395 The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era: A. D. 843–1261.The Metropolitan Museum of Art. New York. 1997. Kat. 110. 396 The Glory...: 41 (оклад конца X – начала XI века); 109 (серебряный с позолотой и перегородчатыми эмалями энколпион-квадрифолий конца X – начала XI века): 121 (золотой крест-реликварий начала XI века из раскопок на месте Большого дворца в Константинополе): Staecker J. Rex regum et dominus dominorum. Lund Studies in Medieval. Archaeology 23. Stockholm. 1999. S. 471–472. 76 (серебряный крест-реликварий с Готланда). 398 Допчева-Петкова Л. Кръстове-енколпиони с образи на светци и надписи ПНКОΛАОС-ВΛАСНОС и XXXIII, Кн. 1. София, 1991, С. 11–19: Дончева-Петкова Л. Проблеми при производството на кръстове-енколпиони (материали, технологии, ателиста)//Археология, XXXIV. Кн. 4, София. 1992, С. 8–10: Смядовски С. За енколпионите с надписи NHKOΛAOC, ВΛАСНОС, ΔНМНТРНОС//Археология. XXXIII, Кн. 1. София, 1991. С. 19–22. 399 Gudea N., Cosma С. Crucea-relicvar descoperit la Dbâca. Consideraii privind tipologia i cronologia crucilor-relicvar bizantine din bronz, cu figuri în relief, descoperite pe teritoriul României.//Ephemeris Napocensis. VIII. Bucureti, 1998. P. 295–296. PI. I–VI. тип 1 A. 403 Новейшие сведения об этой святыне и список литературы см.: Пуцко В. Г. Купятицкий крест-энколпион//Художественный металл России: материалы конферен­ции памяти Г. Н. Бочарова. М., 2001. С. 144–153. 404 Duczko W. Byzantine Presence in Viking Age. Sweden Archaeological Finds and their 1nterpretation//Rom und Byzanz im Norden. Bd. 1. Mainz. 1997. P. 291–311. Fig. 2:2, 6:1, 7:1, 8:1. Один из этих крестов, серебряный с чернью энколпион с Готлан­да (fig. 2:2), Вл. Дучко считает древнерусским, с чем трудно согласиться как раз из-за того, что он серебряный (см. илл. 16). 405 Duczko W. Korset fra kippinge//Skalk, 2. Arhus, 1991. С. 3; Duczko IV. Byzantine Presence... P. 307. 308. Fig. 10. 1–3. Правда, автор считает, что шесть древнерусских крестов, обнаруженных в Сигтуне, принадлежали выходцам из Руси, жившим здесь более или менее постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Лит.: Bouch é -Leclercq A. L " Astrologie grecque. P., 1899. Brux., 1963r; Cumont F. Astrology and Religion Among the Greeks and Romans. N. Y.; L., 1912; Gorce D. Astrologie//DHGE. 1930. T. 4. P. 1235-1251; Gundel W. Sternglaube, Sternreligion und Sternorakel: aus der Geschichte der Astrologie. Hamburg, 1933. Hdlb., 1959r; idem. Astrologie//RAC. 1941. Bd. 1. S. 817-831; Bidez J., Cumont F. Les mages hellénisés. P., 1938. Vol. 1; Laistner M. L. W. The Western Church and Astrology during the Early Middle Ages//HarvTR. 1941. Vol. 34. P. 251-275; Nallino C. Astrologia (presso: Musulmani)//Raccolta di Scritti. R., 1944. Vol. 5. P. 1-44; Sachs A. Babylonian Horoscopes//J. of Cuneiform Studies. Camb. (Mass.), 1952. Vol. 6; Riedinger U. Die heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie, von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956; Neugebauer O., Van Hoesen H. B. Greek horoscopes. Phil., 1959; Pingree D. Gregory Chioniades and Palaeologan Astronomy//DOP. 1964. Vol. 18. P. 135-160; idem. The Astrological School of John Abramius//Ibid. 1971. Vol. 25. P. 189-215; Gundel W., Gundel H. G. Astrologumena: Die astrologische Literatur in der Antike und ihre Geschichte. Wiesbaden, 1966; Gauquelin M. The Cosmic Clocks: From Astrology to a Modern Science. Chicago, 1967; idem. Astrology and Science. L., 1969; Unger M. Demons in the World Today. Wheaton, 1971; Russel E. Astrology and Prediction. N. Y., 19732; North J. D. Astrology and the Fortune of Churches//Proceedigs of the Ecclesiastical History Congress. Oxf., 1974; Van Deusen E. Astrogenetics: How Your Parents " Genes and Your Season of Birth Can Influence Your Life. Garden City (N. Y.), 1976; Dean G. Recent Advances in Natal Astrology: A Critical Review, 1900-1976. Subiaco (W. A.), 1977; McGervey J. A Statistical Test of Sun Sign Astrology//The Zetetic. Buffalo, 1977. Vol. 1. N 2. P. 49-54; Eysenck H., Nias D. Astrology: Science or Superstition? L., 1982; Culver R., Ianna P. The Gemini Syndrome: A Scientific Evaluation of Astrology. Buffalo, 1984; Культура Византии. М., 1989. Т. 2. С. 307-311; 1991. Т. 3. С. 363-370; Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука - II: Рождение астрономии. М., 1991; Боа К., Литтл П. Лабиринты веры и путь к истине. М., 1992. С. 143-151; Морей Р. Астрология и христианство. Новосиб., 1997; Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999. С. 517-523; Stuckrad K. von. Das Ringen um Astrologie: Jüdische und christliche Beiträge zum antiken Zeitverständnis. B., 2000.

