Не препятствует ли почитанию Креста то, что он некогда являлся орудием казни «проклятых» ( Втор. 21, 22–23 ) преступников? Нет, не препятствует. Правда, до крестных страданий Спасителя Крест считался орудием позора, но после того, как на кресте был распят Господь наш, Иисус Христос , он был очищен и освящен. Он очистился Святой Кровью Христа и освятился Его пречистыми страданиями; а «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» – сказал св. апостолу Петру Сам Господь Бог ( Деян. 10, 15 ). А как должно смотреть на сравнение св. Креста Христова с виселицей, которое делают сектанты? Такое сравнение в высшей степени греховно, ибо, допуская его, сектанты тем самым приравнивают Спасителя к преступникам, которых казнят на виселице. Поэтому, как не может быть ничего сходного у Спасителя с преступниками, так не, может быть и никакого сравнения св. Креста с виселицей. Кому подобны сектанты, поносящие св. Крест? Они подобны нечестивым врагам Христа, которые считая крестные страдания Спасителя наказанием Ему, взирали на св. Крест, как на орудие позорной казни Христа, т. е. точно также, как ныне смотрят на крест сектанты. XVII. О почитании св. Икон. Правильно ли поступают сектанты, не почитая и не употребляя св. Икон? Нет, не правильно, потому что употребление св. Икон заповедано людям Самим Богом. Когда и кому заповедал Господь употребление св. Икон? Господь сказал Моисею, читаем мы в книге «Исход» – «сделайте Ковчег из дерева ситтим.., и обложи его чистым золотом... и сделай на верху его вокруг него золотой венец...» ( Исх. 25, 1–16 ). Этот Ковчег Завета был в Ветхом Завете образом Господа Бога. Что Ковчег Завета являлся для евреев образом Господа Бога, это видно из следующих мест св. Писания: Когда поднимался Ковчег в путь, Моисей, обращаясь к Ковчегу, говорил: «восстань Господи, и рассыплются враги Твои»... ( Числ. 10, 35 ); а когда останавливался Ковчег, он говорил: «возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» ( Чис. 10, 36 ). Кроме Ковчега Господь повелел Моисею сделать изображение ангелов, говоря: «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их... И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями...» ( Исх. 25, 1, 18, 19, 20, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Посмотрим же теперь, что нам сообщает предание об этой скрижали: Говорят, что престол сделан из единой жемчужины, как и хранимая скрижаль, высота которой 700 лет пути, ширина же 300. Кругом она разукрашена рубинами. Бог повелел, чтобы на ней было написано то, что Он совершил при сотворении мира и далее до дня судного: – «Во имя Бога, милостивого, милосердого: Я Господь и нет другого, кроме Меня. Того, кто принимает Мои повеления, терпеливо несёт Мои наказания и благодарит за Мои милости, Я напишу и поставлю с праведными: а тот, кто не принимает Моих повелений, да изыдет он из-под небес Моих», и т. д. 87 Источник этого рассказа может быть найден в еврейских книгах, но мусульманами он значительно преувеличен. Мы находим в Торе, что, когда Бог захотел вручить Свои 10 Заповедей, Он обратился следующим образом к Моисею, который сам дал описание этого во Второзаконии ( Втор. 10:1–5 ). «В то время сказал мне Господь; вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег: и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим 88 , и вытесал две каменные скрижали, как прежние и пошёл на гору; и две сии скрижали были в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрёк вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошёл с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь». Также и в других местах Писания говорится, что обе скрижали: хранились в ковчеге завета, сделанном Моисеем по повелению Божию 