Дж. Папини в очерке, опубликованном незадолго до кончины И., назвал его одним из «семи стариков» (рядом с Б. Шоу, К. Гамсуном, М. Метерлинком, П. Клоделем, Ганди и А. Жидом), в лице к-рых минувший век жил еще в культурной реальности послевоенного мира, 7 великих из плеяды поэтов и мифотворцев, на ком лежала, хотя бы частично, ответственность за катастрофу XX в. ( Papini G. Santi е poeti. Firenze, 1948. P. 243-249). Соч.: Собр. соч./Под ред. Д. В. Иванова и О. Дешарт. Брюссель, 1971-1987. 4 т.; Тантал: Трагедия//Сев. цветы Ассирийские: Альм. книгоизд. «Скорпион». М., 1905. [Вып. 4]. С. 197-245; Прометей: Трагедия. Пб., 1919; Dostojewskij: Tragödie - Mythos - Mystik/Autorisierte übers. v. A. Kresling. Tüb., 1932; Переписка С. Л. Франка с Ивановым//Мосты. Мюнхен, 1963. Вып. 10. С. 357-369; Стихотворения и поэмы/Вступ. ст.: С. С. Аверинцев; сост. и примеч.: Р. Е. Помирчий. Л., 1976; Письма Иванова к Ф. Сологубу и А. Н. Чеботаревской/Публ.: А. В. Лавров//Ежег. РО ПД, 1974. Л., 1976. С. 136-150; Из переписки А. Блока с Ивановым/Публ.: Н. В. Котрелёв//ИзвОЛЯ. 1982. Т. 41. 2. С. 163-176; Переписка В. И. Иванова и И. Н. Голенищева-Кутузова/Подгот. текста и коммент.: А. Шишкин//Europa Orientalis. Salerno, 1989. T. 8. P. 481-526; Из переписки В. И. Иванова с А. Д. Скалдиным/Публ.: М. Вахтель//Минувшее: Ист. альм. П., 1990. Т. 10. С. 121-141; Мат-лы к истории сер. «Памятники мировой литературы» изд-ва М. и С. Сабашниковых: Пер. Вяч. Иванова из древнегреч. лириков, Эсхила, Петрарки//Книга в системе междунар. культурных связей. М., 1990. С. 127-150 [переписка Вяч. Иванова с М. В. Сабашниковым]; Die Korrespondenz zwischen V. Ivanov und K. Krumbacher/Hrsg. M. Wachtel//ZfS. 1992. Bd. 37. H. 3. S. 330-342; В. И. Иванов и Э. К. Метнер: Переписка из двух миров/Вступ. ст. и публ.: В. Сапов//Вопр. лит-ры. М., 1994. Вып. 2. С. 307-346; Вып. 3. С. 281-317; Переписка Вяч. Иванова с С. А. Венгеровым/Публ.: О. А. Кузнецова//Ежег. РО ПД, 1990. СПб., 1993. С. 72-100; Дионис и прадионисийство. СПб., 1994; Стихотворения. Поэмы. Трагедия: В 2 кн./Сост., подгот. текста и примеч.: Р. Е. Помирчий; вступ. ст.: А. Е. Барзах. СПб., 1995; Dichtung und Briefwechsel aus dem deutschesprachigen Nachlass/Hrsg. M. Wachtel. Mainz, 1995; Скрябин. М., 1996; Санжарь Н. Д. «Задирать нос выше мозга», или «Почему люди такие дряни?»: Письма Н. Д. Санжарь к А. С. Суворину, Вяч. И. Иванову, А. А. Блоку и А. Серафимовичу гг.]//Philologica. М.; Лондон, 1996. Т. 3. 5/7. C. 313-360; А. В. Амфитеатров и В. И. Иванов: Переписка

