающее нерасположение Фессалоникийцев к труду с напряженностью эсхатологического ожидания. Стт. 14—15 посвящены вопросам церковной дисциплины: Апостол повелевает с властью, но даже в непокорном видит не врага, а брата. К такому же отношению он призывает и Фессалоникийцев. Собственноручная приписка Апостола (стт. 17—18) есть заключительное пожелание благодати, которым, в той или иной форме, заканчиваются все послания ап. Павла (ср., напр., Римл. 16:20в, 2 Кор. 13и т. д.), но которое только в исключительных случаях (2 Фесс. 3:17—18, ср. еще 1 Кор. 16:21-24, Кол. 4:18) апостол сопровождает указанием, что делает его собственноручно. В прежнее время думали, что ап. Павел диктовал свои послания кому-нибудь из своих учеников и подписывал пожеланием благодати. В настоящее время наука склоняется к тому, что ап. Павел, как и другие его современники, не диктовал своих писем, а давал задание секретарю, который и изготовлял, по указаниям апостола, текст письма. Этот текст апостол исправлял и снабжал своею подписью. Такие подписи — другою рукою! — и тоже в форме пожелания, напр., будь здоров, дошли до нас и на некоторых древних папирусах. Имя секретаря в посланиях ап. Павла обыкновенно упоминается, чаще всего, в заголовке, рядом с именем апостола — это, по большей части, Тимофей. В Римл. писавший его Тертий сам назвал свое имя в конце послания (ср. 16:22). Подпись апостола удостоверяла подлинность послания и, в оригинале, выделялась своим почерком, отличным от того, которым было писано послание. Если в указанных трех случаях апостол отмечает собственноручный характер подписи, позволительно думать, что почерк послания был тот же, что и почерк подписи, иначе говоря, что 2 Фесс., 1 Кор. и Кол. были писаны ап. Павлом от руки от начала до конца, так же точно, как Гал. (ср. 6:11) и Филим. (ср. 19). После того, что стало известно Павлу о распространении в Фессалонике подложных посланий, которые приписывались ему (ср. 2:2), его забота о заверении подлинности 2 Фесс. не должна казаться излишнею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

   4) Мы были рабами греха (Рим. 6:20), пленниками диавола (2 Тим. 2:26; Иоан. 12:31), осуждены на смерть (Быт. 3:19): Христос освободил нас от рабства греху, избавил от власти диавола, спас от смерти своею смертию. Иже дал есть себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония, и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 2:14). Понеже дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися тех же, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь, диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе (Евр. 2:14. 15). Истребив еже на нас рукописание ученми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на кресте; совлек начала и власти, изведе позор дерзновением, победив их на нам (Кол. 2:14. 15). Якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Кор. 15:22).    Спасши, таким образом, нас от греха и всех гибельных следствий греха своею смертию, Господь Иисус стяжал для нас в тоже время величайшие блага.    5) Он установил своею кровию новый завет и воссоединил нас с Богом. И сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений, бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии (Евр. 9:15; снес. 12, 24). Ныне о Христе Иисусе, вы (язычники), бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою… Зане тем имамы приведение обои во едином дусе ко Отцу (Еф. 2:13. 18).    6) Он усыновил нас Богу и соделал присными Ему. Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына своего (единороднаго), рождаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем (Гал. 4:4. 5). Темже убо ктому несте странни и пришелъцы, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2:19; снес. 2 Петр. 1:4).    7) Он даровал нам своею смертию средства быть праведными и святыми. Иже грехи наша сам вознесе на теле своем на древо, да от грех избывше, правдою поживем (1 Петр. 2:24). Христос возлюби церковь, и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе, да представит ю себе славну церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5:25—27). И вас иногда сущих отчужденных и врагов помышленми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти его смертию его представити вас святых и непорочных, и неповинных пред собою (Кол. 1:21. 22; снес. Тит. 2:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

