Теперь следует остановиться на писательских трудах митрополита Афанасия. Самым первым известным нам произведением, вышедшим из-под его пера, является Житие преподобного Даниила Переяславского. В. Ключевский дает такую характеристику ему: «К самым обширным и лучшим биографиям Макарьевского времени принадлежит Житие Даниила Переяславского, преставившегося 7 апреля 1540 года» 578 . С. Смирнов относит благословение митрополита Макария и повеление царя о написании Жития ко времени между 7 апреля 1553 г. и 7 апреля 1554 года 579 . Сам автор говорит следующее по этому поводу: «Многажды же в повестех глаголанно бе о сем старце и у самого самодержца благочестиваго и Великаго князя Иваня Васильевича, внука же Великаго князя Ивана Васильевичя стараго, такоже и у Пресвященнейшаго митрополита Макария, воспоминаемо бяше житие его, и писати намо повелеваху» 580 . Царское и митрополичье единодушие в этом вопросе вполне понятно. Для Иоанна Грозного преподобный – крестный отец; для святителя – духовный друг и постриженник того же монастыря преподобного – Пафнутия Боровского: «Бяху бо архиепископ Макарий [Новгородский, будущий митрополит – а. М.] з Данилом единыя обители пострижение имущи. Архиепископ же духовную любовь имяше к старцу и потребная монастырю посылаше» 581 . На последние годы жизни святителя, т. е. когда будущий митрополит Афанасий подвизался иноком в Чудовом монастыре, приходится его труд по составлению и редактированию Книги Степенной царского родословия. Исследователь этого памятника П. Васенко говорит о времени его составления: «Есть данные для предположения, что временем составления Степенной были 1560–1563 гг. Во всяком случае можно утверждать, что окончательная обработка Степенной относится к марту-декабрю 1563 года» 584 . Современная точка зрения – к 1560 г. Степенная книга была составлена, но потом до марта 1563 г. были внесены некоторые дополнения 585 . Чудовский инок под мудрым руководством святителя Макария явился преемником и продолжателем трудов первого русского историка, киево-печерского подвижника преподобного Нестора летописца.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Екатерины о народе»: святая со свитком в руке в молении Спасителю, за фигурой великомученицы - палач, вынимающий меч из ножен; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения, воспроизводящие, как считается, стены монастыря вмц. Екатерины на Синае или города Александрии, где святая пострадала. По предположению Меняйло, на формирование этой иконографии оказало влияние почитание Е. как заступницы «при исходе души»: согласно тексту Жития, перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Лит. основой этого сюжета послужил текст Жития, известный на Руси по сборнику Миней Четьих, составленному митр. Макарием в сер. XVI в. По мнению Меняйло, это подтверждается рядом фактов: на иконах, представляющих Е. в молении, нередко воспроизводился схожий по смыслу текст; вел. кн. Василий III перед кончиной велел принести образ Е., что, по описанию «Книги степенной царского родословия», может быть истолковано как моление об отпущении грехов (ПСРЛ. М., 2000. Т. 6. С. 273). В ц. во имя вмц. Екатерины, существовавшей в великокняжеском дворце в Кремле, вел. княгини и царицы получали разрешительную молитву после родов и причащались во время постов. На формирование этой иконографии также повлияли иконы «Моление Богоматери о народе» московского извода. Житие вмц. Екатерины. Створки складня-кузова. Посл. треть XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожскм кладбище, Москва Житие вмц. Екатерины. Створки складня-кузова. Посл. треть XVII в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожскм кладбище, Москва Варианты композиции «Моление вмц. Екатерины перед Спасителем» встречаются в шитье и в иконописи (в XVI в. преимущественно в памятниках Вел. Новгорода и Пскова); среди наиболее ранних: «Усекновение главы вмц. Екатерины, с житием» (30-40-е гг. XVI в., Вел. Новгород, собрание М. А. Елизаветина); шитая пелена с клеймами жития из Хутынского мон-ря (1-я треть XVI в., НГОМЗ); икона 1-й четв. XVI в. (Москва, ГТГ - Антонова, Мнева. Кат. 411); икона 1-й пол.- сер.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Почитание М. Я. началось уже вскоре после его мученической кончины. Подтверждением раннего его почитания является то, что первоначально князь на миниатюре рукописи Хроники Георгия Амартола (кон. XIII - 1-я пол. XIV в.) был изображен с нимбом ( Быкова Г. З. Реставрация памятника и исследование двух выходных миниатюр Хроники Георгия Амартола//ГСУ, ЦВСП. 1989. София, 1991. Т. 83(3). С. 259-260). Древнейшая из сохранившихся Пространная нелетописная редакция Жития М. Я. наиболее полно отразила первоначальный вариант - нелетописное Житие, которое затем попало в Свод Арсения Тверского 1409 г. и впосл. включалось в сборники и более поздние летописи. Пространная редакция была написана духовником М. Я. игуменом тверского Отроча мон-ря Александром. Идея жертвы «за други своя», проводимая его автором, объединяет оба аспекта подвига М. Я.: мученичество в христ. понимании и жертву во имя спасения сограждан. Как показано Кучкиным, Житие было составлено в кон. 1319 - нач. 1320 г., скорее всего оно читалось уже в тверском великокняжеском своде 1327 г. Довольно ранний вариант его частично отразился в Никоновской летописи, Житие включал Свод Арсения Тверского 1409 г.; этот вариант, подвергшись редактуре, отразился в Софийской I летописи старшего извода. В сокращенном виде памятник сохранился в составе Рогожского летописца и близких к нему сводов (см. Летописание ). В разного рода переработках повествование встречается во многих летописях XV-XVI вв. Ок. сер. XVI в. Житие вошло в ВМЧ свт. Макария, а затем в значительной стилистической и идеологической обработке было включено в «Книгу степенную» царского родословия (кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.). Всего насчитывается 4 нелетописные редакции Жития и 8 летописных. Повесть об убиении блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. Фрагмент Минеи на нояб. 1629 г. Писец Герман Тулупов (РГБ. Ф. 304.1. 