http://pravenc.ru/text/200479.html

van de Sandt H. Didache 3, 1–6: A Transformation of an Existing Jewish Hortatory Pattern. – Journal of the Study of Judaism 23, 1992, 21–41. Сидоров А.И. «Дидахэ» (Вероучительный и литургико-канонический памятник первохристианской эпохи). – Символ 29, 1993, 307–316. del Verme М. The Didache and Judaism: the παρχ of Didache 13: 3–7. – Studia Patristica 26, 1993, 113–120. Draper J.A. The Development of «The Sign of the Son of Man» in the Jesus Tradition. – New Testament Studies 39, 1993, 1–21. Vokes F.E. Life and order in an early church: the Didache. – ANRW 2, 27, 1, 209–233. Milavec A. Distinguishing True and False Prophets: The Protective Wisdom of the Didache. – Journal of Early Christian Studies 2, 1994, 117–136. Milavec A. The Saving Efficacy of Burning Process in Didache 16, 5. – Didache in Context 1995, 131–155. Pardee N. The Curse that Saves (Didache 16, 5). – Didache in Context 1995, 156–176. Patterson S.J. Didache 11–13: The Legacy of Radical Itinerancy in Early Christianity. – Didache in Context 1995, 313–329. Riggs J.W. The Sacred Food of Didache 9–10 and Second-Century Ecclesiologies. – Didache in Context 1995, 256–283. The Didache in Context. Essays on Its Text, History, and Transmission/Ed. C.N. Jefford. Leiden: Brill, 1995 (Supplements to Novum Testamentum 77). 422 p. Иннокентий ( Павлов ), игумен . Христианская благотворительность по «Учению двенадцати апостолов». – ΧΡΙΣΤΙΑΝΟΣ 5, 1996, 44–49. Bammel Е . Pattern and Prototype of Didache 16. – The Didache in Modern Research/Ed. J.A. Draper. Leiden, New-York, Köln, 1996 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 37), 364–372. Rordorf W. Baptism according to the Didache. – The Didache in Modern Research/Ed. J.A. Draper. Leiden, New-York, Köln, 1996 (Arbeiten zur Geschichte des antiken Judentums und des Urchristentums 37), 212–222. Rordorf W. Le preghiere della cena in Didache 9–10: un nuovo ‘status quaestionis’. – Litugria ed evangelizzazione nell’epoca dei Padri e nella Chiesa del Vaticano II. Studi in onore di Enzo Lodi. Bologna, 1996, 55–76. Нем. вариант: Die Mahlgebete in Didache Kap. 9–10. Ein neuer Status quaestionis. – VChr 51, 1997, 229–246.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Лит.: Stummer F. Beschneidung//RAC. 1954. Bd. 2. Sp. 159-169; Bagatti B. L " Église de la circoncision. Jerus., 1965; Meyer R. περιτμνω, περιτομ, περτμητος//TDNT. 1968. Vol. 6. P. 72-81; Stramare T. La circoncisione di Gesù: Significato esgetico e teologico//Biblia e Oriente. Mil., 1984. Vol. 26. N 4. P. 193-203; Ulonska H. Gesetz und Beschneidung: Überlegungen zu einem paulinischen Ablösungskonflikt//Jesu Rede von Gott und ihre Nachgeschichte im frühen Christentum. Gütersloh, 1989. S. 314-331; Carleton Paget J. N. B. Barnabas 9. 4: A Peculiar Verse on Circumcision//VChr. 1991. Vol. 45. N 3. P. 242-254; Hall R. G. Circumcision//ABD. 1992. Vol. 1. P. 1025-1031; Horn F. W. Der Verzicht auf die Beschneidung im Frühen Christentum//NTS. 1996. Vol. 42. N 4. P. 479-505; Barclay J. M. G. Paul and Philo on Circumcision: Romans 2. 25-29 in Social and Cultural Context//Ibid. 1998. Vol. 44. N 4. P. 536-556; idem. Paul, the Gift and the Battle over Gentile Circumcision: Revisiting the Logic of Galatians//ABR. 2010. Vol. 58. P. 36-56; Troiani L. La circoncisione nel Nuovo Testamento e la testimonianza degli autori greci e latini//Verus Israel: Nuove prospettive sul giudeocristianesimo: Atti del Colloquio di Torino (4-5 nov. 1999). Brescia, 2001. P. 95-107; Dunn J. D. G. «Neither Circumcision nor Uncircumcision, but...» (Gal. 5. 1-12; 6. 12-16; cf. 1 Cor. 7. 17-20)// Idem. The New Perspective on Paul: Coll. Essays. Tüb., 2005. P. 307-331; Livesey N. E. Theological Identity Making: Justin " s Use of Circumcision to Create Jews and Christians//JECS. 2010. Vol. 18. N 1. P. 51-79; Ferda T. S. «Sealed» with the Holy Spirit (Eph 1. 13-14) and Circumcision//Biblica. R., 2012. Vol. 93. N 4. P. 557-579; Garroway J. D. The Circumcision of Christ: Romans 15. 7-13//JSNT. 2012. Vol. 34. N 4. P. 303-322; Jacobs A. S. Sordid Bodies: Christ " s Circumcision and Sacrifice in Origen " s 14th Homily on Luke//Asceticism and Exegesis in Early Christianity: The Reception of New Testament Texts in Ancient Ascetic Discourses. Gött., 2013. P. 219-234; Maritano M. Circumcision//Encycl. of Ancient Christianity. Downers Grove (Ill.), 2014. Vol. 1. P. 540; Schwartz D. R., Rey J.-S. Ends Meet: Qumran and Paul on Circumcision//The Dead Sea Scrolls and Pauline Literature. Leiden, 2014. P. 295-307; Thiessen M. Paul " s Argument Against Gentile Circumcision in Romans 2. 17-29//NTIQ. 2014. Vol. 56. N 4. P. 373-391; Bachmann M. Zu temporalen Momenten des Galaterbriefs: Beschneidungsfreiheit für Heidenchristen und Heilsgeschichte//Paulus und Petrus: Geschichte - Theologie - Rezeption. Lpz., 2016. S. 101-136.