19) Онисим был рабом Филимона, к которому ап. Павел написал Послание, обращен ко Христу ап. Павлом; после Тимона был епископом в Ефесе; за имя Христово пострадал при Траяне от римского епарха Тертилла в италийском городе Путеоле (15 (28) февраля). 20) Епафрас епископствовал в македонском городе Колоссах. Со св. ап. Павлом он был в Риме в узах и называется в Послании к Филимону спленником ап. Павла о Христе Иисусе ( Флм.1:23 ). О нем упоминает ап. Павел в Послании к Колоссянам ( Кол.4:12–13 ), писанном из Рима около 62 года по Р. Х., хваля его молитвы и заботы о колоссянах. 21) Архипп, упоминаемый в Послании к Филимону ( Флм.1:2 ), занимал епископскую кафедру в Колоссах по отбытии Епафраса в Рим. О нем св. Павел пишет к Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, исполняй служение, которое ты принял в Господе» ( Кол.4:17 ) (22 ноября (5 декабря) и 19 февраля (4 марта)). 22) Сила вместе с ап. Павлом проповедовал слово Божие ( Деян.15:40–41 ) и с ним претерпел многие страдания и темничное заключение. Рукоположенный епископом в Коринф, он ревностно трудился в насаждении веры, подкрепляя учение свое знамениями и чудесами (30 июля (12 августа)). 23) Силуан, о котором упоминается в Соборном послании Петровом ( 1Пет.5:12 ) и в Послании к Коринфянам ( 2Кор.1:19 ), подвизался в распространении веры Евангельской вместе со св. ап. Павлом; потом был епископом в македонском городе Солуни, где много пострадал за имя Христово (30 июля (12 августа)). 24) Крискент, или Криск, по поручению ап. Павла насаждал Церковь Божию в Галатии ( 2Тим.4:10 ) в сане епископском; также проповедовал в Галлии и поставил епископом в городе Виенне ученика своего Захарию; потом возвратился в Галатию и здесь скончался мученически в царствование императора Траяна (30 июля (12 августа)). 25) Крисп ( 1Кор.1:14 ), обращенный в христианскую веру ап. Павлом во время проповеди его в Коринфе ( Деян.18:8 ), был епископом на эгейском острове Эгине. 26) Епенет ( Рим.16:5 ) епископствовал в Карфагене (30 июля (12 августа)).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Твердый отчетливый ум его, став по действию Святого Духа живым орудием и вместилищем ума Христова, уразумел любовь Божию во Христе, простирающуюся на весь мир, – уразумел и в её основании – в глубине предвечного Совета Божия ( 1Кор.2:7–11 . Еф.1:3–6 ), и в её чудесном открытии и совершении на земле (Там же ст. 1Кор.2:17–23 , Евр.1:3 и дал.), и в её беспредельном пространстве, поскольку ею объемлются и соединяются под главою Христом небесное и земное, мир языческий и иудеи ( Кол.1:13–22 , Еф.1:1–23,2:1–22 ), и в её проявлении в верующих разнообразными дарованиями благодатными и всякими благими духовными действиями ( 1Кор.12:1–31,13:1–13 , Тит.2:1–15 ), также в её приложении к состоянию мира, который без неё растлен и гибнет, к состоянию человека, который вне её находится в неразрешимых внутренних противоречиях и явно в духовной смерти (Рим.гл.1–3.,гл.6–8), к Церкви, которую она возвращает и благоустрояет в благодатное тело Христово ( Еф.4:11–16 ), к различным состояниям, отношениям, обстоятельствам людей, ею одною истинно проясняемых и благоустрояемых ( 1Тим.4:8–11 ); сказать кратко, сей ум, как вместилище во Святом Духе ума Христова, обладал истиною, вся судящею и все объясняющею. Сердце Павлово, соделавшись благодатным орудием и вместилищем сердца Христова ( Флп.1:8 ), исполнилось во всей глубине своей этою изливающеюся Духом Святым любовию Божиею ( Рим.5:5–6 ), по которой Христос воплотился и умер на кресте: так что Павел желал бы и сам собою, своим вечным спасением жертвовать, если бы только можно было, спасению других ( Рим.9:1–3 ), с большим желанием готов пришельствовать на земле для своих чад, нежели отъити в другую жизнь и открыто со Христом быти ( Флп.1:21–26 ), радовался во всех страданиях на поприще служения спасению ближних (Там же Флп.2:17–18 , Кол.1:24 ), непрестанно молился и благодарил за всех своих чад, нося их в своем любящем сердце как со всеми их успехами и совершенствами, составляющими для него венец радости даже и на день пришествия Христова ( 1Сол.1:1–10,2:19–20 , Флп.1:3–7 ), так, и с их немощами, от которых сам изнемогал, с их соблазнами и искушениями, палящие стрелы которых и его любящее сердце разили и воспламеняли ( 2Кор.11:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

