Глава 11 1 . Отворяй, Ливан, двери твои, и пусть пожрёт огонь кедры твои! 2 . Пусть рыдает сосна 163 , ибо упал кедр, ибо и величавые 164 весьма опустошены, рыдайте, дубы васанские, ибо посечена природная 165 дубрава. 3 . Голос плачущих пастухов (слышен), ибо опустошено приволье 166 их, голос рыкающих львов (слышен), ибо опустошено прибрежье 167 Иордана. 4 . Так говорит Господь Вседержитель: пасите овец, обречённых на заклание, 5 . Которых купившие убивают безжалостно, а продающие говорят: «Благословен Господь, мы разбогатели!» – и пастыри их нисколько не жалеют их. 6 . Посему и Я нисколько не пощажу жителей земли, говорит Господь 168 , и вот Я предам людей: каждого в руки ближнего своего и в руки царя своего, и поразят 169 землю, и не буду избавлять от руки их. 7 . И буду пасти овец, обречённых на заклание, в земле Ханаанской, и возьму Себе два жезла: один назову: «доброта», а другой: «вервь», и буду пасти овец. 8 . И погублю трёх пастырей в один месяц, и вознегодует 170 душа Моя на них, ибо души их зарыкали 171 на Меня. 9 . И Я сказал: не буду пасти вас: умирающее пусть умирает, и погибающее пусть погибает, а остающиеся пусть поедают каждое плоть ближнего своего. 10 . И возьму жезл Мой добрый 172 и отброшу его, чтобы расторгнуть завет Мой, который Я заключил со всеми народами. 11 . И расторгнется он в тот день, и узнают хананеи 173 – овцы, соблюдаемые для Меня, – что (это) слово Господне есть. 12 . И скажу им: «Если угодно вам, дайте Мне плату, или откажитесь (от неё)». И поставили Мне плату – в тридцать сребренников 174 . 13 . И сказал Господь мне: положи их в горнило и смотри: правильна ли оценка, какою оценён Я ими? И взял я тридцать сребренников и положил их в храм Господень в горнило 175 . 14 . И отверг Я второй жезл: «вервь», чтобы расторгнуть завет, который был между Иудой и между Израилем. 15 . И сказал Господь мне ещё: возьми себе снаряд пастушеский, неопытного пастуха. 16 . Ибо вот Я поставлю пастыря на земле: он погибающего не посетит, и потерявшегося не будет искать, и пораненного не исцелит, и здорового не направит, но лучшее мясо будет поедать и суставы их сокрушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 12 1 . Пророческое слово 178 Господа на Израиля. Господь, распростёрший небо, и основавший землю, и образовавший дух человека в нём, говорит: 2 . Вот Я делаю Иерусалим как бы переднею дверью, открывающеюся для всех окрестных народов, и в Иудее будет осада Иерусалиму 179 . 3 . И будет в тот день: сделаю Иерусалим камнем, попираемым всеми народами: всякий, попирающий его, будет презрительно насмехаться, и соберутся против него все народы земли. 4 . В тот день, говорит Господь Вседержитель, Я поражу всякого коня бешенством 180 и всадника его безумием и открою очи Мои на дом Иуды, а всех коней народов 181 поражу слепотою. 5 . И скажут все тысяченачальники Иудины в сердцах своих: найдём себе (опорою) жителей Иерусалима, о Господе Вседержителе Боге их 182 . 6 . В тот день Я сделаю тысяченачальников Иудиных как бы головнёю, горящею среди дров, и как бы свечою, горящею среди соломы, и поедят они все народы вокруг, с правой и левой стороны, и снова Иерусалим будет населён на своём месте, в Иерусалиме 183 . 7 . И спасёт Господь селения Иудины, как издревле, чтобы слава дома Давидова и превозношение жителей Иерусалима не величались над Иудою 184 . 8 . И будет в тот день: защитит Господь живущих в Иерусалиме, и немощный между ними в тот день (будет) как Давид, а дом Давидов (будет) как дом Божий, как ангел Господень пред ними 185 . 9 . И будет в тот день: Я положу истребить все народы, нападающие на Иерусалим. 10 . И изолью на дом Давидов и на жителей Иерусалима дух благодати и милости, и они воззрят 186 на Того, Кого пронзили 187 , и будут горько плакать о Нём, как о возлюбленном, и тяжко скорбеть, как о первенце 188 . 11 . В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Ададримона 189 на поле Магедонском 190 . 12 . И восплачет земля по коленам и племенам 191 : (каждое) колено особо 192 и жёны их особо; колено дома Давидова особо и жены их особо; 13 . Колено дома Нафанова особо и жёны их особо; колено дома Левиина особо и жёны их особо; колено Симеоново особо и жёны их особо;