http://pravenc.ru/text/2578081.html

Нормальная светская наука помогает богословию оттачивать его методы размышления над тем, что Бог сказал нам о Себе и Своем замысле о нас (речь идет, понятно, не о физике, а о текстологии, источниковедении, лингвистике, археологии, истории и т.д.). Религия же напоминает людям науки, что они тоже — люди. И значит, им тоже свойственно ставить вопрос «зачем». Если вопрос поставлен правильно, а способы поиска ответа честны — ответ однажды прояснится. Примечания   (1) Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991. С. 139. (2) Цит. по: Косарева Л. М. Генезис научной картины мира. М., ИНИОН, 1985. С. 44. (3) Цит. по: Современные зарубежные исследования по философии и генезису науки (позднее Средневековье и Возрождение). Сборник обзоров. М., ИНИОН, 1980. (4) Цветков С. Э. Карл XII. М.., 2000. С. 21. (5) Косарева Л. М. Генезис научной картины мира. С. 65. (6) «Охота на ведьм», кстати, была отнюдь не средневековым феноменом, а ренессансным и даже новоевропейским («Колдовство и ведьмовство — явление не очень старое. Собственно говоря, о ведьмах до XV столетия было как будто бы и вовсе не слыхать» (Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом//Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. СПб., 1992. С. 613). Печально знаменитая книга «Молот ведьм» появилась на свет лишь в 1485г. Разгар же «охоты на ведьм» — это середина XVI-haчaлo XVII веков. (7) Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. М., 1994. Т. 2. С. 671. (8) «Когда я была в Барри (в Италии), учась у местной колдуньи» (Блаватская Е. Л. Письма А. П. Синнету. М., 1997. С. 307). (9) «Урусвати, любуюсь тобою. Я заглянул в школу. Я увидел чудесную колдунью» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1: 1920-1928). М., 2002. С. 115). (10) Привалов Д. Увидеть Дубровник — и остаться//Труд. 10. 7. 1998. (11) Я тебя напоила антиколдовскою водой//Там же. (12) Законы Хаммурапи, 2//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М., 2001. С. 10. (13) Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914. С. 69.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

