| ... Е. Петров Бегство от Бога: истолкование Феодором Мопсуэстийским Книги пророка Ионы ( Иона. 1: 1–3 ) и традиция экзегезы Древней Церкви Книга пророка Ионы, состоящая всего из 4 глав (согласно разделению глав в Септуагинте; в Масоретском тексте — из 3) и являющаяся одной из самых коротких в Ветхом Завете, всегда, тем не менее, находилась в центре внимания толкователей Священного Писания в древней Церкви, которых привлекал необычный стиль и характер содержания этой книги. По соотношению объема текста с количеством цитат и аллюзий Книга пророка Ионы оказывается одной из самых популярных книг ВЗ в святоотеческой традиции 1. На столь широкое обращение к тексту данной книги повлияло прежде всего истолкование истории Ионы Самим Господом применительно к Своим смерти и воскресению ( см. Мф. 16: 4; Лк. 11: 29–31 ) . У Ионы, в отличие от других пророков, прообразовательное истолкование в Евангелиях получают не сами пророчества, а образ пророка и события его жизни. Книга Ионы — единственная из собрания малых пророков, все пророчество которой занимает, по сути, один-единственный стих ( Иона. 1: 2 ) , тогда как остальное повествование посвящено рассказу о странных, чудесных ... далее ... |
| | ... а славой тела Своего уничтожает тление человеческой плоти» 324. Победа Христа над смертью имеет универсальный характер: «Божий Сын пригвожден ко кресту, но на кресте Бог побеждает человеческую смерть. Сын Божий умирает, но всякая плоть (omnis caro) оживотворяется во Христе. Сын Божий во аде, а человек возвращен на небо» 325. Св. Амвросий Медилоанский упоминает также о том, что «узы смертные не удержали Христа», Который, хотя и умер как человек, «но в самом аде был свободен» 326. Большое внимание теме сошествия во ад уделяет блаженный Иероним. Он рассматривает эту тему на материале Книги пророка Ионы, которая в святоотеческой экзегетике воспринимается как типологическое описание тридневного пребывания Христа «в сердце земли» (так называемого triduum mortis) 327. В одном из писем Иероним говорит об умерщвлении смерти сошедшим во ад Христом, используя образ «приманки», уже знакомый нам по творениям св. Григория Нисского: О смерть, разделяющая братьев, жестокая и неумолимая разлучница соединенных любовью! Поглотила ты Иону, но и во чреве твоем он остался жив. Носила ты его как мертвеца, но для того, чтобы укротилась буря мира и наша Ниневия спаслась его проповедью. Он ... далее ... |
| | ... переводчика В последнее время появляется все больше разных переводов библейских книг, и это замечательно. Даже если тот или иной перевод выполнен не на должном уровне, даже если его можно назвать явной неудачей, в нем все равно будет что-то, что заставит нас освежить наш взгляд на привычный священный текст, заставит задуматься о вечно новой Вести. Анализировать существующие переводы я сейчас не буду — это слишком серьезная и совершенно отдельная задача. Скажу только несколько слов о самых общих тенденциях. Мы привыкли к переводам дословным или почти дословным, таким, как славянский или Синодальный. Привыкли к их торжественной тяжеловесности и неясности, которые часто принимаются нами за неотъемлемое свойство священного текста. Поэтому мы с естественным подозрением относимся к переводам “смысловым”, цель которых — сделать текст максимально доступным для читателя. И подозрение это зачастую оправдывается — в погоне за легкодоступным смыслом переводчик может утратить не только почтение к тексту, но и немалую долю самого смысла, может свести все многоцветие оригинала к черно-белому морализаторству в духе воскресной школы Тома Сойера. Поэтому сегодня все чаще можно услышать ... далее ... |
|  Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства. Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь |
|