http://pravenc.ru/text/76752.html

Bianchi, U., Presupposti platonici e dualistici nell» antropologia di Gregorio di Nissa, in: он же (изд.), La „doppia creazione“, стр. 83–115. Blades, J., статья Cymbals, in: S. Sadie (изд.), The New Grove Dictionary of Music and Musicians, V, London 1980, стр. 112–116. Blowers, P.M., Maximus the Confessor; Gregory of Nyssa, and the Concept of „Perpetual Progress“, in: Vigiliae Christianae, 46,1992, стр. 151–171. Böhm, Th., Theoria – Unendlichkeit – Aufstieg. Philosophische lmplikationen zu De Vita Moysis von Gregor von Nyssa, Leiden – New York – Köln 1996. Booth, A.D., The Chronology of Jerome " s Early Years, in: Phoenix, 35,1981, crp. 237–259. Boulluec, A. Le, Corporéité ou individualité? La condition finale des ressuscités selon Grégoire de Nysse, in: Augustinianum, 35, 1995, стр. 307–326. Boulluec, A. Le, Les schémas biographiques dans quelques vies spirituelles des IV et V siècles: les itinéraires de l " ascèse, in: Le temps chrétien de la fin de l " Antiquité au Moyen Age – IIIe-XIIIe siècles (Colloques internationaux du C.N.R.S., N. 604), стр. 243–253. Boulluec, A. Le, L " unité du texte. La visée du psautier selon Grégoire de Nysse, in: Le texte et ses représentations (Études de littérature ancienne, 3), Paris 1987, стр. 159–166. Boyancé, P., La „doctrine d " Euthyphron” dans le „Cratyle”, in: Revue des Études Grecques, 54, 1941, стр. 141–175. Boyancé, P., Études sur le Songe de Scipion. Essais d’histoire et de psychologie religieuses, Bordeau – Paris 1936, стр. 104–115. Brightman, R.S., Apophatic Theology and Divine Infinity in St. Gregory of Nyssa, in: Greek Orthodox Theological Review, 18,1973, стр. 97–114. Brisson, L., введение и примечания к Platon, Phèdre, suivi de La pharmacie de Platon de J. Derrida, Paris 1989. Brunner, F., Le dernier argument du Phédon de Platon en faveur de l " immortalité de l " âme, in: Revue des sciences philosophiques et théologiques, 70, 1986, стр. 497–520. Callahan, J.F., Basil of Caesarea, a New Source for St. Augustine " s Theory of Time, in: Harvard Studies in Classical Philology, 63,1958, стр. 437–454.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Münster, 1971. Bd. 17. S. 126-135; Fichtenau H. Das Urkundenwesen in Österreich vom 8. bis zum frühen 13. Jh. W., 1971; Walker D. The Organization of Material in Medieval Cartularies//The Study of Medieval Records: Essays in Honour of K. Major/Ed. D. A. Bullough, R. L. Storey. Oxf., 1971. P. 132-150; Медведев И. П. Византийские и поствизантийские копийные книги//ВИД. 1974. Т. 6. С. 307-317; Genet J.-P. Cartulaires, registres et histoire: L " exemple anglais//Le métier d " historien au Moyen Âge, études sur l " historiographie médiévale/Dir. B. Guenée. P., 1977. P. 95-138; Johanek P. Zur rechtlichen Funktion von Traditionsnotiz, Traditionsbuch und früher Siegelurkunde//Recht und Schrift im Mittelalter/Hrsg. P. Classen. Sigmaringen, 1977. S. 131-162; Rumble A. R. The Purposes of the Codex Wintoniensis//Anglo-Norman Studies. Woodbridge, 1982. Vol. 4. P. 153-166; K ö lzer T. Codex libertatis: Überlegungen zur Funktion des Regestum Farfense und anderer Klosterchartulare//Atti del 9. Congr. intern. di studi sull " alto medioevo, Spoleto, 27 sett.