М., 1998, с. 258 299 Рерих Е. И. Письма в Америку. 1929-1936. Т.1. М., 1996, с. 361. 300 Н. К. Рерих – Г.А Уоллесу. 27.7.1935. Публикация в: Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). 4 (23). М.,1999, с. 79. 301 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 385. 302 От редакции. Трактат Ф. П. Ключарева.//Дельфис (10), 1997, с. 49. 303 Вергун В. В. Имеет ли Россия право на светскую духовность//Мяло К. Звезда волхвов… М., 1999, с. 15. 304 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 366. 305 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей начальной школы. Ч. 2. — М., 1995. сс. 8-11. 306 архиеп. Антоний Храповицкий. Ответное письмо Н. А. Бердяеву о “Вехах”//Вехи: pro et contra. Антология. Спб., 1998, с. 415. 307 См. Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Кн. 3. Возвращение Короля. Спб., 1995, сс. 607-608. 308 Толкин Дж. Р.Р. Властелин Колец. Кн. 3. Возвращение Короля. Спб., 1992, с. 327. 309 Это действительно традиционно: «И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли» (Иерем. 1,14). Впрочем, «северной страной» дял евреев было Междуречье. 310 Из письма в «Аллен энд Анвин». 23 февраля 1961 г.//Толкин Дж. Р. Р. Письма.М., 2004, С. 347. 311 Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 575. 312 Там же, с. 515. 313 Торжественное открытие конференции//Новая эпоха. Проблемы. Поиски. Исследования. (Мир огненный). 4 (23). М.,1999, сс. 21-22. 314 Чутким сердцам. Листы дневника//Рерих Н. К. Берегите старину. М., 1993; Правда нерушима. Листы дневника//Там же. 315 Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 150. 316 Рерих Н. К. Охранение//Рерих Н. К. Берегите старину. М., 1993, с. 68. 317 Публ: Беликов П. Ф. Князева В. П. Рерих. М., 1972, сс. 178-179. 318 Розанов В. В. Цит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

О В. Дильтее см. прим. 232 на с. 908. Хотя, как отмечает И. Михайлов, «в философских поисках Хайдеггера Дильтей не упоминается ни одним словом (имеется в виду статья М. Хайдеггера “Мой путь в феноменологию”, а не все его сочинения, где ссылки на Дильтея хотя и не очень часто, но все же встречаются. — B.C.), — …это не должно нас удивлять: уже неоднократно отмечалось, что Хайдеггеру свойственно оставлять в тени имена тех, с кем он ведет полемику, и ограничиваться намеками» (Михайлов И. Был ли Хайдеггер «феноменологом»?//Логос. Философско–литературный журнал. 1995, с. 284. 302 Heidegger М. Holzwege, 1950 [Цитата из статьи «Изречение Анаксимандра». Ср. перевод Т.В. Васильевой: «Свершение бытия начинается с забвения бытия» (Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991, с. 62)]. 303 См.: Гёте ИВ. Фауст. М., 1969, с. 448–452. 304 «Жизнь есть боль, жизнь есть страх, и человек несчастен» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1974, т. X, с. 93). 305 См. прим. 134 на с. 900. 306 Heidegger М. Sein und Zeit. 307 С точки зрения смерти (лат.). 308 Один из главных героев романа Ф.М. Достоевского «Подросток». 309 Развернутый ответ на вопрос «Когда вы напишете этику?» М. Хайдеггер дает в «Письме о гуманизме». См.: Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988, с. 347 и сл. 310 Muller J. Existenzphilosophie und katholische Theologie. Baden, 1952. 311 FritzE. Theologie ohne Gott. Zurich, 1946. 312 Цитата из стихотворения Ф.И. Тютчева «Наш век» (1851). См.: Тютчев Ф.И Сочинения в 2–х тт. М., 1980, т. 1, с. 129. 313 Sartre 1–Р. L’etre et le ndant. Paris, 1943; Existentialism and humanism. London: Methusen, 1953; Existential psychoanalysis. New York, 1953; Existentialism. New York, 1947. [Произведения Ж. П. Сартра, изданные на русском языке: Пьесы. М., 1967; Стена. Избранные произведения. М., 1992; Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм (отрывок из третьей части «Бытия и ничто»)//Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988, с. 207–228; Экзистенциализм — это гуманизм//Сумерки богов. М., 1989, с. 319–344; Воображение//Логос. Философско–литературный журнал. 1992, 3, с. 100–116; Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000]. 314

