Но так как протестанты не верят «неканоническим» книгам, то в отношении их они с радостью и без всякого отпора принимают эту либеральную критику. 2) «Они учат ложным взглядам и поддерживают обряды, расходящиеся с Боговдохновенным Писанием». Под ложными взглядами протестанты имеют в виду, нужно полагать, прежде всего молитвы за умерших, о которых ясно говорится в 2Мак.12:39–45 . Но, как было показано в 4-й главе настоящей книги, молитвы за умерших это не ложный взгляд, и канонические книги (равно как и древнецерковные письменные и археологические свидетельства) полностью подтверждают это учение. 3) «В них выведены литературные типы и содержится искусственность сюжета и стиля, которых нет в Писании». Здесь можно только недоумевать: где протестантам видится в «неканонических» книгах искусственность стиля и сюжета? Данное мнение совершенно предвзято и надумано. Напротив, дух этих книг един с остальным Священным Писанием. 4) «Им недостает отличительных черт, которые делают подлинные Писания Божественными, – таких, как пророческая сила, поэтическое и религиозное чувство». Здесь тот же вопрос: где протестанты заметили в этих книгах нехватку пророческой силы, поэтичности и религиозного чувства? Напротив, эти книги написаны весьма поэтично, с сильнейшим религиозным чувством, и содержат множество важных пророчеств. Если бы протестанты не были предубеждены против этих книг, то они никогда при чтении их не сказали бы того, что они говорят. То есть, если бы они ничего не знали о каноне, и им бы сказали, что некоторые книги в Библии неканонические, и что нужно их выявить, то по объективным причинам они скорее бы исключили книгу Есфирь, где ни разу не употребляется слово «Бог», чем Иудифь; и книгу Екклесиаста, где выражаются как бы сомнения в бессмертии души, воскресении и воздаянии (например: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому...» (9:2); «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния...» (9:5); см. также 3:18–21; 5:14–16,19; 6:3– 8,12; 8:7; 9:2–5,10 – потому, кстати, эту книгу так любят цитировать субботники и «свидетели», не верующие в ад и бессмертие души), чем книгу Премудрости Соломона, где о воскресении и воздаянии говорится с ясностью Нового Завета (например: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его» (5:1); «А праведники живут вовеки; награда их – в Господе, и попечение о них – у Вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа...» (5:15–16); ср. 3:4,7,14,18; 4:10–11), и где содержится такое яркое пророчество о Христе (2:12–21); и Песни Песней, с её, как может показаться, слишком откровенным эротизмом, чем книгу Сираха, ни в чём не уступающую по мудрости притчам Соломона; и какую ни будь книгу малого пророка, чем 3-ю Ездры, где находится множество великих и сильнейших пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Часть III (Иов. – Сир.) призывает каждого человека к поиску истинной, спасительной мудрости в молитвенном/медитативном изучении Торы, которая открывается в Творении и в указаниях, данных Израилю, всем, кто открывается ей. Часть IV (Ис. – Мал.) рисует картину завершения мира и истории; это произойдет тогда, когда все народы соберутся у Сиона, чтобы Яхве научил их Торе/закону мира ( Ис.2:1–5 : канонический программный текст в начале части IV) и чтобы принять участие в великом обновлении, предсказанном всей Земле в пророческих книгах; это случится не помимо Израиля, но через Израиль и с помощью Израиля. В свете книг пророчеств, которые во многих религиозных течениях во время жизни Христа воспринимались как эсхатологические обетования, то есть как видение драмы последних времен на Земле, Тора (часть I) получает, с одной стороны, специфическую пророческо-эсхатологическую динамику; с другой стороны, эсхатологическое действие Яхве, о котором свидетельствует Новый Завет, осуществленное в Иисусе и через Него (особенно в событии Пасхи), может быть понято как решающий акт в драме последних времен, возвещенной через пророков. Так в христианской Библии пророчества открываются в направлении Нового Завета, который следует непосредственно за ними. 3. Первая часть единой двухчастной христианской Библии (1) Обе части единой христианской Библии имеют параллельную композицию: Основа Евангелия Прошлое Исторические книги Деяния апостолов Настоящее Книги премудрости Письма апостолов Будущее Книги пророков Апокалипсис Иоанна (2) Первая и последняя книги христианской Библии – Бытие и откровение Иоанна Богослова – образуют универсально-историческую рамку; эту рамку подчеркивает повторение ключевых слов. Быт.1–3 : «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился под водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Так созидается Церковь – единое Тело, в котором Христос есть Глава. Сын Человеческий – Бен Адам – становится новым Адамом , родоначальником нового человечества, также как ветхозаветный Адам на символическом языке знаменовал все человечество. 