Это предложение было принято, и было решено допустить для веньяминитов похищение жен. Когда затем наступил праздник, то двести веньяминитов, разделившись на группы по два или по три человека, спрятались невдалеке от города в виноградниках и других скрытых местах и стали поджидать девушек, которые, совершенно не зная ни о чем, со смехом и шутками без охраны совершали свой путь. Затем веньяминиты выскочили из своих засад, рассеяли девушек и похитили себе каждый по одной. Таким образом им удалось вновь устроить себе семейную жизнь. Затем они возвратились к себе домой, к своим занятиям и стали прилагать по-прежнему всяческое старание вернуться к былому благополучию. Итак, благодаря мудрому плану израильтян, колено Веньяминово, подвергшееся было опасности совершенно вымереть, вновь возродилось к жизни, вскоре опять достигло значительной численности и добилось обеспеченного положения (Ср. Суд 21.1–23 .). Глава 3 1. Такой-то исход имела война эта. Подобная же судьба постигла и колено Даново, которое дошло до такого состояния по следующей причине: так как израильтяне вскоре опять успели отвыкнуть от военного дела и совершенно предались обработке земли, то хананеяне совершенно перестали бояться их и собрали значительное войско, не потому, впрочем, что опасались подвергнуться каким-нибудь новым притеснениям со стороны евреев, но оттого, что, нанеся им жестокое поражение, твердо рассчитывали совершенно безопасно и спокойно жить в своих городах. Ввиду этого хананеяне заготовили множество боевых колесниц, набрали хорошо вооруженное войско и соединились в колене Иудовом с сочувствовавшими им жителями городов Аскалона и Аккарона, а также с другими расположенными на равнине городами. Затем они принудили данитов бежать в горы, не оставив им ни клочка земли на равнине. Не будучи в состоянии вести войну, а также не найдя [в горах] достаточного количества подходящей земли, даниты выбрали из своей среды пять человек и послали их к морскому побережью, чтобы они там высмотрели землю, куда бы им всем можно было переселиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 48 Расположение колен Израилевых в будущей Св. земле по отношению к храму и городу Как храм является источником плодородия будущей уравненной и раздвинутой в своих границах св. земли, так он же и тесно связанный с ним город служит центром ее населения и исходным пунктом для раздела св. земли между коленами. Как идеальная, св. земля будущего представляется правильным удлиненным с севера на юг квадратом, который восточно-западными параллелями длится на 12 равных участков для колен (последние, как идеальные, представляются одинаковыми и по численности; наоборот Чис 26.53–56, 33.54 ). Место для колена указывается ближе или дальше от священного участка в зависимости от большого или меньшего достоинства его происхождения: природные сыновья Лии и Рахили получают участки ближе к храму, чем сыновья от служанок (Лииной Зелфы и Рахилиной Валлы); непосредственно же окружают храм – соответственно исторической действительности колена Иудино и Вениаминово. К северу от храма три важнейших Лиина колена (порядок: Рувим, Иуда, Левий уже во Втор 33.7 и д.). к ю. – остальные; верх первых занимает старший сын Рахили, верх вторых – младший сын ее; окраины – рабынины колена; из них подле Лииных старшее колено ее рабыни (Гадово); подле Рахилиных колен тоже колено ее рабыни, Неффалимово – соответственно исторической действительности, как и соседнее с ним Асирово. Самая же большая уступка исторической действительности сделана в том, что храм занимает не самую середину св. земли, а отодвинут ближе к югу (ст. 1–29). (См. чертеж, ст. 2) По такому же принципу распределены между коленами 12 ворот будущего св. города (ст. 30–35). Лиины колена, расположенные к северу, получают ворота на северной стороне города, южные – на южной. Рахилины колена получают ворота на самой почетной восточной стороне, здесь же имеет ворота и старшее из колен ее рабынь (Даново); младшее (Неффалимово) в диаметрально противоположном углу города (для симметрии). Остающиеся двое ворот западной стены предоставляются коленам от Лииной рабыни. (См. чертеж, ст. 