Иоанна гл. 5) вместе с речью о духовном воскрешении верующих в Него соединяет речь и о всеобщем воскресении; поэтому и в типологической речи пророка нельзя не видеть указания и на это последнее воскресение мертвых, которым завершатся все прежние воскресения и оживления. Тела по смерти превращаются в прах, разносимый во все концы Мира, входящий в состав и жизнь бесчисленных существ, преемственно и потомственно переходящие в многие иные существа. Все части тела, превращаясь в простейшие стихи, до такой степени перемешиваются в общей массе, что ни какая сила органическая не может различить и разграничить их. Естественный разум не допускал возможности органического соединения этих рассеянных по миру частиц, но Евангелие открыло нам, что пред вторым пришествием Спасителя умершие услышат глас Сына Божия и восстанут, соберутся со всех концов земли в один неисчислимый собор пред лицом Судьи живых и мертвых.– С 15-го стиха до конца главы к этому символическому видению пророк присоединяет речь о Мессии, как Пастыре, имеющем собрать рассеянную паству Свою в одно стадо. Господь повелел пророку взять два жезла, на одном написать Иуду, на другом Иосифа, и соединить вместе (15–17). И когда спросят тебя сыны людей твоих, что это значит, ты скажи: так говорит Адонаи-Господь, вот Я соберу из рассеяния оба царства и соединю в одно, и они будут жить в своей земле, и князь один у них будет царем, и более они не разделятся на два царства (ст. 18 – 21). Это пророчество исполнилось после Вавилонского плена, как видно из 1-й книги Ездры: возвратившись из плена, Евреи составили одно царство, которое и существовало до самого разрушения Иерусалима Римлянами. С 23 ст. пророчество переходит в Мессианское. И не будут они более почитать идолов и предаваться нечестию, Я очищу их, буду их Богом, а они будут Моим народом, и Раб Мой Давид будет Князь и Пастырь един у всех во век ( Дан. 9, 24 ), и Я заключу с ними завет мира вечный и дам освящение Мое им на веки (вечность церкви освящающей) и будут святая Моя среди их в век (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Небеса скрывают от человека Бога - и эту блокаду надо прорвать. " О, если бы Ты расторг небеса и сошел! " - восклицает ветхозаветный пророк Исайя (Ис. 64, 1). Еще одна древняя библейская книга обличает иудеев за то, что они " оставили все заповеди Господа и поклонялись всему воинству небесному " (4 Цар. 17, 16). Уже в Пятикнижии уникальность религиозного опыта Израиля описывается так: " Воинство небесное Господь, Бог твой, уделил всем народам под всем небом. А вас взял Господь Бог, дабы вы были народом Его удела " (Втор. 4, 19 - 20). Пророк Исайя предвидит день Гнева, день падения " космических иерархий " : " Истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист - со смоковницы, Ибо упился меч Мой на небесах " (Ис. 34, 4 - 5). Настает время Нового Завета - и оно оказывается отнюдь не временем примирения Бога и космических духов. Оно оказывается временем их решающей битвы. При религиозном, а не моралистическом чтении Нового Завета нельзя не заметить, что Христос - воин, и Он прямо говорит, что Он ведет войну против врага, которого называет " князь мира сего " (Ин. 12, 31). В этих Его словах есть одна деталь, которую не замечают люди, если не обращаются к греческому тексту Нового Завета. " Князь мира " - это перевод греческого словосочетания αρχων του κσμου. У апостола Павла есть характерные слова: " наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных " (Еф. 6, 12). " Мироправители " здесь - κοσμοκρες. На современный жаргон κοσμοκρτορος; вполне можно перевести как " Владыка Космоса " . Не сам по себе мир плох. Нет, сам κοσμος создан Богом, создан тем самым Логосом, который воплотился во Христе. Но после того, как " в начале сотворил Бог небо и землю " (Быт. 1, 1), в небесном мире произошел некий надлом. И часть ангельских сил с тех пор притязает на самостоятельную, безбожную власть над человеком и его миром. Преп. Антоний Великий так говорит о происхождении язычества: " Итак, во-первых, знаем, что демоны называются так не потому, что такими сотворены. Бог не творил ничего злого. Напротив того, и они созданы добрыми; но, ниспав с высоты небесной и вращаясь уже около земли, язычников обольщали видениями " [ 7 ].

