Примером может служить Даниилово пророчество о седьминах, гл. 9, ст. 24, которое в сем сочинении приводится иначе, нежели в славянском, и иначе, нежели в двух русских сочинениях, уже напечатанных, т.-е. догматическом богословии Терновского (стр. 124) и в книге: первые четыре века христианства (стр. 48), которые впрочем и между собою несогласны; именно: Даниила, гл. 9, ст. 26 в славянском читается: и потребится помазание (Евр. Мессия) и суд не будет в нем; в Алфавите Библии под числом 2162: – истреблен будет помазанник и не станет его у них; в догматическом богословии Терновского: истребится помазанник и не будет у него (власти над народом); в книге: первые четыре века христианства: убиен будет Христос и не за себя. Той же главы 27 ст. читается на славянском: и во святилище мерзость запустения будет, и повторяется в св. евангелии, где сам Господь говорит: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, и проч. Между тем в Алфавите Библии под числом 2163 сие место переведено так: и на крыле оскверненном опустошитель, в догматическом богословии Терновского: и близ крыльев (Серафимов осеняющих престол) будут поставлены мерзости; в книге: Первые четыре века христианства: и за птицею мерзости придет опустошение. 3) Некоторые из приведенных в сочинении мест священного писания, будучи предложены без изъяснения, могут читающего ввести в заблуждение; например под числом 99: Бог не живет в созданных руками храмах; под числом 472: вы имеете помазание от святаго и знаете все: самое сие помазание учит вас всему (Срав. послание восточных патриарх. о православной вере, чл. 12); под числом 695 а неделающему, но верующему в того, кто оправдывает нечестивого, вменяется вера его в праведность (Срав. Того же послания, чл. 13, где сказано: признаем совершенно нечестивою мысль, будто вера, заменяя дела, приобретает оправдание о Христе); под числом 876: Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению (Срав. того же послан, чл. 3); под числом 1191: Я знаю и уверен Христом Иисусом, что нет ничего в самом себе нечистого, но нечистым бывает что-либо только для того, кто почитает нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Саддукеи напрочь отрицали учение о воскресении, о душе, о духовном человек умирал, и о нём оставалась, в лучшем случае, историческая память. Больше никакого воскресения. Вот поразительно, священники, на каком они основании утверждали такое? Да вот на том, что об этом нет в Пятикнижии. Прямого в Пятикнижии указания нет, что человек воскреснет. Уходили все в Шеол (см. Иов. 3 ), и на этом заканчивалось земное человеческое бытие. Поэтому смерти боялись, и говорили, что и псу живому лучше, чем умирающему льву (см. Еккл. 9:4 ). Вообще, отношение к смерти у народов разное. Всё заканчивается смертью. Отсюда пессимизм может быть такой, такое Если всё заканчивается смертью, то что тут? какие могут быть тут радости? Отдалить? Ну отдалим на какое-то время свою смерть. Но полностью её мы ликвидировать не можем. Всем придётся пройти через этот опыт. Опыт смерти. И вот в книге Екклесиаст этот вопрос обсуждается, что смерть кладёт предел всем желаниям человека. Со смертью кончается всё. Так ли это? Христианство вносит луч света в это царство тьмы. Если по книге Иова посмотреть, то ведь там они ведут такое состояние дремотное, как в Елисейских полях, и никакой надежды нет на приход на эту Землю снова. Но там есть какое пророчество? В книге Иова есть мессианское пророчество, в 19-й главе есть пророчество: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (см. Иов. 19:25–27 ). Вот опять критика наводит тень на плетень: здесь речь не о всеобщем воскресении, а о его выздоровлении. Вот он выздоровел же? Выздоровел. И жил ещё какое-то время после своей смерти. Было мало сказано об этом. Ясность вносит только Евангелие. А там все стояли перед такой проблемой: а что же там? что же за чертой смерти? Умирают и животные; и участь человека, и участь животных – одна. А вот что мы находим с вами в Новом Завете. Откройте 1–е Послание к Фессалоникийцам, 4-я глава, с 13-го стиха: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес [вот