В начале 1980-х годов Троицкий храм пережил пожар, случившийся в здании. К сожалению, " самодеятельный " ремонт 1982-83 годов сильно исказил наружное убранство храма. Памятник утратил свой подлинный исторический облик. Его " нарядили " кокошниками, каких никогда не было, уничтожили порталы боковых входов, облепили сомнительного вкуса украшениями и навели всякое прочее своеобразно понимаемое " благолепие " . Во внутреннем интерьере сохранилась живопись, иконостасы, иконы, паникадило 2-й пол XIX - нач ХХ вв. Последняя крупная реставрация прозводилась в 1989-90 гг. В начале 1980-х годов усердием настоятеля храма протоиерея Александра Козлова и прихожан был устроен крещальный храм в честь иконы Божией Матери " Свенская " . С 1981 года богослужения в Троицкой церкви совершаются ежедневно. На кладбище сохранилась каменная часовня, построенная в новорусском стиле конца XIX века по случаю прекращения эпидемии холеры 1870 года. Вместе с часовней храм составляет утопающий в зелени архитектурный комплекс. С 2007 года храм является архиерейским подворьем. Из книги: " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014 Бежичи при реке Десне, в 135 верстах от епархиального г. Орла и в 9 верстах от уездного г. Брянска. Название села произошло, как говорят, или оттого, что это место служило прежде убежищем для разного рода пришлого люда или оттого, что когда-то здесь, в дремучих лесах было убежище воров и разбойников. О времени образования прихода достоверных сведений нет. В настоящее время приход состоит из села Бежичи и деревни Бордовщины. Прихожане почти все крестьяне, мещан 5, дворян 1 чел., всего душ муж. пола 778, жен. пола 825. Так как земля в приходе малоплодородная, то крестьяне земледелием почти не занимаются, большая часть работает в разных мастерских на Брянском рельсопрокатном заводе, завод дает хороший заработок. В 1879 г. к церкви села Бежичи приписано было село Голяжье, но в 1896 г. Голяжье было сделано самостоятельным приходом. Храм села Бежичи каменный, с такою же колокольнею. Построен во имя св. Живоначальной Троицы, но когда, кем, с чего благословения и на какие средства – за давностью неизвестно. В храме есть придельный алтарь в честь иконы Казанской Божией Матери, но когда он устроен – тоже неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=00655

Предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 35). В 1882 г. И. составил духовное завещание, в к-ром призвал насельников хранить общежительные правила: старческое руководство, повиновение игумену, братолюбие, а также поминовение имен благотворителей мон-ря. И. воспитал множество иноков-подвижников, среди них: ближайший ученик схиархим. Макарий (Сушкин), схиархим. Андрей (Верёвкин; † 1903) - настоятель монастыря в 1889-1903 гг.; схиархим. Нифонт (Четвериков; † 1905) - игумен обители в 1903-1905 гг.; иеросхим. Сергий (Веснин ; † 1853) - духовный писатель, известный как Серафим Святогорец; иером. Арсений (Минин ; † 1879) - 1-й настоятель московской Пантелеимоновской часовни и Новоафонского мон-ря; мон. Азарий (Попцов; † 1878) - исследователь, писатель, переводчик, член-корреспондент Церковно-археологического об-ва при КДА; схиархим. Рафаил (Трухин; † 1901) - игумен Саровской пуст. в 1889-1894 гг., начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1894-1899 гг.; схим. Аркадий (Любовиков; † 1908) - переводчик, составитель церковных служб и акафистов; схим. Матфей (Ольшанский; † 1911) - собиратель б-ки Пантелеимонова мон-ря, член-корреспондент Французской АН, член Афинского историко-этнографического об-ва, сотрудник Русского археологического ин-та в К-поле; иеросхим. Михаил (Савицкий; † 1911) - настоятель подворий в Ростове-на-Дону и Таганроге; иеросхим. Агафодор (Буданов; † 1920) - афонский духовник; иеросхим. Нафанаил (Кобелев; † 1890) - антипросоп (представитель) Русского Пантелеимонова монастыря в афонском Протате; иеросхим. прп. Аристоклий Афонский (Амвросиев; † 1918) - настоятель Пантелеимоновской часовни и Афонского подворья в Москве; схиархим. Иерон (Васильев) - игумен Новоафонского мон-ря в 1880-1912 гг.; архим. Иларион (Кучин; † 1927 (или 1928)) - игумен Новоафонского монастыря в 1912-1924 гг. Большое значение в России имела деятельность духовных чад И., писателей и миссионеров иеросхим. Парфения (Аггеева) и схиархим. Михаила (Козлова). Кроме братии своей обители И.

