49 Колено Рувимово, занявшее землю за Иорданом (см. карту Палестины), действительно не первенствовало среди всего Израильского народа и не имело никакого политического значения. 51 Нужно иметь в виду, что неблагоприятное пророчество Иакова о судьбе потомков первых трех сыновей его не имело значения проклятия или даже лишения всякого благословения. Нет; патриарх благословил и этих сыновей своих, как и всех (см. стих. 28), но только пророчески указал на лишение их некоторых преимуществ, заслуженное их дурными поступками. 53 См. карту Палестины. О Галилее, где был удел колена Иссахорова, Иосиф Флавий говорит: «вся тучна, исполнена пажитей и всяк рода усаждена древами». 54 Пророчество о Дане исполнилось особенно при судие Самсоне, который хитростью и собственною силою истреблял Филистимлян. На эти же свойства потомков Дана указывают похищение ими идолов из дома Михи и завоевание Лаиса (см. Суд.17–18 ). Но ни хитрость, ни сила не спасли потомков Данаа, уклонившихся в идолопоклонство. В видении Апокалипсиса о запечатлеваемых рабах Божих из всех колен Израилевых колено Даново опущено ( Апок.7:3–8 ). 57 О судьбе потомков Иосифовых в Палестине Иаков предсказал уже при благословении Ефрема и Манассии (см. гл. XLVIII:19–22). 58 Стих 21 ныне с еврейского обыкновенно переводят так: «Неффалим-серна стройная; он говорит прекрасные изречения». По мнению некоторых, здесь пророчествуется об апостолах Галилеянах (из кол. Неффалимова Петр и Марк), которые прошли мир с прекрасною проповедью Евангелия. 59 Свою воинственность и хищность колено Вениаминово особенно показало в несчастной междоусобной войне, возникшей по случаю гнусного насилия, совершенного Гаваонитянами над женою Левита (см. Суд.19–21 ). При перном царе Сауле (из колена Вениаминова) это колено было, конечно, первым в войне и добыче. 61 Выражение в ст. 23-м: «родяшася при бедрех Исифовых» указывает на еврейский обычай, по которому новорожденного младенца отец должен был брать на руки и класть себе на колена в знак того, что признает младенца своим законным сыном и обязывается попечительно воспитывать его. Этот обряд совершался посторонним лицом, когда оно желало усыновить новорожденное дитя (см. Быт.30:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В состав южной группы входили колена иудино, симеоново и даново. Вениаминово колено своими симпатиями сперва примыкало к более родственному для него колену ефремову: в благословении Иакова и Моисея они упоминаются рядом и даже во время странствования вениаминово колено составляло авангард ефремова. Но потом симпатии его перешли к колену иудину, с которым его связывали близкое положение, одинаково воинственный характер и одинаковые условия жизни, так что во всей позднейшей истории оно является в связи с этим коленом. Поэтому гораздо правильнее будет относить его к южной группе колен, вместе с которыми оно впоследствии вошло в состав иудейского царства. Северную группу составляли колена: ефремово, манассиино (зап. половина), иссахарово, завулоново, ассирово, неффалимово и северная часть данова. Восточную – рувимово, гадово и манассиино (восточная половина). Политическое значение и жизнь каждой из этих групп были неодинаковы. Самой сильной из них была южная группа. Благодаря частию условиям занимаемой территории, частию племенному характеру, составлявшее эту группу население отличалось воинственным характером, чистотой нравов и сравнительно более крепкой внутренней организацией. Прекрасную картину семейной, общественной и религиозной жизни этой группы представляет нам книга Руфь. Здесь почти не было инородческого элемента ( Суд. 1:1–22 ), а это не мало способствовало единству народного сознания и сохранению древних народных преданий, которые и были собраны и записаны по преимуществу среди этого населения. В частности, иудино колено принимало весьма слабое участие в политической жизни всего народа. Его имя упоминается лишь трижды в истории судей: в борьбе с хананеями ( Суд. 1:2 ), вениамитянами (20:18), и в борьбе с филистимлянами (10:9; 15:8–20). Первые два упоминания относятся к самому началу, последнее – к концу времени судей. Было бы несправедливо причину такого молчания исторических источников полагать в том, что-де-писатель книги Судей происходил не из иудина колена, а потому и не знал его истории или не обращал на нее внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Предпринятое со святым энтузиазмом дело завоевания продолжалось. Не ожидая