Название «рядового» духа, сопутствующего в жизни человеку, пишем с маленькой: ангел-хранитель (по аналогии пишется и название противоположного  духа – бес-искуситель ). Но если в тексте, даже в художественной литературе, есть указание на принадлежность ангела Богу, то его наименование пишется с большой буквы: Ангел Хранитель, Ангел Божий. Родовые названия падших духов пишут с маленькой: демон, бес, дьявол . В отношении них иногда употребляется греческое слово « аггел » в значении « падший ангел », но в русском синодальном переводе присутствует и просто « ангел »: « Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25, 41 ). У ангелов в Писании есть и собственные имена, которые пишутся с большой буквы: Михаил, Гавриил, Рафаил и т.д.  По традиции последние 20 лет с большой буквы пишутся и примыкающие к именам родовые названия: Архангел Гавриил, Архистратиг Михаил. Логос и хаос Интересно, что в художественной литературе имена первого падшего ангела выступают как имена собственные и пишутся с заглавной буквы (н.: Сатана, Денница ), но в русском переводе Священного Писания и церковных текстах эти имена по традиции пишутся со строчной буквы ( сатана, денница, князь мира сего ). Но не стоит путать с эпитетом Князь мира, употребляемым по отношению ко Христу: « Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира » ( Ис.9,6 ). Вот сколько нюансов в употреблении церковных слов приходится учитывать. В завершение снова процитируем специалиста, глубоко неравнодушного к русскому языку – Евгения Водолазкина и его книгу эссе «Дом и остров»: « Язык – логическая структура лишь отчасти. В своем развитии он во многом непредсказуем и хаотичен, а потому, к сожалению (или к счастью?) наше влияние на него довольно ограничено ». И дополним его же словами: « Я все больше убеждаюсь в том, что сознательное отношение к языку предполагает консерватизм. Исторические катаклизмы не должны вести к катаклизмам языковым… Язык зачастую мудрее своих носителей ».

http://azbyka.ru/deti/pishem-cerkovnye-s...

Не ясно ли, что дьявол и бесы – существа реальные, вполне аналогичные каждой индивидуальной особи. Дальше мы видим: Сатана в течение 18 лет мучил несчастную недужную, скорченную женщину 47 . Сатана просил, чтобы сеять апостолов, как пшеницу 48 . Христос видел сатану, спадшего с неба, как молнию 49 . Господь учил, что существует целое царство злых духов, что дьявол, злобный князь сего царства, имеет слуг, своих ангелов; что есть Веельзевул – князь бесовский 50 что дьявол – есть князь мира сего 51 ; что дьявол и ангелы его действуют единодушно, не препятствуя друг другу, а поддерживая друг друга в деятельности ко вреду людей 52 . Объясняя притчу своей о плевелах в поле, Христос сопоставляет дьявола с действительными существами, с реальными предметами, с Самим Собой, с добрыми и злыми людьми; с ангелами, с миром. «Поле есть мир, – говорит Господь: доброе семя – это сыны царствия; а плевелы – сыны лукавого; враг, посеявший их, есть дьявол; жатва есть кончина века, а жнецы – суть ангелы» 53 . «Ко всякому, слушающему слово о царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его (слово Божие) 54 . Возможно ли допустить, чтобы недействительное существо, а какое-то олицетворение зла, идея, был сопоставлен Господом с существами действительными, и чтобы ему усвоялось такое важное и реальное участие в судьбах мира и человека? А как наглядно и очевидно учил Господь наш Иисус Христос о злых духах, когда исцелял бесноватых. Как поразительно при исцелении их открывалось наглядное быть злых духов и их зловредное влияние на людей. Необходимо иметь в виду, что никогда Господь не высказывал мысли, что беснование – болезнь естественная. Везде виновниками беснования Он признает бесов и не только изгоняет их Сам 55 , но и апостолам Своим дает власть изгонять их 56 . И это была не фикция, не отвлеченность, не аллегория, ибо апостолы, возвратившись с проповеди , с радостью говорили Господу: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» 57 . Божественный Спаситель мира признал истинность слов апостольских, дав ученикам своим на приведенные выше слов такое наставление: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Но