671. Л. 111) Повесть об убиении блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского. Фрагмент Минеи на нояб. 1629 г. Писец Герман Тулупов (РГБ. Ф. 304.1. 671. Л. 111) Две редакции Жития были оформлены в кон. 50-х гг. XVII в. Проложное Житие впервые напечатано под 22 нояб. в Прологе московской печати 1661 г., для которого было создано на основе Степенной книги. В XVIII в. архим. Макарий (Петрович) написал Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. (М., 1798).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462?, c. Елохово под Москвой? - 2.08.1557?, Москва), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Источники Наиболее ранним источником, сообщающим о В. Б., является «Книга степенная царского родословия» (1-я редакция создана ок. 1563). Сведения из нее были заимствованы в житие В. Б., известное в 3 разновидностях: полной, сокращенной и особого состава (последняя является компиляцией первых 2 редакций, дополненной описанием прижизненных чудес святого). Все 3 редакции жития с дополнениями о В. Б. изданы прот. И. И. Кузнецовым. Св. Василий Блаженный в молении к Богоматери с Младенцем. Икона. Кон. XVI в. (СИХМ) Св. Василий Блаженный в молении к Богоматери с Младенцем. Икона. Кон. XVI в. (СИХМ) Древнейший список полного жития сохранился в составе августовской Четьи Минеи (ГИМ. Чуд. 317. Л. 60-99, кон. XVI в.; озаглавлен «В той же день авг.- К. Е.] житие вкратце и слово похвальное святому и праведному Христа ради оуродивому, богоблаженному Василию, досточудному новому чудотворцу Московскому»). За житием следуют похвальное слово, чудеса (24) и 2 сказания - о видении, бывшем В. Б. в 1521 г. перед нашествием на Москву крымского хана Махмет-Гирея, и о предсказании святым пожара в Москве 21 июня 1547 г. (оба заимствованы из Степенной книги). Полное житие В. Б. было составлено по распоряжению св. Патриарха Иова , по-видимому, вскоре после канонизации В. Б., не ранее 1589 г. Пространный текст жития содержит краткое и неточное жизнеописание, выдержанное в стиле «плетения словес». Сокращенное житие известно в 3 списках, из к-рых самый ранний опубликован в Прологе (М., 1660). В этом варианте изменена хронология жизни святого, текст полного жития сокращен и отредактирован. Данная редакция возникла, по-видимому, ок. 1646 г., поскольку в Святцах (М., 1646) опубликованы текстуально сходные с ней отрывки.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Дореволюционные историки о Сретенском монастыре Московский Сретенский монастырь, основанный в память встречи в Москве чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году, упоминался в летописях, в основном, по случаю крестных ходов из Успенского собора Кремля. Изучение же его истории начинается с XVI века – с митрополита Макария и его помощников, составителей уникального свода древнерусской литературы, известного как Макарьевские Четьи Минеи, и «Степенной книги царского родословия». Известные с XV века в многочисленных списках повести о чудесном спасении Москвы, по оценке Василия Петровича Гребенюка, восходят к 11 различным редакциям. Автор «Сказания об иконе Владимирской Богоматери» (XVI в.) не просто заново составил текст, а логически выстроил торжественное изложение сказания в духе идеи «Москва – третий Рим» . Пресвятая Богородица повелела изобразить себя евангелисту Луке, чтобы икону по Божией воле перенесли в Византию, потом в Киев, потом во Владимир и наконец в Москву. Сказание разбито на куски, помещенные под титлами. Титло 13 повествует «о поставлении церкви и монастыря, идеже сретоша чюдотворный образ Богоматери»: «И совещавше совет благ самодержец с первосвятителем и вси людие, да не останет без праздника предивное сие чюдо Богоматери, и вскоре повелеша церковь поставити на месте, идеже ту чюдесную Богородичьную икону сретоша, во имя Пречистыя Богородицы честнаго Стретения чюдотворнаго Тоя образа на воспоминание великаго благодеяния Божия и Того Пренепорочьныя Матери, да не забудут людие дел Божиих. И ту церковь свящал сам митрополит, и устроиша монастырь и в нем игумена и братию и уставиша праздновати месяца августа 26-й день» . Историка отличает от перечислителя фактов наличие концепции. Сретенская обитель, по утверждению составителя сказания, поставлена для вечного вознесения москвичами молитвы к Пречистой Богоматери: «Ты, о Владычице Богородице, днесь нас недостойных сподобила видети сий святый Твой образ и поклонитися ему, упование непостыдно имущее, яко благоволила еси древле преже преити от Палестины, и от Визаньтия, и от Киева, и от Владимира, ныне же зде с нами, смиренными, во веки буди, милуя и спасая нас» .