окончательного покорения всей страны, Иисус разделил ее между Израильскими коленами. Скиния была утверждена в Силоме — в центре Ханаана. Но вождь Израиля умер, не назначив преемника и предоставив каждому колену самому окончательно завладеть указанным ему уделом. Каждое колено теперь, действуя само по себе, обособлялось от других; затем в каждом колене не замедлили обособиться даже отдельные его племена. Живя среди хананейских народов, которые еще не были истреблены, израильтяне вступали с ними в смешанные браки и невольно подчинялись их гибельному влиянию. Они даже забывали свое центральное святилище и, начав извращением служения Иегове, оканчивали совершенным от него отступлением. Пример извращения служения Иегове представляет собою мать некого Михи ( Суд.17–18 ), которая случайным образом заставила следовать своему примеру целое колено. Женщина эта жила в Ефремовой горе, невдалеке от центрального святилища. Пропала у нее значительная сумма денег. В отчаянии от пропажи она проклинала всех и все. Наконец, вор открылся: это был ее собственный сын, Миха. В благодарность за находку часть денег она решилась потратить на статую Иеговы, невещественного Бога. Двести сиклей серебра она отдает для этой цели сыну, как главе своего дома. Тот отказывается исполнить поручение матери, и она сама отдает их плавильщику. И вот в доме Михи открывается кумирня и служение истукану; какой-то бродячий левит приглашается быть священником. Колено Даново, ищущее своего удела, обращается чрез своих послов за божественным советом не в центральное святилище в Силом, но в дом Михи, к самозванцу-священнику. Мало этого: Данову колену так понравилось служение в доме Михи, что оно позаботилось украсть у Михи идолов и все принадлежности служения и увести самого левита, и с этими предметами открыло незаконное религиозное служение для целого колена. С обособлением колен религиозное единство между евреями видимо слабело и, конечно, женщине должна была принадлежать немалая доля в уклонении их от правильного почитания истинного Бога, хотя женщина же могла и направлять их на путь истины.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

49 Дан. См. 30,6. судить народ. Т.е. вершить правосудие. 49 змеем. Несмотря на то, что Даново колено было немногочисленным, оно оставалось чрезвычайно опасным для противника, неожиданно нанося удары и уничтожая более многочисленные народы ( Суд. 18 ). Самсон, принадлежавший к этому колену, без посторонней помощи разбил филистимлян ( Суд. 14–16 ). 49:18 Молитва Иакова прерывает его пророческие благословения. 49 Гад. См. 30,11. Четыре из шести древнееврейских слов этого стиха произносятся как «гад». В них использованы три различных корня, означающих «удача, прибавление», «отсекать» и «нападать, теснить». Гад постоянно подвергался опасности со стороны своих южных и восточных соседей. 49 Асира. См. 30,13. будет доставлять царские яства. Указание на то, что в будущем он будет владеть плодородной землей ( Втор. 33,24 ; Нав. 19,24–31 ). 49 Неффалим. См. 30,8; Нав. 19,32–38 . 49 Иосиф. См.30,24;48,15–20. плодоносного. Некогда бесплодная Рахиль произвела самое плодовитое колено (30,2.22;41,52). простираются над стеной. О расширении их территории см. Нав. 17,14–18 . 49 мощного Бога Иаковлева. См. Ис. 49,26 . Пастырь. См. 48,15.16. 49 Твердыня. Надежная защита Израиля ( Втор. 32,4.15.18 ). Всемогущего. См. 17,1 и ком. благословениями. В этом стихе шесть раз используются слова с одним и тем же древнееврейским корнем, означающим «благословить, благословение». Благословения включали в себя плодородие земли, питаемой благотворной влагой с небес (1,6–8 и ком.), и плодовитость тела («грудь» и «утроба»; 1,22; Чис. 24,5–7 ). Благословения, данные человечеству при сотворении, теперь переданы Иосифу. 49 благословения гор древних. См. Втор. 33,15 . да будут... между братьями. Благословение на Иосифа исходило от Бога (см. Втор. 33,16 ). избранного. Это древнееврейское слово обозначает того, кто посвящен на особое служение. 49 Вениамин. См. 35,18 волк. Он убивает больше, чем может съесть. делить добычу. Вениамин был настолько удачлив, что мог делиться добычей. 