Впрочем, таких прибавок и несогласий с подлинником немного. II. О книге Судей Книга Судей получила наименование свое от общего названия тех мужей, дела которых описываются в ней, и которые управляли народом Израильским в продолжение времени от смерти Иисуса сына Навина до избрания царей, и назывались Судиями, schopetim. Они не были царями в том смысле, в каком появились в Еврейском народе цари, начиная с Саула; они не были облечены монархической властью и достоинством, и их первенство и владычество над народом не было наследственно, как в монархических царствах; по должности, обязанностям и положению в народе их можно уподоблять Греческим архонтам или Римским диктаторам – временным главам и государственным людям Республики. – Только в народе Еврейском они призываемы были на поприще служения не волею народа, а непосредственно Богом: – и возстави им Господь судей, говорит писатель книги, и избави их Господь от руки пленяющих я ( Суд.2:16 ); впрочем, их назначение и главная обязанность были не те только, чтобы избавлять народ от набегов и угнетения внешних врагов, но и руководить его к истинному Богопочтению, к соблюдению в чистоте закона Божия, данного через Моисея, и к охранению от почитания чуждых богов; по этим последним признакам значение Судей в народе Еврейском сходно с значением в нем пророков, – в обширном смысле слова, – тем более, что с Судиею, во все время исправления им этой должности, по ясному сказанию книги, был Бог ( Суд.2:18 ). – Действия и влияние Судей простирались иногда не на все колена Израилевы, а только на некоторые, более теснимые врагами внешними. – Книга Судей содержит историю, хотя далеко не полную, Еврейского народа от смерти Навина до Сампсона – в продолжение приблизительно трех с половиною столетий. Впрочем, первые две главы содержат частью извлечение и повторение некоторых событий из книги Навина, случившихся еще в продолжении его жизни, частью общую характеристику периода Судей ( Суд.2:10–23 ). Собственно фактическая история Судей начинается с 3-й главы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