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

«Катехизиса» Хакобо Ледесмы. Для униат. духовенства, в целом плохо знавшего церковнослав. язык, К. издал польско-слав. словарь «Лексикон сиречь словесник словенский» (Супрасль, 1722). Из рукописного наследия К. дошло произведение, известное как «Рукопись Льва Кошки» (хранится в ЦГИА Украины во Львове), где собраны выдержки из творений древних авторов и комментарии на них, в основном историко-географического характера, а также содержатся сокращенный перевод на польск. язык Хлебниковского списка Ипатьевской летописи под названием «Annales S. Nestoris», жития древнерус. святых, заметки по истории Церкви, в т. ч. реестры иерархов Киевской митрополии. Др. документ (известен как «Холмский помянник») представляет собой переписанную К. рукопись древнего помянника, включающего краткие биографии униат. иерархов. Сохранилось также неск. сборников ежедневных записей и актов делопроизводства К., его служебной переписки, известных как «Аста Kisciana»,- т. н. книги «понтификальных деяний», канцелярские и хроникальные записи 1702-1728 гг., являющиеся ценным источником сведений по истории униат. Церкви и ордена василиан. Лит.: agielski J. Vita et res gestae L. Kiszka. Supral, 1746; Недельский С., свящ. Униатский митр. Лев Кишка и его значение в истории унии. Вильна, 1893; Дурбак Р. Митр. Лев Кишка як церковний письменник//Нива. Льbib, 1938. N 9. С. 311-318; Федор i в Ю. Замойський синод 1720 р. Рим, 1972; Bendza M. Prawosawna diecezja przemyska w latach 1596-1681: Studium hist.-kanoniczne. Warsz., 1982. S. 31-32; Sraka J. L " attività di Leo Luca Kyska fino alla presa di possesso della Metropolita di Kiev (1714). R., 1983; П i дручний П. В. Bacuлiяhcьkuй Чин biд Берестейського з " (1596) до 1743 р.//Нарис icmopiï Bacuлiяhcьkoro Чину св. Йосафата. Рим, 1992. С. 160-164, 168, 171, 199, 237, 241, 249, 305, 307, 621. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; 48); Cubrzy ska-Leonarczyk M. Oficyna Supraska. 1695-1803: Dzieje i publikacje unickiej drukarni ojców bazilianów. Warsz., 1993. S. 43-44; Блажейовський Д.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