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Эти мнения, являясь выражением уверенности в том, что антихрист будет лице определенное, служат и вообще разяснением в более частных чертах учения откровения о личности антихриста. Так, о происхождении антихриста у древних учителей преобладающим было мнение, что он произойдет из народа иудейского, и именно из колена Данова 675 . Основанием для этого мнения служили следующие места Писания: 1) пророчество патр. Иакова о судьбе Дана ( Быт. 49, 17 ) 676 : – 2) слова пр. Иеремии: от Дана слышано бысть ржание коней его и пр. (8, 16–17) 677 и 3) особенно то, что в Апокалипсисе (7 гл.), при перечислении двенадцати колен израилевых, из коих в каждом запечатлено по двенадцати тысяче рабов Божиих, вовсе не упомянуто колено Даново, как бы неимеющее рабов Бога, а вместо него поставлено колено Левиино. Менее распространенным было мнение о происхождении его от язычников, основанием для которого служила мысль о Нероне, каке об антихристе, или прообразе антихриста, и еще менее, – что он произойдет из среды христианства, конечно, извращенного. Частнее, древние учители полагали, что он будет плодом греха и получит печать скверны в самом зачатии и рождении своем. «От оскверненной девы родится его орудие», т. е. змея или диавола, говорите св. Ефрем Сирин 678 , а по выражению И. Дамаскини, – «родится человек от блудодеяния» 679 . Источником этого мнения было убеждение многих отцев церкви, что диаволе, воздвигая антихриста, и сам антихрист будут стараться обманно подражать И. Христу. В частности, отцы учили, что диавол будет подражать воплощению Сына Божия. И. Христос родился от Девы, поэтому и диавол произведет свое орудие – антихриста также от девы. Но так как он не может произвести его от девы чистой и безмужней, то устроит дело так, что антихрист родится от девицы (иудеянки), впадшей в блуд, произойдете от незаконной связи ее 680 . Как пройдут детство, юность и вообще все годы жизни антихриста до воцарения его, – положительно неизвестно. Св. И. Дамаскин говорит, что антихрист «будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится» 681 . Но эти слова справедливы только в том, что до воцарения антихриста, или почти до воцарения люди не будут знать, что антихрист уже родился. Должно лишь предполагать, что время частной его жизни будет подготовкой к его царствованию, а именно, что с каждым годом своей жизни он будет возрастать во зле и в то же время приобретать влияние на людей. Наследственная склонность ко злу, влияние развращенной матери и развращенной среды, дух времени, безбожный и безнравственный, а в особенности могущественное влияние диавола, который овладеет им, – все эти причины, действуя в совокупности, должны произвести в его лице чудовище зла. Но в какой стране он родится, хотя некоторые, без достаточных оснований, и называли местом его рождения Рим или Вавилон, в каком царстве и народе он будет жить до своего воцарения, – эти и подобные вопросы нельзя решать даже и догадочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

