Вскоре после того в Троицкий Новоголутвин монастырь и был перемещен отец Сергий, который, согласно желанию благотворителя подготовил оный к открытию в нем общежития. Это совершилось ноября 26, 1871 года вдень празднества святого Иннокентия, Иркутского чудотворца, вместе с тем и день тезоименитства владыки нашего, который при самом своем вступлении в управление новой своей епархией высказал преимущественное свое расположение не к штатным обителям, но к общежитиям. Вот как совершилось открытие этого нового общежития в присутствии преосвященного Леонида, епископа Дмитровского. Он прибыл из Москвы 25 числа в 4 часа пополудни и прямо с железной дороги проехал к собору, где при колокольном звоне был встречен всем коломенским духовенством. По выходе из собора он направился к Святым воротам Троицкого Новоголутвина монастыря; здесь ему была такая же встреча от игумена и братии. В 7 часов вечера, во время всенощного бдения, на литии и величании с преосвященным служили отец-игумен Сергий, Берлюковский строитель, отец Нил, Староголутвинский строитель, отец Варлаам и монастырские старцы. Пели монастырские братья, и хотя бдение, совершаемое по уставу, и было продолжительно, однако оно своей торжественностью и благолепием не утомило, а порадовало благочестивых жителей Коломны. На следующий день литургию соборно совершал преосвященный с теми же, что и за всенощным бдением. Преосвященный говорил слово, в котором в кратких чертах изобразил всю прошедшую жизнь преобразуемой обители. На молебствии первосвятителю Иркутскому Иннокентию собралось и все городское духовенство. За многолетием, провозглашенным Государю Императору, Царствующему дому и владыке Московскому, Высокопреосвященнейшему Иннокентию, последовало многолетие и виновникам торжества – обновителям обители, рабам Божиим Гурию и Екатерине, которым преосвященный выразил благодарность владыки Московского и благословил их иконой Живоначальной Троицы и Преподобного Сергия. После краткого отдыха в архиерейских палатах преосвященный торжественно ходил в братскую трапезу, по установленному чину носили Пречистую; вместо поучения, во время трапезы, читали слово, говоренное в 1853 году покойным митрополитом Филаретом при открытии общежития в нашем монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Уход отца Василия из гимназии означал также и уход из системы народного просвещения. В конце 1913 года состоялось его назначение смотрителем Коломенского духовного училища, находившегося в подчинении Управления учебных заведений Московской епархии, которое в то время возглавлял епископ Анастасий, впоследствии ставший одним из иерархов Русской Зарубежной Церкви и скончавшийся в сане митрополита в 1965 году в США. Деятельность отца Василия в должности смотрителя продолжалась до закрытия училища в 1918 году. В то время в училище был весьма сильный состав педагогов, из которых следует особо упомянуть А. А. Пискарева, автора анонимно опубликованного труда «Слава Богоматери», содержащего описание многих икон Божией Матери, который был преподавателем русского языка, и преподавателя арифметики и географии А. И. Снегирева. К сожалению, начавшаяся Первая мировая война не дала возможности осуществить планы ремонта и укрепления стен здания училища, которые специальной комиссией из Москвы были признаны нуждающимися в укреплении. В дальнейшем, после революции, здание использовалось под жилье, а в 1989 году передано Свято-Троицкому Новоголутвинскому женскому монастырю. Настоятелем Успенского собора г. Коломны в то время был тесть отца Василия о. Николай Вележев, прослуживший в соборе с 1865 года. Последние годы (скончался он в феврале 1920 года) пошатнувшееся здоровье не давало возможности отцу Николаю совершать регулярные службы и исполнять обязанности настоятеля. Отец Василий подменяет его с конца 1917 — начала 1918 года, фактически исполняя обязанности настоятеля, а в середине 1918 года по просьбе прихожан собора назначается настоятелем. Отношение отца Василия к событиям октября 1917 года определялись органическим неприятием воинствующего атеизма. Отношение свое к новой власти он никогда не скрывал и не пытался скрывать. 1918–1920 годы — пик проповеднической деятельности отца Василия. В своих проповедях, ни в коей мере не допуская ни грубых выпадов, ни прямых призывов к неповиновению властям, он твердо обличал сущность безбожной власти.

http://azbyka.ru/fiction/1/poeziya/proba...