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 14 1 . Вот наступают дни Господни, и разделят добычи твои среди тебя. 2 . И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут дома и жёны обесчещены, и уйдёт половина города в плен, но остаток народа Моего не будет истреблён из города. 3 . И выйдет Господь и ополчится против этих народов, как ополчается 207 в день брани. 4 . И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая против Иерусалима к востоку, и раздвоится гора Елеонская: половина её (отойдёт) к востоку, а (другая) половина к морю 208 , весьма большая пропасть (будет) 209 , и наклонится половина горы к северу, а (другая) половина её к югу. 5 . И засыплется долина гор моих, и присоединится 210 долина горная до Асаила и наполнится, как наполнилась от землетрясения, во дни Озии, царя Иудейского 211 , и придёт Господь Бог мой и все святые с Ним 212 . 6 . И будет в тот день: не будет света, но холод и мороз. 7 . И день будет единственный, и день тот будет ведом Господу 213 , и не день и не ночь, и к вечеру будет свет 214 . 8 . И в тот день выйдет вода живая из Иерусалима: половина её (потечёт) в море первое, и половина её (потечёт) в море последнее 215 , и в жатву и весной так будет 216 . 9 . И будет Господь царём на всей земле, в тот день Господь будет един и имя Его едино 217 , 10 . Обнимая всю землю 218 и пустыню, от Гавеи до Реммона 219 , на юг от Иерусалима, и высоко 220 он 221 будет стоять на месте, и будет стоять от ворот вениаминовых до места первых ворот, даже до угловых ворот, и до башни Анамеила и до царского точила 222 . 11 . И 223 населят его, и отчуждения 224 более не будет, и Иерусалим будет жить спокойно. 12 . И вот каково будет поражение, коим поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: истает их плоть, когда они стоят (ещё) на ногах своих, и глаза у них вытекут из ямин своих, и язык их истает в устах их. 13 . И нападёт в тот день на них великий ужас 225 от Господа: и схватит каждый руку ближнего своего, и сплетётся рука с рукою ближнего его 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 1 2 3 4     Пролог Мы хотим толковать последнего из двенадцати пророков – Малахию, имя которого LXX перевели словами: Ангела Его, говоря: Пророческое слово Господне на Израиля в руке Ангела Его; в еврейском вместо этого читается malachi ( ), что более выразительно и правильно передается словами Ангел, т.е. вестник Мой. И не должно думать, – согласно мнению некоторых (последователей Оригена ), – что с неба пришел ангел и принял тело человеческое, чтобы возвещать Израилю повеления Господни. В самом деле, если необходимо истолковывать имена и на основании их составлять не духовное понимание, а [сочинять] события, якобы действительно бывшие; тогда и Осия, что значит Спаситель, и Иоиль, что значит Господь Бог или начинающий, и остальные пророки не должны быть рассматриваемы как люди, но или как ангелы, или как Господь и Спаситель, потому что это значение имеют их имена. Наконец, другие толкователи, – кроме Семидесяти, – перевели так, как в еврейском – Малахия. А под Малахиею Евреи разумеют священника Ездру, потому что все, содержащееся в книге его, упоминает и этот пророк, говоря: «Уста священника будут сохранять познание, и от уст его будут искать закона, потому что он есть Ангел Господа воинств» ( Мал.2:7 ). Время и оглавление книги также совпадают; соответственно этому мы и относительно псалмов, у которых нет надписаний, говорили, что они принадлежат, – должно полагать, – тем писателям, именами которых отмечены псалмы предшествующие. Итак, нужно думать, что Малахия, т.е. Эздра, был после Аггея и Захарии, которые пророчествовали при Дарии. И книга [эта] не имеет надписания, потому что надписание находится в книге того писателя; из нее мы узнаем, что во время персидского царя Артаксеркса Ездра, сын Сераии... и прочих, до того места, в котором говорится: сын Финеса, сына Елеазара, сына Аарона, священника, сначала вышел из Вавилона, и что царь дал ему вследствие бывшей над ним руки Господа Бога его все по желанию его. И с ним пошли некоторые из сынов Израиля, сынов священнических и сынов левитов и певцов, и привратников, и Нафинеев в Иерусалим в седьмой год царя Артаксеркса, и пришли они в Иерусалим в пятый месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава 8 1 . И было слово Господа Вседержителя (ко мне) 102 , и сказано: 2 . Так говорит Господь Вседержитель: Я возревновал об Иерусалиме и Сионе ревностью великою, и великим гневом Я возревновал о нём. 3 . Так говорит Господь: Я обращусь к Сиону и поселюсь среди Иерусалима, и Иерусалим назовется городом истинным 103 , а гора Господа Вседержителя горою святою. 