Возвращаясь к Ефремову, он хотел, как говорится, «взять всё лучшее» из прошлых эпох и культур в грядущий коммунизм. И нарисованное им коммунистическое общество действительно находится под влиянием этих культур. Особенно же важно, с точки зрения Ефремова, что лучший мир и лучшее общество невозможны без всестороннего развития человека – физического, психоэмоционального, эстетического, морально-этического, интеллектуального. Легко возразить, что он в этом не оригинален. Однако теоретики коммунизма и, позже, официальная советская пропаганда, всё-таки, и здесь ограничивались декларациями, а Ефремов, хотя бы, показал, как будет выглядеть такой развитый человек по всем параметрам. Как «вылепить» такого человека, он рецептов не давал, но в его коммунистическом мире этим занимаются целые институты, это является приоритетным направлением развития общества. Ефремов считает, что человек должен преодолеть свои животные инстинкты и подчинить их своей воле и разуму. Коммунизм – это подъём из «инферно», из ада, создаваемого изначально даже не дурными социальными отношениями, а самой природой. Подъём человека и общества невозможен без преодоления, в том числе, своей собственной человеческой природы. В то же время, с природой нельзя терять связь, её нельзя «ломать через колено», но надо над ней властвовать, а не подчиняться ей. И это тоже «лезвие бритвы» - между подчинением природе и отрицанием природы. Здесь, вероятно, Ефремов созвучен и христианскому взгляду на вещи. Ефремов считал, что, «отрекаясь от старого мира», или, в его терминологии, восходя из инферно, всё-таки, надо и «держаться корней». В его далёком коммунистическом мире у людей сохраняются родственные отношения, там есть родители и дети, братья и сёстры, люди помнят свои родословную, даже свои этнические и расовые корни (что, разумеется, никаким поводом для конфликтов уже не является). Он вовсе не строит гротескного коммунизма, где люди выращиваются в пробирках и живут с номерами вместо имён. Он, также устами своих персонажей, подчёркивал, что одни технические средства и подходы, без человеческого совершенствования, не только не помогут, но сделают хуже. И это уже прямое предупреждение – и человечеству в целом, и своей советской стране. |
Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Когда слабеют объединяющие народ связи… О разделении Итак, мы остановились на том, что образовались два царства – Иудейское и Израильское. Это было Божие наказание за нечестие Соломона. Надо учесть еще, что колена, составлявшие единое государство Израиль, не рады были, что ими правит представитель какого-то одного колена. Особенно это не нравилось представителям самого многочисленного и воинственного колена Манассиина. Не менее сильное, колено Ефремово тоже претендовало на первую скрипку в общей симфонии всех колен Израиля. Понятно, всеми движет обыкновенное властолюбие, как это было и в пустыне, – не признавать власть Моисея: мы-де священники, каждый из нас имеет право управлять народом. Богопротивлением жило издавна и колено Ефремово. И когда выбрали царем Саула, потом Давида, потом Соломона, колено Ефремово ощущало себя неудовлетворенным. Едва появляется возможность образовать собственное царство, колено Ефремово и все прочие колена ее используют. Если бы не многочисленное колено Ефремово, остальные, может быть, и не решились бы. Но когда появляется сильное ядро, которое может поставить и воинов, и волевых мужей, и просто достаточное количество людей, чтобы построить город, охранять его и воздействовать на окружающие государства, на окружающие племена, остальные идут у него на поводу. Иеровоам, который стал первым царем Израильского царства, был из колена Ефремова. Факт политической истории: если бы была сильная власть, чтущая Бога во всех своих движениях, как царь Давид, Бог Своей благодатью этот народ хранил бы единым – это же особый народ. Но как только слабеет связь правителя с Богом, слабеют внутренние связи, связывающие этот народ воедино. Примеров тому достаточно в мировой истории, в том числе и в нашей. Важно понимать, какое значение имеет религиозная составляющая в жизни любого народа, особенно народа израильского, Иеровоам допустил страшное нечестие, хотя и меньшее, чем Соломон. Он понимал, что эти 10 колен, образовавшие особые государства, сохранили потребность ходить в храм Иерусалимский, совершать там жертвоприношения, являться пред Лицом Божиим, ходить к тем священникам. |
