Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1504. Ссылки:   Адрес: Россия, Калужская область, город Козельск, монастырь «Оптина Пустынь». Координаты: 54.05345, 35.83238 Проезд: если идти из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, - пройдёте мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и есть дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монас ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда если идти из города на восток по шоссе, ведущему в Сосенский, - пройдёте мост через р. Жиздру; после моста первый поворот налево и есть дорога на Оптину; оттуда ещё 1,5 км От станции метро Юго-Западная ежедневно выезжает автобус по маршруту Москва - Козельск. От автостанции в Козельске до монастыря около трех километров. На автомобиле: Козельск раположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель - Козельск. Далее все время прямо и прямо, до некоего монумента, там по указателю, направо. Так добираетесь до Козельска. В Козельске доезжаете до светофора (похоже, единственного) и поворачиваете налево. После моста через реку - первый поворот налево (там есть указатель). Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Значение Оптиной Пустыни очень велико в духовной жизни России. Она является лучшим представителем духовного возрождения, возникшего в конце 18 в. в России. Расположенная у опушки соснового бора, отрезанная от мира рекой Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической жизни. Это был духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Эти дары, получили полное выражение в особом служении - старчестве. Оптинские старцы отличались высшим из всех даров - даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь была уже обитаема. Так, археологические раскопки 1899 г. обнаружили здесь предметы каменного века. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвященные св. Кукшей.

http://sobory.ru/article/?object=00780

Оптина пустынь: история святого места 13 марта, 2014 Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем вам о прекрасной обители, ее истории и наследии. История монастыря Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря. Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников. Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни. В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Раб Божий огородник Авраамий Нет исторических известий о том, когда основана была Оптина Пустынь. Первые письменные упоминания о ней относятся ко времени царствования Бориса Годунова, то есть к XVI веку, но тогда обитель уже существовала как старая. Предположения о древнем ее возникновении были. Иеромонах Ераст (Вытропский; 1829–1913), автор «Исторического описания Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита» (Оптина Пустынь, 1902; переиздано в 1998 г.), предполагает, что Оптина появилась в домонгольский период, примерно в середине XIII века. В дальнейшем, с конца XVI до конца XVIII века обитель, подобно христолюбивому человеку, идущему к спасению узким путем, переживала тяжелые времена и не однажды бывала на краю гибели, то есть исчезновения. Это был небольшой монастырь с одним храмом – Введенским, сначала деревянным, потом каменным. Келлий и других строений было немного. И все ветхое, бедное. Случалось, жили здесь два-три монашествующих насельника, терпящих крайнюю бедность. Как ни старались местные бояре, вкладывая средства, – их не хватало. В то же время царь Петр издал ряд указов, утесняющих, а то и вовсе разоряющих православные монастыри. Императрица Екатерина II едва и вовсе не угасила в России монастырскую жизнь. Указом Синода 1724 года, еще при Петре, Оптина была упразднена с передачей имущества в Спасо-Преображенский Белевский монастырь, братия переселена туда же. О. Ераст писал: «Что касается братии Оптинского монастыря, то должно полагать, что они, согласно монашеским обетам, переносили разгром Пустыни с покорностью воле Божией. Хотя исполнители предначертаний Петра I и требовали, чтобы звания Оптиной Пустыни нигде и никогда не упоминалось, но братия не падала духом и терпеливо ждала лучших времен для своей Обители». Вот как будто все кончено… Однако прошло всего два года, и Господь чудесно возродил Оптину Пустынь: Петр I умер в январе 1725 года, – царствовавшая после него всего два года императрица Екатерина I (скончавшаяся в мае 1727 года) успела совершить немало добрых дел. Уже 8 июня 1726 года Синод рассмотрел прошение Козельского стольника Андрея Шепелева «с товарищи» о восстановлении монастыря и постановил «Оптину монастырю быть по прежнему». Молитвы братии и прихожан обители были услышаны. Имущество не было возвращено обители, за исключением богослужебных книг и самой необходимой утвари. Келлии и все необходимое пришлось строить заново. Введенский храм тоже обветшал. Еще долго, почти две трети XVIII века, монастырь пребывал в бедности. Но вот Господь привел на берег Жиздры митрополита Платона (Левшина) , московского владыку, в ведении которого находилась тогда и Калужская провинция. Это было в 1796 году.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Архимандрит Дамаскин (Орловский). Библиографический указатель. Библиографический указатель включает печатные труды архимандрита Дамаскина (Орловского), члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, научного руководителя Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», доктора исторических наук.  Огнь пылающий: Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Огнь пылающий : Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 376 с. : ил. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского написано ведущим российским агиографом доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским). Священномученик Андроник - один из выдающихся архипастырей Русской Церкви. В его жизни, полной напряженного драматизма, показан пример мужества, нелицемерного служения Богу и Церкви. Во второй части книги, богатой по своему содержанию, опубликованы избранные творения священномученика, в которых он отвечает на многие вопросы, актуальные не только в его время, но и поныне. Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2018. - 232 с. : ил. Жизнеописание преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) раскрывает достаточно подробную и правдивую картину жизненного пути великой княгини. Эта правдивость - один из существенных критериев агиографического исследования, призванного не к слепой и безответственной идеализации, но к объективному изучению того, насколько человек был духовно устремлен к Богу и как, в осмыслении евангельском, принял выпавшие на его долю страдания.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