2) По мнению протестантов, оправдание не освобождает нас от грехов: последние остаются и в человеке оправданном, но не вменяются ему в вину ради крестных заслуг Христовых: отпускается наказание только за грехи (1039 б ). Этому мнению противников «Камень веры» противопоставляет православное учение об оправдании, по которому, наоборот, все грехи в человеке оправданном уничтожаются благодатию Божиею: таинство крещения, как учит православная церковь , очищает в человеке все грехи, как первородный, так и произвольные (1039 а –1040 б ). В доказательство православного учения «Камень веры» указывает на свидетельства св. Писания о том, что крестная смерть Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( Ин.1:29 ; Евр.9:13 ; ср. Деян.3:19 ; Мих. 7:19 ). В частности – греху человека Слово Божие усвояет такие наименования и оправданию приписывает такие действия, которые ясно свидетельствуют об освобождении оправданного человека от греха. Так, грехи наши в св. Писании называются: скверною и пороком ( Мф.15:11 ; Апок.22:11 ; Иер.2:22 ; Сир.31:8, 33:23, 47:23 ), узами ( Пс.118:61 ; Ис.5:18 ; Пс.106:14 ), болезнями или ранами, по подобию болезней и ран телесных ( Пс.6:3, 37:6 , Ис.30:26 ; Пс.17:6 ), а также смертию, по подобию смерти телесной ( Лк.15:24 ; Мф.8:22 ; 1Тим. 5:6 ; 1Ин.3:14 ). С другой стороны, оправдание человека представляется в Слове Божием под образом очищения, купели или бани духовной ( Пс.50:9 ; Иез.36:25 ; 1Кор.6:11 ; 2Кор.7:1 ), омывающей наши грехи пречистою Кровию Христовою ( Ин.1:7 ; Апок.1:5 ; Евр.9:13–14 ). Христиане в писаниях апостольских именуются искупленными и исцеленными от греха чрез крестную смерть Сына Божия ( Рим.6:22 ; Кол.1:13 ; 1Тим.2:6 ; Тит.2:14 ; Еф.1:7 ; 1Кор.7:23 ; 1Пет.1:18–19 ; Апок.5:9 ) и возрожденными к новой духовной жизни в таинстве св. крещения ( Рим.6:4, 6, 11 ; Тит.3:5 ; Ин.3:5 ) (1040 б –1045 а ). Возражая против изложенного православного учения об оправдании, протестанты указывают на некоторые изречения в псалмах св. царя Давида ( Пс.31:1–2 ), которые будто бы оправдывают их мысль о внешнем юридическом прощении человеку грехов в оправдании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В отношении к этому совершенному благословению под Израилем должно разуметь не только верующих детей Иакова по плоти, но и родных ему по духу избранников остального человечества, ибо все «верующие суть сыны Авраама» ( Гал.3:7 ), все верующие народы благословятся с верным Авраамом ( Гал.3:9 ; ср. Быт.12:3; 17:5 ). Возрожденные верою во Христе истинные потомки Израиля действительно не от мира сего ( Ин.15:19 ). Их никто не исхитит из руки Небесного Отца ( Ин.10:29 ); они не исчислимы, как песок морской, как звезды неба ( Откр.7:9 ). Для них действительно жизнь Христос и смерть приобретение ( Фил.1:21 ); они праведны ( Рим.5:19 ) и нет неправды в них ( 1Ин.1:9 ; Евр.8:10–12 ); Христос освободил их от самого тяжкого бедствия – от рабства греху ( Евр.2:15 ; Гал.5:1 ), Бог пребывает в них ( 2Кор.6:16 ), Своею силою могущественно действует в них ( Гал.3:5 ; Еф.1:19; 3:20 ; 1Пет.1:5 ); они не нуждаются в искусственных способах познания Божественной воли, ибо все они научены Богом ( Ин.5:45 ; ср. Пс.14:13 ; Евр.13:10–11 ; ср. Иер.3:31–34); все причастны пророческому дару ( Деян.2:16–18 ; ср. Ин.11:28–29 ). Их телесные храмины ( Иов.4:19 ; 2Пет.1:14 ; 2Кор.5:1 ) представляют необозримый сонм прекрасных кущ, среди которых вечно пребывает Господь ( 1Кор.6:16–18 ). Иисус Христос есть