| ... а славой тела Своего уничтожает тление человеческой плоти» 324. Победа Христа над смертью имеет универсальный характер: «Божий Сын пригвожден ко кресту, но на кресте Бог побеждает человеческую смерть. Сын Божий умирает, но всякая плоть (omnis caro) оживотворяется во Христе. Сын Божий во аде, а человек возвращен на небо» 325. Св. Амвросий Медилоанский упоминает также о том, что «узы смертные не удержали Христа», Который, хотя и умер как человек, «но в самом аде был свободен» 326. Большое внимание теме сошествия во ад уделяет блаженный Иероним. Он рассматривает эту тему на материале Книги пророка Ионы, которая в святоотеческой экзегетике воспринимается как типологическое описание тридневного пребывания Христа «в сердце земли» (так называемого triduum mortis) 327. В одном из писем Иероним говорит об умерщвлении смерти сошедшим во ад Христом, используя образ «приманки», уже знакомый нам по творениям св. Григория Нисского: О смерть, разделяющая братьев, жестокая и неумолимая разлучница соединенных любовью! Поглотила ты Иону, но и во чреве твоем он остался жив. Носила ты его как мертвеца, но для того, чтобы укротилась буря мира и наша Ниневия спаслась его проповедью. Он ... далее ... |
| | ... посылается к язычникам для осуждения израильтян, потому что они упорствуют в злодеянии, между тем как Ниневия приносит покаяние. Далее слова: «злодеяние его дошло до Меня» или «вопль злодеяния его шел до Меня» означает тоже, что сказано в книге Бытия: «вопль Содомский и Гоморрский умножися» ( Быт. 18: 20 ) , и к Каину: «глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли» ( Быт. 4: 10 ) . В иносказательном смысле Господь наш то и другое означает, или потому, что Дух Святый нисшел на Него в виде голубя и пребывал на Нем, или же потому, что Он сам болезновал о наших ранах, плакал об Иерусалиме и язвою Его мы исцелились, и по истине Он есть сын истины, потому что Бог есть истина, посылается в прекрасную Ниневию, то есть в мир, красивее которого мы ничего не видим плотскими очами. Поэтому и у греков он от красоты получил название χόσμος, и по окончании всех дел творения о нем говорится: «виде Бог, яко добра» ( Быт. 1: 31 ) . Он был послан в Ниневию, город великий, чтобы весь мир язычников слушал Его, потому что Израиль не захотел слушать. И это потому, что злодеяние его дошло до Бога. Ибо когда Бог устроил как бы некоторого рода прекрасный дом для человека, который должен был ... далее ... |
| | ... Его» ( Мф. 8: 23 ) . Как радостно читать эти слова: «за Ним последовали ученики Его». Плевелы отселись, а истинные ученики, эта пшеница Божия, последовали за Ним. Лодка (корабль) – есть древний символ Церкви. Христос в лодке с учениками – это великий символ присутствия Господа Иисуса Христа в собрании верных. Сказано: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18: 20 ) . И мы читаем далее: «И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал» ( Мф. 8: 24 ) . Блаженный Иероним пишет: «Прообраз этого знамения мы читаем в книге пророка Ионы, когда он среди других, находившихся в беспокойстве, был спокоен и безмятежно спал, и был пробужден, и освободил пробудивших его своею властью и таинством страдания своего». Сам Христос указывал на этот прообраз, когда говорил: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф. 12: 40 ) . Иными словами, любое избавление человеков приобретается ценою страданий Сына Божия, Его смерти, погребения и Воскресения. Но пока Он спокойно спит в лодке, хотя буря уже началась и волны захлестывают ладью. ... далее ... |
| | ... склонив его поклоняться золотым тельцам; но о другом Иеровоаме, который жил после многих царей и был сын Иоаса. Послушай, что предвозвестил о нем Иона: «той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до моря Аравитского, пo глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола и рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера. Яко виде Господь смирение Исраилево..., и спасе я рукою) от руки – ἐκ χειρός (Иеровоама ") 4Цар. 14, 25–27 (, то есть, рукою – διὰ χειρός, ибо Иеровоам, сын Иоаса, воевал против иноплеменников и отнятые города земли Иудейской он опять подчинил своей власти и не мало помог Израильтянам при содействии покровительствующего и желающего спасать Бога, хотя они и дошли до последней степени бедствий. Итак были произносимы Ионою по временам и другие пророчества; но о нем записано только то, что полезно и назидательно. Так достойно внимания именно то, что он проповедывал Ниневитянам и что в это время претерпел сам. Но как бы в тенях он изображает и таинство домостроительства Спасителя нашего, как сказал об этом и Сам Христос, обращаясь к Иудеям. Итак в том, что было с божественным Ионой, изображается и отпечатлевается таинство Христа. Кроме того, ... далее ... |