Лит.: Орлин Н. И. Соборные послания ап. Иакова, 1-е и 2-е ап. Петра и ап. Иуды: Опыт истолковательного изложения текста их. Рязань, 1903; Херасков М. И., прот. Послания апостольские и Апокалипсис: Истолковательное обозрение. Владимир, 1907 3; Глаголев А. А., свящ. Соборное послание св. ап. Иуды// Лопухин. Толковая Библия. 1912. Т. 10. С. 357-361; Kelly J. N. D. A Commentary on the Epistles of Peter and of Jude. L., 1969; Bauckham R. J. The Letter of Jude: An Account of Research//ANRW. R. 2. 1988. Bd. 25. Tl. 5. S. 3791-3826; idem. Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church. Edinb., 1990; idem. Jude, Epistle of//ABD. 1992. Vol. 3. P. 1098-1103; Paulsen H. Judasbrief//TRE. 1988. Bd. 17. S. 307-310; Joubert S. J. Language, Ideology and the Social Context of the Letter of Jude//Neotestamentica. Pretoria, 1990. Vol. 24. N 2. P. 335-349; Charles J. D. Literary Artifice in the Epistle of Jude//ZNW. 1991. Bd. 82. N 1/2. S. 106-124; Heiligenthal R. Zwischen Henoch und Paulus: Studien zum theol. Ort des Judasbriefes. Tüb., 1992; Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 1996. С. 696-717; Müller P. Der Judasbrief//ThRu. N. F. 1998. Bd. 63. N 3. S. 267-289; The Dead Sea Scrolls: Study edition/Ed. F. Garcia Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden etc., 1999 2; Moulton J. H., Turner N. A Grammar of New Testament Greek. Edinb., 1999. Vol. 3. P. 36-37; Vol. 4. P. 139-140; Waltner E., Charles J. D. 1-2 Peter, Jude. Scottdale (Penn.), 1999; James, 1-2 Peter, 1-3 John, Jude/Ed. G. Bray. Downers Grove (Ill.), 2000. P. 245-259 (Ancient Christian Commentary on Scripture: New Testament; 11); Wasserman T. The Epistle of Jude: Its Text and Transmission. Stockholm, 2006; Blumenthal Ch. Prophetie und Gericht: Der Judasbrief als Zeugnis urchristlicher Prophetie. Gött.; Bonn, 2008; Frey J. The Epistle of Jude between Judaism and Hellenism//The Catholic Epistles and Apostolic Tradition: A New Perspective on James to Jude/Ed. K.-W. Niebuhr, R. W. Wall. Waco, 2009. P. 109-329, 463-475; idem. Autorfiktion und Gegnerbild im Judasbrief und im Zweiten Petrusbrief//Pseudepigraphie und Verfasserfiktion in frühchristlichen Briefen/Hrsg. J. Frey e. a. Tüb., 2009. P. 683-732; Hafemann S. F. Salvation of Jude 5 and the Argument of 2 Peter 1:3-11//The Catholic Epistles and Apostolic Tradition. 2009. P. 331-342; Webb R. L. Иуды Послание//Словарь Нового Завета/Ред.: К. Эванс, Р. Мартин, Д. Рейд. М., 2010. Т. 2: Мир Нового Завета. С. 379-386.

