Содержание Предисловие Часть первая Книга первая. Православие в западнорусских областях, бывших под польским владычеством, в половине XVIII столетия Книга вторая. Виктор Садковский: его жизнь и деятельность за время до возвращения западнорусских областей России Книга третья. Воссоединение униатов Книга четвертая. Воссоединение униатов Книга пятая. Устройство Минской епархии при преосвященном Викторе. Последние годы жизни преосвященного Виктора и оценка его деятельности на минской кафедре Часть вторая Книга шестая. Преосвященный Иов Потемкин. Окончание дела воссоединения Книга седьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии Книга восьмая. Преосвященный Иов Потемкин. Устройство епархии: монастыри. Перемещение преосвященного Иова и его кончина Книга девятая. минская архиепископия в 1812–1832 гг. Заключение Приложение Указ нашему Синоду     Предисловие История Минской епархии, только что пережившей столетие своего существования, распадается на три периода. Три раза в продолжение столетия епархиальная жизнь заметно изменяла свой характер, приобретая новые характерные черты, новое направление. Первый период, простирающийся от учреждения епархии до тридцатых годов текущего столетия, ознаменован, в самом начале, высоким религиозным подъёмом народного духа, возвратившим православной церкви многие тысячи её сынов, отторгнутых от неё в «лютую годину» насилием латинопольской пропаганды. Вслед за этим могучим духовным подъёмом, далеко двинувшим вперёд местную церковную жизнь и в своё время отвлекшим на себя главное, преимущественное внимание всей епархии, наступило постепенно успокоение, затишье. Епархия стала переживать результаты недавнего прошлого, а затем, в тишине и покое, готовить необходимые, большей частью материальные средства для будущего, для нового движения вперёд, которое наступить и не замедлило. Уже с первых годов третьего десятилетия переживаемого нами века в Минскую епархиальную жизнь начинают пробиваться новые веяния. Это было время постепенного назревания великого дела приснопамятного Литовского святителя Иосифа Семашки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разделы портала «Азбука веры» епископ Серафим (Сигрист) Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > епископ Серафим (Сигрист) Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Я избрал такое длинное название, «Книга Откровения в православном богослужении и внутренней духовной жизни», чтобы подчеркнуть, что это статья — не ученые заметки библеиста, а размышление над ситуацией, сложившейся в церквах и в нашей жизни как отдельных христиан. Книга Откровения была названа «самой литургической книгой Библии» (Томас Торранс). Как видно из подготовленного мною материала, в который я включил только самые важные из многих возможных ссылок, это не преувеличение. Поклонение Богу, Литургия являются сердцевиной книги, ее смысла. Но в Восточной Церкви она полностью отсутствует в общецерковном чтении (возможно, потому, что восточный лекционарий сформировался до окончательного включения книги в Новый Завет). Насколько я понимаю, до реформы Никона в России был Типикон, включавший чтение книги Откровения, но это исключение. Большинство западных лекционариев включают ее лишь частично. Как мы увидим, проблема простирается дальше вопроса общецерковного чтения, но сегодняшнее отсутствие книги Откровения в Литургии ясно указывает на проблему. В этом кратком размышлении моим намерением будет обсудить, почему «самая литургическая» книга менее всего представлена в Литургии, и что мы теряем из-за ее отсутствия, и что мы приобретем, если каким-либо образом снова или впервые введем ее в нашу жизнь. Итак, давайте поговорим о том, что усложняет наш подход к книге Откровения и препятствует ее использованию. (1) Так легко прочитать книгу Откровения неправильно. Все согласятся, что читать «Ад» Данте как путеводитель по аду (а не как исследование своего внутреннего мира, прежде всего) было бы ошибкой. Тем не менее, даже в наши дни многие читают книгу Откровения, как будто она является чем-то вроде пророчеств Нострадамуса. Безусловно, Откровение принадлежит к жанру библейского пророчества. Думается, что Откровение рассказывает о борьбе ранней Церкви и Римской Империи так же, как Исаия пишет о проблематике своего времени. Также Откровение принадлежит к жанру апокалипсиса, каноническим представителем которого служит книга Даниила. Апокалипсис — это размышление над всем ходом истории. Итак, по характеру Откровение — библейское пророчество и апокалипсис (а также включает в себя уникальную, присущую только этой книге сердцевину богослужения), но никак не книга гадалки.