http://pravenc.ru/text/293706.html

Монахиня Серафима (Марфа Петровна Кудряшова), 1879 г. р. Родилась в с. Сулак в крестьянской семье. Самоучка, родных нет. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была с 1891 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась случайной работой, стежкой одеял. Пела в хоре Духосошественского храма г. Саратова. На момент ареста проживала по адресу: г. Саратов, Соколовая, 59. Монахиня Александра (Александра Тимофеевна Козлова), 1885 г. р. Родилась в с. Сулак Балаковского района Нижне-Волжского края в крестьянской семье, русская. Окончила сельскую школу. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была с 1898 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась случайными работами. Брат Степан был колхозником в с. Сулак. На момент ареста проживала по адресу: г. Саратов, ул. Рождественская, 7. В предъявленных обвинениях ни одна из монахинь себя виновной категорически не признала. Монахиня Надежда (Введенская) написала: «В предъявленном обвинении по ст. 58 п. 10 виновной себя не признаю полностью, т. к. антисоветской агитации не вела и провокационные слухи не распространяла». 15 мая 1931 года постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ все они были высланы через ПП ОГПУ в Северный край на три года, кроме Введенской, Кудряшовой, Сиротовой, Шереметьевой, Куршевой (или Курышевой), которых выслали на тот же срок в Казахстан. Сосланные в Северный край отбывали наказание в городе Котласе и селе Яренск. Постановлением Особого совещания при МГБ СССР от 29 декабря 1951 г. с Латышевой К. А., отбывшей к тому времени наказание, судимость была снята. 15 января 1959 года помощник прокурора Саратовской области по надзору за следствием, рассмотрев в порядке надзора архивно-следственное дело 19397, отказал в пересмотре дела «за отсутствием к тому оснований». Все 25 человек реабилитированы 21 июля 1989 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.89 г. Известно, что нескольким монашкам все же удалось вернуться в Саратов после заключения.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Больницей местное население пользовалось бесплатно. Выборочная статистика посещений такова: в 1878 г. – 53 человека 425 ; в 1879 г. – 141 человек стационарно, 132 человек амбулаторно; 1880 г. – 145 человек стационарно, 244 человека амбулаторно 426 ; в 1885 г. – 7 некрещеных, 430 новокрещеных, 148 русских 427 . В 1903 г. было принято решение о продаже в рассрочку Улалинского приюта «врачебному ведомству под сельскую лечебницу», дабы сохранилось первоначальное предназначение здания 428 . Приютские дети были переведены в женский монастырь. Дом требовал серьезного ремонта, и, очевидно, поэтому сделка состоялась только в 1910 г. Этот дом сохранился до наших дней. В нем находится кожно-венерологический диспансер (Социалистический проспект, 7). Несмотря на существование Улалинской больницы, далеко не все население Горного Алтая имело возможность и желание пользоваться ею. Поэтому среди населения периодически возникали вспышки оспы, тифа и т. д. Но традиции, заложенные миссионерами в 30–40-х гг. XIX в., соблюдались и в дальнейшем были закреплены системой школьного образования. В частности, в программе обучения Бийского катехизаторского училища предусматривалась обязательная сдача выпускниками минимума по медицинской подготовке. Лица, успешно сдавшие его, получали соответствующие свидетельства. Например, в мае 1886 г. свидетельства на право оспопрививания получили 15 выпускников. Среди них были Семен Чесмочаков, Андрей Паяркин, Дмитрий Никифоров и др. Теоретические и практические знания выпускников были удостоверены комиссией во главе со старшим врачом бийской местной больницы, коллежским советником Н. Лузгиным. Большую практическую помощь оказывали миссионеры при алтайка Ирина Макаровна Козлова, которая была и воспитателем, и преподавателем в приюте. Состарившись, попросилась у Владыки Макария на покой, но осталась жить при общине. Пекла просфоры и присматривала за мальчиками, которых в приюте было немного. В 1910 г. заботами Владыки было налажено лечение глазных болезней. Это было крайне необходимо для большинства населения, живущего в задымленных юртах.