На Мочальном острове прошел покаянный молебен 19 сентября 2005 г. 13:40 17 сентября на Мочальном острове (на р. Волге, напротив Нижнего Новгорода) прошел покаянный молебен. Молебен совершил благочинный Борского округа иерей Алексий Парфенов. Недавно на дачном участке, расположенном на о. Мочальном, был найден старинный крест. В 1918 году на Мочальном острове были расстреляны нижегородские священники, в числе которых епископ Лаврентий (Князев) и протоиерей Алексий Порфирьев, причисленные в 2000 году к лику святых. Сайт Нижегородской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40631.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Лаврентий (Князев) епископ 1918   Епископ Лаврентий. Нижний Новгород Архимандрит Лаврентий. Начало 1917 Преподаватель Духовной Семинарии. Симферополь. 9.12.1904 Студент Духовной Академии. Санкт-Петербург. 1898-1902 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/person_page/phot...

Конечно, слава крестная проявится для взявших крест тогда, когда, по воскресении из мертвых, они «воссияют, как солнце в Царстве Отца» ( Мф.13:43 ). Слава эта имеет бесчисленные проявления и в этой жизни. В этом получает свое исполнение знаменательное обетование Христово, заключающее Его речь о необходимости для каждого верного взятия и несения своего креста ( Мк.8:33–38 ). «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк.9:1 ). К этой славе надо относить, прежде всего, всякое благодатное воздействие, подаваемое нам в ответ на наши усилия ежедневного несения нашего креста, дарующее нам свободу от наших греховных страстей. Сюда относится также всякое претворение в радость наших горестей и печалей. Сюда входят, наконец, все чудеса и, в частности, чудо благодатного приобщения Господом праведников к своему искупительному крестному подвигу. Не надо никогда уподобляться друзьям Иова и измерять тяжесть креста того или другого человека тяжестью совершенных им грехов. Свящ. Писание и опыт Церкви показывают нам, какие тяжкие страдания посылались иногда истинным праведникам. Но часто эти страдания посылались им не ради их самих, а ради других. Подобно крестным страданиям Господа, такие страдания приводили к очищению от греха других людей или к облегчению выпавших на их долю скорбей. Эта истина открылась некогда ветхозаветному пророку, нарисовавшему нам образ Раба Господня, мучимого за грехи, совершенные другими, ради их искупления ( Ис.53 ). Она была хорошо известна и ап. Павлу, что видно из слов его к Коринфянам, написанных среди непрестанно претерпеваемых им скорбей и преследовании: «мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор.4:11–12 ). Эта истина сохраняет свою силу на все времена. Она может быть и для нас источником утешения, надежды и силы. Аминь. Читать далее Источник: Князев А. Что такое крест?//Вестник РСХД. 1957. 44. С. 6-11.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

§3. В чем заключается критерий различия между пророками и лжепророками? Каким образом можно отличать лжепророков от пророков? Можно ли найти критерий, который позволил бы установить это различие? Вопрос этот так же сложен, как и вопрос о причастности Бога к деятельности ложных пророков. Иногда лжепророки представляются в текстах, как предвещатели благополучия, тогда как истинные пророки всегда предостерегают народ или царей о грозящих им опасностях. Это вытекает, например, из рассказа 3Цар.22 о борьбе Михея, сына Иемвлаева, с лжепророком Седекией (ср. Мих.3:11 и Иер.23:17, 28:2 и сл.). Но в Мих.3:5 Ягве угрожает своею карою пророкам, «вводящим в заблуждение народ Его», «которые грызут зубами своими и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну». В Иер.23:13 лжепророки обвиняются в призывании имени Ваала, но не в возвещении о наступлении мира и благополучия. Иеремия же в 28:9 уточняет: «Если какой пророк предсказывал мир, то только тогда он признаваем был за пророка, которого истинно послал Ягве, когда сбывалось слово того пророка», Иезекииль же в 13:5 обвиняет лжепророков в отсутствии жертвенности и твердости в борьбе с разложением в народе: «в проломы вы не входите и не ограждайте стеною дома Израилева, чтобы крепко стоять в сражении в день Ягве». Такого же рода обвинения можно найти тоже в Иез.3:17–21, 33:2–9 , Иер.23:22 . Из этого может следовать, что лжепророками являются те небиим, которые не зовут народ к покаянию и не борются с нравственным и религиозным упадком. К этому можно прибавить, что, по Втор.13:2–6 , эти небиим могут увести народ к служению чужим богам, а в Втор.18 утверждается, что они говорят по дерзости своей (ст. 22) или именем богов иных (ст. 20). §4. Выводы Все вышеизложенные свидетельства о лжепророках позволяют заключить, что лжепрофетизм в Израиле, будучи явлением широко распространенным, есть в то же время явление очень сложное. Какова причина этой сложности? Несомненно, эта сложность объясняется человеческой греховностью во всем многообразии ее проявлений; а греховность же человеческая способна сосуществовать с подлинным призванием и уклонять его к недолжным путям. И, потому, естественно, что пророки могли добросовестно а, иногда, и злостно ошибаться в отношении и своего служения, и своего призвания, они могли заблуждаться относительно положения Израиля перед Богом и судеб его в качестве народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

