Впрочем, некоторые (а в том числе и дядя Захар) спохватились и пустили в ход «прижимку». Отрезывали хитросплетенные наделы, обработывали землю исполу, донимали крестьян штрафами и хождением по судам и наконец занялись ростовщичеством. Но вообще, несмотря на чаяния и упования, общий голос был: всего у нас довольно; и несметные сокровища в настоящем, и светлые перспективы в будущем, только людей нет . Публицист Кокорев говорил это громко, советовал пустить в ход добрую чарку вина, и цензура ему в том не препятствовала. Дядя Захар подслушал эти жалобы и явился на клич. Разумеется, он остановился у меня и не без уверенности объявил: — Теперь мое дело выигранное. Нужны люди, а я человек бывалый, опытный и не без царя в голове, чего еще? — Но ведь вы, дядя, не из сочувствующих? — возразил я. — Что ты, что ты! Христос с тобой! Я, брат, всему сочувствую. Я и адрес из первых подписал. Приехал в ту пору в собрание губернатор: «Господа, говорит, надо доказать…» Ну, я и доказал: обмакнул перо в чернильницу, дай бог счастливо! — Да, но с мужичками-то вы все-таки не очень охотно расстались. — Я-то? да я мужичка даже очень люблю. Дай только мне… Он выспросил у меня, перед кем и в каких канцеляриях предстоят хождения, и на другой же день начались поиски. Он ходатайствовал неутомимо, с утра до ночи, возвращался домой измученный и часто разочарованный, но все-таки надеющийся. — Вот говорили, что людей нет! — восклицал он, — а их тут, куда ни придешь, труба нетолченая! Счастие, однако же, по-видимому, улыбнулось ему. Прошедшее его, за общей суматохой, было забыто; люди стояли у дела совсем новые, и перед ними предстал тоже новый человек, свежий деревенский коренник, с чувством говоривший о меньшем брате. Его выслушивали с видимым интересом, расспрашивали, сколько может сжать в день баба, сколько может в день скосить, вспахать и забороновать мужик, существуют ли у крестьян огороды, конопляники, отхожие промыслы, ремесла, сам-сколько родится рожь, овес, ячмень, сколько требуется муки в год на продовольствие одного едока и т. д.

http://predanie.ru/book/220974-skazki-pe...

Бутми де Кацман Георгий Васильевич (1856-1917) - экономист, публицист, общественный деятель, был близок к С. Ф. Шарапову. Как экономист, активно выступал против финансовой политики С. Ю. Витте, сторонник введения биметаллизма. Участник монархического движения. Кокорев Василий Александрович (1817-1889) - предприниматель, экономист, сторонник сохранения и развития самобытных начал русской экономики. Одним из первых русских предпринимателей вложил большие капиталы в развитие нефтяного дела. В своих работах показал губительность для России механического заимствования западноевропейских финансовых и хозяйственных форм. Мальцов (искаж. Мальцев) Сергей Иванович(1810-1893) -промышленник, кавалергард, генерал-майор в отставке, почетный член Общества содействия русской торговли и промышленности. Выдающий представитель дворянского и промышленного рода Мальцовых. Губонин Пётр Ионович (1825-1894) - строитель железных дорог, промышленник, меценат. Алчевский Алексей Кириллович (1835-1901) - предприниматель, промышленник, меценат, создатель первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы. (Продолжение следует) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: Перед лицом страшной угрозы " ...Эта злополучная реформа резко и надолго изменила экономический путь России (обращение ренты в золотую бумагу, вечная зависимость от иностранных бирж и пр.). Она нанесла неисчислимые убытки земледелию, вызвала лихорадочное оживление, затем жестокий кризис в промышленности и торговле, погубила огромное количество национальных капиталов, поглощенных спекуляцией и биржевыми крахами, открыла страну для безпощадной эксплуатации иностранцами, заставила нас заключить постыдный мир, обусловленный прямо финансовыми соображениями, и теперь, не давая возможности поднять экономическое положение России, поддерживает и питает революцию, ею же, путем народного разорения, подготовленную....