Иоанн Иоаннов Попов (1794–1827), сын священника, образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1792 г. октября 25 дня посвящен в диакона к церкви Сорока мучеников, близ Новоспасского монастыря; 1794 г. апреля 9 дня в Троицком соборе, в Лавре, митроп. Платоном рукоположен во священника к нашей церкви; 1803 года октября 5 овдовел; в 1822 году награжден скуфьею. В 1827 году заявил начальству о желании своем вступить в монашество. Митрополит Филарет в мае 1827 года отбыл в Петербург в июне месяце; он писал оттуда своему викарию преосвященному Иннокентию; «Призовите Ивановского сорока, церкви Космы и Дамиана старого (что в Таганной слободе) священника Иоанна Иоаннова, и скажите ему, что я слышал о его расположении вступить в монашество, и потому желаю представить его на открывшуюся вакансию Синодального ризничего. Если он подтвердит о своем расположении: то возьмите от него прошение о пострижении, и пришлите его ко мне немедленно. А если будет в контору указ о избрании кандидатов, то предложите его первого.» 49 Прошение подано и 7 августа 1827 года он пострижен в монашество, назван Иосифом и определен Синодальным ризничим. В следующем году августа 15 произведен в архимандрита Златоустова монастыря; 10 сентября сделан членом Консистории; 1830 г. марта 18 переведен в коломенский Новоголутвинь монастырь. Скончался 1838 г., мая 27 дня, 72 лет от рождения. Митрополит Филарет на донесении о его смерти соизволил написать: «Архимандрит Андрониевский (Гермоген), примет труд отдать последний долг блаженной памяти собрату. 50 Погребение совершено в коломенском Староголутвине монастыре. Михаил Иоанов Косминский (1827–1868). Сын священника – предместника своего; обучался в московской перервинской семинарии; в 1823 г. марта 18 дня произведен в диакона к Успенской, что на Покровке, церкви. Родитель его, заявив о своем желании вступить в монашество, просил словесно на свое место во священника произвесть сына диакона. Преосвященный викарий Иннокентий просьбу его довел до владыки в С.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Христовою любовию уязвився, преподобне, и тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся Сергие богомудре. 6010 Составлено на основании жития прп. Сергия, написанного учеником преподобного Епифанием в XV веке, и других пособий. 6012 На месте древнего Радонежа находится ныне село Городище или Городок; оно расположено между Москвой и Троице-Сергиевой Лаврой, в 12 верстах от последней. 6020 Память святого Стефана, просветителя Перми, празднуется 27 апреля; его мощи почивают в Московском соборе Спаса на Бору. 6021 В память сего и доселе сохраняется в Троице-Сергиевой лавре такой обычай: перед последним блюдом, по звуку колокольчика, все монашествующие встают, очередной иеромонах произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас», – после чего все опять садятся оканчивать трапезу. 6022 Князь Владимир Андреевич Серпуховский, в пределах которого находилась Троицкая лавра, сподвижник Димитрия Иоанновича Донского в Куликовской битве. 6023 16 августа празднуется перенесение из Ефеса в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, бывшее в 944 г. 6026 Сначала Коломенский Голутвин монастырь, основанный около 1385 года, находился в 4 верстах от города Коломны при впадении реки Москвы в Оку; но в XVIII веке сей монастырь перенесли в самый город, почему он и стал называться «Новоголутвиным». 6027 Высоцкий монастырь, прозванный так потому, что расположен на высоком берегу реки Нары, был основан в 1374 году. 6031 Тогда была установлена Димитриевская суббота (в октябре) – день для поминовения павших в сей битве воинов и вообще всех усопших. 6032 Дубенский монастырь, построенный в 40 верстах от Лавры на реке Дубенке, впадающей в Дубну, ныне не существует. 