Первое значение определяется значением самого слова «каппорет». Каппорет – это сосуд, над которым в великий день очищения (йом киппур) первосвященник совершает кропление кровью закланного козла отпущения во умилостивление Ягве и очищение, изглаждение исповеданных грехов народа. Каппорет в этом случае является священнейшим алтарем-жертвенником во Святом Святых. Итак, три жертвенника было в скинии собрания, а позднее в храме – медный жертвенник всесожжений во дворе скинии, золотой кадильный жертвенник во Святилище и, наконец, каппорет во Святая Святых. Таким образом, каппорет приобретает первостепенное значение – это место примирения народа с Ягве, место очищения народного и умилостивления Божия. Второе значение каппорет таинственное и непостижимое – это место ветхозаветной Феофании, место Богоявления, место явления и присутствия славы Ягве. Там место Шекины, непознаваемого присутствия Божия. Ягве говорит Моисею: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою (над каппорет), посреди двух херувимов ( Исх. 25:22 ). Т.е. здесь уже речь идет не о предметах, хотя бы и святых и божественных, а о Самом Боге, Его Слове и таинственном присутствии. Каппорет – трон Ягве, восседающего на херувимах. Где, как не там, во мраке Святого Святых у крышки ковчега можно было взывать: Восседающий на Херувимах, яви Себя ( Пс. 79:2 )! Так и верили израильтяне. В трудный час борьбы с филистимлянами они говорили: Возьмем себе из Силома ковчег завета Ягве, и он пойдет посреди нас, и спасет нас от руки врагов наших. Сказано – сделано. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Ягве Саваофа, седящего на херувимах ( 1Цар. 4:3–4 ). Народ верил, что вместе с ковчегом придет в воинский стан Ягве. Также, когда царь Давид переносил ковчег в Иерусалим, то Давид и все сыны Израилевы играли пред Ягве на всяких музыкальных орудиях ( 2Цар. 6:2–5 ). Играли пред Ягве, потому что верили в присутствие Ягве Саваофа над святыней ковчега (каппорета). Ковчег как хранилище каменных скрижалей Завета свидетельствовал об исторически однажды бывшем откровении Божием на Синае.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С этою целию он решил перенести главную святыню народа – ковчег завета в Иерусалим, чтобы сделать свою столицу объединяющим центром страны не только в политическом, но и религиозном отношении 169 . Ковчег завета со времени возвращения его от филистимлян находился в Кириафиариме. Давид отправился туда во главе 30 000 избранных мужей. Для ковчега была приготовлена новая колесница, на которой он торжественно был двинут в путь. Два сына Авинадава, в доме которого доселе находился ковчег, везли его в торжественном шествии народа, выражавшего свою восторженность музыкой и священными песнями. Но смерть Озы, одного из сыновей Авинадава, однако же показала, что для святыни требовался другой способ передвижения, именно на раменах левитов и священников. После трехмесячного пребывания в Гефе, ковчег вновь был двинут в путь и с торжеством несен был первосвященниками от обеих линий Ааронова священства. Чрез каждые шесть шагов царь приносил жертвы; самое шествие сопровождалось восторженным пением, музыкою и ликованием. Сам Давид, одетый в простой священнический льняной эфод, увлеченный чувством религиозного восторга, «скакал из всей силы пред Господом», изливая свою восторженность в дивных псалмах, смешивавшихся с песнями левитов, радостными кликами народа и торжественными звуками труб, кимвалов и арф. На Сионе для ковчега была приготовлена новая скиния (старая оставлена была в Гаваоне, так как, наверное, успела значительно обветшать и повредиться от времени): там Давид принес всесожжения и жертвы мирные и, «благословив народ именем Господа Саваофа, он раздал всему народу – как мужчинам, так и женщинам – по одному хлебу, и по куску жареного мяса, и по одной лепешке и по кружке вина каждому» в память этого великого события. Но вечною памятью о нем оставались те псалмы, которые составлены были Давидом по случаю великого торжества. При самом поднятии ковчега для перенесения его в Иерусалим составлен был и пелся псалом 67, начинающийся словами: «Да восстанет Бог и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Со стороны материальной, по своему содержанию, законы, учреждения и обрядовые постановления Пятикнижия во многих местах явно приспособлены к условиям жизни, в которых евреи находились во время странствования по пустыне, по выходе из Египта до