основание для такого учения: воскресение Христа из мертвых], то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие [на тот день], оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с Неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами». Утешайте друг друга сими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Сектант: 7) О том, что в писании все записано, что необходимо для спасения, говорит и евангелист Лука; «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил» ( Деян. 1:1 ). Объяснения православного: 7) Первая книга, которую написал евангелист Лука это – евангелие его. Но кто же скажет, что ев. Лука записал в свое евангелие все, что Иисус Христос делал и чему учил Он? ( Ин. 20:30 ), ( Ин. 21:25 ). Не будучи очевидцем жизни Иисуса Христа, он написал о Нем только все то, что слышал по преданию от Его Апостолов и учеников. Ев. Лукою не записано в его евангелие даже такое великое и поучительное событие, как омовение Христом ног Своим ученикам пред тайной вечерию и друг. Сектант: 8) Предание прямо запрещено, ибо сказано: «Я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» ( Откр. 22:18 ). Значит, нельзя к Писанию прилагать еще и Предание. Объяснения православного: 8) Здесь говорится не о св. Предании и даже не о всем Св. Писании, а только об одной книге Откровения св. Иоанна, ибо книг в Библии несколько десятков (см. заглавие ее: «Библия, или книги Св. Писания»; «первая книга Моисеева»; «вторая книга Моисеева» и т.д.), а здесь сказано об одной книге – об «Откровении», – что не должно ни уменьшать, ни прибавлять новых пророчеств о конце видимого Мира, кроме тех, какие записал в эту книгу св. Иоанн. Если же толковать это место по-сектантски, то выйдет, что сами сектанты не избегнут язв, написанных в Откровении, ибо они не только признают, кроме Откровения, и другие священные книги Библии , но имеют еще и свои ими выдуманные «псальмы», например «Гусли», имеют «катихизисы», в которых изложены правила их веры и проч. II. Вопросы и ответы православного 1) Писал ли что-нибудь Иисус Христос для научения людей вере в Него? 1) Нет, не писал ничего, а всегда учил Своих последователей только устно, посредством живого слова. 2) Все ли устное учение Спасителя записано в Евангелии и посланиях Его Апостолами?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Чтобы понять смысл отрывка, Франс обращается к Первой книге Еноха (гл. 6–11, 12–16) и некоторым другим апокрифическим текстам (Книге Юбилеев и Завету Двенадцати Патриархов), где достаточно подробно описывается история грехопадения духов во времена, предшествующие ноеву потопу (Быт 6:2, стих, который мне довелось разбирать в другой статье 8 ). Ещё одно косвенное свидетельство в пользу такой трактовки (хотя Франс его и не упоминает) можно найти в 2 Пет 2:4–5: Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых… Здесь автор явно пересказывает сюжет, изложенный в книге Еноха; правда, здесь не упоминается никакая проповедь, а в тексте упоминаются и ангелы, и люди. Соответственно, при таком понимании Христос возвещает этим духам, заключённым под стражу, о Своей победе. Франс не берётся делать окончательного вывода, когда и где это происходит: при снисхождении Его в ад или при вознесении на небо, — но это в его толковании и непринципиально. Однако Франс никак не ссылается на явно параллельное место из того же послания — 4:5–7: Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Впрочем близок всему конец. Конечно, само по себе это место выглядит довольно загадочно. Поскольку анализ 4:6 не входит в нашу задачу, мы ограничимся лишь самым кратким замечанием. Что под благовествованием здесь понимается проповедь Евангелия, в этом никаких сомнений нет, но под мертвыми понимают (1) тех, кто слышал проповедь Евангелия при жизни (к примеру, членов христианских общин), но уже умер к тому моменту, когда Апостол писал эти слова, или даже (2) “духовно мёртвых” людей (так, например, предлагает толковать это слово Августин в своём 164-м Послании). Версия (2) не особенно убедительна, поскольку в 5-м стихе речь явно идёт о физически мёртвых людях, зато версия (1) широко распространена.

