В 2003 году состоялось перенесение обретенных незадолго до того мощей владыки из Покровского кладбищенского храма в Христорождественский кафедральный собор. По благословению митрополита Рижского Александра (Кудряшова) в 2006 году учреждены орден и медаль священномученика Иоанна Рижского . Подготовила Курбеко О. В. Проповеди О неизбежности страданий 1   С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Мф. 16:21–23 Как удар грома с ясного неба – такое впечатление произвело на учеников это открытое заявление Господа о предстоящих Ему страданиях. Еще ранее Он говорил им, что Его путь – это и их путь. «Возненавидят вас имени Моего ради. Ученик не более учителя, и раб не более пославшего его. Кто не возьмет креста своего на себя и по Мне не грядет, тот не достоин Меня». И в жизни истинных учеников Христа есть свое время страстей-страданий, когда приходится восходить каждому в свой Иерусалим, на свою Голгофу, восходить на сужденный крест и принимать сужденную чашу, – до смерти включительно. Даже для сынов мира сего существует своя Голгофа. Нежданное, непрошеное приходит в дом страдание. Ты должен страдать, хочешь или не хочешь. Горькое – должен... Это «должен» горько даже для верного ученика Христова. И его пугает этот крест страданий. И в его душе рождается голос Петра: будь милостив к себе, да не будет с тобою этого, пощади себя. И в этом нет ничего удивительного, ведь и Сам великий Страдалец молился: «Если возможно, да минет Меня чаша сия». Это «должен» – необходимость, против которой мы бессильны. «В то время начал Иисус открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать...» Если путь Господень лежит в Иерусалим, если участь Его будут определять книжники, фарисеи и старейшины, то естественно, что Он должен много пострадать и быть убиен. Тот Иерусалим, куда Христос направляет путь Свой, – не Небесный Иерусалим, а город земной, обмирщившийся, отпадающий от Бога своего, не познавший и не уразумевший посещения Господня. Это тот Иерусалим, который у жертвенника Господня умерщвлял пророков и побивал камнями посланных к нему... А мир, братья мои, и по сей день всё тот же в основе своей. По наружности он, может быть, и не тот. Ныне на кресте не распинают уже никого, как Иисуса Христа, палицами не побивают никого, как били Петра и Иоанна, камнями не побивают никого, как Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/h...

В качестве ближайшего следствия божественного проклятия земли, возвещается оскудение её производительной силы, что, в свою очередь, одновременно является и наказанием для человека, так как обрекает его на тяжелый, упорный труд для добывания себе насущного пропитания. Более подробное раскрытие последней мысли дано в следующих стихах: «Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травой, в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят: ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:18, 19 ). Этим божественным приговором все земное существование человека превращается в сплошной трудовой подвиг. Правда, заповедь о труде не была для человека наказанием сама по себе, так как она дана была еще в раю, в период блаженного состояния прародителей ( Быт.2:15 ). Но теперь меняется самый характер этого труда и отношение к нему человека: прежде труд был весьма легким и продуктивным, благодаря чрезвычайному плодородию земли, теперь же он увеличился ровно во столько, во сколько уменьшилась производительная сила земли. С другой стороны, то, что было здоровым и приятным развлечением для первозданного человека, для падшего и изнеженного стало предметом тяжелых трудов и огорчений. «Человек сам наказывает себя больше, чем он наказывается» – говорит по поводу этого один из комментаторов 544 . Слова библейского текста: «и будешь питаться полевой травой» вместе с указанием на «тернии и волчцы», дают некоторый повод видеть в них следы заповеди о пище по грехопадении, предполагают, что преимущественной снедью человека после падения стали хлебные злаки, суррогатами которых являются и вышеназванные «терния и волчцы», и вообще растительная пища, тогда как раньше, в раю, пищей человека служили плодовые деревья, как заключают об этом на основании Быт.2:16 545 . Особенное внимание обращают на себя заключительные слова Божественного приговора над Адамом, в которых указывается предел его трудовой жизни на земле, т. е. физическая смерть. О ней говорится тут в первый раз, но говорится в таких выражениях, которые дают полное основание заключать, что мысль о смерти была известна и раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