– Обнимая шесть или семь колен, северная группа была обширнее южной, но уступала ей в крепости и политическом единстве. В начале эпохи судей – приблизительно до Деворы – нить, связывавшая входившие в состав группы колена, была еще довольно тверда: в битве с Сисарой принимали участие почти все колена этой группу. Но после свержения хананейского ига, Гедеон, вероятно, не надеясь встретить сочувствия среди ефремлян, даже не обратился к ним за помощью в начале своей борьбы с мадианитянами ( Суд. 7 ). Иеффай же, обращавшийся к ним за таковой, не получил ее ( Суд. 7:2 ). Северная группа таким образом распалась на две части: колено ефремово с одной стороны, полуколено манассиино и северные колена – с другой. Ефремово колено играло среди них самую важную политическую роль. Были моменты, как при Деворе, когда около него объединялся почти весь Израиль. Из него произошли лучшие деятели того времени: Девора и Самуил. Прочие колена признавали его главенство. Некоторые судьи, происходившие из других колен, не решались предпринимать что-либо без совета с ефремлянами, а иные, как Фола, даже жили на горе Ефремовой ( Суд. 11 ). Причиной такого значения этого колена среди других было – его многолюдство, сравнительно больший объем и большее плодородие его почвы ( Нав. 17:14 ; Суд. 22:4 ; Быт. 49:22–26 ); кроме того, в нем был Сихем, с которым у народа соединялись дорогие национальные воспоминания и который был городом важным как в торговом, так и в политическом отношениях. Здесь же был и Силом, место хранения религиозной святыни и резиденция первосвященника. Сознавая свое солидное положение, ефремово колено изъявляло претензии на гегемонию, что особенно ясно проявилось в столкновении его с Гедеоном и Иеффаем. Гедеон, после славной победы над мадианитянами, подвергся гневному упреку ефремлян за то, что не пригласил. их ( Суд. 8:1–3 ); Иеффая же они хотели наказать за то, что он, прежде гнусно отвергнутый ими, воевал без их. При этом ефремляне презрительно отозвались о всех вообще галаадитянах: «Вы беглецы ефремовы, Галаад-же среди Ефрема и среди Манассии» ( Суд. 12:4 ). |
402 Когда Бог (потому что здесь говорит Он, а не народ или царь) произнес эти слова, не сказано; по существу дела они содержатся в Пятикнижии, буквально же, как они здесь представлены, они могли быть сообщены в откровении чрез Урим и Туммим (поэтому и сказано: во святем, во святилище). – Возрадуюся и проч. сказаны пред завоеванием Палестины; посредством израильтян Бог прогнал хананеев; следовательно Он торжествовал победу над ними (возрадуюся); и затем разделил землю Ханаанскую коленам Израиля. Сихем (в колене Ефремовом, у горы Гаризим) и долина кущей («юдоль жилищ» – долина Суккоф в Галааде) стоят здесь как крайние пункты на западе и востоке иорданской страны, вместо всей Ханаанской земли. В ст.9 западная и восточная часть иорданской области названы по своим главным местностям, колено Ефремове и Иудино, Галаад и колено Манассиино. Бог, Которому принадлежит св. земля и от Которого Израиль получил ее только во владение, изображается в виде воина, а страна иудейская в виде Его вооружения, в частности, колено Ефремове (как сильнейшее) изображается, как щит Его (крепость главы); колено Иудино, из коего имел произойти Царь ( Быт.49:10 ), – властительным железом, Его скипетром (LXX поставили конкретное – βασυλευς). Соседние языческие народы должны служить Царю – Богу (и Его народу); для означения этого они сравниваются с малоценными предметами. Моав с умывальною чашею ( λεβης – котел, умывальница, LXX слово рахии приняли по халд, в смысле «надеяться»), Идумею – с доскою, на которую ставятся сандалии. Филистимская страна также подчиняется Господу. 403 Прошед. времена в ст.3 и 4 можно принимать за настоящие (в евр. будущ.); или же нужно ст.3 и 4 понимать в значении прежнего услышания молитвы, и смысл тогда будет: услышь меня и теперь, как и прежде Ты часто делал уже это. По мнению Делича, нашему псалму непосредственно предшествовала счастливая для Давида победа в лесу Ефремовом ( 2Цар.18:6 ); в таком случае прошедш. времена объясняются весьма просто. 405 Вселюся в селении; принятого в свой дом нужно защищать; след. Ты будешь защищать меня; или же, может быть, можно думать о возвращении ко скинии? |