http://pravmir.ru/chto-i-komu-vozveshhal...

Содержание Беседа первая Часть 1 Новая книга известного православного публициста, иерея Олега Стеняева, посвящена любимой теме автора — теме покаяния и милосердия, покаяния человеческого и милосердия Господня. О чем бы ни писал отец иерей: о войне и мире, о политике и частной жизни, о власти и Церкви, о России и Православии, о рабстве и свободе, о бедности и богатстве, о молодежи и массовой культуре, на всё он смотрит со строго христианской точки зрения, а все умозаключения основывает на слове Божием. Исследуя Писание (см.: Ин. 5, 39) и самые разнообразные явления современной жизни, отец Олег приходит к выводу, что " сейчас — время восстанавливаться, восстанавливаться духовно " и что " только с Богом и в Боге мы обретаем для себя всё, в чем нуждается каждый человек " , чающий Небесного Иерусалима. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться (Иак. 1, 1). Такими словами начинается Соборное послание святого апостола Иакова. Ересиарх и основоположник протестантизма Мартин Лютер больше всего ненавидел в Библии именно это Послание. Выбросив одиннадцать книг из Ветхого Завета, из Нового Завета он удалил Соборное послание апостола Иакова. Современные критические школы в протестантской библеистике до сих пор оспаривают значимость Послания Иакова, представляя его чуть ли не апокрифическим. В связи с этим, думается, и протестанты и те, кто им последует, подпадают под библейское проклятие: и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей (Откр. 22, 19). И потому с тем большим вниманием надлежит изучать это Послание нам, православным христианам. Поясняя, почему апостол Иаков в первом стихе называет себя рабом Бога и Господа Иисуса Христа , блаженный Феофилакт Болгарский говорит: Апостолы Господа выше всякого мирского достоинства провозглашают то, что они рабы Христа [ 1 ]. Без сомнения, рабство Богу мыслилось первыми христианами как свобода от диавола и греха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Попустил же быть сему Бог во время гонения не потому, что не может воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно пророкам Его и апостолам, дабы они за кратковременные страдания наследовали вечное Царство Небесное, как говорит Даниил: и в то время спасутся из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге (12:1); явно, что в книге жизни: и многие из спящих в прахе земли восстанут, одни для жизни вечной, другие на поругание и посрамление вечное. И разумные просветятся, как светила на тверди, и из праведных многие – как звезды, вовеки, и ещё (12:2–3). (18) Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия Антихриста. Не только ты один помни их, но и всем сообщай с любовью. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми, И если породил кого посредством наставления в истинах веры, и его предостереги, дабы не принять ему лжи вместо истины. Ибо тайна беззакония уже в действии ( 2Фес. 2:7 ). Устрашают меня брани народные, устрашают раздоры церковные, устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет это только сказано; не дай Боже, чтобы это случилось при нас. Однако должны мы быть осторожными. И довольно сего об Антихристе. ИОАНН ЗЛАТОУСТ БЕСЕДЫ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА, XLI (1) Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете ( Ин. 5:43 ). Видишь ли, как Он там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать Сам от Себя, для того именно, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: придёт во имя свое? Здесь Христос намекает на Антихриста и вместе [с тем] предоставляет неопровержимое доказательство их (Иудеев) неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с Антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть что [он] послан от Отца, что пришел по воле Его; но, совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя Богом над всеми, как и Павел пишет: выше всего, называемого Богем или святынею, выдавая себя за Бога ( 2Фес. 2:4 ). Это именно и значит, что он придёт во имя свое. Но я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого доказательства, что они (Иудеи) не любят Бога, так как не приняли Того, Кто говорил о Себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны – из того, что они готовы принять Антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о Себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за