жизненные трудности в виде гонений за Слово Божье заставляют такого человека отречься от Слова Божьего. Потому что такой человек соблазняется более легкой, но греховной жизнью, и отступает от Слова Божьего. Поэтому люди этого типа не способны воспринять Царства Божьего и Слова Божьего всей душой окончательно и бесповоротно. Характеризуя другой тип людей, Спаситель говорит: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» ( Мф.13:22 ). Этими словами Спаситель говорит о тех людях, которые, несмотря на услышанное ими Слово Божье, сильно обременены заботами века сего и обольщены богатством. И поэтому для таких людей Слово Божье бесплодно. Мы знаем, что князь мира сего – это лукавый дух. «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). «Уже немного Мне говорить с вами; ибо вдет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). Поэтому заботами века сего обозначены заботы, связанные с удовольствиями, гордыней, похотью, стяжательством и богатством. То есть, обозначены соблазны, исходящие от лукавого. И конечно люди, поддающиеся этим соблазнам, не способны воспринять ни Царства Божьего, ни Слова Божьего. Характеризуя следующую категорию людей, Спаситель говорит: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» ( Мф.13:23 ). То есть Спаситель говорит о том, что люди, которые отличаются твердым верованием в Бога, способны воспринять Слово Божье. Они уподобляются зернам, посеянным на доброй земле. Потому что они Слово Божье слышат сердцем и разумеют умом, воплощают заветы Божьи в своей жизни, и ведут богоугодный образ жизни. Всем этим они и дают плод Богослужения. Вот таким людям и подобны апостолы Божьи и другие люди, имеющие твердое верование в Бога, и исполняющие добрые богоугодные поступки. Из всего выше сказанного видно, что с приходом Мессии на земле вокруг Него находилось Царство Божье.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Но удивительно доселе: как никто ни в семинариях, ни в академиях наших, ни в богословских книгах не говорит и не говорил о главной причине страданий Христа и христиан?! О чем же именно? Вот задумаемся ныне над этим. Кто первый начал открыто искушать Христа в пустыне, после крещения? – «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, – говорит нам Евангелие, – для искушения от диавола» ( Мф.4:1 ). И «сорок дней Он был искушаем от диавола» ( Лк.4:2 ). Почему неверующие евреи преследовали Христа? – " Почему вы, – спрашивал их Христос, – не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине А как Я истину говорю, то не верите Мне» ( Ин.8:43–45 ). Вот где источник неверия... Вот кто боролся против Христа, – боролся от Вифлеема до Голгофы. И только пред крестным распятием Господь сказал Своим ученикам: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). «Князь мира сего осужден» ( Ин.16:11 ). Князь мира, господствовавший до Христа над миром (ср. Еф.2:2 ), имел державу смертную (ср. Евр.2:14 ). И Христос Господь пришел на землю именно для того, «чтобы разрушить дела диавола», – говорит любимый ученик Христов Иоанн ( 1Ин.3:8 ). Это не я говорю, а Сам Господь и Его апостолы. Вот где причина! И потому я дивился и дивлюсь, что наши церковные историки об этом молчат, как о несуществующем и несущественном, тогда как Слово Божие иначе учит. И это касается самой сущности и цели пришествия Христова, а не чего-либо второстепенного. И Церковь Христова в своем богослужении ясно указывает на «разрушение дел диавола» как на цель Боговоплощения. Вот что она говорит: «Во ад Божественное низшествие Твое, Христе Боже, мертвым жизнь явися: Ты бо врага связал еси державу доле, Благий Ты, Господи, пришел убити ратника», то есть врага неприятеля. «Уязвися льстец враг, Бога видя яко младенца лежаща в яслях худых, и крепкою рукою Божественною убивается, во спасение нас поющих: избавителю Боже, благословен еси» (Канон на повечерии Препдпразднества Рождества Христова, песнь 7-я. – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Стих 29. И ныне рех вам, прежде даже не будет, да, егда будет, веру имете . , Я сказал вам о том, что Я уйду, что опять приду, сказал вам о другом Утешителе, чтобы вы, видя исполнение всего