Возвращаясь к Ефремову, он хотел, как говорится, «взять всё лучшее» из прошлых эпох и культур в грядущий коммунизм. И нарисованное им коммунистическое общество действительно находится под влиянием этих культур. Особенно же важно, с точки зрения Ефремова, что лучший мир и лучшее общество невозможны без всестороннего развития человека – физического, психоэмоционального, эстетического, морально-этического, интеллектуального. Легко возразить, что он в этом не оригинален. Однако теоретики коммунизма и, позже, официальная советская пропаганда, всё-таки, и здесь ограничивались декларациями, а Ефремов, хотя бы, показал, как будет выглядеть такой развитый человек по всем параметрам. Как «вылепить» такого человека, он рецептов не давал, но в его коммунистическом мире этим занимаются целые институты, это является приоритетным направлением развития общества. Ефремов считает, что человек должен преодолеть свои животные инстинкты и подчинить их своей воле и разуму. Коммунизм – это подъём из «инферно», из ада, создаваемого изначально даже не дурными социальными отношениями, а самой природой. Подъём человека и общества невозможен без преодоления, в том числе, своей собственной человеческой природы. В то же время, с природой нельзя терять связь, её нельзя «ломать через колено», но надо над ней властвовать, а не подчиняться ей. И это тоже «лезвие бритвы» - между подчинением природе и отрицанием природы. Здесь, вероятно, Ефремов созвучен и христианскому взгляду на вещи. Ефремов считал, что, «отрекаясь от старого мира», или, в его терминологии, восходя из инферно, всё-таки, надо и «держаться корней». В его далёком коммунистическом мире у людей сохраняются родственные отношения, там есть родители и дети, братья и сёстры, люди помнят свои родословную, даже свои этнические и расовые корни (что, разумеется, никаким поводом для конфликтов уже не является). Он вовсе не строит гротескного коммунизма, где люди выращиваются в пробирках и живут с номерами вместо имён. Он, также устами своих персонажей, подчёркивал, что одни технические средства и подходы, без человеческого совершенствования, не только не помогут, но сделают хуже. И это уже прямое предупреждение – и человечеству в целом, и своей советской стране. 

http://ruskline.ru/opp/2021/12/24/ivan_e...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Когда слабеют объединяющие народ связи… О разделении Итак, мы остановились на том, что образовались два царства – Иудейское и Израильское. Это было Божие наказание за нечестие Соломона. Надо учесть еще, что колена, составлявшие единое государство Израиль, не рады были, что ими правит представитель какого-то одного колена. Особенно это не нравилось представителям самого многочисленного и воинственного колена Манассиина. Не менее сильное, колено Ефремово тоже претендовало на первую скрипку в общей симфонии всех колен Израиля. Понятно, всеми движет обыкновенное властолюбие, как это было и в пустыне, – не признавать власть Моисея: мы-де священники, каждый из нас имеет право управлять народом. Богопротивлением жило издавна и колено Ефремово. И когда выбрали царем Саула, потом Давида, потом Соломона, колено Ефремово ощущало себя неудовлетворенным. Едва появляется возможность образовать собственное царство, колено Ефремово и все прочие колена ее используют. Если бы не многочисленное колено Ефремово, остальные, может быть, и не решились бы. Но когда появляется сильное ядро, которое может поставить и воинов, и волевых мужей, и просто достаточное количество людей, чтобы построить город, охранять его и воздействовать на окружающие государства, на окружающие племена, остальные идут у него на поводу. Иеровоам, который стал первым царем Израильского царства, был из колена Ефремова. Факт политической истории: если бы была сильная власть, чтущая Бога во всех своих движениях, как царь Давид, Бог Своей благодатью этот народ хранил бы единым – это же особый народ. Но как только слабеет связь правителя с Богом, слабеют внутренние связи, связывающие этот народ воедино. Примеров тому достаточно в мировой истории, в том числе и в нашей. Важно понимать, какое значение имеет религиозная составляющая в жизни любого народа, особенно народа израильского, Иеровоам допустил страшное нечестие, хотя и меньшее, чем Соломон. Он понимал, что эти 10 колен, образовавшие особые государства, сохранили потребность ходить в храм Иерусалимский, совершать там жертвоприношения, являться пред Лицом Божиим, ходить к тем священникам.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/31