4950,26 Веря Божиим обещаниям Аврааму и Исааку даровать им обетованную землю, последний патриарх стремился быть похороненным с ними в Ханаане, а не в Египте. Иосиф также заклинает своих братьев захоронить его там после исхода. Сходство судеб Иакова и Иосифа, умерших в Египте, но погребенных в земле обетованной, объединяет поколение Иосифа с патриархами и предвещает исход. Единство семьи в дальнейшем подчеркивается добрыми словами Иосифа и его благосклонностью к своим братьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Безземельное колено Даново во время своего кочевья грабит домашнее святилище некоего ефремлянина Михи, забирает его «терафима» (родового идола) и уводит с собой левита Ионафана, служившего при нем. Согласно древним свидетельствам, этот левит был потомком Моисея. Примечательно, что, с одной стороны, в качестве священника предпочитают иметь левита, но, с другой — очевидно, что Моисеев Закон прочно забыт, о чем говорит наличие в святилище литого терафима. Составитель книги подчеркивает, что в нарушение религиозного единства даниты устраивают еще один культовый центр в восстановленном ими городе Дане (Ковчег между тем находится в Силоме). Второй рассказ говорит о зверстве вениамитов, которые были жестоко наказаны, причем это колено едва не исчезло с лица земли. Оба эпизода, завершающие Кн. Судей, рисуют самую безотрадную картину жизни народа. По дорогам бродят лишенные крова орды, бесчинствуют и враги и свои, повсюду — насилие, грабежи и беззакония. Израильтяне делают истуканов, приносят жертвы Ваалам. Кажется, что в этом религиозном и политическом хаосе все начинания Моисея и судей обречены на гибель. Но, говоря обо всем этом, библейский автор как бы подготавливает переход к Кн. Царств — следующей главе Св. Истории. Вопросы для повторения 1. Какие века обнимает Кн. Судей? 2. Кто такие были судьи? 3. Чем характеризуется жизнь Израиля в первый период оседлой жизни? 4. Что означало двоеверие израильтян? 5. В чем суть богословия Кн. Судей? 6. В чем заключается пессимизм Кн. Судей? 7. В чем заключалось дело и неудача Деворы, Гедеона и Самсона? 8. Каково значение рассказов о данитах и вениамитах? §28 Пророк Самуил и основание монархии (1 цар 1-15) 1. 1-2 Книги Царств являются продолжением Книги Судей. Первоначально в Библии они составляли одно целое и назывались Книгой Самуила. В Септуагинте и Вульгате они были разделены на две части и получили названия 1 и 2 Кн. Царств. Они описывают события XI — начала Х веков: гибель священнической династии Илия, правление Самуила, правление Саула и жизнь Давида до последних дней его царствования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

– Это видно из сличения сказаний обеих книг. В книге Судей ( Суд.18:1 ) говорится, что Данитяне пошли искать себе наследия и воевать Лаис потому, что до дней оных (до времени Сампсона) не паде ему наследие среде племен сынов Израилевых т. е. не было у него особенного участка земли, каковые имели все прочие племена. Между тем, по книге Иисуса Навина колено Даново имело свой участок с определенными границами, подобно другим коленам ( Нав.19:40–46 ), участок, данный ему Иисусом Навином и Елеазаром ( Нав.19:51 ), и Даниты воевали Лаис потому, что каждое колено обязано было изгонять из своего участка и истреблять Хананеев. Между тем, в самой же книге Навина замечено, что не истребиша сынове Дановы Амморея, озлобляющаго их на горе и не даяху им Аммореи исходити на юдоль и утесниша от них предел части их ( Нав.19:48 ), т. е , Аммореи были сильнее колена Данова и теснили его. По всей вероятности, эти усилия Аммореев стеснить Данитов увенчались успехом, так что эти последние около времен Сампсона почти вытеснены были из своего участка, и вот объяснение слов книги Судей, – что Данитам до дней Сампсона не паде наслелие среде племен сынов Израилевых т. е., они, теснимые Аммореями, лишились своего участка земли. Это стеснение заставило предпринять их новый поход против Аммореев и – тогда они снова заняли отнятый у них Лаис и снова назвали его Даном. Потому и обстоятельства этих завоеваний Ланса Данитянами, по сказаниям книг Навина и Судей, различны; при первом завоевании, по книге Навина, они умертвили жителей и поселились на место их в городе, переименовав его Ласеданом ( Нав.19:47 ); при втором же, по сказании книги Судей, они не только истребили жителей, но и самый город сожгли, и построив на месте его новый город, поселились в нем, наименовав его Даном ( Суд.18:27–28 ). – Таким образом, смешивать сказаний книг Навина и Судей о завоевании Данитянами Лаиса нельзя; первое случилось во времена Навина и, следовательно, нет препятствия признавать, что это описание сделано самим Навином.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