этого, поверили, что Я все знал и все это мог сделать. Утешив учеников таким образом, Иисус Христос опять говорит о печальном, и постоянным напоминанием об этом упражняет их, чтобы они не смущались во время опасностей, так как то, чего ожидают, обыкновенно не так сильно поражает. Стих 30. Ктому не много глаголю с вами: грядет бо сего мира князь … Миром Иисус Христос называет здесь зло, а князем зла — диавола, так как он не может быть князем неба и земли, потому что все разрушил бы и нисповерг бы. Он же называется и князем тьмы, т. е. греха. Итак, Иисус Христос говорит: идет против Меня диавол с лукавыми иудеями, потому что им дана на это власть свыше. Поэтому-то и сказал Иисус Христос к тем, которые брали Его: се есть ваша година и область темная , как повествует Лука (22, 53). Стих 30… И во Мне не имать ничесоже . В других людях причиной смерти служит грех и, так как никто не свободен от греха, то никто не свободен и от смерти; а во Мне диавол не имеет никакой причины для Моей смерти, так как Я безгрешен. Поэтому-то он и будет осужден, как сказано при толковании того места двенадцатой главы Евангелия от Иоанна, где говорится: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон (Ин. 12, 31). Стих 31. Но да разумеет мир, яко люблю Отца … Но Я умираю, чтобы все знали, что Я люблю Отца, так как повинуюсь Его воле; воля же Его такова, чтобы Я умер за спасение людей. Стих 31… И якоже заповеда Мне Отец, тако творю … и чтобы все знали, что умирая Я исполняю заповедь Его… Стих 31… Востаните, идем отсюду . Иисус Христос видел, что ученики сильно испугались и воображали, что их сейчас возьмут и убьют, и часто оборачиваясь во все стороны, не могли быть внимательны к Его словам. Еще больший страх на них наводило самое место, многим известное, а также ночь и слова Его: грядет сего мира князь . Поэтому Он переводит учеников в другое более безопасное место, чтобы, считая себя безопасными, они слушали без страха, так как они должны были выслушать важное учение. Затем опять продолжает речь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2342...

Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда. Утешив учеников вышеизложенною речью, Господь опять говорит о Своей смерти. " Ибо идет, говорит, князь мира сего " , то есть диавол. Что он князь мира сего, это понимай не о твари вообще, но о людях порочных и мудрствующих мирское. Ибо он владычествует не над небом и землею, иначе он все ниспроверг бы и расстроил, но над теми, которые сами предаются ему. Поэтому он называется и князем тьмы, а под тьмой разумей злые дела. А как некоторые могли подумать, что и Христос предается смерти за грехи, то Он прибавил: " и во Мне не имеет ничего " ; Я смерти не повинен, диаволу ничем не должен, но принимаю страдания добровольно, из любви к Отцу. - Часто упоминает о смерти, присоединяя и слова утешения, чтобы сделать ее удобоприемлемою для них. Ибо, слыша, что Он умрет, они узнают и то, что Он добровольно пренебрегает диавола и умирает из любви к Отцу. Итак, если бы страдания были пагубны, а не спасительны, не соизволил бы на это Отец любящий, не принял бы их на Себя Сын любимый. Как же нам понимать, что Он умирает из любви к Отцу? Отец, говорит, любит мир и за него предает Меня на смерть. Я, любя Отца, с Его благоволением и хотением соглашаюсь и доказываю, что люблю Отца тем, что беру на Себя и исполняю заповеданное Им, то есть Его благоволение и определение. Скажите вы, ариане: если бы Сын был раб, ужели бы Он сказал, что Я умираю из любви к Отцу? Раб исполняет волю господина своего не потому, что любит его, но потому, что он раб и боится наказания. А Господь Иисус, так как Он творит волю Божию из любви, не раб, не тварь, но поистине Сын, исполняющий волю Отца. Посему, когда слышишь: " заповедал Мне Отец " , из-за слова: " заповедал " не смотри на Господа, как на подчиненного, но из-за слова: " Отец " признавай Его Сыном единосущным Отцу. " Заповедал " же понимай так: восхотел, сказал, определил, благоволил. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