5. «Рай в Едеме на востоке» «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25:34 ). Отсюда ясно, что эти слова Господа непосредственно соотносятся со словами из 2 главы Книги Бытия: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» ( Быт. 2:8 ). Попытаемся исследовать в свете Нового Завета каждое из основных слов – рай, в Едеме, на востоке. А. «Рай» Что говорится о рае в Новом Завете? Господь Иисус Христос ничего не говорил о первоначальной жизни человека в раю. Он упомянул слово рай только один раз – в ответе благоразумному разбойнику. Когда тот, распятый рядом с Иисусом Христом, обратился к Нему с мольбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» то услышал в ответ: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:42, 43 ). Из этого ответа видно, что Господь отождествил рай с Царством Божиим, Царством Небесным. Вся проповедь Господа о Царстве Небесном свидетельствует об уготованном от создания мира для человека рае, о возвращении в ту жизнь, которая была предначертана для него от начала. Царство Небесное – Царство Божие – это таинственная и пока непостижимая для нас реальность горнего мира. Эта же реальность присутствует и в душе человека, когда жизнь его протекает по заветам Христовым. Это и есть тот вожделенный рай, для обитания в котором сотворен человек. Это и есть его вожделенное отечество, о чем говорится в молитвах Церкви 73 . Это лишний раз доказывает, что рай нельзя мыслить, как некую местность, причем ныне уже заселенную людьми. Из текста об изгнании Адама из рая видно, что после грехопадения человека не рай перенесен куда-то в иное место, а человек изгнан из рая за свои прегрешения. Следовательно, рай остался там, где он был, есть и будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

21 . И так приходя, не с простертыми дланями, ни с разведенными перстами приступай, но, левую руку сделав престолом правой, как хотящей Царя подъять, и согнувши длань, прими Тело Христово и тут же скажи: аминь. И так с опасением, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастися, остерегаясь, чтобы от оного ничего не погубил ты. А если что погубишь, тем как бы собственного своего члена лишишься. Ибо скажи мне, если бы кто дал тебе опилки золота, не стал ли бы ты оные держать со всяким опасением, храня, чтобы чего не утратить из них и не сделать урону? Не с большим ли опасением то, что золота и камней драгоценных честнейше есть, блюсти ты должен, чтобы у тебя ни единая крупица не упала? 22 . Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови: не простирая руки, но наклонясь и в образ поклонения и почтения говоря: аминь, освятися и Крови Христовой причастись. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и чело, и прочие чувства. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств. 23 . Держите эти предания непорочно и беспреткновенными себя храните. От причастия сами себя не отлучайте. Ради скверны грехов не лишайте себя этих священных и духовных Таин. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.5:23 ). Которому да будет слава, честь и держава, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. 1 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В русском переводе с параллельными местами и приложениями. Данилов мужской монастырь. Даниловский благовестник, 2008. (Перепечатано с издания Московской Патриархии.) 2 . Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. На церковнославянском языке с параллельными местами. Российское библейское общество, 2005. Репринтное издание. (Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1900 г. По благословению Святейшего правительствующего Синода.) Читать далее Источник: Поучения огласительные и тайноводственные/Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. - Москва : Благовест, 2010. - 349, с. ISBN 978-5-9968-0068-1 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

