Но усматривать в пророческой книге Ездры лишь учение Талмуда о скрытом состоянии Мессии несправедливо. Мессия обрисован здесь такими чертами, которые явно показывают в Нем не земное, а небесное существо. Учение о Мессии, как сверхъестественном существе, имеющем предвечное существование, выражено в ней с достаточной определенностью, хотя и не поставлено в органическую связь с представлением о Нем, как потомке Давида. Эта двойственность проходит красной нитью через все догматическое учение послепленного иудейства. Противоречие было устранено только христианским догматом воплощения, который чужд был автору 3 книги Ездры. 3Езд.7:29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. 29 . Мессия, как человек, подчинен закону смерти. Смерть Его не имеет никакого отношения к учению христианства о Его искупительной жертве (ср. 1Kop XV:28 ). Пророческой книге Ездры чужда мысль об уничижении и страданиях Мессии. 3Езд.7:30 И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. 30 . Ср. VI:39. Молчание в начале существования мира длилось до творения человека. В данном месте опять проводится параллель между первыми и последними днями мировой жизни. 3Езд.7:31 После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. 31 . Ср. 1 Кор (XV:26) «об этих обителях и говорит Господь» ( Uh XIV:2 ). 3Езд.7:32 И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. 32 . По словам Амвросия (De bono mortis, X) «об этих обителях и говорит Господь ( Uh XIV:2 ), что у Его Отца много обителей, которые Он приготовит для своих учеников, восходя к Отцу». 3Езд.7:33 Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. 33 . О престоле, на котором будет восседать Судия мира, упоминают книга пророка Даниила (VII:9) и Апокалипсис (XX:11). На последнем суде не будет места жалости и долготерпению. «И минует сострадание (et pertransibunt misericordiae), и удалится долготерпение». 3Езд.7:34 Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. 3Езд.7:35 Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. 35 . Дела, которые каждый совершил последуют за ним на суд ( Omkp XIV:13 ) и за них будет достойным образом воздано (ср. Uc XL:10 ). Последняя мысль в рукописях передается в такой форме: «и неправды не будут покоиться». Подобно тому, как поступки праведников не будут оставаться в безвестности, так и неправды и злодеяния грешников совершавшиеся под покровом тайны, предстанут пред очами всех 2 . 36 Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей – за отцов, согрешивших в пустыне;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В конце 7-й главы Ездра благодарит Господа за то, что Он вложил в сердце царя желание «украсить дом Господень, который в Иерусалиме»; далее сообщается, что Ездра «собрал... глав Израиля» для путешествия в Палестину (1 Езд 7. 27-28). В 8-й гл. говорится о пути иудеев в Иерусалим, однако подробности путешествия не сообщаются; вместо этого большую часть главы занимают родословие переселенцев и список пожертвований на храм. Родословия упорядочены следующим образом: для каждого рода сначала называется далекий предок, затем совр. глава этого рода (напр.: «из сыновей Адина Евед» - 1 Езд 8. 6); после этого нередко приводится число мужчин в этом роде. Начинаются родословия с упоминания священнических родов Финееса и Ифамара, а также потомков царя Давида (1 Езд 8. 2). Осмотрев людей, собиравшихся идти с ним в Иерусалим,- «народ и священников» - Ездра обнаружил, что среди них отсутствуют «сыны Левия» (т. о., в 1-й Книге Ездры, как и во мн. др. местах ВЗ, левиты не отождествляются со священниками - 1 Езд 8. 15 в отличие, напр., от Втор 24. 8; 27. 9) и направил посольство к некоему «Иддо, главному в местности Касифье», к-рый и выделил достаточное, по мнению Ездры, количество левитов и младших храмовых служителей - нефинеев (1 Езд 8. 17-20). Подготовка к походу заключалась в молитве к Богу о благополучном путешествии, поскольку Ездре «стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения… от врага на пути»; путники «постились и просили Бога… и Он услышал» их (1 Езд 8. 21-23). Отказ Ездры от вооруженного эскорта должен был быть, по-видимому, большой неожиданностью для царя, т. к. опасности подвергались не только люди, но и перевозимое ими большое количество золота и серебра, в т. ч. и дар самого царя для Иерусалимского храма ( Grabbe. 1998. P. 31). В начале путешествия огромное количество денежных пожертвований и храмовую утварь Ездра, по-видимому подчеркивая священный характер этого груза, передает на хранение левитам, чтобы они в свою очередь по прибытии сдали все это «начальствующим над священниками и левитами и главам поколений Израилевых в Иерусалиме» (1 Езд 8. 24-29).