II. История Оптиной Пустыни Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе. ( Втор. 32:7 ). Размышляю о днях древних, о летах веков минувших. ( Пс. 78:6 ). Главным пособием при составлении исторического описания Оптиной Пустыни служил архив ее, приведенный впервые в возможный порядок только в настоятельство о. Архимандрита Моисея . До 1764 года, единственными источниками для истории обители служат: 1) вкладная книга, начавшаяся с 1670 года (неполная); 2) копии с двух жалованных грамот 7184 (1676) и 7188 (1680) годов; 3) выпись 1710 года, данная Пустыни по указу Петра Великого, впредь, для ведения ее владений; 4) три акта, найденные в архиве белевского Преображенского монастыря, которые поясняют период упразднения и восстановления обители (1724–1726 г.). С 1764 года, когда Оптина Пустынь вошла в число семи заштатных монастырей бывшей Крутицкой епархии, история ее изложена по, хранящимся в архиве, консисторским указам. До 1800 года собрание их неполно; а с сих пор и обилие письменных фактов, и устные рассказы очевидцев позволили раздвинуть рамки описания гораздо шире и, тем полнее удовлетворить его цели. Для большего удобства обозрения, разделим историю обители на пять отделов, сообразно важнейшим событиям, замечаемым в ее внешней и внутренней жизни: 1) от основания обители, до восстановления ее после литовского разорения, или от половины XV столетия до 1630 года; 2) от 1630 года, до упразднения обители в 1724 году; 3) от восстановления обители в 1726 году до 1764, т. е. до объявления духовных штатов; 4) от 1764 до 1796, период оскудения и упадка обители; 5) от 1796 до 1875 период ее обновления, устройства и современного, цветущего состояния. Отдел I. От основания обители в XV столетии до обновления ее после Литовского разорения, то есть, до 1630 года Мнози бо монастыри от Царь и от Бояр и от богатства поставлени, но не суть поставлены слезами, пощением. (Пр. Нестор). Ни время, ни причины основания Козельской Введенской Оптиной Пустыни – письменно неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Не прошло еще двух лет после кончины оптинского очень многим известного старца иеросхимонаха отца Макария,­­ – и Оптина пустынь понесла опять тяжкую потерю: 16–го июня сего года скончался её 80–ти летний настоятель. Архимандрит Моисей , в миру Тимофей Иванович Путилов, из московского купечества, оставил в молодых летах родительский дом, полагал начало монашества в Саровской пустыни‚ потом проходил строго-подвижническую жизнь среди семьи отшельников в пустынных Рославских лесах, где провел около 10-ти лет. Оттуда, по приглашению калужского епископа преосвященного Филарета (впоследствии митрополит киевский), перешел 6–го июня 1821 года в Оптину пустынь; устроил при ней скит, и 41 год был настоятелем сначала сего скита, потом и всей обители. Его мудрой попечительности и трудам Оптина пустынь обязана настоящим благолепием, которое свидетельствует о его неутомимой деятельности. Но внутренняя духовная жизнь его была открыта для очень немногих. Надеемся, что те, которые близко знали о. архимандрита, не откажутся почтить его память, и, в общее назидание, поведают нам когда-нибудь то, что о нем знают. А мы предлагаем теперь читателям краткий рассказ о святолепной кончине великого старца, очевидцами которой Господь сподобил быть и нас недостойных. Первый признак болезни о. архимандрита Моисея был прыщ на спине, на который он сперва не обратил никакого внимания. 