http://pravoslavie.ru/31362.html

О браке святого князя Александра Невского с полоцкой княжной действительно сообщают древнерусские лето­писи под 1239 г. (75), но ни в одном из источников нет упоминаний о пере­несении в Торопец чудотворного образа. Вместе с тем, существует предпо­ложение о том, что специально к свадьбе Александра и Параскевы (Александры) была написана другая богородичная икона. Ее заказал в 1239 (!) г. отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всево­лодович. Поскольку в крещении он носил имя Феодора, то и икона стала называться «Богоматерью Феодоровской» (76). Ничего не говорится о перене­сении из Полоцка «Богоматери Корсунской» и в «Степенной книге царского родословия», составленной в 1560-1563 гг. московским митрополитом Афанасием, — несмотря на то, что о браке Александра Невского там упоми­нается дважды (77). Не обошла вниманием «Степенная книга» и сам образ «Богоматери Эфесской». Там подробно рассказывается о перенесении ее из Византии в Полоцк, но также ничего не сообщается о пребывании ее в XVI столетии в Торопце. Не упоминается икона и в писцовых книгах Торопца 1540 г., где описаны семнадцать храмов города, и среди них нет ни одно­го, посвященного образу «Богоматери Одигитрии» (78). При сравнении рукописного текста с летописями и «Степенной книгой» (79), становится очевидным факт обращения его автора к этим источникам. Иногда они дословно цитируются, но всегда при этом дополняются новыми, неизвестными им сведениями об иконе. Поэтому рассказ о перенесении «Богоматери Эфесской» в Торопец в 1239 г. следует признать поздней интерполяцией текста «Степенной книги» XVI в., внесенной автором «Сказания» в свою рукопись (80). Столь раннее появление иконы в Торопце не подтверждает и история этого города, полностью уничтоженного в XVI в.: сначала в 1337 г. пожаром и наводнением (81), а затем в 1362 г. войсками литовского князя Ольгерда (82), — бедствиями, не оставляющими надежд на сохранение его древностей. Скорее всего, «Богоматерь Эфесская» оказалась в Торопце уже во второй половине XVI столетия.