вступления в землю обетованную. Это приспособления можно усматривать даже в десятословии. В десятой заповеди, по ее первоначальной редакции в 20-й главе книги Исход, согласно чтению еврейского подлинника, между предметами, на которые не должно простираться незаконное пожелание, исчислены: дом («бет» – шатер, палатка, шалаш), жена, раб, рабыня, вол, осел и не указано ничего, что составляло бы исключительную принадлежность земледельческого быта; следовательно, содержание заповеди рассчитано на потребности пастушеской жизни. Напротив, во Второзаконии ( Втор.5:18 ) 105 к запрещенным предметам пожелания присоединяется еще «поле», недвижимая собственность, – и это потому, что одна часть израильских колен во время написания Второзакония уже начала приобретать оседлость, а другая готова была вступить в обладание землей обетованной. Показанное Богом на горе устройство переносной скинии и описанное с величайшей подробностью в книге Исход (два раза) 106 соответствует именно периоду странствования, а во всякое другое время было бы нецелесообразно и не соответствовало бы изменившимся условиям гражданского быта. Уже у Давида явилась мысль построить храм Иегове, и он с сожалением и скорбью говорит пророку Нафану: вот я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. ( 2Цар.7:2 ) Что же касается скинии, то она во времена Судей была приурочена к определенному месту: по 1-й книге Царств, Елкана, отец Самуила, ходил... из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом ( 1Цар.1:3 ). В то время, когда Анна, мать Самуила, совершала свою молитву перед Богом, Илий священник сидел... на седалище у входа в храм Господень ( 1Цар.1:9 ). Следовательно, скиния стояла в Силоме; переносили с места на место в это время один ковчег: так после поражения Филистимлянами, старейшины Израилевы говорят ( 1Цар.4:3–4 ): возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших. И послал народ в Силом, и принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах. То же было и ранее Илия: сыны Дана вскоре после того, как заняли доставшийся им по жребию удел, отняли у некоего Михи истукан и имели у себя этот истукан, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме ( Суд.18:31 ). Из сказанного видно, что мысль о скинии, которую можно было бы разбирать и переносить по частям, не могла появиться и получить подробнейшую обработку во всех мелочах ни после Давида, в эпоху первого и второго храма, ни во времена Судей, и должна быть отнесена ко времени Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Так об этом повествует Писание: Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переход ить Иордан, и священники понесли ковчег завета пред народом: то, лишь только несу­щие ковчег завета Господня вошли в Иордан, и ноги священников несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех бере­гов своих во все дни жатвы пшеницы, – вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла. И народ проходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Ягве, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел через Иордан. 568 Вот так и произошло чудо, когда Иордан обратился вспять ( Пс. 113,3 ), зави­дев шествие Божие и побежав от гнева Ягве прочь. Уходило в прошлое мрачное время хананейского нечестия. В Обетованную землю входил народ Божий. В мессианской перспективе ярость Божия, обрушившаяся на море и восхождение Бога на колесницы спасительные – это изведение людей через кре­щение из рабства греху в свободу чад Божиих. Гнев Господень, воспылавший на реки – это переход души в Небесный Ханаан, после странствования по пустыне этой бренной жизни. Об этом так пишет современный экзегет игумен Арсений/Соколов/в своем толковании на книгу Иисуса Навина: «Повество­вание о переходе Иордана может иметь и эсхатологическое для каждого хрис­тианина прочтение. В этой перспективе бегство из Египта – это выход из этого греховного мира, странствование по пустыне – земная жизнь под водитель­ством Божиим, а переход Иордана – переселение в мир иной, в небесный Ха­наан, мир вечного блаженства. Тот мир, которого достигнуть мы можем только под водительством Иисуса» 569 . Автор предложенных читателю страниц и размышлений помнит с ранне­го детства, как его мама, женщина-христианка, прошедшая через все неправ­ды этого мира в его сталинско-гулаговском исполнении, с гитарой в руках пела песни о Небесном Ханаане, – вся ее душа устремлялась туда, нисколько не прилепляясь