Бога над всеми, то ясно, что гонение [на Христа] было делом зависти, а не любви к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Окружное послание (энциклика) не столь специфично, как послание к конкретной церкви. Достаточно сравнить окружное (по содержанию) Послание к Ефесянам с другими посланиями Апостола Павла или с Первым посланием Апостола Петра. В Откровении св. Иоанн, насколько это возможно, обращается к каждой конкретной церкви из семи церквей, хотя вся книга в целом относится ко всем церквам. Семь «посланий» ( Откр.2–3 ) показывают разницу между церквами, обнаруживают разные проблемы и реагируют по-разному на общие проблемы. Но каждое из «посланий» не замкнуто в себе, но является введением к остальной книге. Последнее видно хотя бы из того, что каждое из семи «посланий» содержит обетование «побеждающему». Иисус Христос в терминах, важных для каждой конкретной церкви, обещает эсхатологическое спасение «побеждающему». Ефесской церкви: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» ( Откр.2:7 ). Смирнской церкви: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» ( Откр.2:11 ). Пергамской церкви: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» ( Откр.2:17 ). И так далее, всем семи церквам ( Откр.2:26–29, 3:5,12,21 ). Церквам в очень разных ситуациях дается призыв быть «победителями». Но в чём смысл этой победы, выясняется только в остальной книге, где появляются победители, открывается, чтò они преодолевают и в чём их победа. Тогда формула обетования побеждающим снова появляется в самом конце, в видении нового Иерусалима: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( Откр.21:7 ). Таким образом, призыв побеждать, адресованный каждой из семи церквей в ( Откр. 2–3 ), – это призыв участвовать в эсхатологической битве, описанной в центральных главах, с целью достичь эсхатологической победы, описанной в конце книги. В некотором смысле вся книга говорит о том, как христиане семи церквей (при всей разнице их ситуаций) могут войти в Новый Иерусалим. А поскольку семь церквей символизируют Вселенскую Церковь , то все это написано и для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Поэтому вопрос ребенка: как чистить сердце – этот вопрос должен волновать и взрослых людей. Потому что если человек в этой жизни, земной, не найдет ответа на этот вопрос, это будет означать, что он нигде не найдет ответа на этот вопрос. И вечно будет томиться желанием примириться с Богом и не обретет этого примирения. Итак, только во Христе и со Христом мы можем быть кем-то или чем-то, и без Христа мы ничто и никто. Итак, послание к Сардийской Церкви – это наставление для христиан, которые совсем ослабели. Помните, я вам говорил в начале наших бесед по Книге Откровения, что эта Книга рассказывает о судьбах всего исторического христианства. И действительно, если проследить историю Церкви, то мы видим, как Церковь все более и более духовно ослабевает, скудеет. Она не оскудевает лишь милостью Божией, потому что Дары Божии даются во всей полноте каждому христианскому собранию. Но мы сами по себе расслабляемся, как расслабились Сардийские христиане. Иногда мы оказываемся духовно мертвыми, как были духовно мертвы Сардийские христиане. Но Господь дает послание Сардийской Церкви, послание, которое Он получил от Отца Небесного, которое передал Ангелу, который дал его Иоанну Богослову, и которое Иоанн Богослов записал для всех христианских церквей в Книге, которая называется «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова». Вы видите, как Господь в откровениях разным ближневосточным церквам раскрывает и наше состояние, христиан XXI века? Потому что мы такие же, как и они. Вспомним опять слова Соломона: «Бывает нечто, о чем говорят: “смотри, вот это новое”; но это было уже в веках, бывших прежде нас» ( Еккл.1:10 ). Сардийская Церковь существует до сих пор, в Турции. Оказывается, как мы читали, у сардийских христиан нет храма. Но они есть. И слава Богу, что по прошествии огромного времени христиане там продолжают существовать. Вера Христова – она неистребима. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Как бы дьявол ни пытался сокрушить благодать Божию в наших сердцах, в какие бы грехи он ни ввергал нас, он не сможет окончательно одолеть нас, если при всех своих падениях мы будем оставаться верными Иисусу Христу. Как сказано: «семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» ( Притч.24:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1. Теперь же нам надлежит рассуждать о мудрости; не о Той Премудрости Божией, Каковая, несомненно, есть Бог (ибо Премудростью Божией называется Его Единородный Сын), но о мудрости человеческой, хотя и об истинной, которая сообразна Богу, и есть истинное и главное почитание Его, каковая по-гречески называется одним именем – θεοσβεια. Когда это [греческое] имя захотели перевести [на наш язык] также одним именем, то, как мы уже упоминали, его назвали благочестием (pietatem), хотя в греческом употреблении благочестие – это ευσβεια. Но поскольку слово θεοσβεια не может быть совершенным образом переведено одним словом, его лучше перевести двумя словами как «почитание Бога» (Dei cultus). То, что это – мудрость человека, как мы уже установили в двенадцатой книге этого труда, определяется авторитетом Святого Писания в книге раба Божиего Иова, в которой мы читаем, что Премудрость Божия сказала человеку: «вот, благочестие (pietas) есть истинная премудрость, и удаление от зла – знание » 80 ( Иов.28, 28 ), или, как иные переводят греческое слово πιστμη, – наука (disciplina), которое, конечно же, происходит от глагола «учить» (discendo), отчего его можно перевести и как «знание», ведь всякая вещь изучается для того, чтобы знать ее. Правда, слово «наука» часто употребляется в другом значении, когда кто-либо страдает за свои грехи затем, чтобы исправиться. Именно в этом значении оно употребляется в Послании к Евреям: «есть ли какой сын, которого бы не научал 81 (det disciplinam) отец« ( Евр.12, 7 ). И с еще большей ясностью – в том же самом [Послании]: »Всякая наука 82 в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через нее доставляет мирный плод праведности» ( Евр.12, 11 ). Итак, Сам Бог есть высшая Премудрость; почитание же Бога есть мудрость человека, о которой мы сейчас и говорим. Ибо «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор.3, 19 ). Значит, [именно] в отношении мудрости, которая есть почитание Бога, Святое Писание говорит: «Множество мудрых – спасение миру» ( Прем.6, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Если говорим, что не имеем греха, – пишет он, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши (ν μολογμεν τς μαρτας μν), то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1:9 ). Апостол употребляет глагол μολογω, который в Священном Писании Нового Завета может означать, с одной стороны, «признавать какой-либо факт», «удостоверять свое слово», «утверждать», «свидетельствовать», с другой – «возвещать что-либо публично», «исповедовать веру» 270 . На основании общего содержания речи апостола в данном случае следует предпочесть первое значение глагола, понимая его в том смысле, что для прощения нам надо признать свои грехи перед Богом. Но нельзя полностью исключить и второго значения – тогда возникает мысль о необходимости внешне исповедовать грехи перед Церковью в лице ее конкретных представителей, среди которых уместнее всего видеть апостолов и их преемников, облеченных Господом властью отпускать грехи ( Ин. 20:23 ) 271 . Свидетельства о связи покаяния с внешним исповеданием грехов перед членами ранней Церкви можно найти в Книге Деяний святых Апостолов и в Послании ап. Иакова. Так, в Книге Деяний говорится о том, как многие... из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (ξομολογομενοι κα ναγγλλοντες τς πρξεις ατν – Деян. 19:18 ). Дееписатель использует глагол ξομολογω, близкий по значению к μολογω, а смысл всего высказывания в том, что обратившиеся христиане публично признавали свои согрешения, хотя, видимо, это было тесно связано с крещением и вхождением в Церковь 272 . В Послании ап. Иакова содержится призыв к христианам: исповедайте друг другу согрешения 273 (ξομολογεσθε λλλοις τ παραπτματα – Иак. 5:16 ). Здесь также использован глагол ξομολογω, причем смысл фразы хорошо передан в синодальном переводе: «признавайтесь друг пред другом в проступках» 274 . Поскольку далее апостол продолжает: «...и молитесь друг за друга, да исцелеете» ( Иак. 5:16 ), – имея в виду исцеление от духовных недугов 275 , то очевидно, что слова об исповедании указывают на признание христианами своих грехов друг перед другом с целью молиться друг за друга 276 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010