В 1744 г. кроме строителя иеромонаха Исаии братство Кожеозерскаго монастыря составляли следующие лица: «казначей монах Сергий», монахи «Паисей, Филарет, Иона» 142 . Был ли еще кто – не знаем. Строитель иеромонах Исаия упоминается еще в указе от 28 апреля 1751 г. (Архив каргопольскаго Спасскаго монастыря, книга 1, л. 173). 3. Строитель иеромонах Иона, 1756 (26 сент.) – 1761 (в нояб.) гг. В Кожеозерском монастыре или было два строителя с именем Ионы, или «Иона Новгородец», упоминаемый в кратчайшем описании «Кожеозерских монастырей», указан под 1739 – 40 гг. по ошибке. При этом строителе Кожеозерский монастырь утратил свою самостоятельность. Указом от 17 августа 1758 г. приписан, он к каргопольскому Спасскому монастырю: «за неимением за каргопольским Спасским монастырем вотчин – говорилось в указе новопроизведенному архимандриту Алексею – имет вам – архимандриту – в своем смотрении и ведомстве состоящий в Каргопольском уезде Кожеозеркий монастырь, и за оное смотрение вам – архимандриту – из того монастыря брать на расходы Спасского каргопольского монастыря в год денег по пятидесят рублев... И Кожеозерскаго монастыря строителю иеромонаху Ионе, для ведома и непременнаго по оному указу исполнения, послать указ (каков и послан)» 143 . – Итак, с Кожеозерскаго монастыря дозволялось брать Алексею по 50 руб. в год; притом, вероятно, брал и то, чего не дозволялось. – Вот письмо, доказывающее поборы Алексея, писанное кожеозерцами от 5 апреля 1760 г. «всепречестнейшему и высоко преподобнейшему отцу, священно-архимандриту Алексею»: – «Желаем вашему высокопреподобию раб и слуга» – его «высокопреподобия» – «строитель иеромонах Иона Кожеозерский и покорнейший раб и слуга казначей монах Андреян Кожеозерский, – писало кожеозерское начальство – желаем вашему выеокопреподобию в милости Божией душеспасительно и всесщастливо здраво долгоденствовать! Во известие вашему высокопреподобию буди: присланный от вас ордер марта от 23 дня о присылке недоплатных, за двадесятую часть, денег, також по указу его преосвященства в Спасский каргопольский монастырь денег же, получили, которых денег у нас ныне не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Позади три ночевки: две на твердой земле, у быстрых речушек, чтоб умыться и хоть суп сварить, а одна ночевка прямо среди болот, стемнело быстро, в лесу же, а вокруг глубь-трясина, ступить опасно, так и заночевали, где посуше было, тут уж не до супа, и костер то от такой мокроты не развести. И вот несколько километров — и мы на настоящей поляне, среди цветов, деревьев, которые уже повыше, летают насекомые разные, жужжат, жизнь вокруг и хорошо так, что не один ты человек: Чуем мы по свежести, что уже не далеко озеро, все мысли о том, какое оно теперь. Смотрим по карте — «ничего себе», 27 км в длину, знаем уже, что рыбное, об этом нам еще в поезде говорили, даже удочку подарили. Но это не то все, какое Кожеозеро по сути своей, по замыслу Божьему? Что помнит оно, что сохранилось на нем, что забылось? Какие люди живут? Думаешь так, и все картинки древние мелькают, будто в тумане сказочном, а там чудо-остров, вокруг барашки от волн, ветер носится, и келейка маленькая, мхом утыканная для тепла, и старец с бородой серебряной пред иконой строгой, освещенной лучинкой, Нифонт по постригу: Вдруг стук, голос человеческий, или померещилось, молитву кто-то творит: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, помилуй нас», значит не наваждение, взаправду какой православный забрел, только говор какой-то незнакомый. «Аминь». Отворил: и приобрел себе брата и сподвижника. Назвался путник Сергием, а раньше татарином был пленным, самим мурзой Туртасом Гравировичем, как Казань то взяли. Потом крестился, у боярина Плещеева жил и в вере христианской наставлялся. Так это ж не боярские хоромы — остров пустынный, из еды коренья только, даже рыбы решили не вкушать, а из посетителей — зверей ли диких опасность какая принесет, да разве что птицы, а еще демоны смущают. Какая жизнь, а ничего, вытерпел, молил все постричь его, вот Нифонт и постриг, Серапионом назвал. Серапион Кожеозерский. А потом Нифонт умер, ко Господу отошел. Тогда Серапион отправился в Москву, к самому царю — чтоб монастырь устроить, а как Феодор Иоаннович землю дал, да иноки собрались, стала братия лес расчищать да храмы строить. Воздвигли один в честь Святого Богоявления, другой в честь святителя Николая. Так и окрестили поселение свое Богоявленский Кожеозерский монастырь. Шли годы трудов и молитв, Серапион совсем состарился и побелел, озерный ветер и время изрисовали его лик морщинками-лучиками, собирались ученики. Самый смышленый из них — Авраамий, который и будет потом игуменом, дивно служит в монастырском храме, а потом придет, благодатный такой, после литургии к нему в келейку, возьмет смиренно благословение и все ладошку сухонькую его держит — учителя своего, отпустить боится. Но да каждому свое время, пришло оно и к Серапиону — покинул земные обители Кожеозерский строитель, в Небесные обители приняли преподобного.