http://pravicon.com/info-606

В 1539 г., перед кончиной, прп. Даниил оставил настоятельство в обители. 17 июня того же года новым настоятелем стал его ученик Иларион (1539-1543). Др. ученик прп. Даниила, прп. Герасим Болдинский, прославился подвижнической деятельностью за пределами обители, а также основанием новых монастырей. Среди других настоятелей (1589-1609/10) был и Иона (Архангельский) , который в 1613 г. был поставлен в митрополита Сарского и Подонского. В сер. XVI в. большую роль в церковной и культурной жизни страны сыграл ученик прп. Даниила - чудовский книжник и царский духовник Андрей, впосл. Афанасий , митр. Московский и всея Руси. Он был автором и редактором «Книги Степенной» царского родословия и Жития прп. Даниила. Списки этих произведений находились в монастырской б-ке. Большое внимание обители уделяли цари Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович и шурин последнего Борис Феодорович Годунов . В этот период времени П.-З. Д. м. сформировал свой основной земельный фонд. В 1-й пол. XVII в. власти П.-З. Д. м. занимались восстановлением пострадавшего во время Смуты (особенно в 1608, 1611 и 1618) монастырского хозяйства. По данным 1646 г., за обителью числилось 335 дворов и 792 крестьянина. Из-за действий отряда пана Я. П. Сапеги были утрачены многие подлинные грамоты монастырского архива. В дек. 1652 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) митр. Ростовский Иона (Сысоевич) освидетельствовал обнаруженные в обители мощи прп. Даниила. В 1653 г. Даниил был канонизирован. Благодаря этому возросло значение П.-З. Д. м., из него в 60-х гг. XVII в. в московский Чудов мон-рь были переведены его игум. Никита (1659-1664) и келарь Савва. Место первого из них после краткого настоятельства Германа (1664-1665) и Авраамия (1667-1668) в обители занял раскаявшийся старообрядец Иоанн Неронов, в монашестве Григорий (1667-1669). Он был похоронен справа от главного входа в Троицкий собор. 2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в.- новый этап развития обители, связанный с княжеским родом Барятинских.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

В 1959 г. монастырь был передан в ведение Министерства культуры и получил статус памятника архитектуры. Коммунальные квартиры и заводы были выселены с территории монастыря, но была открыта репетиционная площадка танцевального ансамбля и расположился филиал Государственного литературного музея и т. д. С 1991 г. отдельные строения монастыря начали возвращать Церкви. В настоятельском корпусе разместился Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, Российский Православный институт святого апостола Иоанна Богослова. Монастырь вновь стал духовно-просветительным центром Русской Православной Церкви. В 1993 г. ему был присвоен статус Патриаршего подворья. В 2009 г. было принято решение об открытии этой обители со статусом ставропигиальной для возобновления в ней монашеской жизни. 30 апреля 2013 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар монастырю крест с частицей Креста Господня. С 2016 г. на территории монастыря ведутся масштабные ремонтно-реставрационные работы, которые начались с археологических раскопок, буквально сразу обнаруживших исключительно ценный комплекс надгробий начала XVI века и другие находки, открывающие новые страницы в истории Москвы. Высоко-Петровский монастырь был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всей Руси. Святитель перенёс митрополичью кафедру в Москву, после чего город стал возвышаться как церковный и государственный центр Руси. По монастырскому преданию, которое опирается на рассказ из " Книги степенной царского родословия " , обитель была основана великим князем Иоанном Калитой, сыном преподобного князя Даниила Московского. В 1316 году проезжавший по берегу реки Неглинной царь Иоанн увидел высокую гору, покрытую снегом. На глазах его снег растаял, а потом исчезла и сама гора. Рассказав об этом митрополиту Петру, он получил следующее толкование: " Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни " . В память о чудесном видении князь Иоанн повелел построить на этом месте храм в честь св. Петра и Павла, вокруг которого вскоре вырос монастырь с тем же посвящением. Среди строителей и благодетелей монастыря: князь Иоанн Калита и Димитрий Донской, великий князь Василий III, царь Алексей Михайлович Романов, император Пётр I, представители княжеского рода Нарышкиных.