http://azbyka.ru/apokalipsis/kniga-otkro...

Ольга Васильевна Орлова Аудио   Содержание От составителя Предисловие Учитель пятнадцати веков Риторическое искусство или служение Истине? Пастырь и отец Книга первая (398 – 401 гг.) Книга вторая (401 г.) Книга третья (401–403 г.) Книга четвертая (403 г.) Книга пятая (403–404 гг.) Книга шестая (404 г.) Книга седьмая (404–405 гг.) Книга восьмая (405–412 гг.) Краткое жизнеописание святителя Иоанна Златоуста (до его служения на Константинопольской кафедре) Детство, юность и подвижничество святого Иоанна (347–380 гг.) Служение Иоанна Златоуста в сане дьякона и пресвитера в Антиохии (381–398 гг.)     Знаете ли вы, возлюбленные братья, за что хотят погубить меня? За то, что я не приказывал стлать перед собой богатые ковры, что никогда не хотел я одеваться в золотую и шелковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворять жадность этих людей, и не держал стола, открытого для них. Племя аспида всегда господствует, осталось потомство у Иезавели, но и благодать подвизается с Илиею. Иродиада также здесь, Иродиада все еще пляшет, требуя головы Иоанна, и ей отдадут голову Иоанна, потому что она пляшет. Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих – посох, на который я опираюсь. Вот где мое прибежище, вот мирная пристань души моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира... все это для меня не более паутины. Иоанн Златоуст От составителя «У нас, оттого, что нет никого совершенно здорового в вере, но все больны, – одни более, другие менее, никто не в состоянии пособить лежащим. Так если бы кто со стороны пришел к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы еще мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идем такою дорогою, как будто решились идти против заповедей Его!» Св. Иоанн Златоуст Оставляя на земле Своих учеников, Христос не сказал им: «Теперь начинайте жить как Я вас научил». Он только предупредил их – ждите обещанного. И послушная Его слову – Церковь Христова, еще нерожденная, затворилась в тесной горнице и как бы перестала жить. Старое кончилось, а новое еще не начиналось. И вот свершилось. Бог явил себя как любовь безмерная, непостижимая. Избрав первоначальную Свою Церковь , Господь посылает ей в день сошествия Святого Духа – не помощь, а совершенство. Полному несовершенству и совершенной немощи дарованы полная мощь и совершенство. Изречение Господне: «Я есмь путь, истина и жизнь», – не было чем-то, что нужно было достигать, чему можно было научиться. Рожденному свыше явились новые: его (Его) путь, его (Его) истина, его (Его) жизнь. Родился новый род людей. Жизнь, которая открывалась в человеке, была не по поучениям Христа, не по воспоминаниям о Его образе жизни, – а во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Книги премудрости Соломона. Книга Екклесиата, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых В книге Премудрости Соломона, которая не является канонической, собраны вероучительные наставления, почему она и считалась в ветхозаветной церкви учительной. Высота учения, заключающегося в этой книге и ее наставительный характер стали причиной того, что эта книга с самой глубокой древности даже в христианской церкви пользовалась величайшим уважением. Отцы I и II вв., например Климент Александрийский, Иустин Философ, Тертуллиан, приводят места из книги Премудрости Соломона. В Православной Церкви из книги Премудрости Соломона заимствуются для церковного богослужения шесть паремий в дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, ввиду того, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости Соломона торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Книги премудрости Соломона: Книга Премудрости Соломона. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Книга Притчей Соломоновых Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС-14-324-2931) Текст приводится по изданию: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. Книга Премудрости Соломона 1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его, 2 ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему. 3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных. 4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 5 ибо святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Книги мудрых о Божией премудрости Скачать epub pdf Содержание Книга притчей Книга Екклезиаст Книга Премудрости Соломоновой Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова Подведем итоги     Да не подумает читатель, что мы берем на себя смелость предложить на этих двух-трех страницах урок из истории книг Священного Писания Ветхого Завета. Но так как не у всех под рукой Библия, то находим не излишним предварить речь краткой общей библейской справкой. В состав ветхозаветных священных книг «Учительных» входят: Книги эти: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Экклезиаст, Песнь Песней, книга Премудрости Соломоновой, книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Первые пять из них вошли в канон иудейских священных книг, утвержденный после плена Вавилонского при Ездре и Неемии в половине пятого века до Р. Хр., и потому называются каноническими. Две последние написаны в третьем столетии до Р. Хр., и потому называются неканоническими, хотя по содержанию они сходны с первыми пятью. Мы останавливаем внимание в данном случае на трех книгах, трактующих о «Премудрости Божественной,» прямо или косвенно соединенных с именем Соломона. Присоединяем сюда краткую характеристику книги «Премудрости Иисуса, Сына Сирахова.» Наше намерение – указать на ценность древней религиозной мысли, отстоящей от наших дней на три тысячи лет. Наглядно этим путем можно представить, что в природе человека есть прямое внутреннее стремление к познанию высокой тайны бытия в его существе, стремление возвышать ум и сердце к Источнику Жизни, что вера и молитва суть потребности не только нашего сердца, но не в меньшей мере – и нашего разума. Древнюю мысль предлагаем в свидетельство того, что, хотя условия жизни бывают примитивны, как было тогда, когда знания тайны природы были в зародыше, и словарь речи человеческой был сравнительно скуден, – несмотря на все это, мысль людей, возвышавшихся над общим уровнем, направлялась ввысь, и до нынешних дней остается в таком виде ценной и полезной. Поучительно, что эти люди не имели мысли превозноситься своим личным разумом, а только желали служить им для других. «Человек: это звучит гордо» – такое сознание им не было присуще.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вышла в свет книга «Старец Аникита: духовный путь святости» 16.04.2018 879 В преддверии Светлого праздника Пасхи Христовой в издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» увидела свет книга о русском подвижнике афонском старце, иеросхимонахе Аниките, а в миру русском князе Сергее Александровиче Ширинском-Шихматове, уроженце Вяземского уезда Смоленской губернии, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Книга называется «Старец Аникита: духовный путь святости». Книга состоит из двух частей. Первая часть содержит самый полный на сегодняшний день биографический очерк о жизни, служении и подвигах святогорского старца Аникиты, в миру князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова, автором очерка является директор Международного института афонского наследия Сергей Викторович Шумило. Во второй части книги помещены труды подвижника: описание путешествия иеросхимонаха Аникиты по святым местам Востока, Житие Митрофана Воронежского, автором которого является о. Аникита, а также духовная поэзия будущего инока. Кроме того, в качестве приложения приводятся сведенияо выходцах из Смоленской губернии, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Книга иллюстрирована цветной фотовклейкой, в которой впервые публикуются подробные фотографии раки с честными останками старца Аникиты, а также фотографии святой горы Афон. Издание приурочено к юбилею — 1000-летию русского монашества на Афоне и посвящено памяти недавно преставившегося игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина, 1915–2016), который незадолго до кончины преподал благословение на написание и подготовку к печати этой книги. Благословение на издание книги предоставлено также Преосвященным епископом Сергием Вяземским и Гагаринским, поскольку на территории нынешней Вяземской епархии находится село Дерново (Смоленская область), в котором в 1783 году родился о. Аникита. Книга будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся церковной историей, литературой и православием.

http://ruskline.ru/politnews/2018/aprel/...

