Весьма многочисленны упоминания о сем в священных книгах, равно, как и о том, что Господь принимает к Своему сердцу такие молитвенные вопли даже тогда, когда, повидимому, человек впал уже в безнадежное положение. Вопреки ближайшему смыслу слов такой благодатный вопль иногда не сопровождается никаким звуком. Такова молитва Моисея перед переходом через Чермное море. Итак молитва Моисея была беззвучна, однако Господь говорит ему: что вопиешь ко Мне, скажи сынам Израилевым, чтобы они шли ( Исх. 14:1 ). Такова же была и молитва св. Анны, матери Самуила: она говорила в сердце своем, а уста её только двигались и не было слышно голоса ея (1 Царст. 1:13). Она сменилась потом благодарственным прославлением Бога, которое вошло в наше ежедневное богослужение в числе 8 ветхозаветных гимнов, составивших канву для 8 ежедневных ирмосов утрени. Итак помянутый смертельный вопль души заменяемый потом восторженным славословием и благодарением является как бы прообразом или предсказанием того предсмертного вопля Христова на Голгофе, который явился по воскресении Христовом началом воскресения многих тел усопших святых. Теперь нам покажется уже более ясным и тесно связанным с этой картиной предсмертного вопля и последующего затем излияния Божественной силы тот прообраз воскресения, который обнаружился в воскресении многих святых в момент Христовой трехдневной смерти. Многочисленны выражения псалмов о предсмертном вопле страдальцев и спасении их, посланном от Бога. Мы приведем только некоторые из них. Перед нами книга пророка Ионы. Вот он в чреве кита на волосок от смерти; он умирает, но крик исходящей души соединяет с непоколебимой верой в милосердие Божие и в Его победу над смертию. Замечательна уверенность в спасении, совмещенная в сердце пророка, уже разстающегося с земной жизнью: ко Господу воззвал (возопих) я в скорби моей и возопил, и Ты услышал голос мой, Ты вверг меня во глубину, в сердце моря и потоки окружили меня; все воды Твои и волны Твои проходили надо мной. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако, я опять увижу Святой храм Твой (2:3–5). Эта песнь Ионы, как и песнь Моисея и Анны ежедневно повторяются на утрени. Особенно замечательно то, что молящийся не ограничивается исповеданием собственных чувств перед Богом, но туг же обращается ко всему роду человеческому с поучением, и утешением, и обличением: Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосерд ного Своего, а я с гласом хвалы приношу Тебе жертву: что обещал, то исполнил (ст. 9:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Глава ΧΧΧVIII. – Стих. 1–3. В те дни заболел Езекия даже до смерти. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: распорядись на счет дома своего, потому что ты умрешь, а не останешься в живых. И обратил Езекия лице свое к стене, и помолился Господу, и сказал: умоляю, Господи, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими. И плакал Езекия плачем великим. – егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет ( Притч. 3:12 ). Чтобы после неимоверных триумфов и победы среди плена сердце Езекии не превозносилось, он посещается болезнию тела своего, и слышит, что он умрет, для того чтобы обращение к Господу отвратило приговор Его. Это именно мы читаем и у пророка Ионы и в угрозах против Давида, о которых говорится, что они сбудутся, но которые не сбылись, не потому что Бог изменяет приговор, а потому что Он призывает человеческий род к познанию Его. Ибо Он есть Господь, каяйся о злобах (2 Пар. молитва Манассии ст. 6. Иоиля 2, 13. Ионы 4, 2). И обратил Езекия лицо свое к стене, ибо к храму идти он не мог, и именно к стене храма, подле которого Соломон построил дворец; или вообще к стене, чтобы не казалось, что он выставляет свои слезы на показ присутствующим; или, по крайней мере, по Иеремии, который словом cir , то есть стеною называет сердце: к сердцу своему , чтобы всем умом умолять Господа. И говорит: умоляю, Господа, вспомни, прошу, как ходил я пред Тобою в истине и с сердцем совершенным, и делал доброе пред очами Твоими . Слыша, что он умрет, не просит жизни и очень многих лет, а предоставляет суду Божию, что угодно будет даровать, ибо знал, что Соломон тем был угоден Богу, что не просил многих лет жизни: но имея идти ко Господу, говорит о делах своих, как ходил пред Ним в истине и с сердцем совершенным. Счастлива совесть, которая во время огорчения воспоминает добрые дела: ибо блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ) И так как в другом месте пишется: кто похвалится чисто имети сердце ( Притч. 