Очевидно, псалом этот вообще имеет целью, указанием на свящ. историю побудить к соблюдению закона и надежде на Бога (ср. 7–8); но при тщательном сравнении ст.9–10 с ст.67–72 усматривается и частная цель псалма, состоящая в том, чтобы на основании истории убедить народ, что отвержение колена Ефремова и Силома и избрание колена Иудина и Сиона есть праведная и мудрая мера Божия, и что поэтому пора уже перестать косо смотреть на нее. Эта специальная цель псалма достаточно ясно показывает уже, что он написан еще во времена Давида, и что поэтому под Асафом в надписании нужно разуметь известного современника Давида. – После семилетней борьбы Давид подчинил себе и гордого Ефрема с соединенными с ним коленами, и затем перенесением ковчега из Кириафиарима на Сион сделал Иерусалим религиозным и политическим центром всей иудейской нации; но гордость Ефрема, которому перешло право первородства Рувимова (ср. 1Пар.5:1 ; Быт.48и д. 49:3; 4:22), и который, как кажется (Суд.8и д.; 12и д.), в течение всего периода судей, с особенною силою поддерживал гегемонию, еще отнюдь не была сокрушена; и нужно было опасаться, что завистливое колено Ефремове при первом случае (ср. 2Цар.19и д.) снова поднимет революцию против колена Иудина и преимуществ его (царская власть – ковчег завета – прежде находились в колене Ефремовом в Силоме) и увлечет за собою и прочие колена, как это действительно и случилось при Ровоаме (Ефрем был душою царства Израильского; ср. Ос.5:3,5,12–13; 9:7–8 ). При таких обстоятельствах важно было убедить народ, что Давид, и в нем колено Иудино, не похитил царской власти, гегемонии, и что перенесение места богослужения из Силома на Сион не было произвольным действием, но что Сам Бог – ввиду высших интересов нации, которые под гегемонией колена Ефремова (склонного к идолопоклонству) сильно подвергались опасности и много страдали, избрал для столь высоких целей колено Иудино, устранивши колено Ефремове. – Укрепить народ в этом никто не был столь способен во всем Израиле, как Асаф, называвшийся «видящим» и, конечно, весьма всеми уважаемый в этом качестве. Но существование в народе этого убеждения еще не настолько утвердилось, чтобы сделать счастливым царствование Давида. Мрачный во всех отношениях период судей прошел, в течение которого народ грешил неверием Богу, склонностью к идолопоклонству, всяческими нарушениями завета; теперь это должно быть иначе, и для содействия этому Асаф представляет народу зеркало его прежней истории, причем особенное внимание обращает на период Судей. Но чтобы не оскорбить Ефрема, он делает довольно общий (ср. ст.9) очерк истории. |
Сколь сильно численностью это колено во время Самуила, неизвестно. Но при всей своей численной слабости колено Вениаминово одно из самых храбрых и воинственных. В благословении Иакова оно представляется хищным волком, который утром ест ловитву, а вечером делит добычу ( Быт.49:27 ). Вениаминяне отличаются, как хорошие стрелки из лука ( 1Пар.8:40; 12:2 ; 2Пар.14:8 ) и пращники, которые одинаково хорошо метали камни и правою и левою рукою ( Суд.20:16 ; 1Пар.19:2 ). Во время судей колено Вониаминово одно сражается против всех, одерживает две победы над ними и потом погибает почти совсем, лишь благодаря употребленной против него хитрости (засаде). На такое воинственное колено естественно должен обратить внимание взгляд, непредубежденный пристрастиями, а лишь имеющий в виду тогдашнее положение Израиля. Главная потребность того времени царь, который твердою рукою мог бы вести народ против угрожавших отвсюду врагов: поставь над нами царя, который ходил бы пред нами и вел наши войны, – говорили израильтяне Самуилу ( 1Цар.8:20 ). И нельзя было сомневаться, что вениаминян удовлетворит этой потребности. Ему именно и всего естественнее сделать это. В период судей, как мы видели, избавители народа являются преимущественно из среды колен, наиболее притесняемых. Главные силы филистимлян сосредоточены теперь именно в колене Вениаминовом; здесь происходят первые войны Саула с филистимлянами (1Цар. гл. 13,14), и – что особенно важно – даже в родном городе Сауловом стоит филистимский гарнизон во время воцарения Саула ( 1Цар.10:5 ). По аналогии с судьями, избрание царя именно из колена Вениаминова самое естественное. В пользу этого колена может говорить в настоящем случае и топографическое положение его в ряду других колен. К концу периода судей успело уже обнаружиться, как мы говорили выше, разделение израильских колен на две половины – северную, к которой примыкали и заиорданские колена, с Ефремом во главе и южную, состоявшую из колен Иудина и Симеонова. Колено Вениаминово лежало именно на границе этих половин. |