737 В позднейшей иудейской письменности возвращение в храм главнейших его святынь (золотого сосуда с манной, елея помазания, воды освящения, сосудов и т. д.) приписывается пророку Илии, как предтече Мессии; Тарг. Псевдо-Ионаф. на Исх. 40:10 ; Tanchuma на Исх. 23:20 ; см. Schottgenii, Horae hebr. et talmud,, II, стр. 533 и далее. 738 По мнению Шюрера (Gesch. d. jud. Volk., II, ср. 384–386) эта молитва , читаемая обязательно ежедневно утром, вполдень и вечером даже женщинами, рабами и детьми, появилась в своем настоящем виде около 70–100 г. по Р. Хр.; но основная её часть относится к более древнему времени; ср. Zunz, Gottesd. Vortr., стр. 380–382. 739 Schottgenii, Horae hebr., II, стр. 611–613; Gfrorer, Jahrhundert. d. Heils, II, стр. 341 и далее. 742 Тарг. на Иер. 30:4 : «если бы рассеяние ваше было до краев неба, то и оттуда соберет вас Мемра Иеговы рукою Илии, великого священника, и оттуда приведет вас рукою царя Мессии»; Schottgenii, Horae hebr., II, стр. 153; Муратов, тр. цитов., стр. 66. 743 Schurer (Gesch. d. jud. Volk, II, стр. 453) считает такой взгляд даже и в позднейшем раввинизме единичным и исключительным. 746 Gfrorer (Jahrhundert des Heils, II, стр. 236) читает на основании эфиопского текста не 10, а 9 колен и думает, что автор не принимает в счет колено Даново, так как это колено по раввинским сказаниям считается будто бы недостойным участия в царстве Божием; но вместо ссылок на иудейские памятники Гфрёрер указывает на Ипполита и Феодорита, которые говорили о происхождении от колена Данова антихриста. 747 В сирском переводе: «Arzaph, finis mundi», в эфиопском Azaph, в арабском – Acsarari et Ararawin. Некоторые отождествляют страну Арзареф с землей Арарат (Volkmar, Handbuch d. Einleit. in d. Apokr., 2-te Abtli., стр. 193 и далее ); другие находят здесь указание на Газару (Hesarch пли Hasara) в Паранамизе, горной части Афганистана, так как жители последнего, по свидетельству Джона, приводимому Риттером, сами производят себя от древних израильтян (Шавров, о 3 кн. Ездры, стр. 150). По позднейшему иудейскому преданию 10 израильских колен поселились при легендарной реке Саббатион, которая будто бы останавливала свое течение в недельную субботу, а также в Дафне около Антиохии, но некоторая часть из них была сокрыта и осенена облаком; Ierus. Sanhedrin 29 с; Midrash Bereschith rabba на Быт. 73 ; см. Edersheim, The lite and times of lesu; русск. перев. в Хр. Чтен. 1885, I, стр. 607.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Колена Асирово, Даново, Рувимово и Гадово не принимают участия в этой борьбе за освобождение, – последние два всего вероятнее потому, что и не страдали от этих врагов. Но замечательно в этом случае то, что, по сознанию Деворы, и эти колена должны бы принимать участие в ней, и она укоряет их за эту холодность к общему делу (16,17). Таким образом, хотя на деле чувство единства и сознание общности интересов и не проявляются вполне между всеми указанными выше коленами, но в глубине души они таятся и слабость их оплакивается лучшими людьми того времени. Почти все те колена, которые принимали участие в борьбе с Иавином, вступают в борьбу с мадианитянами. Возбуждение к восстанию против этого врага выходит в настоящий раз из колена Манассиина; к нему охотно присоединяются колена Завулоново, Неффалимово, Ефремово и даже Асирово, не участвовавшее в прежней войне (6:35; 7:24). He упоминается здесь колено Иссахарово, но оно, без сомнения, участвовало здесь, потому что театр войны был на его территории. Колена заиорданские и в этой войне не принимают участия, – города Сокхоф и Пенуел отказываются даже дать пищу воинам Гедеона; но Гедеон считает их поступок достойным строгого наказания (8:5–9, 14–17). В истории этой войны замечательны два факта. Во-первых, Гедеон манасситянин обращается к колену Ефремову с приглашением принять участие в войне за освобождение не в начале ее, а лишь в то время, когда враг был уже побежден и нужны были силы для окончательного его уничтожения (7:24). В чем причина этого, трудно решить. Быть может, в ревности братского колена к славе Ефрема, ревности, лежавшей, быть может, в основе и другого действия Гедеона, также неблаговидного, именно устроения им особого эфода из пожертвованного ему народом золота ( Суд.8:27 ). Ревность же лежит, кажется, в основе и другого факта – сильной ссоры со стороны ефремлян из-за того, что Гедеон не приглашает