– Обнимая шесть или семь колен, северная группа была обширнее южной, но уступала ей в крепости и политическом единстве. В начале эпохи судей – приблизительно до Деворы – нить, связывавшая входившие в состав группы колена, была еще довольно тверда: в битве с Сисарой принимали участие почти все колена этой группу. Но после свержения хананейского ига, Гедеон, вероятно, не надеясь встретить сочувствия среди ефремлян, даже не обратился к ним за помощью в начале своей борьбы с мадианитянами ( Суд. 7 ). Иеффай же, обращавшийся к ним за таковой, не получил ее ( Суд. 7:2 ). Северная группа таким образом распалась на две части: колено ефремово с одной стороны, полуколено манассиино и северные колена – с другой. Ефремово колено играло среди них самую важную политическую роль. Были моменты, как при Деворе, когда около него объединялся почти весь Израиль. Из него произошли лучшие деятели того времени: Девора и Самуил. Прочие колена признавали его главенство. Некоторые судьи, происходившие из других колен, не решались предпринимать что-либо без совета с ефремлянами, а иные, как Фола, даже жили на горе Ефремовой ( Суд. 11 ). Причиной такого значения этого колена среди других было – его многолюдство, сравнительно больший объем и большее плодородие его почвы ( Нав. 17:14 ; Суд. 22:4 ; Быт. 49:22–26 ); кроме того, в нем был Сихем, с которым у народа соединялись дорогие национальные воспоминания и который был городом важным как в торговом, так и в политическом отношениях. Здесь же был и Силом, место хранения религиозной святыни и резиденция первосвященника. Сознавая свое солидное положение, ефремово колено изъявляло претензии на гегемонию, что особенно ясно проявилось в столкновении его с Гедеоном и Иеффаем. Гедеон, после славной победы над мадианитянами, подвергся гневному упреку ефремлян за то, что не пригласил. их ( Суд. 8:1–3 ); Иеффая же они хотели наказать за то, что он, прежде гнусно отвергнутый ими, воевал без их. При этом ефремляне презрительно отозвались о всех вообще галаадитянах: «Вы беглецы ефремовы, Галаад-же среди Ефрема и среди Манассии» ( Суд. 12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

402 Когда Бог (потому что здесь говорит Он, а не народ или царь) произнес эти слова, не сказано; по существу дела они содержатся в Пятикнижии, буквально же, как они здесь представлены, они могли быть сообщены в откровении чрез Урим и Туммим (поэтому и сказано: во святем, во святилище). – Возрадуюся и проч. сказаны пред завоеванием Палестины; посредством израильтян Бог прогнал хананеев; следовательно Он торжествовал победу над ними (возрадуюся); и затем разделил землю Ханаанскую коленам Израиля. Сихем (в колене Ефремовом, у горы Гаризим) и долина кущей («юдоль жилищ» – долина Суккоф в Галааде) стоят здесь как крайние пункты на западе и востоке иорданской страны, вместо всей Ханаанской земли. В ст.9 западная и восточная часть иорданской области названы по своим главным местностям, колено Ефремове и Иудино, Галаад и колено Манассиино. Бог, Которому принадлежит св. земля и от Которого Израиль получил ее только во владение, изображается в виде воина, а страна иудейская в виде Его вооружения, в частности, колено Ефремове (как сильнейшее) изображается, как щит Его (крепость главы); колено Иудино, из коего имел произойти Царь ( Быт.49:10 ), – властительным железом, Его скипетром (LXX поставили конкретное – βασυλευς). Соседние языческие народы должны служить Царю – Богу (и Его народу); для означения этого они сравниваются с малоценными предметами. Моав с умывальною чашею ( λεβης – котел, умывальница, LXX слово рахии приняли по халд, в смысле «надеяться»), Идумею – с доскою, на которую ставятся сандалии. Филистимская страна также подчиняется Господу. 403 Прошед. времена в ст.3 и 4 можно принимать за настоящие (в евр. будущ.); или же нужно ст.3 и 4 понимать в значении прежнего услышания молитвы, и смысл тогда будет: услышь меня и теперь, как и прежде Ты часто делал уже это. По мнению Делича, нашему псалму непосредственно предшествовала счастливая для Давида победа в лесу Ефремовом ( 2Цар.18:6 ); в таком случае прошедш. времена объясняются весьма просто. 405 Вселюся в селении; принятого в свой дом нужно защищать; след. ­­ Ты будешь защищать меня; или же, может быть, можно думать о возвращении ко скинии?