89 . Но с течением времени евреи вообразили, что все книги Ветхого Завета и даже и самый Талмуд были вложены в ковчег на скрижалях. Услышав это о еврейском законе и писаниях, Магомет вообразил тоже самое и о своих собственных и сказал (как мы уже видели выше), что и Коран был записан на хранимой скрижали: а его последователи, не понимая о какой небесной скрижали он говорил, раздули всё это в тот рассказ, который передан нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. скиния) золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета; в нем были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший, и скрижали завета». Имевшая золотую кадильницу. В этой части скинии была золотая кадильница, как необходимая принадлежность жертвоприношения, которое однажды в год совершал великий иерей. Об употреблении этой кадильницы книга Левит говорит: «И возмет (Аарон) горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним 13 , и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу. И положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом, свидетельства, дабы ему не умереть» ( Лев.16:12–13 ). «И обложенный со всех сторон золотом ковчег завета». Ковчег завета, или союза, так назван потому, что в нем хранились скрижали закона, соблюдение которого было условием союза, заключенного между Богом и евреями. Этот ковчег был сделан из лучшего дерева; со всех сторон обложен золотом, с золотым же венцем, кольцами и носилами. «В нем были золотой сосуд с манною». В этом золотом сосуде, по повелению Божию, положен был полный гомор 14 манны. Сосуд поставлен был пред Господом, т.-е. подле ковчега завета, для напоминания о том, что сыны израилевы ели манну сорок лет, до прихода их к пределам земли Ханаанской ( Исх.16:33–35 ). «Жезл Ааронов расцветший». Левит Корей, с своими сообщниками, восстал против Моисея и Аарона, негодуя на них из-за преимущества священства, усвоенного Аарону и его потомству. Для прекращения недоумений, возбужденных этим случаем в народе, Моисей, по повелению Божию, взял от каждого колена по жезлу, с надписью имени колена, и все двенадцать жезлов положил в скинии, пред ковчегом завета. Через одну ночь жезл Ааронов произрастил ветвь, цвет и плод. Этот жезл, по повелению Божию, положен был в скинии, пред ковчегом завета, в память божественного избрания Аарона и колена Левиина на служение пред Господом ( Чис.17:1–10 ). «И скрижали завета», то-есть две каменные доски, на которых написаны были десять заповедей, и о которых сказано: «Дал Бог Моисею две скрижали свидетельства, скрижали каменные, на которых было написано перстом Божиим» ( Исх.31:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Быт.6:13 И сказал Господь Бог Ною: время всякого человека уходит предо Мною; ибо наполнилась земля неправдою их. И вот Я истреблю их и землю. Быт.6:14 Итак сделай себе ковчег из дерев четвероугольных [[Имеющих ствол четвероугольный, а не круглый. Знать, был такой род дерев, особенный, отличный от всех прочих.]]: гнезда наделаешь в ковчеге, я осмолишь его внутри и снаружи смолою. Быт.6:15 Но так сделай ковчег: триста локтей длина ковчега, и пятьдесят локтей ширина, и пятьдесят локтей высота его, Быт.6:16 Съуживая сделаешь ковчег, и в локоть сведешь его вверху, а дверь ковчега сделаешь с боку; нижний, второй и третий ярус сделаешь в нем. Быт.6:17 Я же, вот, наведу потоп водный на землю, дабы истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небом; и все, что бы ни было на земле, скончается. Быт.6:18 И установлю завет мой с тобою: войдешь же в ковчег ты, и сыны твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Быт.6:19 И из всех скотов, и из всех пресмыкающихся, и из всех зверей, и от всякой плоти, по паре из