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/18/...

840 …Ваше письмо…— Данное письмо неизвестно. 841 С книгами Стрижевского…— Как видно из письма 97, речь идет о «Сравнительном польско-русском букваре». 842 …история с азбукой Блинова…— Николай Николаевич Блинов (род. в 1839 г.) — священник и прогрессивный педагог, автор ряда учебных пособий для начальной народной школы, в том числе «Лыдзон. Азбука для вотских детей» (Вятка, 1867), о которой, очевидно, и упоминает Лесков. 843 …Ваше письмо…— данное письмо неизвестно. 844 Алексей Ив — А. И. Ходнев. 845 Курт, Андрей Вернерович — экзекутор департамента народного просвещения. 846 Бобоша — Б. М. Маркевич. 847 …описывая характер покойного…— Имеется в виду заметка Маркевича об А. К. Толстом в «С.-Петербургских ведомостях», 1875, 5 октября. 848 «Форейтор» — Н. А. Любимов. 849 Не слыхали ли… про «Анну Каренину»? — После апреля 1875 года печатание «Анны Карениной» прервалось до января 1876 года; этот перерыв послужил причиной различных толков о печатании романа. 850 …письмо об оптимизме…— Данное письмо неизвестно. 851 …как кривда П. И. Мельникова. — Имеется в виду брошюра Мельникова «О русской правде и польской кривде» (1863). 852 «…он близок III-мy отделению». — Речь идет о слухах, распространявшихся в связи с «антинигилистическими» произведениями Лескова в 1860-е годы. 853 Аксаков просил за меня Кокорева…— См. письма к Аксакову (67–70) и примечания к ним. 854 Черкасский. — См. примечание к письму 93. 855 «Друзья минутного, поклонники успеха» — неточная цитата из стихотворения Пушкина «Полководец» (1835). 856 Воскобойников. — См. примечание к письму 4. 857 …надежда… лжет своим лепетом…— выражение из «Евгения Онегина» (гл. пятая, строфа VII). 858 Берг. — См. примечание к письму 93. 859 «Голубая» служба — то есть служба в жандармском управлении. 860 Губонин, П. И. — крупный русский промышленник. 861 Генерал Шмилик Поляков…— Лесков называет генералом Самуила Соломоновича Полякова (1836–1888), крупного железнодорожного концессионера, имевшего чин тайного советника. 862 Вольф, Маврикий Осипович (1825–1883) — издатель и книгопродавец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«В такую ситуацию Россия попала в течение трех-четырех десятилетий – с момента начала реформ Александра Второго. Россия, как выразился Шарапов, " прохозяйничалась " . А все потому, что власти обращали внимание на фасад дома, называемого русским хозяйством, начисто забывая о том, что внутри: " …в пореформенный период мы прохозяйничались, вот настоящее слово! В том, что они накопили богатства и не знают, куда поместить свободные капиталы, мы накопили бесчисленные долги, которые не знаем, как заплатить " », - пишет Катасонов. «Шарапов констатировал, что Россия успела за короткий период времени стать банкротом, поэтому переход еще оставшегося у российских собственников (государства и частных лиц) имущества в руки иностранцев становится почти неотвратимым», - отметил автор статьи. Далее он снова приводит цитату из С.Ф. Шарапова: «Полная аналогия с запутавшимся помещиком, с задолжавшей фабрикой. Помещику нет другого исхода, как распродавать имение по частям, чтобы кое-как выпутываться: сегодня свел лесок, завтра продал хутор, сдал в аренду огород, трактир, покос, потом их продал и т. д. Фабриканту остается образовать товарищество и дать часть паев своим кредиторам. И вот, в правлении заседает директор " от Кнопа " ... Что другое обозначает или может обозначать захват иностранцами наших руд, коней, приисков, основание новых заводов? Да только то, что все это формы расплаты России за свое хозяйство, за то, что она обратила все свое внимание на фасад и совершенно позабыла о внутренности дома. И вот, фасад блестит, а сзади стоят иностранцы с исполнительными листами в виде наших бесчисленных бумаг. Можно смело сказать, что всякое основание в России теперь нового иностранного дела, всякая покупка иностранными компаниями наших естественных богатств есть только ввод во владение по этим исполнительным листам...» «Конечно, - пишет экономист, - он (Шарапов. – РНЛ) был не одинок, свою озабоченность социально-экономическим состоянием страны, утратой (или угрозой утраты) экономического (а затем и политического) суверенитета России выражали такие экономисты, общественные деятели, писатели, как И. Аксаков, А. Нечволодов, Г. Бутми, В. Кокорев, Ф. Чижов, П. Оль, Ю. Жуковский, князь А. Щербатов, А. Энгельгардт, А. Шипов и др.»