Выдающееся положение родоначальников колен Иудина и Ефремова и самых этих колен . Благословение отчее утверждает домы чад. И при всей скудости сведений относительно отдельных колен во время пребывания их в Египте и потом во время странствования по пустыне, относительно колен Иудина и Иосифова (собственно Ефремова) мы встречаем как бы исключение, стоящее в соответствии с их отеческим благословением. Так из времени пребывания Израиля в Египте рассказывается, как мы уже видели, о походах потомков Ефрема в филистимскую землю и поселении их в Палестине, и о господстве потомков Иуды над Моавом. К концу этого периода и потом во время странствования по пустыне выступает на первый план колено Левиино в лице Моисея и Аарона. И оба колена – Иудино и Ефремово стоят в более близком к нему отношении, сравнительно с другими коленами, в лице Ора иудея ( Исх.31:2; 24:14; 17:10 ) и Иисуса Навина – ефремлянина. Соглядатаи из этих колен – Халев и Иисус Навин – одни, вопреки своим товарищам, возбуждают, хотя и напрасно, упавшее мужество израильтян надеждою на помощь Божию при предстоявшем им завоевании Ханаана ( Числ.14:6–9 ). И численный состав этих колен значительнее других: так Иуда считает у себя 74,600 мужей, способных носить оружие, более чем каждое другое, – колено Иосифово – Ефремово и Манассиино вместе – 72,700 мужей ( Числ.1:27,33,35 ). И как прежде благословение Иакова имело для себя реальную основу в выдававшемся уже тогда положении Иуды и Иосифа, так точно и теперь благословение Моисея опирается, конечно, в общем, и на тогдашнее уже значение колен. В этом благословении, соответственно тогдашним обстоятельствам, преимущественное внимание Моисея останавливается на колене Левиином, воззванном тогда к новой жизни в качестве ближайших служителей Иеговы ( Втор.33:8–17 ), и на колене Иосифовом, занявшем в лице Иисуса Навина первенствующее положение среди других колен (ст. 13–11); благословение Иуды указывает в нем первого борца за Израиля (7). Но самым красноречивым доказательством преимущественного могущества и значения колен Иудина и Иосифова в рассматриваемое нами время служит история завоевания и разделения Ханаана при Иисусе Навине. Оба колена первые получают свои участки и притом наибольшие сравнительно с другими коленами; ближайшее объяснение этого явления то, что эти колена были в то время сильнее и знатнее других. – Так уже во время до завоевания Ханаана между коленами израильскими, несмотря на стремление каждого не уступать ни в чем другому, образуется несколько групп, более или менее сплоченных, и уже в то время выдающаяся деятельность, а чрез то и более значительное положение двух колен – Иудина и Иосифова (Ефремова) предуказывают некоторым образом еще большее значение их в будущем, – значение, приведшее с течением времени к разделению всего израильского народа на две части. Соответствие между характером Палестины и характером израильского народа |
Если где в этих странах и продолжало существовать среди народа, после битвы Гелвуйской, желание иметь царем Давида, то Авенир принял меры к быстрому подавлению всех подобных движений, чтобы укрепить власть Иевосфея. Собрав, какие только можно было, силы, этот храбрый и опытный военачальник медленно, но настойчиво, отнял назад у филистимлян значительную часть страны к западу от Иордана. Восточные колена с самого же начала признали его своим властелином. Шаг за шагом он отвоевал себе округ Гессурский, равнину Ездрилонскую, колена Ефремово и Вениаминово (родное колено дома Саулова), так что наконец, после упорной пятилетней борьбы, он мог объявить Иевосфея царем всего Израиля, исключая колена Иудина ( 2Цар. 2:8–10 ). Придя таким образом лицом к лицу с Давидом и сознавая ту опасность, которая могла угрожать народу от разделения государства, Авенир сразу же предвидел и опасался взрыва междоусобной войны. Естественно возникал вопрос о том, к кому же из двух соперничествующих царей должна перейти единодержавная власть. Ни Иевосфей, ни тем более Давид не хотели отказаться от занимаемого ими положения, и притом весьма сомнительно, чтобы такие деятельные люди, как Иоав, начальник войска Давидова, и Авенир, начальник войска Иевосфеева, в свою очередь пожелали уступить занимаемым ими выгодным положения и удалиться в неизвестность. Кроме того, объединению препятствовало и начинавшее уже замечаться соперничество между Иудиным и другими коленами. Ефремово колено всегда держало себя высокомерно и заносчиво, как колено, величавшееся своим предком Иосифом, и особенно пред Иудиным, которое, как состоящее из сельского народа, вообще доселе жило отчужденно от других. Поэтому только один меч мог решить судьбу будущего. Выгода в этой таким образом неизбежной борьбе, по-видимому, с самого начала находилась на стороне Иудина колена. Хотя и будучи малочисленнее всех остальных колен, взятых вместе, оно превосходило их своею сплоченностью, между тем как колена, провозгласившие Иевосфея, были раздираемы внутренним соперничеством. |