http://pravmir.ru/samyj-trudnodostupnyj-...

О таком их самоуправстве строитель Корнилий подал жалобу; дело началось... Ретивые «старообрядцы» струсили... От этого дела дошло до нас только одно письмо белозерца к настоятелю. Приводим... «Пречестныя св. обители Богоявленского кожеозерскаго монастыря о. строитель иеромонах Корнилий в душеспасительных пребываниях здравствовати вам вседушевно желаем. – Монах ваш Василиск сюда прибыл благополучно; объявил, что суеверцы, они же и раскольники, с вами мирятся. Надобно помириться и взять свой иск, и проести, и волокиту, и неустойку. А без того нельзя, чтоб им здесь не быть, понеже мировая челобитная самоличне к делу подать надобно, и под делом весь иск подписать, что виновной такой иск принес, и истец в том да роспишется, что принял. О чем же и поверенный ваш о. Иоанникий в том дабы был известен, потому что надобно сделать по силе указов, правильно. А ежели к миру склонения не будет, то надобно поступать вам с ними, суеверцы, так, как его И – го В – ство правы повелевают. Понеже ваше дело пред ними, суеверцы, правое, и в правде никого бояться не надобно. Прося вашего благословения и требуя ваших св. молитв, остаюсь с достодолжным моим поклоном всегдашний ваш слуга Гавриил Деревнин. Генваря 23 дня 1730 г. Бело озеро». 140 В том же 1730 г. пожар истребил весь монастырь... И только в 1732 г. была построена, на место 2-х сгоревших, единственная церковь , описанная в приведенной нами (ниже) описи около 1767 г., существовавшая до самаго открытиа Кожеозерскаго монастыря. 2. Строитель иеромонах Исаия (1741–1751 г.) С 9 марта 1741 г., кожеозерский постриженник; по кратчайшему описанию «Кожеозерскаго монастыря», будто бы «последний строитель», но это не верно! От времени управления этого строителя дошло до нас несколько документов очень любопытных для характеристики нравов того времени. Вот эти документы: «По указу Св. правительствующаго Синода члена, великаго г-на преосв. Амвросия, архиепископа великоновоградскаго и великолуцкаго, из московской его преосвященства конторы, новгородской его архиерейства епархии, каргопольскаго Спасова монастыря архимандриту Симеону, апреля от 18 дня 1744 году велено по прошению города Каргополя ратушских бургомистра Василья Прибыткова с протчими купецкими людьми, а каргопольскаго Александро-Ошевенскаго монастыря вкладчивов,велено показанных в том челобитье каргопольского уезда, разных волостей вдовых священников», между прочими и «прилуцкой волости Стефана Дмитриева определить в тот Александро Ошевенской монастырь, ежели постригчись не пожелают, то жить в том монастыре бельцами, и показанныя исправлять нужды».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грамота писана в 7203/1694 году, Сентября 14, на имя Гавриила, Архиепископа Вологодского. Кожирова Никольская пустынь Упразднённая, мужеская. Находилась в Костромской Епархии в Галицком уезде. До Штатов 1764 года было за нею 50 душ крестьян. Козеозерский или Кожеозерский Неопалимой купины монастырь Упразднённый, мужской. Находился в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде при озере Коже от которого и название своё получил, расстоянием от Новгорода 920, от Онеги 120 вёрст. В этом монастыре Никон Патриарх был Игуменом, а также в 1603 году пострижен там Преп. Леонид, основатель Устненедумской пустыни (см. Устьнедумская пустынь). До 1764 года было за монастырём сим 442 души крестьян и 139 десятин пахотной земли; а настоятельство Строительское. Добавление из VI тома Кожеозерский Спасский Верхотурский монастырь Мужской. Основан Пр. Корнилием и находился близ Мангазеи и Енисея, на берегу озера Кожера. Козелецкий Богословский монастырь Черниговской Епархии упразднённый девичий. Находился в предместье уездного города Козельца. Строения в нём: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя св. Иоанна Богослова, построенная в 1732 году полковым писарем