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Немного позднее князь мира снова приступил ко Христу: это было гефсиманское борение ( Лyk. XXII, 44 ). Многие относящиеся сюда евангельские изречения указывают на участие диавола в Гефсиманских страданиях Христа. Уже описание пасхальной вечери евангелисты Лука и Иоанн предваряют замечанием, что сатана вошел в Иуду и вложил ему в сердце предать Иисуса ( Лyk. XXII, 3 ; Uoah. XIII, 2 , ср. 21). Во время вечери Сам Иисус, напомнив ученикам о напастях, в которых они пребыли с Ним, обратился к Петру с словами: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ( Лyk. XXII, 28. 31 ). Пред выходом с вечери в Гефсиманию Он сказал: идет князь мира сего ( Uoah. XIV, 30. 31 ; ср. Лyk. XXII, 53 ). – Самое борение началось еще на вечере, когда Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал ученикам: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня ( Uoah. XIII, 21 ). Пришедши же в Гефсиманию, Он, взяв с Собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть, ужасаться и тосковать, и сказал им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь, бодрствуйте со Мною и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Mф. XXVI, 36–38 ; Mk. XIV, 33, 34 ; Лук, XXII, 39–40). Затем Он отошел от них на вержение камня, преклонил колена, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша, сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Mф. XXVI, 39 ; Mk. XIV, 35 ; Лyk. XXII, 41–44 ). Затем, встав от молитвы, приходит к ученикам и, найдя их спящими (от печали), говорит им: бодрствуйте и молитесь! чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна ( Mф. XXVI, 40. 41 ; Mp. XIV, 37. 38 ; Лyk. XXII, 45. 46 ). Потом так же молился во второй и третий раз ( Mф. XXVI, 42. 44 ; Mk. XIV, 39, 41 ). Когда, наконец, пришел Иуда и предал Его первосвященникам, начальникам храма и старейшинам, Христос сказал последним: теперь ваше время и власть тьмы ( Лyk. XXII, 53 ). – Что же это была за власть тьмы? Это была порожденная диаволом злоба против Него, теперь, не более как за день до распятия, совершенно созревшая в сердцах человеческих и только ждавшая своего крайнего внешнего проявления: это было неверие в Него, достигшее теперь высшей степени: смерть Его уже была решена не только устами первосвященника, не только в сердцах руководителей народа, но на нее согласилась в глубине души и вся народная толпа, уже приготовившаяся кричать: распни, распни Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

О прелести. Слово первое    Со страхом и трепетом мы приближаемся к этой теме, и если бы не имелось на сей счет указаний нашего блаженного Старца, то мы предпочли бы молчать. Еще ни одно человеческое усилие не оказывалось столь бесплодным, как попытка разобраться в лабиринте темных замыслов и ухищрений сатаны. Никто не смог бы проникнуть в мрачные адские глубины этого зверя из бездны и раскрыть коварные умыслы постыдной лжи этого диавольского лукавства, которые отвращают от пути Господня, если благодать Всесвятого Духа не наставила бы нас через богоносных отцов. Они познали все это на собственном опыте, подвизаясь и ведя жестокую брань против козней лукавого. И наш приснопамятный старец Иосиф Исихаст, законным подвигом подвизавшийся на духовном поприще под покровом старого Афона, в страданиях приобрел это знание и на собственном опыте познал бездонные диавольские глубины.    В книге Иова начертан образ этого ужасного и отвратительного чудовища, с которым каждый человек должен вести нескончаемую борьбу: «Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью... От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас» (Иов. 41:5—7, 10—14). Таков настоящий облик врага нашего спасения. Хотя Господь связал и обезоружил его силой Своего Креста, как сказано: «князь мира сего осужден» (Ин. 16:11), «ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31), — диавол все же остается жестоким и беспощадным.    Все его злоухищрения, без сомнения, ведут человека к погибели, но особенно опасно то состояние, которое называется диавольской прелестью. Избави нас, Господи Иисусе Христе, Человеколюбие, от мрака сего неисцелимого безумия, от которого мало кто снова обращается к истине. Лукавый и безобразный искуситель диавол постоянно завлекает людей, скрывая свой отвратительный облик под видом истины, и вводит в заблуждение тех, кто принимает его как спасителя и учителя (кем он и старается себя выставить). Все виды лжи, обман, коварство и прочее, что не является истиной и правдой, — все это орудия лукавого. С их помощью он уже не одно тысячелетие, еще со времен наших прародителей, совращает и мучит весь человеческий род.