В миниатюре рукописи Слов святителя Григория Богослова (880–883 гг., Французская национальная библиотека, Париж) Христос изображен с благословляющей десницей на небольшом ослике; на Его лице, обращенном к Иерусалиму, печать скорби: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (Лк. 19:41, 42). Рядом со Спасителем идет группа апостолов; впереди – большая толпа народа, вышедшая навстречу Ему из городских ворот: мужчины, женщины, дети с пальмовыми ветвями в руках; мальчик постилает на дороге одежду. Позади видны стены и укрепленные башни Иерусалима В миниатюрах лицевых Псалтирей сюжет Входа Господня в Иерусалим встречается чаще в краткой редакции как иллюстрация Пс. 8:3. В Псалтири Барберини (XI в., Ватиканская библиотека) Христос изображен без апостолов; перед Ним на фоне города народ; на переднем плане – дети, т.к. это изображение относится к тексту: из уст младенец и сущих совершил еси хвалу. В Киевской Псалтири 1397 г. (РНБ, собрание ОЛДП) Христос изображен на коне; Его сопровождают апостолы; мальчик расстилает перед Ним одежду; на заднем плане – крепостная стена с башнями и узкой аркой ворот. По своей лаконичности миниатюра напоминает ранние памятники, как, например, Евангелие 600 г. из Кембриджа. В Ипатьевской Псалтири 1591 г. сцена дополнена изображением идолов, падающих с городских ворот; очевидно, миниатюрист находился под впечатлением композиции бегства в Египет Подробно разбиравший иконографию Входа в Иерусалим Н.В.Покровский видел в изображении детей в древних византийско-русских памятниках некоторое несоответствие текстам Евангелия: евангелист Матфей упоминает о восклицаниях детей в храме: Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали (Мф. 21:15). О детях, ломающих ветви с деревьев и постилающих их на дороге, говорится в апокрифе – т. н. «Евангелии Никодима». Вероятно, под влиянием этого источника и стали изображать детей с вайями. Рассказ этот попал в некоторые четьи сборники, в частности, в «Златую чепь».