21–го мая, в день храмового праздника иконы Владимирской Божией Матери, о. архимандрит последний раз соборно служил обедню; предполагая на другой день утром отправиться в Калугу, поздравить владыку с благополучным возвращением из Петербурга па паству, он после трапезы прощался с братиею, и между прочим сказал, что едет в Калугу, может быть, в последний раз. В Калуге, равно как и в дороге, неизбежно было для 80-ти летнего старца безпокойство и утомление; не смотря на то, он показывал бодрый и веселый вид. Из Калуги выехал 24–го мая вечером, – по своей всегдашней привычке ездить преимущественно по ночам. По возвращении в обитель 25–го мая утром, оказалось, что из прыща образовался нарыв величиною в яблоко. Пригласили уездного врача, который при осмотр нашел, что нарыв карбункулезного свойства, хотя и не настоящий карбункул; прописал мазь и, отправляясь сказал: «берегите старца, болезнь опасная».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Оптинские подвижницы Веденская Оптина Пустынь – монастырь, как известно, мужской. А в Скит при ней даже и помолиться женщины допускались крайне редко. Историки обители, рассуждая о ее названии, в частности, предполагали, что оно происходит от слова «опт». А. Г. Преображенский в своем «Этимологическом словаре русского языка» (т. 1. М., 1910–1914. С. 692) отметив, что это слово есть только в русском языке (то есть не имеет параллелей в славянских и других языках) и что есть письменный вариант «обт», раскрывает его значение как «общий счет», «совокупность». Хотя существовала легенда о раскаявшемся и ставшем монахом разбойнике Опте, основавшем в древности Оптину Пустынь, более убедительно другое объяснение, изложенное оптинским иеромонахом Ерастом (Вытропским) в его книге «Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита (Калужской губернии)», изданной в 1902 году Оптинским издательством. О. Ераст, подтверждая, что раскаявшиеся разбойники действительно основывали монастыри, указал на странность, неправдоподобность имени Опта, которое, кроме этой легенды, нигде не встречается. Вместе с тем он напомнил, что в орловском городе Волхове есть монастырь с тем же названием – Оптин, который в документах писался то Оптин, то Общий. Дело в том, что на Руси в старину существовали общие для старцев и стариц обители. Обитель такая разделялась на две половины, мужскую и женскую. В храме монахини стояли в левой половине, монахи – в правой. Сохранились монастырские синодики с поминанием насельников, там старцы и старицы поминались попеременно. Как пример подобного жития можно вспомнить Хотьков монастырь, где подвизались в иноческом образе родители преподобного Сергия, старец и старица Кирилл и Мария. Такое житие было запрещено Московским духовным Собором в 1499 году. Бывшая в упадке почти в течение всего XVIII века, Оптина Пустынь с приходом в нее в 1796 году по благословению митрополита Платона (Левшина) иеромонаха Пешношского монастыря о.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