События происходили приблизительно в такие сроки: исход из Египта – 1250-й год до Р.Х., завоевание Центральной Палестины – 1210-й год, заселение Северной Палестины – 1200-й год до Р.Х. Книга Судей разделяется на: 1) введение; 2) главную часть, с которой начинается история судей; 3) два добавления, рассказывающие о переселении одного из колен израилевых и основании нового святилища, а также о войне и наказании за преступление в Гиве. Во введении, которое не относится прямо к истории судей, описывается смерть Иисуса Навина и еще раз дается картина завоевания Святой Земли. Толкователи различают “великих” и “малых” судей. К “великим” относят Гафониила, Авода, Варака и Девору, Гедеона, Иеффая и Самсона. Все они различаются по происхождению, чертам характера, деяниям. На языке Библии судить означало не только исполнять правосудие и следить за исполнением закона, но и управлять. Общее в них то, что все они избраны Господом для совершения какой-либо миссии, спасительной для народа. Имена “малых” судей: Самегор, Фола, Иаир, Есевон, Елон и Авдон. В Библии не рассказывается об их спасительных для народа деяниях, но сообщается о происхождении, семье, месте погребения каждого и точно указываются периоды, в которые они судили Израиль. Общее число судей – двенадцать, совпадающее с числом двенадцати колен израилевых. Повествование о судьях заполняет без перерыва период между смертью Иисуса Навина и воцарением Саула – первого царя Израильского. Главная цель книги – показать религиозный смысл описываемых событий. Истории, рассказанные в ней, даются по одной схеме: люди делают зло – Господь предает их угнетателям; они просят Бога о помощи – Господь посылает им спасителя-судью. Книга Судей – это единственный источник, из которого можно узнать об описываемой в ней эпохе. Поэтому главные события книги можно датировать очень приблизительно. В течение всего этого смутного периода израильтянам приходилось бороться не только против первых владельцев Обетованной Земли – хананеев, но и против соседних племен: моавитян, аммонитян, мадианитян и новых пришельцев – филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3 . Свое заключение о существовании Пятикнижия в период Судей Израилевых мы основывали на некоторых только местах в книге Судей, считая их для такого заключения вполне достаточными. Между тем тут же, наряду с местами, нами рассмотренными в книге Судей, находятся другие, которые мы обошли молчанием, но которые, по утверждению современной критики, до очевидности ясно свидетельствуют о том, что во времена Судей Пятикнижия вовсе не существовало, о нем не имели тогда никакого понятия, и что люди того времени руководствовались в своей религиозной жизни воззрениями совершенно иными, нежели изложенные потом в Пятикнижии, даже противоположными им. Несмотря, однакоже, на то, что такого мнения, как неоспоримо истинного, придерживаются наиболее авторитетные из современных критиков, каковы: Вельхаузен, Робертсон Смит, Кауч, Корнилль и др., мы позволим себе настаивать на правильности нашего заключения, и том, что Пятикнижие в период Судей, несомненно, существовало, ибо к тому же заключению приводят и те места, те краткие замечания и выражения книги Судей, в которых названные критики указывают твердую опору для свою воззрений. а) Так, по словам Робертсона Смита, все обнаружения божественной милости, о которых упоминает книга Судей стоят в тесной связи с богослужением при местных святилищах. Нигде в книге не говорится о том, что богослужение должно совершаться не при местных алтарях, а только при скинии в Силоме, т. е. в месте, которое избрал Господь. Напротив, повествователь без всякого колебания стоит на точке зрения народной религии и не сомневаясь выставляет на вид то, что богослужение и при местных жертвенниках равно приятно Иегове. Вообще обрядовые законы Пятикнижия, в частности закон о единстве места для богослужения ( Втор. 12:11 ), не были извести во времена Судей. Их не знали и не исполняли даже руководители народа, лучшие его представители, религиозно настроенные. Так, судия Гедеон совершил жертвоприношение в своем отечественном городе Офре; Маной, отец Самсона, – в Цоре, причем жертвенниками для них служили камни, находившиеся на месте жертвоприношений 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Уже в 1-м издании 1-го тома «Истории Израиля» (1843) Г. Эвальд писал об особом авторе, к-рого он называет «девтерономист». Этому автору принадлежат не только Второзаконие, но и нек-рые фрагменты в остальных книгах Пятикнижия, а также в Книге Иисуса Навина. В качестве примера такой «писательской деятельности» Эвальд приводит текст Лев 26. 3-45, в котором отразилось знание его автором событий вавилонского плена. Девтерономист - последний автор или последний значительный редактор всего исторического повествования, состоящего из Пятикнижия и Книги Иисуса Навина ( Ewald. 1843. S. 162). Книга Судей Израилевых и 1-4-я Книги Царств Эвальд считал единым произведением («Das große Buch der Könige»). Возможно, наиболее значимыми для исследования И. к. ВЗ стали выводы, к к-рым пришел А. Кюнен во «Введении в Ветхий Завет» ( Kuenen A. Historisch-krit. onderzoek naar her ontstaan en de verzameling van de boeken des ouden Verbonds. Leiden, 1861-1865, 1887-18932. 3 Bde; нем. перевод: Historisch-kritische Einleitung in die Bücher des AT hinsichtlich ihrer Entstehung und Sammlung. Lpz., 1887-1894). В 1-й кн. «Введения...» он указывает на наличие девтерономического слоя в Книге Иисуса Навина ( Idem. 1887. Bd. 1. Tl. 1: Die Entstehung des Hexateuch. S. 130-131). Во 2-й части труда Кюнен исследует историю книг «ранних пророков» и делает заключение, что Книга Судей Израилевых и 1-4-я книги Царств «не только содержательно связаны, но и объединены присущей им девтерономической переработкой» ( Idem. 1890. Bd. 1. Tl. 2: Die historischen Bücher des AT. S. 99). Кюнен исходил из представления об одном девтерономическом редакторе, но затем пришел к выводу, что в Книге Судей Израилевых и 1-4-й книгах Царств имеются разные девтерономические редакции. Первый редактор, к-рого он называет «автором истории царей» (ок. 600), ввел в сочинение практически без изменений написанную до него историю о Самуиле , Сауле и Давиде, а также повествования о судьях, еще не затронутые девтерономической редакцией. Др. редактор, которого Кюнен называет каноническим (1-я пол. V в.), разделил это историческое повествование на 3 книги, а также добавил Суд 1. 1 - 2. 5 и Суд 17-21 к «девтерономической» Книге Судей Израилевых (2. 6-16. 31); в историю царя Давида вставил его указания 2 Цар 21-24, чтобы они предваряли историю Соломона.