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

В последнем отношении цель вернее может быть достигнута для израильского народа в том случае, если скиния собрания и ковчег завета будут соединены по-прежнему в одном городе и в прежнем виде. Давид, конечно, хорошо сознает это и все-таки этого не делает. По-видимому, он делает даже противоположное. Он переносит ковчег завета в Иерусалим и помещает его в новой, нарочито для него построенной, скинии ( 2Цар.6:17 ; 1Пар.16:1 ), учреждает при ней особый штат священников и левитов ( 1Пар.16:4–6,37,38 ) с особым первосвященником во главе. Таковым становится Авиафар, сын Ахимелеха, разделявший с ним тягости скитальческой жизни. 238 Но в то же самое время и скиния в Гаваоне не оставляется в забвении. При ней остается прежний первосвященник Садок, из линии Елеазара; 239 к ней назначается особый штат священников и левитов ( 1Пар.16:39–42 ). Скиния в Гаваоне имеет, по-видимому, в богослужебном отношении даже преимущество пред скиниею иерусалимскою: кажется, при ней только совершается то богослужение, которое должно совершаться по закону Моисеву при скинии собрания. «Садока, священника, и братьев его, священников, оставил Давид, говорится, пред жилищем Господним, что на высоте в Гаваоне, для возношения всесожжений Господу на жертвеннике всесожжения постоянно, утром и вечером, и для всего, что написано в законе Господа, который Он заповедал Израилю» ( 1Пар.16:39,40 ); тогда как относительно лиц, поставленных к скинии иерусалимской, говорится: «и поставил (Давид) на службу пред ковчегом Господним из левитов, чтобы они славословили, благодарили и превозносили Господа, Бога Израилева,.. с псалтирями и цитрами, и Асафа для игры на кимвалах, а Ванею и Озиила, священников, чтобы постоянно трубили пред ковчегом завета Божия» (16:4–6). О жертвоприношениях при ней, кроме исключительных случаев, например, перенесения в нее ковчега завета ( 1Пар.16:1 ; 2Цар.6:17,18 ; ср. 3Цар.3:15 ), нет и речи и они едва ли приносимы были по уставу Моисееву, – это было бы нарушением закона о единстве постоянного места для жертвоприношений ( Лев.17:4 ; Втор.12:13,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сослужении митрополиту Владимиру (Сабодану; † 2014). Покровский монастырь, 1993 г. И вот уже 26 лет я служу священником и благодарю Бога за все великие Его благодеяния, которые Он посылал мне всю жизнь. Я люблю трудиться во славу Божию, для меня отрадно общаться с людьми. О каждом нужна молитва. Ибо великое чудо воскресить мертвеца духовного, ибо, покаявшись, возлюбив Господа, воскреснет он для жизни вечной. И на этом пути у священника – великая и добрая миссия. На евангельской ниве может вырасти и бурьян. Но это не должно смущать истинных учеников Христовых. Им нужно оставаться трезвыми и бдительными. Только суд Божий произведет окончательный отсев и отделит доброе от злого, тьму от света. Ибо грань между светом и тьмой чаще всего проходит через сердце одного и того же человека. Возможно ли, посильно ли для человека то, к чему зовет Евангелие? Даже полюбив идеал, люди часто не находят сил к нему подняться. Другое, могучее притяжение владеет человеком, пригибая к земле, носит он камень забот на шее, проводит отпущенное ему драгоценное время, погрязая в мелочах и суете… К Богу человек приходит с сердцем, полным корысти и себялюбия, не слыша слова Господа нашего Иисуса Христа: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения… Душа больше пищи, и тело – одежды» (Лк. 12: 15, 23). «Всегда трудитесь!» За плетением продуктовых сеток «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (1 Тим. 6: 8–12). Этим обращением святого апостола Павла я бы хотел закончить рассказ о своем крестоношении. На длительном, тернистом и узком пути, несмотря на то, что шел за Господом, я, как все несовершенные люди, спотыкался, падал, но с Божией помощью поднимался и следовал за Господом, надеясь на Его милость, ибо, как сказал апостол Павел: «Между грешниками я первый».

http://pravoslavie.ru/115448.html

В этом архипастырском служении ближнему да исполнится твое сердце той любовью, что «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:4-6). Неукоснительно держись канонов церковных, научая клириков своих и народ Божий твердому стоянию в православной вере, верности Преданию Церкви, готовности хранить ее соборное единство перед лицом ложных мудрецов и расколоучителей. Для этого, по завету Апостола языков, «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Тебе предстоит нести свое служение в новообразованной Покровской и Николаевской епархии, входящей в состав Саратовской митрополии. Данный регион хорошо знаком тебе. Долгие годы ты, исполняя различные послушания, был деятельным и верным соработником Преосвященного владыки Лонгина. Поволжье, эта традиционная житница России и малая родина многих наших святых, сильно пострадало в страшные годы атеистических гонений в XX веке. На протяжении десятилетий планомерно уничтожались храмы и монастыри, а из сознания народа вытеснялась вера в Бога. Возрождая полнокровную церковно-приходскую жизнь во вверенной твоему попечению епархии, старайся убедительным словом и личным благочестивым примером приводить людей ко Христу, свидетельствуя о непреходящих евангельских ценностях. Не только к проповеди, но и ко многим другим общественно значимым делам призывает тебя ныне Церковь. Перед тобою открывается широкое поприще для социальной, просветительской и молодежной работы. И вновь обращаю твой духовный взор на житие отца нашего Пахомия, во святое имя которого ты пострижен в монашестве. Однажды Ангел Господень явился ему и трижды воззвал: «Пахомий! Пахомий! Пахомий! Воля Божия — чтобы ты служил роду человеческому и воссоединял людей с Богом». Услышь этот призыв в своей душе и полагай его обращенным и к себе тоже. Да вселится в тебя сила Христова, да подаст тебе Милосердный Господь епископскую мудрость и помощь свою, дабы право править слово Его истины и пребывать непорочно в исполнении заповедей.

http://patriarchia.ru/db/text/1841101.ht...