И все опустошил огнем и мечом, в год от сотворения мира 6748, воплощения же Бога Слова – 1240. Тогда преславный и превеликий великого княжения российского престольный город был разорен рукою христоне-навистных язычников вконец: и пали сильные от меча агарянских людей 72 , одни были перебиты, другие в плен отведены. Прекрасные Божий церкви осквернены и сожжены. Исполнились слова Давида: «Боже, язычники пришли в наследие Твое, осквернили святой храм Твой, трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела праведных Твоих зверям земным; пролили кровь их, словно воду, и не было того, кто похоронил бы их» 73 . О том, что это сбывается в земле Российской, князь Михаил в странствованиях своих слышал, рыдая неутешно о единоверных своих братьях и об опустении земли своей. Также стало ему известно, что оставшимся в городах людям, а их немного уцелело от меча и плена, повелел нечестивый царь безбоязненно жить, обложив их данью. И многие российские князья, бежавшие в далекие страны и в чужие земли, услышав об этом, возвращались в Россию и, поклонившись царю нечестивому, принимали свои княжения и дани ему давали, проживая в разоренных своих городах. Услышал же благочестивый князь Михаил, что многие из князей российских, прельстившись славою мира сего, поклонились идолам, весьма сожалел и возревновал о Господе Боге Своем. И замыслил идти к царю неправедному и лукавнейшему более прежде бывших и дерзновенно перед ним исповедать Христа и кровь свою за Господа пролить. Замыслив это и духом возгоревшись, призвал верного своего советника, боярина Феодора, и рассказал ему о замысле. Он же, будучи благоразумным и верным, похвалил намерение господина своего и обещал ему не отступать от него до кончины, но вместе с ним положить душу свою за Христа. И посовещавшись, утвердились в намерении идти и умереть за исповедание Иисуса Христа. Восстав же, пошли к отцу своему духовному Иоанну, желая ему рассказать о решении своем. И придя к нему, сказал князь: «Хочу, отче, идти к царю, как и все князья российские» Духовник же, услышав это тяжкое слово и глубоко вздохнув, сказал: «Многие туда пошли и души свои погубили, сотворив волю цареву и поклонившись огню и солнцу и прочим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И потом явившийся исчез. (И, кажется, он явился и другой раз князю. Я спрошу у передававшей моей знакомой об этом: для этого я оставлю две строчки свободными, чтобы потом подписать об этом. Спросил; все записано верно. В маленьких мелочах есть различие, но совершенно не важное. – М.В.) Князь вызвал прислугу и спросил ее: – Кто входил к нему в кабинет и как смели пропустить его? Но они удостоверили его, что никого не было во дворце. Усопший явился к князю вторично и сказал тому: – Бог есть; и за все придется давать ответ! И опять исчез. Тогда князь уже понял, что это было действительно явление из иного мира. И тотчас же он разослал приглашение своим сродникам прибыть к нему. Когда они съехались, князь рассказал им все совершившееся и о своей книге. Велел затопить камин и сжег при всех свой труд против веры. Вот все это рассказала в Париже его внучка. Это было приблизительно в 1850 году. 7 сентября 1955 г. Четвертое явление Ниже помещаемую маленькую заметку я слышал только вчера от племянницы усопшей. «Тетя Оля умерла в молодости, тридцати лет. Она была очень религиозна. По смерти о ней много молились. Ее приятельница, человек слабо верующий, стала говорить нам: «Зачем вы все так много молитесь о ней? Неужели так это нужно?» Но скоро она рассказала про свой сон. Является тетя Оля и говорит ей: «Почему ты восстаешь против молитв за нас? Они нам нужны. Очень нужны. Мы нуждаемся в них!» И с того времени и она начала молиться за усопшую». Что это такое? Я получил письмо из Москвы. Автор его, между прочим, пишет: «Недавно я возвращалась с работы (вероятно, в трамвае. – М.В.) и тихонько шептала молитву. И вдруг в груди почувствовала никогда раньше не испытанное ощущение близости с Богом. Оно жило в груди, распирая ее, и я вдруг ощутила заполненность своей жизни, отсутствие страха ко всему. И даже – не интерес, а «интересность» жизни. Так длилось минуту-две. И потом уже ушло незаметно и бесследно. Когда ушло, я подумала: «Какой прекрасной может быть самая серая жизнь при этом условии, если в груди человека живет подобное чувство! " »