Общее бедствие от филистимлян, более сильное и для них, сравнительно с другими бедствиями, связывает, наконец, и иудеев с другими израильтянами; но после столь продолжительного разъединения они вступают теперь в состав целого народа, некоторым образом как бы новая составная его часть, и неудивительно поэтому, если в дальнейшей истории Иуда как бы противополагается Израилю и для обозначения всего народа израильского употребляется выражение: Израиль и Иуда. Группа средних колен: отношение её к другим группам; выдающееся положение Ефремова колена; стремление его удержать за собою первенствующее положение Обособленность колена Иудина и стоящего в связи с ним колена Симеонова от других колен еще яснее будет, если мы представим, в каких живых отношениях стоит колено Ефремово, бывшее во главе колен средней группы, к коленам одной с ним группы, a также и к коленам других групп, по крайней мере, в годины несчастий и освобождений от них. Отношения самой средней группы к другим группам видны уже достаточно из предшествующего. Более тесные отношения существуют, как мы видели, между средней и северной и отчасти восточной. Причины этого, как тоже отчасти мы уже видели, именно в срединном положении группы, слабой границе между нею и северными коленами, бывшей к тому же наиболее выгодной позицией для врага, общие враги и, несомненно, особые свойства стоявшего во главе её колена Ефремова. Довольствуясь сказанным относительно взаимного отношения самых групп, остановим внимание на отношении к другим коленам колена Ефремова, стоявшего, как сказали, во главе средней группы. Отношения эти совершенно противоположны отношениям колена Иудина к другим, показывают живое участие к судьбе других колен, стремление быть во главе их и ревность к славе того или другого из них. Во время завоевания Ханаана колено Ефремово занимает руководственное положение среди других колен: ему принадлежит главный вождь Израиля Иисус Навин. Ему наравне с Иудою достаются первые и наибольшие участки в завоеванной стране. |
Некоторые думают, что преимущество колена Иудина не ограничивается простым преимуществом чести быть коленом царским, а имеет реальное значение. Гретц указывает на то, что тогда как границы других колен при разделении страны подверглись изменениям, Иудино колено, как предпочтенное и царственное, сохраняет свою область неуменьшенною. 279 Эвальд думает, что над «областью царского колена Иудина поставлен был иной чиновник того же рода», тринадцатый в ряду тех приставников; но куда употреблялись собираемые им доходы, он не знает. 280 Богородский предполагает, что «по-видимому, в колене Иудином не было приставника. Может быть, оно освобождено было и от повинностей». 281 Кейль напротив, полагает, что Бен-Хесед ( 3Цар.4:10 ) был приставником в колене Иудином. 282 Все эти предположения опираются на таком или ином объяснении отсутствия прямого указания в тексте на приставника в этом колене. Мы склоняемся к тому предположению, что приставник был и в этом колене подобно другим коленам. Колено Иудино имеет лишь то преимущество пред другими, что ему принадлежат царь и большее доверие к нему последнего. To, что при позднейшем разделении царства «колено это, оказавшееся столь мятежным при Давиде, осталось верным сыну Соломонову», не говорит необходимо в пользу предположения, что при Соломоне оно было свободно от повинностей. Движение против Ровоама выходит первоначально из колена Ефремова; понятно, что колено Иудино потому уже не может принять в нем участие. Как бы то ни было впрочем, к концу царствования Соломона обнаруживаются опять, недовольство и возмущение и в той же половине царства, в какой и в последний раз при Давиде; только теперь во главе движения стоит не вениаминянин, а ефремлянин. Где искать причин этого нового недовольства и возмущения, выросшего в царствование Соломона и лишь завершившегося окончательным разделением царства после его смерти? – Чтобы ответить на этот вопрос, считаем нужным оглянуться назад. Общие условия разъединения в израильском народе в истории, предшествующей Соломону. |
| |