А если бы все-таки поняли? И если бы все-таки эта радостная его сторона предстала бы перед нашими глазами во всей своей значимости? И если бы мы ее глубоко пережили бы и попытались бы эти свои переживания выразить внешне? Что мы тогда делали бы? Не что другое, как то, что перед лицом пришествия Господа возвещал пророк: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. Пойте Господу с гуслями и с гласом псалмопения. При звуке труб и рога торжествуйте перед царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; Да рукоплещут реки; да ликуют вместе горы Пред лицем Господа; ибо Он идет судить землю» (Пс., 97); земля с живущими на ней, вся природа, весь космос веселился бы пред лицом грядущего Господа. Всеобщая радость, выраженная во всеобщем веселье, стояла перед глазами пророка как ответ на приход царя Господа на землю. О чем бы это всеобщее веселье говорило? О всеобщей несерьезности? Напротив, оно свидетельствовало бы о всеобщем освобождении и о переходе человека и мира в новое бытие. Псалмы и песнопения, гусли и арфы, трубы и рога, шумящие моря и реки стали бы знамениями этого нового бытия. Освобожденный человек начал бы новое бытие, играя и веселясь. Но так было бы не только тогда, если бы мы приняли и осуществили Евангелие. Так было и в начале бытия. В книге Премудрости есть одно место, которое читается в костелах как эпистола на праздничном Богослужении Непорочного Зачатия Девы Марии и Рождества Пресвятой Богородицы. Там речь идет о Божественной Премудрости, которая существовала прежде, нежели появилась земля, возникли горы, забили водные источники. Но эта Вечная Премудрость не была всего лишь пассивным наблюдателем творческих деяний Господа. Она была их воплощающим началом. Она «имеет сожитие с Богом» (Книга Премудр.Соломона 8, 3) (Цит. по книге- Священные книги Ветхаго Завета. Санкт-Петербург. 1875) и знает дела Бога и «присуща была», когда Бог творил мир (9, 9). Она все направляет и упорядочивает. Но как? Как проявляется эта устроительная деятельность Божественной Премудрости? Ответ дает она сама: «Тогда я была при Нем художницей... веселясь пред лицом Его во все время, Веселясь на земном кругу Его» (Прит., 8, 30—31) (Цит. - Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Напечатано в Финляндии. 1993. В переводе используются разные издания Библии, ибо иначе невозможно было бы точно перевести авторский текст и те цитаты, которые А. М. приводит в своей книге). Веселье было способом действия Божественной Премудрости. Она играла водами источников, играя, устанавливала границы морей, играючи, укрепляла основание земли.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Обратившись к тому же отрывку Нового Завета, мы можем оценить корректность работы Блаватской с текстом Священного Писания, а следовательно, ответить для себя на вопрос, стоит ли доверять утверждениям данного автора, сделанным на основе библейских текстов: «…ессеи… считали, что прикасанием к деньгам они оскверняют свои руки. Когда апостолам предлагали деньги, чтобы они за это наделяли духовными силами, Петр, несмотря на то, что в Библии он изображен трусом и трижды отступником, все же с негодованием отвергает это предложение, сказав: «Твои деньги погибнут вместе с тобой, ибо ты думал, что дар Божий можно приобрести за деньги»» 137 . Если мы возьмем в руки первоисточник, из которого мадам Блаватская позаимствовала цитату, то прочитаем: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» ( Деян.8:18–20 ). Как видим, свои грозные слова Петр произносит не из-за того, что Симон предложил ему прикоснуться к деньгам и тем самым нарушить ритуальную чистоту, а совершенно по иной причине. Так можно ли доверять трудам «учителей», которые в своих работах с легкостью прибегают к столь очевидной смысловой подмене? Были ли первые христиане ессеями? Вполне можно допустить, что в христианство влилась часть ессеев, но делать из этого вывод, что между христианами и ессеями нет разницы, нельзя. Если мы обратимся к кумранским находкам, то трудно не заметить, что среди них фактически отсутствуют христианские книги 138 , что странно для христиан, но вполне естественно для небольшой иудейской секты, которая к христианству не имеет никакого отношения. Конечно, канон Нового Завета в то время еще не сформировался, но отдельные его книги уже были написаны, например Евангелие от Марка 139 . Учитывая, что кумранская община просуществовала до 68 г. от Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