http://pravenc.ru/text/675041.html

Подобно другим историческим книгам Ветхого Завета, Книгу судей израилевых следует рассматривать как проповедь, адресованную общине завета в тяжелое для нее время, отмеченное установившимся в стране двоевластием. Автор и его современники не были свидетелями описанных в книге событий, они принадлежали к новому поколению израильтян, но и для них сохранение завета являлось первоочередной задачей. Рассказы о прошлых успехах и поражениях израильтян призваны воодушевлять и наставлять современников, которым автор адресовал свою книгу. Из сказанного в Книге судей израилевых о кризисе власти можно сделать вывод: политическая анархия породила нравственную и общественную испорченность народа. В прошлом народ Божий грешил потому, что его вожди отцы (2,6–10; 6,11–32), священники (гл. 17), судьи (4,9; 8,27; 11,39; 14,3) и его первый царь (8,33 9,57) не сумели объяснить народу, кто есть истинный Бог и что Он сделал для Израиля. Это пагубное неведение и породило вошедшее у израильтян в привычку постоянное нарушение завета. Народ грешил не только идолопоклонством, но и тем, что не помнил Господа и дел Его (2,10 и ком.; 6,13 и ком.). Только царь из дома Иуды мог обеспечить соблюдение народом завета, снискать для него благословение и предотвратить новое порабощение. Характерные особенности и темы Книга судей израилевых состоит из трех самостоятельных разделов, каждый из которых, отличаясь по стилю и содержанию, рассказывает о народе Божием и его вождях, о блестящих победах и тяжелых поражениях сынов израилевых. В центральном разделе книги, наиболее насыщенном драматическими событиями, часто встречаются стихи, говорящие об отступничестве и ослушании народа Божия (2,11.12; 3,7; 4,1; 6,1 и др.), о его наказании (2,14; 3,8; 4,2; 6,1 и др.), о его раскаянии (3,9; 4,3; 6,7 и др.) и о его спасении (2,16; 3,9; 6,8). В те смутные времена каждый из судей старался спасти народ и обеспечить мир Израилю, но после смерти очередного судьи народ вновь предавался греху и делал «злое пред очами Господа». К тому же и сами судьи не раз нарушали завет, в результате чего все быстрее раскручивалась спираль политической анархии и нравственной деградации общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ традиц. название одного из разделов христ. библейского канона ВЗ. Понятие В каноне ВЗ, как он представлен в древнейших унциальных рукописях Септуагинты, а также у нек-рых раннехрист. авторов, выделяется раздел, в к-ром собраны книги, в целом хронологически последовательно излагающие историю древнего Израиля от завоевания Ханаана до возвращения из плена при Ездре и Неемии: Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я книги Царств, 1-2-я книги Паралипоменон, 1-я книга Ездры и Книга Есфири. Уже в ранней Церкви ( Cyr. Hieros. Catech. 4. 35; Greg. Nazianz. Carm. dogm. 1. 12; Aug. De doctr. christ. II 13; и др.) этот раздел иногда назывался «исторические книги», однако авторы, как правило, включали в это понятие и Пятикнижие. По сути такое расширенное понимание термина «исторические книги» приемлемо, поскольку, напр., начиная с кн. Бытие и до 4-й книги Царств последовательно изложена история от Сотворения мира до разрушения Иерусалима, и с этой т. зр. тексты Пятикнижия являются вполне «историческими». Однако в исагогике сложилась традиция понимать под И. к. только повествовательные книги ВЗ, за исключением Пятикнижия. По содержанию и истории возникновения И. к. можно сгруппировать в 2 цикла ( Мень. 2002. С. 586), к-рые отчасти дублируют друг друга. Первый цикл включает Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, 1-4-ю книги Царств и повествует о событиях от сотворения мира до сер. VI в. до Р. Х. Кн. Левит, включающая только законодательный материал, не является исторической, поскольку в ней нет повествований. Однако содержательно она неотделима от Пятикнижия, поскольку центральным ее моментом является дарование закона. Книга Руфь, к-рая в греч. Библии располагается между Книгой Судей Израилевых и 1-й книгой Царств, примыкает к этому циклу хронологически, рассказывая об одном из эпизодов, происшедшем в период судей, и генеалогически, поскольку Руфь является прабабкой царя Давида . В каноне евр. Библии И. к. 1-го цикла (не включая Книгу Руфь) составляют раздел, получивший наименование     - «Первые пророки», противопоставленный следующему разделу канона, именуемому     - «Последующие пророки».