тот Муж, Который произошел от семени патриарха Иакова чрез Иуду ( Евр.7:14 ) и Давида ( Деян.13:22–23 ; Рим.1:3 ; 2Тим.2:8 ) и Который есть глава тела Церкви ( Кол.1:18 ), Лев от колена Иудина ( Откр.5:5 ) и обладатель над многими народами ( Рим.15:8–12 . Откр.7:9–10 ). Волею Своего Божественного Отца Он предпослал Своему явленно во плоти чудесную звезду, явившуюся на востоке, в которой соплеменники Валаама и преемники по искусству «восточные волхвы» узнали предреченную этим древним волхвом звезду Истинного Царя Иудейского и пришли поклониться Ему (Мф.2:2,9–10). Он есть истинная светоносная звезда ( Откр.12:16 ; 2Пет.1:19 ; Откр.11:29 ) для всех, покорившихся Его освящающей любви, а непокоряющиеся истине народы Он, как идеальный Давид ( Иез.34:23–24 ), поражает мечем уст своих и пасет их жезлом железным ( Пс.11:9 ; Откр.19:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Но идея о Христе Искупителе в евангелии от Луки раскрывается далеко не с тою степенью полноты и ясности, какую можно бы предполагать в евангелии ап. Павла. Правда, в евангелии от Луки мы встречаем термины «λτρωσις» (1:68) и «λυτροσθαι» (24:21); в нем даже чаще, чем в других евангелиях, упоминается о том, что Иисус Христос имел пострадать и умереть (9:31, 13:33 не имеют параллельных мест): но, как показывает 24:21, λυτροσθαι (а вероятно также и λτρωσις) не имеет того смысла, какой имеет λτρωσις Евр.9:12 и πολυτ- ρσεως Рим.3:24–25 ; Еф.1;7 ; Кол.1:14 , а цель ожидающих Христа страданий, а в уяснении ее и состоит догмат об искуплении, в евангелии от Луки высказывается только при установлении евхаристии, потому что слова Христовы: «Сын человеческий пришел для того..., чтобы отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ) в евангелии от Луки опущены. Учение о Церкви излагается ап. Павлом с замечательною полнотою (в послании к Ефессянам и Колоссянам). Отлучая от Церкви, предавая сатане коринфского кровосмесника ( 1Кор.5:5 ) и Именея и Александра ( 1Тим.1:20 ), ап. Павел очевидно пользуется властию, данною представителям Церкви ( Ин.20:22–23 ; Мф.16:18–19, 18:15–20 ). Предписывая Титу «отвращаться еретика, после первого и второго вразумления (3, 10)», ап. Павел только применяет к частному случаю данное Церкви право ( Мф.18:15 и сл.). И между тем, в евангелии от Луки нет ни одного изречения о правах Церкви; слово «κκλησα» тоже не встречается. Но в частностях, в отдельных мыслях и выражениях, между посланиями ап. Павла и евангелием от Луки весьма много сходного. 1 . Так, приводимое в послании к Тимофею (5:18) место из Писания: «трудящийся достоин своей награды» читается буквально (с прибавлением только στ) в Лк.10:7 (в Мф.10:10 вместо του μισθο читается τς τροφς). 2 . Лк.10:8 . «Если придете в какой город, и примут вас; ешьте, что вам предложат (σθετε τ παρατιθμενα μν)». 1Kop.10:27. «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти: то все, предлагаемое вам, ешьте (παντ παρατιθμενονμν σθετε), без всякого исследования, для спокойствия совести». Вероятно, столь сходные по выражению изречения сходны и по смыслу: едва ли ст. 8 евангелия повторяет лишь то, что сказано и доказано в ст. 7.; в 8 ст. речь идет скорее о том же вопросе, которого ап. Павел касается в Кол.2:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но всего яснее не только наше оправдание, но и очищение и освящение раскрыты Апостолом Павлом в послании к Евреям, в учении о смерти Иисуса Христа, по сопоставлению первосвященства Христова с первосвященством ветхозаветных первосвященников, и при изображении несравненных преимуществ первосвященства первого пред первосвященством последних. Иисус Христос, по учению ап. Павла, не Сам Себе присвоил власть первосвященства, но, подобно Аарону, призван от Бога быть первосвященником по чину Мелхиседекову, но первосвященником во век и первосвященство иметь непреходящее ( Евр.5:4–6, 5:10, 7:24 ). A потому Он один раз навсегда принес Свою первосвященническую жертву, не имея нужды, как безусловно святой Сам по Себе, a не по одному только своему первосвященническому служению, как другие