20:9 ), то это так объясняется, что совершенством сердца теперь называется в нем то, что он истребил идолов, ниспроверг сосуды храма Ваалова, сокрушил медного змея и совершил прочее, упоминаемое Писанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я» Поскольку вы, говорит, смотря на одну только плоть, думаете, что Я простой человек, один из вам подобных, а Божеское достоинство и соединенная с ним слава нисколько не входит в ваш ум, то очевиднейшим для вас знамением того, что Я – истинный Бог от Бога и Свет от Света, послужит всеужасная ваша и беззаконнейшая дерзость, то есть крест и смерть (Моей) плоти на нем. Ведь как скоро вы увидите неисполнившеюся цель своего злоумышления и сокрушенною сеть смерти, ибо Я восстану из мертвых, – тогда даже невольно и по необходимости уже согласитесь наконец с обращенными к вам Моими словами и должны будете признать, что Я – Истинный Бог по природе. И это потому, что Я окажусь выше смерти и тления и, как Жизнь по природе, восставлю Мой храм ( Ин.2:19–21 ). Но если владычествовать над смертью и презирать сети тления подобает только Богу по природе и никому другому из существующего, то разве не должен оказаться Я, без всякого противоречия и вне всякого сомнения, по этому самому могущим все побеждать и беспрепятственно? Итак, Спаситель сказал, что Его собственный Крест будет знамением для иудеев и очевиднейшим доказательством того, что Он есть Бог по природе. Ясно высказывающим это ты можешь видеть Его и в некотором другом случае. Так как чрез Него совершилось бесчисленное множество чудотворений, то фарисеи приступили однажды к нему с словами: «Учитель! желаем от Тебя знамение видеть» ( Мф.12:38 ). Он же, поскольку видел их замыслы и знал их дурные намерения, говорит: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дается ему, кроме знамения Ионы пророка: ибо как был Иона во чреве кита три дня и три ночи, так будет и Сын Человеческий в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:39–40 ). Слышишь, как иудеям, требовавшим знамения в доказательство того, что Он есть истинный Бог, хотя говорили это и с целью искушения, – не будет показано, говорит, им другого знамения, кроме знамения Ионы пророка, то есть тридневной смерти и воскресения из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) Переход иудеев через Чермное море. Миниатюра из Псалтири. XIV-XV вв. (Cod. Laur. B25. Fol. 196v) В том же смысле говорится о В. и в Ис 28. 16: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень - камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится». Глагольная форма   употреблена здесь абсолютно (ср.: Ис 7. 9) и указывает на внутреннюю уверенность, твердость, внешнее выражение к-рой - «покой» и «успокоение» (Ис 28. 12; 30. 15). Этот текст был известен кумран. общине (1QS 8. 7 и сл.). В НЗ Ис 28. 16 воспринимается через перевод LXX (κα πιστεων π ατ ο μ καταισχυνθ) как пророчество о Спасителе (Рим 9. 33; 10. 11; 1 Петр 2. 6). В Ис 43. 8-13 Господь называет Свой народ свидетелем для всех народов в том, что Яхве - Бог и нет, кроме Него, др. Бога. При этом сами иудеи призываются к В.: «...чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Здесь «верить» значит признавать истинность некоего утверждения и сознательно его исповедовать. В том же смысле о В. говорится в Ис 53. 1. Книга пророка Ионы В этой книге речь идет о В. неизраильтян. Этим обстоятельством обусловлены особенности, отличающие отраженное здесь понятие В. Ниневитяне поверили в ответ на проповедь Ионы, содержанием к-рой было возвещение скорой гибели (Иона 3. 4). Их В. проявляется в посте, покаянии и отказе от злых дел (3. 8). Эта В. есть прежде всего обращение (   - 3. 8, 10), что не имеет аналогий в евр. Библии (исключение: 4 Цар 17. 13 и слл.), но характерно для второканонических книг (Юдифь 14. 10; Прем 12. 2) и НЗ. Ниневитяне принимают слова пророка как исходящие от Самого Бога (Иона 3. 5), хотя буквально в его словах о Боге не упоминается (3. 4), и т. о. оказываются способны на то, что было недоступно народу Израиля, проявляющему В. лишь на основании чудес и знамений (Исх 4. 31; 14. 31). Это во многом объясняет причину использования данного эпизода в новозаветной проповеди (Мф 12. 41; Лк 11. 32). Аввакум 2. 4.