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/01/pr...

(Л. 6 об.) 110 [года] декабря 28 день кроил сыромять: ис полусыромяти выкроил пять обротеи ; да старые сыромяти покраину издержал на оголови да на переносья на обротные всю, и на всяки на хомутные, и на супони .   (Л. 7) 110 году розход мирскому платью и обуи: кому что отдал слугам и вкладчиком, и трудником Сентября в 11 день дал Ивану Шесту епанчю серу да ему же дал кошулю заиченную, поволочена ветошцею, да сукна белово на онучи пол-2 локти, да пол-локт[и] холста. Дал Семее Чермному кафтан бел да ему же шубенко ветошь. Дал Овере сапоги сысцеловые белые да ему же дал гривенку укладу. Дал казенному дьячку Дружине сапоги сысцеловые белые. Дал Ташле портна на починку на пуны 13 локот. Шил два зипуна белых да сер, а пошло сукна 23 локти. Дал на мельницу Овере две напарьи . Дал Овере ногавицы новы. Дал Семку ногавицы поношены. Дал Ивашку ногавицы поношены. Дал Ларе детенышу поршни ворваньи. Дал Леве поршни ворваньи. Дал Семеике поршни ворваньи. Дал Ивашку Малому поршни ворваньи. Дал Сидору Запольскому поршни ворваньи. Дал Пану поршни ворваньи. Дал Мите Малому поршни ворваньи. Дал Степану Глаткому поршни ворваньи да ноговицы. Дал Онтону моршни ворваньи, да ему же дал ногавицы. Дал Тренке Пупышу моршни да ногавицы. Дал Тереньтьеву сыну моршни ворваньи да ногавицы. Дал подконюшему [Кокоре ] улядни новые. Трене Пупышу дал шапку. Степану Глаткому дал шапку. Дал Онтону шапку. Дал Пучине моршни ворваньи. Дал Василью игуменскому племяннику Даниловцу рубашку поношену да портки, да топор выдал. Дал Олферу моршни ворваньи. Дал Трене Пупышу топор. (Л. 7 об.) Дал Мите Кривому ногавицы новые. Сидору дал ноговицы. Дал Мите Кривому ногавицы новые. Сидору дал ногавицы. Дал Паньше детенышу ногавицы новые. Дал Мартухе де[те]нышу ногавицы. Октября в 12 день дава[л] трудником ногави[цы], уляди и онучи: дал Онтонку оночи новые; Трошку онучи; Стефану Мартухину онучи новые; Пучине онучи; Мите Кривому онучи; Олферу онучи; Сидору Озерскому о[ну]чи; Докучаю онучи; Тренке Пупышу оночи ; Семку Чермному онучи.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

…логику Гегеля…— Речь идет о главном произведении Гегеля (1770–1831) «Наука логики» (1812–1816). 53 Осмерк — застигнут сумерками. 54 Кура — пурга. 55 «Когда б он знал, как пламенной душою», «Ты скоро меня позабудешь, а я не забуду тебя» — популярные старинные романсы. 56 …местные зоилы…— то есть злые, придирчивые критиканы; от имени древнегреческого ритора и софиста Зоила (ок. 400–300 до н. э.), снискавшего печальную известность своими необоснованными нападками на «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. 57 …распевая с кокоревской водки…— Такое название в 50-е годы получила водка, разбавленная водою с примесью дурмана, по фамилии винного откупщика В. А. Кокорева (1817–1889), нажившего на этом деле миллионы. 58 «Московские ведомости» — ежедневная газета, выходившая с 1756 по 1917 год; в 50-е годы и в начале 60-х — газета либерального направления, помещавшая «обличительные» заметки, а с 1863 года, под редакцией М. Н. Каткова, — орган воинствующей дворянской реакции. 59 …в послеякушинскую эпоху, когда разнеслись слухи о благодетельной гласности…— то есть после появления в 1859 году статьи П. И. Якушина «Проницательность и усердие губернской полиции» (см. прим. к стр. 72). Опубликование этой статьи «Русская беседа» расценила как поощрение правительства «обращаться к общественному мнению с гласным указанием беспорядков и злоупотреблений официальной властью», а «Русский вестник» назвал ее «примером приложения настоящей гласности к действиям следственной полиции» (1859, кн. 1). 