В этом отделе дан, таким образом, глубокий анализ психологии греха и художественное изображение его внутренних сокровенных процессов с драматической борьбой различных побуждений, результаты которой неизбежно отражаются и на внешнем виде человека 690 . Но Каин остался глух к голосу предостерегающей и вразумляющей его божественной любви и попустил греху восторжествовать над собой. «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле, а когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт.4:8 ). Слов «пойдем в поле» нет ни в одном из существующих Еврейских кодексов, хотя в большинстве их и имеется здесь указание на пропуск, который, на основании последующего контекста, вполне удачно и восстанавливается почти всеми переводными текстами 691 . Очевидно Каин для того, чтобы удобнее осуществить и вернее скрыть свой преступный замысел, коварно вызвал брата в пустынное уединение. При изображении самого братоубийства, иерусалимский таргум (таргум – общее название переводов Ветхого Завета на арамейский язык) добавляет, что ближайшим предлогом к злодеянию Каин избрал затеянный им спор со своим братом о вечной жизни, последнем суде и Божественном Провидении. Мнение это удержано христианской древностью и принято отцами Церкви, которые говорят об Авеле, как о первом праведнике, запечатлевшим исповедание веры в Бога Творца и Его Сына Искупителя своей мученической кончиной 692 . ’ Итак, поступок Каина был сознательным и рассчитанным убийством, как это ясно из всего хода повествования. Он был первым взрывом предвозвещенной Богом вражды между семенем жены и семенем змия, проходящей всю историю человеческого рода. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде и потому не мог жить в мире с благословенным и святым семенем жены, представителем которого в данном случае был Авель. На такое значение Каинова преступления указывает и ап. Иоанн, говоря: «Каин был от лукавого и убил брата своего. А за что он убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Вельгаузен обращает здесь внимание на то, что не сказано: «среди братьев своих», и что потом «подробно и тщательно (15:14 и д. и 14:6 и д.) обьясняются причины, почему Халеву, которому, как кенезею, собственно не принадлежала часть среди сынов Иуды, уступлены были Иисусом Навином те обширные области, которыми он после владел». 141 Вся сила доказательства из этого места заключается, таким образом, в том выражении, что Иисус Навин дал участок Халеву не «среди своих братьев», а «среди сынов Иудиных». Но действительно ли выражение «среди сынов Иудиных» заключает в себе усвояемое ему значение? Действительно ли «халевиты ясно отличаются здесь от иудеев в собственном смысле?» Нам думается, что подобного различения нельзя здесь находить. Халев просит себе удела не «среди сынов Иудиных», а той земли, по которой ходила нога его, и которую Господь обещал ему и его потомству, горы, на которой находился Хеврон ( Нав.14:6–12 ). Просьба эта делается еще прежде, чем колено Иудино получило свой удел. А между тем при ней присутствуют и сыны Иудины, и Халев представляется выразителем их желаний (ст. 6). Если и не разуметь здесь под «сынами Иудиными» всего колена Иудива, 142 так, чтобы Халев был «главою иудеев», 143 то, во всяком случае, Халев представляется здесь главою иудеев одного из подразделений колена Иудина, происходящего от Кеназа. 144 Иисус Навин, говорится, «благословил его (Халева); и дал в удел Халеву, сыну Иефонниину, Хеврон. Таким образом, Хеврон остался уделом Халева, сына Иефонниина, кенезеянина, до сего дня, за то, что он в точности последовал (повелению) Господа, Бога Израилева» (ст. 13. 14). Вся эта история перехода Хеврона в удел Халева рассказывается не с тем, чтобы показать, почему Халеву достался такой большой участок «среди сынов Иудиных», на который он, как кенезеянин, не имел будто права. Об участке среди иудеев в это время не могло быть речи, потому что они и сами еще не получили области. Вся эта история рассказывается для того, чтобы показать, почему Халев получил в свой удел именно Хеврон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вера Авеля сроднила его с Богом и потому сделала Его как бы естественным мстителем за кровь его» 698 . Удостоверив вину Каина, Бог налагает на него наказание, говоря: «И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя: ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11, 12 ). Тут мы впервые встречаемся с проклятием, направленным непосредственно на человека. При осуждении Адама проклинались диавол и земля, последняя ради человека, теперь же сама земля, обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы. Так как земля неповинна в пролитой на ней крови, то она как бы возмущается против такого насилия и восстает против братоубийцы, лишая его своих естественных даров ( Лев.18:28 ; Иов.31:38–40 ). Впрочем, земля выступает здесь не как судья, но как орудие проклятия и под термином разумеется здесь не вся земля вообще, уже ранее проклятая в суде над падшими прародителями ( Быт.3:17 ) 699 , а только известный округ, бывший сценой преступления из пределов которого изгоняется теперь Каин, что подтверждается и различием терминов «культивированная земля» от «суша, почва» вообще 700 . Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от неё имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и бездомном скитании по лицу земли 701 . Последующая история Каина как нельзя лучше оправдала слова божественного приговора над ним. Изгнанный из пределов райского округа, озлобляемый неудачами в земледелии, терзаемый ненавистью к людям, из общества которых он удалился и волнуемый постоянными подозрениями мщения со стороны их, Каин долго влачил жалкое существование, нигде не находя себе покойного и оседлого пристанища до тех пор, пока он вовсе не оставил земледелия и, построивши город, не обратился к ремеслам. Выслушав грозный приговор праведного Судии, Каин отвечал ему: «наказание мое больше, нежели снести можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