к пустыне бренной земли. Не на реки, не на море воспылала ярость Божия, а на всю неправду и злобу земли. Верующее око прозревало шествие правды Божией в неправде людской, а душа воспаряла к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Чтобы правильно оценить значение этих фактов, нужно обратить внимание на характер их. Одна часть этих фактов, представляет собой жертвоприношения пред ковчегом завета, находящимся вне скинии. Сюда относятся: жертвоприношение в Вефиле во время войны Израильтян с Вениамитянами ( Суд.20:26 , Суд.21:4 , срв. Суд.20:27 ), принесение жертвы жителями Вефсамиса при возвращении ковчега от Филистимлян ( 1Цар. 6:14–15 ), жертвоприношения Давида при перенесении ковчега из дома Аведдара в Иерусалим и при поставлении ковчега в новоустроенную Давидом скинию ( 2Цар.6:13 , 2Цар.6:17 ; 1Пар.15:26; 1Пар.16:1). Приносил жертвы пред ковчегом завета в Давидовой скинии Соломон по возвращении своем из Гаваона ( 3Цар.3:15 ). Наконец, судя по тому, что, с одной стороны, Авиафар, один из двух первосвященников, служивших одновременно при Давиде, служил, как весьма вероятно, при скинии Давидовой пред ковчегом завета, – с другой стороны, судя по тому, что при этой Давидовой скинии существовал жертвенник ( 3Цар.3:15 ), – на основании всего этого можно предположить, что пред ковчегом завета во времена Давида жертвоприношения совершались вообще неоднократно. Все эти жертвоприношения обусловливались присутствием ковчега завета, на том основании, что ковчег завета, собственно, очистилище было местом постоянного пребывания Бога, обычным местом откровения Его, согласно постановлению об этом Самого Господа ( Исх.25: 21–22 ). С таким значением, как места пребывания Бога, представляли себе ковчег и Израильтяне; например, после поражения их Филистимлянами, евреи говорят: «возьмем себе из Силома ковчег завета Господня, и он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ); Филистимляне, узнав о прибытии ковчега в еврейский стан, говорят: «Бог тот пришел к ним в стан»; «кто избавит нас от руки Этого сильного Бога?» ( 1Цар.4:7–8 ); жители Вефсамиса говорят о ковчеге завета: «кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? и к кому Он пойдет от нас?» ( 1Цар.6:20 ); вообще, по представлению свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

19 стих: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» ( Откр.11:19 ). Вот так описывается кончина мира. Появляется ковчег – это тот самый ковчег, который был в Иерусалимском храме, который евреи несли по пустыне, который был сохранен после первого уничтожения храма, который пропал после уничтожения второго храма. Вот этот самый ковчег Завета объявится в Небесном храме. И всем будет ясно всё, такой будет этот момент удивительных духовных потрясений. Громы, землетрясения, великий град, молнии, снег, огонь – мир кончается. И как я вам уже говорил неоднократно, Бог даст людям перед началом Суда, когда Господь с Ангелами вторгнется в сферу этого мира, сорок дней на покаяние. Будет выдержана такая пауза. И некоторые воспользуются этим, потому что Бог не может давать что-то такое, чем никто не воспользуется, но многие окажутся настолько осатанелыми, что уже не смогут примириться с Богом. Потому что таково будет свойство тех печатей, которые, как учили святые Отцы, не позволяют принявшим их даже перекреститься. Вот печать антихриста она чем будет опасна? Человек, который ее получит, не сможет даже перекреститься. Святые Отцы говорят, что тот, который получит печать антихриста, он не сможет даже перекреститься. Итак, мы сегодня рассмотрели 11 главу Книги Откровение, этой древнейшей христианской книги. Я думаю, что многое из того, что вы услышали, соответствует реальности наших дней. Но, как я всегда говорю и буду это повторять далее, мы не можем быть уверены, что здесь говорится именно о наших днях, потому что Господь скрыл дату Своего Пришествия. Эта тайна непостижима будет до момента самого Пришествия. Поэтому никто из нас не может с уверенностью утверждать, когда это будет. Вот у меня есть свое субъективное мнение, я его иногда высказываю. Я говорю, что пойдет еще лет 500. Потому что Господь говорил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). Иначе говоря, те события, о которых мы с вами прочитали, они будут происходить, когда веры уже практически не будет. А сейчас я вижу – мне приходится ездить и по России, и в разных других странах бывать, – что идет возрождение веры. Но в то же время сам процесс возрождения может настораживать, потому что есть пророчества библейские о том, что возрождение веры будет перед окончательной апостасией, перед окончательным отступлением от Бога. Когда будет как бы последний призыв к совести рода человеческого по всему земному шару, последняя проповедь Евангелия, – тогда, конечно, будет подъем, а потом неожиданно наступит резкий спад.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