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об этом нам свидетельствует вся жизнь Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Весь Новый Завет живет этой истиной. Первое благовестие, которым святой Архистратиг открывает Новый Завет, — то, что Рождаемое от Духа Святого будет святым (γιον, Лк.1:35), святым в Божественном смысле, полностью свободным от наследственного греха, а сверх того — и от личного. Так как Господь Иисус жил Он совершенно святой и безгрешной жизнью, то и мог смело спрашивать Своих лукавых врагов, постоянно старавшихся уловить Его в каком-либо прегрешении: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» (Ин.8:46). А на Тайной вечери, открывая главные тайны Своего домостроительства спасения, Преблагий Спаситель свидетельствует, что в Нем нет ничего греховного, ничего, что могло бы быть и называться порочным, злым, дьявольским. Ибо это означают Его святые слова: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» (Ин.14:30). Князь мира сего, дьявол, сколько бы и как бы ни пытался он отыскать грех и зло в Господе Иисусе Христе, не может найти в Нем ничего подобного.    Очевидцы и последователи воплощенного Господа, опираясь на длительный личный и проверенный опыт, ясно и непоколебимо свидетельствуют, что Господь Иисус Христос абсолютно свят и безгрешен. Так, возлюбленный Иоанн, которому милостивый Спаситель полнее всего раскрыл тайну Своей досточудной Личности, возглашает о Господе Иисусе: «В Нем нет греха» (1Ин.3:5). Апостол огненной веры, святой Петр, говорит о своем незаменимом Учителе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет.2:2; ср.: Ис.53:9). По Богооткровенному свидетельству, Господь Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15).    По причине ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе, Он не только свободен от греха и наклонности ко греху, но и от всякого внутреннего искушения. Как совершенный человек Господь Иисус имел совершенное человеческое естество со всеми его свойствами и качествами, то есть со всем тем, что делает это естество непреложно человеческим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обратися, обратися, Суламитино! – призыв к возвращению из плена. Оглянись – не забывай в плену своего отечества, вспомни его, оглянись, обратись и вернись в него. Господь повелел пророку Иеремии: «Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь, Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив» ( Иер. 3:12 ). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием» ( Ис. 35:10 ). Но это не просто возвращение из Вавилона в Иерусалим, это – обращение отпавших от чистой веры иудеев к Богу. «После того обратятся сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего» ( Ос. 3:5 ). Оглянулась, обратилась Суламита, вспомнила Жениха своего Соломона, вернуться решила. Иудеи, возвращаясь из плена в свою землю, возвращаются и к своему Богу, к Ягве, возобновляют законное и чистое богослужение (Зоровавель, Ездра, Неемия). Суламита или Суламифь – имя производное от имени Жениха ее «Соломона». Мирный и Мирная. Царь мира водворяет божественный мир и в своем народе. Суламифь нашла мир, даруемый Царем мира, «Тем, кто больше Соломона» ( Мф. 12:42 ). Дщери Иерусалимские хотят увидеть вернувшийся Израиль: И мы посмотрим на тебя . Она же отвечает: Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? или: приходящая яко лики полков. Возвращение иудеев из вавилонского плена уподобляется возвращению бежавшего некогда от братнего гнева праотца Иакова из страны вавилонской – из Харрана во Святую Землю. Тогда еще на восточной стороне Иордана у города, названного Иаковом Манаим (или Маханаим), что означает «два полка», или «два лагеря», его встретило «ополчение Божие ополчившееся», полки ангелов Божиих ( Быт. 32:1–2 ). В память этого события в Маханаиме совершались торжественные хороводы, с которыми и сравнивается здесь оглянувшаяся, возвращающаяся Суламифь. Это означает ту ангельскую радость, которая была на небесах, когда возвращался Израиль (и праотец, и через полторы тысячи лет его народ). И то, что, столь претерпев от полков вражьих, ныне израильтяне хранимы полками ангельскими. Когда пророк Даниил молился о возвращении своего народа, то в ангельском мире была брань «князя царства Персидского» и царей персидских с архангелом Михаилом, «одним из первых князей» ( Дан. 10:12–13.20–21 ). Ополчение же «князя Михаила» будет содействовать Израилю, когда «придет князь Греции».