http://pravenc.ru/text/150359.html

      2. Заметь, с какою точностью выражает Спаситель даже и прикровенное Свое пророчество. Не говорит Он: в земле, но: в сердцы земли, чтобы ясно означить Свое пребывание во гробе, и чтобы никто не подумал, будто смерть Его была только одно призрачное явление. Для того же предназначает Он и три дня, чтобы никто не сомневался на счет Его смерти, так что не только крест и очевидность для всех, но и самое количество дней должно служить доказательством ее. О воскресении должно было свидетельствовать все последующее время; между тем кресту многие не стали бы и верить, если бы не было тогда многих знамений, свидетельствовавших о Нем; а если бы не поверили кресту, не поверили бы и воскресению. Потому-то и называет Спаситель крестную смерть знамением. Ежели бы Он не был распят на кресте, не было бы дано и знамение. Вот почему представляет Он и прообразование, для большего удостоверения в истине. Скажи мне, в самом деле, разве пребывание Ионы во чреве китове было одна мечта? Нет, ты не можешь этого сказать. А следовательно, и пребывание Христа в сердце земли не могло быть мечтою. Не может быть, чтобы прообразование совершилось истинно, а сама истина осталась мечтою. Потому мы во всем и возвещаем смерть Христову: и в святых тайнах, и в крещении, и во всех других священных действиях. Потому и апостол Павел громко взывает: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал. VI, 14). Отсюда видно, что зараженные лжеучением Маркионовым суть чада дьявола, потому что они изглаждают ту истину, для утверждения которой все сделал Христос и для уничтожения которой все усилия употреблял дьявол, - я разумею крест и страдание. Для того и в другом месте предвозвещал Господь: разорите церковь сию, и треми деньми воздвигну ю (Иоан. II, 19), и еще: приидут дние, егда отъят будет от них Жених (Лук. V, 35); а здесь сказал: не дастся ему знамение, токмо Ионы пророка, показывая этим, что Он пострадает и за них, но они не приобретут от того никакой пользы, что Он и выразил явственно в последующих словах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А Иону в глубине морской поглотил кит, чудовище морское. И был Иона во чреве китовом три дня и три ночи. И молился там Господу, и каялся о грехе своем, и взывал к святому храму Божию из глубины моря. И повелел Господь киту выбросить Иону на берег. II И во второй раз был к Ионе-пророку голос Божий: – Встань, иди в Ниневию, в великий город, и проповедуй там, как Я сказал тебе. Тогда встал Иона и пошел в Ниневию, по повелению Божию. А Ниневия был великим городом: три дня надо было, чтобы обойти его. И начал Иона ходить по городу и проповедовал о Боге и о спасении, и постоянно повторял: – Еще сорок дней, и Ниневия погибнет! Ниневитяне слушали его проповедь , и поверили Богу, и каялись о злых делах своих. Они объявили пост по всему городу; оделись в одежду покаяния, от мала до велика. Сам царь их, услышав о проповеди Ионы, снял с себя царскую одежду, оделся в рубище, наложил пост не только на людей, но и на животных. И велел всем молиться Богу и исправиться. И сказал: – Кто знает, может быть, Бог и сжалится над нами, и мы не погибнем? И увидел Бог, что они искренно покаялись. И не навел на них бедствия. И не погибла Ниневия. Так Господь показал свою любовь к грешным людям, и милосердие, и долготерпение. Но пророк Иона, судя по-человечески, хотел, чтобы беззаконие было наказано, чтобы правосудие Божие было выше милости. И вот, опечалился Иона, и возмутился духом, и сказал Господу: – О, Господи! Не так ли я говорил еще в стране своей? Не оттого ли я бежал и в Фарсис? Я знал, что ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и жалеешь, когда дойдет до бедствия. Вот и теперь – возьми от меня душу мою: мне лучше умереть, нежели жить. В огорчении вышел Иона за город. Там, на восточной стороне, сделал себе кущу, сел под нею в тени и стал наблюдать: что будет с городом. И вот, по повелению Божию, выросла около Ионы широколиственная тыква, и поднялась над головою пророка, и бросила густую тень над головою его. И рад был Иона тыкве. Но в следующую же ночь червь подточил корень у тыквы и она засохла. А день наступил знойный: дул восточный ветер, палило солнце невыносимо. Иона изнемогал от жары и просил себе