60 …о новосильцевском обществе пароходства…— Лесков имеет в виду организованное в 1856 году акционерное «Русское общество пароходства и торговли», директором-распорядителем которого был Н. А. Новосельский. В конце 1859 года в связи с злоупотреблениями в деятельности общества развернулась оживленная журнальная полемика, а 13 декабря в зале петербургского Пассажа на эту тему был организован диспут, привлекший много публики. 61 Гарибальди, Джузеппе (1807–1882) — народный герой Италии, вождь итальянских революционных демократов, боровшихся за демократическое объединение Италии и освобождение ее от иноземного господства. В 1859 году, во время австро-итало-французской войны, Гарибальди организовал волонтеров и предпринял победоносное наступление в Ломбардии против австрийских войск. Деятельность Гарибальди широко освещалась в русской прессе. 62

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Обращаясь к обозрению деятельности братства в настоящее время, нельзя не заметить, что сложившаяся под хорошим руководством жизнь братских учреждений обнаруживает устойчивые основы. Братский приют для мальчиков, всегда вмещающий в себе полный комплект – 40 человек, начинает свой день с семи часов утра; с девяти, после молитвы и утреннего чая или молока с хлебом, занятия, до полудня, с двумя переменами; в час обед, вместе с девочками, затем отдых и полдник, а с четырех до шести – опять занятия, с одной переменой. В восемь часов вечера ужин, после него молитва и сон. Ученики разделены на три группы, по образцу начальных городских училищ, к которым приют близко подходит и по программе. Младшая группа вечером не учится. Пению обучаются мальчики в послеобеденное время, два раза в неделю по часу, и столько же времени посвящают изучению столярного ремесла. В приюте состоит учительница, приходящая, получающая 300 рублей в год, из окончивших Рождественскую гимназию, учитель пения, получающий по полтора рубля за урок, надзирательница и нянька, состоящие на полном содержании братства, для наблюдения за детьми, их одеждой, бельем и пр.; надзирательница получает 13 рублей в месяц. Приют для девочек, по своему устройству и порядку жизни, ничем не разнится от приюта для мальчиков. Только во внеклассное время девочки посвящают лишние часы изучению рукоделий; учительницей состоит окончившая епархиальное училище и земскую учительскую школу, она получает 15 рублей в месяц, но зато живет в приюте, где имеет и стол; здесь еще не одна, а две надзирательницы, получающие по 13 рублей в месяц. Закон Божий бывает два раза в неделю. На уроки по закону Божию мальчики и девочки собираются вместе. Преподаванием занимается посторонний священник, получающий по полтора рубля за урок. В приюте для мальчиков числились стипендии за 1895–96 год следующие: по одной Д. И. Калугина, А. А. Каретинковой, А. А. Щуруповой, К. И. Менде, две П. А. Стрепетовои; пансионеры с платой по 100 рублей: два Н. А. Сапожниковой и один А. В. Кокорева. В приюте для девочек стипендии: по одной К. И. Менде, Д. И. Калугина, В. Ф. Пургольд, А. А. Каретниковой, А. А. Щуруповой, П. А. Стрепетовой, М. И. Очаковой и С. М. фон Эссен; пансионерки с платой по сто рублей: две Н. А. Сапожниковой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Чрез о. Гавриила 130 я надеялся