http://pravenc.ru/text/189575.html

«Господи! услыши; Господи! прости; Господи! внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой, ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» Дан. 9:19 .   Если не считать замечания Meinhold′a: «Молитва IX гл. кн. Даниила совпадает с молитвами кн. Ездры и Неемии; но на чьей стороне старшинство, неизвестно, а потому совпадением не доказывается ни послепленное происхождение данного отрывка, ни его возникновение в период плена 1 », то остальные экзегеты допускают троякое объяснение сходства: молитва Даниила послужила образцом для молитв кн. Ездры и Неемии 2 ; они являются ее прототипом, и, в-третьих, все молитвы воспроизводят один общий оригинал 3 . Первое и даже третье объяснение благоприятствуют библейскому взгляду на принадлежность молитвы IX гл. пр. Даниилу, но сами нуждаются в подтверждении, чего в литературе не имеется. Второе же, относящее происхождение молитвы IX гл. к периоду после Ездры и Неемии, в мотивированном виде предложено Вауег′ом. Зависимость молитв IX гл. кн. Даниила от молитв кн. Ездры – Неемии и Паралипоменон, доказывается, по его словам, тем характерным фактом, что свойственные ей обороты и выражения чужды языку кн. Даниила и наоборот составляют обычное явление для наречия хрониста – автора трех последних книг. Таково прежде всего обращение 9:4 «молю Тебя, Господи, Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои». Кроме данного места, у Даниила оно не встречается ни в полном составе, ни в сокращении. У хрониста же, помимо Неем. 1:5 , мы имеем его с прибавкой «гагиббор» – сильный в Неем. 9:32 . Равным образом и средняя часть обращения, слова «хранящий завет Твой и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои», употребляется еще в 2Пар. 6:4 . Из четырех глаголов 9:5: последний встречается у Даниила только в молитве; у хрониста же имеются в 2Пар. 13:8; 36:13 ; Неем. 2:19; 6:6; 9:26 . Необычная для языка кн. Даниила фраза 9:5 «от заповедей Твоих и постановлений Твоих» составляет излюбленное вырвжение хрониста: оба слова встречаются у него и в отдельности, и в связи друг с другом. Сочетание слов 9:6: «цари наши, вельможи наши, отцы наши и весь народ страны» имеет место и у пр. Иеремии, но но за заимствование их автором молитвы 9 гл. из молитвы кн. Неемии ручается тот характерный факт, что и в той и в другой они повторяются через одинаковый промежуток: Дан. 9:6; 9:8 ; Неем. 9:33; 9:34 . Не встречающееся в книге Даниила выражение 9:7: «у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и всего народа», является обычным для автора хроник – 2Пар. 20:15; 20:18; 32:33; 33:9; 34:30 , а чуждый языку Даниила глагол

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Пойди, спроси беременную женщину: могут ли по исполнении девятимесячного срока ложесна её удержать в себе плод? Подобны ложеснам и обиталища душ в преисподней. Как рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения, так и эти (по исполнении меры) спешат отдать вверенное им» ( 3Ездр. 4:33–42 ). 470 Очень может быть, что выражаемое здесь воззрение стоит в некоторой связи с талмудическим учением, по которому все человеческие души сотворены одновременно в строго определенном числе ранее видимого мира и сохраняются на небесах в особом месте , откуда и посылаются на землю для соединения с человеческими телами; согласно этому учению времена Мессии или последние дни мира могут наступить не ранее, чем истощится весь запас сотворенных от Бога человеческих душ 471 . Таким образом, в Талмуде определяетя время Мессии числом душ, явившихся в мир, а в 3 книге Ездры – числом душ, отошедших из мира. Далее, предопределение Божие о времени кончины мира обусловливается, по воззрению псевдо-Ездры, господствующим в мире злом, которое только по достижении известной меры будет готово к молотьбе и к замене добром: «посеяно зло, – говорит Ездре ангел на вопрос о времени избавления Израиля, – а еще не пришло время искоренения его. Посему, доколе посеянное не исторгнется, и место, на котором насеяно зло, не упразднится, – не придет место, на котором всеяно добро. Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала, и сколько нечестия народило оно доселе и будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба! Когда будут пожаты бесчисленные колосья зла, какое огромное понадобится для сего гумно!» ( 3Ездр. 4: 27–32 ). Очевидно, автор 3 книги Ездры хочет выразить здесь ту мысль, что Бог, предопределяя время избавления Своего народа, заранее преднаметил как меру зла в человеческом роде, так и степень подготовленности мира к воспринятию грядущего добра. В связи с этим воззрением по-видимому стоит также замечание псевдо-Ездры, что Господь посетит живущих на земле только после того, как «исполнится мера уничижения Сиона» ( 3Ездр. 6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Первая книга Паралипоменон.   Книги Паралипоменон называются так потому, что в них содержится многое опущенное в книгах Царств. В первой книге излагается родословие всех колен от Адама до царей, по племенам и народам, по семействам и домам. Говорится также, кого из левитов Давид поставил воспевать Богу на флейтах и арфах и кого назначил для служения при храме, потому что он первый начал строить храм. Коротко изла­гается и нечто другое о царях и о родах. К этому надобно прибавить, что царствование всех царей иерусалимских от Да­вида продолжалось четыреста семьдесят четыре года. Все эти цари были из одного рода Давидова; из них творивших правду было девять, а делавших зло двенадцать, кроме Гофо­лии. А царствование всех царей в Самарии продолжалось две­сти шестьдесят девять лет и тридцать дней; царей было две­надцать, из восьми различных родов, и все они делали зло, подобно Иеровоаму. Вторая книга Паралипоменон.   Во второй книге Паралипоменон излагаются деяния царей. Описавшие их были пророки, жившие в различные времена. Но чтобы узнать писателей в отдельности, для этого нужно за­метить, что здесь излагаются деяния всех царей израильских и иудейских, опущенные в истории царей. Все деяния их из­ложили следующие лица: о Давиде писали пророки Самуил, Нафан и Гад, о Соломоне — пророки Нафан и Ахия; об Иеро­воаме — пророки Самей и Адда; об Авии — пророк Адда. Об Асе написано в летописи царей Иудейских (3Цар.15:23). Об Иосафате писал пророк Ииуй, сын Анания, написавший книгу царей Израилевых (2Пар.20:34); об Иоасе — в книге царей (2Пар.24:27); об Амасии — в книге царей иудейских и израильских; об Озии — пророк Исаия; об Иоафаме — в книге царей иудейских и израильских; об Ахазе — в книге царей иудейских и израильских; об Езекии — пророк Исаия, сын Амосов; о Манассии — описаны в записях Хозая (2Пар.33:19); об Иосии — в книге царей иудейских и израильских; об Иоакиме — в книге царей иудейских и израильских. Так это указано в книгах Паралипоменон. Первая книга Ездры. (В Славянской Библии — вторая, неканоническая книга Ездры)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В памятниках иудейской письменности при описании признаков грядущего мирового переворота не делается определенных указаний, относятся ли эти признаки к явлению Мессии или же к кончипе мира. При том смешении мессиологии и эсхатологии, какое замечается, как мы говорили, в некоторых апокалипсисах, естественно ожидать, что иудейские книжники не могли провести строгое разграничение между знамениями мессианского времени и кончины века и потому допускали и здесь некоторое смешение. Такое смешение можно встречать не только в различных апокалипсических писаниях, но даже и в одном и том же произведении. Так в 3 книге Ездры описание необычайных знамений, предвещающих наступление великого переворота, в большинстве случаев является ответом на вопрос: по каким признакам можно узнать наступление последних времен? «Когда назнаменается век, который начнет проходить, говорит