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Ин.16:9 .  о грехе, что не веруют в Меня; о гресе убо, яко не веруют в Мя; А не уверовать до того времени в Меня – непростительный грех. Ин.16:10 .  о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене: Только праведный может идти к Богу и быть с Ним; такое значение имеют слова: «и ктому не видите Мене». Если бы Я, как бы так говорит Иисус Христос, не был праведным, то каким образом Я пошел бы к Богу? Каким образом грешник, обольститель, нарушитель закона и противящийся Богу мог бы пойти к праведному, истинному, законодателю, к Богу? Но откуда будет видно, что Иисус Христос пойдет к Богу и будет с Ним? Откуда? Из свидетельства Святого Духа, которое откроется в просвещении учеников и в чудесах во имя Иисуса Христа, как сказано было выше. «И ктому не видите Мене» – разумеется – в теперешнем бесславии и уничижении, потому что ученики увидят Иисуса Христа, но уже не в таком виде, как прежде. Ин.16:11 .  о суде же, что князь мира сего осужден. о суде же, яко князь мира сего осужден бысть. что диавол уже осужден, лишен своего могущества и совершенно не может выносить уже Моего имени, но тотчас бежит. Каким же образом могло бы это случиться с диаволом, если бы Я, говорит Иисус Христос, считал его Своим другом, как говорят злые люди, именно – будто бы Я изгоняю бесов «силой веельзевула, князя бесовского» ( Мф.12:24 ), что Я имею беса и пр.? Вкратце всю речь Иисуса Христа о Духе Святом можно передать так. Когда придет Утешитель, говорит Иисус Христос, то Он обличит злых людей о грехе, так как они грешат, не уверовав доселе, – о правде, так как Я праведен, а не грешен, как они говорят, – о суде, или об осуждении, так как осужден князь бесовский, и, конечно, осужден как враг, а не как друг Мой. Ин.16:12 .  Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: так как вы еще несовершенны, еще не укрепились теми страшными и чудесными знамениями, которые совершатся при крестных страданиях и Воскресении Моем, – еще не облеклись силой свыше ( Лк.24:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В связи с книгой Иеремии следует упомянуть параллель, которая напрашивается сама собой в связи с темой женского плача и плена: «Глас в Раме слышится, плач и рыдание. Рахиль плачущася о чадех своих и не хощет утешитися, яко не суть» (Иерем. 31,14). Ярославна, плачущая о муже, отчасти уподобляется Рахили, плачущей о пленённых чадах Израилевых. Но этот же стих употребляется в Евангелии от Матфея (Мф. 2, 17), когда речь идёт об избиении вифлеемских младенцев, которым могут уподобляться мирные русские люди, погибавшие под саблями половцев. Соответственно, можно с осторожностью считать библейскую Рахиль архетипом, вдохновившим автора «Слова» на описание Ярославны, оплакивающей не только своего мужа Игоря, но и его воинов, и всех русских людей, пострадавших от половцев. Ярославна, плачущая о муже, отчасти уподобляется Рахили, плачущей о пленённых чадах Израилевых Если в случае с Игорем Святославичем можно говорить о двух библейских архетипах, то в некоторых случаях можно найти один библейский архетип. Такова ситуация с архетипом Каина для образов князей Всеслава и Олега Святославича. Всеслав в «Слове» показан как князь-колдун, князь-оборотень : он, чтобы достичь Киева, оборачивается лютым зверем, волком рыскает в ночи. Отметим, сюжет с оборотничеством почерпнут из Повести Временных Лет, но в Слове он приобретает иное измерение: колдовство неразрывно связано с крамолой. По его вине кровавые берега Немиги засеваются костями русских сынов. Князь Всеслав, при всех своих доблестях, становится повинен суду Божию: «Ни хитру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божия не минути» . Наказание для Всеслава приходит уже в этой жизни: он судит суд, рядит города князьям, а сам рыскает по Руси бесприютным изгоем. Крамола-колдовство исключает его из мира людей, подвергает Божественному суду. И здесь нельзя не вспомнить о проклятии Богом братоубийцы Каина: «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. 4, 11–14).

http://pravoslavie.ru/146286.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010