получить от вас много книг, а между тем оказывается, что он не получил от вас ни одной; если вы еще не купили их, укажите мне по крайней мере, книгопродавца, к которому бы я адресовался за книгами. А какие у вас будут посылки ко мне, те можете отправлять с транспортом в Москву в дом Кокорева, Федору Константиновичу Трапезникову 131 , который взялся доставить ко мне и гомеопатию и палатку и обещается доставлять даром все, что ему ни поручите. О. Гавриила довез до Иркутска Сергей Константинович 132 . Эта жертва с его стороны была не материальная только, но и нравственная. Молодой человек не мог не стесняться в дороге присутствием монаха. – «Христианского чтения» доселе еще не получал. Празднества официального по случаю учреждения общества в Посольском монастыре не будет, потому что осенью трудно собрать миссионеров, а я написал всем миссионерам, чтобы справили его всякий на своем месте. Вместе с тем разослал по нескольку экземпляров устава для раздачи. Боюсь, чтобы не возбудило это каких-нибудь протестов от бурят: они на все способны и смелее всякого русского пойдут к Государю. Они и без того собираются послать депутацию к Государю, чтобы запретил крестить, а нигилисты рады всякому случаю, чтобы разглашать нелепости о миссии. Да сохранить нас Господь от всякого зла. Кланяюсь Степану Ивановичу, Афанасию Григорьевичу и Алексею Алексеевичу. Да благословит всех вас Господь Бог. Сердечно преданный вам еп. Вениамин. 16 4 октября 1865 г. Иркутск Вчера получил письмо ваше от 24 авг., так долго мною жданное. Новостей никаких! Удивляюсь, как самый устав нигде не перепечатан, кроме «Дух. Беседы»! ужели все равнодушны к этому важному делу? А нам Господь помогает. Базанов предоставил десять тысяч на устройство богадельни или больницы с содержанием в течение семи лет. Десять тысяч еще предоставит, когда получит орден, к которому на сих днях представляется. Теперь похлопочите, чтобы уважено было наше представление: иначе мы лишимся обещанных десяти тысяч и содержания больницы в течение семи лет. Главное затруднение в том, что срок представления в св. синод пропущен, нужно будет просить, чтобы не отложили представление к награде до другого года. В капитул орденов оно должно поступить к 1-му декабря; значит срок передачи дела из св. синода не пропущен еще. Если Афанасий Григорьевич в Петербурге, прошу его принять в этом деле заботливое участие. Двадцать тысяч не шутка! А может быть, глядя на орден Базанова, и другие иркутские богачи не пожалеют капиталов. Тогда обществу не нужно будет строить станов, значит, деньги можно будет употреблять на другие предметы 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВОКУЗНЕЦК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Новокузнецк. Фотография С. Степанова, 2009. Основан в 1618 году как Кузнецкий острог в верхнем течении р. Томь, недалеко от устья р. Бряза (правый приток Томи) и почти напротив устья ее левого притока р. Кондома. Название получил по роду занятий местного населения - кузнечного промысла. Первоначально строился как небольшой острожек-зимовье с целью обезопасить сбор ясака с и был рассчитан на 10-12 человек казаков-годовальщиков. Острог строился сводным отрядом томских, тюменских и верхотурских служилых людей под командованием томских детей боярских О. Кокорева, М. Лаврова и О. Михалевского (Харламова). Остатки острожка обнаружены в ходе археологических работ в 2000 году Ю.