Господь Ездре, то вот знамения, которые Я покажу» ( 3Ездр. 6:20 ); «всякий, кто после исчисленных знамений останется в живых, увидит конец вашего (т. е. нынешнего) века» ( 3Ездр. 6:25 ; ср. 8:50; 9: 5–6). Но те же самые знамения считаются в 3 книге Ездры предвестниками и блаженного царства Мессии: «вот, придет время, говорит Господь, когда придут знамения, которые Я предсказал тебе, и всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол, сам увидит чудеса Мои; ибо откроется Сын Мой» и т. д. ( 3Ездр. 7:26–28 ); или еще яснее: «когда явятся знамения, которые Я показал тебе прежде, тогда откроется Сын Мой» ( 3Ездр. 13:32; 9:1–8 ). Очевидно, автор 3 книги Ездры говорит только об одних знамениях, которые предваряют одновременно и пришествие Мессии и кончину века. Это вполне и понятно: если псевдо-Ездра смотрит на мессианское царство, как на сравнительно кратковременный промежуток между настоящим и будущим веком, который (т. е. будущий век) должен наступить непосредственно после дней Мессии, то следовательно необычайные знамения должны совершиться перед открытием мессианского царства, хотя они будут служить предвестниками и близкой кончины века. То же отождествление знамений пришествия Мессии и погибели настоящего мира замечается и в Апокалипсисе Варуха; в одном месте здесь говорится, что эти знамения предшествуют суду над миром, воскресению умерших и вообще жизни будущего века (48–51 гл.), а в другом месте они прямо относятся к признакам открытия царства Мессии (27–29 гл.; особенно 29:2). Что касается других апокрифических произведений, то в них описываются только необычайные явления и знамения, но совсем не дается указаний, к какому мировому перевороту они относятся. Поэтому мы с полным правом можем предполагать, что все знамения, описываемые в памятниках иудейской письменности, относятся к эпохе, предшествующей явлению Мессии, хотя они в то же время считаются признаками и последних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Оба не принимали ни малейшего участия в низложении их отцом Дидия Юлиана и Песценния Нигера. Приурочивать происхождение всей книги к началу 3 века (Гартвиг) препятствует то обстоятельство, что Климент Александрийский , умерший в 217 г., приводит выдержку из пророческой книги Ездры, как Боговдохновенного произведения. Отсюда очевидно, что она явилась задолго до третьего века, когда увлечение эсхатологией уже исчезло, и подобное произведение не могло привлечь к себе внимание читателей. 3Езд.12:35 Таков сон, виденный тобою, и таково значение его. 3Езд.12:36 Ты один был достоин знать эту тайну Всевышнего. 3Езд.12:37 Все это, виденное тобою, напиши в книге и положи в сокровенном месте; 3Езд.12:38 и научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны. 37–38. Дарованное Ездре откровение не должно делаться достоянием всего народа, так как далеко не все способны понять его. Пророку повелевается увековечить его, предав его письмени, и положить книгу в сокровенном месте. Подобный пример два раза встречается в книге Даниила (VIII:26; XII:4). Характерной чертой всей апокалиптической литературы является известный покров таинственности, которым окутывалась книга. Так как каждый апокалипсис обычно приписывался лицу, жившему несколько веков, а часто даже тысячелетий тому назад, то надо было более или менее правдоподобно объяснить читателю, почему книга так долго была совершенно неведома и только недавно пущена в обращение. Сложилось убеждение, что откровения о последних днях мира назначались лишь для мудрых из народа, которыми сохранялись в глубокой тайне от остальных, или должны были лежать в сокровенном месте до самого последнего времени. 3Езд.12:39 А ты пребудь здесь еще семь дней, чтобы тебе показано было, что Всевышнему угодно будет показать тебе. И отошел от меня. 3Езд.12:40 Когда по истечении семи дней весь народ услышал, что я не возвратился в город, собрались все от малого до большого и, придя ко мне, говорили мне: 3Езд.12:41 чем согрешили мы против тебя? И чем обидели тебя, что ты, оставив нас, сидишь на этом месте? 