их к началу битвы. Ефремляне хотят быть первыми среди борцов за свободу и не могут снести того унижения, что славное дело освобождения совершено почти без их участия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 . Провал попытки колена Вениаминова занять Иерусалим (1,21) 3 . Успех Иосифа в Вефиле (1,22–26) 4 . Незавершенность завоеваний других колен (1,27–36) В. Божие осуждение неповиновения (2,1–5) II. Период судей (2,6 –16,31) А. Схема повествования (2,6 3,6) 1 . Иисус Навин и новое поколение (2,6–10) 2 . Образец верности завету, коему должен следовать Израиль (2,11–19) 3 . Бог осуждает отступничество (2,20 3,6) а) цель осуждения Божия (2,20–23) б) орудия исполнения Божия приговора (2,20–23) Б. Неспособность двенадцати судей хранить верность завету и удерживать в этой верности народ (3,7 16,31) 1 . Гофониил (3,7–11) 2 . Аод (3,12–30) 3 . Самегар (3,31) 4 . Девора и Барак (4,1 5,31) 5 . Гедеон (Иероваал) и его сын Авимелех (6,1 9,57) а) Гедеон (6,1 8,32) б) Авимелех (8,33 9,57) 6 . Фола (10,1,2) 7 . Иаир (10,3–5) 8 . Иеффай (10,6 12,7) 9 . Есевон (12,8–10) 10 . Елон (12,11,12) 11 . Авдон (12,13–15) 12 . Самсон (13,1 16,31) III. Два прискорбных греха (17,1 21,25) А. Колено Даново и идолопоклонство (17,1 18,31) Б. Гражданская война: Израиль против колена Вениаминова (19,1 21,25) Глава 1 12,5 Дабы сохранить верность завету, народу Израиля надлежало разгромить хананеев и изгнать их из земли обетованной. Во вступительной части Книги Судей автор поднимает вопрос о том, кому предстоит быть вождем Израиля в его борьбе с хананеями (ст. 1). Несомненно больший интерес проявлен им к колену Иудину, воины которого, выполняя волю Господа и сохраняя верность завету, изгнали хананеев со своей территории (ст. 3–20). Сообщения о неудачах других колен, до конца не одолевших врага и позволивших ему остаться в земле обетованной, кратки и схематичны (ст. 21–36), и лишь дому Иосифа автор уделил больше внимания и отозвался о нем положительно (ст. 22–26). 1 По смерти. Этими же словами начинается Книга Иисуса Навина ( Нав. 1,1 ). кто..? Этот вопрос встречается на протяжении всей Книги Судей израилевых. В большинстве случаев речь идет о выборе тех, кто будет воевать с коленом Вениаминовым: «кто из нас прежде пойдет на войну с сынами Вениамина?» (20,18; см. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

(Ст. 30–31). Сколько мы можем судить из этого места и из других, каждое колено Израилево имело совершенно независимое устройство с начальником, тысячаначальниками, сотниками, десятниками и т. д. Так, в кн. Иис. Нав. в гл. XVII, ст. 15 и послед. в Cyд. IV, 10 , видно, что отдельные колена Израилевы, вели отдельные войны на границах своих, независимо от общих войн Израилевых. Вероятно, это независимое устройство каждого племени, принято основанием всей системы военного устройства еще в пустыне. Подчинение же двух племен третьему, в каждой колонне при движении, и в каждом фасе стана, при остановке, было распоряжением, относящимся лишь до движений в пустыне и посреди враждебных народов по пути к Палестине. Мы не можем не заметить, что боевой и лагерный порядок израильтян указывают на значительное знание и развитие военного искусства. Мы выше говорили уже об отличительных знаках каждого племени, как они переданы нам раввинским преданием, основанным преимущественно, по-видимому, на благословении Иакова и тех уподоблениях, которые он делает во главе XLIX кн. Быт. Общий вид стана был таков: посреди стана стояла скиния с ковчегом завета, охраняемая Левитами; причем роды Гирсоновы становились на запад от скинии, т. е. сзади святая святых; по правой стороне скинии или на юг от нее становились роды Каафовы, а по левую северную сторону скинии, роды Мерари. Впереди скинии, т. е. на восток от нее и перед ее входом, расположены были шатры Моисея и Аарона с их родственниками, составлявшими также