Притом и сами свящ. писатели предостерегали от подобных попыток, а Тайнозритель наложил страшную клятву, ограждавшую неприкосновенность его «Откровения». И я также свидетельствую, – пишет он, – всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей ( Откр. 22, 18–19 ). Всякий, кому дорог был Апокалипсис как священный завет возлюбленного ученика Господа и как таинственное предвозвещение будущих судеб Церкви Христовой, должен был чтить и каждую его букву, блюсти за всякой чертой. Вообще, поскольку для верующих были драгоценны апостольские писания, то они и хранили их со священным вниманием. Так необходимо представлять себе дело собрания, авторизации и апробации новозаветных книг, по сохранившимся в них несомненным известиям, за самое первое время возникновения и распространения апостольской письменности; не иначе, конечно, оно шло и в последующие века, ибо утвержденные «самовидцами и слугами Слова» 204 основные принципы этой работы и далее имели свою обязательную силу. Это естественно и по общему понятию о ходе и развитии церковной жизни послеапостольского периода, всецело опиравшегося на апостольский; в этом же убеждает нас и история канона. Нет нужды входить во все подробности этого сложного предмета; для нашей цели достаточно раскрыть две мысли: 1) собрание новозаветных писаний совершалось под контролем неоспоримых авторитетов и 2) велось с не менее строгой разборчивостью. Из таких лиц прежде всего следует назвать Тимофея, который был самым деятельным сотрудником апостола языков во всех его подвигах и имя которого неразрывно связано с литературной деятельностью его учителя. Первое всем известно – второе также оправдывается самыми фактами. Когда св. ап. Павел был в Коринфе, к нему прибыл из Фессалоники Тимофей и вместе с добрыми свидетельствами сообщил благовестнику и о тревожных недоумениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Следующим моментом в истории зарождения христианского духовенства следует считать эпоху апостолов – в период после Вознесения Господа Иисуса Христа. О данном периоде мы узнаем из книги Деяний Апостольских: …двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещисъ о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова… их поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (Деян. 6: 2–6). Таким образом, здесь говорится об избрании лиц для выполнения определенных практических задач внутри христианской общины. Эти лица, как видно из текста Деяний, должны были обладать определенными качествами: быть людьми известными своим благочестием и проверенными, исполненными Св. Духа, и обладать мудростью христианина. Во-вторых, сами апостолы указывают на то, что избранные должны будут помогать им в управлении общиной, но нести священническое служение будут продолжать сами апостолы. Таким образом, появляется новая ступень в христианской священнической иерархии – служение диаконское. То, что сформировавшаяся диаконская ступень иерархии имеет также Божие благословение и апостольское поставление, также доказывается приведенным отрывком из книги Деяний, а именно – апостолы возложили на избранных свои руки, чтобы преподать им Божие благословение на служение – прообраз будущей хиротонии. На основе приведенных примеров становится очевидным тот факт, что институт духовенства (а вместе с ним и само Таинство Священства), получило свое начало еще в ветхозаветный период Священной Истории. С приходом в мир Господа Иисуса Христа и рождения Церкви Нового Завета рождается и христианское священство, как естественное продолжение священства Ветхого Завета. Рассмотрев вопрос о происхождении института духовенства как такового, перейдем теперь к вопросу о степенях священства в Ветхом и Новом Заветах. Обстоятельством, подтверждающим преемственность Ветхого и Нового Заветов, является практически их полное совпадение в деле разделения степеней священства. И в Ветхом и в Новом Заветах священство делится на три основные группы: помощники служителей (левиты – диаконы), священнослужители (священники), главные священнослужители из числа священников (первосвященник – епископы).