41 . Подобно тому, как после первого видения к пророку приходит вождь народа Фалтиил (V:16–19), так и теперь весь народ от мала до велика собирается к Ездре и умоляет его вернуться в город. Весь вводный эпизод характеризует высокую роль Ездры для иудеев в плену. Он единственный пророк, и народ предпочел бы сделаться жертвою огня, истребившего Иерусалим, чем потерять его. 3Езд.12:42 Ты один из всего народа остался нам, как гроздь от винограда, как светильник в темном месте и как пристань и корабль, спасенный от бури.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Указание Костерса на наименование пророками народа «прочий народ», «остаток народа», подкрепляемое ссылкою на некоторые места книги пророка Иеремии, где именно этим термином обозначаются оставшиеся, уцелевшие от плена иудеи, а не отведенные в плен (Иер. 42:2,5,19; 43:5; 44:7,12,14), и выводимое им отсюда заключение об отсутствии gola в Палестине, при внимательном рассмотрении употребления этого наименования в библии не может говорить безусловно в пользу мнения Костерса. Не отрицая того, что в книге пророка Иеремии в указываемых Костерсом местах, а также и в Неем. 1:2–3 , термин «остаток», «прочий народ» применяется к оставшимся в стране от плена иудеям, мы можем указать и на другие свидетельства библии, в которых это наименование прилагается к народу, уведенному в плен и возвратившемуся из плена. Так, в той же книге пророка Иеремии «остаток» применяется и к рассеянному народу: «и соберу остаток стада моего из всех стран, куда я изгнал их, и возвращу их во дворы их» (Иер. 33:3), «народ, уцелевший от меча нашел милость в пустыне» (Иер. 31:2). Соответственно контексту, здесь во втором месте разумеется именно народ, отведенный в плен: «в пустыне=в стране рабства» 266 . Далее в той же Иер. 31:7 говорится об «остатке Израиля» и его возвращении ( Иер. 31:8 ). «Этот термин употребляется здесь», – по справедливому заключению Гуанаккера 267 , – «как синоним народа Иеговы». Для объяснения этой мысли и вообще для доказательства применения «остатка» к народу, рассеянному Гуанаккер отсылает читателя к следующим местам библии: Ис. 46:3 ; Мих. 2:12; 4:7 ; Иер. 8:3; 4Цар. 21:14 . Название народа «остаток» применялось и к возвращенным из плена иудеям: так, в списках Неемии ( Неем. 7:72 ), которые Костерс относит ко времени позднее Кира, мы встречаем термин . В 1Ездр. 9:14–15 , изображающей сетование и молитву Ездры по приходе Ездры в Палестину, т. е. уже по возвращении, с точки зрения Костерса, 1-й gola, мы встречаем понятие «остатка» в применении к возвратившимся. «Не прогневаешься ли Ты на нас даже до истребления нас, так что не будет уцелевших и не будет спасения? ( 1Ездр. 9:14 ) Ибо мы остались уцелевшими до сего дня...» ( 1Ездр. 9:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что такое талмуд? Слово «талмуд», от еврейского глагола «ламад», значит «изучение», «наука». В раввинской литературе оно употребляется не в одинаковом смысле. Иногда им называется самый процесс изучения закона (Пеа.1.1), в каковом смысле «талмуд» противополагается «делу» (маасе), т.е. исполнению закона (Абот 4,13; Сифре 79 а:34). Весьма часто слово «талмуд» называется предмет изучения, т.