И мы читаем далее: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» ( Откр.13:6 ). Андрей Кесарийский пишет: «Жилище Божие означает воплощение Бога Слова, Его пребывание во плоти, и покой святых, на которых, как и на Ангелов, направит зверь свое хуление». То есть богохульство будет обращено прежде всего против Сына Божия и Его святых. Будет делаться попытка дискредитировать святых, деканонизировать их. Вы не поверите, но в наше время, в недалеком прошлом, был один священник, я не не хочу называть его имя, – он покойный уже, – который требовал, чтобы деканонизировали всех святых, которые были умучены жидами, то есть отменили бы их канонизацию. Когда его спрашивали: – Почему? Он говорил: – Такая канонизация способствует антисемитизму. Я никогда не забуду: когда я был на выставке Ильи Глазунова, еще в советские времена, там было выступление по поводу Александра Невского, святого благоверного князя. Как только не порочили его! Как только не ругали его. Я был поражен. На Сына Божия грязь и клевета льются постоянно. Со стороны кого? Иудеев. Они ставят под сомнение непорочное зачатие, они наполнили Интернет всякими пакостями против христиан, они говорят, что якобы у пророка Исайи не было пророчества: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына» ( Ис.7:14 ). Они говорят, что надо переводить – «се, молодая женщина во чреве приимет и родит сына». Но у Исайи сказано: «Господь даст вам знамение». А какое знамение – если женщина родит? Это не знамение, это обычное, повседневное явление. Вот если дева рождает – это знамение. Но иудеи не хотят обращать внимания на такие вещи, они придираются к терминам, они говорят: –Тут слово «альма», а не «бетула». «Бетула» – это по-еврейски девственница, а «альма» – это молодая женщина. Они говорят: молодая женщина. Но это лукавство, потому что о сестре Моисея, которой было лет 9, когда Моисей был младенцем, сказано «альма». Вряд ли 9-летняя девочка, тем более будущая пророчица, не являлась девственницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Календарь Материалы 5 февраля 2008 г. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник? [Вопросы священнику/Богословие] иеромонах Иов (Гумеров) Добрый день! Скажите, пожалуйста, означает ли стих: «В начале было Слово» (Ин. 1: 1), что Иисус Христос – первенствующее Лицо Святой Троицы? Если нет, то каков смысл этих слов? В некоторых ответах Вы ссылались на эти строки, подразумевая, что они имеют в виду Христа. Спасибо большое. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие молитвы нужно читать в день рождения и в день ангела? Спасибо. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Николай Головкин Житие преподобного Севастиана Карагандинского – продолжение жизни во Христе богоносных оптинских старцев, от которых отец Севастиан унаследовал духовные сокровища святоотеческих традиций. Келейник преподобного Нектария, он хранил и крест с мощами благоверного князя Александра Невского, по преданию принадлежавший святому Нектарию. Не этим ли крестом старец Нектарий благословил некогда Георгия Жукова? [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! [Встреча с Православием/Православная библиотека] Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Приимите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Мониторинг СМИ [Мониторинг СМИ] Юрий Максимов Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» вызвал такое зрительское внимание и такое жаркое обсуждение, какое редко достаётся произведениям документального кинематографа.