всех введешь в ковчег, дабы кормить с собою: самец и самка будут. Быт.6:20 Из всех птиц летающих по роду, и из всех скотов по роду, и из всех ползецов пресмыкающихся по земле по роду их, по паре из всех войдут к тебе питаться с тобою, самец и самка. Быт.6:21 А ты возмешь себе разные снеди, какия едите, и заготовишь у себя, и будет что есть тебе и им. Быт.6:22 И сделал Ной все, что только повелел ему Господь Бог: так сделал. Глава 7 Быт.7:1 И сказал Господь Бог Ною: войди ты и весь дом твой в ковчег; ибо Я увидел тебя праведным предо Мною в роде сем. Быт.7:2 Из скотов же чистых введи к себе седмь – седмь, самцов и самок, а из скотов нечистых два – два, самцов и самок, Быт.7:3 и из птиц небесных чистых седмь – седмь, самцов и самок, и из всех птиц нечистых два – два, самцов и самок, дабы сохранить семя для всей земли. Быт.7:4 Ибо еще дней седмь, и Я наведу дождь на землю в сорок дней и сорок ночей, и истреблю все живущее, что Я сотворил, с лица земли. Быт.7:5 И сделал Ной все, что повелел ему Господь Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Быт. 6 :4. Исполины же были на земле в те дни и после того, как сыны Божии 75 стали входить к дочерям человеческим, и оне стали рождать им. Оные исполины были от века, люди именитые. Быт. 6 :5. Увидел же Господь Бог, что увеличились злодеяния людей на земле и всякий прилежно помышляет в сердце своем о зле во все дни. Быт. 6 :6. И помыслил Бог, что сотворил человека на земле, и размыслил 76 . Быт. 6 :7. И сказал Бог: истреблю 77 человека, которого Я сотворил, с лица земли: от человека даже до скота и от гад до птиц небесных, ибо Я размыслил, что сотворил их. Быт. 6 :8. Ной же обрел благодать пред Господом Богом. Быт. 6 :9. Вот бытие 78 Ноя. Ной (был) человек праведный, совершенный в роде своем, Ной был угоден Богу. Быт. 6 :10. Родил же Ной трех сынов: Сима, Хама, Иафета. Быт. 6 :11. Но растлилась земля пред Богом и наполнилась земля неправдою. Быт. 6 :12. И видел Господь Бог землю: и была растленна, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле. Быт. 6 :13. И сказал Господь Бог Ною: время (смерти) всякого человека наступило предо Мною 79 , ибо земля наполнена ими неправдою, и вот, Я погублю их и землю. Быт. 6 :14. Посему сделай себе ковчег из дерев (негниющих) 80 четвероугольных, небольшия отделения 81 сделай в ковчеге, и смолою 82 покрой его извнутри и снаружи. Быт. 6 :15. И сделай ковчег так: длина ковчега триста локтей, ширина пятдесят локтей, а высота его тридцать локтей. Быт. 6 :16. Сводом сделаешь ковчег, и в локоть сделаешь его сверху, а дверь ковчега сделаешь с боку, нижнее 83 , второе и третье (отделение) 84 сделаешь в нем. Быт. 6 :17. Я же вот наведу потоп, воду на землю, чтобы погубить всякую плоть, в которой есть дух жизни под небом, и что на земле, скончается. Быт. 6 :18. И поставлю завет Мой с тобою: войдешь же в ковчег ты, и сыны твои, и жена твоя и жены сынов твоих с тобою. Быт. 6 :19. И от всех скотов, и от всех гадов, и от всех зверей, и от всякой плоти, по паре от всех, введешь в ковчег, чтобы питать с собою, мужеского пола и женского они будут. Быт. 6 :20. От всех птиц летающих по роду, и от всех скотов по роду, и от всех гадов, ползающих по земле, по роду их, по паре от всех, войдут к тебе питаться с тобою, мужеского пола и женскаго.