4 . Так говорит Господь Вседержитель: снова будут сидеть старцы и старицы на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом своим в руке своей, от множества дней. 5 . А улицы города наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его. 6 . Так говорит Господь Вседержитель: если (это) невозможно 104 для остатка народа сего в сии 105 дни, то ужели будет невозможно и для Меня? говорит Господь Вседержитель. 7 . Так говорит Господь Вседержитель: вот Я спасу народ Мой из земли восточной и из земли западной, 8 . И введу их (в землю их) 106 и поселюсь среди Иерусалима, и будут Моим народом, а Я буду им Богом, в истине и правде. 9 . Так говорит Господь Вседержитель: да укрепятся руки вас, слышащих слова сии во дни сии из уст пророков, с того дня, как основан был храм Господа Вседержителя и как построена Церковь . 10 . Ибо прежде тех дней не было возмездия 107 людям и не было возмездия животным, и выходящим и входящим не было покоя по причине скорби, и допускал 108 Я всякому человеку (восставать) на ближнего своего 109 . 11 . А ныне не как в те прежние дни буду поступать с остатком народа сего, говорит Господь Вседержитель. 12 . Но явлю мир: виноград даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небо даст росу свою, и дам всё это во владение остатку сего 110 народа Моего. 13 . И будет: как были проклятием для народов вы, дом Иуды и дом Израиля, так спасу вас, и вы будете благословением; дерзайте и укрепляйте руки ваши! 14 . Ибо так говорит Господь Вседержитель: как Я помышлял наказывать вас, когда прогневляли Меня отцы ваши, говорит Господь Вседержитель, и не раскаялся, 15 . Так Я определил и помыслил в эти дни сделать добро Иерусалиму и дому Иудину. Дерзайте!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Говорит же это для того, чтобы показать, что даже побуждаемые тяжестью крайних бедствий, они не хотели исповедовать имени Господня, и у Израиля в такое забвение пришло имя Божие, что он не удостаивается услышать это имя даже в простой клятве. Мы выяснили исторический смысл; теперь займемся аллегорическим толкованием. Главенствующие над еретиками, пожиравшие народ Мой ради своих наслаждений и нисколько не болезновавшие о сокрушении Иосифа, первыми будут уведены для наказания, и прекратится у Ефрема ржание коня, который в Священных Писаниях понимается двояко: или в отношении к высокомерию и силе тех, которые ржут, или в отношении к крайней похотливости. Относительно высокомерия и сообщества худых людей [говорится], например, в следующих местах: сии на колесницах, и сии на конех ( Пс19:8 ) и: ложь конь во спасение ( Пс32:17 ). И царям израильским повелевается не умножать у себя коней ( Втор17:16 ). И в книге Иова ( Иов39:25 ) голос коня сравнивается с звуком трубы. Также у Захарии мы читаем то, что подтверждается свидетельством Евангелия ( Мф21:5 ; Ин12:15 ) и относится в явлению Спасителя: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй дщи иерусалимля: се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на ослицу и молодого осла. И потребит колесницы от Ефрема и кони от Иерусалима ( Зах9:9–10 ). Крайнюю же похотливость и необузданное сладострастное стремление [означает конь], например, у Иеремии, который, изображая сластолюбцев и прелюбодеев, сказал: кийждо к жене искреннего своего ржаше ( Иер5:8 ). Пришествие Христово и гнев Божий сокрушают силу таких коней. И клянется Господь Самим (потому что Он не может никем высшим клясться, – Евр6:13 ), что Он гнушается всеми еретическими поношениями и ненавидит все селения их. Ибо все то, что они говорят, оскорбительно и достойно ненависти Божией. И уничтожит Он город и соборища их вместе с жителями, то есть и народ, и учителей, и если останется десять человек (если бы они были в Содоме и Гоморре, то