2.7. История Михи и война с коленом Вениаминовым 2.8. Хронология эпохи Судей 2.9. Книга Руфь Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 2.7. История Михи и война с коленом Вениаминовым Последние четыре главы книги Судей показывают нравственное состояние израильтян во времена судей. В 17 и 18 главах изображается некий Миха, который сначала украл серебро у своей матери, и мать прокляла вора. Тогда он ей в страхе вернул это серебро, и, надеясь избежать проклятия, они решили из этого серебра устроить святыню, сделав из него идола литого и богослужебные принадлежности. Сначала Миха поставил одного из своих сыновей служить при идоле, а затем нанял праздного левита, который сделался священником при нем. Завершается это тем, что колено Даново, продвигаясь на север для приобретения новых территорий, забирает у Михи идола и священника его, а самого Миху грозят убить, если он будет сопротивляться. Картина, с точки зрения Закона, довольно неприглядная. Она показывает глубокое одичание израильтян. На основании этих зарисовок некоторые современные исследователи говорят, что и не было при Моисее никакого закона дано, потому что если б был дан закон, то не могли бы так израильтяне жить во времена судей, наверняка закон уже сочинили позже. Если исходить из этого принципа, то за 2000 лет христианства можно постараться найти такие периоды в истории христианских народов, что, кажется, будто не имели они Евангелия. Это было время религиозного одичания, когда, даже такие преступные, с точки зрения Закона, дела, как устроение идола при нем и наемный домашний священник, воспринимались вполне естественно. Последняя сцена представляет некоего левита, у которого была наложница. Эта ситуация рисуется как естественная и обычная, хотя она была запрещена законом. В Гиве Вениаминовой совершается преступление, а наложница погибает. Жители города отказываются выдать виновных, и начинается война против колена Вениаминова. В результате гражданской войны оказывается колено почти полностью истребленным.

http://sedmitza.ru/lib/text/431069/

Второе колено, Симеоново, получило наследие среди колена Иудина, чтобы исполнилось написанное о Левии и Симеоне: разделю их во Иакове и рассею их во Исраили ( Быт. 49:7 ). Третье, Завулоново, получило Галилею, в которой находится гора Фавор. Четвертое, Исахарово – там, где находится Изреель, до Иордана. Пятое, Асирово, до горы Кармила, склоняющегося к великому морю, и до Тира и Сидона. Шестое, Неффалимово, в Галилее, до Иордана, где находится Тивериада, называвшаяся некогда Хенереф. Седьмое, Даново, до Иоппии, где находятся башни Аилона, и Селеби, и Емаус, называющийся теперь Никополем, хотя впоследствии, как мы читаем, [сыны Дановы], перешедши другие колена, взяли себе город Лесем в колене Дановом, который теперь называется Панеей. Если это так, и если между первым распределением колен и тем, которое теперь имеем, встречается столь значительное различие, то должно обратить внимание на то, каким образом и при прежнем распределении и при настоящем город и храм помещаются между коленом Иудиным и Вениаминовым. И именно, по прежнему распределению Иуда был с юга, а Вениамин с севера; здесь же, наоборот, Иуда с севера, а Вениамин с юга; за ним вторым следует Симеон, третьим Иссахар, четвертым Завулон и пятым Гад, то есть пять колен, как далее говорится, ибо написано: При слове один (una), которое постоянно ставится в конце при пяти и семи коленах, подразумевается или удел, или владение или наследие, хотя Акила и Симмах переводят в среднем роде τ δριον, что означает предел. Также то следует вкратце заметить, что последнее из пяти колен, колено Гадово, которое при прежнем распределении было за Иорданом, помещается в той части, которую прежде занимал Иуда, то есть до южного края на полдень, и граница идет от Тамары до вод пререкания Кадеса, наследия против моря великого. Это та самая Тамара, о которой мы уже говорили, которую теперь называют Пальмирой и которая некогда была построена Соломоном; ибо пальма по-еврейски называется тнатаг и от нее, как полагают некоторые, было дано это название, потому что там весьма много пальмовых рощ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Напротив того в этом подробном указании недостает между внуками Иакова, основывающимии роды очень многих из исчисленных в 46 гл. Быт.: Огада (сына Симеонова), Ира и Онана (сынов Иуды), Ишви (с; Ассира), Бехера, Геры и Рома (с. Вениаминовых) вероятно потому, что частью они сами, как сообщается об Ире и Онане ( Чис.26:19 ), частью их сыновья умерли, не оставив потомков мужеского пола, так что их род ко времени Моисея уже исчез. Подобно этому мы должны представлять и образование семейных групп, названных домами отцов и смеем признать за несомненное, что не только сыновья сынов Иакова, родооснователей, основали домы отцов, но и их внуки и правнуки, – хотя об этом и нет ясных доказательств из В. Завета. Сомнительным остается только то начало, по которому, в этих : случаях, кроме внуков Иакова, внуки и правнуки его детей становились основателями родов и домов отцов. 