Весть о погибели Авессалома должна была сильно опечалить Давида, и возбудить в последнем гнев на Иоава. Это сознает и сам Иоав, и в дальнейшем своем поведении поступает согласно с этим сознанием. Он не хочет вводить Давида в заблуждение относительно исхода дела с Авессаломом, и подвергает его разочарованию, и старается отклонить гнев Давида от лица ему близкого. В то древнее время, когда известия передавались через нарочитых вестников, установился, кажется, обычай – добрые вести передавать через одних вестников, дурные через других, так что существовали добрые вестники и дурные вестники (Цар. 1:42). При появлении на горизонте того или другого вестника, уже наперед догадывались о характере приносимых ими известий. При предположении существования таких различных вестников, понятным становится библейский рассказ об извещении Иоавом Давида об исходе сражения с Авессаломом. После сражения, окончившегося гибелью Авессалома, «Ахимаас, сын Садока, сказал Иоаву: побегу я, извещу царя, что Господь судом своим избавил его от рук врагов его. Но Иоав сказал ему: не будешь ты сегодня добрым вестником; известишь в другой день; ибо умер сын царя». Вместо Ахимааса Иоав послал Хусия сообщить Давиду об исходе сражения. «Но Ахимаас настаивал и говорил Иоаву: что бы, ни было, но и я побегу за Хусием. Иоав отвечал (ему): зачем бежать тебе, сын мой? Не принесешь ты доброй вести. Пуст так, – сказал Ахимаас, – но я побегу. Тогда Иоав сказал ему: беги. И побежал Ахимаас другой дорогой, и обогнал Хусия». Сторож, заметив издали Ахимааса, сообщил об этом Давиду. «И сказал царь: это человек хороший и идет с хорошей вестью». И Ахимаас оказался, действительно, добрым вестником. Он сообщил Давиду только о счастливом исходе сражения; на вопрос же царя: благополучен ли отрок Авессалом? отозвался неведением, предоставив Хусию сообщить ему печальную весть о смерти Авессалома. Весь этот эпизод с вестниками открывает перед нами душевное состояние, в котором находился Иоав во время и после умерщвления Авессалома. Это состояние серьезного размышления и грусти. Из него не видно, что Иоав умертвил Авессалома по побуждениям мести или честолюбия. Такое состояние душевное вполне естественно у человека, который исполнил тяжелую обязанность, и за которую он ждет себе не награды, а наказания. Из него объясняется хорошо и выбор вестников, и, особенно, та трогательная сердечная нежность, с которой он отклоняет Ахимааса от принимаемой им на себя неприятной обязанности сообщить царю печальную весть: зачем бежать тебе, сын мой? Не принесешь ты доброй вести.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010