В. Шириным. Для обеспечения безопасности ясачного населения от набегов киргизов и калмыков в 1620 году построен новый острог, рассчитанный на проживание 50 человек. Томские власти, принимая во внимание особенность топографии правого берега Томи, где был построен острожек (у подножия горы Воскресенской), что отрицательно сказывалось на его обороноспособности, и небольшие площади земли на правом берегу, необходимой для заведения здесь служилой и государевой пашни, приняли решение о строительстве нового острога на левом берегу Томи. Однако томские казаки-годовальщики воспротивились этому, и под их нажимом острог поставили на " старом месте " . Вероятно, в том же, или в 1621 году, распаханы первые десятины под служилую пашню. С 1622 года - уездный город Кузнецк или Кузнецк-Сибирский . Г.Ф. Миллер указывал на 1689 год как на год присвоения Кузнецку статуса города. Однако и после этого Кузнецк в документах часто называется острогом. В 1625 году под стенами острога заведена государева десятинная пашня. В течение всего столетия острог несколько раз перестраивался. При втором кузнецком воеводе Е.И. Баскакове (1622-1625) острог перестроен, и общая протяженность его стен увеличилась в 4 раза.

http://drevo-info.ru/articles/9876.html

Затевает торговым людям напрасные посылки, велит выбрать нарочитых людей 20 или 30 и скажет службу на тундру, откуда им не воротиться, и те люди, одолжив свои головы последними долгами, от него откупаются деньгами. Исказил царский наказ и держал его в съезжей избе, а настоящий наказ скрывал у себя». Кокорев, с своей стороны, доносил на Андрея Палицына, что он держит корчму, пьянством других разоряет и сам пьянствует. Один священник, духовный отец Палицына, доносил на Кокорева; другой доносил на Палицына и на отца его духовного, обвинял их в содомских делах, воровских заводах и Богомерзких словах. Палицын доносил, что Кокорев ходит в город и в церковь нарядным воровским обычаем, носят перед ним меч оберучный, как перед Расстригою, а люди его все перед ним с пищалями, саблями и со всяким оружием, как перед курфюрстом немецким ходят; чины у него учреждены большие; холопей своих зовет – иного дворецким, другого казначеем, иных стольниками. Когда Кокорев пойдет в баню, то перед баню приходят к нему здороваться складчики его и советчики и попы, и на них смотря, боясь его безмерного страха, всяких чинов люди ходят перед баню челом ему ударить; и когда жена Кокорева пойдет в баню, то велит всем женщинам посадским приходить челом себе ударить. Если у кокоревских людей умрет ребенок, то всех посадских женщин загоняют и велят над ребенком плакать. На кого Кокорев накинется неделом, посадит в тюрьму или на правеже велит мучить, и те люди последние свои животишки относят к жене Кокорева, а приводит их поп Сосна и всем людям говорит: кто хочет беды избыть, тот бы шел ко всемирной заступнице, которая что захочет, то и сделает, хотя от виселицы отнимет. Дело дошло до того, что оба воеводы вступили друг с другом в явную войну: Кокорев с своими советниками и стрельцами начал стрелять из города в посад, где сидел Палицын, и несколько человек было побито; а Кокорев в свое оправдание говорил, что он стрелял вследствие приступа к городу Андрея Палицына и его соумышленников. Кроме притеснений от воевод и приказных людей жители городов и областей много страдали от разбоев, которых, как мы видели, было много и прежде, а теперь должно было быть еще больше после недавних смут и козацкого господства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010