6036 Описание посмертных чудес преподобного Сергия составлено по Четьим-Минеям митрополита Всероссийского Макария, по житиям Сергия, составленным митрополитами Платоном и Филаретом, на основании сказания о посмертных чудесах Симона Азарьина; описание чудес при осаде Лавры поляками взято из «Сказания об осаде Троицкого монастыря» – келаря Аврамия Палицына; приняты во внимание также старопечатные жития преподобного Сергия и другие исторические источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С тех пор город уже не боялся вражеских нашествий, но народ забурлил в правление царя Петра Алексеевича. Яростное сопротивление чрезмерно жестоким преобразованиям оказали стрельцы, и Коломна оказалась важным пунктом в этом восстании «за старину». Народное предание сохранило память о Пребывании Петра в Коломне накануне его южных походов. Между тем город понемногу слабел. Сошло на нет его значение в качестве военной крепости. С обмелением Москвы-реки сократились торговые перевозки, и богатое купечество стало перебираться в Москву. Самыми примечательными событиями становились пожары и разбойничьи грабежи. Однако местоположение Коломны оставалось удобно и живописно. Жители занимались извозом, торговали хлебом, салом, гуртами скота. Город украшали два десятка церквей и три монастыря — Староголутвинский в четырех верстах от Коломны, Бобренев, бывший всего в версте, и Новоголутвинский Троицкий монастырь внутри городской черты. Такова была Коломна в конце XVIII bek. Рождественские праздники 1799 года в доме коломенского священника Михаила Федоровича Дроздова встречали в беспокойстве. Хозяин дома отправлял положенные службы в своей церкви Троицы в Ямщицкой слободе, и самый приподнятый дух их облегчал сердце. По выходе из храма вдруг приметно уколола, будто заноза, мысль о дальнейшей судьбе старшего сына Василия. Предстоящая свадьба дочери Ольги заботила меньше. Все было непросто с первенцем. И родился он раньше положенного срока, будто спешил на белый свет, и по характеру оказался странно тих и сосредоточен, но с натурою страстною и пылкою, а ко всему — замкнут, скрытен. Да и упрям. В нынешнем году вышло решение Святейшего Синода об упразднении их коломенской епархии, отходящей к Москве. Упразднялась и коломенская семинария, не чуждая отцу Михаилу, ибо в ней он обучался восемь лет наукам и после два года прослужил учителем. Ныне в семинарии обучался сын. Думалось, закончит, Бог даст, с отличием, а там женится, рукоположит его добродушный епископ Мефодий в сан иерея и даст в Коломне приход. Чего лучше? Чего большего можно было желать?.. Теперь же Синод предлагал коломенским семинаристам продолжать образование либо в либо в Троицкой лаврской семинарии, либо в Московской славяно-греко-латинской академии.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/

16. 16 августа празднуется перенесение из Ефеса в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, бывшее в 944 г. 17. Спасо-Андроников монастырь был основан в 1361 г. 18. Чудо архистратига Михаила воспоминается 6 сентября; Чудов монастырь в Кремле был основан в 1365 г. 19. Начало Симонова монастыря — около 1370 года. 20. Сначала Коломенский Голутвин монастырь, основанный около 1385 года, находился в 4 верстах от города Коломны при впадении реки Москвы в Оку; но в XVIII веке сей монастырь перенесли в самый город, почему он и стал называться «Новоголутвиным». 21. Высоцкий монастырь, прозванный так потому, что расположен на высоком берегу реки Нары, был основан в 1374 году. 22. В то время российская церковь была еще подчинена патриарху Константинопольскому. 23. Он был митрополитом с 1354 по 1391 год. 24. Куликово поле находится в Епифановском уезде Тульской губернии. 25. Тогда была установлена Димитриевская суббота (в октябре) — день для поминовения павших в сей битве воинов и вообще всех усопших. 26. Дубенский монастырь, построенный в 40 верстах от Лавры на реке Дубенке, впадающей в Дубну, ныне не существует. 27. Нашествие Тохтамыша было в 1382 году. 28. Память преподобного Никона чудотворца совершается 17 ноября. 29. Кончина прп. Сергия последовала 25 сентября 1392 года. 30. Князь Звенигородский. 31. Описание посмертных чудес преподобного Сергия составлено по Четьим-Минеям митрополита Всероссийского Макария, по житиям Сергия, составленным митрополитами Платоном и Филаретом, на основании сказания о посмертных чудесах Симона Азарьина; описание чудес при осаде Лавры поляками взято из «Сказания об осаде Троицкого монастыря» — келаря Аврамия Палицына; приняты во внимание также старопечатные жития преподобного Сергия и другие исторические источники. 32. Освящение сего храма было 25 сентября 1412 года. 33. Иоанн Васильевич Грозный царствовал с 1533 до 1584 года. 34. Свияжск — ныне уездный город Казанской губернии. 