Ледяной дождь Книга Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая» рассказывает о знаменитом уходе графа Толстого и последовавшей затем его смерти, потрясшей весь мир. Однако эта книга не только о последних днях русского писателя 11 ноября, 2010 Книга Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая» рассказывает о знаменитом уходе графа Толстого и последовавшей затем его смерти, потрясшей весь мир. Однако эта книга не только о последних днях русского писателя Книга Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая» рассказывает о знаменитом уходе графа Толстого и последовавшей затем его смерти, потрясшей весь мир. Однако эта книга не только о последних днях русского писателя. Это книга вообще о Толстом. Басинский пошел за свидетельствами, как бы наново открывая для себя (и для читателя) события. И многие события, которые человек считает понятными, давно объясненными, получают иное измерение. За сто лет биография Толстого довольно сильно обжита людьми и обросла придуманными, никогда не существовавшими смыслами. Отношения Толстого с религией тоже, кстати, довольно сильно выдуманы. Вот был знаменитый рассказ Куприна «Анафема», написанный в 1913 году. В нем происходит вот что: «Протодьякон подходил уже к концу, как к нему на кафедру взобрался псаломщик с краткой запиской от отца протоиерея: по распоряжению преосвященнейшего владыки анафемствовать болярина Льва Толстого». Главный герой, отец Олимпий, вдруг вспоминает, как он читал Толстого накануне и ужасается: «”Боже мой, кого это я проклинаю? — думал в ужасе дьякон. — Неужели его? Ведь я же всю ночь проплакал от радости, от умиления, от нежности”. Но, покорный тысячелетней привычке, он ронял ужасные, потрясающие слова проклятия, и они падали в толпу, точно удары огромного медного колокола… На один момент ему казалось, что он упадет в обморок. Но он справился. И, напрягая всю мощь своего громадного голоса, он начал торжественно: — Земной нашей радости, украшению и цвету жизни, воистину Христа соратнику и слуге, болярину Льву… Он замолчал на секунду. А в переполненной народом церкви в это время не раздавалось ни кашля, ни шепота, ни шарканья ног. Был тот ужасный момент тишины, когда многосотенная толпа молчит, подчиняясь одной воле, охваченная одним чувством. И вот глаза протодьякона наполнились слезами и сразу покраснели, и лицо его на момент сделалось столь прекрасным, как прекрасным может быть человеческое лицо в экстазе вдохновения. Он еще раз откашлянулся, попробовал мысленно переход в два полутона и вдруг, наполнив своим сверхъестественным голосом громадный собор, заревел:

http://pravmir.ru/ledyanoj-dozhd/

От автора Книга Псалмов, благодаря глубокому и многостороннему содержанию своему, предпочтительна перед всеми другими священными книгами, с самой глубокой древности сделалась особенно употребительной при богослужении и наиболее других любимой в частной жизни у всех христиан. Но особенно заметна любовь и уважение к этой книге, и ревность к употреблению ее в домашнем быту среди нашего русского народа. Ни одна книга не была в таком широком употреблении в народе, как Псалтирь. С первых же пор принятия христианства она в течение многих веков (почти до самого последнего времени) была у нас единственной учебной книгой в начальных народных школах. Правда, в последние 15–20 лет, книга эта перестала быть книгой учебной. Теперь, со времени обнародования Высочайше утвержденных Правил о церковно-приходских школах, она опять вводится в народных школах (по крайней мере, в церковно-приходских) как книга учебная, и при быстром умножении церковно-приходских школ, какое замечается в настоящее время, можно надеяться, что книга эта получит еще более широкое употребление в народе, чем какое замечалось прежде. А вместе с этим, несомненно, возрастет и потребность толкового изучения и сознательного усвоения ее. Постоянное и широкое употребление этой книги при богослужении представляет лучшее ручательство этого, так как наш народ, несомненно, любит церковь и все церковное и обнаруживает большую любознательность ко всему, что совершается, поется и читается в церкви. Остается только желать, чтобы книга эта, при таком широком употреблении ее, была более понятной для всех. Между тем по глубине содержания своего, а еще более вследствие неясности языка (по местам, по крайней мере), книга эта для многих даже образованных людей мало понятна, а для простого народа часто и совсем