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Очевидно, псалом этот вообще имеет целью, указанием на свящ. историю побудить к соблюдению закона и надежде на Бога (ср. 7–8); но при тщательном сравнении ст.9–10 с ст.67–72 усматривается и частная цель псалма, состоящая в том, чтобы на основании истории убедить народ, что отвержение колена Ефремова и Силома и избрание колена Иудина и Сиона есть праведная и мудрая мера Божия, и что поэтому пора уже перестать косо смотреть на нее. Эта специальная цель псалма достаточно ясно показывает уже, что он написан еще во времена Давида, и что поэтому под Асафом в надписании нужно разуметь известного современника Давида. – После семилетней борьбы Давид подчинил себе и гордого Ефрема с соединенными с ним коленами, и затем перенесением ковчега из Кириафиарима на Сион сделал Иерусалим религиозным и политическим центром всей иудейской нации; но гордость Ефрема, которому перешло право первородства Рувимова (ср. 1Пар.5:1 ; Быт.48и д. 49:3; 4:22), и который, как кажется (Суд.8и д.; 12и д.), в течение всего периода судей, с особенною силою поддерживал гегемонию, еще отнюдь не была сокрушена; и нужно было опасаться, что завистливое колено Ефремове при первом случае (ср. 2Цар.19и д.) снова поднимет революцию против колена Иудина и преимуществ его (царская власть – ковчег завета – прежде находились в колене Ефремовом в Силоме) и увлечет за собою и прочие колена, как это действительно и случилось при Ровоаме (Ефрем был душою царства Израильского; ср. Ос.5:3,5,12–13; 9:7–8 ). При таких обстоятельствах важно было убедить народ, что Давид, и в нем колено Иудино, не похитил царской власти, гегемонии, и что перенесение места богослужения из Силома на Сион не было произвольным действием, но что Сам Бог – ввиду высших интересов нации, которые под гегемонией колена Ефремова (склонного к идолопоклонству) сильно подвергались опасности и много страдали, избрал для столь высоких целей колено Иудино, устранивши колено Ефремове. – Укрепить народ в этом никто не был столь способен во всем Израиле, как Асаф, называвшийся «видящим» и, конечно, весьма всеми уважаемый в этом качестве. Но существование в народе этого убеждения еще не настолько утвердилось, чтобы сделать счастливым царствование Давида. Мрачный во всех отношениях период судей прошел, в течение которого народ грешил неверием Богу, склонностью к идолопоклонству, всяческими нарушениями завета; теперь это должно быть иначе, и для содействия этому Асаф представляет народу зеркало его прежней истории, причем особенное внимание обращает на период Судей. Но чтобы не оскорбить Ефрема, он делает довольно общий (ср. ст.9) очерк истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Сколь сильно численностью это колено во время Самуила, неизвестно. Но при всей своей численной слабости колено Вениаминово одно из самых храбрых и воинственных. В благословении Иакова оно представляется хищным волком, который утром ест ловитву, а вечером делит добычу ( Быт.49:27 ). Вениаминяне отличаются, как хорошие стрелки из лука ( 1Пар.8:40; 12:2 ; 2Пар.14:8 ) и пращники, которые одинаково хорошо метали камни и правою и левою рукою ( Суд.20:16 ; 1Пар.19:2 ). Во время судей колено Вониаминово одно сражается против всех, одерживает две победы над ними и потом погибает почти совсем, лишь благодаря употребленной против него хитрости (засаде). На такое воинственное колено естественно должен обратить внимание взгляд, непредубежденный пристрастиями, а лишь имеющий в виду тогдашнее положение Израиля. Главная потребность того времени царь, который твердою рукою мог бы вести народ против угрожавших отвсюду врагов: поставь над нами царя, который ходил бы пред нами и вел наши войны, – говорили израильтяне Самуилу ( 1Цар.8:20 ). И нельзя было сомневаться, что вениаминян удовлетворит этой потребности. Ему именно и всего естественнее сделать это. В период судей, как мы видели, избавители народа являются преимущественно из среды колен, наиболее притесняемых. Главные силы филистимлян сосредоточены теперь именно в колене Вениаминовом; здесь происходят первые войны Саула с филистимлянами (1Цар. гл. 13,14), и – что особенно важно – даже в родном городе Сауловом стоит филистимский гарнизон во время воцарения Саула ( 1Цар.10:5 ). По аналогии с судьями, избрание царя именно из колена Вениаминова самое естественное. В пользу этого колена может говорить в настоящем случае и топографическое положение его в ряду других колен. К концу периода судей успело уже обнаружиться, как мы говорили выше, разделение израильских колен на две половины – северную, к которой примыкали и заиорданские колена, с Ефремом во главе и южную, состоявшую из колен