- 2 ott. 1982. Spoleto, 1983. P. 609-653; Foulds T. Medieval cartularies//Archives. L., 1987. Vol. 18. N 77. P. 3-35; Филиппов И. С. Раннесредневековый архив аббатства Сен-Виктор де Марсель: Опыт реконструкции//СВ. 1988. Вып. 51. С. 200-221; Chibnall M. Forgery in Narrative Charters//Fälschungen im Mittelalter. Hannover, 1988. Bd. 4. S. 331-347; Sayers J. E. «Original», Cartulary and Chronicle: The Case of the Abbey of Evesham//Ibid. S. 371-395; Davies W. The Composition of the Redon Cartulary//Francia: Forsch. z. westeuropäischen Geschichte. Münch., 1990. Bd. 17. S. 65-90; Jahn J. Virgil, Arbeo und Cozroh: Verfassungsgeschichtliche Beobachtungen an bairischen Quellen des 8. und 9. Jh.//Mitteilungen der Gesellschaft für Salzburger Landeskunde. Salzburg, 1990. Bd. 130. S. 201-292; Rucquoi A. La invención de una memoria: Los cabildos peninsulares del siglo XII//Temas medievales. Buenos Aires, 1992. T. 2. P. 67-80; Les cartulaires: Actes de la table ronde/Réunis par O.

http://pravenc.ru/text/1681195.html

Лит.: Renan E. Averroès et l " averroïsme: Essai hist. P., 1852 (рус. пер.: Аверроэс и аверроизм//Собр. соч. К., 1902. Т. 8); Arnaldez R. La pensée religieuse d " Averroès: I. La doctrine de la création dans le «Tahafut»//Studia Islamica. 1957. Vol. 7. P. 99-114; idem. La pensée religieuse d " Averroès: II. La théorie de Dieu dans le «Tahafut»//Ibid. Vol. 8. P. 15-28; idem. La pensée religieuse d " Averroès: III. L " immortalité de l " âme dans le «Tahafut»//Ibid. 1959. Vol. 10. P. 23-41; idem. Ibn Rushd//EI. 1986. Vol. 3. P. 909- 920; Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973; Kogan B. S. Averroes and the Metaphysics of Causation. N. Y., 1985; Badawi A. Averroès (Ibn Rushd). P., 1992r; Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna, and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. Oxf., 1992. P. 220-356; Leaman O. Averroes and His Philosophy. Richmond, 1998 2; Averroes and the Aristotelian Tradition: Sources, Constitution, and Reception of the Philosophy of Ibn Rushd (1126-1198): Proc. of the 4th Symp. Averroicum (Cologne, 1996)/Ed. G. Endress et al. Leiden, 1999; Taylor R. C. «Truth Does Not Contradict Truth»: Averroes and the Unity of Truth//Topoi. 2000. Vol. 19. N 1. P. 3-16; idem. Averroes//A Companion to Philosophy in the Middle Ages/Ed. J. J. E. Gracia, T. N. Noone. Oxf., 2002; Averroes and the Aristotelian Heritage/Ed. C. Baffioni. Napoli, 2004; Averroes et les averroïsmes juif et latin: Actes du Colloque Intern. (Paris, 16-18 juin, 2005)/Ed.: J. B. Brenet. Turnhout, 2007; Belo C. Chance and Determinism in Avicenna and Averroes. Leiden, 2007. Лат. аверроизм: Salman D. Note sur la première influence d’Averroès//Revue néoscolastique de philosophie. 1937. T. 40. P. 203–212; idem. Jean de la Rochelle et l’Averroïsme latin//AHDLMA. 1947/1948. T. 16. P. 133–144; Kuksewicz Z. De Siger de Brabant à Jacques de Plaisance: La théorie de l’intellect chez les averroïstes latins des XIIIe et XIVe siècles. Wroclaw, 1968; Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972; L’Averroismo in Italia: Conv. intern. (Roma, 18–20 aprile, 1977). R., 1979; Gauthier R. A. Notes sur le débuts (1225–1240) du premier «averroïsme»//RSPhTh. 1982. T. 66. P. 321–374; Bazán B. C. On First Averroism and Its Doctrinal Background//Of Scholars, Savants and Their Texts (Essays in Honor of Arthur Hyman). N. Y., 1989. P. 9–22; idem. Was There Ever a «First Averroism»?//Geistesleben in 13. Jh./Hrsg. J. A. Aersten, A. Speer. B., 2000. S. 31–53 (Miscellanea Mediaevalia; 27); Brenet J.-B. Transferts du sujet: La noétique d’Averroès selon Jean de Jandun. P., 2003; Hasse D. N. Averroica Secta: Notes on the Formation of Averroist Movements in 14th-Cent. Bologna and Renaissance Italy//Averroes et les averroïsmes juif et latin. Turnhout, 2007. P. 307–331; Bianchi L. Pour une histoire de la «double vérité». P., 2008.