Грабовским; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского с трапезой, построена в 1739 году подаянием доброхотнодателей. По духовным 1736 года Штатам этот монастырь положен в 3 классе, а в 1808 году штат оного переведён в Новомлинский Кербатовский монастырь, и Козелецкий упразднён. Козелецкий Богоявленский монастырь Женский, Черниговской Губернии и Епархии. При уездном городе Козельце, стоит за городом в слободке к находящемуся тут полю. Строения в нём все деревянные. По Именному 1786 года Апреля 10 Указу положен в 3 классе, и управляется Игуменьей. Козелецкий Георгиевский монастырь См. Георгиевский Козелецкий. Козелецкий Троицкий монастырь Черниговской Епархии упразднённый, мужской. Находился в городе Козельце и был приписан к Георгиевскому. Здания в нём: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Живоначальной Троицы, построена около 1730 года Полковником Киевским Дараганом вместо обветшавшей;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Соловецкая обитель оказывала и оказывает в настоящее время большое влияние на судьбы других обителей, выделяя из братии своей для них – то настоятелей с помощниками, то оказывая им материальную помощь. Из монастырей настоящего времени, существование которых связано с Соловецкою обителью, известны следующие: 1) Стефано-Ульяновский монастырь в Устьсысольском уезде Вологодской губернии; 2) Кожеозерский Богоявленский, на границе Архангельской губернии с Олонецкою: 3) Крестный, основанный патриархом Никоном в 15 верстах от г. Онеги; 4) Трифоно-Печенгский, в Кольском уезде, причисленный к Соловецкому монастырю; 5) Георгиевский Балаклавский в Крыму; 6) Архангело-Михайловский, в г. Архангельске и 7) Пертоминский при устье Унской губы в 115 верстах от г. Архангельска. Стефано-Ульяновский монастырь, основанный в XIV в к Св. Стефаном, апостолом зырян, просуществовал лишь до половины XIII века. Указом св. Синода от 18 декабря 1860 г. Стефано-Ульяновский монастырь разрешено возобновить, для чего была переведена туда братия Лальского монастыря (Вологодской епархии). Так как последние не могли выполнить с успехом возложенную на них задачу, то Соловецким архимандритом Порфирием, по просьбе вологодского епископа Христофора, посланы для приведения Стефано-Ульяновского монастыря в благоустроенный вид два иеромонаха, два в иеродиакона и один послушник, под начальством иеромонаха Матфея, управлявшего монастырем в течение 30 лет (1895 г.). Опыт, труды и усердие соловецких пришельцев подняли благосостояние запустевшего монастыря и довели его до цветущего состояния. В таком же состоянии находился и Кожеозерский монастырь, получивший свое название от озера Коже, основанный во второй половине XVI века преподобным Серапионом. Монастырь пришел в упадок и был закрыть в 1764 г. В 1853 г., с Высочайшего соизволения, был восстановлен соловецкими иеромонахами: Митрофаном, впоследствии игуменом и его братом Парменом. Пожар, уничтоживший в 1884 г. Богоявленский храм, частые перемены настоятелей, невыгодно отозвались на материальном благосостоянии обители и нравственной жизни монашествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но «прилуцкой волости поп Стефан Дмитриев уведав о том присланном его преосвященства указе и ушел, каргопольскаго уезда, в Кожеозерской монастырь – о чем и был учинен от него, архимандрита Симеона, наряд и посылан нарочно посланной, по наказу каргопольскаго духовнаго правления, розсыльщик Ив. Ив. сын Попов. И он, поп Стефан Дмитриев, презря тот его архиерейства указ и учинился противен и не пошед в тот Александро-Ошевенской монастырь для определения. А того Кожеозерскаго монастыря строитель иеромонах Исаия постриг ево, попа Стефана, в монаха, а имя наречено в монашестве Сергий. И по силе того преосвященнаго архиепископа присланного архимандриту Симеону увазу учинена вышеименнованному монаху Сергию сия подписка в том, что стать ему, монаху Сергию, в Каргополь для