а когда насытились, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня» (13:5–6). Поэтому Ягве снова уведет в пустыню, чтобы говорить к его сердцу: «Посему вот, Я увлеку ее, приведя ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее... И она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской» (2:14–15). И также: «Я Ягве Бог твой от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах, как во дни праздника» (12:9). Постоянное обращение к дальнему прошлому, когда совершалось призвание Израиля, а также дающие себя чувствовать в его проповеди отзвуки заповедей Десятословия показывают, насколько он напитан преданием о пребывании Израиля в пустыне. Пустыня в его глазах может быть не только местом встречи с Богом, но тоже местом испытания и наказания: «Я разоблачу ее донага и выставлю ее, как в день рождения ее, сделаю ее пустыней, обращу ее в землю пустую и уморю ее 27 » (2:3) Пустыня есть также место воссоединения народа со своим Богом: «Поэтому вот, я увлеку ее, приведу ее в пустыню и буду говорить к сердцу ее» ... «И будет в тот день, говорит Ягве, ты будешь Меня звать: «муж мой», и не будешь более звать Меня: «Господин мой». Таким образом, тема пустыни служит Осии как свидетельствование об очистительном значении страданий. б) Тема брака: Осия называет Ягве, Бога Израилева, отцом Израиля, когда речь идет о прошлом избранного народа (11:1 и след. ср. 1:8–10), и супругом Израиля, когда речь идет о настоящем и о будущем. Тема эта будет воспринята всем последующим пророческим преданием ( Иез.16 , Ис.50:1–3, 54:1–6 ). Она вносит момент любви в богословие Завета-Берита и представляет Берит как общее дело, совместно творимое Богом и Его народом. Как уже было подчеркнуто, она тесно связана с собственным жизненным опытом Осии, которому, через посредство его несчастливого брака, Бог открыл тайну своей всепрощающей и спасающей любви. в) Тема суда: Орудием суда, также как у Амоса, будет, согласно предсказанию Осии, наступающая ассирийская мощь. В прошлом врагами Израиля были Филистимляне и Сирия. Начиная с середины 8-го века и на протяжении целого столетия (734–612), главная опасность будет надвигаться со стороны Ассирии: Осия рисует ассирийскую опасность в образе ветра, поднимающегося с востока:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

(Быт 11:24–26).   Каждый народ, говорит нам профессор Князев, возникает в результате естественных процессов, постепенно формируясь под воздействием различных факторов: наследственности, окружающей среды, культурной традиции и т. д. Израиль же зародился как религиозное движение. Он имел вождей, которых единая вера побудила объединиться, и уже из этого религиозного единства прорастало единство национальное. Авраам был первым основателем, если хотите, родоначальником этого движения. Как глава патриархов, он носит условное наименование пророка. ЛЕКЦИЯ 8 Авраам и его потомство Важно правильно определить место Авраама в истории Божественного домостроительства. До него понятие «патриарх» означало «начальник рода», «начальник эпохи». Мы называем этих патриархов допотопными патриархами. После Ноя Господь благословляет его потомков в лице его сыновей Сима, Хама и Иафета, от которых населилась вся земля. Мы уже говорили о трех основных расах: семитах, хамитах и иафетитах и о тех регионах, где жили эти люди. В Библии есть ряд имен, которые показывают развитие человека и его расселение после Всемирного потопа. Много имен отсюда знать не надо, но для себя надо уяснить некую красную нить, которая тянется от Адама до Авраама. Именно ради этого бытописатель и приводит нам родословие Сима. Когда Ной благословлял своих сынов, он сказал такие слова: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9:26–27). Ной, дав благословение своим сыновьям, предрек судьбу будущих поколений, которые исходят от них. Библия перечисляет затем сынов Иафета, Сима и Ханаана (сына Хама, внука Ноя). «Были дети и у Сима, отца всех сынов Еверовых, старшего брата Иафетова» (Быт 10:21). Здесь упоминается имя Евера. Это был потомок Сима, который родился спустя несколько, может быть, даже столетий. «Вот родословие Сима: Сим был ста лет и родил Арфаксада» (Быт 11:10), Арфаксад затем родил Каинана, а затем Салу; у Салы родился Евер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