http://pravenc.ru/text/200435.html

М. Газов-Гинсберг, М. М. Елизарова, К. Б. Старкова. СПб., 1996. [Вып. 2] [подробнее см. в ст. Мёртвого моря рукописи]. Лит.: Библиотека. Butler H. A. The Chronological Sequence of the Scrolls of Qumran Cave One//RevQ. 1960. Vol. 2. N 8. P. 533–539; Аллегро Д. М. Сокровища медного свитка. М., 1967; Milik J. T. Turfan et Qumran: Livre des Géants juif et manichéen//Tradition und Glaube: Das frühe Christentum in seiner Umwelt: Festgabe für K. G. Kuhn zum 65. Geburtstag. Gött., 1971. P. 117–127; idem. Les Modèles Araméens du Livre d’Esther dans la Grotte 4 de Qumrân//RevQ. 1992. Vol. 15. N 59. P. 321–406; Yadin Y. The Temple Scroll. Jerus., 1977. Vol. 1–3; Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983; Qimron E. The Hebrew of the Dead Sea Scrolls. Atlanta (Georgia), 1986; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994; он же. Книги Еноха. М.; Иерусалим, 2000; он же. Книги Загадки рукописей Мёртвого моря: История и учение общины Кумрана. СПб., 2012; Chazon E. G. Prayers from Qumran and Their Historical Implications//DSD. 1994. Vol. 1. N 3. P. 265–284; Nitzan B. Qumran Prayer and Religious Poetry. Leiden; N. Y.; Köln, 1994; Schiffman L. Reclaming the Dead Sea Scrolls. Phil.; Jerus., 1994; Crawford S. W. Has Every Book of the Bible Been Found Among the Dead Sea Scrolls?//Bible Review. Wash., 1996. Vol. 12. N 5 (Oct.). P. 28–33, 56; eadem. How Archaeology Affects the Study of Texts: Reflection on the Category «Rewritten Bible» at Qumran//Caves of Enlightenment: Proc. of the American School of Oriental Research Dead Sea Scrolls Jubilee Symp. (1947–1977)/Ed. J. H. Charlesworth. North Richland Hills, 1998. P. 39–54; eadem. Rewriting Scripture in Second Temple Times. Grand Rapids (Mich.), 2008; Cross F. M., Eshel E. A New Ostracon from Qumran//Qadmoniot. 1997. Vol. 30. P. 134–136 (на иврите); Muro E. A., Jr. The Greek Fragments of Enoch from Qumran Cave 7//RevQ. 1997. Vol. 18. N 70. P. 307–312; Yardeni A. A Draft of a Deed on an Ostracon from Khirbet Qumrân//IEJ. 1997.