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Например в 1686 г. донские раскольники умышляли идти в Москву, на патриарха, бояр и архиереев, которые «веру всю порушили»; в том же году раскольники, овладев крепостями близь Тамбова и Козлова, сопротивлялись царскому войску; 1687 – 1688 г. в северном Поморье раскольники овладели Палеостровским монастырем и ограбили его; в 1693 г. то же случилось с Пудожским погостом; в том же году раскольники осадили Черный Яр. Нередко, особенно в Сибири и Поморье, раскольники предавались самосожжению, чтобы не даться в руки царского войска и чиновников или избежать печати антихриста, будто – бы воцарившегося на земле 608 . 467 Пособия: Макария Ист. Р. Церкви X, XI и XII т. Снегирева Памятники московских древностей. Мартынова Русск. старина в памяти, церк. и гражд. зодчества. Ровниского История р. школ иконописания. Словарь историч. о святых, прославл. в Р. Церкви, Спб. 1862. Протоиер. Гр. Добольского Дни богослужения правосл. кафол. Церкви, т. I, кн. I (Спб. 1866 г.). Сахарова Исследование о р. церк. песнопении, отд. изд. и в Журн. мин. нар. просв. 1849 г. Разумовского Церк. пение в России. Москва 1867, вып. I. Каптерева Патр. Никон и его противн. в деле испр. церк. обрядов, вып. I. М. 1887 г. (из Прав. Обозр. 1887 г.). Мансветов Как у нас правились церк. книги. Матер. для истории кн. справы в XVII в. М. 1883. Макария Патр. Никон в деле исправл. книг и обрядов. М. 1882. Филарета чериг. Ист. Р. Церкви, период IV, стр. 132 – 192. Макария История р. раскола. Спб. 1855, стр. 110 – 333. Ивановского Руководство по истории и облич. старообр. раскола, I ч. (Каз. 1887), стр. 19 – 82. Каванского Исправление церковнобогосл. книг при п. Филарете. Чт. в Моск. Ист. Общ. 1848, VIII отд. I; статьи в Правосл. Собес. 1871, III; Прибав. к Твор. св. от. 1883, IV и др. Иеромонаха Филарета Опыт сличения церковных чинопоследований, по изложению церковнобогосл. книг моск. печати, изд. первыми 5 патриархами, – в Братском Слове 1875 г. и отд. брошюр. Смирнова Патр. Иоаким, – Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв. 1879, ноябрь, 404 – 452 и др. Еп. Дамаскина (Руднева) Библиотека росс. или сведения о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших, – Памяти. Древн. письм. 1881, т. XI. 470 Там же; см. Кошихина, О России в царств. Ал. Мих., гл. XIII, ст. I, стр. 118. Рущинского, Религиозный быт русск. по свед. иностр. писателей, стр. 63 – 65. 473 См. Снегирева Пам. моск. древн.; Мартынова, – Р. стар. в памяти. зодч., год 2 – й. М. 1850, стр. 97 – 113. 476 Около 10 тысяч пуд, вылит при Борисе Годунове и заменен в 1655 г. новым, по одним свидетельствам 12 1/2 тыс. пуд, по другим – около 8 1/2. 477 См. Рущинского, 67 – 71; Макария X, 214 – 215, XI, 211. Алмазова, Сведения о храмах и богослуж. Р. Церкви, по сказаниям запади, иностр. XVI – XVII в., – Прав. Собес. 1887 г., I, 190 – 225.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

«Схимонах Иоанн, в мире Иван Евдокимович Никопорцев из крестьян Смоленской губ. Ельнинского у. Сычёвской вол. д. Логово. Поступил в обитель 10 января 1910 г. Скончался 4 сентября 1912 г. 19 лет от роду» (с. 128). «Иеросхимонах Иоанникий, в мире Иван Николаевич Старков из мещан гор. Щигров Курск. губ., поступил в Оптину пустынь 20 июня 1859 г. Скончался 4 ноября 1912 г. 75 лет от рождения. В обители прожил 53 года» (с. 81). «Схимонах Иоанн Мартинов Прохоров с. Сомова Мценского у. Поступил в 1876 г. 46 лет от роду; прожил 36 лет. Скончался по-христиански 1913 г. 14 января 82 лет. Был напутствован Святыми Таинами и пострижен в схиму» (с. 130). «Иеромонах Исаия, в мире Иван Петрович Оболенских из госуд. крестьян Орловск. губ. Малоарханг. у. Поступил в Оптину пустынь 1879 г. Скончался 14 июля 1913 г. 58 лет от рожд. Келейник о. Амвросия» (с. 85). «Упокой Господи душу раба Твоего. Монах Еразм, в мире Ераст Козьмич Вытгонский (на самом деле Вытропский. – Сост.). Из обер-офицерск. детей из Твери. Поступ. в Опт. пустынь 28 мая 1886 г. Скончался 17 июля 1913 г. 503 Жизнь проводил в сокровенных подвигах и молитве» (с. 86). «Схимонах Алексей, в мире Алексей Васильевич Бодулов, крестьянин Смоленской губ. Вяземскаго у. дер. Дорохова. Поступил в О. П. 6 мая 1903 года. Сконч. 