2.3. Затем написано, в чем состоит «служение сынов Каафовых среди сынов Левииных по родам их, по семействам их в скинии собрания» ( Чис.4:4 ). Сказано: «Аарон и сыны его войдут, когда поднимется стан, и снимут завесу закрывающую, и покроют ею ковчег откровения» ( Чис.4:5 ). И после этого перечислено семь предметов, которыми должно покрыть ковчег. Прежде всего, как самое ценное, возложат на ковчег завета «завесу закрывающую» (ср. Чис.4:5 ); «и положат на нее покров из кож синего цвета» ( Чис.4:6 ). Во вторую очередь покрывают «стол» (ср. Чис.4:7 ), в третью – «светильник» (ср. Чис.4:9 ), в четвертую – «золотой жертвенник» (ср. Чис.4:11 ), в пятую – «сосуды, которые употребляются для служения» (ср. Чис.4:12 ), в шестую – покров жертвенника застилают «одеждою пурпуровою» (ср. Чис.4:13 ), в седьмую очередь «покроют умывальник» (ср. Чис.4:14 ), и ничего из всего этого не остается непокрытым и обнаженным (ср. Чис.4:15 ). И, наконец, дается следующее повеление: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов» ( Чис.4:18 ); иными словами, они должны знать, что погибнут, если прострут руки свои, чтобы переместить какой-либо из этих предметов, не покрытых прежде священниками. 3.1. Обратимся теперь к скинии Церкви «Бога живаго» (ср. Евр.12:22 ) и посмотрим, как эти обычаи соблюдаются в Церкви Божией священниками Христа. Если кто-то поистине есть священник, которому вверены священные сосуды, то есть секреты тайн мудрости, пусть научится он из этого тому, как хранить их под покровом своего сознания и не выставлять их на всеобщее обозрение. Однако если требуют обстоятельства, чтобы он открыл их меньшим, то есть передал их неискушенным, то пусть не выставляет их совершенно непокрытыми, не показывает их явно и очевидно; а иначе он совершает убийство и губит колено «племен Каафовых» (ср. Чис.4:18 ). Ибо гибнет всякий, кто прикасается к секретным и невыразимым тайнам, не перешедший в священство своими знаниями и заслугами. Потому что только сынам Аарона, то есть священникам, дано видеть сам ковчег завета и стол и светильник и все то, что мы перечислили выше, непокрытыми и обнаженными.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Вефсамис , город левитский ( Нав.21:16 ), в который прибыл ковчег завета, отпущенный Филистимлянами. «Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянувши, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его... И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ» ( 1Цар.6:13–19 ). Лахис , древний хананейский город, царь которого был побежден Иисусом Навином ( Нав.10:3–12 ). Лахис был сожжен Сеннахиримом, в царствование Езекии ( 2Пар.32 ). Кириаф-Иарим или Ваал ( 1Цар.7:2 ; 2Цар.6:2 ); в этом городе, в доме Аминадава, стоял ковчег завета, принесенный из Вефсамиса. Азека или Азек , Сохо или Сокхов , города, между которыми Филистимляне стояли лагерем во время единоборства Давида с Голиафом ( 1Цар.17:1 ). Голиаф был ростом 6 локтей и пяди (i); вес брони его был пять тысяч сиклей меди; копье его весило шестьсот сиклей железа. (к) Азек был занят Иудеями по возвращении из плена ( Неем.11:30 ). Вефсахара , город, известный сражением между Антиохом Евпатором и Иудою Маккавеем. Во время этого сражения Елеазар, брат Иуды, протискиваясь между толпою, дошел до слона, на котором, как он думал, находился царь, пронзил его мечом, но был сам раздавлен под тяжестью упавшего животного ( 1Мак.6:32–46 ). Вифлеем , в 8 верстах на западе от Иерусалима, названный Иудейским в отличие от другого города того же имени, находившегося в колене Завулоновом. Он назывался городом Давидовым, потому что в нем родился Давид, и Ефрафою: «Умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» ( Быт.35:19 ). Этот город, незначительный по пространству и населению, бесконечно значителен по тому таинству христианской веры, которое совершилось в нем. Св. Дева Мария и Иосиф, придя в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились за городом в пещере. В этой-то