особый стан. ( Чucлa III, 28 ). Здесь же к востоку, на передней (почетной) стороне стана, как полагают, около версты расстояния от скинии вперед, становился соединенный стан трех племен Иуды, (как старшего) и Иссахара и Завулона. На юг от скинии и вероятно на таком же расстоянии от скинии, как стан Иуды, становится стан Рувима с Симеоном и Гадом. На запад, сзади скинии, Ефрем, как получивший первенство между потомками общей родоначальницы Рахили, Манассия и Вениамин; и наконец к северу, по левой стороне скинии, Дан с Ассиром и Неффалимом. Эта последняя колонна служила и постоянным арриергардом при движении. Заметим, что племя Даново, (как мы видели выше в пр. 8, I), было племя сильнейшее по числу воинов, после племени Иуды в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

При Давиде Израильский народ превратился в громадное государство. Заняв такое важное положение среди окружающих народов и вступив в критический момент своей исторической жизни, избранный народ, по необходимости, должен был напрячь все свои силы, чтобы удержать за собою это важное положение. Дотоле каждое колено жило своею замкнутою жизнью и почти не имело между собою ничего общего, и мало сносилось с окружающими народами. Только северный и северо-западные колена, именно Даново, Иссахарово, Асирово, Завулоново и Нефоллимово, приходили в соприкосновение с окружающим внешним языческим миром, представителем которого тогда в Палестине были финикияне. В значительной степени они даже жили среди этого народа и совместно с ним занимались мелкими промыслами, трудясь в качестве земледельцев и земледельческих рабочих, погонщиков при караванах, матросов, лодочников, и ведя другие подобные же занятия. Средние, южные и восточные колена, среди которых Иудино и Ефремово составляли главное средоточие национальной силы, однако же удерживали за собою высокомерную и непреклонную независимость, отвергавшую всякое сношение с языческим миром, и ограничивались своим наследственным занятием, состоявшим в скотоводстве и земледелии. При Давиде эти различные колена, почти против своей воли, пришли в более тесное соотношение с окружающими народами. Со времени Саула борьба с их восточными врагами – аммонитянами расширялась все более и более. Она привела народ, в царствование Давида, к столкновению с окружающими сирийскими царствами и заставила израильтян напрягать все свои силы на защиту себя против могущественного враждебного союза. Результатом этого был целый ряд побед и покорение многих иноплеменных народов, переход от политической незначительности к степени великой правящей державы. Чрез завоевание Едома, израильтяне пришли в непосредственное соприкосновение с Египетской монархий. Через поражение сириян, они соприкоснулись с берегами Евфрата и захватили в свою власть караванные пути, ведшие с востока в Финикию и Египет. Прежнее отчуждение от иноземных народов теперь сделалось невозможным; для того, чтобы удержать за собою сделанные завоевания, неизбежно нужно было отказаться от прежнего нежелания входить в сношение с язычниками. Такое положение, кроме того, влекло за собою важную перемену в самой военной системе Израиля. Хотя прежняя пехота все еще представляла собою главную силу народа, однако же, в виду далеких походов и экспедиций, сделались необходимы для военных целей кони и колесницы. Древняя простота не могла выстоять против искушений и соблазнов национального богатства и чужеземного примера, и за общим подъемом народной жизни естественно следовали искусство и литература.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В Вефиле Иаков стал свидетелем Богоявления ( Быт. 28:10–22 ) и воздвиг жертвенник ( Быт. 35:1 ), а Дан стал святилищем для Данова колена в Суд. 18:27–31 . С географической точки зрения, эти города находились в разных концах государства, что способствовало религиозному паломничеству народа и жертвоприношениям. 