Иудина и Симеонова. Колено Вениаминово лежало именно на границе этих половин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выдающееся положение родоначальников колен Иудина и Ефремова и самых этих колен . Благословение отчее утверждает домы чад. И при всей скудости сведений относительно отдельных колен во время пребывания их в Египте и потом во время странствования по пустыне, относительно колен Иудина и Иосифова (собственно Ефремова) мы встречаем как бы исключение, стоящее в соответствии с их отеческим благословением. Так из времени пребывания Израиля в Египте рассказывается, как мы уже видели, о походах потомков Ефрема в филистимскую землю и поселении их в Палестине, и о господстве потомков Иуды над Моавом. К концу этого периода и потом во время странствования по пустыне выступает на первый план колено Левиино в лице Моисея и Аарона. И оба колена – Иудино и Ефремово стоят в более близком к нему отношении, сравнительно с другими коленами, в лице Ора иудея ( Исх.31:2; 24:14; 17:10 ) и Иисуса Навина – ефремлянина. Соглядатаи из этих колен – Халев и Иисус Навин – одни, вопреки своим товарищам, возбуждают, хотя и напрасно, упавшее мужество израильтян надеждою на помощь Божию при предстоявшем им завоевании Ханаана ( Числ.14:6–9 ). И численный состав этих колен значительнее других: так Иуда считает у себя 74,600 мужей, способных носить оружие, более чем каждое другое, – колено Иосифово – Ефремово и Манассиино вместе – 72,700 мужей ( Числ.1:27,33,35 ). И как прежде благословение Иакова имело для себя реальную основу в выдававшемся уже тогда положении Иуды и Иосифа, так точно и теперь благословение Моисея опирается, конечно, в общем, и на тогдашнее уже значение колен. В этом благословении, соответственно тогдашним обстоятельствам, преимущественное внимание Моисея останавливается на колене Левиином, воззванном тогда к новой жизни в качестве ближайших служителей Иеговы ( Втор.33:8–17 ), и на колене Иосифовом, занявшем в лице Иисуса Навина первенствующее положение среди других колен (ст. 13–11); благословение Иуды указывает в нем первого борца за Израиля (7). Но самым красноречивым доказательством преимущественного могущества и значения колен Иудина и Иосифова в рассматриваемое нами время служит история завоевания и разделения Ханаана при Иисусе Навине. Оба колена первые получают свои участки и притом наибольшие сравнительно с другими коленами; ближайшее объяснение этого явления то, что эти колена были в то время сильнее и знатнее других. – Так уже во время до завоевания Ханаана между коленами израильскими, несмотря на стремление каждого не уступать ни в чем другому, образуется несколько групп, более или менее сплоченных, и уже в то время выдающаяся деятельность, а чрез то и более значительное положение двух колен – Иудина и Иосифова (Ефремова) предуказывают некоторым образом еще большее значение их в будущем, – значение, приведшее с течением времени к разделению всего израильского народа на две части. Соответствие между характером Палестины и характером израильского народа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если где в этих странах и продолжало существовать среди народа, после битвы Гелвуйской, желание иметь царем Давида, то Авенир принял меры к быстрому подавлению всех подобных движений, чтобы укрепить власть Иевосфея. Собрав, какие только можно было, силы, этот храбрый и опытный военачальник медленно, но настойчиво, отнял назад у филистимлян значительную часть страны к западу от Иордана. Восточные колена с самого же начала признали его своим властелином. Шаг за шагом он отвоевал себе округ Гессурский, равнину Ездрилонскую, колена Ефремово и Вениаминово (родное колено дома Саулова), так что наконец, после упорной пятилетней борьбы, он мог объявить Иевосфея царем всего Израиля, исключая колена Иудина ( 2Цар. 2:8–10 ). Придя таким образом лицом к лицу с Давидом и сознавая ту опасность, которая могла угрожать народу от разделения государства, Авенир сразу же предвидел и опасался взрыва междоусобной войны. Естественно возникал вопрос о том, к кому же из двух соперничествующих царей должна перейти единодержавная власть. Ни Иевосфей, ни тем более Давид не хотели отказаться от занимаемого ими положения, и притом весьма сомнительно, чтобы такие деятельные люди, как Иоав, начальник войска Давидова, и Авенир, начальник войска Иевосфеева, в свою очередь пожелали уступить занимаемым ими выгодным положения и удалиться в неизвестность. Кроме того, объединению препятствовало и начинавшее уже замечаться соперничество между Иудиным и другими коленами. Ефремово колено всегда держало себя высокомерно и заносчиво, как колено, величавшееся своим предком Иосифом, и