http://pravenc.ru/text/2462245.html

298 Ср.: Jungmann J. The Place of Christ in Liturgical Prayer. Alba House; N-Y., 1965. P. 225–227. 299 Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык. СПб., 1876. Вып. 3. С. 113. Издание сирийского текста см.: Assemani J. S. Bibliotheca Orientalis Clementino- Vaticana. R., 1719. P. 479; Rahmani I. I fasti della chiesa patriarcale Antiochena. R., 1920. P. XXI–XXV. 303 Meester P, de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. R., 1942. P. 19 (art. 39 § 3), 247–248. (Sacra Congregazione per la Chiesa Orientale. Codificazione canonica orientale. Fonti. Serie 2. Fasc. 10). 304 Описание различных чинопоследований см.: Arranz M. Les formulaires de confession dans la tradition byzantine//Orientalia Christiana Periodica. 1992. Vol. 58. P. 423–459. 1993. Vol. 59. P. 63–89, 357–386. 305 Arranz M. L’Eucologio Costantinopolitano agli inizi del secolo XI. R., 1996. P. 366–367. Если вторая молитва (К2:1) имеет в послеиконоборческом евхологии лишь одно незначительное изменение, то первая молитва (К1:1а) значительно распространена по сравнению с соответствующей молитвой (К 1:1b) из доиконоборческого евхология (Arranz. Les prières pénitentielles. P. 95, 97, 99–100). 307 Idem. Le preghiere degli infermi nella tradizione byzantina//Orientalia Christiana Periodica. 1996. Vol. 62. P. 344–345. Эта же молитва является второй частью заключительной молитвы из чина елеосвящения («Царю святый, благоутробне и многомилостиве... не полагаю руку мою...». 308 Herman E. Il più antico penitenziale greco//Orientalia Christiana Periodica. 1953. Vol. 19. P. 71–96. Издания текстов древнейшего византийского пенитенциала: Заозерский Н. А., Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской. М., 1902. C. 3–79 второй пагинации; Arranz M. I penitenziali bizantini: Il Protokanonarion o Kanonarion Primitivo di Giovanni Monaco e Diacono e il Deuterocanonarion o «Secondo Kanonarion» di Basilio Monaco. R., 1993. P. 30–129. (Kanonika; 3). См. также рецензию С. Паренти на издание Арранца, опубликованную в 1995 году в журнале «Byzantinische Zeitschrift» (Bd. 88. S. 2, 474–481), содержащую некоторые уточнения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

See references to a few more recent studies in footnote 113 of the present article. 130  See a brief survey of different theories in the book: Bradshaw P. The Search for the Origins of Christian Worship: Sources and Methods for the Study of Early Liturgy. (New York, 2002 2 ). P. 118–143; among the works cited there one should also list the study by I. Karabinov ( Карабинов И. A. Евхаристическая .молитва (анафора): Опыт историко–литургического анализа. (Санкт-Петербург, 1908)), which anticipated many ideas expressed by later scholars. 131  Some expressions of the 9–10 chapters of the Didache could be treated as an embrionic epiclesis, though. 132  See: Spinks B. The Sanctus in the Eucharistic Prayer. (Cambridge, 1991); Taft. The Interpolation...; Winkler. Das Sanctus... 133  See, for example: Fenwick J.R.K. Fourth Century Anaphoral Construction Techniques. (Bramcote (Nottingham), 1986: Grove Liturgical Study; 45); Mazza E. L’anafora eucaristica: Studi sulle origini. (Roma, 1992: Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae», Subsidia; 62). 134  Andrieu M., Collomp P. Fragments sur papyrus de l’anaphore de saint Marc, in: Revue des sciences religieuses. Vol. 8 (1928). P. 489–515. 135  Gamber K. Das Papyrusfragment zur Markusliturgie und das Eucharistiegebet im Clemensbrief, in: Ostkirchliche Studien. Bd. 8 (1959). S. 31–45; Engberding H. Die anaphorische Fürbittgebet der griechischen Markusliturgie, in: Orientalia Christiana Periodica. Vol. 30 (1964). P. 398–446; Coquin R.-G. L’anaphore alexandrine de saint Marc, in: Le Muséon. Vol. 82 (1969). P. 307–356. 136  Kilmartin E.J. Sacrificium Laudis: Contend and Function of Early Eucharistic Prayers, in: Theological Studies. Vol. 35 (1974). P. 268–287. 137  See a brief survey in: Ray W.D. The Strasbourg Papyrus, in: P.F. Bradshaw (ed.) Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers. (Collegeville (Minnesota), 1997). P. 39–56. 138  See: Brakmann H. Neue Funde und Forschungen zur Liturgie der Kopten (1984–1988), in: Actes du 4 e Congres Copte: Louvain-la-Neuve, 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