отводу по имянному его преосв – ства указу в помянутой Александро-Ошевенской монастырь кончае сего декабря на 29-е число; без всяких отрицательных отговорок, не отменно. А ежели он «монах Сергий, на означенное число в Каргополь для отводу в вышереченной Александро-Ошевенской монастырь не станет, и в Каргополе»... (Подлинник писан на полулисте, окончания не имеется). После такого негостеприимнаго приема, оказаннаго прикащиком с. Клещева – вотчины Кожеозерскаго монастыря, архимандрит Симеон поехал в самый Кожеозерский монастырь, но и там прием оказали ему не на много лучше. «Прибыв он, архимандрит Симеон, декабря 14 дня 1744 г. в Кожеозерской монастырь для такова указнаго исполнения и тогда начевавши у строителя того монастыря, иеромонаха Исаии в келье. И тое нощи он, строитель Исаия, напився безобразно пьян и безчинствовал и ево, архимандрита Симеона, бранил матерно, и поносил всякою скаредною, неподобною бранью, при чем и при которой бране были того монастыря монах Филарет, да пищик их монастырских дел Лаврентий, каргопольской дьякон Александр Иванов и каргополец, попов сын Ив. Матфиев. Да еще сверх того грозил, что: «как он, архимандрит, из монастыря поедет?» и приступал он, строитель, к ево, архимандричье, постеле и говорил и бранил указ его преосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А монастырь все рос, ни сколько землями, сколько подвижниками, и не диво ли — жизнь свою в такую глухомань запрятать, а все ведь новые иноки приходят в обитель. Так пришел к преподобному Авраамию дивный монах Никодим. Родился он в селе Иваньково, что под Ростовом. Как все ребята и со скотом управлялся, и в поле работал, а все же особенный был, видение одно помнил, как будто зовет его кто-то: «Никодим! Никодим!», а он тогда еще Никитой бегал. А потом юродивый один, как встретит его, так и обзовет «Хузъюгским пустынником». А что это и где, кому ведомо? Так и запоминал Никита все это, и как родители то его умерли, поступил в монастырь Чудов. Хороший монастырь, благолепный, только столичный да и богатый для него слишком. Прожил он там 11 лет, а потом на север пошел, в Архангельский край, тут встретилось ему Кожеозеро. Но даже там было ему тесно, просила душа пустыни, чащи лесной, и нашел он такую пустыню на реке Хузъюге в 5 верстах от Кожеозера. Пришел, помолился, келейку поставил и прожил в ней, малюсенькой, 35 лет. Птица ли пролетала, зверь ли не боясь спешил по своим делам через «скит» преподобного, человек ли какой по нужде забрел — все видели Никодима только на молитве. Олени вокруг него собирались, а как станет он молиться, и польются слезы, и ланиты старческие просветятся каким-то теплым светом, то и они неразумные преклонят свои головы и тихо стоят так, будто молятся или думают о чем-то важном-важном. Потом люди узнали, что лечит Никодим болезни: только попросит у Бога и поправится человек, хоть всю жизнь мучался и никакие травки не помогали. Но и его не долго на земле славили люди — в назначенный срок сверкая ангельскими одеждами пришли к Никодиму два светоносных мужа: святитель Московский Алексий и преподобный Дионисий Радонежский — взяли его под руки и отвели ко Господу: Но не больше двух веков блистала Кожеозерская обитель, где даже патриарх Никон пребывал некоторое время игуменом (а он превратил Кожеостров в полуостров, соединив с берегом земляной дамбой). Вскоре различные неустройства и особенно пожары привели монастырь в запустение. В 1758 году обитель приписали к Спасо-Преображенскому монастырю, а по учереждении штатов в 1764 вовсе упразднили в простой приход, да и тот потом приписали к прилуцкому приходу. Казалось, пропал монастырь, но нет, в середине XIX века его вновь возобновили по приказу Святейшего Синода, и целью его возобновления была борьба с расколом, таким свободным на севере. Так Кожеозерская обитель стала оплотом православия в Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах.