особенно пред Иудиным, которое, как состоящее из сельского народа, вообще доселе жило отчужденно от других. Поэтому только один меч мог решить судьбу будущего. Выгода в этой таким образом неизбежной борьбе, по-видимому, с самого начала находилась на стороне Иудина колена. Хотя и будучи малочисленнее всех остальных колен, взятых вместе, оно превосходило их своею сплоченностью, между тем как колена, провозгласившие Иевосфея, были раздираемы внутренним соперничеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Общее бедствие от филистимлян, более сильное и для них, сравнительно с другими бедствиями, связывает, наконец, и иудеев с другими израильтянами; но после столь продолжительного разъединения они вступают теперь в состав целого народа, некоторым образом как бы новая составная его часть, и неудивительно поэтому, если в дальнейшей истории Иуда как бы противополагается Израилю и для обозначения всего народа израильского употребляется выражение: Израиль и Иуда. Группа средних колен: отношение её к другим группам; выдающееся положение Ефремова колена; стремление его удержать за собою первенствующее положение Обособленность колена Иудина и стоящего в связи с ним колена Симеонова от других колен еще яснее будет, если мы представим, в каких живых отношениях стоит колено Ефремово, бывшее во главе колен средней группы, к коленам одной с ним группы, a также и к коленам других групп, по крайней мере, в годины несчастий и освобождений от них. Отношения самой средней группы к другим группам видны уже достаточно из предшествующего. Более тесные отношения существуют, как мы видели, между средней и северной и отчасти восточной. Причины этого, как тоже отчасти мы уже видели, именно в срединном положении группы, слабой границе между нею и северными коленами, бывшей к тому же наиболее выгодной позицией для врага, общие враги и, несомненно, особые свойства стоявшего во главе её колена Ефремова. Довольствуясь сказанным относительно взаимного отношения самых групп, остановим внимание на отношении к другим коленам колена Ефремова, стоявшего, как сказали, во главе средней группы. Отношения эти совершенно противоположны отношениям колена Иудина к другим, показывают живое участие к судьбе других колен, стремление быть во главе их и ревность к славе того или другого из них. Во время завоевания Ханаана колено Ефремово занимает руководственное положение среди других колен: ему принадлежит главный вождь Израиля Иисус Навин. Ему наравне с Иудою достаются первые и наибольшие участки в завоеванной стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторые думают, что преимущество колена Иудина не ограничивается простым преимуществом чести быть коленом царским, а имеет реальное значение. Гретц указывает на то, что тогда как границы других колен при разделении страны подверглись изменениям, Иудино колено, как предпочтенное и царственное, сохраняет свою область неуменьшенною. 279 Эвальд думает, что над «областью царского колена Иудина поставлен был иной чиновник того же рода», тринадцатый в ряду тех приставников; но куда употреблялись собираемые им доходы, он не знает. 280 Богородский предполагает, что «по-видимому, в колене Иудином не было приставника. Может быть, оно освобождено было и от повинностей». 281 Кейль напротив, полагает, что Бен-Хесед ( 3Цар.4:10 ) был приставником в колене Иудином. 282 Все эти предположения опираются на таком или ином объяснении отсутствия прямого указания в тексте на приставника в этом колене. Мы склоняемся к тому предположению, что приставник был и в этом колене подобно другим коленам. Колено Иудино имеет лишь то преимущество пред другими, что ему принадлежат царь и большее доверие к нему последнего. To, что при позднейшем разделении царства «колено это, оказавшееся столь мятежным при Давиде, осталось верным сыну Соломонову», не говорит необходимо в пользу предположения, что при Соломоне оно было свободно от повинностей. Движение против Ровоама выходит первоначально из колена Ефремова; понятно, что колено Иудино потому уже не может принять в нем участие. Как бы то ни было впрочем, к концу царствования Соломона обнаруживаются опять, недовольство и возмущение и в той же половине царства, в какой и в последний раз при Давиде; только теперь во главе движения стоит не вениаминянин, а ефремлянин. Где искать причин этого нового недовольства и возмущения, выросшего в царствование Соломона и лишь завершившегося окончательным разделением царства после его смерти? – Чтобы ответить на этот вопрос, считаем нужным оглянуться назад. Общие условия разъединения в израильском народе в истории, предшествующей Соломону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010