  разделы   рассылка  распечатать Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского 24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино. В этом году в обители, основанной в 1884 году преподобным Амвросием, старцем Оптинским, отмечается 25-летие восстановления монашеской жизни. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в главном храме Казанской Амвросиевской пустыни – соборе в честь Казанской иконы Божией Матери. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря, во епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита; архимандрит Антоний (Севрюк), избранный во епископа Богородского; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; схиархимандрит Илий (Ноздрин); духовенство Казанской Амвросиевской пустыни, насельники Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и Сретенского монастыря в священном сане, клирики ряда епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, председатель Законодательного собрания Калужской области Н.В. Любимов, глава администрации муниципального района " Козельский район " Е.В. Слабова.

http://religare.ru/2_107702.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского 24 октября 2015 г. 17:26 24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино. В этом году в обители, основанной в 1884 году преподобным Амвросием, старцем Оптинским, отмечается 25-летие восстановления монашеской жизни. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в главном храме Казанской Амвросиевской пустыни — соборе в честь Казанской иконы Божией Матери.   За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Тихона (Шевкунова) , наместника  Сретенского ставропигиального мужского монастыря , во епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Калужский и Боровский Климент , председатель  Издательского Совета  Русской Православной Церкви;  митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ;  архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Козельский и Людиновский Никита ;  архимандрит Антоний (Севрюк) , избранный во епископа Богородского;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; схиархимандрит Илий (Ноздрин); духовенство Казанской Амвросиевской пустыни, насельники Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и Сретенского монастыря в священном сане, клирики ряда епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, председатель Законодательного собрания Калужской области Н.В. Любимов, глава администрации муниципального района «Козельский район» Е.В. Слабова.

http://patriarchia.ru/db/text/4254724.ht...

монах Ераст (Вытропский) I. Исторические сведения о пустыни до XVII в. Местность Козельская Введенская Оптина пустынь находится в Калужской губернии, на правом лесном берегу сплавной реки Жиздры, на полугоре, в 3-х верстах от города Козельска и в 1 1 / 2 в. от деревни Стениной, расположенных на левом нагорном берегу той же реки (впадающей в р. Оку близ г. Перемышля). Весь правый берег реки Жиздры на нисколько десятков верст, вверх и вниз по течению, покрыт сплошным лесом, произрастающим на песчаной почве, неудобной для пашни 1 . Эта лесная площадь с трех сторон защищает пустынь от соседства с селениями; с четвертой же стороны пустынь защищена рекой Жиздрой, чрез которую существует одна только переправа на пароме, содержимом пустынью против самого монастыря. Местность против монастыря должно отнести к числу обиталищ человека доисторических времен, в так называемую каменную эпоху. На это указывают найденные в 1899 году в овраге, близ деревни Стениной, раздробленные кости животных и кости мамонта, вместе с угольями и двумя поделками из кремня и кости. Вещи эти хранятся в Калужском музей 2 . В исторические времена, при передвижении славянских племен с Юга, от отрогов Карпатских гор и Дуная, племя Вятичей, двигаясь от Днепра на север, заселило верховья рек Десны и Оки. В Ипатьевской летописи город Козельск упоминается в первый раз под 1146 годом (ранее г. Москвы). Большая часть поселения Вятичей (Мценск, Брянск, Козельск) во времена пр. Феодосия Печерского оставалась еще в язычестве, пока не явился к ним, во-второй половине XI века, пр. Кукша, проповедавший им Св. Евангел и е и приявший от них мученическую смерть в Мценске (в 1215 г. 3 ). Первым удельным князем Козельским, упоминаемым в летописях, был сын Святослава Всеволодовича-Северского – Мстислав, убитый в сражении против татар на р. Калке в 1224 году. Ко времени татарского нашествия новопросвещенные православною верою Козельчане, как видно из истории, выставившие значительное ополчение в битву при р. Калке, составляли еще настолько многочисленное население, отличавшееся единодушием и преданностью своему Князю, что преимущественно пред всеми городами Русской земли оказали в 1238 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010