5       Память патриарха Христофора отмечена под 21 айяра/мая (т. е. на два дня ранее даты его кончины, указанной в Житии) в ряде мелькитских синаксарей XIII–XVIII вв.; наиболее ранний из них – в рукописи Sin. Arab. 418, 1237 г. (см.: Sauget J.-M. Premieres recherches sur l’origine et les caracteristiques des Synaxaires melkites (XI e -XVII e siecles). 1969. P. 380–383. (SH; 45)). В календаре Антиохийского патриарха Макария III аз-3а‘има (1647–1672) из рукописи Vat. Arab. 622 имеются две краткие заметки о Христофоре: одна – под 22 айяра/мая (Ibid. Р. 380–381), другая – в числе Антиохийских патриархов, поминаемых во второе воскресенье Великого поста (см.: Abras М. Vies des saints d Antioche de Makariyus ibn al-Za‘Im, patriarche d Antioche (1647–1672)//PdO. 1996. Vol. 21. P. 285–306, здесь: p. 301). 6       О стремлении возродить это почитание свидетельствует включение краткого изложения Жития и молитв к Христофору в сборник «Забытые свя тые в антиохийском наследии» (Тита (Bitar), archim. Al-Kiddlsun al-mansiyyun fi-1-turath al-antakl. [Bayrut, 1995]. P. 373–390). 7       См. о нем: Graf G. Geschichte der christlicher arabischen Literatur. CittA del Vaticano, 1947. Bd. 2. S. 45–48; Nasrallah J. Deux auteurs melchites inconnus du X e sikcle//OC. Bd. 63. S. 75–82; Idem. Histoire du mouvement litteraire dans l’Eglise melchite du V е au XX е siecle. Louvain; P., 1983. Vol. 3. T. 1. P. 289–305. 13 Деятельность Ибрахима ибн Юханны по переводу наследия Григория Назианзина освещается в работах Ж. Гранд-Анри, властности: Grand’HenryJ. La mthode de revision d’une version patristique arabe ancienne chez Ibrahim fils de Yuhanna d’Antioche//Annales du Departement des Lettres Arabes. Beyrouth, 1996. Vol. 6B (1991–1992): In Memoriam Prof. J.-M. Fiey. P. 161–172. 14       Cm.: Graf. Op. cit. S. 45; Samir S. Kh. Le recueil arabe des 52 homelies//OCP. 1973. Vol. 39(2). P. 307–332; Idem. Eine Homilien-Sammlung Ephrams des Syrers: Codex Sinaiticus arabicus nr. 311//OC. 1974. Bd. 58. S. 51–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Загурский Л. Н. Личные отношения между родителями и детьми по римскому и французскому праву. Х., 1880. [Т. 1]: Введ.: Учение о законнорожденности и незаконнорожденности по римскому праву; Pitzorno B. La legittimazione nella storia delle istituzioni familiari del Medio Evo. Sassari, 1904; Bonfante P. Corso di diritto romano. R., 1925. Vol. 1; Dupont C. Les constitutions de Constantin et le droit privé au début du IVe siècle: Les personnes. Lille, 1937; Sargenti M. Il diritto privato nella legislazione di Costantino: Persone e famiglia. Mil., 1938; Janeau H. De l " adrogation des liberi naturales à la légitimation par rescrit du Prince. P., 1947; Biondi B. Il diritto romano cristiano. Mil., 1954. Vol. 3: La famiglia; Kaser M. Das römische Privatrecht. Münch., 1959. Bd. 2: Die nachklassischen Entwicklungen; Wiel C. , van de. La légitimation par marriage subsequent de Constantin à Justinien: Sa reception sporadique dans le droit Byzantine//RIDA. 1978. T. 25. N 3. P. 307-350; idem. Les différents formes de cohabitation hors justes noces et le dénominations divers des enfants qui en sont nés dans le droit romain, canonique, civil et byzantin jusqu " au treizième siècle//RIDA. 1992. T. 39. P. 327-358; Lanata G. I figli della passione: Appunti sulla Novella 74 di Giustiniano//AARC. 1988. T. 7. P. 487-493; Navarra M. Testi costantiniani in materia di filiazione naturale//Ibid. P. 459-475; Rawson B. Spurii and the Roman View of Illegitimacy//Antichthon: J. of The Australian Soc. Of Classical Studies. 1989. Vol. 23. P. 10-41; Luchetti G. La legittimazione dei figli naturali nelle fonti tardo imperiali e giustinianee. Mil., 1990; Wieling H. Die Gesetzgebung Constantins zur Erwerbsfähigkeit der Konkubinenkinder//AARC. 1990. T. 8. P. 455-471; Arjava A. Women and Law in Late Antiquity. Oxf., 1996; idem. Ein verschollenes Gesetz des Codex Theodosianus über uneheliche Kinder (CTh 4, 6, 7a)//ZSRG.R. 1998. Bd. 115. S. 414-418; Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998; Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Пер. с итал. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/171778.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010