| | ... а славой тела Своего уничтожает тление человеческой плоти» 324. Победа Христа над смертью имеет универсальный характер: «Божий Сын пригвожден ко кресту, но на кресте Бог побеждает человеческую смерть. Сын Божий умирает, но всякая плоть (omnis caro) оживотворяется во Христе. Сын Божий во аде, а человек возвращен на небо» 325. Св. Амвросий Медилоанский упоминает также о том, что «узы смертные не удержали Христа», Который, хотя и умер как человек, «но в самом аде был свободен» 326. Большое внимание теме сошествия во ад уделяет блаженный Иероним. Он рассматривает эту тему на материале Книги пророка Ионы, которая в святоотеческой экзегетике воспринимается как типологическое описание тридневного пребывания Христа «в сердце земли» (так называемого triduum mortis) 327. В одном из писем Иероним говорит об умерщвлении смерти сошедшим во ад Христом, используя образ «приманки», уже знакомый нам по творениям св. Григория Нисского: О смерть, разделяющая братьев, жестокая и неумолимая разлучница соединенных любовью! Поглотила ты Иону, но и во чреве твоем он остался жив. Носила ты его как мертвеца, но для того, чтобы укротилась буря мира и наша Ниневия спаслась его проповедью. Он ... далее ... |
| | ... и обстоятельства написания На основании 4Цар. 14, 25 события, описываемые в Книге пророка Ионы, следует отнести к VIII в. до Р. Х. Тем не менее, определение хронологии составления данной книги затруднено. Книга датировалась в интервале от VIII до конца III в. до Р. Х. Но нет никаких оснований отвергать VIII в. как время ее написания ( см. ком. к 3, 3 ) . Историческим фоном повествования о пророке Ионе является царствование Иеровоама II. В историю Израиля этот монарх вошел как один из выдающихся полководцев. Согласно 4Цар. 14, 25-28, он распространил свою власть на территории Дамаска и Емафа, восстановив таким образом северную границу Израиля там, где она была во времена Соломона ( 3Цар. 8, 65 ) . Судя по всему, царствование Иеровоама, как и его современника в Иудее Озии ( 792-740 гг. до Р. Х. ) , знаменовавшееся ростом численности населения и расширением территории, подъемом торговли и расцветом производства, вступило в период мира и процветания. Но пророки Осия и Амос объявили, что Израильское царство находится в состоянии упадка. Их пророчества состояли отчасти из осуждения религиозного синкретизма и социальной несправедливости (Ос. 1, 2-8; 2, 1-13; 4, 1 5, 14; 6, ... далее ... |
| Сто пятьдесят три рыбы В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову. Прочитать книгу можно здесь |
| ... (Сахаров) Понятие кеносиса в богословской мысли Архимандрита Софрония (Сахарова) [ № 58 ] Митрополит Волоколамский Иларион Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви [ № 58 ] И. П. Булыко Сравнительный анализ пневматологической антропологии святого Григория Паламы и Фомы Аквинского [ № 57 ] Н. А. Корж Богословская проблематика в «Дневниках» протопресвитера Александра Шмемана [ № 57 ] Протоиерей Николай Карасев Мистика как феномен религиозного сознания [ № 57 ] А. Е. Петров Бегство от Бога: истолкование Феодором Мопсуэстийским Книги пророка Ионы ( Иона. 1: 1–3 ) и традиция экзегезы Древней Церкви [ № 57 ] Диакон Августин Соколовски Два града в рецепции протоиерея Сергия Булгакова [ № 56 ] И. П. Булыко Понятие усвоения и его роль в пневматологической антропологии Фомы Аквинского [ № 56 ] Митрополит Волоколамский Илларион Церковная иерархия как источник авторитета в Церкви [ № 56 ] Игумен Феогност (Пушков) Православное богословие таинств [ № 55 ] Протоиерей Димитрий Кирьянов Нейронаука и богословие [ № 55 ] Преподобный Анастасий Синаит Путеводитель [ № 54 ] Игумен Адриан (Пашин) Полемика преподобного ... далее ... |
|