http://pravenc.ru/text/675041.html

Моисей в книге Числ также ссылается на сказания книги под названием – «Брань Иеговы» ( Чис.21:14 ), что вовсе не доказывает, будто место, в котором упоминается об этой книге, или вся книга Числ, не принадлежим Моисею. 2) Что занятие Хеврона Халевом и Давира Гефониилом, описанное в 15 гл. кн. Навина, случилось, по свидетельству, книги Судей, после смерти Навина, – это несправедливо и опровергается составом самой книги Судей. Первая глава и начало второй главы этой книги описывают события, случившиеся не по смерти Навина, а при жизни еще его, и – составляют частью воспоминания о завоевании земли Хананейской, частью изображение отношений Евреев к Хананеям пред смертью И. Навина. Это видно из того, что в 6-м, 7, 8 и 9 ст. 2-й главы ( Нав.2:6–9 ) описывается смерть И. Навина так же, как в последней главе книги Иисуса Навина ( Нав.24:28–31 ), и – потом уже начинается история Судей. Значит, все сказанное в первой и начале второй главы книги Судей, а потому и завоевание Хеврона и Давира случилось при жизни Навина и составляет повторение или извлечение из его книги. Начало этой книги нужно перевесть так: по смерти Иисуса Навина случилось следующее: еще прежде сыны Израилевы вопрошали Господа и пр. – затем описываются подвиги прежние Иуды и Симеона, еще при жизни Навина, смерть Адонивезека, царя Иерусалимского, подробно описанная в 10-й главе Навина, занятие Хеврона и Давира, упоминаемое в 15 гл. книги Навина, и состояние колен Еврейского народа пред кончиною Навина, с показанием, что Евреи не исполнили определения Божия, не истребили Хананеев, и за это будут подлежать ответственности. – Таким образом, возражение, будто Навин в своей книге не мог поместить сказания о занятии Хеврона Халевом и Давира Гофониилом, основывается на ложной мысли – будто эти события последовали после смерти Навина, само собою падает, как скоро доказана несправедливость этой мысли, и доказана на основании самой книги Судей. – Что касается до занятия Лаиса Данитянами, которое, по сказанию книги Судей ( Суд.18:7,29 ), случилось около времен Сампсона, и, следовательно, не могло быть описано Иисусом Навином, тогда как в книге его оно описано ( Нав.19:47 ): то странно смешивать эти два сказания и почитать их сказаниями об одном и том же событии: это два события совершенно различные: одно случилось при Навине, другое после, во времена Сампсона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

1973). Этот список явно зависим от греч. списка в составе Апостольских канонов, добавлена лишь Книга Судей Израилевых, но пропущена Книга Есфири и 1-3-я Маккавейские (Книги Иудифи, Товита и премудрости Соломона вообще не упоминаются). Страница из Эчмиадзинского Евангелия с миниатюрой «Поклонение волхвов». 989 г. (Матен. 2374. Л.10) Страница из Эчмиадзинского Евангелия с миниатюрой «Поклонение волхвов». 989 г. (Матен. 2374. Л.10) В стихометрии Анании Ширакаци (VII в.), сохранившейся в позднесредневековых рукописях, представлен следующий состав: Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я Царств, 1-2-я Паралипоменон, затем 1-4-я Книги Маккавейские (при этом 4-я Маккавейская вообще не известна в арм. традиции), 12 малых пророков, Книги пророков Исаии, Иеремии, Варуха, Плач Иеремии, Послание Иеремии (эта книга крайне редко встречается в составе арм. Библий), Книги пророков Иезекииля, Даниила, Псалтирь, Книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, премудрости Соломона, Иова, премудрости Иисуса, сына Сирахова, 1-я и 2-я Ездры (с редким для арм. традиции уточнением, что это Книга Неемии), Есфири, Товита, Иудифи ( Idem. 1975). Один из наиболее полных списков ВЗ принадлежит Мхитару Айриванеци (XIII в.): Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-4-я Царств, 1-2-я Паралипоменон, 1-4-я Маккавейские, далее следует название «Книга Иосифа, который первосвященник Каиафа» (возможно, это не отдельное сочинение, а указание на авторство 4-й Книги Маккавейской), «Видения Еноха», «Завещания патриархов», «Молитва Асенефы», Книги Товита, Иудифи, Есфири, «Ездра Салафиил» (это 3-я (4-я) Книга Ездры), Иова (далее неясная помета «8, 9 дней»), Псалтирь, Книги 12 пророков, Притчей Соломоновых, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, «3-я Книга Паралипоменон» (с уточнением «об Иеремии в Вавилоне»), «Смерть пророков» (т. е. Жития пророков), Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова ( Idem. 1976). Вероятно, это не офиц. список канонических книг арм.