непонятна. Настает существенная необходимость в толкованиях на эту книгу. Правда, за последние годы уже появилось в печати несколько таких толкований и есть надежда на появление новых трудов. Но все, имеющиеся доселе, толкования на книгу Псалмов удовлетворяют потребностям только людей более или менее образованных, для простого народа и вообще людей мало образованных, они совершенно недоступны. Нужно думать, что появление в печати общедоступного изъяснения Псалтири есть дело недалекого будущего. Но пока эта надежда не достигла еще своего осуществления, мы надеемся, что и наш скромный труд далеко не будет лишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Прот. Алексей Уминский: «В злобном конфликте возникают враги, а не единомышленники» Библия — это не решебник. Это книга вопросов, а не ответов. А ответы хорошо если приходят со временем, не сразу и не во всей полноте. Но Евангелие учит, что Богу можно задавать любые вопросы, и, если они появляются, появляются и стимулы, и смыслы жить и искать ответы. 27 февраля, 2014 Библия — это не решебник. Это книга вопросов, а не ответов. А ответы хорошо если приходят со временем, не сразу и не во всей полноте. Но Евангелие учит, что Богу можно задавать любые вопросы, и, если они появляются, появляются и стимулы, и смыслы жить и искать ответы. Сценарист и писатель Этери Чаландзия выступила в роли литобработчика: записала монологи известного деятеля современной церкви, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерея Алексея Уминского. Книга «Человек и Церковь. Путь свободы и любви» (М., Альпина нон-фикшн, 2014) разошлась мгновенно, меньше чем за два месяца. В чем причина успеха? Чаландзия решила сделать с отцом Алексеем беседу-постскриптум. — Книга «Человек и Церковь» вызвала интерес не только у светской публики, но и у верующих. Почему? — Дело в том, что многие наши верующие — совсем недавние христиане, и для них те вопросы, которыми мы задаемся в книге, вполне актуальны. А потом, многие берут книгу для своих близких. Непонимание между верующими и неверующими членами семьи — обычное дело. И книга оказывается удобным способом наладить коммуникацию. Вместо жарких дискуссий можно предложить почитать, что там умные люди на этот счет написали. (Смеется.) — С негативными оценками вы уже столкнулись? — Пока нет. Но меня нет в соцсетях, возможно, вся критика обрушилась бы именно там. А так люди в основном благодарят, и многие радуются тому, что книга оказалась у них в руках в какой-то нужный момент их жизни. И потом, мне кажется, довольно мало случайных людей читают нашу книгу. А поскольку, как мне кажется, мы не ошиблись с интонацией, книга не носит пропагандистского характера, не раздражает и не провоцирует, скорее заставляет уйти в тишину и подумать, — читателя это расположило и заинтересовало. Да, мы не сделали провокационную и разоблачительную книгу, она не стала инфоповодом и не привлекла к себе внимание на волне скандала. Но мы этого и не хотели. Волны обычно накатывают и спадают, а было бы хорошо и правильно, чтобы интерес к этой книге был не сиюминутным.

http://pravmir.ru/prot-aleksej-uminskij-...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 27. Первая книга Маккавейская Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175–134 годы до Р.Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало – восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю – подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу – это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу – это подвиги Симона Маккавея. Первая Книга Маккавейская начинается с периода эллинизации времени Александра Македонского. «После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, – он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли.» ( 1Мак.1, 1–2 ) Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена – величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, повествующими о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах. После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление. По свидетельству блаж. Иеронима и  Оригена , 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она дошла только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам ( 1Мак. 16, 23  и 24), которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135–105 до Р.Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ранее 105-го года до Р.Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010