35. Черемисы — финское племя, рассеянное главным образом в Вятской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Костромской и Нижегородской губерниях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В выборах новой настоятельницы участвовали 31 монахиня и временно замещающая казначею рясофорная послушница Христина. Избирательный список сестры предварили следующими словами: «1881 года марта 24 дня мы, нижеподписавшиеся сестры Троице-Одигитриевского женского общежительного монастыря, по выслушании указа Московской Духовной консистории от 19 сего марта 1881 года за 1683 относительно избрания настоятельницы оного монастыря на место умершей игумений Афанасии, призвав в помощь Всемогущего Бога, во Святей Троице славимого, и помолившись Ему, избрали себе настоятельницею рясофорную послушницу оного монастыря Магдалину, в миру Марию Ивановну Верховскую, которая заведует строительною частью по монастырю и которой поручено в числе трех сестер управление монастырем после смерти игумений Афанасии, в чем и подписуемся» 585 . Далее следует подпись рясофорной послушницы Магдалины: «1881 года марта 27 дня я, нижеподписавшаяся рясофорная послушница Троице-Одигитриевского женского общежительного монастыря Московской епархии Верейского уезда Магдалина, его высокопреподобию помощнику благочинного общежительных монастырей, Коломенского Троицкого Новоголутвина общежительного монастыря архимандриту Сергию имею честь объяснить, что по духу смирения, как монастырская послушница, я не признаю за собою собственной воли и потому не считаю себя вправе противиться желанию сестер Троице-Одигитриевского монастыря, изъявивших желание иметь меня своею настоятельницею, но со смирением покоряюсь оному и всецело предаю себя воле Божией и высшего начальства, если по пострижении меня в монашество сего удостоят, в чем и подписуюсь». После этого помощник благочинного архимандрит Сергий, получив разрешение архиерея на пострижение в монашество рясофорной послушницы Марии Верховской и предписание консистории, постриг ее в монашество 9 мая в Троице-Одигитриевском монастыре, назвав при пострижении Магдалиной. Указ Святейшего Правительствующего Синода последовал 16 июля 1881 года: «Избранную единогласно сестрами Троице-Одигитриевского общежительного монастыря на вакансию настоятельницы оного монахиню Магдалину, согласно ходатайству преосвященного митрополита Московского Макария 586 , утвердить в таковой должности, с возведением монахини Магдалины в сан игумении».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Здания в обители сей все каменные, примечательные же из них следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня; 2) тёплая ЦЕРКОВЬ с трапезой; 3) КОЛОКОЛЬНЯ; 4) настоятельские и братские КЕЛЬИ; 5) ОГРАДА. Архимандрия в этой обители учреждена с самого построения оной и дозволено Настоятелям отправлять священнослужение, кроме обыкновенных Архимандричьих отличий, на коврах. Новинский Московский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в столичном городе Москве, в XII части оного, именуемой по монастырю Новинской в Пречистенском сороке. Ныне остались от него две ЦЕРКВИ каменные: 1) во имя Введения во храм Божьей Матери, с приделами: а) во имя Похвалы Богородицы, б) во имя Иоанна Предтечи 2) во имя Казанской иконы Божьей Матери, обе бесприходные. При этих церквях находится военно-сиротское училище, обыкновенно называемое Новинская школа, каменное. Новоалександровский Успенский монастырь Девичий. См. Александровский Успенский. Нововознесенский С Полонища монастырь Девичий, Псковской Епархии, упразднённый. Находился в Губернском городе Пскове. До Штатов 1764 года было за этим монастырём 179 душ крестьян. Новоголутвин Богоявленский Коломенский монастырь Мужской, Московской Епархии 3 класса. Находится в уездном городе Коломне. С 1350 по 1799 год был он кафедральным или просто Архиерейским домом, а в 1799 году по Именному Указу, по упразднению Коломенской Епархии, учреждён монастырём вместо Голутвина Богоявленского, находившегося от города Коломны в 4 вёрстах. См. Голутвин Богоявленский. Здания в этом Новоголутвине монастыре примечательнейшие есть следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери, начата строением в 1672, а окончена в 1682 году; около 1772 года, при Преосвященном Порфирии Крайском, возобновлена и украшена позолоченным иконостасом. В ней погребены тела некоторых бывших Преосвященных Коломенских; 2)  ЦЕРКОВЬ соборная тёплая во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Построена в 1776 году Преосвященным Порфирием Крайским. 