http://sobory.ru/article/?object=03404

с.» обусловлена отсутствием аналогов ей среди рус. и южнослав. памятников (отдаленное типологическое сходство наблюдается лишь с соч. XIV в. Сербского архиеп. Даниила II «Жития королей и архиепископов сербских»; с этим памятником составитель «К. с.», судя по всему, не был знаком). По всей видимости, на группировку материала в «К. с.» оказал влияние ряд разножанровых произведений: памятники княжеской агиографии (разделение текста «К. с.» на жизнеописания рус. князей), Воскресенская летопись и Русский Хронограф (членение текста на главы), Кормчая книга (разбивка текста на титла, а также указание на грани), родословные книги, «Сказание о князьях Владимирских» (генеалогический принцип организации материала) и т. д. На представление рус. истории в виде лестницы, состоящей из ступеней (степеней) - периодов правления русских государей,- оказал влияние образ лестницы, содержащийся в ряде памятников средневек. книжности (напр., в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника ). Создание «К. с.» датируется рубежом 50-х и 60-х гг. XVI в., хотя замысел и, вероятно, подготовительные работы могли относиться к более раннему времени (по-видимому, к сер. 50-х гг.), и соответственно хронологически «К. с.» вплотную примыкает к прочим крупным памятникам эпохи митр. Московского св. Макария (1542-1563) - к Великим Минеям-Четьим (Успенскому и Царскому комплектам) и «Летописцу начала царства». Представленная в научной лит-ре т. зр. о создании «К. с.» во 2-й пол. 60-x гг. XVI в. ( Богатырёв. 2012) требует дополнительных аргументов. Как отмечено в 1-й гл. 1-й степени, «К. с.» писалась «благословением и повелением» свт. Макария. Древнейшая редакция «К. с.» представлена 3 списками 50-60-х гг. XVI в., написанными, по-видимому, в московском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре : дошедшим во фрагментах Волковским списком (РГАДА. Ф. 181. 185) и полными Томским и Чудовским (ТОКМ. 7903/2; ГИМ. Чуд. 56/358). Несмотря на то что вопрос о характере взаимоотношений этих списков требует дальнейшего изучения, очевидно, что они отразили процесс оформления текста памятника.

http://pravenc.ru/text/1841562.html

Болотин Л.Е. Тайна покаяния. Памяти Т.К.Куликовского-Романова. Политический памфлет//Русская Линия. 13.04.2005. http://www.rusk.ru/st.php?idar=103149 Болотин Л.Е. Уснувшее Царство//Русская Линия. 24.10.2005. http://www.rusk.ru/st.php?idar=103774 Болотин Л.Е. Чудо русской истории. В Центральном доме литераторов состоялась презентация новой книги Александра Боханова " Самодержавие. Идея Царской Власти "http://Русская Линия. 02.03.2003. Болотин Л.Е., Саулкин В.А., Хвалин А.Ю. О благочестивом Царе Иоанне Грозном. Беседа журналиста Леонида Болотина и писателя Андрея Хвалина, записанная 20 февраля 2002 года иконописцем и обозревателем радио " Радонеж " Виктором Саулкиным, но не вышедшая в эфир//Вестник Русской линии. 01.10.2002. http://www.rusk.ru/st.php?idar=6098 Большой Московский Успенский Собор - храм венчания на Царство Государей Российских Илл. Д-ра Попандопуло. М., 1883. (Шифр ГПИБ: Г20 02/253). Боханов А.Н. Самодержавие. Идея Царской Власти. М., Русское Слово, 2002. 352 с. Боханов А.Н. Царь Иоанн Васильевич Грозный» (М.: ВЕЧЕ, 2008. 345 с. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. История феодализма в России. М., 1980. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. М., 1980. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. (Шифр ГПИБ: ЛБ 47/652 или Л6 47/652). Буслаев Ф.И. Повесть града Иерусалим.//Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. Т. 2. М., 1859. Отд 3, с. 34-43. Буссов Конрад . Московская хроника: 1564-1613. М.-Л., 1961. Бутурлин Д. История Смутного времени в России в начале 17 века. ч. 1-3. СПб., 1839-1846. Бычков А.Ф. О Царском Венчании и Mvponaмaзahuu. СПб., 1883. Оттиск из «Сельского вестника», 1883, 11-14. Валк С.Н. Грамоты полные.//Сборник статей по русской истории, посвященный С.Ф.Платонову. Пг., 1922. Вальденберг Г. Древнерусские учения о пределах Царской власти. Очерки по русской политической литературе от Bлaдuмipa Святого до конца XVIII в. Петроград, 1916. Васенко П.Г. «Книга Степенная Царского Родословия» и её значение в древнерусской исторической письменности. ч. 1. СПб., 1904.//Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского Университета. ч. LXXIII.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010