В 1 Цар 7,10-11 мы читаем: «Господь возгремел в тот день сильным громом над филистимлянами и навел на них ужас, и они были поражены пред Израилем. И выступили израильтяне из Массифы и преследовали филистимлян и поражали их до места под Вефхором». Толковники расходятся в объяснении этих строк. Большинство полагает, что в момент битвы разразилась гроза, которая привела филистимлян в замешательство (см. А. П. Лопухин. Библейская история, т. 2, с.45). Но для боговдохновенного автора важно было прежде всего подчеркнуть, что победа была дарована свыше. Самуилу удалось закрепить результаты победы. Часть городов, захваченных филистимлянами, были возвращены Израилю. Ханаанское население действовало заодно с израильтянами. Но, как пишет прот. А. Князев, «главное значение Самуила в том, что он явился последним собирателем воедино Израильского народа. Он даже указал на его политический путь: он оставил своих сыновей начальниками в Вефиле и в Вирсавии; появилась некая светская власть, а рядом с ней — пророческое служение в лице Самуила, который как бы контролировал светскую власть». Не случайно бл. Августин считал, что эпоха пророков началась «с тех пор, как начал пророчествовать святой Самуил» (О Граде Божием, 17,1). 5. Основание монархии. Саул (8,1 — 13,7). В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к монархической власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой — идеалом остается свободный союз колен, построенный на теократии, то есть на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует. История воцарения Саула, как она описана в Св. Писании, отражает обе концепции. Два предания о начале монархии соединены в одно целое. Древнейший рассказ (9,1-10,16; 11) изображает события следующим образом: некий израильтянин знатного рода по имени Саул, «молодой и красивый», отправляется на поиски пропавших ослиц. За помощью он обращается к «человеку Божиему», «прозорливцу» Самуилу. Бог же повелевает пророку помазать Саула, которого пророк ранее не знал, священным елеем в знак того, что он призывается быть «правителем» наследия Господня (см. ниже примечание). После этого неожиданного помазания Саул встречает Сынов Пророческих, и Дух Господень сходит на него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

«В тот день Я восстановлю хижину Давидову расшатанную, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь (Ягве), который сотворит все это. Вот, наступят дни, говорит Ягве, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ мой, Израиля, И застроят опустошенные города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на землю их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Ягве Бог твой (9:11–15). Эти образы, рисующие мессианскую эпоху как эпоху мира, спокойствия, благоденствия и обилия всякого урожая, станут традиционными в пророчествах, проникающих в тайны мессианского будущего народа Божия. К этому прибавим, что мессианские чаяния Амоса тесно связаны с надеждою об утверждении и прославлении Давидовой династии. Они обоснованы на пророчестве Нафана Давиду, приведенном, как это было уже отмечено, во 2Сам.7 , положившем в пророческом богословии начало особому течению, которое получило наименование царского мессианизма. Пророк Амос, поскольку 9:11–15 может быть приписываемо его авторству, является одним из первых представителей этого течения. 6. Актуальность Амоса Как уже было указано, пророк Амос во многом является инициатором или предначинателем. Он ввел в пророческое богословие целый ряд тем, которые другими пророками были развиты и были восприняты всей дальнейшей библейской письменностью: таковы темы о «малом остатке», о «дне Господнем» или даже темы, которые были менее замечены толкователями, как, например, тема «девы Израилевой» (5:2) 26 . В своих пророчествах о народах пророк Амос является предшественником тех пророков-писателей, которые повествуют о грандиозных видениях, в которых открывались человеческому разумению тайны о власти Ягве над течением истории и над судьбами великих империй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