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Они содействуют и устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12, 7 ), ангел внушил Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение ( Деян.10:3 ). Ангелы возносят молитвы верных к Богу ( Откр.8:3–4 ). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие исполнителями и участниками последних судов Божиих ( Мф.13:39–42, 49; 25, 31 ). I. Учение об ангелах-народоправителях или ангелах-хранителях отдельных царств и народов принято новозаветной церковью от Церкви Ветхозаветной 33 . В откровении удостоверение в бытии ангелов народоправителей находится в книге пр. Даниила (10 гл). Пророк свидетельствует, что когда умножил он свои вопли и усугубил молитвы к Богу о прекращении бедствий иудеев, о совершенном освобождении их от ига персидского, было ему откровение (видение) великой силы. Явился ему после его трехнедельных поста и молитв ангел, вместе с ним двадесять и един день ходатайствовавший перед престолом Всевышнего об освобождении иудеев от ига персидского, и возвестил откровение о дальнейшем продолжении истории народа Божия в связи с историей всемирных монархий и всего мира. Но при этом небесный вестник допустил пророка до созерцания невидимых споров (борьбы «оружием молитвы», по выражению И. Златоуста) в горнем мире. Он говорил, что молитва пророка была услышана с первого дня… «и я бы пришел по словам твоим (т. е. возвестить откровение воли Божией), но князь царства персидскаго стоял против меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях персидских. а теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена… Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем персидским; а когда выйду, то вот приидет князь Греции… Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном Писании, и нет никого, кто поддерживал бы меня в том (точнее, – против них), кроме Михаила, князя вашего " … Затем вестник открыл о том, что имеет быть в царствах персидском, греческом и сиро-египетском (11 и 12 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Отречется, впрочем, не один Петр. Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь , — говорит Спаситель одиннадцати, — ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю Предварять — встречать (старослав.) вас в Галилее (Мф 26:31–32). Именно так и случится. До самого конца, до Голгофы, за Господом последует только один из апостолов — Иоанн Богослов. Все прочие ученики после появления стражников, пришедших в Гефсиманский сад арестовывать Христа, оставят Его и бегут (ср.: Мф 26:56). Николаи Ге. Выход Христа с учениками с Таинои вечери в Гефсиманскии сад Но все это в будущем, а пока Спаситель старается укрепить и поддержать Петра, чье отречение станет почти случайным, но от этого особенно горьким. Симон! Симон! — обращается Он к Петру по его первому имени, — се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:31–32). Будет отречение — но будет и покаяние. И, покаявшись, именно Петр вновь утвердит остальных учеников в вере. А сейчас всем апостолам нужно готовиться к скорой разлуке с Учителем: Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин 14:30). «Князь мира сего» — это диавол, объясняет Иоанн Златоуст. Ведь именно в этом мире диавол считает себя полноправным хозяином, и многие действительно подчиняют свою волю падшему духу. «Да не смущается сердце ваше» Призыв, проходящий смысловым стержнем через всю эту ночную беседу Спасителя с учениками, — «не бойтесь!». Унынию, естественному в скорбных обстоятельствах, Христос противопоставляет веру в Бога и в Сына Божия, посланного Отцом для спасения людей от зла: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин 14:1–3). Как перекликаются эти слова Господа Иисуса с другими, сказанными чуть раньше Иаиру, начальнику синагоги в одном из городов Галилеи: Не бойся, только веруй (Лк 8:50 и параллельные места у других евангелистов)!

http://foma.ru/chto-hristos-otkryl-uchen...