1075 Искать основания для этого в большем числе сынов и внуков, которыми отдельные отцы могли быть благословены пред другими, едва ли возможно, потому что колено Даново, во времена Моисея многочисленнейшее после Иудина, имеющее по первому счислению 62,700, по второму 64,400 военных мужей, образует только один род по одному сыну Дана 1076 ( Чис.26:42 ), и вообще сила отдельных родов в мужеских индивидуумах очень различна. 1077 Различие родов и : домов отцов в начале, кажется, не следовало твердому и правильно проводимому началу. 1078 Потому и слов: «роды» и »дмы отцов " относительно и неопределенно, 1079 и особенно в последнем понятии, ясно выступает двоякое их употребление, именно дом отца (beth ab) употребляется не только как техническое выражение для обозначения больших подразделений или семейных групп, на которые распадались роды, но – так как всякое колено и часть колена не только произошли из одного общего отеческого дома, но и постоянно считали свой отеческий дом за домом перворожденного, как естественного главы колена или большей или меньшей части колна, – означает также то семейство, которое имеет начальство в каждом колене, роде и каждой большей или меньшей совокупности семейств или тот дом, в котором живет родоначальник или наследник родоначальника каждого большего или меньшего отделения народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Последние главы книги ( Суд.17–21 ) серьезно отступают от заметной в особенности в Суд.6–9 антицарской тенденции. Неоднократно подчеркивается: «В те дни не было еще царя у Израиля; каждый делал то, что хотел» (17:6; ср. 19:1; 21:25). Этим рефреном соединяются друг с другом два разных рассказа. Предание культового характера повествует о том, как колено Даново завоевало себе город и как оно получило изображение Бога и священника из левитов (17:7–18:31). Критическое отношение к этому святилищу видно невооруженным глазом (17:2–4). В последних главах пост-девтерономическая редакция использует пред-девтерономический рассказ о позорном деянии в Гиве ( Суд.19 ) для «поддержки старого требования царской власти» (H.W. Jüngling): рассказчик ясно высказывается против царства Саула, в резиденции которого могли происходить подобные вещи, но однозначно поддерживает дом Давидов, происходящий из гостеприимного Вифлеема. Мера, к которой прибегает левит (19:29, 30), вызвала в послепленную эпоху вопрос, как реагировал на нее Израиль. Согласно позднему добавлению, колена Израилевы начали войну и предали каре виновное колено Вениаминово (20:1–48). Когда составлялся этот рассказ, Иудея была уже «обществом» (20:1, 2; 21:5, 8, 10, 13, 16) в составе великой Персидской державы. После удара, нанесенного колену Вениаминову, становятся возможны новые браки благодаря «похищению девушек силомских» (21:2–4, 6, 7, 15–4). Кроме того, вставлено сообщение о походе против города Иавис в Галааде (21:10–14), которому дается специальное обоснование (21:6, 8, 9); этот город был тесно связан с Саулом (ср. 1Цар.11:1–11; 31:11–13 ). 3. Богословие Книга Судей – не историческое сочинение, которое можно было бы расценивать как источник для доцарской или догосударственной эпохи Израиля, заканчивающейся ок. 1000г. до н.э. царствованием Давида. В повествованиях отражается вековой опыт Израиля, контекстом политической истории которого была жизнь во враждебном окружении. Эта история изображена как существование, связанное с различными угрозами, существование между свободой и властью чужеземцев, но изображение носит не фаталистический, а боевой, наступательный характер. Так описание «начального времени» Израиля в Земле Обетованной дается под девизом «свобода». С одной стороны, свободу должен отстаивать в борьбе с врагами сам Израиль. С другой стороны, она преподносится и как дар Яхве. 3.1 Свобода и солидарность

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010