смерти у Бога, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Ион. 4 :3. И ныне, Владыко Господи, возьми душу мою от меня, ибо мне лучше умереть, нежели жить. Ион. 4 :4. И сказал Господь Ионе: неужели ты так сильно огорчился? Ион. 4 :5. И вышел Иона из города, и поселился против города, и устроил себе там 32 шалаш и сел под ним в тени, чтобы видеть, что будет с городом. Ион. 4 :6. И повелел Господь Бог тыкве 33 (произрасти), и она выросла над головой Ионы, чтобы была тень над головою его, чтобы защищать 34 его от страдания 35 его, и весьма сильно обрадовался Иона этой тыкве. Ион. 4 :7. И повелел Господь Бог червю рано по утру, и он подточил тыкву, и она засохла. Ион. 4 :8. И было вскоре 36 : когда взошло солнце 37 , Бог повелел (дуть) ветру знойному жгучему, и солнце стало ударять в голову Ионы, и он стал малодушествовать и отрекаться от жизни своей, и сказал: Ион. 4 :9. Лучше мне умереть, нежели жить! И сказал Господь Бог Ионе: ужели ты так сильно опечалился о тыкве? И сказал (Иона) 38 : очень опечалился я, даже до смерти. Ион. 4 :10. И сказал Господь: ты сожалеешь о тыкве, над которою не трудился, которой не ростил, которая за ночь выросла и за ночь погибла; Ион. 4 :11. Ужели Я не пожалею Ниневии, города великого, в котором живет более 120 тысяч человек, не умеющих отличить правой руки своей от левой, и много скота у них 39 ? Книга пророка Михея Глава 1 Мих. 1 :1. Слово Господне, которое было 2 к Михею Морасфитянину, во дни Иоафама, и Ахаза, и Езекии, царей Иудейских, о том, что видел он о Самарии и об Иерусалиме. Мих. 1 :2. Слушайте, все 3 народы, слова и внимай, земля и все, находящиеся на ней, и будет Господь Бог вам свидетелем 4 , Господь из дома святого Своего. Мих. 1 :3. Ибо вот Господь исходит от места Своего 5 и сойдет и наступит на высоты земли. Мих. 1 :4. И поколеблются горы под Ним, и долины растают, как воск от огня и как вода, льющаяся стремительно 6 . Мих. 1 :5. За нечестие Иакова все это и за грех дома Израилева. Что за нечестие дома Иакова? Не Самария ли? И что за грех дома Иуды? Не Иерусалим ли 7 ? Мих. 1 :6. И сделаю Самарию полевым овощным хранилищем и местом для виноградника, и низвергну в пропасть камни ея и обнажу основания ея.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

История Ионы и ниневитян раскрывает еще одну грань покаяния — как шанса на исправление. Все библейские примеры покаяния — это истории духовных перемен, происходивших с людьми. Однако именно Книга пророка Ионы с особой силой говорит о том, что покаяние дается Богом как шанс и что милосердный Господь использует самые невероятные для человека пути, чтобы обратить Свое творение к добру и свету. Всенародное покаяние Израиля во времена Ездры. Середина V века до Р. Х. Боже мой! стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес. 1 Езд 9:6 Эти слова принадлежат первосвященнику Ездре, жившему в тот самый период, когда потомки Иакова вернулись в землю обетованную из вавилонского плена. Ездра стоял во главе иудеев, пришедших из Вавилона в Иерусалим, и провел масштабную общественную реформу. Покаяние, принесенное евреями в годы его правления, не было в истории ветхозаветного Израиля ни первым, ни последним, и все же стало знаковым событием. Вся жизнь израильского народа рассматривается Библией как исполнение завета, иначе говоря, договора между Господом и избранными Им людьми — потомками Авраама. Поначалу Господь заключал личный завет с каждым из ветхозаветных праведников. А после исхода евреев во главе с Моисеем из Египта Бог заключил на горе Синай завет уже с целым народом, и главным условием этого договора стала верность людей своему Создателю и Его закону: Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх 19:5–6). Но почти сразу после заключения завета с Богом евреи стали нарушать его. При Моисее, который более 40 лет водил израильский народ по пустыне в поисках земли обетованной, причиной непослушания Богу часто становился страх неопределенности и гибели. В Египте евреи хотя и были рабами, но все же имели пищу и кров. Из плена же они шли в неизвестность. Бог не раз говорил: «Не бойтесь, Я с вами, Я помогу», и все же у людей часто не хватало доверия Ему. Моисею приходилось увещеваниями, чудесами и наказаниями вновь и вновь обращать евреев к покаянию.