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Слово Христово, — говорит далее апостол Павел, — да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (ст. 16). Мы воспринимаем слова апостола как механическое перечисление, но если посмотреть на них с точки зрения внутреннего опыта, опыта самого апостола Павла и других подвижников, то можно увидеть, что все это взаимосвязано, едино. Когда человек находится в описанном состоянии, то он насыщается словом Божиим, словом Христовым, под которым подразумевается прежде всего Евангелие и другие книги Нового Завета. Это Христово слово должно вселяться в нас обильно, не просто коснуться, а вселиться и жить в нас. Преподобный Серафим Саровский говорил, что наш ум должен как бы плавать в законе Господнем. Мы знаем, что сам он ежедневно прочитывал одного евангелиста , наверное, читал и другие книги Нового Завета, его ум был погружен в созерцание новозаветного Откровения. Он действительно как бы плавал в Евангелии, а мы, к сожалению, витаем умом в чем-то постороннем и часто уходим от того единого на потребу, в чем мы должны всегда поучаться. Если слово Христово будет вселяться в нас обильно, тогда будет в нас и всякая премудрость, научающая нас. Вразумившись словом Христовым, мы не будем развлекать себя чем-то посторонним, чуждым Божественного Откровения и даже вообще христианской культуры, скажем, какой-то музыкой и тому подобным, но нам будет достаточно того, что преподает Церковь, почему апостол Павел и говорит: «Вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Отсюда можно извлечь такой смысл потому, что эти слова были обращены к колоссянам, принадлежавшим к одной из самых культурных наций древности, если не сказать единственной. Сейчас мы называем ее древними греками. Естественно, у них была очень разработанная и утонченная культура, но апостол Павел им говорит: не это нужно, а псалмы, славословия и песни духовные. Их мы должны воспевать не с какими-то, пусть искренними и сильными, чувствами, какие бывают выражены в светских художественных произведениях, но во благодати в сердцах наших. Это касается не только внутренней молитвы, Иисусовой молитвы, произносимой в сердце, но и любого молитвословия — оно должно исходить из нашего сердца. Наше неотъемлемое делание — непрестанно воспевать Богу в сердце, имеем ли мы возможность делать это открыто, или только внутренне, тайно.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Толкования на Книги Ветхого и Нового Завета Скачать epub pdf Толкование на книгу Бытия Быт.4:8 . И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. [Христиане] разумеют так, что Каин-убийца – это вероломство иудеев; убийство Авеля – страдания Господа и Спасителя; а земля, которая отверзла зев свой и приняла кровь Авеля, пролитую рукою Каина, – это Церковь , принявшая в свое таинство обновления кровь Христову, пролитую иудеями. Тем самым христиане поистине находят воду претворенной в вино, ибо разумеют священные речения закона священнейшим образом. Гомилии на Евангелия. Быт.5:18 . Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. Будучи седьмым по счету из потомков Адама, Енох есть символ Господа, зачатого и рожденного не по обыкновению смертной природы, но действием Святого Духа. В нем единственным образом предстояло явиться всяческой благодати Святого Духа, семиобразно описанной пророком; и Самому Ему надлежало быть крещенным Святым Духом и дары Духа передать верующим в Него. Быт.7:23 . Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Приведу в качестве примера одно свидетельство. Читая историю святого Ноя, чудесно спасшегося в ковчеге вместе со всем, что было с ним, от потопа, который истребил нечестивых, все понимают, что это значит: Господь, заботясь о праведности и ненавидя нечестие, благочестивых сумеет избавить от искушения, а нечестивцев подвергнет справедливой каре… При духовном разумении этот же текст оказывается исполненным еще более священных тайн. Ибо ковчег означает вселенскую Церковь , воды потопа – крещение, чистые и нечистые животные – духовных и телесных людей, пребывающих в Церкви, а выструганные и просмоленные бревна ковчега – учителей, укрепленных благодатью веры. Ворон, вылетевший из ковчега и не вернувшийся, означает тех, кто после крещения становится отступником; ветка оливы, принесенная в ковчег голубкой, – тех, кто крещен вне Церкви, то есть еретиков, однако имеющих тук любви и потому удостоенных благодатью Святого Духа воссоединиться со вселенской Церковью . Голубка, вылетевшая из ковчега и не вернувшаяся, есть символ тех, кто отрешился от телесных уз и устремился к свободному свету небесной отчизны, чтобы никогда более не вернуться к трудам земного странствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010