http://pravoslavie.ru/archive/080205

Когда настало время пойти против безбожного царя, Езекия собрал свой народ «к себе на площадь у городских ворот и говорил к сердцу их и сказал: Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому чго с нами более нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словом Езекии, царя Иудейского» ( 2Пар.32:6–8 ). Из жития Александра мы знаем, что он также пытался «крепити дружину свою», еще будучи в Новгороде. Его слова: «Не в силе Бог , но в правде, а помянем песнословца Давида: сии в оружии, сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем» и т. д. довольно ясно передают смысл той более законченной речи, которой Езекия подкреплял свой народ. После победы, одержанной при помощи Ангела Господня, Езекия «возвысился в глазах всех народов» ( 2Пар.32:23 ). Ему досталось от Господа Бога «богатства и славы весьма много» ( 2Пар.32:27 ): и города он построил себе, «потому что дал ему Бог весьма большое имущество» ( 2Пар.32:29 ). После разорения Иудеи неприятелем, когда «пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену», он восстановил служение в доме Господнем и освятил его вновь ( 2Пар.29 ). Выше мы имели случай отметить некоторое сходство между царствованием Давида и княжением Александра после победы над врагами отечества. Здесь открываются другие подробности, которые проливают свет на рассматриваемое место жития. Как Езекию, так и Александра Бог щедро благословил: «распространи Бог землю его богатством и славою», говорится в житии. После опустошения Татарами Суздальской земли Александр « церковь воздвигнув и град исполнив и люди распуженныя собра в домы своя». Такой князь, по мнению биографа, похож на идеального князя, изображенного «Исаией пророком», тихого, кроткого, смиренного, милостивого, не собирающего богатства. Автор, по всему вероятию, намекает на Ис.1:16–17, 23 , ср. Ис.56:1–2 27 . Третьим ветхозаветным образцом для изображения боевых успехов Александра выбран библейский рассказ об Иисусе Навине.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей. На письмо читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунки Александры Шляхтиной//Фома. - — июнь 2019. - С.25-27. - (рубрика « Вопрос номера. Страх смерти »). ВЕРА (раздел). – С.28-51. « Как я три раза отрекся от веры». Священник о своем извилистом пути к Богу /Протоиерей Дмитрий Харцыз , руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).  Подготовила Анастасия Спирина//   Фома. - — июнь 2019. - С.28-29. - (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Праздник : Вознесение Господне . [Иллюстрированная информация]. Дата : в 2019 году 6 июня; Статус : двунадесятый праздник;  Событие :  На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов. В этот день Господь, являвшийся апостолам в течение сорока дней после Своего Воскресения, привел их на Елеонскую гору и сказал: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и  будете  Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до  края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50-51); Суть праздника : В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно рассказать обычным человеческим языком. Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас; Икона праздника Вознесения Господня : Вид иконы и 6 кратких пояснений к ней; Ф акты о празднике . Подготовил Игорь Цуканов ; Ил. : Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма; «Стопа Спасителя». По преданию с этого камня  Христос вознесся на Небо; Икона праздника Вознесения Господня. Псков, 1530-1540 гг.; Гробница Захарии. Древнейшее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы//Фома. - – июнь 2019. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