23 апр. 1914 г. 28 лет. Перед кончиной был пострижен в схиму и напутствован Святыми Христовыми Таинствами» (с. 130). «Монах Стефан, в мире Фёдор Иванович Игнатов из мещан гор. Болхова. Поступ. в О. П. 6 авг. 1857 г. Скончался 16 февраля 1915 г. 82 лет от роду. Перед смертью келейно пострижен в схиму и напутствован Святыми Таинствами. Проводил жизнь сокровенную, прожив в обители лет» (с. 121). «Монах Нил, в мире Николай Михайлович Меркулов из крестьян Тверск. губ. и уезда Городенской вол. дер. Лукина. Поступил в О. П. 2 мая 1906 г. Перед смертью кел. был пострижен в схиму и напутствован Святыми Таинствами. Сконч. 2 марта 1915 г. 42 лет от роду. Был трудолюбив, к послушанию усерден» (с. 28–29). «Схимонах Пахомий, в мире Пётр Лаврентьевич Дубровин из крестьян Казанской губ. Лаишевского у. села Шункова, поступил в О. П. 7 авг. 1897 г. 43 лет от роду, в монаш. постр. 1 ноября 1909 г. Сконч. 5 авг. 1915 г. 61 г. от рождения, в обители прожил 18 лет. Упокой Господи душу раба Твоего» (с. 29). «Монах Косма, в мире Чистопольский мещанин Кузьма Васильевич Дюдин. Поступил в Оптину пустынь 12 июня 1893 г. Пострижен в монашество 11 мая 1916 г. Скончался 13 мая 1916 г. 68 лет от роду с христианским напутствованием Святыми Таинствами» (с. 118). «Под сим камнем покоится прах иеросхимонаха Ионы, родом из гор. Козлова Тамб. губ. Жил и трудился в обители 50 лет. Скончался 8 окт. 1917 г.» (с. 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­го — В. К.) 2 . Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22). Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были! Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 . По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-otnosheni...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Леонтию (Козлову), епископу Сызранскому 12 сентября 2019 г. 19:42 12 сентября 2019 года за Божественной литургией в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Леонтия (Козлова) во епископа Сызранского и Шигонского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Леонтия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Леонтий! Не в сильном ветре, не в землетрясении, не в огне, но в тихом веянии (3 Цар. 19:11-12) благодати явил ныне милость Свою Господь, соделавший тебя преемником апостолов и блюстителем словесного стада. Глас Пастыреначальника Христа, обращенный к тебе сегодня во время Таинства хиротонии, призывает тебя к новым трудам на Его пажити. Внемли ему и уразумей, сколь щедр и милостив Господь , как говорит нам псалом Давида (Пс. 102:8), внемли — и оправдай оказанное тебе доверие, внемли — и сделай все для того, чтобы не посрамить высокого звания епископа. Тебе предстоит нести ответственное послушание в Сызранской епархии, входящей в состав Самарской митрополии, вместе с клиром и паствой свидетельствовать современникам о непреходящих евангельских истинах, совершать дело веры и труд любви (1 Фес. 1:3). Нелегок сей путь, но именно он единственно правильный и спасительный. Иди по нему без боязни и смущения, иди, несмотря на все ухищрения и козни дьявольские, иди, отметая искушения и соблазны, иди с упованием на всесильную помощь и милость Божию, иди и веди за собой чад церковных, вверенных твоему попечению. Взирая на вдохновляющий пример архипастырского подвига многих предшественников, с усердием потрудившихся на пользу Церкви Христовой, стремись совершать свое служение «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке», как учит нас апостол Павел (2 Кор. 6:6-7).

http://patriarchia.ru/db/text/5498784.ht...