12:29. Вефиль. См. коммент. к Нав. 8и Суд. 1:22,23 . Расположенный всего в 11 милях к северу от Иерусалима, на границе, разделяющей два царства, Вефиль был идеальным местом для Иеровоамова капища. К его жертвеннику могли стекаться паломники, которые в противном случае проследовали бы на юг поклониться в храме Соломона. В конце концов, Вефиль превзойдет Дан как «царское святилище». 12:30. Дан. См. коммент. к Суд. 18:29 . Иеровоам основывался на традициях Дана (Лаиса), возникших еще в то время, когда он был финикийской колонией, и более поздних, когда в этот регион переселилось Даново колено ( Суд. 18:27–31 ). Расположенный на крайнем севере на границе между Финикией и Сирией, Дан, вероятно, использовался как место для ведения переговоров, а также как пограничная застава. Однако несколько изолированное положение в предгорьях Ермона, а также удаленность от столицы Северного царства, Самарии, послужили причиной утраты Даном своего статуса после смерти Иеровоама. Раскопками в Дане обнаружена высота, построенная Иеровоамом для золотого тельца. Комплекс святилища имеет площадь примерно 195 х 145 футов и располагает большим жертвенником во дворе под открытым небом. Найден один большой рог от главного жертвенника и увенчанный рогами жертвенник меньшего размера. 12:31. Капище на высоте. Поскольку стратегия Иеровоама имела политическую подоплеку, представляется закономерным, что он разрешил дальнейшее использование традиционных местных святилищ, или высот. Это было признанием стремления к более широкой местной автономии (см. просьбу вождей Израиля в 12:4) и популистским тактическим ходом, допускающим процветание «народных» форм религии в таких местах, как Кармил, Галгал, Мицфа и Фавор.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

С течением времени распадение шло все дальше и дальше и в середине периода достигло наивысшей степени. Девора в своей песни называет участвовавшими в борьбе с Сисарой колена ефремово, вениаминово, манассиино (западную половину), завулоново, иссахарово и неффалимово, порицает колена рувимово, гадово, вообще Галаад, даново и ассирово за их равнодушие к общенародному делу; а о коленах иудином и симеоновом даже совсем не упоминает. Гедеон на битву с общим врагом зовет лишь колена манассиино, ассирово, завулоново и неффалимово ( Суд. 6:35; 7:23 ), ефремово является уже позже, и то лишь с претензией на то, что оно не было взято на войну. Иеффай с одними галаадитами поражает аммонитян, общего врага евреев ( Суд. 10:18; 11 ). Самсон, совершавший избиение филистимлян без помощников, единолично, является спасителем только иудина и данова колен ( Суд. 13:1–5; 15:9–18 ). При взаимном разделении и вражде колен, конечно, не могло быть какого-либо общего политического центра, взамен которого явилось несколько частных. Но не всякое колено имело отдельный самостоятельный центр жизни: некоторые колена были настолько малы и слабы, что должны были примкнуть в политическом отношении к другим, более сильным, так что образовалось несколько более или менее взаимно солидарных групп колен, сосредоточивавшихся около отдельных политических центров. Географический характер Палестины, как мы уже знаем, делил ее на четыре части, и потому здесь образовалось четыре группы колен: южная, средняя, северная (по зап. сторону Иордана) и восточная (по сторону восточную). Такое деление колен на четыре группы, намеченное уже в эпоху судей, нашло для себя более определенное выражение в позднейшей истории, во время владычества римлян, когда Палестина распалась на четыре части: Перею, Иудею, Самарию и Галилею. Но, во время судей и последующее время царей, средняя и северная группы, под влиянием одинаковых условий культурной жизни и зависимости от хананеев составляли как бы одну группу, с преобладающим значением средней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010