Очищает себя при помощи Божией всякая добрая душа христианская – постоянно и непрерывно – в своих мыслях, чувствах, намерениях, словах и во всех своих поступках – помыслами благими, благоразумною осмотрительностию, словом Божиим, молитвою и наипаче любвеобильным призыванием спасительного имени Иисуса Христа с благоговением и страхом Божиим. Итак, возлюбленные, – заключает св. апостол Павел, – имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор. 7:1 ). Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, который и сотворил сие. Возлюбленные! Молитесь о нас. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь ( 1Фес. 5:23–25, 28 ). Обновление Александро-Невской церкви Императорского Воспитательного общества благородных девиц 15-е декабря 1868 года вписано неизгладимыми чертами в летописи Императорского Воспитательного общества благородных девиц. В этот день совершилось здесь достопамятное торжество обновления церкви св. благоверного великого князя Александра Невского, которое ознаменовали своим священнослужением три первосвятителя всероссийской Церкви. В этот же день Воспитательное общество и обновлённая его церковь удостоились всемилостивейшего посещения его величества государя императора в сопровождении августейшей его дщери. Пятый уже год проходил после того, как Воспитательное общество благородный девиц отпраздновало (5 мая 1864 г.) столетний юбилей своей деятельной жизни, столь благотворной для распространения истинного просвещения в семействах высших слоёв русского общества. Означенное заведение учреждено в С.-Петербургском Новодевичьем (Смольном) монастыре 5 мая 1764 года. Но обновлённая в 1868 году церковь Воспитательного общества была устроена лишь 60 лет тому назад. Первое освящение её последовало 18 августа 1808 года – вместе с освящением вновь тогда воздвигнутого блаженной памяти императрицею Мариею Феодоровною здания, в котором и поныне помещается Воспитательное общество. Прежнее же помещение этого заведения в окружающем нынешний Воскресенский собор всех учебных заведений монастырском строении с Екатерининскою в нём церковью тогда же отдано Вдовьему дому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс. 91, 13). Праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него (Пс 63, 11). Я не возбранял устам моим, Господи (Пс. 39, 10). Ты знаешь правду мою и истину мою. Язык мой будет проповедовать правду Твою и хвалу Твою всякий день (Пс. 34, 28). Свет сияет на праведника и на правых сердцем веселие (Пс. 96, 11). Род правых благословится (Пс. 111, 2). Славою и честью увенчал его (Пс. 8, 6). Ибо Ты благословляешь праведника, Господи, благоволением, как щитом, венчаешь его (Пс. 5, 13). Посетил нас Восток свыше просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира (Лк. 1, 78–79). Прокимен на утрени, гл. 7: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне (Пс. 115, 6, 3). Кондак, гл. 5 Славное усекновение Предтечи совершилось по особенному Божественному промышлению, чтобы он проповедовал и находившимся в аду пришествие Спасителя. Да восплачет же Иродиада, испросившая беззаконное убийство, ибо не закон Божий, не истинную вечную жизнь она возлюбила, но жизнь обманчивую и временную. 30 августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. Тропарь, гл. 4 Познай своих братьев, русский Иосиф, не в Египте, но на небе царствующий, благоверный князь Александр, и прими их молитвы, умножая хлебные растения для людей изобильным плодородием на твоей земле, защищая молитвою города твоего владения и содействуя в борьбе своим единомышленникам — православным христианам. Прокимен, гл. 5: Дорога в очах Господних смерть святых Его. Стих: Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне (Пс. 115, 6–3). 25 сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Тропарь, гл. 4 Благодетельствующий подвижник, истинный воин Христа Бога, преподобный отец наш Сергий, ты усердно подвизался, перенося страдания и борьбу со страстями в земной жизни, явившись примером для своих учеников в посте, бдениях и непрестанном славословии. Поэтому и вселился в тебя Пресвятой Дух, благодатными дарами Которого ты украшен. Как имеющий дерзновение к Святой Троице, поминай мудро собранное тобою стадо и не забудь своих детей, как обещался.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Прокимен, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 240. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б 29. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи Прокимен, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11а, 2а Зачало 33. Аллилуия, глас 4 Стих: Праведник как пальма расцветёт, как кедр, что на Ливане, приумножится. Стих: Насаждённые в доме Господнем во дворах Бога нашего расцветут. Пс 91:13, 14 30. Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского Прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом/смерть святых Его. Стих: Что воздам я Господу за всё, что Он воздал мне? Пс 115:6, 3 Зачало 213. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 31. Положение пояса Пресвятой Богородицы Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Зачало 320. Аллилуия, глас 2 Стих: Восстань, Господи, войди в покой Твой, Ты и ковчег святыни Твоей. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Пс 131:8, 11а Прокимны, Апостолы и аллилуиарии: Общие святым Служба Пресвятой Богородице Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Или прокимен, глас 6 Памятным сделаю имя Твоё/во всяком роде и роде. Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Пс 44:18а, 11а Зачало 240, или зачало 320. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим      Как верующие люди любят святых, и как часто обращаются к ним за помощью! Ищет сердце общения с небесными жителями, которые перешли порог смерти и вошли в Царство Небесное. Жаждут они, чтобы и мы попали в Рай и готовы во всем помогать нам. Они ждут общения с нами через нашу молитву. О многих мы знаем, а многие сокрыты от нас промыслом Божиим. Но иногда, по милости Божией, наступает такой момент в жизни, о котором сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:13-16). Сам Господь тогда прославляет своих святых и открывает их имена для того, чтобы мы чтили их и прибегали к их помощи. В 2010 году были прославлены известные глинские старцы – схимитрополит Серафим (митрополит Зиновий Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Тело новопрославленного святого митрополита Зиновия (Мажуги) почивает в Грузии, в Тбилиси, в русском храме святого благоверного князя Александра Невского. В нем владыка был настоятелем и служил все последние годы жизни. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом Митрополит Зиновий (в миру Захария) родился в городе Глухове Черниговской губернии в 1896 году. Он рано остался сиротой, но всю жизнь вспоминал наставления своей глубоко верующей матушки Феодосии, которая передала ему свою веру и любовь ко Господу. Юного Захарию отдали в Дом трудолюбия при Глинской пустыни. Уже тогда мальчика называли монахом. С самого детства он благоговел к Пресвятой Богородице, и Она Сама стала его покровительницей и путеводительницей по морю житейскому. В 1914 году Захария стал послушником Глинской пустыни. С самого детства он был очень милостивым и сострадательным. По воспоминаниям рабы Божией Анны, которая была его ближайшей соседкой и долгие годы ежедневно общалась с ним, владыка Зиновий был человеком очень чутким, с чрезвычайно отзывчивым сердцем. Мог выслушивать и утешать всех, кто приходил к нему. Часто до полного изнеможения. Он не мог отказать в помощи. Владыка Зиновий был очень прост в жизни и доступен для общения. Часто дарил соседским деткам мелочь. Скорбел обо всех сердцем. Был совершенно незлопамятным и кротким человеком. Даже когда староста храма, в котором владыка был настоятелем, писал на него жалобы, в ответ на возмущение прихожан недостойным поведением этого человека и желание снять его с этого места, владыка отвечал, что никого он снимать не будет. Еще в юности, когда Захария был послушником в монастыре, его старцем был отец Герасим, известный своим строгим отношением к послушникам. Но будущий владыка все переносил с терпением и полным послушанием.