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Быт. 7 :17. И был потоп сорок дней и сорок ночей на земле, и увеличилась вода, и подняла ковчег, и высоко стояла 97 над землею. Быт. 7 :18. И прибывала вода и увеличивалась быстро по земле, и носился ковчег поверх воды. Быт. 7 :19. И чрезвычайно прибывала вода на земле, и покрыла все горы высокия, которые были под небом. Быт. 7 :20. На пятнадцать локтей вверх поднялась вода и покрыла все высокия горы. Быт. 7 :21. И умерла всякая плоть, движущаяся по земле, птицы, и скоты, и звери, и всякий гад движущийся по земле, и всякий человек. Быт. 7 :22. И все имеющее дух жизни и все 98 , что было на суше, умерло. Быт. 7 :23. И истреблено было все живущее 99 , что было на лице всей земли, от человека даже до — скота, и — гадов, и — птиц небесных, — истреблено было с земли. И остался один Ной и бывшие с ним в ковчеге. Быт. 7 :24. И стояла вода высоко на земле сто пятьдесят дней 100 . Глава 8 Быт. 8 :1. И вспомнил Бог о Ное, и всех зверях, и всех скотах, и всех птицах и о всех гадах, пресмыкающихся 101 , которые были с ним в ковчеге, и навел Бог дух на землю и перестала (прибывать) вода. Быт. 8 :2. И закрылись источники бездны и небесные отверстия 102 и остановился дождь с неба. Быт. 8 :3. И стала убывать 103 вода и уходить с земли, и убывала вода после ста пятидесяти дней. Быт. 8 :4. И остановился ковчег в седьмом месяце, в двадцать седьмой день месяца, на горах Араратских. Быт. 8 :5. Вода же сходила и убывала до десятого месяца, и в десятом месяце, в первый день месяца, показались вершины гор. Быт. 8 :6. А после сорока дней открыл Ной окно ковчега, которое он сделал, Быт. 8 :7. И выпустил ворона (посмотреть, не сошла ли вода с лица земли) 104 , и вылетев, он не возвратился, пока не изсякла вода на земле. Быт. 8 :8. И выпустил после него голубку посмотреть, не ушла-ли вода с лица земли. Быт. 8 :9. И голубка, не нашедши покоя для ног своих, возвратилась к нему в ковчег, ибо вода была по всему лицу всей земли. И он, протянувши руку свою, взял ее и внес ее к себе в ковчег. Быт. 8 :10. И помедлив еще семь дней 105 , снова выпустил голубку из ковчега.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

– Для чего ты тревожишь меня? – спросил Самуил. – Тяжело мне очень. Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и не отвечает мне. Научи, что мне делать. – Для чего ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Он исполнит то, что обещал. Завтра ты и твои сыновья будете вместе со мной, а израильтяне будут разгромлены. Услышав это, Саул упал в обморок. Придя в себя, он был совершенно обессилен, потому что не ел целый день, и еще долго отказывался от пищи. Наутро первый царь Израиля сразился с филистимлянами и был разгромлен. Его сыновья погибли, а он покончил с собой. Так Бог наказал его за непослушание, зависть к Давиду и обращение к магам. Давид становится царем (2Цар. 1–10; Пар. 12–29) Когда Давид узнал о гибели Саула и своего друга Ионафана, то оплакал их песнью: – Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти; быстрее орлов, сильнее львов были они! Сражен Ионафан на высотах твоих, как пали сильные на брани! Скорблю о тебе, брат мой Ионафан, ты был очень дорог для меня. После смерти Саула южный Израиль избрал Давида царем. Первосвященник помазал его на царство в Хевроне, на севере царем стал сын Саула Иевосфей. но после гражданской войны его предательски убили собственные придворные, желая угодить Давиду. Но тот казнил убийц за их беззаконие, и весь Израиль признал Давида своим царем. После своего воцарения Давид взял штурмом Иерусалим и сделал его столицей Израиля, затем он начинает вести многочисленные победоносные войны: громит филистимлян, завоевывает аммонитян, сирийцев, идумеев. Давид решает перенести Ковчег Завета в Иерусалим. Вместе с народом он берет его из Кириаф-Иарима и ставит на колесницу, запряженную волами. Внезапно Ковчег накренился, и человек по имени Оза дотрагивается до него, чтобы поддержать, и тотчас умирает: он не был священником и потому не имел права касаться этой святыни. Так Бог показывает, что те, кто касается святыни неочищенными, рискуют