3) При Настоятельских кельях ЦЕРКОВЬ во имя Живоначальной Троицы, возобновлена оным же Преосвященным;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В основании горы, в особом притворе, хранится деревянный гроб св. Сергия, в котором было погребено честное его тело; тут же могила – митрополита Платона. – В сельском двухэтажном домике знаменитого основателя этой обители есть церковь Сошествия св. Духа, устроенная на подобие древней Скинии. Пред домом стоит монумент в память посещения Вифании императором Павлом I, с надписями. БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. 2 класса, в уездном городе Дмитрове; находится под управлением архимандрита. О времени основания его сведений нет; известно только, что обитель эта в XV веке уже существовала. Здесь Соб. церковь Князей Бориса и Глеба. В этом монастыре находилась семинария, учрежденная митрополитом Платоном. ТРОИЦКИЙ-НОВОГОЛУТВИН, муж. 2 класса, в уездном городе Коломне; находится под управлением архимандрита. Здесь был дом архиереев Коломенской епархии. В 1799 году древний Голутвин монастырь, состоящий в 4 верстах от Коломны, уничтожен и штат его переведен сюда, с наименованием обители, Новоголутвинскою. – Здесь три церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, бывшая архиерейской домовою; 2) Успения Божией Матери; 3) Тихвинской Богородицы. ЗНАМЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Москве, в Китае городе, на улице Варварки; на скате горы, называемой издревле Псковскою; состоит под управлением архимандрита. – Место это известно было в старину под именем Варварского крестца. Тут был дом бояр Романовых; в нем родился царь Михаил Феодорович и в смутное время, пред избранием его на царство, содержан был под стражею, вместе с матерью его, Марфою Иоанновною; отсюда венценосных страдальцев отправили в Кострому. В 1613 году, когда царь Михаил вступил на престол, дом этот, по его повелению, обращен в иноческую обитель. – В начале XVIII века здесь были три каменные церкви: Соб. Знамения Богородицы, Афанасия Афонского , теплая, и Благовещения Божией Матери, с приделом Тихвинской Богородицы, обращенная ныне в ризницу, да под колокольнею церковь апостола Иакова, которую устроил в 1751 году бывший епископ Воронежский Лев (Юрлов) и которая впоследствии упразднена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из собора преосвященный прибыл в Троицкий Новоголутвин монастырь. Касательно истории монастыря заметим следующее: «по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, остался в Коломне древний кафедральный собор (разумеется Успенский холодный собор, основанный в 1682 г.) без причта и без способов существования, как безприходный, и древний архиерейский дом, также пустой, и без способов поддержания. В сей крайности митрополит Платон испросил разрешение (в 1799 г.): второклассный Голутвин (загородный) монастырь перенесть в Коломну в архиерейский дом, под названием Новоголутвина, и к нему приписать бывший кафедральный собор, стоящий вне ограды нового монастыря; но как такое совмещение монастыря с кафедральным собором было признано неудобным, то собору дан причт белого духовенства с небольшим пособием из окладов монастыря. Вследствие сего, древний Голутвин монастырь, основанный по благословению преп. Сергия (великим князем Димитрием Иоанновичем Донским), которого и посох благоговейно там сохраняется, остался пустой и без способов существования. Чтобы поддержать этот древний памятник святыни, употребили следующее. Опустевший Голутвин монастырь и Бобренев (близь Коломны), разделенные расстоянием на семь верст и рекою, соединили (на некоторое время) в один монастырь, под названием Бобренево-Голутвина, в опустевший Голутвин поместили часть братии из Пешношского монастыря и отделили к нему часть угодий Бобреневских» 52 . В Новоголутвинском монастыре Троицкая церковь , бывшая архиерейскою домовою, недавно возобновлена. Смежна с архиерейскими кельями и теплая Сергиевская церковь ; в ней замечательна храмовая икона, привезенная из Лавры высокопр. Филаретом на благословение Коломенской обители. Преосв. Игнатий посетил эту церковь и, преподав благословение архимандриту Тихону и монастырской братии, прошел в архиерейские кельи, где градской голова поднес ему хлеб-соль и представились: начальник г. Коломны В. С. Новицкий и другие почетные лица города, старшее духовенство, смотритель и наставники Коломенского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001   002     003    004    005    006    007    008