Ибо Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое. Престолы ли, Господства ли, начала ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и все Им стоит. Он есть Глава телу Церкви. Ибо благоугодно было Отцу, чтобы с Ним обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, и земное и небесное, даровав мир чрез Него, кровью Креста Его». г) Российское миссионерское общество не встретило бы значительных затруднений, если бы вознамерилось в пользу воспитанников миссионерского института составить собрание лучших стихотворений и образцовых прозаических сочинений на русском языке. В выборе этих произведений русской словесности слушали бы строжайшей критики. В самом расположении сочинений соблюли бы порядок и систему, которая была бы угадываема чувством читателя, например: сборник стихотворений начинался бы одой Ломоносова «Вечер». Лице свое скрывает день, Луга покрыла мрачна ночь, Вошла на горы черна тень, Лучи от нас сокрылись прочь, Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. Потом бы следовало стихотворение Жуковского, также « Вечер»; но тут некоторые, не многие выражения надлежало бы переменить на другие. Далее; « Утро» Ломоносова, а за ним « Утро» Державина и его же славная ода « Бог»; Козлова « Моя Молитва»; Ломоносова «О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек». Мысли из Экклезиаста, стихотворения Карамзина и ода Державина на смерть Мещерского: Глагол времен, металла звон, Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет, и к гробу приближает. Без сомнения, не пропустили бы оды Жуковского: « Певец во стане Российских воинов», но надлежало бы поставить и эту дорогую картину в приличном месте. Такие сочинения воспитанники первых четырех классов утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Такие мелочи, как эпиграммы и эпитафии и другие подобные сочинения, тут не имели бы места. В собрании прозаических сочинений, без сомнения, первое место занимали бы избранные слова проповедников Российской Церкви. Они были бы также размещены по порядку определяемым отношениями и связями истин. Это было бы похоже на прекрасную богословскую систему в проповедях, которые воспитанники утверждали бы в памяти и учились бы произносить наизусть. Может быть, в это собрание вошли бы сочинения Муравьева « Письма о богослужении Восточной Церкви» и « Путешествие в Палестину»; « Разсуждение о молитве за усопших» протоиерея Тимофея Никольского; « Разсуждения воспитанников академий духовных»; « Сокровище Духовное от мира собираемое», творения Тихона Воронежского,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Острее меча обоюдоострого: Проповеди Протоиерей Максим Козлов Острее меча обоюдоострого: Проповеди. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 400 с. В книгу настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова вошли его избранные проповеди, расположенные в хронологическом порядке по времени их произнесения. Отец Максим — известный богослов и публицист, автор целого ряда книг, множества статей и публикаций. Его слово, будучи, по выражению апостола Павла, «острее меча обоюдоострого», всегда вызывает живую реакцию аудитории. Содержание Приводим отрывок из книги. Слово об истинном покаянии 23.01.2011 У слышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф 4, 12-17 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Все мы с вами знаем, дорогие братья и сестры, что Священное Писание должно быть основой нашей веры. Оно и есть основа веры Церкви, несомненно, но также оно должно быть основой веры и внутреннего строя жизни каждого из нас. Слово Божие есть тот меч обоюдоострый, тот источник ведения, на основании которого единственно христианин и должен определять то, во что мы верим, как мы думаем, как мы поступаем. И вот по отношению к Священному Писанию у нас бывает наряду с прочим две разновидности неправильностей. Об одной мы с вами говорили не так давно. Это наше нежелание знать, о чем нам говорит слово Божие. В особенности это относится к Ветхому Завету, но в значительной мере относится это и к Завету Новому. Но бывает и вторая разновидность. Бывает, слова из Священного Писания, которые мы знаем, которые стали почти что цитатами и пословицами и крепко-крепко на каком-то уровне сознания присутствуют у каждого из нас, но которыми мы или не руководствуемся, или к адекватному пониманию которых, напоминанию себе изначального их смысла, не прилагаем значимых усилий. К числу таких слов относится, несомненно, главное, то, что мы слышали сегодня в отрывке s Евангелия от Матфея, в словах Спасителя, с которых Он начал Свое общественное служение: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. О чем говорит Христос? О каком покаянии? Неужели о том, что мы чаще всего приносим у аналоя, когда мы вспоминаем о сухости на молитве, о том, что вчера не сходил на всенощную, о том, что сегодня до литургии включил телевизор, о том, что поссорился с соседкой или с родственниками. Неужели через такое покаяние к нам приближается Царствие Небесное? Нет, конечно. И не надо питать иллюзий, что это есть то, о чем Господь сегодня говорит в Евангелии.

http://pravoslavie.ru/54209.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010