пещере, которая служила пристанищем для животных, благоволил родиться Спаситель мира ( Лк.2:4 ). Император Адриан, желая осквернить место рождения Спасителя, поставил над пещерой храм Венеры, но Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Подведены итоги крупной археологической экспедиции в Палестине 22.08.2017 После шести недель раскопок, консервации находок и обработки материалов в древнем Силоме экспедиция Associates for Biblical Research, организации исследователей, занимающихся поиском археологических свидетельств эпохи Ветхого и Нового Заветов, объявлена законченной. В течение первого сезона в Силоме был обнаружен ряд интересных артефактов, которые в частности позволили заново взглянуть на эпоху, последовавшую за оккупацией Древнего Израиля Ассирией и Вавилоном. Команда исследователей собрала доказательства того, что в раннеримский период (эпоху апостольских трудов в Палестине ) город существовал не только на южном склоне раскапываемого телля, как было принято считать. Было обнаружено большое количество керамики, раскопаны фундаменты строений на северном склоне телля, внутри которого находятся останки древнего города. Хотя в Новом Завете нет прямых свидетельств того, что Иисус Христос бывал в Силоме, для такого предположения имеются серьезные основания, так как путь Господа проходил по дороге, ведущей через этот город. Археологи обнаружили большое количество кирпичей из глины внутри и за пределами фортификационной стены города эпохи средней бронзы (1650-1550 гг. до РХ). В ходе раскопок Израиля Финкельштейна в Силоме (1981-84) было обнаружена стена в метр из таких кирпичей, но назначение строения не было ясно. Теперь археологи доказали, что в Силоме было строение, аналогичное имеющемуся для этой эпохи в Иерихоне. Далее для первой фазы Железного века (1177-1000 до РХ) было сделано важное открытие. Финкельштейн предполагал, что город Силом был уничтожен в 1050 г. филистимлянами после битвы при Авен-Эзере, когда они захватили Ковчег Завета. Это событие описывается в Первой книге Царств. «Когда прибыл ковчег завета Господня в стан, весь Израиль поднял такой сильный крик, что земля стонала. И услышали Филистимляне шум восклицаний и сказали: отчего такие громкие восклицания в стане Евреев? И узнали, что ковчег Господень прибыл в стан… И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят». Однако, для этого периода не обнаружено следов уничтожения города. Количество керамики даже увеличивается в период 1000-586 гг. до РХ.

http://drevo-info.ru/news/22683.html

Глава 5 Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм (Ср. 3Цар.8:1–11 ) 1–3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4–6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7–10. Поставленне ковчега во Святом Святых. 11–14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм. 2Пар.5:1 .  И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и все вещи отдал в сокровищницы дома Божия. 2Пар.5:2 .  Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона. 2Пар.5:3 .  И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц. Замечание стиха 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение ( 3Цар.7:51 ) (ср. 2Цар.8:7–12 ; 1Пар.18:7–11 ). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Стихи 2–3 ср. ( 3Цар.8:1–2 ). В 2 Паралипоменон не указано название 7-го месяца «этаним» или «афаним» (позже – «тисри»), как в 3 Царств. По блаженному Феодориту , собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, «Patrologiae Cursus Completus. Series graeca», t. 80, p. 822). 2Пар.5:4 .  И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег 2Пар.5:5 .  и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в скинии, – понесли их священники и левиты. 2Пар.5:6 .  Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить и определить, по причине множества. Согласно ( 3Цар.8:3 ) ковчег подняли и несли священники, как требует и ( Чис.4:15 ). Здесь же, стих 4, равно как в ( 1Пар.15:2 ) и ( 2Цар.6:15 ), право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак) коганим (га) левиим; «левиты» – родовое понятие, «священники» – видовое (ср. Втор.10:8,18:7 ). См. проф. Ф.Г. Елеонский , «Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия», Христианские Чтения, 1875, август, с. 192–207; ср. прот. Г. Титов , «История священства и левитства ветхозаветной церкви», Тифлис, 1876, с. 63–64, примеч. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010