погибнуть. Испуганный царь оставил Ковчег в доме Аведдара, и Бог наполнил этот дом благословениями. Узнав об этом, царь снова собрал народ и снова понес Ковчег в Иерусалим, и священники, когда несли его, то каждые шесть шагов приносили жертву. Левиты трубили в рога и трубы, играли на цитрах и тамбуринах, а Давид, одетый в царские одежды, плясал перед Ковчегом изо всех сил. После того как Ковчег был поставлен на свое место среди скинии, Давид благословил народ и установил череды певцов, чтобы те пели псалмы перед Лицом Бога, а всему народу устроил пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Каковы же ваши соблазны? Рассмотрим каждый в отдельности. ПЕРВЫЙ: Как идолы, говорите, в древности находились в Еллинских капищах, так и ныне иконы находятся в Церквях. О, смеха достойная вещь! Кто, имеющий разум, сравнит свинью в хлеве и царя в палате! ВТОРОЙ: состоит в том, что кадим перед иконами и возжигаем свечи. Отчего же это вас соблазняет, разве вы не читали в Писании о каждении и непрестанном горении огня в скинии собрания перед ковчегом Господним? О каждении в Писании говорится: На нем Аарон будет кадить благовонным курением ( Исх. 30, 7 ). И снова там же: И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им ( Исх. 30, 8 ). И снова: сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, (...) и вложили в него ( Лев. 10, 1 ). И снова: царь Озия желал кадить (3 Пар. 26). И снова: И сказал Господь Моисею, (...) и внеси светильник (...) и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения ( Исх. 40, 4–5 ). И о Захарии, Ветхозаконном священнике, говорится в Евангелии, что однажды во время его обычного каждения в церкви, явился ему Ангел, стоя одесную кадильного жертвенника. О возжигании огня: огонь жертвенника пусть горит на нем (и не угасает) ( Лев. 6, 9 ). И снова: И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи (...) чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания ( Лев. 24, 2 ). И снова: И поставь стол вне завесы и светильник против стола ( Исх. 26, 35 ). О каждении и возжигании огня есть и во многих других местах. К тому же вспомните и то, что мы уже говорили, отвечая вам, – что у нас каждение либо знаменует честь, воздаваемую святой иконе, восходящую к первообразу, либо благоухание молитвы,– как сказано: Да вознесется молитва моя, как фимиам ( Пс. 140, 2 ). ТРЕТИЙ соблазн ваш в том, что мы святые иконы носим по улицам и вокруг городских стен, берем с собой в дорогу и на войну. Но посмотрите в Писание, не об этом же ли там сказано, не ковчег ли Господень носили вокруг Иерихона, и поэтому пали стены Иерихонские (См. Нав. 6 ). Не в битвах ли и в дороге находился ковчег Завета Господня вместе с Израильтянами: Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись. Господи, к тысячам и тьмам Израилевым! ( Чис. 10, 35–36 ). Разве не за то, что был принят ковчег, Бог благословил дом Аведариин и обогатил его ( 1Пар. 13 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

После этого филистимляне два раза делали нападения на Давида, но он в тот и в другой раз разбил их ( 2Цар. 5:17–25; 1 Парал. 11:13–19, 14:8–17). Утвердившись в новой столице, Давид решился перенести туда ковчег Божий из Кириафиарима, из дома Аминадава. Для этого он собрал в Кириафиарим свое войско и народ. Поставили ковчег Божий на колесницу, запряженную волами, и повезли. Давид и все израильтяне играли перед ним на различных музыкальных инструментах. В одном месте волы наклонили его. Сын Аминадава, Оза, протянул руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, чтобы придержать его, точно как обыкновенную вещь, но Господь тотчас поразил его смертью 371 . Давид устрашился везти ковчег к себе в город и поставил