не сошел бы на них огонь, – Быт18:32 ), то все они умрут той смертью , которая ведет в ад и о которой пишет Иезекииль: душа, яже согрешит, та умрет ( Иез18:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Далее следует кратковременное царствование Лжесмердиса, убитого заговорщиками чрез восемь месяцев после занятия им персидского трона. В первые годы царствование Дария Гистаспа Персидская монархия не наслаждалась миром, и положение самого Дария было весьма затруднительным по случаю возмущений в различных областях огромного государства против него как представителя новой династии. Однако мы видим, что во второй год этого царствование о предприятии иудеев доводится до сведение царя, который не только лично дает повеление проверить показание иудейских старейшин заречному областеначальнику путем архивных справок и подтверждает указ Кира, но издает и от себя дополнительные распоряжения о беспрепятственном сооружении иудеями храма в Иерусалиме; после чего, в силу энергичной угрозы ослушникам царского повеления ( Ездр. 6, 11 ), происки самарян должны были прекратиться и отношение персидских сановников к строителям Иерусалимского храма совершенно измениться. Следовательно, та легкость, с какой, по-видимому, самаряне достигли приостановки храмовой постройки, не может быть объяснена только тем, что персидские цари не имели возможности лично следить за выполнением изданного вслед за падением Вавилона указа в пользу иудеев, а царские советники отличались продажностью. Можно думать, что положение пришельцев на первых порах было настолько затруднительно и заботы о насущных житейских потребностях так настоятельны, что достаточно было и незначительного препятствия для того, чтобы ревность строителей храма ослабела и умами их овладела искусительная мысль: не пришло еще время... строить дом Господень ( Агг. 1, 2 ). Для них требовалось энергичное и авторитетное побуждение к выполнению священного долга восстановление храма, невзирая на внешние неблагоприятные условия. Эту миссию выполняют пророки Аггей и Захария. Они говорили Иудеям, которые в Иудее и Иерусалиме, пророческие речи во имя Бога Израилева. Тогда встали Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков, и начали строить дом Божий в Иерусалиме, и с ними пророки Божии, подкреплявшие их ( Ездр. 5, 1 =2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Два ангела поддерживают мандорлу — особый нимб, символ славы Божией — с возносящимся Христом. Елеонская гора Именно отсюда Христос вознесся на Небо. Масличная, или Елеонская гора находится совсем рядом со Старым городом. Богородица Богородица с воздетыми руками — образ «Оранта», то есть «молящаяся» — символически обозначает всю Церковь. Согласно Церковному Преданию, Она присутствовала среди учеников Христа во время Вознесения. Ангелы в белых одеждах Два ангела в белых одеждах явились апостолам после Вознесения и передали от Бога обетование Второго пришествия Спасителя. След След от ноги Христа. На поздних иконах изображают отпечаток ноги Христа на камне скалы. 3 факта о празднике Вознесения Господня: 1 Отдельным праздником Вознесение стало только в конце IV века. Ранее это событие вспоминалось во время празднования цикла Пятидесятницы. Впервые о праздновании Вознесения на сороковой день после Пасхи говорится в «Апостольских постановлениях», датирующихся примерно 380 годом. 2 Еще в середине IV века мать императора Константина Великого равноапостольная Елена воздвигла на Елеонской горе храм в честь Вознесения. В 614 году он был разрушен персами. Но и сегодня на Елеонской горе служат литургию в день Вознесения. Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма. Фото: DYKT Mohigan / CC BY 2.0 3 Об особом значении Елеонской горы в истории спасения человечества говорит ветхозаветная Книга пророка Захарии. В конце времен, когда Иерусалим будет разграблен и разорен безбожниками, Господь сойдет на Елеонскую гору, уничтожит всех противников народа Израильского (христианская традиция видит здесь символ Церкви) и воцарится над всей землей: И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская … И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима... И Господь будет Царем над всею землею (Зах 14:4–9).