http://foma.ru/chetyre-silnyh-primera-po...

Сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: «Месяц этот для вас начало месяцев, первый он для вас между месяцами года. Скажи всему собранию сынов Израилевых, говоря: В десятый день месяца сего пусть они возьмут себе каждый агнца по домам их родов, каждый – по агнцу на дом; если же так немного будет людей в доме, что не довольно на агнца, пусть возьмет с собой соседа, ближнего к нему; по числу душ каждый, чтобы хватило ему, рассчитает на агнца. Агнец совершенный, мужеского пола, без порока, (и) однолетний будет у вас; из ягнят или из козлят его возьмите. И будет он у вас хранится до четырнадцатого дня месяца сего: и заколет его всё множество собрания сынов Израилевых, к вечеру, и возьмут от крови, и нанесут на два косяка и на перекладину дверей в домах, где будут есть его; и съедят мясо в эту ночь, испеченное на огне, и опресноки с горькими травами будут есть. Не будете есть от него ни сырого, ни сваренного в воде, но испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставьте от него до утра и кость не сокрушите у него, но остающееся от него до утра в огне сожжете. И будете так есть его: чресла ваши препоясаны, и обувь (ваша) на ногах ваших и посохи (ваши) в руках ваших, и будете есть его с поспешностью: это – Пасха Господня». 4. Далее целиком читается Книга пророка Ионы Это кажется очень странным. Здесь не упоминается ни о какой Пасхе, это вообще странная история о пророке, который не захотел исполнять повеление Господа и бежал прочь, но в конце концов вынужден был проповедовать в Ниневии, столице ассирийской империи (для израильтян само название города означало примерно то же самое, что для наших предков гитлеровский Берлин). Еще прежде смерти Иисус говорил, что проведет во чреве земли три дня и три ночи, как Иона провел такое же время во чреве огромной рыбы. Это совпадение можно было бы считать внешним, но есть в книге Ионы и нечто другое: она рассказывает, что даже самый жестокий и извращенный город, Ниневия, тоже дорог Богу, что Господь желает не покарать его, а обратить к покаянию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

На обе просьбы Моисея есть ответ. На первую («открой мне путь твой») Бог отвечает: «Сам Я пойду». На вторую («покажи мне славу Твою») ответом является: «Я проведу пред тобою всю славу Мою (т.е. видимое откровение), и провозглашу имя Иеговы пред тобою» (т.е. понятийное откровение). Обещание затем обрывается, и к нему возвращаются лишь в 34:6: «И прошел Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый...». Далее следует описание Божьего характера, которое часто упоминается в иудейских преданиях как «тринадцать атрибутов Бога» – перечень, отраженный в таких отрывках как Числа (14:18); Книга Неемии (9:17:31); Псалтирь (85:15; 102:8; 144:8); Книга Пророка Иеремии (32:18); Книга Пророка Иоиля (2:13); Книга Пророка Ионы (4:2) и Книга Пророка Наума (1:3). Бог виден в том, что Он совершает, и в том, как Он действует. Ранее Бог Сам стоял на скале в Хориве (17:6). Теперь очередь Моисея стать в расщелине скалы и мимолетом уловить промелькнувшую спину Бога (33:23). Дойдя до 34-й главы, мы готовы к обновлению завета. Речь напоминает 19-ю главу Книги Исход: «И будь готов к утру... никто не должен восходить с тобою ... даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей... И сошел Господь в облаке» (34:2–5). Моисей по-прежнему беспокоится о своем народе: «Да пойдет Владыка посреди нас ... Прости беззакония наши и грехи наши, и сделай нас наследием Твоим» (34:9). Здесь нет никакого хвастовства, равно как и Моисей не пытается оправдать себя. Он полностью отождествляет себя со своим народом. Стихи 10–26 являются Божьим словом, обращенным к Израилю. Во-первых, Бог призывает нетерпимо относиться ко всем формам языческого поклонения (ст. 11–16). Не должно быть никаких уз с неверующими. Далее, в стихах с 17-го по 26-й следует выборка законов как из Декалога (34:17:21), так и из книги завета (34:23:26). Эти запреты или предупреждения входят в одну из двух категорий: запрет отступничества либо культовый перечень. Именно в этих сферах Израиль согрешил, построив золотого тельца – воздвигнув запретного идола, после чего последовал религиозный праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010