его в доме Аведдара 372 . Вскоре, услышав, что Господь благословил дом Аведдара ради ковчега Божия, Давид с торжеством перенес его в свой город. В этот раз ковчег несли священники и левиты на плечах своих. Во время шествия левиты пели и играли на музыкальных инструментах, а Давид в восторге скакал перед ковчегом. Принеся ковчег в свой город, Давид поставил его в новоустроенную им скинию, принес жертвы Богу и угостил народ. Для прославления Бога, во время Богослужения в скинии Давид устроил хор из 4000 певцов и музыкантов 373 и составил много псалмов, т.е. песнопений. Царь Давид вообще во всех обстоятельствах жизни своей любил изливать перед Богом душу свою в псалмах. Собрание псалмов называется Псалтирью. В Псалтири есть весьма много пророчеств об Иисусе Христе. Например, что Он будет Бог ( Пс. 44:7–8, 109:1 ), Сын Божий ( Пс. 2:7, 109:3 ), что Он произойдет по человечеству от рода Давида ( Пс. 88:36–38 ), умрет в мучениях позорной смертью ( Пс. 21 ), сойдет во ад ( Пс. 15:10 ), воскреснет ( Пс. 70:20 ), вознесется на небо ( Пс. 67:19 ), сядет одесную Бога Отца ( Пс. 109:1 ). После перенесения ковчега в Иерусалим, Богослужение стало совершаться при двух скиниях – Моисея в Гаваоне 374 и Давида в Иерусалиме. Давид исчислил левитов от 30 лет и выше, и было число их 30000. Из них он назначил для служения при скинии 24000, писцами и судьями народа 6000, привратниками сокровищехранителями 4000, певцами и музыкантами 375 4000, и разделил их, как священников, так и левитов, служащих при скинии, на 24 череды, которые сменялись каждую субботу ( 2Цар. 6; 1 Парал. 13, 15, 16, 23:3–32; 24–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Святыни и памятники Средиземноморского побережья Абу-Гош Последнее наше путешествие – к городам и памятникам древнего финикийского побережья. Мы отправляемся из Иерусалима по Тель-Авивскому шоссе, осматривая по дороге основные находящиеся здесь достопримечательности. В 11 км от Святого Града лежит, к северу от шоссе, деревня Абу-Гош. В XIX в. это было разбойничье гнездо одного из бедуинских шейхов, достаточно сильного для того, чтобы нагонять страх на путешественников, но не для того, чтобы быть опасным турецким властям. В результате перед самым въездом в Иерусалим возникли своеобразные феодальные «Мытищи», владелец которых с молчаливого разрешения турок еще и во времена А.Н. Муравьева взимал узаконенный «мыт» с проходящих паломников. В древности на этом месте находился ханаанский город Кириаф-Ваал («город Ваала») или Кириаф-Иарим (город лесов). Здесь, на стыке межплеменных границ колен Иуды и Вениамина, пролегал рубеж Филистимской земли, что делало ущелье Ваала важным стратегическим пунктом. Кириаф-Иарим нередко упоминается в Ветхом Завете. В течение двадцати лет здесь пребывал Ковчег Завета. И послали послов к жителям Кириаф-Иарима сказать: Филистимляне возвратили Ковчег Господа; придите, возьмите его к себе. И пришли жители Кириаф-Иарима, и взяли Ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил Ковчег Господа. С того дня, как остался Ковчег в Кириаф-Иариме, прошло много времени, лет двадцать ( 1Цар. 16, 21–7,2 ). Потом Давид торжественно перенес его в Иерусалим. Первоначально селение было расположено на вершине Дейр-аль-Асхар, где стоит современный католический храм с большой статуей Богоматери с Младенцем. Храм построен на развалинах византийской церкви V в., от которой сохранились фрагменты мозаичного пола. Со временем жители спустились в долину. Возможно, это произошло во II в. н.э., когда здесь был расквартирован Х легион, для которого было создано водохранилище над источником, встроенное позже в арабский караван- сарай.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010