По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное тайно: После полиелея седален, глас 8 Подобен: Повеление таинственное: В раи мя прежде древо обнажи,/о вкушении враг принося умерщвление,/Креста же Древо, живота одеяние человеком нося,/водрузися на земли, и мир весь исполнися всякия радости./Егоже зряще возвышаема,/Богу верою, людие, согласно возопиим:/исполнь славы дом Твой. В раю меня некогда обнажило дерево,/вкушением от которого враг приносит умерщвление;/но древо Креста, одежду жизни людям приносящее,/водружено было на земле,/и весь мip наполнился всякой радостью./Видя его возносимым, люди,/Богу с верою согласно воззовем:/“Полон славы дом Твой!” Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Слава, и ныне: повторяем то же. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Видеша вси концы земли/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Прокимен, глас 4 Увидели все концы земли/спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь. Пс 97:3 , 1А Таже, Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие от Иоанна, зачало 42 от полу: Евангелие от Иоанна, зачало 42Б Рече Господь: Отче, прослави имя Твое. Прииде же глас с небесе: и прославих, и паки прославлю. Народ же стояй слышав, глаголаху: гром бысть, инии глаголаху: Ангел глагола Ему. Отвеща Иисус, и рече: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради. Ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети. Отвеща Ему народ: мы слышахом от закона, яко Христос пребывает во веки: како Ты глаголеши, вознестися подобает Сыну Человеческому? Кто есть сей Сын Человеческий? Рече же им Иисус: еще мало время свет в вас есть. Ходите, дондеже свет имате, да тма вас не имет. И ходяй во тме не весть, камо идет. Дондеже свет имате, веруйте во свет, да сынове света будете. Сказал Господь: «Отче, прославь имя Твое». Пришел же с неба глас: «И прославил, и снова прославлю!» Народ же, стоявший и слышавший, говорил: «Гром был». Другие говорили: «Ангел говорил Ему». Ответил Иисус и сказал: «Не для Меня был этот глас, но для вас. Ныне – суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И Я, когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». А это Он говорил, давая понять, какою смертью предстояло Ему умереть. Ответил Ему народ: «Мы слышали из Закона, что Христос пребывает вовек; а как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий?» Сказал же им Иисус: «Еще малое время свет с вами есть. Ходите, пока имеете свет, чтобы тьма вас не объяла; а ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока имеете свет, веруйте в свет, чтобы стать вам сынами света!» Ин 12:28–36А

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vozdvizhe...

Поскольку начало Сыну от Отца, посему Отец и более, как виновник и начало» (Вас. В. 3, 56, ср. 165). Притом «удивительно ли, что Отца большим Себя исповедал Тот, Кто есть Слово и стал плотью, когда показался Он умалённым и пред ангелами по славе и пред человеками по виду?» (Вас. В. 6, 32). Смысл этого изречения – Отец Мой более Меня (ср. 4:12; 8:53; 10:29; 1Ин. 4:4 ) здесь, таким образом, тот, что Я у Отца Моего вхожу в ту же славу и по человечеству, какую имел от вечности по божеству (17:5), приемлю честь и славу, равную Богу Отцу. Ибо сравнивать себя с Богом может только Бог; тварь не может сказать: Бог более меня, не может потому, что здесь не может быть никакого сравнения. Говорить, что Отец Мой более Меня, может только Тот, Кто сказал: Я и Отец одно (8:29–30). О сравнительном же величестве Отца Господь упоминает только для указания ученикам, как велика та слава, в которую войдёт Он чрез отшествие от них, и что, следовательно, они должны радоваться сему отшествию, а не смущаться сердцем. Это предречение Господа должно служить к утверждению веры учеников Его в Него: Я сказал вам и пр. Сказал, т. е. о том, что Я отхожу к Отцу Моему, прежде, нежели сбылось то, дабы вы поверили, т. е. предречением о событии убедились в истине его, когда оно сбудется пред вашими глазами (ср. 13:19), убедились и в истинности Моей речи к вам. 30. Ин. 14:30 . Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Ин. 13:33, 16:16, 12:31 ; Лк. 22:53 ; Евр. 7:26 . 31. Ин. 14:31 . Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдём отсюда. Ин. 10:18 ; Мф. 26 п. Уже немного Мне говорить с вами: было уже поздно (13:30), и оставалось лишь несколько часов до того часа, в который Иуда с воинами возьмут Господа в саду Гефсиманском, а ученики оставят Его. – Идёт князь мира сего (ср. прим. к 12:31): Господь видит духовным оком приближение к Себе врага Своего – сатаны с двух сторон, в Иуде со спирою (13:2, 27) и в саду Гефсиманском.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010