первосвященники каждый день приносить жертвы сперва за свои грехи, a потом за грехи народа ( Евр.7:27 ). Притом, хотя Он и принес Свою первосвященническую жертву, подобно другим первосвященникам, за народ ( Евр.7:21, 5:1–7, 8:3 ), но как первосвященник будущих благ, пришедший с большей и совершеннейшей ветхозаветной, нерукотворенной скинией, не с кровью козлов и тельцов, но с Своею пречистою кровью, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление, будучи Сам жертвою за грех . Потому-то Он и сделался ходатаем нового завета, подобно ходатайству Моисея, окропившего кровью тельцов и козлов древнюю скинией и народ, при основании завета ветхого ( Евр.9:11–22 ). Таким образом Иисус Христос, как первосвященник, соделался Сам клятвою за грех, чтобы пригвоздить ко кресту в лице Своем древнее рукописание, разодрать его, и тем самым избавить нас от греха и клятвы законныя, чтобы мы были правда Божия о Нем ( Гал.3:13 ; Кол.2:14 ; 2Кор.5:21 ). A потому и смерть Иисуса Христа, как смерть того, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его, в явление правды Своей, за отпущение прежде бывших грехов ( Рим.3:25 ), есть – с одной стороны – выкуп за нас правде Божией, как вменение Иисусу Христу нашей вины, a с другой – примирение наше с Богом и очищение или умилостивление о наших грехах, так что мы не истленным сребром или златом, но пречистою кровью Иисуса Христа, туне, по благодати Божией, избавлены от всякого беззакония, очистились от всякого греха, соделались людьми святыми, праведными, чистыми и избранными, a чрез то приобрели дерзновение в день судный и получили обручение наследия ( 1Тим.2:6 ; Тит.2:14 ; 1Пет.1:18–19 ; Рим.3:24 ; Евр.9:11 ; 1Кор.1:30 ; Рим.4:24 ; Еф.1:7, 14 ; Кол.1:14 ; 1Ин.1:7, 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Итак, в древнегреческом языке слово «ставрос» может иметь значения кол, шест, свая, крест, однако для понятия «крест» в греческом языке нет другого термина, кроме «ставрос», тогда как слову столб соответствует греческое слово «στιλος» (стилос), а слову «кол» «σκολοψ» (сколопс). Тем не менее, из всех перечисленных терминов, новозаветные авторы используют по отношению ко Кресту Христову только слово «ставрос», когда же речь идёт о столбе, употребляют слово стилос, например, Гал. 2:9 , 1Тим. 4:15 , Откр. 3:12 и Откр. 10:1 . В Септуагинте 2 слово «ставрос» вообще не употребляется, а слова со значением «столб» передаются словом «стилос», например, Быт. 19:26 , Исх. 13:21-22 и др. В качестве ещё одного аргумента в защиту своего взгляда на форму Креста СИ пытаются представить тот факт, что в некоторых местах Нового Завета по отношению ко Кресту употреблено слово «ξυλον» (ксилон), намекая на то, что дерево чаще всего имеет форму столба. Однако для обозначения дерева как растения в греческом языке используется другое слово – «δενδρον» (дендрон), а «ксилон» употребляется, когда речь идёт о дереве как о материале. В Новозаветных текстах это хорошо видно. Там слово «ксилон», помимо обозначения Креста Христова, употреблено применительно к кольям, с которыми вышли иудеи на Иисуса ( Мф.26:47,55 ; Мк.14:46,48 ; Лк.22:52 ), колодкам, в которые были закреплены ноги апостолов ( Деян.16:24 ) 3 , строительном материале ( 1Кор.3:12 ), товарам из дерева ( Откр.18:12 ). В Апокалипсисе словом «ксилон» названо древо жизни, однако здесь явно присутствует аллюзия на Крест Христов. Понимание Креста как древа жизни содержится и в послании Игнатия Богоносца († 107) к траллийцам: «Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись ветвями креста, и плод их был бы нетленен» (Трал.11). Отдельного рассмотрения требует Лк.23:31: «Ибо если с зеленеющим деревом (ксилон) это делают, то с сухим что будет?». На первый взгляд кажется, что в этом стихе употреблено слово «ксилон» по отношению к растению, однако в греческом тексте речь идёт не о «зеленеющем» дереве, а о влажном. Таким образом, в Новом Завете нет ни единого случая употребления слова «ксилон» по отношению к дереву как растению.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-forme-krest...