http://pravmir.ru/samyj-trudnodostupnyj-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЖЕЕЗЕРСКИЙ (КОЖЕОЗЕРСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. Кожеезерский в честь Богоявления мон-рь. Фотография. 2010 г. (Архангельской митрополии), расположен на Лопском п-ове, омываемом водами Кожозера (бассейн р. Онеги). Считается самой удаленной обителью от ближайших населенных пунктов (84 км от пос. Шомокша, 110 км от пос. Нименьга). Основан в сер. XVI в. как небольшая пустынь на острове. Название озера объяснялось схожестью его береговых очертаний с «распростертой кожей» ( Челмогорский. 1901. 18. С. 472). Видимо, топоним Кожозеро принадлежит к финно-угорским субстратным топонимам и означает озеро «в каменистой местности». К. м. причисляли к Турчасовскому стану Каргопольского у., управляли К. м. Новгородские архиереи; в 1764 г. мон-рь упразднен, обращен в приход, к-рый при разграничении губерний в 1784 г. вошел в состав Архангельской губ. Основание монастыря Первым на остров Кожозера в поисках уединения в 1552 г. пришел священноинок прп. Нифонт . Спустя нек-рое время, приехав в столицу по делам мон-ря, он скончался и был похоронен в одной из московских обителей. Основная роль в создании обители принадлежала его ученику и сподвижнику прп. Серапиону Кожеезерскому († 1611). Сведения о нем содержатся в сказании «О зачале святаго места Кожеезерския пустыни и о житии предивнаго старца Серапиона». Оно сохранилось в 2 списках 1-й пол. XVIII в., представляющих 2 разные редакции (список 1-й ред.: БАН. Арханг. Д. 405. Л. 1-9; список 2-й ред.: РНБ. Солов. 182/182. Л. 17-24 об.). Прп. Серапион - плененный татар. царевич Туртас хан Гавирович - был приведен в Москву после взятия Казани в 1552 г. и крещен с именем Сергий. До ухода в паломничество по сев. обителям проживал в доме воеводы З. И. Очина-Плещеева († 1571), женатого на сестре Туртаса астраханской царице Ельякши (в крещении Иулиания). Составитель сказания сообщает, что прп. Серапион 46 лет подвизался в К. м. (РНБ. Солов. 182/182. Л. 18 об.), следов., он пришел на остров Кожозера ок. 1565 г. Однако др. источники фиксируют более ранние даты его прихода в пустынь. Напр., в царской грамоте 1595 г. указывается, что старец Серапион строил обитель 36 лет (АИ. 1841. Т. 1. С. 462; Макарий (Веретенников). Прп. Серапион Кожеезерский. 1996. С. 8), следов., он пришел на Кожозеро не позднее 1559 г. В сказании дано краткое описание преобразования маленькой пустыни в общежительный монастырь, трудов прп. Серапиона по сбору пожертвований и строительству обители. Крестьяне деревень, расположенных вдоль р. Онеги, прося старца «соградить церковь и монастырь», охотно жертвовали «от своих имений». В 1589 г. в Москве патриарх Московский и всея Руси свт. Иов благословил старца Серапиона на создание К. м., назначив его строителем. Настоятели, братия и благотворители

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Около 1710 года на деньги, пожертвованные Новгородским митрополитом Иовом, построена новая деревянная ограда монастыря. В 1714 году была построена и освящена надвратная деревянная церковь Илии Пророка. В монастыре было 13 братских келий с больницей, поварней и хлебною, ещё одна келья была при Ильинской церкви, устроенная на средства митрополита Иова. В 1730 году монастырь полностью сгорел. В 1732 году вместо двух сгоревших церквей на месте тёплой Никольской церкви, над гробом преподобного Никодима, была построена одна двухэтажная церковь, освящённая по благословению Новгородского архиепископа Феофана (Прокоповича). В 1752 г. строится часовня над могилой Серапиона и Авраамия. По описи 1767 