http://pravoslavie.ru/73463.html

Том 1. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского,1999. ) Так кто прав: архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) или Иоанн Кронштадтский? Лично мне симпатична позиция первого, выдающего в нём толерантного человека, способного объективно судить о вещах, в отличие от нетерпимости и узколобости (простите за прямоту) второго. Константин Антонов 08 февраля 2018г. 15:00 Я бы только еще добавил, что у св. прав. Иоанна Кронштадтского есть и много других мест, где он говорит о необходимости уважения ко всем людям, независимо от их вероисповедания и положения, т.к. в каждом из них пребывает образ Божий. Можно просто пробить слово " уважение " по тексту " Моей жизни во Христе " и в этом убедиться. Александр, Иерусалим 09 февраля 2018г. 19:32 Мф.11:28 . Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Как придти? Мф.3:2 . и говорит: покайтесь, Иудеи были заносчивы, поэтому Предтеча побуждает их к покаянию. ибо приблизилось Царство Небесное. Под Царством Небесным он разумеет первое и второе пришествие Христа, и добродетельную жизнь. Ибо если мы, странствуя по земле, жительствуем как бы на небе, чуждые страстей, то имеем Царствие Небесное. Мф.3:3 . Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. «Путем» называется Евангелие, «стезями» же – законные установления, потому что они изношены и древни. Поэтому Креститель говорит: будьте готовы к евангельскому жительству и законные заповеди делайте прямыми, то есть духовными; ибо слово «прямой» означает дух. Когда ты увидишь, что иудей плотски понимает подзаконный строй, то скажи, что он не делает стезей прямыми, то есть духовно не понимает закон. Сам по себе вопрос " борьбы с сектами " достаточно известен в православии и размышления ваши полезны. Однако от богословского размышления вы Константин Михайлович увлекшись данной проблематикой , на мой взгляд, слишком поспешно перешли к реализации своего проекта. Данная статья готовый устав " новой филосовской школы по разделу сектоведения " , опять же, на мой взгяд, не конкуркнтно в данном подходе, например не термины суть и почти отсудствует святоотеческая мысль, а это как известно отказ от Предания ( к сожалению)

http://bogoslov.ru/article/5680673

Что же тогда терпение? Стиснутые зубы и скулы? Сжатые кулаки? Напряженные мышцы? Вовсе нет! Терпение — это состояние духа, и это  состояние никак не связано с волевыми усилиями в ответ на зло, о которых мы только что сказали. Человек терпелив, если в его сердце мир, радость, свет»  (Из слова после литургии в московском храме Архангела Михаила  при клиниках на Девичьем поле, 24 февраля 2018 года). Я не совсем понял, как тогда реагировать на обидчиков  или на провоцирующие ситуации. Что бы я ни делал, но подобные  ситуации все равно во мне вызывают изначальное раздражение  в связи с несправедливостью и по иным причинам. Кроме силы воли и понимания, что нельзя давать  волю злому отношению, я не знаю, как еще можно  подавить или остановить негодование и желание  ответить. Я часто сдерживаюсь именно силой воли.  Если не ей, то как конкретно? С уважением, Денис Не бьет — значит, любит? Почему верующему недостаточно просто не отвечать злом на зло  Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО —  Отец Игорь, я думаю, не только автор письма часто сдерживается исключительно силой воли, но и многие люди, которые считают себя христианами и стремятся научиться терпению. Получается, они идут не тем путем? — Терпение — это, безусловно, великая добродетель. И мы знаем, сколько внимания уделял ей в Своих проповедях Сам Спаситель: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19)  и Его ученики: …утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны (Рим 12:12).  И, как любая совершенная добродетель, терпение не приходит к человеку сразу: ...прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Петр 1:6). Терпение в человеке воспитывается. И даруется лишь тогда, когда он прилагает усилие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010