http://foma.ru/korotko-o-prazdnike-vozne...

Здесь от видения первосвященника Иисуса, сына Иоседекова, переходит пророк к видению Самого Иисуса Христа, Который изображается Отраслью (нам это наименование уже знакомо по прежде бывшим пророкам): «Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, Отрасль. Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. В тот день, говорит Господь Саваоф, будете друг друга приглашать под виноград и под смоковницу» (Зах. 3:8-9). Сразу обратим внимание на последнюю фразу – так описывал мессианское время и пророк Михей (Мих. 4:4). Когда будет явлен камень, имеющий семь очей, тогда изглажен будет грех земли сей за один день. Под этим днем, конечно, следует понимать день принесения жертвы Христовой на Голгофе. Следующее видение открывает собой как бы второй ряд, в чем-то симметричный первому. Пророку является видение золотого светильника и двух масличных деревьев, с которых течет елей и наполняет эти светильники, так что священнику не нужно уже самому наполнять и поправлять эти светильники. Под этими двумя маслинами изображаются здесь Зоровавель и Иисус, которые несут на себе великое служение и главный труд по возрождению народа Израильского, по насаждению в нем духа веры и благочестия. Согласные их действия по обеспечению горения светильника изображают первосвященническое и царское служение, которые исполнит Господь Иисус Христос. Здесь говорится: «руки Зоровавеля положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам» (Зах. 4:9). По слову святителя Кирилла Александрийского, если «Бог говорит о Зоровавеле, то рассматривая исторически, ты можешь относить эти слова к нему, а в духовном смысле ты можешь разуметь их о Христе; ибо Он сделался нашим основанием, и все мы духовно построены для Него в храм святый» т. 7, c. 398]. Преподобный Максим Исповедник, комментируя эти слова Писания, говорит, что если Зоровавель прообразует здесь Сына Божия, то храм – человека, сотворенного Богом и восставленного после грехопадения кн. 2, с. 160].

http://sedmitza.ru/lib/text/431594/

И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами… В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие» ( Зах.1:8 ; Зах.6:1–3 ). Пророк Захария ( Зах.6:5 ) отождествляет коней и колесницы с четырьмя ветрами. Рыжие (красные) кони движутся на восток, вороные (черные) на север, белые на запад и пегие (пестрые) на юг. Окрас коней говорит также об угловых планетах космоса: Меркурий (красный), Сатурн (черный), Юпитер (белый) и Марс (зеленый); Венера – пятая планета – «пестрая». Эти астрально-мифологические представления очень древние, но для Иоанна они, конечно, не играют никакой роли. Остается лишь символика числа четыре и отсылка к видению пророка Захарии. Это позволяет Иоанну подчеркнуть то, что действия всадников объемлют весь мир; надо учесть, что их посылают чртыре животных, которые символизируют ангелов всего творения. В Откр.6:1–8 кони и всадники – символы эсхатологических бедствий на всей земле. Но при этом четыре всадника и их гибельные действия отражают опыт христиан конца I века. Каждый из всадников песет то или иное бедствие, названное в Откр.6:8 : «умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными». Из этой схемы выпадает только первый всадник. Не сказано, какое бедствие несет он. Следовательно, в первом всаднике выражено некоторое расширение или обобщение традиционных представлений. Большинство современных экзегетов видит в нем актуализацию ветхозаветной традиции, осмысление ее в свете современных Иоанну событий, ожиданий, опасений… Белый цвет победы показывает первого всадника как победоносного захватчика. В то время, когда писалась Книга Откровения, Рим постоянно находился в опасности от Парфии. Первый всадник мог напоминать парфянскую конницу. Парфянский царь Вологез I в 62 году одержал сокрушительную победу над римлянами, и с того времени парфянские войска постоянно нарушали восточные границы Римской империи. Первый всадник имеет лук.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010