http://pravenc.ru/text/1470227.html

– Это видно из сличения сказаний обеих книг. В книге Судей ( Суд.18:1 ) говорится, что Данитяне пошли искать себе наследия и воевать Лаис потому, что до дней оных (до времени Сампсона) не паде ему наследие среде племен сынов Израилевых т. е. не было у него особенного участка земли, каковые имели все прочие племена. Между тем, по книге Иисуса Навина колено Даново имело свой участок с определенными границами, подобно другим коленам ( Нав.19:40–46 ), участок, данный ему Иисусом Навином и Елеазаром ( Нав.19:51 ), и Даниты воевали Лаис потому, что каждое колено обязано было изгонять из своего участка и истреблять Хананеев. Между тем, в самой же книге Навина замечено, что не истребиша сынове Дановы Амморея, озлобляющаго их на горе и не даяху им Аммореи исходити на юдоль и утесниша от них предел части их ( Нав.19:48 ), т. е , Аммореи были сильнее колена Данова и теснили его. По всей вероятности, эти усилия Аммореев стеснить Данитов увенчались успехом, так что эти последние около времен Сампсона почти вытеснены были из своего участка, и вот объяснение слов книги Судей, – что Данитам до дней Сампсона не паде наслелие среде племен сынов Израилевых т. е., они, теснимые Аммореями, лишились своего участка земли. Это стеснение заставило предпринять их новый поход против Аммореев и – тогда они снова заняли отнятый у них Лаис и снова назвали его Даном. Потому и обстоятельства этих завоеваний Ланса Данитянами, по сказаниям книг Навина и Судей, различны; при первом завоевании, по книге Навина, они умертвили жителей и поселились на место их в городе, переименовав его Ласеданом ( Нав.19:47 ); при втором же, по сказании книги Судей, они не только истребили жителей, но и самый город сожгли, и построив на месте его новый город, поселились в нем, наименовав его Даном ( Суд.18:27–28 ). – Таким образом, смешивать сказаний книг Навина и Судей о завоевании Данитянами Лаиса нельзя; первое случилось во времена Навина и, следовательно, нет препятствия признавать, что это описание сделано самим Навином.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

В-третьих, писатель 3-й книги Царств в 6-й главе сообщает следующую хронологическую дату относительно времени построения храма ( 3Цар.6:1 ): «в 480 году по исшествии сынов израилевых из земли Египетской, в 4-й год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть вторый месяц, – начал он строить храм Господу». Чтобы определить время деятельности Судей, от 480 лет нужно отнять 40 лет странствования по пустыне, неизвестное число лет управления Иисуса Навина (от 17 до 25, причем эти цифры основаны только на догадках древних и новых историков библейских), неизвестное число лет от смерти Иисуса Навина до порабощения Израиля Хусарсафемом, 3 года царствования Соломона, 40 Давида, 40 Саула, т. е. всего около 200 лет, – тогда продолжительность периода Судей сокращается до 280 или 300 лет. В-четвертых, в 11-й главе книги Судей, Иеффай, чтобы доказать незаконность притязаний царя Аммонитян на за-иорданские области, ссылается на право давности и говорит ( Суд.11:26 ): «Израиль уже живет 300 лет в Есевоне и в зависящих от него городах». Заиорданские области были завоеваны еще при Моисее; следовательно, в эти 300 лет входят годы деятельности Иисуса Навина, его преемников-старейшин до Гофониила, всего около 50 лет по общепринятому счислению, а потому от начала периода Судей до Иеффая прошло около 250 лет. Присоединяя к этому остальные цифровые данные книги, получим общую сумму в 300 лет слишком, maximum в 350 лет. В этом случае книга Судей почти совпадает в своих показаниях с 3-й книгой Царств. Наконец, в-пятых, если по примеру древних Иудейских и христианских толкователей сложить все числовые данные книги, включив в общий итог годы порабощения, мира и управления каждого Судьи, то они дадут общую сумму 410 лет. Если бы на основании этой цифры мы захотели определить время от исхода из Египта до построения храма, то должны были бы прибавить к ней еще свыше 200 лет, т. е. получить итог свыше 600 лет. Этот результат расходится приблизительно на 200 лет с точным указанием 3-й книги Царств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010