в стгн или в стьгны или на поуть – нарицамыи – вьзищи; 12:11 в тоже время вм. в оно же время или в время же оно, в оны дни; 21:29 вводил вм. въвел есть, вел иесть, 28:23 гостинницю вм. древн. обьтель, обилтание, обиталницю, поздн. и тепер. страннопримницу Иак. 1:26 не обоуздовая вм. не вьстаи, не въхластаа, не въстязая, Рим. 8:32 за нас всех вм. за ны вся; и под. 1Кор. 10:25 мяснице; 11:18 расдоры вм. распри; 12:17 обоняньие вм. оуханние; 2Кор. 1:22 залог (тоже Еф. 1:14 ); Еф. 5:1 аки вм. яко; Флп. 4:1 желанная вм. драгая, вожделенная, любимая; Кол. 4:6 солью потрено вм. растворено; 2Фес. 3:6 коутатися; 3:8 даром вм. тоуне; Евр. 8:10 вот завет вм. сь, се, сеи, – Апок. 5:8 гнед; 5:11 одежа бела вм. ризы белы; 8:5 полчаса вм. полгодины; 8:7 треть вм. Г–ая часть; 9:1 кладязя вм. студенца и 2 ст. кладезнаго вм. студенечнаго: 19:11 сив вм. серен: 21:16 четверооуголен. Однажды нами замечена описка: яз, как и в Духовном завещании. [Знатоки быть может найдут также достопримечательным в каком-либо отношении: Матф. 24:7 ср. Лк. 21:11 осопи – λοιμο, 26:53: топерво – теперь, ρτι, формы: Мф. 8:31 моляхут 9:24 насмисахоутся 24:21 напаяшет 27:48, служахут ( Мк. 1:13 ) емь (3:10), малитъся (супин, 4:36) Марк 2:1 прилога, π βλημα, 7:4 опаница, 9:2 прадник, Лука 6:38. оспиту, 12:59 цяту, – 7:14 раце, 18:2 не в коием (как и в Христин.), 9:7 не от ких 27:27 невкоую, Иоанн 6:12 нитенья=θρμματα, Ин. 7:52 и Деян. 7:28 ци. 54 скрегтахоу, 5:39 богокоторинци, 8:23 в золчи, 22:7 на тлях=ες τδαφος, – 1Пет. 1:19 не клосна: Еф. 5:1 аки, – коудя 3Ин. 10 ст., – роудие, роудости Иак. 2:2 и 1Пет. 3:21 . Впрочем при суждении об этих, как и о всех других, вышеуказанных словах, необходимо принимать во внимание: 1) возможность литературного влияния источников, коими пользовался Святитель, 2) невыдержанность редакции в Чудовском списке и 3) личное влияние писца (описки и рефлексы), если бы то был не сам св. Алексий. Что чудовский список принадлежит русскому образованному человеку, практически знавшему греческий язык и не владевшему достаточными пособиями научными для вполне проверенной редакции славянского перевода по греческому тексту, а отнюдь, по крайней мере, не образованный грек, практически владевший русским и церковно-славянским языком, – о сем свидетельствуют такие, только для русского возможные, переводы и чтения: Мф. 5:44 искушающих (επηρεαζντων смешивая с πειραζντων); 12:3 не весте ли, οκ νγνωτε, вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010