года в Кожеозерском монастыре была одна церковь, двоежирная (двухэтажная), деревянная. Верхний храм Благовещения Пресвятой Богородицы, нижний во имя Николая Чудотворца. Около монастыря ограда деревянная, над святыми воротами колокольня деревянная, на ней семь колоколов, больших и малых, в ней часы бойчатые, железные, ветхие. В 1758 году, Кожеозерский монастырь, за бедностью, был приписан к Спасо-Каргопольскому монастырю, а в 1764 г. монастырь был окончательно упразднён и стал сельским приходом, который из-за недостаточности средств для содержания собственного причта был приписан к Прилуцкому приходу. Священники этого прихода приходили для совершения литургии только два раза в год в престольные праздники, 6 января в праздник Богоявления Господня и 3 июля, в день памяти кончины Преподобного Никодима. Летом 1850 года в приходе сгорела единственная ветхая церковь, а 25 января 1851 г. сгорела часовня над могилой Серапиона и Авраамия. В мае 1851 г., по указу Священного Синода, монастырь был возобновлён. Сначала он был приписан к Николаевскому Корельскому монастырю, а по Высочайшему указу от 30 мая 1853 г. сделан самостоятельным, с причислением ко II классу. Для восстановления монастыря был назначен иеромонах Митрофан (Правоторов). На возобновление обители, епископ Архангельский Варлаам, благословил его иконой Успения Божией Матери, сказав, что в монастыре будет построен каменный храм. На нужды Кожеозерской обители известный московский благотворитель Павел Матвеевич Александров пожертвовал 10000 рублей, а позднее завещал ещё 40000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=20875

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, освящённая в честь Богоявления Господня, ведёт свой отсчёт с момента основания обители, т.е. со второй половины XVI века. По освящению этого главного храма была названа обитель. Несмотря на то, что в 1-й пол. XVII века Кожеезерский монастырь был один из богатейших в Поонежье, а в 1643 -1646 годах в нём настоятелем был будущий патриарх Никон, упразднён монастырь был во время секуляризационной реформы Екатерины II, разделив печальную судьбу многих обителей того времени. С 1764 года его храмы становятся приходскими, но из-за отдалённости монастыря от деревень приход был крайне мал, состоящий только из местных жителей, оставшихся после закрытия монастыря. Деревянные храмы постепенно ветшали, поэтому в 1845 году они становятся приписными. Вскоре стали задумываться об открытии монастыря. В 1849 году, приехавший в бывшую Кожеезерскую обитель о. Митрофан с послушником Троице-Сергиевой Лавры Львом, увидели одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами прп. Никодима Кожеезерского. В мае 1851 года по указу Священного Синода монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. Первую деревянную церковь в возрождённом монастыре построили в 1887-1889 годах и освятили в честь Богоявления Господня. Это был зимний клетский ярусный храм, четверик которого был увенчан небольшим световым восьмериком под луковичным куполом. Храм имел шатровую одноярусную колокольню, стоящую над папертью. Высота колокольни - 6 сажен 1 аршин (13,5 м). Церковь, согласно страховой оценке 1910 года, стояла на булыжном фундаменте, стены снаружи и внутри были обшиты тёсом и крыты железом. Длина храма с колокольней составляла 10 сажен 2 аршина (22,7 м), наибольшая ширина - 6 сажен (12,8 м), высота до карниза - 3 сажени (6,4 м). На ней стояла 1 большая глава и 1 малая. Больших окон в стенах было 12, а на световом барабане - 8 малых.

http://sobory.ru/article/?object=61137

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010