«И будет в тот день, говорит Ягве Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня, и обращу праздники ваши в сетованье, и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу плач, как о единственном сыне и до конца это будет – как горький день» (8:9–10). При этом одним из привходящих моментов суда явятся некие таинственные голод и жажда по слову Божию, как это говорит пророчество Амоса, поставленное в его книге в продолжение вышеприведенных слов о дне Ягве: «Вот наступают дни, говорит Ягве Бог, когда я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышанья слов Ягве. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Ягве и не найдут его. (8:11–12). Но затем пророк опять подчеркивает космический и эсхатологический характер суда: «В тот день истаивать будут от жажды красивые девы и юноши Которые клянутся грехом Самарийским и говорят: «Жив бог твой Дан и жив путь в Вирсавию» – они падут и уже не встанут. (8.13–14). Таким образом, у Амоса, как это часто наблюдается у пророков, планы исторический и эсхатологический постоянно смешиваются. Пророки последующих поколений будут все больше и больше прибегать к образам, подчеркивающим космические масштабы дня Господня – дня Ягве. 4) Остаток: Катастрофа дня Ягве не представляется, однако, как последнее и окончательное проявление силы Божией в отношении Израильского народа и всего мира. Амос показывает, что все к этой катастрофе не сведется и, первый из пророков, он выставляет тему об остатке, хотя сам этого термина не употребляет: не весь Израиль будет истреблен, будет спасен некий его остаток: «Вот, очи Ягве на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Ягве». (9:8) С этим остатком последующие пророки будут связывать светлые надежды: остаток обеспечит мессианское будущее. Книга Амоса, возвещая о спасении остатка, тоже раскрывается в конце на радостные мессианские перспективы. Династия Давида, расшатанная на своем престоле по причине разделения царств, будет укреплена, враги Божии потерпят поражение, и потом откроется мессианская эра, ознаменованная чудесным плодородием земли, благополучием и миром:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Итак, если в плену Израиль обращается к прошлому, то это для того, чтобы его осудить и поставить себе в качестве идеала эпоху своего призвания. Вот, что о ней говорит тот же пророк Иезекииль, употребляя при этом поэтические образы, заимствованные у пророка Осии: «...и проходил я мимо тебя и увидел тебя, и вот это было время твое, время любви, и простер я воскрилия (риз) моих на тебя и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь (Ягве) Бог и ты стала моею» ( Иез.16:8 ). Новое религиозное откровение В отличие от Нового Завета, где все откровение было подано Церкви единым актом в таинстве Сошествия Св. Духа в Пятидесятницу, ветхозаветное откровение подавалось избранному народу многочастно и многообразно ( Евр.1:1 ), возрастая в мере, в соответствии духовному росту Израиля, которого Сам Бог воспитывал через его историю, делая тем самым эту историю священной. Эпохи кризисов в истории Израиля всегда были ознаменованы, как эпохи дарования ему новых откровений. Это же самое надо сказать и об эпохе плена: во время плена израильская религия значительно переросла ту меру откровения, которая была присуща до него. Прежде всего Израиль действительно понял всю несовместимость с его верой какого бы то ни было синкретизма. Вера в Ягве, как единого Бога всегда была основным догматом религии Израиля. Но прежде мало обращалось внимания на полную невозможность при исповедании этого догмата, поклонения каким бы то ни было другим богам. В плену же была осознана неизбежность радикального отвержения идолопоклонства. Поэтому уже названный выше Второисаия, первый по времени богослов в ветхозаветном Израиле, провозглашает монотеизм не в порядке обличительной проповеди , но утверждает его ex professo и приводит доводы от разума против поклонения языческим богам ( Ис.41:1, 44:1, 46 и т.д.). Наряду с осознанием абсолютности их монотеистической веры религиозные вожди Израиля по-новому прочувствовали также трансцендентность, праведность и особенно святость Божию. С одной стороны Иезекииль, описывая будущий храм, тщательно приводит все подробности в его устройстве, имеющие целью оградить неприступность святости Божией ( Иез.40:44 ). С другой же стороны в святости Божией он видит залог будущего восстановления Израиля. «Посему скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: не для вас Я соделаю это, дом Израилев, а ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов, куда пришли. И освящу великое имя Мое, бесславное у народов, среди которых вы обесславили его, и узнают народы, что я – Господь (Ягве), говорит Господь Бог , когда явлю на вас святость Мою перед глазами их. И возьму вас из народов и соберу вас из всех стран и приведу вас в землю вашу» ( Иез.36:22–24 ). Таким образом для Иезекииля святость Божия оказывается основным даром, дарованным Богом своему народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010