е. Св. Писание (микра) или, в частности, закон (тора) Моисеев 1 . Но в общепринятом смысле «талмудом» называется сборник определений и рассуждений еврейских раввинов первых четырех веков христианской эры, имеющих своей целью регламентирование жизни и мировоззрения еврейского народа. В таком именно смысле употребляют это слово современные нам как христианские, так и еврейские ученые. Понимаемый в этом смысле. «талмуд» заключает в себе две составные части: мишну и гемару, из которых первая является основною и более древнюю, а вторая – добавочною и сравнительно более позднею по своему происхождению. После определения того, что называется талмудом, сам собою напрашивается вопрос: как и когда явился этот литературный памятник? Фактически талмуд явился значительно позже времени земной жизни Христа Спасителя, но вызвавшие его происхождение исторические условия относятся ко времени, гораздо более раннему, чем земная жизнь Христа Спасителя. А отчасти были современный ей. Происхождение мишны, основной и более древней части талмуда, обусловливалось главным образом следующими историческими факторами: во-первых, явившеюся у евреев, после возвращения из вавилонского плена, ревностью к изучению и исполнению Моисеева закона, во-вторых, возникшими в тоже время, некоторыми новыми формами жизни. Относительно ревности евреев того времени изучать и исполнять закон достаточно свидетельствуют книги Ездры, Неемии и Макавейские. В книге Ездры (9 и 10 гл.) говорится, что Ездра расторг браки многих (до 113) лиц, женатых на иноплеменницах, в числе которых было четверо из первосвященнической семьи и восемнадцать священников. Психологическим основанием такого во, можно сказать, необычного в еврейской истории явления было не иное что, как чувство уважения к закону, запрещавшему жениться на иноплеменницах ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), к которому апеллировал Ездра (9:12). В книге Неемии относительно празднования праздника кущей во время Ездры и Неемии говорится: « От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны израилевы» ( Неем.7:17 ). О благоговейном отношении народа к закону свидетельствует также поведение его во время чтения закона Ездрою. «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога Вышнего. И весь народ отвечал: аминь, аминь. Поднимая вверх руки свои, – и покланялись. И повергались пред Господом лицом до земли» ( Неем.7:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Указанные свидетельства сам Моисея о себе, как писателе, нужно относить, по известному нам единству и нераздельности всего состава Пятокнижия, ко всем пяти книгам Моисеевым, а не к трем только и не к частям их. В этом смысле о Моисее, как писателе всего Пятокнижия, говорится в приложении ко Второзаконию (см. Вт.31:24–34), вероятно написанном Иисусом Навином, что «когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца», то повелел священникам положить и хранить «сию книгу закона одесную ковчега завета Господня» (Вт.31:24–26). Это последнее свидетельство указывает также на то, что последняя редакция Пятокнижия сделана была Моисеем в конце его жизни пред самою смертью, хотя отдельные предметы содержания его писались по частям в продолжении 40 лет. Этим объясняется, напр., то явление, что в книге Исход, содержание которой записано было Моисеем у Синая в первый год по исходе из Египта, встречается такое замечание о манне: «сыны Израилевы ели манну 40 лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). 2. После свидетельств сам Пятокнижия о своем писателе Моисее идет в исторических книгах Свящ. Писания В. Завета целый ряд ясных указаний на то, что законд-тора существовали, как отдельная, целая книга («свитоко»), составленная и написанная именно Моисеем. Начиная от современника Моисеева Иисуса Навина, этот ряд свидетельств продолжается чрез целое тысячелетие до Ездры и Неемии. В книге Иисуса Навина (см.1:7–8; 8:31–34; 23:6), в книге Судей (3:4), в книгах Царств ( 3Цар.2:3 ; 4Цар.22:8–10 ср. 2Пар.34:14 ; 4Цар.23:21, 24–25 ср. 2Пар.35:12 ) и Паралипоменон ( 2Пар.23:18; 25:4 ), в книге пр. Даниила 9:11, 13), в первой книге Ездры (3:2), который сам «был книжник, сведущий в законе Моисеевом» (7:6), и в книге Неемии (8:1; 13:1) закон признается, как писание Моисея, как его «книга», а затем в других многочисленных местах тех же книг делается указание на различное содержание этого закона, которое и ныне находится в Пятокнижии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010