http://pravenc.ru/text/1237785.html

В XIX в. большинство правосл. (свт. Филарет Московский, Юнгеров) и инославных (Э. Шюрер) комментаторов полагали, что И. п. было написано на греч. языке. Однако Дж. Болл ( Ball. 1913) доказал, что оригинальным языком И. п. был еврейский. На это, по мнению Болла, указывают неверный выбор греч. переводчиком одного из 2 возможных значений евр. слова (напр., евр. слово   (тонкая одежда и (белый) мрамор) передается в ст. 71 греч. словом μρμαρος (мрамор; ср. исправление в синодальном переводе - червленица)); возможность лучшего объяснения некоторых мест И. п. с помощью евр. оригинала текста (стихи 21, 54, 68); использование автором еврейского текста Библии, а не Септуагинты (напр., «пугало в огороде» (ст. 70) - почти дословный повтор евр. текста Иер 10. 5, к-рый отсутствует в LXX). Датировка, место и цель написания Время появления И. п. можно сопоставить с датировкой 2-й Маккавейской книги (нач. I в. до Р. Х.), в к-рой имеются аллюзии на И. п. (2 Макк 2. 1-2; 4), а также с кумран. греч. рукописью (7QLXXEpJer), содержащей фрагмент И. п. (стихи 43-44) ( DeSilva. 2002. P. 216). В качестве указания на время написания послания часто рассматривается предсказание о пребывании иудеев в вавилонском плену: «...долгое время, даже до семи родов» (ст. 3) ( Metzger. 1977; Moore. 1977; Mendels. 1992; Harrington. 1999; против - DeSilva. 2002). Если под «одним поколением» понимать период ок. 40 лет (см.: Суд 3. 11), то время написания еврейского текста И. п. относится к 317 (307) г. до Р. Х. Особенности греческого текста (выражения, свойственные койне; ассонанс) указывают на его александрийское происхождение в маккавейско-хасмонейский период (167-163 гг. до Р. Х.) ( Moore. 1977. P. 328). Почти все детали в описании священства, идолов и соответствующих им культов имеют параллели с месопотамской религией и, в частности, с почитанием вавилонского бога Мардука ( Naumann. 1913. S. 3-31). Нек-рые из обрядов относятся к вавилонским богам (культ Таммуза - ст. 32; обряды культовой проституции - ст. 43), кроме того, единственный, кто прямо назван «богом» в И. п.,- это Ваал (Мардук - ст. 40). Автор И. п., однако, не упоминает астрологию и гадание, характерные для вавилонской религии. Это может означать, что И. п. создавалось в Вавилоне, но автор не был знаком со всеми сторонами вавилонской религии. По мнению ряда ученых, текст не противоречит надписанию И. п., в к-ром подразумевается, что местом его создания была Палестина ( Moore. 1977). Возможно, целью создания И. п. было предотвращение идолопоклонства среди иудеев, оставшихся в Вавилоне после возвращения других из вавилонского плена ( Mendels. 1992), или защита иудеев от обвинений в безбожии со стороны язычников ( Pfeiffer. 1949. P. 432), или осуждение культа Таммуза, распространенного в Иерусалиме с нач. VI в. (ср.: Иез 8. 14) и, вероятно, в IV в. до Р. Х. ( Moore. 1977. P. 326). В экзегезе ранней Церкви

http://pravenc.ru/text/293618.html

Под названием: Ключевский В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1892. (Троицкий цветок. 9). – 2-е изд.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1899. – 3-е изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1908. Перепеч.: Преподобный Сергий Радонежский. Берлин, 1922. С. 29–47. – Знамя преподобного Сергия Радонежского. М., 1991. С. 3–23. – Знамя преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991. С. 9–22. – Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 53–58. – Ближний свет издалека. Сергий Радонежский – вчера, сегодня, всегда. Иркутск, 1992. С. 44–60. – Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 3. М., 1992. С. 22–28 (в сокращении). – Возбранный России воеводо. М., 1994. С. 56–69. Под названием: Ключевский В. О. Год Сергия//Слово. 1991. 8. С. 1–2 (в сильном сокращении). Козлов В. Не погаснут лампады, [о вскрытии мощей Сергия в 1919 г.]//Памятники Отечества. 1992. 2–3. С. 105–108. Колесникова В. Вот так это было в 1919-м//Наука и религия. 1992. 1. С. 16–18. Колесов В. В. Лики в безвременьи: Сергий Радонежский//Кредо. Научно-популярный и литературно-художественный журнал. [Тамбов]. 1994. 10. С. 11–17. Комарова Л. С. Судьба главы Сергия Радонежского. История Дмитровской дороги, села Виноградова и храма Владимирской иконы Богоматери в этом селе. М., 2006. Комышкова Т. П. Опыт сопряжения мировосприятия двух эпох в романе Д. Балашова «Похвала Сергию»//Православие и проблемы воспитания. Нижний Новгород, 2000. С. 296–307. Коновалова О. Ф. «Плетение словес» и плетеный орнамент конца XIV в. (к вопросу о соотношении)//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXII. М.; Л., 1966. С. 101–111. Коновалова О. Ф. К вопросу о литературной позиции писателя конца XIV в.//Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XIV. М.; Л., 1958. С. 205–211. Копылова Н. Молитвенник земли русской//Московский журнал. 1992. 10. С. 2–5. Королев С. И. Размышления о преподобном Сергии//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 33, 51. Корсаков Д. А. Святой Сергий Радонежский и основанный им Троицкий монастырь. Исторический очерк. Казань, 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010